 |
Михаил УЛЬЯНОВ: ТЕАТР - ЭТО ПРИВОРОТНОЕ ЗЕЛЬЕ
Сидя на знаменитом диване с чудным резным навершием - еще шло заседание
худсовета Театра им. Евг. Вахтангова, - я думал о сибирской реке Иртыш. Вбирая в
себя истоки где-то в Китае, Иртыш мощно несет воды по многотысячекилометровому
руслу, издревле притягивая к себе города и поселения. Как там живет сейчас у
Иртыша мой родной Семипалатинск? А как представить себе другой населенный пункт,
расположенный уже на территории Омской области, - мало кому известный городок
Тара, где на одном из старых домов матово светится скромная мемориальная доска:
"Здесь родился народный артист СССР, лауреат Ленинской премии..."
А вот и он сам, с массивной тростью в руке, возник в полумраке пустого фойе.
Михаил Александрович Ульянов. И пока этот легендарный человек не спеша
приближался, его знакомый лик вдруг наплывом замелькал другими не менее близкими
каждому кинообразами: Егор Трубников из "Председателя", маршал Жуков из
"Освобождения", генерал Чарнота из "Бега", отважный пенсионер Иван Федорович из
"Ворошиловского стрелка". А сколько других выстраданных и блестяще сыгранных
ролей в десятках фильмах, десятках спектаклей! Если допустить некую литературную
красивость, то Михаил Ульянов, как и его родной Иртыш, притянул к своему сердцу
людей практически всех поколений послевоенного Советского Союза. Даже говорить
об этом излишне - о нем написано и известно все! Устало скользнув по моему лицу,
Михаил Александрович, как мне показалось, не оставил какой-то своей глубинной и
отстраненной от собеседника озабоченности. Можно понять: ему 77 и третье
десятилетие он служит художественным руководителем известнейшего театра России.
И все же хотя бы в двух словах хочется начать с истоков.
Пацаном, помогая матери, торговал на берегу Иртыша морковкой, с мешком
картошки поехал учиться актерским азам в Омск. В 1946 г. на авось отправился в
Москву и поступил в Театральное училище им. Щукина. И пошло-поехало... Достиг
такого редчайшего даже для великих актеров совершенства, когда подвластно любое
творческое амплуа - трагедия, фарс, мелодрама, гротеск, водевиль, эпос.
Уже давно многочисленные собеседники Михаила Александровича, как бы поспешно
перескакивая актерскую тему, норовят выспросить у него нечто заветное "про нашу
жисть". Да и я, начав с национальных особенностей здоровья отечественных
артистов, не удержался, чтобы не попытаться выведать кое-что о нашем яростном
времени.
Медицина
- Я сначала отвечу на первый пункт вашего вопроса: соотносятся ли такие
понятия, как "здоровый образ жизнь" и "жизнь актера". Дело в том, что ситуация,
которая складывается вокруг актера, она все время меняется. И в зависимости от
сложения всех обстоятельств - домашних, театральных, государственных,
медицинских, - все время нужно приспосабливаться к быстротекущей жизни. К тому
же актерская судьба во многом непредсказуема, она зависима, и потому требует
порой мгновенной соорганизации. Нет покоя, нет ритмики и размеренности. Сегодня,
к примеру, я занят выше своих сил, а завтра никому не нужен. Такая
прыжкообразность жизни, как бы сказать точнее, довольно утомительна, особенно
сейчас.
Но вот интересно, раньше актеры жили гораздо, гора-аздо спокойнее. Не было
кино, радио, телевидения, самолетов, не было телефончика, который сейчас потеет
в руках в зависимости от характера разговора. Короче говоря, сейчас актер
другой. Даже мы в начале 50-х годов находили время для игр в картишки, застолий,
флирта... Сейчас актеры в дикой гонке за рублем, и не потому что они какие-то
жаднюги - просто так несут кони. И потому часто умирают в относительно молодые
годы. Есть тут свои странности... Наш театр оформился в 1922 г., актеры его рано
умирали - в 45-50-60 лет. А вот что будет с сегодняшним молодым поколением,
сказать трудно. Хорошенькое дело: вы поднялись на самолете на высоту 10
километров, опустились, сыграли спектакль и снова в безумную высь. Эти
амплитуды, эта гигантская качель приводят к преждевременной усталости, человек
быстро выдыхается.
- Михаил Александрович, назовите характерные заболевания для актерской
профессии. Не секрет, что в писательской среде - это, грубо говоря, пьянство.
- У нас с пьянством дело обстоит проще, потому что у вас писатель может
закрыться от мира и залечь, а у нас нельзя, надо играть спектакль. Конечно,
кто-то пьет, мы стараемся помочь, но не в этом главная беда. Инсульты и инфаркты
- вот что косит, и это напрямую связано с тем, о чем я только что говорил.
- Известно, как ревностно следил за своим здоровьем Георгий Вицин. А я не
могу забыть Николая Гриценко, что с ним случилось?
- Николай Гриценко - гениальный актер. Повторю, по-настоящему гениальный, это
сейчас каждому второму лепят "гениальность" и "талантливость". А Николай
Гриценко в полной мере обладал этими свойствами. Однако его актерская
гениальность как-то не очень соотносилась с обыденной человеческой жизнью. Он
был смешной, наивный, странный человек... Например, вдруг решил закаляться,
причем сразу зимой, прямо в сугробы, в полынью...И потому сосуды его пошли в
разнотык, довольно быстро начался процесс. Конец печальный. Я знал другого
человека, который после 60 вдруг увлекся бегом. И вскоре умер. Вообще спорт -
это... Я был как-то на Ваганьковском, лежат футболисты, не достигшие 50... Эта
беготня за мячом с вывороткой всех сил довольно быстро выжимает из человека все
нутро. Ритм жизни, наверное, должен быть логичен, как логична сама природа -
весна, лето, осень, зима. Но это сказка...
- Я с восторгом наблюдаю за Георгием Жженовым, которому сейчас под 90. А ведь
за плечами у него Колыма... В тех краях мне довелось общаться с многими бывшими
узниками. Заметил две крайности: или быстро умирали после освобождения, а если
уж выживали, то "скрипели" до глубокой старости.
- Я задавал такой вопрос Жженову. Он ответил точно и четко: в зоне очень
мало ел и много работал на воздухе. В этом он видит главный фундамент своего
долголетия.
- Михаил Александрович, наверное, такая уж планида у актеров - "под занавес"
жизни многие остаются одинокими. Я не раз бывал в подмосковном Доме ветеранов
сцены...
- Не сказал бы, что это частое явление, но беда такая случается - издержки
профессии. На самом деле страшно: не ждешь ниоткуда письма, телефонного звонка.
Как сказал во времена борьбы с космополитизмом один крупнейший критик: "У меня
дома умер телефон". Что может быть горше!
- Есть ли у вас друзья среди врачей?
- У меня, к сожалению, - это с одной стороны, и к счастью - с другой, сейчас
есть врачи, с которыми я близок. Проблем со здоровьем немало. Но не стоит об
этом распространяться, как и называть имена медиков. Могу только сказать, что
медицина - организация могучая, но она в основном для "тонущих"...
Россия
- Михаил Александрович, можно задать такой вопрос: как вы считаете, хоть
что-то сдвигается в нашей многострадальной России в хорошую сторону?
- На эту тему не хочу особо распространяться, объясню почему. Вот, скажем,
вызвали меня в Кремль и предложили место первого человека государства... Да
упаси, Господь! Я не знаю, что сейчас надо делать. Одни твердят, мол, требуется
поднять демократию, другие - что-то защитить, третьи - что-то отразить и так
далее. Крупные экономисты, юристы, журналисты, возможно, и разбираются в
современной жизни, но опять же с точки зрения лишь своей профессии. Находясь в
бурлящем потоке сегодняшнего дня, невозможно ухватить суть происходящего и
ответить на все вопросы. Да и театр не поспевает за жизнью. Есть еще злосчастная
российская привычка: соберутся втроем и начинают все клясть. А что толку? Все у
нас запуталось, по словам героев Достоевского, дошло до края. Вдумайтесь в один
факт: на улицу выходят митинговать не студенты и не служащие - старики и
старухи, с одним-единственным лозунгом: дайте нам возможность дожить, дайте нам
еду! Куда дальше, и кто знает, как помочь этим людям!
- В некоторой части нашего российского общества начали поговаривать о
необходимости пересмотра роли личности Сталина в судьбе Отечества. Что вы
думаете на сей счет?
- Не "поговаривают", а трубят во все трубы. Я тоже размышляю об этом. Тема
очень большая и сложная. Вот с какой стороны зайду... То, что Сталин являл собой
одну из ключевых фигур мировой истории, может быть одну из самых жутких, -
бесспорно. Сталина нельзя просто так стереть из истории. Но есть могила у
кремлевской стены, и это нормально. Смерть и могила выше всей мирской суеты. А
вот когда начинают кричать о необходимости возврата городу на Волге прежнего
названия, здесь начинается политика. От этого абсолютно ничего не изменится ни в
чьей-то отдельно взятой судьбе, ни в жизни общества.
- Критики и ваши биографы едины во мнении, что вам удалось переиграть
практически все основные грани национального характера. А созданный вами образ
маршала Жукова в сознании людей один к одному совпадает с исторической личностью
самого Георгия Константиновича. Вы были "маршалом победы" не только в
"Освобождении", но и в "Блокаде", "Контрударе", "Сталинграде", в спектакле
"Полстраницы оперативной сводки". Когда вы выезжаете куда-то, появляетесь среди
публики, бывает, раздаются восклицания: "Маршал Жуков приехал!". А есть мнение,
что Жуков достигал военных успехов ценой невероятных солдатских жертв, не всегда
оправданных. Так ли это?
- Да, Жукова я играл 16 лет, хотя с ним никогда не встречался. Все дело в
том, что каждое время рождает своих героев. Даже иначе скажу: беда, когда
государство не имеет своих героев, которые бы отражали высшие достижения нации.
Жуков был фигурой не благостной, он действительно отличался, как и его время,
жестокостью и беспощадностью. Иначе было нельзя. Пережив 37-й год, откуда
взяться благости! А потом вокруг таких фигур всегда начинается копошня, примером
тому Сталин. Всегда находятся деятели, которые стараются унизить героев. Но они
вошли в историю и останутся в ней на века.
- Только что по телевидению повторяли вашего "Ворошиловского стрелка".
Вспоминаю, какие споры он вызвал лет пять назад. Как вы думаете, общественное
мнение успокоилось?
- О "Ворошиловском стрелке" скажу то, что говорил и писал раньше. Герой
фильма, дед, не переломился, пусть противозаконным путем, но он доказал, что с
ним нельзя обращаться, как с ничтожеством, нельзя помыкать им. Да и не секрет,
что в нашем обществе справедливости добиться трудно и что государство не в силах
защитить человека.
- Какая жалость, Михаил Александрович, что часть беседы из-за ограниченной
газетной площади остается "за кадром". Надеюсь с вами увидеться еще и на
80-летии. Огромное спасибо за беседу. Дай Бог вам здоровья!
Беседу вел Владимир
ХРИСТОФОРОВ,
спец. корр. "МГ".
Фото из личного
архива Михаила УЛЬЯНОВА.
|
 |