Первый концерт для фортепиано с оркестром
Вариации на тему рококо
Концерт для скрипки с оркестром
КОНЦЕРТЫ И КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ

"Вас всех поздравляю с первым русским фортепианным концертом, написал его Петр Ильич", - радостно сообщал своим друзьям весной 1875 года
Сергей Иванович Танеев. Разумеется, он знал, что к этому времени уже были созданы все пять концертов для фортепиано с оркестром
Антона Рубинштейна - некоторые из них превосходны - однако написал "первый русский". Молодой Чайковский уловил то важное, но так трудно выразимое словами, что делает сочинение в том или ином жанре национальной классикой, как стали классикой польской музыки фортепианные концерты Шопена или норвежской - знаменитый концерт
Грига.
Жанр концерта для одного инструмента с оркестром очень привлекал Чайковского. Своего рода "борьба" между солистом и оркестром, их соревнование открывали, по его словам, бездну соблазнительных для композитора комбинаций. Многое роднит концерты Чайковского с его же симфониями: монументальность форм, их масштабность, интенсивное развитие музыкальных образов, наконец, огромная роль оркестра. Концерты - три фортепианных и
скрипичный,
"Вариации на тему рококо" для виолончели с оркестром - отличаются светлым, жизнеутверждающим характером, многое в них звучит торжественно - празднично.
Первый фортепианный концерт Чайковского, быстро завоевавший популярность и до сего дня остающийся одним из самых широко известных инструментальных сочинений этого композитора, отделяют от Третьего, созданного в год смерти, почти два десятилетия. Кроме концертов, Петр Ильич сочинил также Концертную фантазию для фортепиано с оркестром.

Все концерты и концертные пьесы Чайковского связаны с именами выдающихся музыкантов - исполнителей (
Бюлов,
Бродский,
Фитценхаген,
Брандуков). Отношения с ними и особенно их отношение к созданиям Петра Ильича лучше всего показывают необычность, новизну этих произведений.
Николаю Григорьевичу Рубинштейну показался трудным, неисполнимым, непривлекательным Первый концерт (вскоре, впрочем, он стал его блестящим исполнителем, и Второй посвящен ему). Знаменитый скрипач, профессор Петербургской консерватории Леопольд Ауэр по тем же причинам забраковал скрипичный (Концерт для скрипки оркестром), и его первым исполнителем стал молодой музыкант Адольф Бродский. Ныне этот концерт входит в репертуар чуть ли не всех скрипачей мира. Концертная фантазия (1884-й год), сыгранная Танеевым, впоследствии прекрасно зазвучала в исполнении Софии Ментер, которой и посвящена.
Непросто складывалась судьба Вариаций на тему рококо: при жизни Чайковского ни один виолончелист кроме друга композитора, профессора Московской консерватории Вильгельма Фитценхагена, которому посвящены Вариации и к советам которого прибегал автор, их не играл.
Как и другие жанры творчества Чайковского, концертный жанр оказал огромное влияние на композиторов следующих поколений - достаточно вспомнить фортепианные концерты
Рахманинова или скрипичный Глазунова.
Л. З. Корабельникова
Концерт для фортепиано № 1. Концерт для скрипки
Лазарь Берман - фортепиано; Кристиан Феррас - скрипка
Берлинский филармонический оркестр. Дирижер - Герберт фон Караян
Audio CD, 2002 г.
Серия: Волшебная серия классики
Купить в интернет-магазине
Концерт для скрипки. Вариации на тему рококо
Давид Ойстрах, Мстислав Ростропович
Ленинградский филармонический оркестр. Дирижер - Геннадий Рождественский
Audio CD, 2003 г.
Мелодия. Сборник
Купить в интернет-магазине