ПЯТАЯ СИМФОНИЯ

Посвящена Т.Аве-Лаллеману
Десять лет отделяют время создания
Четвёртой симфонии от Пятой. Чайковский многое пережил, изменились его взгляды на жизнь, на религию. Он метался в поисках нравственных устоев, размышлял о мере греховности великих художников в жизни. Осенью 1887 года он переживает смерть двух близких ему людей: смерть друга Н.Д.Кондратьева и скоропостижную трагическую смерть в расцвете лет племянницы Т.Л.Давыдовой. Сам пишет завещание. В дневнике записывает свои размышления о символе веры, о необходимости и потребности молиться. А в записной книжке появляются наброски с пометами "Гамлет". Остается неизвестным, предполагалась ли симфония с программой по одноименной трагедии
Шекспира или увертюра, которая все-таки будет позже написана. Но так или иначе мысль Чайковского вращается вокруг "вечных вопросов бытия". В записной книжке появляется запись литературной программы для симфонии: "Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием провидения... Ропот, сомнения, жалобы, упреки к ...ХХХ. не броситься ли в объятия веры". И это после создания им программной симфонии
"Манфред". Что это? Желание ещё раз разобраться в дилемме человек и судьба, человек и рок? Или следствие пережитого и осмысление всего происходящего?
Тяжелые раздумья и душевные метания прерываются другими всплесками эмоций: триумфальной первой гастрольной поездкой в Европу в качестве дирижера. Чайковский возвращается и пишет Пятую симфонию. Симфонию о жизни и судьбе, роковых силах, мешающих человеку, и извечных его устремлениях к свету и радости. А возможно ли их достижение?

Вот уже более ста лет выдающиеся дирижеры пытаются открыть тайный смысл Пятой симфонии. Что происходит в её финале? Победа роковых сил или человека над судьбой? Эти извечные вопросы и совершенно удивительная, завораживающая красота музыки притягивают слушателей и исполнителей к этой симфонии Чайковского и по сей день.
Пятая симфония Чайковского стала первой из симфоний композитора, премьера которой состоялась под управлением автора. Успех пришел далеко не сразу. И это просто поразительно для современного слушателя, но факт остается фактом. Почти аналогичная судьба была у
Шестой симфонии Чайковского, также прозвучавшей под управлением автора, но её последующий скорый успех был обусловлен безвременной кончиной композитора и исполнением во второй раз симфонии уже в его память. Публика и критика словно прозрели и услышали великое творение мастера.
П. Е. Вайдман
П. И. Чайковский. 5 Симфония. Буря
Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер - Евгений Светланов
Audio CD, 1991 г.
Грамзапись; Сборник
Купить в интернет-магазине
П. И. Чайковский. Симфонии
Русский национальный оркестр. Дирижер - Михаил Плетнев
5 Audio CD, 1996 г.
Deutsche Grammophon; Сборник
Купить в интернет-магазине