В.П.
Зинченко,
академик,
доктор психологических
наук
В статье,
посвященной перспективам развивающего образования, опубликованной в
этом журнале [2], давалась
характеристика рассудка, разума, эмпирического и теоретического
мышления, отмечались положительные и отрицательные особенности
каждого из них. Неоднократно подчеркивалось, что «чистая культура»
какого-либо из них невозможна: речь может идти лишь о большем или
меньшем удельном весе, о доминировании той или иной формы
мыслительной деятельности. М.К. Мамардашвили был достаточно
категоричен: «Если кто-то когда-то выполнил акт философского
мышления, то в нем есть все, что вообще бывает в философском
мышлении» [4]. Думаю,
что то же самое можно сказать о любом другом акте мышления, включая
обыденное.
Нормальное, а не
патологически разорванное мышление целостно. Однако применительно к
каждому виду мышления целостность выступает как проблема и
доминирование той или иной формы мышления в целом мышлении вполне
реально. Но там, где есть доминирование, возможна и односторонность,
вольное или невольное пренебрежение другими формами. Попробую
показать это на близком нам примере диалектико-материалистического
или просто диалектического мышления – мышления, с которым связаны
интересные философские поиски Э.В. Ильенкова и психологические
поиски В.В. Давыдова. Последний, по сути дела, отождествлял
теоретическое мышление с диалектическим, опираясь при этом на
понимание диалектики Э.В. Ильенковым. Скажу сразу, что у меня нет
сколько-нибудь принципиальных претензий к трактовке
В.В. Давыдовым теоретического мышления как такового, нет и
претензий к анализу Э.В. Ильенковым процедуры восхождения от
абстрактного к конкретному. В то же время не только у меня есть
претензии к результатам, порожденным диалектико-материалистическим
мировоззрением, выдававшим себя за философию и ставшим официальной
идеологией СССР. Это мировоззрение наложило еще не изгладившийся
отпечаток на интеллектуальный потенциал нашей страны. Настала пора в
этом разобраться.
Начну с
прозрачного соображения A.M. Пятигорского:
«Наука не может дать ответа на все вопросы, которыми она занимается,
а мировоззрение может дать ответы на все вопросы, которыми оно не
занимается. И конечно, в этом смысле термин «научное мировоззрение»
есть чистейший вздор» [7].
Марксистско-ленинская
философия меня учила, что главным критерием всего и вся, в том
числе, разумеется, и качества мышления, является практика. Г. Г.
Шпет, излагая историю развития русской философии и русской мысли,
убедительно аргументировал свое бесспорное право начинать с конца и
этот конец сделать их критерием [8, с. 13].
Последую его примеру. Допустим (только допустим!), что происходившее
поддается рациональному объяснению, и вспомним «этапы большого
пути». Картина получается весьма неутешительная. Приведу лишь
некоторые штрихи диалектико-материалистического мировоззрения,
оправдывающие приведенную язвительную сентенцию A.M. Пятигорского.
Это была и есть «философия в повелительном наклонении». Появились
«философы-командиры», «философы-электрификаторы, санкционирующие
смертные приговоры» (это мотивы из Г.Г. Шпета). Они обладали
преимущественно «критическим историческим самосознанием»,
«обнаглевшим самосознанием» (мотивы из М.М. Бахтина). Критика и
самокритика признавались главной движущей силой развития общества и
индивида.
Противоестественно
резкая критическая направленность (возмущенный кипящий разум)
сочеталась с финальным стилем мышления, его претенциозной
направленностью на конечные объяснения и определения. Идеология,
философия и мировоззрение стали синонимами. Все вместе и поврозь они
требовали не просто объяснения, а окончательного объяснения,
объяснения-победы: окончательная победа коммунизма во всем мире;
окончательное торжество диалектического и исторического
материализма, его победа на всех фронтах: над идеализмом, вульгарным
материализмом, позитивизмом, фидеизмом; окончательная победа
малограмотного Т.Д. Лысенко над «лженаукой» -генетикой,
окончательное торжество учения И. П. Павлова о высшей нервной
деятельности над душой и духом (конечно, никакой вины великого
ученого в профанации его учения не было) и т.д. и т.п. Этому
сопутствовало уничтожение многих научных направлений: психоанализа,
психотехники, психогенетики, педологии, кибернетики – всего не
перечесть.
Вся эта
разрушительная работа сопровождалась хлестаковщиной, правда лишенной
приданного ей автором шарма. С легкостью мысли необыкновенной
объявлялось о решении мировых загадок Э. Геккеля (происхождение
жизни, происхождение человека, происхождение сознания и психики,
синтезирование живого вещества и т.д.). Хотя разум кипел, но
результаты оставались сырыми. Это не мешало нам соглашаться с тем,
что жизнь оказывалась не более чем существованием белковых тел, а
сущность человека – не более чем совокупностью всех общественных
отношений. Социализированная личность, вопреки Марксу, лишалась
собственной человеческой сущности и подменялась этой совокупностью.
Исчезнувшая материя объявлялась первичной, а сознание – вторичным,
своего рода фантомом второй свежести, управлять и манипулировать
которым не может разве что только ленивый. И всем этим бесчинством
командовала диалектика – самое передовое в мире мировоззрение. В
целом это был разгул «самозванцев мысли» (мотивы из М.К.
Мамардашвили).
Мне, как
специалисту в области зрительного восприятия, всегда было неуютно
рядом с ленинской теорией отражения: «И зеркало корчит всезнайку»,
как заметил О. Мандельштам. Неуютно было и рядом с диалектикой,
которая может всё! Выше я высказывал предположение, что Э.В.
Ильенков и В.В. Давыдов не столько вычитывали из нашего
доморощенного ленинизма, сколько вчитывали в него. Среди источников
и составных частей ленинской версии марксизма, несомненно, была
дурно понятая русской интеллигенцией диалектика Гегеля,
превратившаяся в нигилизм, который, в конце концов, эту же
интеллигенцию уничтожал.
Связь нигилизма
с диалектикой убедительно подтвердил Ф.М. Достоевский, написавший
после несостоявшейся казни брату Михаилу: «Диалектика кончилась, и
началась жизнь». Великий писатель оказался чрезмерно оптимистичен. У
России свой путь: она выбрала нигилистическую диалектику. Г.Г. Шпет
в книге «Очерк развития русской философии», которую можно
рассматривать и как очерк развития русского образования, писал:
«Против правительственной интеллигенции поднялась нигилистическая.
Но всякий нигилизм происходит от слова «нигиль» (ничто)... И многое
в культурной истории России объясняется замещением аристократии
бюрократией и оппозицией к последней со стороны нигилизма... Можно
было увидеть, что правительственной интеллигенции унаследовала
нигилистическая с быстротой, вызывающей недоумение и подчас даже
ужас» [8, с.
46]. Наши философы и идеологи либо тщательно скрывали связь
диалектики с нигилизмом, либо не подозревали об этом. По-видимому,
помимо политико-идеологических причин должны быть и
«гносеологические корни» подобного диалектико-нигилистического типа
и стиля мышления. С психологической точки зрения напрашивается
предположение о разорванности мышления, о забвении его целостного
смыслового образа, вследствие чего какая-либо часть мышления или его
полезный прием выдается за все мышление. Более того, превращается в
идеологию и мировоззрение. В философских корнях этого типа мышления
мне помогла разобраться небольшая статья В.Ф. Асмуса «Учение Гегеля
о правах и пределах формального мышления» [1], впервые
опубликованная в 1970 г. и не замеченная психологами и
педагогами.
Как же все-таки
быть с оппозицией эмпирического и теоретического мышления и с
оппозицией рассудка и разума? Внимательный читатель заметил, что и
рассудочно-эмпирическое мышление и (введем неологизм)
разумно-теоретическое, понимая, что есть дотеоретическая разумность,
обладают своими достоинствами и недостатками. Пренебрежение любой из
этих форм мышления одинаково пагубно. К тому же, хотя исследователи
мышления говорят о чистых формах, на самом деле «чистые культуры» в
продуктивном процессе мышления едва ли возможны. Здесь повторяется
ситуация с интеллектом и интуицией. Видимо, имеется единый процесс
мышления. В нем должно быть место для его различных форм, развитие
которых составляет заботу обучения. Это понимал Гегель, выделявший в
развивающейся целостности мышления не столько его самостоятельные,
изолированные формы, или ступени, сколько стороны, аспекты, моменты,
которые могут быть развиты в различной степени. Обратимся к
разъяснениям В.Ф. Асмуса. Согласно Гегелю, логическое в целом, во
всей своей системе «имеет три стороны: а) абстрактную, или
рассудочную, б) диалектическую, или отрицательно-разумную, с)
спекулятивную, или положительно-разумную». И только диалектическая
связь, диалектическое единство этих трех «моментов» дают полную
характеристику «логического». Они могут быть отделены друг от друга
только в рассудочной абстракции. Так было по мысли Гегеля, но в
реальном мышлении полная логика – редкость. Выше неоднократно
подчеркивались недостатки изолированного от диалектики рассудка,
оперирующего конечными определениями. Диалектический момент, или
отрицательно-разумный, преодолевает ограниченность конечных
определений, отрицает их, превращает в свою противоположность.
Отрицание – это любимое занятие марксистов-ленинцев, диалектических
материалистов. К тому же отрицание далеко не всегда разумное,
например отрицание целых областей знания.
Гегель
предупреждал, что диалектический момент, «взятый сам по себе,
отдельно от рассудка, выступает, особенно в научных понятиях, как
скептицизм; в нем результатом диалектики является голое отрицание».
Однако такое отрицание опасно лишь в том случае, когда мышление на
нем заканчивается. В полном процессе мышления диалектическое выводит
за пределы рассудочного, диалектика, согласно Гегелю, есть «движущая
душа всякого научного развертывания мысли». Только в принципе
диалектики «заключается подлинное, не внешнее, возвышение над
конечным». И в этом смысле пафос В.В. Давыдова и Э.В.
Ильенкова, с которым они критиковали рассудочное и возвышали
диалектическое мышление, вполне понятен и оправдан.
Диалектика,
будучи отрицательно-разумным моментом развертывания мышления,
моментом логического, не остается в этом своем пределе.
Отрицательное, получающееся как результат диалектики «именно потому,
что оно представляет собой результат, есть вместе с тем и
положительное». В.Ф. Асмус разъясняет: оно содержит, как снятое, то,
из чего оно происходит и не существует без последнего. Например,
диалектический материализм, отрицая идеализм, содержал его в себе в
самой уродливой (изуродованной) форме, руководствуясь голой, т.е.
абстрактной, идеей, утопией. Поэтому совершенно неслучайно в
философской литературе советских времен спекулятивный, или
положительно-разумный, аспект логического оставался в стороне или, в
лучшем случае, как у В.В. Давыдова, переименовывался в
теоретическое мышление и выдавался за диалектическое.
Только в
спекулятивном, положительно-разумном моменте логического, а не в
моменте диалектическом мышление приводит к положительному
результату. Чтобы достигнуть его, мышление должно пройти
диалектический момент, но не в пределах диалектического момента оно
приобретает свой положительный результат, разъясняет В.Ф. Асмус.
Диалектика подводит к нему, потому что она сама обладает
определенным содержанием, потому что мыслимое в диалектике отрицание
направлено не на пустое, абстрактное ничто, но есть «отрицание
известных определений». Асмус подчеркивает, что это отрицание в
мышлении определений, а не реалий. Пока не пришли к новым
определениям, опрометчиво отвергать реалии. Столь же опрометчиво
принимать случайно оброненные определения, определения, не
проработанные критическим разумом, за реальности. Например, в
определении «Жизнь есть способ существования белковых тел»
отрицалась ценность жизни, ее дух, разум; в определении «Сущность
человека есть совокупность всех общественных отношений» отрицалась
не только телесность, но и индивидуальность человека.
Чтобы избежать
подобного, необходим переход к следующей фазе. Асмус поясняет: когда
мышление в своем стремлении к содержательной полноте переходит от
рассудочного к диалектическому моменту (отрицательно-разумному), а
от диалектического – к спекулятивному (или положительно-разумному),
это разумное, будучи чем-то мысленным и притом абстрактным, «есть
вместе с тем и нечто конкретное, потому что оно есть не простое
формальное единство, а единство различных определений». Для
спекулятивной логики характерно «единство тех определений, которые
рассудком признаются истинными лишь в их раздельности и
противоположности».
В.Ф. Асмус
подчеркивает, что при разработке науки логики Гегель не нуждался в
том, чтобы выделить и раздельно рассмотреть все три аспекта, или
момента, логического; они рассматриваются как неделимые и
неотторжимые друг от друга моменты целостности – единства логической
сферы мышления. Напротив, в энциклопедической «Логике» изложение
подчиняется целесообразности педагогического расположения и
классификации материала [1, с.
194].
Из
энциклопедической «Логики» мы узнаем, что рассудок по своему
назначению «определяет и твердо держится за свои определения».
Напротив, разум одновременно и отрицателен, и положителен. Он
отрицателен и диалектичен, ибо он разрешает определения рассудка в
ничто. И он «положителен, ибо он порождает всеобщее и постигает в
нем особенное».
Обычно,
поясняет Гегель, рассудок и разум (в обоих его видах)
рассматриваются в отдельности друг от друга. Так же по отдельности
рассматриваются и оба вида разума: «рассудок понимается как нечто
отдельное от разума вообще, точно так же и диалектический разум
обычно признается чем-то отдельным от положительного разума». Но
Гегель отвергает в науке логике такой способ рассмотрения. «В своей
истине, – утверждает он, – разум есть дух». В качестве духа он выше
рассудка и выше разума: «он есть рассудочный разум и разумный
рассудок». Он есть «отрицательное», т.е. «то, что составляет
качество как диалектического разума, так и рассудка». Он «полагает
определенное различие, за которое держится рассудок». Но вместе с
тем рассудок «различает также это различие, и тем самым он
диалектичен». Однако и это еще не последнее его деяние. Он «не
задерживается на этом нулевом результате: он здесь вместе с тем
выступает и как положительный разум». Таким образом, он
восстанавливает первоначально простое, но как всеобщее, которое
конкретно внутри себя [1, с.
194-195]. В этом легко узнается теоретическое мышление в
понимании В.В. Давыдова.
Лукавство так
называемой диалектической логики, развивавшейся в контексте теории
познания, состояло в том, что она третировала формальную логику, а
вместе с ней и рассудочное мышление в целом. Удаление рассудка (или
потеря его) помогало этой теории выдавать безусловно необходимую
часть познания – диалектическую или отрицательно-разумную – за
целое, за всю Логику, за все познание. Спекулятивная, или
положительно-разумная, часть познания вообще игнорировалась или
вводилась под сурдинку, как это делали Э.В. Ильенков и
В.В. Давыдов.
Конечно, у
Гегеля можно найти многое и разное. В «Феноменологии духа»
диалектика была представлена им как теория самосознания. Позднее она
приняла форму божественного сознания, «языка богов». После
приватизации марксизмом-ленинизмом диалектика стала «языком
тиранов», которые назначили ее, наряду с булыжником, орудием
пролетариата, единственным методом познания науки. А.Г. Новохатько
пишет об ином понимании диалектики Шеллингом, оказавшим влияние на
П.А. Флоренского: «Диалектика – испытание мышления, эксперимент
мышления над собой, опыт (от слова «пытать») репродукции мышлением
своих собственных законов, своей собственной природы. Так, например,
понял шеллинговскую постановку вопроса о диалектике, о ее сути П.А.
Флоренский. В понимании Флоренского знанию диалектическому
предшествует знание додиалектическое: мысль о другом предполагает
это другое для мысли, но до мысли. Иначе говоря, должно существовать
знание бытия, но не в форме знания мыслящего. Каким оно может быть и
должно быть? Для П.А. Флоренского «подпочвой» диалектики выступает
«подсознательная мистика», т.е. знание не предметное, «не
ответчивое» (Ф.М. Достоевский), когда знающий не может говорить о
своем знании. При этом цель диалектики – в отличие от гегелевской
версии – не перевод другого в форму мысли, а выработка совершенно
нового отношения к «другому», чем мысль. Есть более высокая и
совершенная (чем мысль!) форма бытия – «сверхсознательная
мистика».
Диалектика
оказывается тем самым серединной сферой – путем к истине, но не
истиной. И наоборот, истина в данной версии диалектики -только путь
и не более, зато весь путь. «Ответчивость», предметное знание о
другом... в своих истоках не схватывается формами диалектического
мышления, по Флоренскому. Только из «подпочвы» выплавляется знание
предметное. Правда, лишь через диалектику оно формируется в
цельность, в конкретность. Диалектика (саморазвивающейся мысли) и
подводит к этой высшей конкретности, к предметной цельности, но сама
по себе, как таковая, не может ее ни порождать, ни даже
непосредственно представлять и выражать...» [6, с.
131-132].
Здесь версия
диалектики П.А. Флоренского соответствует не только версии Шеллинга,
но и версии Гегеля в изложении В.Ф. Асмуса, но, видимо, не ранним
версиям самого Гегеля, принятым в диалектическом материализме, где
диалектика выступала демиургом и единственным творцом истины. Трудно
сказать, знал ли В.В. Давыдов версию гегелевской диалектики в
изложении В.Ф. Асмуса. Но более сорока лет тому назад, когда он
совместно с Д.Б. Элькониным начинал работать над развивающим
обучением, он искренне идентифицировал теоретическое мышление с
диалектической логикой и, более того, вчитывал ее элементы в
исследования Ж. Пиаже, который едва ли подозревал о ее
существовании.
Приведу еще
одну версию диалектики, существовавшую до версий Шеллинга, Гегеля и
их интерпретаций П.А. Флоренским, В.Ф. Асмусом, Э.В. Ильенковым,
В.В. Давыдовым и многими другими. Дам греческий первообраз
диалектики в интерпретации М.К. Мамардашвили: диалектика «есть такое
состояние между противоположными натяжениями, внутри которого может
появиться явление, само не являющееся выводимым членом или элементом
какой-либо непрерывной причинной связи. Почему появилось такое
особое слово «диалектика», в отличие от логики? (Я не имею при этом
в виду часто абсолютно неграмотные рассуждения о существовании якобы
особой диалектической логики в отличие от формальной логики и т.д.)
Греки этим словом называли реальные обстоятельства. Они понимали,
что есть такие явления, которые невыводимы и не могут возникнуть как
конечное звено непрерывной цепи их обусловливания. Допустим,
построив какую-то цепочку условий для А, В, С, я получаю
D, – так вот есть явления, которые нельзя
получить таким образом, они не могут быть в принципе выводимым
членом или конечным звеном непрерывной цепи обусловливания. Они
возникают в воронке, окруженной натяжениями противоречий. Вот что
греки называли диалектикой. Внутри – вспыхнет или не вспыхнет. А
если вспыхнет – тогда целостно» [5, с. 35].
Вспыхнет или не вспыхнет? Если вспыхнет, да еще целостно, – это и
есть интуиция, итог созерцания, продуктивного воображения. Как мы
помним, В.В. Давыдов нашел им место в начале процесса
теоретического мышления, при зарождении содержательной абстракции, и
в конце – при удаче восхождения от абстрактного к конкретному. А
между двумя чудесными вспышками происходит (видимо, и до, и после
них) напряженная и, хорошо бы, одухотворенная работа мышления. Не
только психология, но и жизнь полна подобными событийными или
самоосновными явлениями, которые мы признаем тайнами человеческого
бытия. Гилберт Кит Честертон заметил: «Сумасшедший во всем
усматривает причину». Нормальный человек склонен оставлять Богу
богово.
По
необходимости кратко изложенная реконструкция взглядов Гегеля на
взаимоотношения рассудка и разума, сделанная выдающимся философом и
логиком В.Ф. Асмусом, весьма поучительна для психологии и
педагогики. Ее смысл может быть сформулирован в немногих
фразах:
·
мышление не должно
останавливаться на половине пути;
·
отрицание и скепсис
хороши как прием, но не как окончательный результат;
конечные
определения полезны, но лишь как основание для будущих размышлений.
Теории хороши лишь до тех пор, пока их не сменят другие, лучшие
теории. Критика рассудка не должна быть безрассудной, а критика
разума не должна быть неразумной. Рассудок и разум (в двух его
формах) едва ли можно (и нужно) рассматривать как стадии в развитии
мышления. Они представляют собой моменты в его осуществлении.
Правда, в каждом отдельном случае тот или иной аспект мышления может
доминировать, вытеснять другие. Любой результат, даже полученный
методом восхождения от абстрактного к конкретному, недосказан, и
пытливая мысль выйдет за его пределы. Она идет от незнания к знанию
и тем самым порождает новое, но теперь уже «ученое
незнание».
Возвращаясь к
началу разговора о мышлении, важно отметить, что философия и наука
проделали немалый путь, отталкиваясь от смыслообраза интеллекта
(Божественная способность души) и двигаясь к нему. Трудно сказать,
какая часть пути уже пройдена, тем более что и мышление не стоит на
месте. Его развитие опережает исследования, но именно оно дает
средства для постижения его самого. Поверим Гегелю, что расчлененный в себе
разум есть дух, который при всей своей свободе, а может быть именно
благодаря ей, стремится к конкретному. Он проникает и в интеллект,
представив его как единство многих определений, и притом единство не
абстрактное, а достаточно конкретное. Конечно, для операционализации
и дидактически приемлемой репрезентации полного процесса мышления
должна быть проделана огромная работа. Ожидать, пока кто-то исполнит
эту работу, нерационально и неразумно. В науке (науках!) о мышлении
накоплен огромный материал, который нужно знать, ибо он помимо своей
возможной пользы еще и интересен. Знакомясь с ним, едва ли
целесообразно искать какой-либо универсальный, единственный метод
решения психолого-педагогических проблем, связанных с развитием
мышления. Если бы такой был, не только педагогика – человечество
давным-давно отбраковало бы все остальные. Сила мышления заключена в
разнообразии его форм, приемов, методов, развитие и актуализация
которых определяются задачами и целями, возникающими (полагаемыми!)
перед человечеством и каждым отдельным человеком.
Вернемся к
названию статьи. Развитие целостных представлений о мышлении – дело
будущего. При всей важности соотношения рассудка и разума,
эмпирического и теоретического мышления и других его приемов и
методов для получения целостных представлений о нем необходимо выйти
за пределы мышления в мир деятельности и действия, в мир образов, в
мир аффектов и, конечно, в мир слова. Это необходимо, потому что
действие, образ, слово, чувство становятся языками мышления. При
этом как и каждая форма мышления не является «чистой культурой», так
и каждый из его языков гетерогенен. Слово содержит в своей
внутренней форме образ и действие, действие – образ и слово, а образ
– действие и слово. По отношению к ним применим древний принцип:
«Всё в одном, одно во всём». Именно в этом залог искомой целостности
мышления. В каждом мыслительном акте явное и скрытое,
взаимодополняясь, образуют чудесное непрозрачное целое, столь же
привлекательное, сколь и трудное для исследования.
Литература
1.
Асмус В.Ф....Истбрико-философские этюды. М.,
1984.:
2.
Зинченко В. П. Перспектива ближайшего развития развивающего
образования// Психологическая наука и образование. 2000.
№2.
3.
Зинченко В.П. Мышление и язык. Дубна, 2001.
4.
Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М.,
1993.
5.
Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М.,
1999.
6.
Новохатько А. Г. Историзм самосознания как проблема
творчества// Ильенков Э.В.: личность и творчество. М.,
1999.
7.
Пятигорский А. М. Избранные труды. М.,
1966.
8.
Шпет Г. Г. Сочинения. М., 1989.