153
Вл. [В. И.
Немирович-Данченко].
«Горе от ума» на сцене
Малого театра.
«Русский
курьер», 1880, 22 февраля.
____________________
Чисто внешняя постановка
комедии «Горе от ума» на сцене Малого театра не выдерживает критики. Увидим мы
когда-нибудь ее в желательном виде или нет, остается тайной дирекции, очень
мало обращающей внимания на наши заявления. На наших частных театрах уже
начинают ставить комедию в костюмах эпохи, хотя и при обыкновенных декорациях;
попытка сделана — и посмотрите, как много от этого выигрывает комедия: вы ее
лучше понимаете, легче замечаете ее неисчислимые достоинства. В этом отношении
частные театры перещеголяли казенные. [...] А к чему эти танцы в третьем
действии? Если б они еще были характерны, принимая во внимание костюмы эпохи, а
то актеры ходят, крутятся в продолжение получаса, а ты сиди и смотри...
Удивительно весело!
О г-не Самарине в роли Фамусова я говорить не стану: это такой
восторг, которого нельзя передать.
У г. Ленского много, очень много неотделанного. В первом
монологе он недостаточно оживлен и некоторые фразы говорит неподготовленный,
так что им не придается должного выражения: как будто бы он не твердо знает
монолог, хотя этого, в сущности, нет, а происходит это потому, что он, если
можно так выразиться, часто выходит из роли. Во втором действии монолог о
судьях он говорит очень хорошо, а сцену обморока Софьи проводит вяло; последнюю
фразу перед уходом говорит слишком сурово. В третьем действии у него масса
ошибок, в особенности с Молчалиным. Этот диалог у него идет безусловно плохо:
что ни фраза, то
154 фальшь. Нельзя Чацкого
этаким героем из французского романа играть, надо как можно больше искренности,
а в сцене с Молчалиным требуется и много сарказма. Отчего Молчалин, задетый за
живое, и начинает: «Вам не дались чины? По службе неуспех?» Он хочет уязвить
Чацкого, а это нужно вызвать тоном. На эту сцену обращаю серьезное внимание г.
Ленского. С Софьей местами он опять-таки слишком суров. В четвертом действии у
него мало, что называется, внутреннего огня по выходе из швейцарской. Последняя
сцена ведется умно, но в заключительном монологе только конец — горячо и
страстно, а в середине со слов: «Вы помиритесь с ним» — мало искренности. В
общем Чацкий у г. Ленского выходит очень симпатичным и есть надежда, что, если
он не будет довольствоваться той отделкой роли, какой уже достиг, то из него
выйдет, и очень скоро, прекрасный Чацкий. [...]