1
Майк Бел Норман Брайсен
Семиотика и искусствознание
Бел М., Брайсен Н. «Семиотика и искусствознание», Вопросы искусствознания, IX (2/96), 521 - 559.
*Майк Бел — автор книг «Reading „Rembrandt": Beyond the
Word-Image Opposition» (Cambridge and New York, 1991) и «Death and
Dissymmetry: The Politics of Coherence in the Book of Judges» (Chicago,
1988). Department of Art and Art History, University of Rochester,
Rochester, N.Y. 14627 и Instituut voor Algemene Literatuurwetenschap,
Spuistraat 210, 1012VT Amsterdam, The Netherlands.
Норман Брайсен — автор книги (последняя работа) «Looking at
the Overlooked: Four Essays on Still Life Painting» (Cambridge, Mass.,
1990); является редактором антологии «Calligram: Essays in New Art
History from France» (Cambridge, 1988). Department of Fine Arts Harvard
University, Cambridge, Mass. 02138.
Перевод осуществлен по изданию: Mieke Bal and Norman Bryson.
Semiotics and Art History. — The Art Bulletin, 1991, June. P. 174—208.
Предмет семиотики — не реальность, но знаки, их теория и
функционирование. Культура выстроена из знаков, и деятельность
человека в культуре — придание им значимости. Ядро семиотики —
выявление факторов, определяющих непрерывные процессы
означивания и интерпретации и создание инструментария,
позволяющего определить специфику этих процессов в разных областях
культуры. Искусство — одна из таких областей, и потенциальная
полезность семиотики в изучении искусства отсюда очевидна
1
.
Вообще говоря, семиотическая перспектива давно уже задана в
искусствознании - работы А.Ригля и Э.Панофского близки концепциям
Пирса и Соссюра
2
, важнейшие работы М.Шапиро непосредственно
посвящены семиотике искусства
3
. Но в последние два десятилетия
появились совершенно новые проблемы, которые создают новое поле
отношений между искусствознанием и семиотикой. Это проблемы
семантической многозначности, авторства, контекста, восприятия,
семиотика секса, визуальная и речевая, проблема адекватности
интерпретации. Во всех этих областях семиотика меняет позитивистские
установки. Для традиционной искусствоведческой практики это
безусловный вызов.
Скепсис семиотики в этих вопросах обусловливает ее непростые
отношения с искусствознанием. Уже дискуссия рационалистов с
представителями франкфуртской школы могла убедить гуманитариев в
необходимости сомнения относительно собственных притязаний на
обладание истиной. И, однако, большинство прикладных наук (к ним