174
ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ ПРИРОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
П. Я. ГАЛЬПЕРИН
Москва
Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности
психического отражения. М.: Изд-во МГУ, 1985. 231 с.
Книга С. Д. Смирнова посвящена подробному
обоснованию и развитию идеи А.Н. Леонтьева, высказанной им под конец жизни в
самой общей форме и под обязующим названием «Образ мира». Основное содержание
этой идеи заключается в том, что не реакции чувствительного органа на внешние
воздействия и не ощущения составляют начало познавательного процесса; они лишь
условия и исходный материал познания. Начинается оно с первичной
исследовательской активности, направленной на объективные, амодальные свойства
вещей; ощущения же служат лишь вспомогательными средствами обозначения этих
первичных, амодальных свойств.
Автор показывает, что вопрос
об активной или реактивной природе психического отражения и его продукта —
психического образа не является чисто академическим. От ответа на него зависит
выбор того, что и как следует изучать в психологии познавательных процессов —
выбор предмета и средств исследования; от него зависит и стратегия решения
многих прикладных задач. Конечно, проблема активных и реактивных начал
психического отражения не может решаться по принципу «или — или». И активные и
реактивные «составляющие» участвуют на всех этажах познавательного процесса; но
если рассматривать их участие в построении образа, то неизбежно выдвигается
вопрос: какой принцип — активный или реактивный — становится ведущим?
Автор отмечает, что трудами
таких физиологов и психологов, как Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, А.В. Запорожец,
А.Н. Леонтьев и другие, принцип активности был последовательно реализован в
теории процессов построения двигательных актов. Но до сих пор он не был столь
же последовательно проведен в процессах построения психического образа.
Основная задача монографии С.Д. Смирнова состоит именно в том, чтобы наметить
пути решения этой назревшей проблемы.
Естественно, первая глава
монографии посвящена философско-методологическому анализу основных, ключевых
понятий. С большой проницательностью автор выделяет в работах современных
философов ряд эвристичных для психологии аспектов в понятиях «отражение»,
«активность», «деятельность».
Во второй главе систематично
излагаются представления о роли образов в общей структуре психической
деятельности в истории науки и в психологических школах XIX—XX вв.
Особое внимание уделено советской психологии в разработке идей активности
субъекта, и прежде всего деятельностному подходу.
Третья
глава раскрывает понятие «образ мира» в том его содержании, которое было
намечено в работах А.Н. Леонтьева и его сотрудников в конце 70-х гг. Автор
показывает, что это понятие аккумулировало значительные достижения в разработке
проблемы психического отражения (в системе общепсихологической теории
деятельности) и что оно позволяет преодолеть так называемую стимульную
парадигму, согласно которой построение образа возникает в ответ на стимуляцию органов чувств,
т. е. реактивно.
При обосновании выдвигаемых
положений автор опирается прежде всего на
экспериментальный материал, который он черпает из многочисленных опубликованных
источников. Но следует подчеркнуть, что и результаты его собственных
экспериментальных исследований, изложенных в четвертой главе книги,
представляют вполне самостоятельную ценность и немалый общий интерес.
В целом монография С.Д.
Смирнова является глубоким и оригинальным исследованием, делающим важный вклад
в разработку теоретических и методологических проблем современной психологии.
Фактически она задает новое направление работ, требующее решительного переноса
центра тяжести как в экспериментальном, так и в теоретическом исследовании
познавательных процессов с детерминации внешних стимулов на влияние первичной внутренней познавательной активности, направляемой
«целостным образом мира».
Автор подчеркивает, что
первая и, может быть, самая сложная задача на этом пути — создание новых
методов исследования; впрочем, уже и сейчас в ряде направлений
175
психологии наметились обнадеживающие достижения
этого рода; в частности, некоторые новые приемы исследований описаны в
приведенных автором экспериментальных работах.
Книга написана в
полемической тональности, с нарочитым заострением многих формулировок. Это,
естественно, вызывает читателя на дискуссию, но, по нашему мнению, это можно
считать и некоторым достоинством изложения. Книга несколько перегружена
длинными ссылками и цитатами из работ других исследователей, но и это позволяет
читателю лучше познакомиться с оппонентами автора. С.Д. Смирнов распространяет
свои выводы на все познавательные процессы, хотя фактический материал в
основном заимствуется из области восприятия. Но так как соображения автора
носят общий и принципиальный характер, этот недостаток не снижает общего
значения выводов.
Книга написана хорошим
литературным языком и несомненно будет способствовать оживлению теоретических и
экспериментальных исследований, не только познавательных, но и других, в
частности общих вопросов психологической науки.