Карл Роджерс
ЭМПАТИЯ
Rogers С. R.
Empatic: an unappreciated way of being // The Counseling Psychologist. 1975. V.
5, N 2. P. 2—10.
Есть
много попыток определить понятие «эмпатия», и мне самому принадлежит несколько.
Более чем двадцать лет назад я предложил одно из определений в ходе
систематизированного изложения моих взглядов [2]. Оно заключается в следующем.
Быть
в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с
сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим
другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль
другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает.
Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь
или огорчаюсь.
Если
этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.
Для
формулировки моего современного представления я буду опираться на понятие
непосредственного опыта, или переживания (experiencing), как оно было введено Гендлиным [1].
Это понятие обогатило мое представление в целом ряде пунктов.
Суммируя
кратко, Гендлин считает, что в любой момент времени человек испытывает состояния,
к которым он может многократно обращаться в процессе поиска их смысла. Они
служат своего рода субъективным ориентиром в этом поиске.
Эмпатичный
терапевт проницательно улавливает смысл состояния, переживаемого пациентом в
данный конкретный момент, и указывает на этот смысл, чтобы помочь пациенту
сконцентрироваться на нем и побудить пациента к дальнейшему более полному и
беспрепятственному переживанию.
Небольшой
пример может пояснить как само понятие переживания, так и его отношение к эмпатии.
Один
участник психотерапевтической группы довольно негативно высказался в адрес
своего отца. Ведущий говорит: «Создается впечатление, что ты сердит на своего
отца». Тот отвечает: «Нет, я не думаю». — «Может быть, ты не удовлетворен им?»
— «Ну, может быть» (с сомнением). — «Может быть, ты разочаровался в нем?».
Следует быстрый ответ: «Да, я разочаровался тем, что он слабый человек. Я
думаю, я давно разочаровался в нем, еще в детстве».
С
чем этот человек сверялся, устанавливая правильность разных предлагавшихся
слов? Гендлин считает, и я согласен с ним, что это было некое наличное
психофизиологическое состояние. Обычно оно субъективно достаточно определено, и
человек может хорошо пользоваться им для сравнения с подбираемыми
обозначениями. В нашем случае «сердит» не подходит, «неудовлетворен» —
оказывается ближе, и слово «разочарован» — вполне точно. Будучи найдено, оно,
как это часто бывает, побуждает к дальнейшему течению переживаний.
На
основе изложенного позвольте мне попробовать описать эмпатию более
удовлетворительным для меня сейчас образом. Я больше не говорю «состояние
эмпатии», потому что думаю, что это скорее процесс, чем состояние. Попытаюсь
описать его суть.
Эмпатический
способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает
вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает
постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или
гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что
испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное
пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что
другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно
неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это
включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы
смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или
пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для
проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам.
Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний
другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим
таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения
и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это
означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди,
чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не
потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут
успешно вернуться в свой мир, когда захотят.
Может
быть, это описание делает понятным, что быть эмпатичным трудно. Это означает
быть ответственным, активным, сильным и в то же время тонким и чутким.
Литература
1. Gendlin Е. Т. Experiensing and the creation of meaning. N. Y.,
1962.
2. Rogers C. R. A theory of therapy, personality and
interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework//Koch
S. (ed.). Psychology: A study of a science. V. 3. N. Y., 1959.
С 01.09.2002 страничку смотрело: человек.
|