Доменико, прозванный Гирландайо (или Гриллфлорентиской церкви Оньисанти; того же времени - снятая фреска со св. Христофором в нью-йоркском Метрополитен-музее; 1473-1475 гг. - фреска ("Мадонна со святыми" и "Крещение") в церкви Сант Андреа в Броцци близ Флоренции; 1475 г. - фрески ("Житие св. Фины") в приходской церкви г. Сан Джиминьяно (с братом Давидом и учеником Майнарди); в том же году работы в библиотеке Сикста IV в Риме (вместе с братом Давидом); 1480 г. - фрески в Оньисанти во Флоренции ("Св. Иероним", "Тайная вечеря"); 1481 г. - фрески в Сикстинской капелле в Риме; 1482 г. - работы во дворце Синьории во Флоренции (с братьями); 1483-1485 гг. - фрески ("Житие св. Франциска") и алтарный образ ("Поклонение волхвов") в капелле Сассетти флорентиской церкви Санта Тринита; 1486-1490 гг. - фрески во флорентинской церкви Санта Мариа Новелла (с учениками) и "Венчание Богоматери" в Нарни; 1487 г. - "Поклонение волхвов" (тондо), теперь в Уффици (с учениками); 1488 г. - "Поклонение волхвов" в Воспитательном доме во Флоренции; 1491 г. - "Посещение Марией Елизаветы" - теперь в Лувре, 1492 г. - "Христос со святыми" в пинакотеке г. Вольтерры (последняя живописная работа, выполненная с учениками).
Другие работы: "Св. Викентий" в муниципалитете г. Римини, Мадонна (в Уффици); портреты старика с внуком (Лувр), молодых девушек (в Лондонской Национальной галерее и в частном собрании в Париже), Джованни Торнабуони (собрание Тиссен в Лугано), Лукреции Торнабуони (Вашингтонская Национальная галерея), две "Мадонны со святыми" в музеях Пизы и Лукки.
1) Начало биографии Гирландайо в первом издании "Жизнеописаний" было таково:
"Часто встречаются дарования возвышенные и тонкие, которые охотно посвятили бы себя искусству и наукам и превосходно бы в них преуспевали, если бы с изначалу были направлены своими отцами к тому, к чему от природы имели склонность. Однако нередко случается и так, что недальновидный воспитатель упускает то, о чем ему надлежало позаботиться больше всего, и это становится причиной того, что таланты, созданные природой для пользы и украшения мира, бесполезно погибают. И разве мало видели мы занимавшихся долгое время каким-либо делом лишь из страха перед своими воспитателями, а в зрелые годы оставивших это дело ради других, более им приятных? Но сила природы такова, что человек при склонности к определенному делу добьется за один месяц успехов больше, чем другой за многие годы при всем своем труде и старании. И наблюдается весьма часто, что тот, кто следует влекущему его инстинкту, восхищает и поражает одновременно и искусство, и природу, как не без причины приводил их в изумление Доменико ди Томмазо Гирландайо".
2) Объяснение происхождения прозвища Гирландайо правдоподобно, но гирлянды во Флоренции существовали и раньше.
3) Сохранившиеся фрески в Оньисанти написаны в разное время: "Пьета" и "Мадонна с членами семейства Веспуччи" - в 1470-1472 гг., "Тайная вечеря" и "Св. Иероним" - в 1480 г., фрески в Санта Кроче не сохранились.
4) Фрески в Санта Тринита сохранились.
5) Алтарный образ сохранился на старом месте в церкви Санта Тринита.
6) Работа находится теперь в Уффици.
7) "Посещение" из Честелло находится в настоящее время в флорентиском Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти).
8) Из перечисленных работ сохранились "Тайная вечеря" в Сан Марко (реплика "Тайной вечери" из Оньисанти, выполненная с учениками), тондо "Поклонение волхвов" (теперь в Уффици) и "Св. Иероним" в Оньисанти.
9) В Сикстинской капелле Гирландайо написал "Призвание апостолов" (а также портреты пап, выполненные с учениками). "Воскресение", написанное лишь в XVI веке, не сохранилось.
10) Фрески в римской церкви Санта Мариа сопра Минерва не сохранились.
11) См. ч. I "Жизнеописаний".
12) Сохранившиеся фрески в Санта Мариа Новелла (1486-1490) - одна из главных работ Гирландайо. Части алтарного образа находятся в Берлинском музее и в Старой пинакотеке г. Мюнхена (работа была выполнена после смерти Доменико его братьями Давидом и Бенедетто и Франческо Граначчи).
13) Собственноручные фрески Гирландайо в Санта Мариа Новелла следующие:
"Рождество Богоматери", "Рождество Иоанна Крестителя", "Введение во храм", "Захария во храме", "Обручение Богоматери", "Изгнание Иоакима из храма". Остальные написаны совместно с учениками и помощниками.
14) Фрески Гирландайо на вилле Торнабуони Кьясса Мачерельи (а не Кассо Маккерелли - теперь вилла Лемми) не сохранились. Сохранившиеся работы во дворце Синьории выполнялись с братьями Давидом и Бенедетто.
15) Из перечисленных Вазари работ сохранились: в Лукке - "Мадонна со святыми" в ризнице церкви Сан Мартино; в Пизе - работы из Сан Джироламо (хранятся теперь в городском музее). Фрески в соборе переписаны в XIX веке, в Попечительстве - в плохом состоянии. Работы в Сеттимо и Флоренции не сохранились.
16) Работы в Санта Мариа Нуова не сохранились; в трапезной аббатства Пассиньяно сохранилась "Тайная вечеря", написанная Доменико. Бастьяно - ученик Гирландайо Себастьяно Майнарди (см. дальше прим. 19).
17) Из перечисленного сохранился образ св. Викентия Феррери в муниципалитете г. Римини и одна из досок в Сан Джусто (с четырьмя святыми).
18) О мозаичных работах Гирландайо во Флорентийском соборе Санта Мариа дель Фьоре см. биографию Герардо, прим. 2. Сиенские мозаики не сохранились, рассказ о них Вазари не точен.
19) Ученики Гирландайо: братья Давид (1452-1525) и Бенедетто (1458-1497). Живописцу Себастьяно Майнарди (умер в 1513 г.) принадлежат многочисленные "Мадонны" в Сан Джиминьяно, Неаполе, Флоренции, Пизе, Париже, Лондоне, Лилле, Кельне, Нью-Йорке, портреты в Берлине и Нью-Йорке. Биографии Микельанджело и Граначчи см. в ч. III "Жизнеописаний". Никколо Чеко и Якопо дель Тедеско - фигуры неясные, документальных сведений о них нет. Бальдино Бальдинелли родился в 1476 г. во Флоренции, умер после 1515 г., других сведений о нем нет. Иногда идентифицируется с Бальдини, работавшим в Риме в 1513 г.