Первый квартет, Op.11
Трио "Памяти великого художника"
Секстет "Воспоминание о Флоренции"
КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Чайковский создал сравнительно небольшое количество сочинений для инструментальных ансамблей: три струнных квартета (не считая одного раннего, написанного в годы учения в консерватории и не получившего порядкового номера),
фортепианное трио и
струнный секстет. Но значение этих сочинений композитора в его творческом наследии и в истории русской музыки огромно. Именно творчество Чайковского и Бородина явило первые зрелые и истинно национальные камерные ансамбли.
Лето 1865 года Пётр Ильич, еще будучи учеником Петербургской консерватории, провёл на Украине, в Каменке, в семье своей сестры
Александры Ильиничны Давыдовой. Там он записал народную песню, которую напевали работавшие в саду женщины. Эта песня зазвучала в струнном квартете, который он сочинил, вернувшись осенью в Петербург. Этот квартет, как уже говорилось, не получил номера, при жизни Чайковского не издавался, сохранилась лишь его первая часть. Удивительно, что в этом первом квартетном опусе, да и вообще в одном из первых сочинений Чайковского - ученика консерватории проявились черты, характеризующие не только всё дальнейшее квартетное творчество, но и всю сферу камерных ансамблей этого композитора. Мы говорим об обращении к народно-песенному материалу и его свободном использовании, а также глубоком лиризме камерных произведений Чайковского.
Три струнных квартета созданы Чайковским в течение одного пятилетия (1871-1875 годы). Первый из них быстро стал знаменитым и едва ли не наиболее исполнявшимся при жизни композитора сочинением, особенно его медленная часть - Анданте кантабиле на тему народной песни "Сидел Ваня на диване". Музыка квартета, при всей демократичности идеи, отличалась подлинной симфоничностью развития, крупными масштабами (достаточно сравнить
Первый квартет и
Первую симфонию Чайковского). Второй квартет, который, кстати сказать, относился к числу любимых произведений самого автора, также сочетает народно-жанровое и лично-лирическое начала. Это одно из самых светлых, жизнерадостных, жизнеутверждающих созданий Петра Ильича.

Совсем иной Третий квартет. Поводом к его сочинению стала смерть замечательного скрипача, возглавлявшего квартет Московского отделения русского музыкального Общества, первого исполнителя двух первых квартетов Чайковского - Фердинанда Лауба. Чайковский восхищался его талантом, писал о нём в своих статьях, близко дружил с ним. Третий квартет - единственный камерно-ансамблевый цикл композитора, не соприкасающийся с народно-песенной сферой. Здесь, едва ли не впервые в творчестве Чайковского, встает проблема жизни и смерти, столь значительная для всего последующего творчества композитора. После создания Третьего квартета Чайковский к жанру квартета не обращался.
Сочинение
Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1882), связано также со смертью близкого друга Чайковского -
Николая Григорьевича Рубинштейна. Трио имеет посвящение "Памяти великого художника". Чайковский не любил сочетание фортепиано и струнных инструментов, однако именно для такого состава, наверное, с мыслью о Рубинштейне - пианисте, создал выдающийся ансамблевый цикл. Значительность содержания, монументальность, большие масштабы позволяют думать об этом Трио как о своего рода камерной симфонии.
И, наконец, последнее произведение для инструментального ансамбля - секстет для струнных, созданный на рубеже 80-90 годов и получивший название
"Воспоминание о Флоренции". Эта музыка связана с более ранними ансамблями Чайковского - в ней также сочетаются жанрово - бытовые истоки (причем итальянские мотивы сменяются русскими) и напряженное лирико-драматическое содержание. Общий колорит светлый, финал жизнеутверждающий. Но это - музыка, написанная после
"Пиковой дамы", это - уже поздний Чайковский.
Л. З. Корабельникова
Чайковский. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Op.50
Шостакович. Трио №2 для фортепиано, скрипки и виолончели Op.67
Марта Аргерих (фортепиано), Гидон Кремер (скрипка), Миша Майский (виолончель)
Audio CD, 1999 г.
Deutsche Grammophon. Сборник
Купить в интернет-магазине
Вариации на тему рококо. Секстет "Воспоминание о Флоренции"
Мстислав Ростропович - виолончель. Генрих Талалян - альт. Квартет Имени Бородина: Ростислав Дубинский, Ярослав Александров, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский.
Симфонический оркестр Ленинградской государственной филармонии. Дирижер Геннадий Рождественский.
Audio CD, 1995 г.
Gramzapis Company
Купить в интернет-магазине
Времена года. Серенада для струнного оркестра
Времена года. 12 характеристических пьес, соч. 37 bis. Инструментовка А. Гаука. Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер Евгений Светланов.
Серенада для струнного оркестра. Камерный оркестр `Солисты Москвы`. Дирижер Юрий Башмет. Запись по трансляции из Большого зала консерватории 25.12.1990 г.
Audio CD, 1998 г.
Мелодия. Сборник
Купить в интернет-магазине