Ю.М.Плюснин
ДВА ПОЛЮСА ЦЕННОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Означенная в названии статьи проблема может показаться на первый
взгляд лишенной актуальности. В психологии модель иерархии потребнстей
(иначе, мотивов, ценностных диспозиций), предложенная Абрахамом Маслоу
в 50-е годы (Maslow,1954) фиксирует как исходную, так и конечную точки
мотивационной структуры развивающейся личности. Однако, в этой пробле-
ме имеются еще по крайней мере три-четыре момента, которые требуют об-
суждения с тем, чтобы проблема могла рассматриваться не только с пси-
хологической, но и с культурологической, социологической и социобиоло-
гической позиций. Выявление этих моментов и особенно их взаимосвязей,
и составляет цель настоящей работы.
1. _Структура ценностных диспозиций . _развивающейся личности
Модель иерархии мотивов А. Маслоу отличает ряд особенностей, ко-
торые и сделали ее популярной не только среди психологов, но и среди
философов и социологов. В этой модели высшие потребности формируются
на базе низших, но в любой момент развития личности для реализации
высших потребностей необходима первоначальная реализация низших. По
мере развития личности ведущее значение физиологических потребностей в
мотивации поведения переходит к мотивам безопасности (стремление к фи-
зической защищенности, избегание неустроенности, боли, страха). Эти
две группы ценностных диспозиций, организующих поведение по поддержа-
нию гомеостаза организма и обеспечения психофизического комфорта, выс-
тупают в качестве низших потребностей, которые в значительной степени
обеспечиваются автоматически, т.е. генетически детерминированными по-
веденческими стереотипами.
Формирование других групп ценностных диспозиций сопряжено со зна-
чительным внешним социализирующим усилием. Последовательно ведущими
ценностными диспозициями развивающейся личности становятся мотивы со-
- 2 -
циальной идентификации, причастности, потребность в заботе, любви и
нежности. Достижение личностью определенных высот саморазвития приво-
дит к формированию в качестве ведущих ценности самоуважения, общест-
венного признания и одобрения, достижения успеха.
На высшем уровне развития личности ведущую роль начинают играть
ценности самоактуализации (реализация возможностей и творческих спо-
собностей, потребность в осмыслении мира). Здесь физиологические, пси-
хофизические, социопатические, иерархические потребности и установки
подчинены ценности личностной самоактуализации; это верхний полюс раз-
вития личности. --- (Рис. 1) ---
Между тем, далеко не каждая личность способна пройти весь путь в
иерархии ценностных диспозиций. В зависимости от степени социализирую-
щего давления и от индивидуальных психологических особенностей разные
люди к моменту завершения формирования личности достигают разного
уровня личностного развития.
Вся взрослая часть общества, вне зависимости от возраста, распо-
лагается на шкале иерархии ведущих мотивов деятельности в соответствии
с неким распределением, где основную долю составляют индивиды с веду-
щими мотивами безопасности, комфорта и идентификации с группой, соци-
ального принятия, признания, уважения, одобрения, достижения успеха.
Существенно меньшие доли ("хвосты" распределения) составляют в общест-
ве индивиды, чья система ценностей базируется на ведущих мотивах физи-
ологического удовлетворения (доминирование низших потребностей) или
мотивах самореализации и самоактуализации (доминирование высших пот-
ребностей).
Задача всех социо-регулятивных подсистем общества (институты вос-
питания и образования. культуры и правопорядка, семья и церковь) зак-
лючается в увеличении в обществе доли индивидов, мотивы деятельности
- 3 -
которых базируются на системе высших ценностей, при одновременном сни-
жении доли индивидов с доминированием системы низших ценностей; други-
ми словами, идет направленный процесс смещения моды к тому "хвосту"
распределения, где располагаются индивиды с доминированием системы
высших ценностей. -- (Рис. 2) --
Оценить направление и степень давления социализационных механиз-
мов ("социальный драйв") можно косвенно, при сравнении системы ценнос-
тей молодых людей, часть из которых испытывает более сильное социали-
зирующее воздействие по сравнению со сверстниками. Проиллюстрирую это
на материале собственных социально-психологических исследований.
По нашим данным (Садовой, Плюснин, 1994; исследование формирова-
ния системы ценностей проводилось у девочек и девушек 12 - 17 лет),
уже к раннему юношескому возрасту (14 лет) складывается система цен-
ностных диспозиций с доминированием просоциальных мотивов (ожидание
любви, стремление к социальным контактам со сверстниками, родными и
близкими; ценность психологической и физической защищенности отступает
на второй план). Эффект социализирующих механизмов определялся путем
сравнения систем ценностей у однокласниц, часть из которых страдала
вертеброгенными патологиями (дефекты развития позвоночника, которые
манифестируют в пубертатном возрасте). Эти девушки раньше взрослеют и
процесс их социализации протекает быстрее, чем у здоровых сверстниц. В
то время как структура ценностных диспозиций, на которых базируется
повседневное поведение, у больных и здоровых девушек развивается синх-
ронно, структура терминальных ценностей (осноыных, смыслообразующих)
оказалась различной в том отношении, что у больных девушек становление
высших ценностных диспозиций происходит с опережением. Они оказываются
не только социально более зрелыми, но и более развитыми в личностном
отношении по сравнению с их здоровыми сверстницами.
- 4 -
Представляется, что "социальный драйв" ценностного развития имеет
своей причиной более сильное, чем обычное, социализирующее давление на
личность человека при определенных социальных или психологических ус-
ловиях. Социализирующие механизмы "работают" в сторону развития лич-
ности с доминированием высших ценностных диспозиций.
2. _Система ценностей и путь жизни
Ценностные диспозиции, или мотивы деятельности, являются промежу-
точным, но ключевым звеном в цепи, соединяющей цели и средства челове-
ческой деятельности - цель жизни и поведение по ее воплощению. Значи-
мое - мотивированное - поведение сложно по своей структуре и имеет ис-
точником смыслообразующую цель жизни. Межу целью жизни и элементарными
средствами ее достижения иммется определенная и сложная взаимосвязь,
поддержание и сохранение которой и возложено на общественные институты
социализации.
Давнее исследование Ч. Морриса (Morris, 1956) жизненных целей
(или "путей", "смыслов" жизни) в разных культурах позволило описать
пять типов таких целей, которые присущи представителям любых обществ -
восточных и западных, традиционных и современных. Где-то выказывается
болшее предпочтение одному жизненному пути, где-то - иному; многообра-
зие в индивидуальных жизненых целях свойственно современному стратифи-
цированному обществу.
Последующие разыскания не увеличили число основных типов жизнен-
ных целей, хотя Карл Роджерс и предложил в качестве нового "пути жиз-
ни" ценность сохранения для человека существующего положения дел:
"быть тем, кто ты действительно есть" (Роджерс, 1994, с. 223 - 250).
По-видимому, Ч.Моррис представил исчерпывающий список смыслов жизни
человека. К чему же стремятся люди в своей жизни? Пути жизни таковы:
- 5 -
- стремление к чувственным удовольствиям и наслеждениями; человек
открыт жизни без всякого напряжения, простые радости жизни составляют
ее смысл;
- путь жизни заключается в открытости и восприимчивости к людям и
внешнему миру, природе; человек соучаствует в жизни других, но источ-
ник пути личности находится вне ее;
- смысл жизни заключается в моральном и ответственном участии в
ней; для человека велика ценность всего приобретенного;
- целью является активная жизнь, заключающаяся в личной и общест-
венной инициативности, в стремлении к преодолению препятствий внешнего
мира, подчинения своей воле природы;
- ценность самодостаточности внутренней жизни с богатым и разви-
тым самосознанием; внутренний мир личности несоизмерим со всем внешним
окружением.
Рассматривая перечисленные жизненные пути личности, следует отме-
тить заведомо просоциальный характер трех из них: 1) стремление жить в
соответствии с долгом и совестью; 2) в соответствии с установленными
законами и нормами; 3) стремление активно участвовать в строительстве
жизни. Оба других пути эгоцентричны, но цели здесь не однонаправлены,
а скорее расходятся в противоположные стороны. Личностно-центрирован-
ному стремлению к самоценности внутреннего мира человека противостоит
здесь организмо-центрированному стремлению к простым чувственным нас-
лаждениям.
Жизненные цели сложились как следствие актуализации той или иной
системы ценностных диспозиций и фиксации ее в сознании индивида в ка-
честве эталонной. Однако, нет прямого и однозначного соответствия меж-
ду ведущими группами ценностных диспозиций и типами целей жизни. Целе-
вые ориентации индивида вполне могут не совпадать со сложившейся у не-
го на данный момент системой ценностных диспозиций. В этой ситуации
- 6 -
механизмы социализации как внешние по отношению к личностному развитию
проявляют себя как два независимых фактора, под влиянием которых с од-
ной стороны складывается система базисных ценностных установок личнос-
ти, а с другой стороны - терминальные жизненные ориентации, смыслы.
Складывается впечатление, что в процессе становления системы цен-
ностей, при движении от низшего полюса к высшему полюсу развития люди
в своих жизненных ориентациях расходятся по трем взаимно противополож-
ным направлениям. В одном случае общество полностью овладевает индиви-
дом, поглощает его целиком и цели его жизни становятся социально-зна-
чимыми. В другом случае органическая природа индивида столь сильна,
что превозмогает социальное воздействие, не позволяет подчиниться со-
циальному порядку и животная природа человека подчиняет его личность
страстью к наслаждениям. В третьем случае "осознавшая себя индивиду-
альность" концентрирует все свое внимание на самое себя; смыслом жизни
человека становится безграничный внутренний мир "Я".
3. _Ценности и поведение
Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач
человек может использовать два типа поведения. Обычно эти типы поведе-
ния обозначаются как "естественное" и "ритуальное" (Шрейдер, 1979).
Различия между ними на первый взгляд совершенно незаметны, но имеют
принципиальный характер.
Естественное поведение индивидуально-значимо и эгоцентрично: оно
всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно им.
Поэтому для человека в ситуации осуществления такого поведения не сто-
ит вопрос о соответствии целей и средств. Цель может и должна быть
достигнута любыми средствами. Рассогласование между целями и средства-
ми их достижения и позволяет выделить естественное эгоцентрическое по-
ведение в особую форму. Оно социально нерегламентируемо, принципиально
- 7 -
аморально, точнее "бесцеремонно". Оно носит натуральный, природный ха-
рактер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей.
В обществе "натуральное" эгоцентрическое поведение запрещено.
Несмотря на имманентный характер социальной жизни она всегда базирует-
ся на конвенции и взаимных уступках со стороны всех индивидов. Но по-
ведение уступок - ритуальное, "церемонное" - это индивидуально-неес-
тественное поведение, хотя именно благодаря такому поведению общество
существует и воспроизводится.
Ритуал во всем многообразии форм - от этикета до церемонии - нас-
только глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что мы попросту не
замечаем, что живем в сплошном поле ритуальных взаимодействий. (Наобо-
рот, в силу того, что "натуральное" поведение запрещено, мы способны
отмечать самые мельчайшие его проявления у другого). Ритуализация на-
шей повседневной жизни становится очевидной при кросс-культурных срав-
нениях: давно отмечено, что в традиционных культурах до 4/5 всего вре-
мени повседневного взаимодействия составляют ритуалы.
Благодаря ритуальному поведению человек как бы пребывает в колы-
бели социального благополучия: поминутно он убеждается, что положение
дел сохраняется, а его социальный статус незыблем. Ритуальное поведе-
ние - средство обеспечения стабильности социальной структуры. И всякий
человек, реализующий формы ритуального поведения, тем самым осущест-
вляет деятельность по обеспечению социальной устойчивости. Общество
нуждается для этого в значительных усилиях, коль скоро столь велика
доля ритуала в пуле повседневного поведения.
Но общество не отменяет и естественного эгоцентрического поведе
-ния, да оно и не может его отменить. Более того, поскольку "натураль-
ное" поведение адекватно по целям и неразборчиво в средствах, оно ока-
зывается всегда "энергетически" более выгодным для индивида, нежели
- 8 -
ритуальное поведение в соответствии с внешними правилами. Поэтому со-
циальные механизмы - прежде всего механизмы социализации - направлены
на то, чтобы преобразовать формы "натурального" поведения в различные
формы ритуального поведения.
Естественно, что всегда, когда существует необходимость замещения
одной формы другой, нужны специальные социальные механизмы с функциями
поддержки, контроля и наказания. Такие социальные механизмы развиты в
любом обществе. И основными среди них являются институты социализации.
Смена ведущих ценностных диспозиций в процессе развития индивида как
личности может в некотором смысле рассматриваться как фиксация на цен-
ностном уровне усвоенных стереотипов ритуального поведения. Каждый но-
вый этап - это все более полное преодоление естественного стремления
индивида к использованию "натурального" поведения при достижении своих
целей. Общество выстраивает многочисленные преграды проявлению "нату-
рального" поведения еще и потому, что оно всегда невыгодно всем ос-
тальным участникам взаимодействия. Поэтому никто и не может при дости-
жении своих целей идти простым и естественным путем. Необходимо ис-
пользовать кружные пути, действовать, "не нарушая правил". В ритальном
поведении не существуцет любых средств, здесь могут быть только "пра-
вильные" средства. Поэтому, в отличие от 2натурального" поведения, ри-
туальное поведение нередко оказывается бесцелевым и осуществляется
только в силу того, что "так принято". Однако общество всегда предус-
матривает в этом случае наличие специальных регулирующих механизмов,
которые с одной стороны способствуют вознаграждению индивида, демонс-
трирующего такое бесцелевое поведение, а с другой стороны - препятс-
твуют реализации "натурального" поведения (гак, благонравное поведение
юноши в процессе ухаживаний за девушкой хотя и значительно позже при-
ведет его к страстно ожидаемому результату, нежели бы он того желал,
- 9 -
однако, оно несомненно более вознаградится по сравнению с актом наси-
лия, который грозит нетерпеливому эгоисту, идущему к достижению своей
цели естественным и прямым путем, не только моральным порицанием, но
еще и длительным лишением многих радостей жизни).
Индивид, таким образом, как бы находится в постоянном и непрерыв-
ном движении к вершине высших социальных ценностей, постоянно подтал-
киваемый и поддерживаемый механизмами социализации, регуляции и конт-
роля. Его восхождение идет от полюса "натурального" поведения через
усвоение ценностных диспозиций все более высокого порядка к полюсу
"идеального" социально-ценного во всей своей полноте поведения. В не-
котором смысле устойчивость общественного развития зависит от того,
насколько обществу удается контролировать и направлять взаимодействия-
ми людей, стремящихся к достижению естественных целей, переводить воз-
никающие формы "натурального" поведения в формы ритуального поведения.
Исчерпывающий контроль и достижение максимального уровня ритуали-
зации поведения - признак стабильности общественной структуры. Общест-
во никогда не может позволить ослабить "вращение своих маховиков",
стремящихся поднять человека на вершину, на которой все его поведение
становится церемониальным и он превращается в идеального гражданина. И
наоборот, явными признаками нестабильности являются указания на то,
что люди в достижении своих естественных целей начинают предпочитать
использовать естественное поведение. "Игра не по правилам" - а именно
это признак "натуральности" поведения - начинает вестись тогда, когда
социальный кризис приводит к ослаблению давления на процесс развития
личности социо-регулятивных механизмов. Начинается ничем не сдерживае-
мый, самопроизвольный скат к другому, нижнему полюсу, к той точке, в
которой человек стремится достичь максимальной индивидуальной выгоды,
невзирая ни на кого и используя любые средства.
- 10 -
Но нахождение в этой точке оставляет человеку только одну систему
ценностных диспозиций и только один смысл жизни: органический. Органи-
ческое же существование несовместимо с социальной жизнью, она активно
противостоит ему. Это тот исходный полюс, от которого отталкивается
процесс формирование системы ценностей личности и ее жизненных ориен-
тиров и к которому личность в своей индивидуальной жизни стремится ни-
когда не возвращаться, ведомая обществом к социальному идеалу - друго-
му столь же недостижимому полюсу своего развития.
4. _Система ценностей на "социальных качелях"
Изложенное представление о ценностном развитии личности есть, по
сути, модель "социальных качелей". В условиях стабильной социальной
структуры общество стремиться с помощью социо-регулятивных механизмов
добиться непрерывного и равномерного движения "вверх" по шкале ценнос-
тей. Это движение осуществимо только с помощью ритуального поведения,
которое везде, где возможно, замещает "натуральное" поведение и пос-
редством которого индивид переходит от низших систем ценностей к сис-
темам ценностей более высокого порядка.
В условиях нарушения стабильного общественного развития "социаль-
ные качели" приходят в движение. Ослабевает пресс социальных регулиру-
ющих механизмов, традиционные и институционализированные механизмы со-
циализации начинают "давать сбои"; индивид получает знечительно меньше
импульсов "позитивного социального усилия". При начавшемся качении
вниз на первый план в иерархии ценностных диспозиций постепенно высту-
пают органические потребности, ценности индивидуальной физической бе-
зопасности. -- (Рис. 3) ---
Но движение вниз не может быть бесконечным и не может носить мас-
сового характера, поскольку оно таит угрозу самому существованию об-
- 11 -
щества. Общество как самоорганизующаяся система вынуждено переходить к
использованию более мощных механизмов контроля и регуляции, либо сфор-
мировать новые подобные механизмы (такие ситуации крайне редки и они
всегда оставляют след в общественном сознании: например, инквизиция).
Эти механизмы включаются как последнее средство "возвращения" членов
общества к приемлемому уровню ритуальности, правильности поведения.
Если механизмы оказываются неэффективными, процесс развивается до сво-
ей крайней точки, достижение которой влечет за собой разрушение об-
щественной структуры.
Как "нижний" полюс несет разрушение общественной структуры, так
"верхний" полюс означает социальную стагнацию. Массовое достижение
уровня "общественно-ценной личности" превращает общество в ту целесо-
образно организованную систему, какая описана в "Государстве" Платона.
Неизвестно, можно ли отыскать примеры реальных обществ, которые обла-
дали столь мощными механизмами, что обуспечили своим членам всеобщее
достижение "идеального" состояния. Этому состоянию свойственна элими-
нация жизненных целей отдельных личностей, поскольку единственный об-
щий смысл жизни социально запрограммирован и зафиксирован в идеологи-
ческих и религиозных образцах.
В реальном обществе индивид находится, таким образом, в состоянии
"устойчивого неравновесия", вынужденный в силу "социального драйва"
двигаться вверх по шкале ценностей, но в силу естественных органичес-
ких потребностей постоянно стремящийся скатиться вниз; неустойчивость
же социального развития периодически возникающая в том или ином об-
ществе, заставляет его балансировать на "социальных качелях" ценност-
ного развития.
- 12 -
Литература
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:
Прогресс, 1994.
Садовой М.А., Плюснин Ю.М. Социально-психологические особенности
детей с вертеброгенной патологией // Гигиена и санитария. М., 1994.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.:Педагогика, 1986.- Т.1.
Шрейдер Ю.А. Ритуализация поведения и формы косвенного целепола-
гания // Психологические механизмы регуляции социального поведения. -
М., 1979. - С. 103 - 127.
Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y.:Harper & Bros, 1954.
Morris C.W. Varieties of Human Value. Chicago: Univ. of Chicago
Press, 1956.
.
Подписи к рисункам в статье Ю.М. Плюснина "Два полюса ценностного
развития личности"
Рис.1. Смена ведущих ценностных диспозиций (основных потребнос-
тей) в процессе формирования и развития личности (заимствовано с изме-
нениями из книги Х. Хеккаузена "Мотивация и деятельность"; т. 1, с.
112). На оси абсцисс условно обозначен уровень мотивации; шкала от
t(0) до t(T) - развитие личности от рождения до терминации.
Рис. 2. Иллюстрация "социального драйва", ведущего к увеличению в
обществе доли носителей высших ценностных диспозиций. p - частота; M1
и M2 - моды распределения.
Рис. 3. Модель "социальных качелей". Индивид в поступательном
ценностном развитии поднимается к высшим социальным ценностям, преоб-
разуя и интериоризируя внешнее социализирующее усилие и преодолевая
одновременно естественное стремление вниз, к ценностям низшего органи-
ческого порядка. В ситуации социального кризиса усилие социализирующих
механизмов ослабевает, в то время как условия жизни поощряют развитие
выгодного "натурального" поведения для достижения целей физической за-
щищенности и органического гомеостаза. Индивид не в силах преодолеть
качнувшуюся вниз шкалу ценностей и начинает перемещение к ценностям
низшего порядка. Однако массовое движение членов общества к нижнему
концу "качелей" приводит к предохранительному "включению" более мощных
социальных механизмов, благодаря которым осуществляется качок вверх
шкалы ценностей, который тормозит попятное движение.
.
А н н о т а ц и я
Ю.М. Плюснин
ДВА ПОЛЮСА ЦЕННОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье рассматривается проблема формирования системы ценностных
жиспозиций, жизненных целей ("путей жизни") и поведенческих средств их
достижения в процессе развития личности. Механизмы социализации высту-
пают в качестве ведущего фактора ценностного развития личности, благо-
даря которому формируется система высших ценностей.
Общественные кризисы, сопровождающиеся деградацией социо-регуля-
тивных подсистем общества, ведут к появлению феномена "социальных ка-
челей": утрачивается устойчивый характер ценностного развития личнос-
ти, происходит попятное движение к ценностям низшего уровня, которое,
по принципу обратной связи в самоорганизующейся системе общества, при-
водит к возникновению новых, более мощных регулятивных механизмов,
обеспечивающим возврат к системе ценностей высшего уровня.
Библиогр. 6. Илл. 3.