Ю.М.Плюснин

ДВА ПОЛЮСА ЦЕННОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Означенная в названии статьи проблема может показаться на первый

взгляд лишенной актуальности. В психологии модель иерархии потребнстей

(иначе, мотивов, ценностных диспозиций), предложенная Абрахамом Маслоу

в 50-е годы (Maslow,1954) фиксирует как исходную, так и конечную точки

мотивационной структуры развивающейся личности. Однако, в этой пробле-

ме имеются еще по крайней мере три-четыре момента, которые требуют об-

суждения с тем, чтобы проблема могла рассматриваться не только с пси-

хологической, но и с культурологической, социологической и социобиоло-

гической позиций. Выявление этих моментов и особенно их взаимосвязей,

и составляет цель настоящей работы.

1.  _Структура ценностных диспозиций .  _развивающейся личности

Модель иерархии мотивов А. Маслоу отличает ряд особенностей, ко-

торые и сделали ее популярной не только среди психологов, но и среди

философов и социологов. В этой модели высшие потребности формируются

на базе низших, но в любой момент развития личности для реализации

высших потребностей необходима первоначальная реализация низших. По

мере развития личности ведущее значение физиологических потребностей в

мотивации поведения переходит к мотивам безопасности (стремление к фи-

зической защищенности, избегание неустроенности, боли, страха). Эти

две группы ценностных диспозиций, организующих поведение по поддержа-

нию гомеостаза организма и обеспечения психофизического комфорта, выс-

тупают в качестве низших потребностей, которые в значительной степени

обеспечиваются автоматически, т.е. генетически детерминированными по-

веденческими стереотипами.

Формирование других групп ценностных диспозиций сопряжено со зна-

чительным внешним социализирующим усилием. Последовательно ведущими

ценностными диспозициями развивающейся личности становятся мотивы со-

 

- 2 -

циальной идентификации, причастности, потребность в заботе, любви и

нежности. Достижение личностью определенных высот саморазвития приво-

дит к формированию в качестве ведущих ценности самоуважения, общест-

венного признания и одобрения, достижения успеха.

На высшем уровне развития личности ведущую роль начинают играть

ценности самоактуализации (реализация возможностей и творческих спо-

собностей, потребность в осмыслении мира). Здесь физиологические, пси-

хофизические, социопатические, иерархические потребности и установки

подчинены ценности личностной самоактуализации; это верхний полюс раз-

вития личности. --- (Рис. 1) ---

Между тем, далеко не каждая личность способна пройти весь путь в

иерархии ценностных диспозиций. В зависимости от степени социализирую-

щего давления и от индивидуальных психологических особенностей разные

люди к моменту завершения формирования личности достигают разного

уровня личностного развития.

Вся взрослая часть общества, вне зависимости от возраста, распо-

лагается на шкале иерархии ведущих мотивов деятельности в соответствии

с неким распределением, где основную долю составляют индивиды с веду-

щими мотивами безопасности, комфорта и идентификации с группой, соци-

ального принятия, признания, уважения, одобрения, достижения успеха.

Существенно меньшие доли ("хвосты" распределения) составляют в общест-

ве индивиды, чья система ценностей базируется на ведущих мотивах физи-

ологического удовлетворения (доминирование низших потребностей) или

мотивах самореализации и самоактуализации (доминирование высших пот-

ребностей).

Задача всех социо-регулятивных подсистем общества (институты вос-

питания и образования. культуры и правопорядка, семья и церковь) зак-

лючается в увеличении в обществе доли индивидов, мотивы деятельности

 

- 3 -

которых базируются на системе высших ценностей, при одновременном сни-

жении доли индивидов с доминированием системы низших ценностей; други-

ми словами, идет направленный процесс смещения моды к тому "хвосту"

распределения, где располагаются индивиды с доминированием системы

высших ценностей. -- (Рис. 2) --

Оценить направление и степень давления социализационных механиз-

мов ("социальный драйв") можно косвенно, при сравнении системы ценнос-

тей молодых людей, часть из которых испытывает более сильное социали-

зирующее воздействие по сравнению со сверстниками. Проиллюстрирую это

на материале собственных социально-психологических исследований.

По нашим данным (Садовой, Плюснин, 1994; исследование формирова-

ния системы ценностей проводилось у девочек и девушек 12 - 17 лет),

уже к раннему юношескому возрасту (14 лет) складывается система цен-

ностных диспозиций с доминированием просоциальных мотивов (ожидание

любви, стремление к социальным контактам со сверстниками, родными и

близкими; ценность психологической и физической защищенности отступает

на второй план). Эффект социализирующих механизмов определялся путем

сравнения систем ценностей у однокласниц, часть из которых страдала

вертеброгенными патологиями (дефекты развития позвоночника, которые

манифестируют в пубертатном возрасте). Эти девушки раньше взрослеют и

процесс их социализации протекает быстрее, чем у здоровых сверстниц. В

то время как структура ценностных диспозиций, на которых базируется

повседневное поведение, у больных и здоровых девушек развивается синх-

ронно, структура терминальных ценностей (осноыных, смыслообразующих)

оказалась различной в том отношении, что у больных девушек становление

высших ценностных диспозиций происходит с опережением. Они оказываются

не только социально более зрелыми, но и более развитыми в личностном

отношении по сравнению с их здоровыми сверстницами.

 

- 4 -

Представляется, что "социальный драйв" ценностного развития имеет

своей причиной более сильное, чем обычное, социализирующее давление на

личность человека при определенных социальных или психологических ус-

ловиях. Социализирующие механизмы "работают" в сторону развития лич-

ности с доминированием высших ценностных диспозиций.

2.  _Система ценностей и путь жизни

Ценностные диспозиции, или мотивы деятельности, являются промежу-

точным, но ключевым звеном в цепи, соединяющей цели и средства челове-

ческой деятельности - цель жизни и поведение по ее воплощению. Значи-

мое - мотивированное - поведение сложно по своей структуре и имеет ис-

точником смыслообразующую цель жизни. Межу целью жизни и элементарными

средствами ее достижения иммется определенная и сложная взаимосвязь,

поддержание и сохранение которой и возложено на общественные институты

социализации.

Давнее исследование Ч. Морриса (Morris, 1956) жизненных целей

(или "путей", "смыслов" жизни) в разных культурах позволило описать

пять типов таких целей, которые присущи представителям любых обществ -

восточных и западных, традиционных и современных. Где-то выказывается

болшее предпочтение одному жизненному пути, где-то - иному; многообра-

зие в индивидуальных жизненых целях свойственно современному стратифи-

цированному обществу.

Последующие разыскания не увеличили число основных типов жизнен-

ных целей, хотя Карл Роджерс и предложил в качестве нового "пути жиз-

ни" ценность сохранения для человека существующего положения дел:

"быть тем, кто ты действительно есть" (Роджерс, 1994, с. 223 - 250).

По-видимому, Ч.Моррис представил исчерпывающий список смыслов жизни

человека. К чему же стремятся люди в своей жизни? Пути жизни таковы:

 

- 5 -

- стремление к чувственным удовольствиям и наслеждениями; человек

открыт жизни без всякого напряжения, простые радости жизни составляют

ее смысл;

- путь жизни заключается в открытости и восприимчивости к людям и

внешнему миру, природе; человек соучаствует в жизни других, но источ-

ник пути личности находится вне ее;

- смысл жизни заключается в моральном и ответственном участии в

ней; для человека велика ценность всего приобретенного;

- целью является активная жизнь, заключающаяся в личной и общест-

венной инициативности, в стремлении к преодолению препятствий внешнего

мира, подчинения своей воле природы;

- ценность самодостаточности внутренней жизни с богатым и разви-

тым самосознанием; внутренний мир личности несоизмерим со всем внешним

окружением.

Рассматривая перечисленные жизненные пути личности, следует отме-

тить заведомо просоциальный характер трех из них: 1) стремление жить в

соответствии с долгом и совестью; 2) в соответствии с установленными

законами и нормами; 3) стремление активно участвовать в строительстве

жизни. Оба других пути эгоцентричны, но цели здесь не однонаправлены,

а скорее расходятся в противоположные стороны. Личностно-центрирован-

ному стремлению к самоценности внутреннего мира человека противостоит

здесь организмо-центрированному стремлению к простым чувственным нас-

лаждениям.

Жизненные цели сложились как следствие актуализации той или иной

системы ценностных диспозиций и фиксации ее в сознании индивида в ка-

честве эталонной. Однако, нет прямого и однозначного соответствия меж-

ду ведущими группами ценностных диспозиций и типами целей жизни. Целе-

вые ориентации индивида вполне могут не совпадать со сложившейся у не-

го на данный момент системой ценностных диспозиций. В этой ситуации

 

- 6 -

механизмы социализации как внешние по отношению к личностному развитию

проявляют себя как два независимых фактора, под влиянием которых с од-

ной стороны складывается система базисных ценностных установок личнос-

ти, а с другой стороны - терминальные жизненные ориентации, смыслы.

Складывается впечатление, что в процессе становления системы цен-

ностей, при движении от низшего полюса к высшему полюсу развития люди

в своих жизненных ориентациях расходятся по трем взаимно противополож-

ным направлениям. В одном случае общество полностью овладевает индиви-

дом, поглощает его целиком и цели его жизни становятся социально-зна-

чимыми. В другом случае органическая природа индивида столь сильна,

что превозмогает социальное воздействие, не позволяет подчиниться со-

циальному порядку и животная природа человека подчиняет его личность

страстью к наслаждениям. В третьем случае "осознавшая себя индивиду-

альность" концентрирует все свое внимание на самое себя; смыслом жизни

человека становится безграничный внутренний мир "Я".

3.  _Ценности и поведение

Для достижения жизненных целей и при реализации отдельных задач

человек может использовать два типа поведения. Обычно эти типы поведе-

ния обозначаются как "естественное" и "ритуальное" (Шрейдер, 1979).

Различия между ними на первый взгляд совершенно незаметны, но имеют

принципиальный характер.

Естественное поведение индивидуально-значимо и эгоцентрично: оно

всегда направлено на достижение индивидуальных целей и адекватно им.

Поэтому для человека в ситуации осуществления такого поведения не сто-

ит вопрос о соответствии целей и средств. Цель может и должна быть

достигнута любыми средствами. Рассогласование между целями и средства-

ми их достижения и позволяет выделить естественное эгоцентрическое по-

ведение в особую форму. Оно социально нерегламентируемо, принципиально

 

- 7 -

аморально, точнее "бесцеремонно". Оно носит натуральный, природный ха-

рактер, поскольку обращено к обеспечению органических потребностей.

В обществе "натуральное" эгоцентрическое поведение запрещено.

Несмотря на имманентный характер социальной жизни она всегда базирует-

ся на конвенции и взаимных уступках со стороны всех индивидов. Но по-

ведение уступок - ритуальное, "церемонное" - это индивидуально-неес-

тественное поведение, хотя именно благодаря такому поведению общество

существует и воспроизводится.

Ритуал во всем многообразии форм - от этикета до церемонии - нас-

только глубоко пронизывает всю социальную жизнь, что мы попросту не

замечаем, что живем в сплошном поле ритуальных взаимодействий. (Наобо-

рот, в силу того, что "натуральное" поведение запрещено, мы способны

отмечать самые мельчайшие его проявления у другого). Ритуализация на-

шей повседневной жизни становится очевидной при кросс-культурных срав-

нениях: давно отмечено, что в традиционных культурах до 4/5 всего вре-

мени повседневного взаимодействия составляют ритуалы.

Благодаря ритуальному поведению человек как бы пребывает в колы-

бели социального благополучия: поминутно он убеждается, что положение

дел сохраняется, а его социальный статус незыблем. Ритуальное поведе-

ние - средство обеспечения стабильности социальной структуры. И всякий

человек, реализующий формы ритуального поведения, тем самым осущест-

вляет деятельность по обеспечению социальной устойчивости. Общество

нуждается для этого в значительных усилиях, коль скоро столь велика

доля ритуала в пуле повседневного поведения.

Но общество не отменяет и естественного эгоцентрического поведе-

ния, да оно и не может его отменить. Более того, поскольку "натураль-

ное" поведение адекватно по целям и неразборчиво в средствах, оно ока-

зывается всегда "энергетически" более выгодным для индивида, нежели

 

- 8 -

ритуальное поведение в соответствии с внешними правилами. Поэтому со-

циальные механизмы - прежде всего механизмы социализации - направлены

на то, чтобы преобразовать формы "натурального" поведения в различные

формы ритуального поведения.

Естественно, что всегда, когда существует необходимость замещения

одной формы другой, нужны специальные социальные механизмы с функциями

поддержки, контроля и наказания. Такие социальные механизмы развиты в

любом обществе. И основными среди них являются институты социализации.

Смена ведущих ценностных диспозиций в процессе развития индивида как

личности может в некотором смысле рассматриваться как фиксация на цен-

ностном уровне усвоенных стереотипов ритуального поведения. Каждый но-

вый этап - это все более полное преодоление естественного стремления

индивида к использованию "натурального" поведения при достижении своих

целей. Общество выстраивает многочисленные преграды проявлению "нату-

рального" поведения еще и потому, что оно всегда невыгодно всем ос-

тальным участникам взаимодействия. Поэтому никто и не может при дости-

жении своих целей идти простым и естественным путем. Необходимо ис-

пользовать кружные пути, действовать, "не нарушая правил". В ритальном

поведении не существуцет любых средств, здесь могут быть только "пра-

вильные" средства. Поэтому, в отличие от 2натурального" поведения, ри-

туальное поведение нередко оказывается бесцелевым и осуществляется

только в силу того, что "так принято". Однако общество всегда предус-

матривает в этом случае наличие специальных регулирующих механизмов,

которые с одной стороны способствуют вознаграждению индивида, демонс-

трирующего такое бесцелевое поведение, а с другой стороны - препятс-

твуют реализации "натурального" поведения (гак, благонравное поведение

юноши в процессе ухаживаний за девушкой хотя и значительно позже при-

ведет его к страстно ожидаемому результату, нежели бы он того желал,

 

- 9 -

однако, оно несомненно более вознаградится по сравнению с актом наси-

лия, который грозит нетерпеливому эгоисту, идущему к достижению своей

цели естественным и прямым путем, не только моральным порицанием, но

еще и длительным лишением многих радостей жизни).

Индивид, таким образом, как бы находится в постоянном и непрерыв-

ном движении к вершине высших социальных ценностей, постоянно подтал-

киваемый и поддерживаемый механизмами социализации, регуляции и конт-

роля. Его восхождение идет от полюса "натурального" поведения через

усвоение ценностных диспозиций все более высокого порядка к полюсу

"идеального" социально-ценного во всей своей полноте поведения. В не-

котором смысле устойчивость общественного развития зависит от того,

насколько обществу удается контролировать и направлять взаимодействия-

ми людей, стремящихся к достижению естественных целей, переводить воз-

никающие формы "натурального" поведения в формы ритуального поведения.

Исчерпывающий контроль и достижение максимального уровня ритуали-

зации поведения - признак стабильности общественной структуры. Общест-

во никогда не может позволить ослабить "вращение своих маховиков",

стремящихся поднять человека на вершину, на которой все его поведение

становится церемониальным и он превращается в идеального гражданина. И

наоборот, явными признаками нестабильности являются указания на то,

что люди в достижении своих естественных целей начинают предпочитать

использовать естественное поведение. "Игра не по правилам" - а именно

это признак "натуральности" поведения - начинает вестись тогда, когда

социальный кризис приводит к ослаблению давления на процесс развития

личности социо-регулятивных механизмов. Начинается ничем не сдерживае-

мый, самопроизвольный скат к другому, нижнему полюсу, к той точке, в

которой человек стремится достичь максимальной индивидуальной выгоды,

невзирая ни на кого и используя любые средства.

 

- 10 -

Но нахождение в этой точке оставляет человеку только одну систему

ценностных диспозиций и только один смысл жизни: органический. Органи-

ческое же существование несовместимо с социальной жизнью, она активно

противостоит ему. Это тот исходный полюс, от которого отталкивается

процесс формирование системы ценностей личности и ее жизненных ориен-

тиров и к которому личность в своей индивидуальной жизни стремится ни-

когда не возвращаться, ведомая обществом к социальному идеалу - друго-

му столь же недостижимому полюсу своего развития.

4.  _Система ценностей на "социальных качелях"

Изложенное представление о ценностном развитии личности есть, по

сути, модель "социальных качелей". В условиях стабильной социальной

структуры общество стремиться с помощью социо-регулятивных механизмов

добиться непрерывного и равномерного движения "вверх" по шкале ценнос-

тей. Это движение осуществимо только с помощью ритуального поведения,

которое везде, где возможно, замещает "натуральное" поведение и пос-

редством которого индивид переходит от низших систем ценностей к сис-

темам ценностей более высокого порядка.

В условиях нарушения стабильного общественного развития "социаль-

ные качели" приходят в движение. Ослабевает пресс социальных регулиру-

ющих механизмов, традиционные и институционализированные механизмы со-

циализации начинают "давать сбои"; индивид получает знечительно меньше

импульсов "позитивного социального усилия". При начавшемся качении

вниз на первый план в иерархии ценностных диспозиций постепенно высту-

пают органические потребности, ценности индивидуальной физической бе-

зопасности. -- (Рис. 3) ---

Но движение вниз не может быть бесконечным и не может носить мас-

сового характера, поскольку оно таит угрозу самому существованию об-

 

- 11 -

щества. Общество как самоорганизующаяся система вынуждено переходить к

использованию более мощных механизмов контроля и регуляции, либо сфор-

мировать новые подобные механизмы (такие ситуации крайне редки и они

всегда оставляют след в общественном сознании: например, инквизиция).

Эти механизмы включаются как последнее средство "возвращения" членов

общества к приемлемому уровню ритуальности, правильности поведения.

Если механизмы оказываются неэффективными, процесс развивается до сво-

ей крайней точки, достижение которой влечет за собой разрушение об-

щественной структуры.

Как "нижний" полюс несет разрушение общественной структуры, так

"верхний" полюс означает социальную стагнацию. Массовое достижение

уровня "общественно-ценной личности" превращает общество в ту целесо-

образно организованную систему, какая описана в "Государстве" Платона.

Неизвестно, можно ли отыскать примеры реальных обществ, которые обла-

дали столь мощными механизмами, что обуспечили своим членам всеобщее

достижение "идеального" состояния. Этому состоянию свойственна элими-

нация жизненных целей отдельных личностей, поскольку единственный об-

щий смысл жизни социально запрограммирован и зафиксирован в идеологи-

ческих и религиозных образцах.

В реальном обществе индивид находится, таким образом, в состоянии

"устойчивого неравновесия", вынужденный в силу "социального драйва"

двигаться вверх по шкале ценностей, но в силу естественных органичес-

ких потребностей постоянно стремящийся скатиться вниз; неустойчивость

же социального развития периодически возникающая в том или ином об-

ществе, заставляет его балансировать на "социальных качелях" ценност-

ного развития.

 

- 12 -

Литература

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:

Прогресс, 1994.

Садовой М.А., Плюснин Ю.М. Социально-психологические особенности

детей с вертеброгенной патологией // Гигиена и санитария. М., 1994.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.:Педагогика, 1986.- Т.1.

Шрейдер Ю.А. Ритуализация поведения и формы косвенного целепола-

гания // Психологические механизмы регуляции социального поведения. -

М., 1979. - С. 103 - 127.

Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y.:Harper & Bros, 1954.

Morris C.W. Varieties of Human Value. Chicago: Univ. of Chicago

Press, 1956.

.

 

Подписи к рисункам в статье Ю.М. Плюснина "Два полюса ценностного

развития личности"

 

Рис.1. Смена ведущих ценностных диспозиций (основных потребнос-

тей) в процессе формирования и развития личности (заимствовано с изме-

нениями из книги Х. Хеккаузена "Мотивация и деятельность"; т. 1, с.

112). На оси абсцисс условно обозначен уровень мотивации; шкала от

t(0) до t(T) - развитие личности от рождения до терминации.

Рис. 2. Иллюстрация "социального драйва", ведущего к увеличению в

обществе доли носителей высших ценностных диспозиций. p - частота; M1

и M2 - моды распределения.

Рис. 3. Модель "социальных качелей". Индивид в поступательном

ценностном развитии поднимается к высшим социальным ценностям, преоб-

разуя и интериоризируя внешнее социализирующее усилие и преодолевая

одновременно естественное стремление вниз, к ценностям низшего органи-

ческого порядка. В ситуации социального кризиса усилие социализирующих

механизмов ослабевает, в то время как условия жизни поощряют развитие

выгодного "натурального" поведения для достижения целей физической за-

щищенности и органического гомеостаза. Индивид не в силах преодолеть

качнувшуюся вниз шкалу ценностей и начинает перемещение к ценностям

низшего порядка. Однако массовое движение членов общества к нижнему

концу "качелей" приводит к предохранительному "включению" более мощных

социальных механизмов, благодаря которым осуществляется качок вверх

шкалы ценностей, который тормозит попятное движение.

.

 

А н н о т а ц и я

 

Ю.М. Плюснин

ДВА ПОЛЮСА ЦЕННОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается проблема формирования системы ценностных

жиспозиций, жизненных целей ("путей жизни") и поведенческих средств их

достижения в процессе развития личности. Механизмы социализации высту-

пают в качестве ведущего фактора ценностного развития личности, благо-

даря которому формируется система высших ценностей.

Общественные кризисы, сопровождающиеся деградацией социо-регуля-

тивных подсистем общества, ведут к появлению феномена "социальных ка-

челей": утрачивается устойчивый характер ценностного развития личнос-

ти, происходит попятное движение к ценностям низшего уровня, которое,

по принципу обратной связи в самоорганизующейся системе общества, при-

водит к возникновению новых, более мощных регулятивных механизмов,

обеспечивающим возврат к системе ценностей высшего уровня.

Библиогр. 6. Илл. 3.