http://psychology.net.ru | Добавить в избранное | Сделать стартовой | e-mail
Поиск:
  Почитать
  Экстремальная психология
  Конфликтология
  Отцы и дети
  В глубинах подсознания
  Киберпсихология
  В мире сновидений
  Он и Она
  Психология неудачника
  Медитация. Гипноз
  Научные статьи
  Исследования
  Методический материал
  Психотренинги и игры
  Всякая всячина
  Психологический словарь
  Аддиктология
  Отдохнуть
  Новости психологии
  ПсихоТесты он-лайн
  Психологические игры
  Психологический юмор
  Поработать
  Вакансии для психологов
  Резюме психологов
  Разместить вакансию
  Разместить резюме
  Поболтать
  Форум, конференции
  Гостевая книга
  Психологический чат
  Доска объявлений
  Скачать
  Рефераты по психологии
  Психологические тесты
  Психологический софт
  Посетить
  Психологические тренинги
  психоанализ
  консультации психолога

  Шпилька.РУ - для умных
  и веселых женщин
  Женский Клуб
  Пингвин.ру
  Психология-вся Россия
  Научные ресурсы
  Еще ссылки...
  Добавить ссылку
  Партнеры


Институт Теменос

7я.ру

Психологические тесты
Как стать партнером

Psychology Banner Exchange

Наверх

Научные статьи

Психологические аспекты реабилитации детей-инвалидов
Автор(ы): С.Немкова

Особенности психики у лиц с физическими дефектами привлекали внимание как психиатров, так и других специалистов с давних пор. Еще в 1625 году Платтер отмечал наличие у детей с физическими не достатками психопатологических особенностей в виде упрямства, не послушания. Позже были описаны бред преследования тугоухих, обус ловленный чувством недоверчивости, одиночества, склонностью к оши бочным толкованиям у людей с дефектами слуха; тип "слепого" с труднопреодолимой замкнутостью, сосредоточенностью на внутренней жизни. При детских церебральных параличей(ДЦП) двигательные нару шения сопровождаются недостаточностью ряда нервно-психических функций. Сочетания расстройств моторной сферы и интеллекта различны. При спастической диплегии (тетрапарез, при котором руки страдают меньше, чем ноги) дети часто могут обслужить себя, писать, овла деть рядом трудовых навыков. Отмечается удовлетворительное разви тие вербального мышления, но недостаточность наглядно-образного(с трудом запоминают расположение кабинетов в школе, не умеют рисо вать).Многие из таких детей способны к обучению в массовых школах. Гиперкинетическая форма характеризуется триадой: гиперкинезы, ту гоухость, интеллектуальная недостаточность (особенно страдает вер бальное мышление в связи с нарушениями речи, наглядно-образное мышление сохранено - дети успешно рисуют, конструируют). При гемипаретической форме ( парезы одной стороны тела, тяжелее в верхней конечности) часто наблюдаются нарушения речевых фун кций,счета,зеркальное письмо.Около 30% детей страдает олигофренией. Экспериментально-психологические исследования выявляют преоб ладание в мотивационной сфере ребенка с ЦП мотива подчинения взрослому, что оказывает тормозящее влияние на формирование собс твенных активных личностных установок. Проявляется отчетливая тен денция к формированию низкого уровня притязаний, сочетающегося с избирательно завышенной самооценкой в отношении здоровья (90% из них отнесли себя к здоровым ), что, по-видимому является защитным механизмом, амортизирующим чувство собственной неполноценности. При ДЦП двигательная недостаточность с рядом сопутствующих факторов может приводить к формированию патологических свойств личности по дефицитарному типу; на грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействие социальных факторов, оказываю щих психотравмирующее действие.К ним относятся: 1) переживание недоброжелательного отношения сверстни ков,чрезмерного внимания окружающих; 2) явления госпитализма, т.к. больные часто находятся в больницах и санаториях длительный пери од; 3) разлука с матерью или неполная семья (отцы в 25% случаев оставляют семьи); 4) психический травматизм в связи с лечебными процедурами(операциями) из-за несоответствия надежды ребенка на быстрое излечение и необходимостью длительной реабилитации; 5) затруднения в процессе обучения из-за параличей, гиперкинезов, пространственных нарушений; 6) сенсорная депривация при часто со путствующих нарушениях зрения, слуха; 7) неправильное воспитание по типу гиперопеки (приводит к формированию эгоцентричности, изба лованности, застенчивости, эмоциональной незрелости). В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка воз никают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации фор мируются в двух направлениях:пассивно-оборонительном и агрессив но-защитном. Некоторые исследователи для решения этой проблемы ис пользуют концепцию Юнга об экстра-интравертированных личностях. Детям со спастической диплегией более свойственны интравертирован ные черты характера: пугливость, склонность к различным страхам, любовь к повышенному вниманию, которое гарантирует безопасность. Для детей с гиперкинезами характерны экстравертированные черты: общительность, легкая возбудимость, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость. Клинически психогенное патологическое формирование личности по дефицитарному типу проявляется несколькими вариантами. Наиболее часто встречающийся (как при ДЦП,так и у детей с заболеваниями зрения, слуха) астено-невротический вариант проявляется робостью, застенчивостью, чрезмерной чувствительностью и впечатлительностью, неуверенностью в себе, обидчивостью, иногда - заиканием, энурезом, страхом падения, передвижения, высоты. При псевдоаутистическом варианте наблюдается необщительность, усиливающаяся с возрастом ребенка (что свидетельствует о реактив ном ее генезе), замкнутость со склонностью к гиперкомпенсаторному фантазированию.Больные часто пишут стихи, ведут дневник;некоторые девочки собирают фотографии балерин. У детей и подростков этой группы раньше наблюдаются осознание дефекта, направленность на его коррекцию. Истероидный вариант характеризуется эгоцентризмом, демонстра тивностью поведения, избалованностью (формируется при воспитанию по типу "кумир семьи"), лживости.Сексуальные интересы проявляются рано, девушки могут преувеличивать свои привязанности. Компенсация может быть достигнута подбором заданий, позволяющих быть в центре внимания: игра в школьном театре и т.п.. При неустойчивом варианте отмечается недоразвитие волевой де ятельности, внушаемость, беспечность, стремление к постоянной сме не впечатлений, поверхностность суждений. При возбудимом варианте ведущими признаками являются повышен ная эмоциональная возбудимость, раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, усиление примитивных влечений и инстинктов. Первые признаки выявляются при поступлении в школу-интернат и час то связаны с трудностью обучения из-за пространственных нарушений, задержки развития, педагогической запущенности. Такие дети стара ются завоевать авторитет среди сверстников излишней бравадой, гру бостью, драками.Это и своего рода протест, т.к.большинство из них растет в "трудных" семьях, в асоциальной среде. Патология поведе ния усугубляется также в связи с усилением патологии влечений в виде к склонности к вредным привычкам, повышенной сексуальности. При планировании программы реабилитации при ДЦП обязательно должны учитываться особенности личности больного, структура психо логических нарушений и механизмы их компенсации. Имеются данные, подтверждающие влияние психологических особенностей детей на эф фективность ортопедо-хирургического лечения. Дети, отличающиеся повышенной зависимостью от других в разрешении конфликта, болезненной фиксацией на своем дефекте,легче переносили послеоперационный период, но, несмотря на успешные хирургические вмешательства, двигательная активность их была резко снижена, наб людались фобии, несамостоятельность. Дети с самообвиняющей направ ленностью реакций (робкие, неуверенные в своих силах) переносили послеоперационный период хуже, но включались в реабилитационные мероприятия быстрее, были более активны, чем больные из предыдущей группы, поэтому отдаленные результаты оказались лучше. Дети с по вышенной активностью в разрешении конфликтных ситуаций, агрессив ными установками в послеоперационный период жаловались на боль, требовали пристального внимания к себе, но были значительнее ак тивнее, чем дети других групп, у них быстрее формировались новые двигательные стереотипы, что способствовало лучшей социальной адаптации и самостоятельности. Нельзя забывать и о такой проблеме детской инвалидности, как суицид, поскольку подросткам, остро переживающим свою физическую неполноценность, свойственны аутоагрессивные поступки. В целом, суицидальное поведение детей и подростков характеризуется следую щими особенностями: во первых, недостаточно адекватная оценка пос ледствий аутоагрессивных действий (они не предусматривают действи тельной возможности летального исхода, отсутствуют четкие границы между истинным суицидом и шантажно-демонстративным поступком, ко торый тем не менее опасен для жизни); во-вторых, имеется незначи тельность, несерьезность мотивов самоубийства, что затрудняет про филактику; в-третьих, часто отсутствует зависимость суицидальной попытки от депрессии, которая носит скрытый характер. У детей и подростков с ЦП суицидальные тенденции нередко за нимают важное место в клинической картине. Причиной их возникнове ния могут быть переживание одиночества, чувства отвержения в связи с невозможностью участия в подвижных играх, переживание угрозы ут раты родительской любви (рождение второго ребенка, отчим, смерть родителей), недовольство внешностью, особенно при наличии ярко вы раженных внешних деформаций ( искажение походки, гиперкинезы мышц лица),особенно у девушек. Демонстративное суицидальное поведение с целью наказать родителей, обидчика без стремления покончить с со бой наблюдается у подростков с истероидными и неустойчивыми черта ми личности, чему способствует воспитание по типу гиперопеки. Нес мотря на "несерьезность" намерений, при отсутствии помощи такое поведение может привести к осуществлению самоубийства. В группу риска входят также лица, которые ранее совершали суицидальные действия. Аффективное суицидальное поведение - суицид на высоте сильного переживания - наблюдается преимущественно у эмоциональ но-лабильных подростков, чаще с гиперкинетической формой ЦП, и представляется наиболее опасным, т.к. иногда протекает при сужен ном сознании. Наиболее глубокое переживание дефекта наблюдается в подростковом периоде,после окончания школы-интерната и попадания в среду здоровых сверстников. Критическим периодом является и после операционный, поскольку зачастую отсутствует ожидаемый больным быстрый результат, появляются чувство разочарования и безнадежнос ти, особенно при длительном ожидание операции, которое к тому же иногда вызывает нарушение сердечного ритма и ряд других функцио нальных изменений в организме. Для профилактики суицидов внимание персонала специализирован ных учереждений должно быть направлено на раннее выявление психо генных реакций, связанных с переживанием чувства собственной не полноценности, суицидальных мыслей, с учетом того, что для боль шинства таких больных свойственно игнорирование дефекта. Для реше ния этой задачи рекомендуется выявлять группы риска суицида, орга низовывать картотеку таких больных, обеспечивать активный патронаж лиц с суицидальными тенденциями участковым детским психиатром, проводить психотерапию , обращать внимание врачей на атипичность депрессии; необходимо скрывать от детского коллектива суицидальные попытки, т.к. детям свойственна повышенная внушаемость, склонность к подражанию. Необходима ранняя профориентация, позволяющая разви вать двигательные способности в зависимости от выбранной профес сии. Только адекватное и своевременное проведение реабилитационных мероприятий может предотвратить патологическое формирование лич- ности у детей-инвалидов, что будет способствовать более успешной их социальной адаптации.

Эту статью прочитало 3151 чел.
Обсудить (7 комментариев)



Книги по теме
Все книги
  Купить
  В Пси-Магазине
  На Озоне
  У Кроля
  В Интернатуре
  ПсиПочта
Логин:
@
Пароль:
Регистрация
Внимание!
С 23 января 2003 г.
изменены реквизиты
доступа к почте
Подробнее...
  Голосовать
Удается ли вам привлекать клиентов посредством Интернета?
Я не предоставляю психологические услуги
Я клиентов через Интернет не ищу
Не смотря на усилия клиентов из Интернета почти нет
Да, из Интернета приходит много клиентов
Некоторе количество клиентов нашли меня(нас) через Интернет
Другое

Текущие результаты
Архив

  Лист рассылки
 
 
  Подробнее   Архив
  Нас уже 4585
  Сотрудничать
  Прислать статью
  Баннерообмен
  Обмен ссылками, кнопками
  Реклама на сайте

  © Мир Психологии 1999-2002   Администратор проекта Качалов Владимир   Дизайн и программирование http://mouse.org.ru
Rambler's Top100 PROext: Top 1000
Allbest.ru