Другой важной причиной, объясняющей наш интерес к исследованиям
поверхностной структуры, является то, что именно благодаря рассмотрению только
одного, поверхностного, уровня эти исследования больше созвучны традиционному
подходу психологов к вербальному поведению. Влияние структурных факторов будет
представляться значительно более достоверным, если будет ясно, что сама
структура создается на основе реальных стимулов; иными словами, нас интересует
реальный порядок слов в предложении, а не какая-то абстрактная глубинная
структура, весьма отдаленная от наблюдаемой речи. Тем не менее интересно, что,
несмотря на кажущуюся простоту одноуровневого анализа, теории поверхностной
структуры сталкиваются с темп же принципиальными трудностями, что и модели,
основанные на трансформационной грамматике.
Прежде чем перейти к обсуждению этих моделей, необходимо
уточнить один вопрос. Модели поверхностной структуры известны также под
названием «модели непосредственно составляющих», потому что они формулируются
как такие иерархии непосредственно составляющих, которые возникают при
порождении структуры фразы на основе правил переписывания. Эти правила во
многом сходны с правилами грамматики Хомского для порождения
последовательностей глубинной структуры. Однако, хотя для удобства изложения
часто считается, что эти правила Хомского порождают реальные предложения,
принципиальное различие состоит в том, что в теории Хомского роль правил структуры
составляющих ограничивается только порождением скрытых глубинных структур. Это
различие становится очевидным, как только мы попытаемся применить
трансформационную грамматику к более сложным предложениям, глубинные структуры
которых состоят из серии ядерных цепочек, и требуется произвести большое число
трансформаций для того, чтобы получить окончательную поверхностную форму
предложения. Таким образом, Хомский полностью отвергает мысль о том, что
поверхностная структура предложения может быть получена непосредственно в
результате применения правил порождения структуры составляющих. Более того,
хотя окончательная поверхностная структура предложения может иметь форму
«дерева» составляющих, Хомский утверждает, что такой анализ, хотя и
необходимый для фонетической репрезентации, совершенно не раскрывает глубинных
синтаксических отношений, важных для семантической интерпретации.
Противоположная точка зрения, заключающаяся в том, что именно
поверхностная структура предложения определяет языковую активность, нашла свое
теоретическое выражение в модели Ингве. Тем не менее в чем-то формулировка
этой модели, которую Ингве представил Американскому обществу психологов в 1960
году и которая более подробно описана в журнале
«Scientific American» в 1962 г., имеет весьма любопытное
сходство с теорией Хомского. Подобно тому как целью трансформационной
грамматики является создание системы формальных правил, которые можно было бы
задать машине и получить предложения данного языка, система Ингве также имеет
форму программы порождения предложений в целях машинного перевода. Инструкции
этой программы представляют собой бинарные правила переписывания, при помощи
которых символы представляются как комбинации символов другого порядка и в
конце концов переписываются как слова (упрощенное представление об этом
процессе дано на рис. 4). Чтобы оперировать сложными предложениями, вводятся
особые правила обращения с разрывными составляющими, всегда представлявшими
большую трудность для прямолинейного анализа по составляющим. На рис. 4
представлена остроумная схема Ингве для порождения глагольной и именной части
сказуемого в том случае, когда они не стоят в предложении рядом. В данном
случае составляющая — группа глагола — makes black (делать черным) — порождается
как цельная единица, которая затем переписывается как комбинация глагола и
именной части; эти два компонента разделяются в реальном предложении
местоимением it (оно). Основанием для порождения makes black как
целостной единицы служит возможность появления этого словосочетания в
предложении типа The kettle was made black by the steam (Котел сделался
черным от дыма).
Другие компоненты программы определяют выбор пассивной формы
вместо простого предложения, в результате чего используются различные системы
правил переписывания. Рекурсивный аспект речи отражен в том, что допускается
повторное появление символов в результате переписывания последующих символов,
как в упрощенном примере на рис. 5, который можно, очевидно, продолжить до
бесконечности.
Однако, если бы система Ингве состояла только из системы
альтернативных правил для порождения бесконечного числа предложений, она не
представляла бы большого интереса для психологов. Сам Ингве в статье,
написанной в 1962 г., признает, что предложенная им тогда система правил
годилась только для порождения первых десяти предложений в одной детской
книжке.
Кроме того, при применении этой программы получалось множество
бессмысленных предложений, что, как предполагалось, было вызвано недостаточным
числом
правил ограничения, препятствующих порождению ненормативных
словосочетаний. Еще более важное возражение заключается в том, что система
Ингве никак не отражает интуитивных связей между активными, пассивными,
отрицательными и другими предложениями, потому что, согласно правилам, они
выводятся независимо друг от друга. Точно так же эти правила не отражают
глубинной неоднозначности, поскольку при порождении поверхностной структуры
фраз типа Убийства солдат имеют дело только с поверхностной структурой.
Преимущество системы Ингве в том, что, будучи реальной программой порождения
предложений, она позволяет выявить две закономерности, которые не учитываются
в правилах трансформационной грамматики. Во-первых, она принимает в расчет
информацию, которая должна храниться в памяти компьютера и которая необходима
для выполнения программы. Во-вторых, цель этой программы состоит в написании
машиной слов предложения в окончательном линейном виде, слева направо. При
применении правил Хомского, поскольку верхние ветви дерева предложения должны
переписываться прежде нижних ветвей, зависящих от них, нет никаких ограничений
в порядке порождения символов предложения; например, несущественно, вообще
говоря, что порождается вначале — группа подлежащего NP млн группа сказуемого
VP.
Метод Ингве позволяет решить эти проблемы следующим образом.
Если допустить, что вся совокупность правил переписывания хранится в
долговременной памяти компьютера, работа программы начинается с первичного
символа и всякий раз идет по левой ветви дерева, пока не будет получено
первое слово. В течение всего этого процесса машина должна хранить в кратковременной
памяти все те символы, которые нуждаются в дальнейшем преобразовании. Например,
на рис. 6 к тому моменту, когда машина напечатает слово The, в ее
кратковременную память должен поступить символ Сказуемое в результате деления
при применении первого правила переписывания символа Простое предложение на
Подлежащее и Сказуемое, а также символ Существительное как результат деления
Группы подлежащего на Артикль и Существительное. Следующим шагом будет
возвращение к последнему символу, хранящемуся в кратковременной памяти, в
данном случае к существительному (что показано на схеме пунктирной стрелкой),
которое в результате этого переписывается как steam.
Поскольку в процессе преобразования Существительного в steam
в кратковременную память не поступает никаких новых символов, программа
предписывает возвращение к символу Сказуемое и движение по левой ветви до тех
пор, пока не будет получено слово makes. На этом этапе в кратковременной
памяти будет храниться символ Дополнение в результате деления Сказуемого на
Группу глагола и Дополнение, а затем и «отложенная» разрывная составляющая
Именная часть, возникшая в результате переписывания Группы глагола как Глагол
и Именная часть. В типичном случае нужно было бы вернуться к символу Именная
часть, как к последнему символу, поступившему в кратковременную память, но
благодаря отмеченной «задержке» программа возвращается, как показано
пунктирной линией, к символу Дополнение. Только после того, как будет
напечатано слово it, программа возвращается к преобразованию Именной
части вплоть до получения слова black. Цель этой программы заключается в
порождении слов предложения в окончательном виде, слева направо, в рамках
общей синтаксической структуры предложения.
Наиболее важным следствием модели Пнгве является то, что при
порождении каждого слова возникают определенные обязательства, выражающиеся в
числе символов, которые должны храниться в кратковременной памяти и затем
пройти дальнейшее преобразование. В примере, изображенном на рис. 6, в момент
получения The в кратковременную память поступило два символа
(Сказуемое и Существительное), при получении steam — только один символ
(Сказуемое), при получе-; mm makes — два символа (Дополнение и Именная
часть),
при слове it — один символ (Именная часть), а при слове black
ни одного символа. Это число хранящихся в памяти единиц Ингве называет
«глубиной» слова. Он утверждает, что для любого устройства с ограниченной
памятью существует предел числа единиц, которые могут храниться одновременно.
Для человеческой памяти, по предположению Ингве, вероятным пределом является
примерно семь единиц, что совпадает со средним объемом памяти, то есть с
числом единиц, которые человек может запомнить или воспроизвести в течение
короткого периода времени, например номер телефона (более подробно этот феномен
рассмотрен в известной статье Дж. Миллера о «магическом числе 7»; 1965). Из
этого следует, что любое предложение, требующее хранения
в памяти более семи символов для порождений какого-то слова,
выходит за пределы возможностей носителя языка. Эту меру — максимальное число
единиц, которые должны храниться в памяти одновременно, Ингве называет
«максимальной глубиной» предложения.
Большая или меньшая глубина зависит от того, в какую сторону
больше разветвляется предложение — влево или вправо, потому что в последнем
случае в памяти должно храниться больше единиц. Например,
предложение на рис. 7 имеет максимальную глубину 4, а на рис.
8—3, как показывают цифры в скобках под каждым словом, обозначающие число
символов, которые должны храниться в памяти для порождения этого слова.
Читатель может убедиться, что при системе бинарных разветвлений — при
отсутствии разрывных составляющих — глубину каждого слова можно измерить,
подсчитав число левых ветвей в схеме его порождения.
Ингве делает ряд очень интересных замечаний по поводу языковых
приемов, используемых в английском языке для уменьшения глубины предложения.
Одним из таких приемов является перемещение ветвящихся влево конструкций из
начала предложения в конец, как показано на рис. 7 и 8. Этот пример особенно
интересен тем, что он показывает, что наименьшей глубиной обладает как раз
наиболее сложное пассивное предложе ние, и это заставляет предположить, что
уменьшение глубины является одним из стилистических факторов, определяющих
выбор именно пассивной формы. Ингве приводит множество других примеров
конструкций, которые могут использоваться для уменьшения глубины, например
выбор предложения в зависимости от позиции прямого и косвенного дополнения: Он
дал конфетку девочке, с которой познакомился в Нью-Йорке, когда ездил на
десять дней к своим родителям на Рождество ч Новый год, а не предложение Он
дал девочке, с которой познакомился в Нью-Йорке, когда ездил на десять дней к
своим родителям на Рождество и Новый год, конфетку. Ингве считает, что
многие на первый взгляд произвольно и без необходимости усложненные стилистические
конструкции, существующие в английском языке, становятся гораздо более
объяснимыми, если взглянуть на них как на способ уменьшения глубины предложения.
Как модель порождения речи, теория Ингве обладает еще и тем
преимуществом, что не предполагает наличия у говорящего предварительного знания
об общей глобальной структуре окончательного предложения. Считается, что в
момент порождения первого слова в памяти должно храниться лишь минимальное
число символе, необходимых для создания законченного английского предложения.
Если вернуться к рис. 6, то после произнесения слова The должны
следовать по крайней мере подлежащее и сказуемое. Но после произнесения слова steam
предложение можно закончить просто однословным сказуемым, например hisses
(шипит). После следующего слова — makes ситуация становится
несколько сложнее, потому что для порождения этого слова говорящий должен
знать, что make — переходный глагол и требует именной части,
следовательно, после него нужно произнести по крайней мере два слова, например it
и black Однако самым важным является то, что говорящему нужно знать
лишь минимальное число единиц, необходимых для завершения предложения, и
необязательно учитывать, каким образом эти символы будут затем переписаны на
более низких уровнях. Это предположение выглядит весьма заманчиво, так как
позволяет объяснить способность говорящего свободно выбирать и прибавлять
новые элементы в процессе порождения предложения.
Столь же правдоподобным является предположение, что слушающий,
руководствуясь собственным знанием правил переписывания, имеет определенные
ожидания относительно будущих элементов предложения. Так, когда он слышит слово
The, он знает, что за ним должны последовать по крайней мере
существительное и глагол, иначе предложение не будет закончено. По мере того
как предложение разворачивается слева направо, слушающий получает новую
информацию и корректирует свои ожидания относительно заключительной части
предложения. По-видимому, таким образом теория Ингве объясняет линейный,
«марковский» характер речевого поведения как говорящего, так и слушающего.
Однако как модель речевого поведения эта теория наталкивается на
ряд трудностей. Во-первых, в какой степени «глубина» сама по себе зависит от
знания общей структуры предложения? Допустим, мы определили числа,
обозначающие глубину для слов предложения Boys are liked by very smartly
dressed girls, показанного на рис. 8. Но в какой степени эта схема отражает
реальные действия говорящего или слушающего, если считать, что они еще не знают
окончательной формы всего предложения? Разумно предположить, что говорящий в
момент произнесения слова are знает, что он уже выбрал пассивную форму,
и поэтому должен закончить порождение формой глаюла и группой существительного,
обозначающего действующее лицо. Но как только он дойдет до слова liked, ему
необходимо произнести по крайней мере еще два слова, чтобы получить
минимальною группу существительного — субъекта действия (by girls). Однако
численное значение глубины слова liked (1) вовсе не отражает того факта,
что следующая за этим словом группа существительного должна состоять по
крайней мере из двух слов Ситуация становится еще более проблематичной, если
мы рассмотрим восприятие речи По мере того как разворачивается предложение,
нет никаких оснований считать, что на следующем слове оно не будет закончено,
например, Boys are ugly; значит, в тот момент, когда слушающий слышит are,
он может ожидать только одного последующего слова. В этой связи интересен
эксперимент Мартина и Робертса (Martin, Roberts, 1966), являющийся первой
проверкой гипотезы Ингве; исследователи подчеркивают, что интонация — то есть
тон и ударение — может служить для слушающего «подсказкой» относительно числа
последующих слов.
Мартину и Робертсу удалось, однако, обойти проблему прогноза
глубины, так они использовали прием запоминания предложений. В экспериментах на
запоминание экспериментатор может определить глубину слов в предложении на
основе уже известной общей структуры предлагаемых предложений, и то же самое
может сделать испытуемый, потому что, прежде чем отправить предложение на
хранение в память, он может прослушать его до конца. И когда испытуемый получает
задание воспроизвести предложение, он скорее пытается воспроизвести уже
имеющийся в его памяти код, чем производит выбор действий, необходимых для
порождения нового предложения.
Отложив на время рассмотрение вопроса о том, насколько эти
результаты отражают естественное речевое поведение говорящего и слушающего,
Мартин и Роберте выдвигают гипотезу, что чем больше число обязательств,
накладываемых на запоминание предложения особенностями его структуры, тем
труднее его запомнить. Интересно отметить, что мерой глубины в этих экспериментах
не была ни максимальная глубина по Ингве, ни общее число единиц, хранящихся в
памяти в процессе порождения предложения. В качестве такой меры Мартин и
Роберте приняли среднее значение чисел, обозначающих глубину слов в
данном предложении. Например, средней глубиной предложения на рис. 7 будет
сумма чисел глубины всех слов (11), деленная на число слов (6), то есть 1,83.
Для определения глубины предложения на рис. 8 нужно разделить 11 на 8, что
дает 1,38. Очевидным преимуществом такого способа измерения является
возможность контроля длины предложения при подсчете его структурной сложности.
Но это приводит нас к довольно любопытному выводу, что длина предложения сама
по себе не влияет на его запоминаемость. Можно привести в качестве крайнего
случая очень длинное, но ветвящееся только вправо предложение, причем можно
выбрать такое предложение, в котором порождение элемента требует минимума
обязательств на каждом этапе и дает минимальную среднюю глубину, и тем не менее
такое предложение будет вызывать огромную нагрузку на память. Во всяком
случае, предположение Ингве о том, что в памяти хранятся обязательства
относительно именно будущих действий, не учитывает того факта, что
запоминающий должен хранить в памяти информацию обо всех единицах, появившихся
в предложении ранее.
Если принять во внимание это соображение, то неудивительно, что
в одном из экспериментов Мартина и Робертса (1967), в котором варьировалась
длина предложения, оказалось, что она влияет главным образом на
запоминаемость. Однако в основном эксперименте, целью которого было сравнение
гипотезы глубины и трансформационной гипотезы, длина предложения фактически
контролировалась. Используя предложения длиной в семь слов, исследователи
составляли наборы ядерных, отрицательных и пассивных предложений (включая укороченные
пассивные предложения без действующего лица), при этом каждый тип предложений
имел либо очень малую среднюю глубину, либо очень большую. Исследуя
запоминаемость предложений испытуемыми, Мартин и Роберте обнаружили, что
средняя глубина является более важным фактором, чем тип предложения. В самом
деле, если бы запоминаемость зависела от типа предложения, как тогда объяснить,
что некоторые ядерные предложения запоминались хуже, чем сложные предложения?
Авторы считают, что эти результаты вызывают большие сомнения в
трансформационной гипотезе; далее авторы наносят этой теории последний сокрушительный
удар, показав, что в эксперименте Мелера (1963), результаты которого
интерпретировались как доказательство зависимости запоминаемости от трансформационной
сложности, использовались предложения с теми же различиями в средней глубине, а
именно средняя глубина ядерных предложений была 1,17, пассивных — 1,38,
отрицательных — 1,43 и пассивных отрицательных — 1,67.