Времена года
Детский альбом
12 пьес средней трудности, Op. 40
18 фортепианных пьес, Op. 72
ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА

Чтобы понять место и значение фортепианной музыки Чайковского, важно вспомнить, что эпоха, в которую жил и творил композитор, была ознаменована расцветом домашнего музицирования. Пианистов - любителей среди представителей высших кругов общественности было достаточно много. В ХХ веке домашняя игра начала всё больше вытесняться звукозаписью.
Во времена Чайковского фортепиано, этот универсальный инструмент, стал весьма распространенным атрибутом быта культурной городской семьи. Сначала педагоги - иностранцы, а потом и воспитанники консерваторий давали уроки целой армии молодых людей и барышень. Пьесы Чайковского, таким образом, были адресованы уже тысячам любителей музыки и нашли в их среде горячий душевный отклик.
Многие из пьес для фортепиано Чайковского, такие как "Сентиментальный вальс", или Романс, ор.5 внешне непритязательны, но, и по эмоциональному складу, и по музыкальному языку отвечали запросам современников (вальс, романс). Да и сегодня их нельзя слушать без волнения и душевного трепета.

Многое в фортепианной музыке шло от
Шумана, которого Чайковский так любил и который умел так точно передавать тончайшие душевные волнения. Но в мелодике, напоминающей русский романс, пела "русская душа", а в образном строе, в темах многих пьес отражались жизнь, быт, характерные настроения русского человека. Эти лирические миниатюры написаны в типичных для романтического пианизма жанрах: романс, ноктюрн, экспромт, юмореска, песня без слов.Многие написаны в танцевальных жанрах: мазурка, полонез и, конечно, вальс.
Для фортепиано Чайковский писал всю жизнь. Самое раннее фортепианное сочинение - "Анастасия -вальс" создан четырнадцатилетним мальчиком;
18 пьес, ор.72 написаны в последний год жизни, практически в одно время с Шестой симфонией .
В фортепианной музыке Чайковского широко представлены пьесы в русском народном духе - бытовые сценки, картины природы. Это и "Русское скерцо", ор.1, "В деревне" и
"Русская пляска из ор.40, "Думка", это и "Сельский отзвук" и "Приглашение к трепаку" из последнего фортепианного цикла из восемнадцати пьес ор.72, написанных в год смерти.
Л. З. Корабельникова
Владимир Ашкенази. Времена года.
Meditation, op. 72 no. 5, Polka Peu Dansante, Op. 51 No. 2, Aveu Passione, Tendres Reproches, Op. 72 No. 3, Berceuse, Op. 72 No. 2, les Seasons, op. 37a.
Audio CD, 2000 г.
Серия: The Best Of Classic. Сборник
Купить в интернет-магазине
Времена года. Думка. Детский альбом
Геннадий Дзюбенко (фортепиано)
Audio CD, 2002 г.
Серия: Золотая классика
Купить в интернет-магазине