ПЕРВЫЙ КВАРТЕТ, OP. 11

Квартет N1, ре мажор, в четырех частях, сочинен и инструментован в феврале 1871 года в Москве для авторского концерта, устроенного по совету
Н.Г.Рубинштейна в Малом зале Благородного собрания 16 марта того же года. Исполнители: Ф.Лауб, И.Прянишников, Л.Минкус,
В.Фитценхаген. Квартет посвящен С.А.Рачинскому (1836-1902), видному деятелю в области народного образования.
Первый квартет Чайковского имел большой успех в России и за рубежом ещё при жизни Чайковского. Он сразу стал широко популярен и был одним из первых сочинений композитора, зазвучавших в Европе. Быстро обретенная популярность этого сочинения во многом связана со второй частью цикла - знаменитым Andante cantabile. Основной темой этой части послужила старинная русская песня, бытовавшая в 70-х годах, с текстом "Сидел Ваня на диване, курил трубку с табаком". Эту песню Чайковский слышал в Каменке летом 1869 года от плотника, уроженца Калужской губернии.
В ряду камерно-инструментальных ансамблей Чайковского далеко не всем был уготован столь радушный прием, как первому струнному квартету. "Мой квартет произвел в Петербурге фурор, - сообщает Чайковский 2 ноября 1872 г. брату
М.И.Чайковскому. При этом особый восторг слушателей обычно приходился на долю второй части - Andante cantabile". Эта, действительно "одна из чудных страниц русской музыки" (Моск. вед. 1881 г. № 3), вскоре становится объектом ряда транскрипций и переложений для различных инструментов и составов: Чайковский, видимо, не был противником подобного рода опытов, о чем свидетельствуют его письма. Часто Andante, как самостоятельная пьеса, звучало в аранжировке для струнного оркестра: "...слушание этой вещи доставило мне большое удовольствие, - пишет Чайковский
фон Мекк 4/16 марта 1879 г, - Весь струнный оркестр играл ее, но с таким ансамблем и таким изяществом, как будто каждая партия исполнялась одним колоссальным инструментом". С годами Andante приобретает все большую известность, как самостоятельная пьеса. Чайковский однажды упоминает, что в Вене он слышал транскрипцию для флейты, и это вызывает досаду самого автора. "... Они помешались на этом "Andante", - пишет он
А.И.Чайковскому 7/19 ноября 1884 г., - и ничего другого играть не хотят".

Одно из первых исполнений квартета, в частности, его второй части сыграло важнейшую роль в биографии композитора. Так, в 1876 году для
Л.Н.Толстого в Московской консерватории был устроен музыкальный вечер, в программу которого входило и Andante cantabile. Оно произвело на Л.Н.Толстого большое впечатление. В ответ на письмо Л.Н.Толстого Чайковский писал: "... я не могу выразить, до чего я был счастлив и горд, что моя музыка могла Вас тронуть и увлечь".
В конце 80-х годов Andante cantabile было переложено Чайковским для виолончели с сопровождением струнного оркестра для его друга виолончелиста
А.А.Брандукова, в архиве которого и была обнаружена рукопись. В разные годы переложение этой части для скрипки соло осуществили Ф.Лауб и Л.Ауэр. Одобрительно относился Чайковский и к ее версии для струнного оркестра.
Первая часть квартета отличается светлым настроением. В квартетной обработке песня, ставшая основной темой второй части - Andante cantabile (си-бемоль мажор) - претерпела существенные изменения, обрела присущие Чайковскому черты проникновенного лиризма, душевной чистоты, а по благородству и возвышенности чувств является одним из самых замечательных мелодических откровений композитора.
Небольшая третья часть - Скерцо - исполнена внутренней силы и энергии. Финал - Allegro giusto- заключает развернутую циклическую композицию. Для него характерны интесивная разработка тем, приподнятый тонус высказывания. "Огненной" кодой завершается это замечательное, вошедшее в мировую квартетную классику произведение П.И.Чайковского.
Впервые квартет был издан фирмой
П.И.Юргенсона. Партитура в 1871 г. Партии в 1887 г.
П. Е. Вайдман
Времена года. Серенада для струнного оркестра
Времена года. 12 характеристических пьес, соч. 37 bis. Инструментовка А. Гаука. Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер Евгений Светланов.
Серенада для струнного оркестра. Камерный оркестр `Солисты Москвы`. Дирижер Юрий Башмет. Запись по трансляции из Большого зала консерватории 25.12.1990 г.
Audio CD, 1998 г.
Мелодия. Сборник
Купить в интернет-магазине