ШЛЕГЕЛЬ А.В.
ИЗ «БЕРЛИНСКОГО КУРСА» [...] факт, установленный им1, что изящные
искусства подражательны, вовсе не равнозначен тому, как этот факт был
истолкован в новое время в том смысле, что изящные искусства должны подражать
природе [...] Мы не отрицаем, что искусству действительно присущ определенный
элемент подражательности, но это еще не делает его прекрасным искусством.
Скорее всего это заключается как раз в преобразовании того, чему подражают, в
соответствии с законами нашего духа, в творчестве [самой] фантазии,
независимо от внешнего образца для подражания. [...] искусство должно брать свои
предметы лишь из сферы природы, ибо другого источника и быть не может.
Фантазия на своих могучих крыльях может подняться над природой, но никогда не
может вырваться за ее пределы: составные элементы ее творений, как бы ни были
они преобразованы ее замечательной деятельностью, должны быть всегда взяты из
[...] реальной действительности. [...] Но где же художник должен находить свою
возвышенную наставницу — творящую природу, чтобы прислушаться к ее
советам? [...] Только в себе самом, в средоточии своего собственного
существа, путем духовного созерцания и никак иначе. [...] Искусство можно было бы определить как
природу, проясненную и концентрированную для нашего созерцания, прошедшую
через медиум совершенного духа. [...] Этот разделяющий искусство и природу
элемент называется манерой2 в том случае, если медиум [...]
придает ложную окраску изображаемым предметам; стилем он может быть назван тогда,
когда, находясь в правильной дистанции к искусству и природе, медиум не
подходит к ним слишком близко. В этом случае художественное произведение
непременно должно как бы декларировать, что оно не является природой и не
претендует на это. [...] Древним во всех их произведениях
присуща чистота и предельная четкость границ, простота и стремление
сосредоточиться на самом существенном, изолироваться от второстепенных
привходящих деталей, игнорировать материальные эффекты изображения, то есть
те качества [...] которые особенно характерны для скульптуры. Тогда как
художники нового времени, как в живописи, ищут игры света, стремятся уловить
живейшее биение жизни и в изображении своего 125 главного объекта стремятся придать ему echapees de vue3 в
бесконечное. [...] Имевшая место недавно во Франции
безумная попытка вдруг создать новую республиканскую мифологию обречена была
на неудачу из-за насильственных действий зачинщиков этой попытки (мифология
может возникнуть только путем естественного и длительного развития), а также
и потому, что французы страдают отсутствием фантазии и руководствовались в
этом случае только лишь аллегорическими понятиями. [...] должно признать, что по своей
сути музыка является самым идеальным видом искусства. Изображая страсти
безотносительно к каким-либо предметам, только лишь в выражении их форм, она
как бы очищает эти страсти от сопутствующей им материальной прозы: сбрасывая
с них земную оболочку, она помещает их в чистую просветленную атмосферу. 126 |