ШАБОЛТАЙ Петр Михайлович

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭСТРАДЫ

(1917—1929)

Специальность — искусствоведение 17.00.01 — театральное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Москва 2000

Работа выполнена в Российской Академии театрального искусства (ГИТИС), кафедра эстрадного искусства

Актуальность исследования. История отечественной куль­туры первого послереволюционного десятилетия в наши дни привлекает особо пристальное внимание культурологов и искус­ствоведов разных специальностей. Это объясняется предостав­ленной самой историей возможностью, освобождаясь от идеоло­гических стереотипов недавнего прошлого и в то же время не поддаваясь новейшим поверхностно публицистическим схемам, объективно и всесторонне изучить закономерности, историко-культурные процессы, определявшие сущность этого поистине драматического времени. Развитие эстрады, одного из самых мас­совых видов искусства, непосредственно отражающего действи­тельность, в данном случае — стремительно менявшуюся жизнь послереволюционной России, дает историку и искусствоведу уникальный материал для решения научных задач, остро востре­бованных нашим временем.

Объектом данного исследования являются исторические судьбы наиболее популярных жанров отечественной эстрады, получивших свое развитие от Октября до конца периода нэпа, как тех, которые были унаследованы от эстрадного искусства дореволюционных времен, так и порожденных новой социаль­ной реальностью. Материалом диссертации послужил прежде всего огромный массив специальной и общей периодики 20-х годов, внимательное изучение которой позволяет восстановить множество фактов и документов, не замеченных и не использо­ванных в трудах историков эстрады, множество забытых имен артистов эстрады и дает в итоге возможность составить истори­чески достоверную картину эстрадного искусства послереволю­ционных лет, проанализировать основные пути и тенденции его развития, показать, как в процессе^длительной, упорной и целе­направленной борьбы эстрада постепенно превращалась в орга­ническую часть системы "социалистической культуры". Все это, взятое в совокупности, и составляло цель данной работы, при­том что автор, разумеется, не мог претендовать на полноту ре­шения названных задач.

1

Научная новизна исследования определяется, с одной сто­роны, обширным фактологическим материалом, впервые вводи­мом в научный обиход, а с другой — новым относительно прежних трудов по истории эстрады ракурсом изучения — автор диссертации пытался раскрыть реальную динамику историческо­го процесса становления эстрадного искусства советской эпохи не как "триумфальное шествие" революционных идей на эстрад­ных подмостках, а как процесс сложный, болезненный, как дра­му целенаправленного вытеснения сложившихся до революции традиций, как историю стихийного сопротивления старых мас­теров эстрады, отнюдь не спешивших перестраиваться и, глав­ное, пользовавшихся поддержкой массовой публики. Одна из задач исследования, которая ставится по существу впервые, со­стояла в попытке проанализировать вкусы этой публики в их постоянстве и в их исторической переменчивости.

Методология работы. Опираясь на серьезные достижения отечественной науки об эстраде, на труды Ю. А. Дмитриева, Д. И. Золотницкого, Е. М. Кузнецова, Л. И. Тихвинской, Е. Д. Ува­ровой (в частности, на выпущенный под ее редакцией трехтом­ник "Русская советская эстрада"), на исторические исследования в области других зрелищных искусств послереволюционного де­сятилетия, э первую очередь, отечественного театра (работы П. А. Маркова, К. Л. Рудницкого, И. Н. Соловьевой и многих других ученых), автор диссертации одновременно пытался ис­пользовать методологические принципы современной культуро­логии и социологической науки. Изучая многообразный и пест­рый исторический материал развития эстрады 20-х годов, дис­сертант стремился не столько выделять отдельные, наиболее крупные фигуры известных мастеров (таких как Н. Смирнов-Сокольский или Л. Утесов), сколько дать характеристику общих тенденций и судеб эстрадных жанров, очертить картину повсе­дневной жизни эстрады тех лет в ее связях с эстетическими вку­сами и требованиями массового зрителя времен военного ком­мунизма и нэпа; на взгляд диссертанта внимательное исследова-

ние скромных достижений второстепенных, полузабытых арти­стов иногда способно дать для понимания сути историко-художественного процесса и стоящей за ним исторической ре­альности больше, чем творчество эстрадных знаменитостей, к тому же чаще всего досконально изученное в посвященных им монографиях и книгах по истории эстрады.

Практическая значимость исследования. Материалы дан­ной диссертации могут быть использованы в теоретических кур­сах лекций по истории российской эстрады и в целом отечест­венной культуры 20-х годов. Будучи практиком эстрады, автор надеется, что уроки, которые можно вынести из исследования эстрадной жизни эпохи нэпа, касающиеся, в частности, проблем соотношения художественной и коммерческой сторон эстрадно­го искусства, имеют вполне очевидное значение для современ­ной эстрадной практики — например, в области решения твор­чески-организационных задач сегодняшней эстрады.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры эстрадного искусства Российской академии театрально­го искусства и была рекомендована к защите, а основная публи­кация по теме диссертаций — "Русская эстрада на рубеже двух эпох. 1917—1921 гг." объемом 2,2 ал. рекомендована в качестве учебного пособия для студентов факультета эстрадного искусст­ва, изучающих историю отечественной эстрады. Статья "Старую эстраду не искоренить: Проблемы развития эстрадного искусства 20-х годов" объемом 1 ал. принята к публикации в журнале "Театр".

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух частей (первая включает в себя две главы, вторая — четыре гла­вы), заключения, примечаний и списка использованной литера­туры и источников.

Содержание диссертации.

Во Введении дается обзор литературы, посвященной исто­рии эстрады первого послереволюционного десятилетия, форму­лируются цели и задачи исследования. Там же автор дает крат­кую характеристику противоречивой, но чрезвычайно богатой жизни российской эстрады накануне революции.

Часть первая диссертации рассматривает проблемы разви­тия эстрады первых послеоктябрьских лет (1917—1921). Она открывается главой "Эстрадники и революция".

Представления новой власти о назначении искусства форму­лировались языком указов, решений, декретов, газетных и жур­нальных статей мгновенно сформировавшейся партийной жур-йГалистики. Эстрада, как, впрочем, и все другие области художе­ственной жизни, рассматривалась как "средство для коммуни­стической пропаганды".

В годы гражданской войны подавляющее большинство из огромной актерской массы (а это, в сущности, почти все арти­сты, кто не эмигрировал и не уехал "под крылышко" деникин-цев или немцев, французов, румын на юг России, на Украину, в Одессу), разъехавшейся по частям Красной Армии в бригадах или агитпоездах, составляли эстрадники. Силами именно эст­радных артистов были рождены уникальные зрелищные жан­ры — "концерт-митинг" и "Теревсат" — "театр революционной сатиры". О "Теревсате" много написано в трудах историков эст­рады, в частности, Б. Д. Уваровой. О судьбе этого своеобразного жанра говорится и в данной работе, в первую очередь — о ма­лоисследованной проблеме связи искусства "Теревсата" с тради­циями русского кабаре.

Но какой бы привлекательностью "театры революционной сатиры" не обладали для историков советской эстрады, неиз­менно ставивших "Теревсаты" в центр своих исследований, в реальности они составляли лишь малую часть эстрадной жизни первых лет после Октября.

Стоит наново перечитать периодику той поры и мемуары самих эстрадных актеров, как стройная и однокрасочная, почти пасторальная картина отношений эстрадных артистов с новой властью, радостное и массовое вливание бывших кафешантан­ных, кабаретных, "миниатюрных" актеров, мгновенно идейно перестроившихся, в стройные колонны митингующих масс, ох­ваченных революционным энтузиазмом и устремившихся по зову сердца навстречу революции, рассыпается. Процесс сближения эстрадников с Советской властью далеко не так гладок, как он запечатлен хрестоматийной эстрадной историографией, откуда он проник в сознание массового советского читателя. Этот про­цесс носил характер гораздо более драматический, мучительный. До конца он так и не состоялся, по крайней мере, в тот период, о котором идет речь.

Многие схемы, сложившиеся в советской историографии, нуждаются если не в полном пересмотре, то, во всяком случае, в существенных исправлениях и дополнениях. Так, простое сопос­тавление дат обнаруживает, что начало "митингам-концертам" и концертным фронтовым бригадам, которые принято считать об­разцами жанра "эстрады социалистической революции" и глав­ными истоками рождающейся советской эстрады, положил не Октябрь, а Февраль, что показано в диссертации на фактах и документах. Действительное начало революционного "концерта-митинга" было связано с празднованием "Дня займа Свободы" 25 мая 1917 года, расцвет жанра приходится на весну-осень 1917 года; летом того же года формируются концертные бригады, именовавшиеся "летучими артистическими отрядами" для высту­пления на фронте.

Задача диссертации — не запоздалая полемика с эстрадове-дением советских лет, но в том, чтобы по мере сил восстановить объективную картину, проследить по возможности более точно процесс вхождения дореволюционной эстрады в советскую эпо­ху, попытаться понять, какими были действительные, а не ми­фологизированные отношения эстрады и эстрадников, сложив-

шихся в иной социальной системе, с новой политической конъ-юктурой.

Стоит лишь открыть те страницы мемуаров А. Алексеева или Л. Утесова, где артисты повествуют о перипетиях своей ак­терской судьбы в первые послереволюционные годы, как не­трудно обнаружить, что ни об "идеях революции", ни о "про­славлении подвигов Красной Армии" ни тот, ни другой и не по­мышляли, а старались по мере сил выжить и прокормить семью.

Л. Утесов, И. Нежный, А. Алексеев, Рина Зеленая, многие другие эстрадники вместе с актерами-неэстрадниками окажутся в армейских агитпоездах или обслуживающих части Красной Армии театрально-эстрадных группах. "Тогда, — вспоминал конферансье М. Гаркави, — не было разграничения на театр и эстраду. В концертах выступали все пришедшие артисты, голод объединил жанры"1. Номера, которые артисты фронтовых бри­гад показывали своей публике, крайне редко носили "революци­онный" характер. Как показано в работе, обычно это были ко­мические сценки из старого репертуара шантанов и миниатюр. Ничего иного и не требовало абсолютное большинство красно­армейцев, хотя среди них и раздавались редкие голоса, обви­нявшие актеров в буржуазности. Анализируя интереснейшие со­циологические документы — опубликованные в 1928 году анке­ты-отзывы солдат времен гражданской войны на эти концерты, диссертант показывает, как происходит политическое расслое­ние солдатской массы, отражающее социальные конфликты эпохи и, что особенно важно для историка эстрады, реальную картину дифференциации вкусов населения в целом.

В заключительной части главы автор приводит факты, сви­детельствующие об оппозиционных по отношению к новой вла­сти настроениях, проявлявшихся в спектаклях московских и петроградских театров миниатюр в 1918—1919 гг., в самый раз­гар красного террора ("Буржуазка и мешочник" в петрофадском Театре Смеха, "Дежурство у ворот" в Маленьком театре и т. д.).

' Гаркави М. Халтура тех времен. // Цирк и эстрада. 1928. №16. С.7.

6

Не преувеличивая значения этих данных, автор ссылается на них, чтобы с еще одной стороны осветить драматизм процесса происходившей на эстрадных подмостках борьбы.

Глава вторая "Анахронизм в новой социальной эпохе" рас­сматривает художественно-организационные проблемы эстрадно­го искусства эпохи нэпа.

Проводившаяся Советской властью даже в сравнительно ли­беральные годы нэпа политика целенаправленного вытеснения традиционной эстрады сказалась прежде всего на экономиче­ском фундаменте эстрадной жизни — частном предпринима­тельстве. Эстрада органическая, рекреационная по духу и функ­ции, родилась и естественным образом развивалась в условиях частных антреприз. Эстрадник по природе своего искусства — всегда частник, индивидуалист. Принцип и мера театрального ансамбля только в особых случаях и с большими оговорками могут быть применены к эстрадному творчеству.

В советской системе частник, частный предприниматель — главный объект уничтожения — должен был оказаться вытес­ненным и с эстрады. Постепенное огосударствление эстрады, начавшееся сразу же после Октября, на некоторое время задер­жавшееся в годы нэпа, накатывающим валом усиливалось к кон­цу 20-х годов, завершившись в начале следующего десятилетия окончательным утверждением государственной системы органи­зации и управления эстрадным делом. В диссертации прослежи­вается этот процесс, последовательно отраженный в декретах и постановлениях Советской власти.

И в годы гражданской войны, и в годы нэпа, и на взгляд со­ветского начальства, и по мнению советской художественной критики, и на вкус нового пролетарского зрителя (в той его час­ти, аскетически настроенной, которая прямолинейно и жестко восприняла догму советской идеологии) нетерпимым в подав­ляющем большинстве было содержание даже того эстрадного репертуара, который напрочь был лишен какого бы то ни было намека на современную политику. В годы нэпа большинство эс-

j

традников, надев прежние костюмы и вспомнив старый реперту­ар, намеревались по мере своих сил только развлекать публи­ку — и нэпманов, и пролетариев, честно и небезуспешно зара­батывая себе на хлеб. Но именно это и вызывало раздражение у критики, обвинявшей их искусство в "нетерпимом содержании", в "анахронизме". Пытаясь приспособиться к новым условиям, старые эстрадники хотели в то же время сохранить круг прие­мов, которыми они владели, язык своего искусства, свои преж­ние маски. Автор диссертации приводит примеры того, как и знаменитый "босяк", и "местечковый еврей", и "фрачник" с шансонеткой, и цыгане, и исполнители "песен каторжан", пыта­лись мимикрировать, выступая в несколько измененных костю­мах, с новым, часто жалким по уровню репертуаром, и смогли дотянуть вплоть до 30-х годов.

Немногие из бывших "рваных", "лапсердачников", "фрачни­ков", подобно Н. П. Смирнову-Сокольскому, Л. О. Утесову, Вл. Я. Хенкину, А. Г. Алексееву, сумели найти для себя новые советские образы, зажить одной жизнью с советской страной. Основная же актерская масса чувствовала себя потерянной сре­ди новой действительности. Здесь не помогал даже нэп, на вре­мя создавший иллюзию, что времена прежней эстрады возврати­лись. Старым эстрадникам давали понять, что они — анахро­низм, не только на страницах прессы. Многие из них были "вы­чищены" в результате перманентных чисток, которые на эстраде назывались "переквалификацией" и регулярнр проводились на протяжении всех 20-х годов. В диссертации приводятся внуши­тельные цифры "вычищенных" после таких переквалификаций эстрадников. Переквалификации-чистки сопровождались свое­образными пропагандистско-агитационными кампаниями в газе­тах и журналах, которые должны были психологически подгото­вить к "вычисткам" многих сотен артистов, оказавшихся анахро­низмом на советской эстраде, но продолжавших радовать сердца не одних жирных буржуев, но и самой широкой публики.

Вторая часть диссертации, посвященная проблемам истории эстрады 1921—1929 гг., открывается главой "Самодеятель­ность— таран для старой эстрады". Альтернативу профессио­нальной эстраде, "отравленной тлетворным духом нэпа", идеоло­ги новой власти увидели в рабочей самодеятельности и ее глав­ном достижении — "живой газете", а затем — в "Синей блузе".

В годы нэпа жанр "живой газеты" сложился в самостоятель­ное и чрезвычайно мощное направление художественной жизни. Он в точности отвечал настроениям революционной молодежи, которая в условиях "временного отступления" от романтической аскезы военного коммунизма старалась во что бы то ни стало сохранить свой антибуржуазный пыл. Не менее важным было и то, что "живая газета" всемерно поддерживалась всей властной вертикалью на всех уровнях управленческих структур государст­ва и, в особенности, прессой, которая, опираясь на теоретиче­ские конструкции Пролеткульта, последовательно выступала против профессиональной "нэповской" эстрады. Диссертант ана­лизирует некоторые наиболее характерные образцы как крити­ческих выступлений, так и самих "живгазетных" представлений.

Профессиональная эстрада, как правило, держалась цен­тральных улиц, ареалов обитания советского нэпмана — именно здесь, в районах Тверской и Невского, во множестве высыпали кабаре, маленькие театрики и рестораны с эстрадными площад­ками. "Живая газета" и "Синяя блуза" пошли на окраины — в пролетарскую среду, они обосновались в многочисленных клу­бах, появившихся в рабочих районах.

Но к 1925 году их пути пересеклись. "Синеблузные" кол­лективы стали внедряться в пивные — на одну и* постоянных эстрадных площадок, отвоевав здесь у старой эстрады один день в неделю — разумеется, при прямом содействии властей.

Потеснив старую эстраду перед рабочей аудиторией, тради­ционно заполнявшей пивные, "Синяя блуза" посягнула и на те площадки, которые исконно принадлежали эстраде — садово-парковые сцены, и снова при поддержке идеологических вла-

стей. "Синяя блуза" наступала на старую эстраду, как наступали в деревне на кулака. Она стремилась ее вытеснить, а в перспек­тиве — "ликвидировать как класс".

"Живгазетным" и "синеблузным" плакатом и ходячим лозун­гом предлагалось заменить обветшавшие одежды старой эстрады. Однако, как показано в главе, вместо замены и вытеснения, к которым призывали идеологи, происходило своего рода сраще­ние. Однообразная плакатная стилистика скоро себя исчерпала, беспомощность самодеятельных трупп становилась все очевид­ней — не только для профессионалов и публики, но и для са­мих руководителей коллективов "Живой газеты" и "Синей блу­зы". Уже в 1924 году им пришлось обратиться к эстрадным профессионалам — актерам, режиссерам, авторам. В "Синюю блузу" пришли В. Масс, В. Ардов, Я. Галицкий, Н. Фореггер, Р. Симонов, Б. Тенин, Г. Тусузов. Николай Васильевич Петров, когда-то Коля Петер, веселивший петербургскую художествен­ную элиту в кабаре "Бродячая собака", возглавил "живгазетный" "Станок", пригласив руководителем литчасти Б. Лавренева.

Переходя на эстраду, актеры-"живгазетчики" и "синеблузни-ки" постепенно покидали свои коллективы. В начале 30-х дви­жение "живых газет" и "Синей блузы", вместе с остатками рево­люционной патетики, истощилось и иссякло, а труппы распа­лись, оставив эстраде это свое революционное наследство в виде уже собственно эстрадных жанров, которые в большой степени определили лицо советской эстрады конца 20-х начала 50-х го­дов. Плодом "живой газеты" стали такие специфически совет­ские эстрадные жанры , которых не знала ни одна европейская эстрада, — литмонтаж, патетический монолог, так называемый "позитивный" фельетон, все разновидности политсатиры, крас­ноармейские и псевдонародные пляски, злободневные частушки, физкультурно-акробатическое направление оригинального жанра и т. д.

В главе второй "Старую эстраду не искоренить" рассмат­риваются отношения, возникшие между профессиональной эст-

10

радой и движением рабочих клубов, охватившим всю страну. Дело организации нового досуга было поставлено в молодой республике со всей серьезностью — речь шла о революционной перестройке самих основ жизни людей

В 20-е годы предпринимаются первые попытки разработать новую идеологию и методику отдыха и развлечения на клубных вечерах, чем занимаются первые специально подготовленные методисты — клубные работники. Эта методика в конце концов определилась уже к середине 30-х годов, когда в стране появит­ся целостное, мощнейшее и уникальное в мировой практике на­правление культурно-воспитательной работы, характерная имен­но для Советского Союза разветвленная система подготовки специалистов в институтах культуры, культпросветучилищах — этих советских кузницах по производству руководителей само­деятельного творчества. Именно клубная самодеятельность стала основным резервом советской эстрады, наложив тот никогда не смываемый отпечаток полупрофессионализма, неряшливой люби­тельщины, который так часто-лежал (и до сих пор лежит) на отечественной эстраде.

На заре клубного движения этой методической опоры еще не было. Чтобы завоевать права на свое существование, клубная эстрада , недолго думая, обратилась к испытанным временем и успехом у публики приемам и жанрам эстрады профессиональ­ной. И сразу же критика забила тревогу, заговорив об отрица­тельном влиянии профессиональной эстрады , сказавшемся на рабочей самодеятельности. В диссертации приводится ряд при­меров такого рода тревожных "сигналов", подававшихся журна­листами "Нового зрителя", "Цирка и эстрады", "Рабочего и теат­ра", заботившимися о социальной чистоте рабочего досуга. О воздействии профессиональной эстрады говорилось с тем же суеверным ужасом, с которым спустя несколько лет будут гово­рить о тлетворном влиянии буржуазного Запада.

Можно не сомневаться, что с точки зрения эстетического вкуса номера, исполненные на клубных вечерах, но воспроизво-

11

дившие приемы и темы ресторанной эстрады, да еще сыгранные любителями, были чаще всего более чем несовершенными. Но устроители вечеров давали тем, кто выходил на подмостки, и главное тем, кто сидел в зале, то, чего они хотели: одни — ис­полнять, другие — слушать. Не столько ради "спайки" приходи­ла рабочая публика в клубы, сколько просто для того, чтобы получить удовольствие — как правило, самое незатейливое.

Можно сколько угодно и с полным основанием сетовать на неподготовленность рабочей массы, ссылаться на то, что труже­ники советских заводов недавно прибыли из глухих деревень, что на них так или иначе воздействует атмосфера нэповских разгулов, — и все это будет чистой правдой. Но какими бы не­притязательными не были вкусы и требования клубной публики, в них заявляла о себе простая и непобедимая стихия жизни, не желавшей укладываться в предписанные вождями нормы, бес­сознательно, чуть ли не на биологическом уровне противившая­ся жесткому напору идеологии.

Во всяком, случае мало оснований сомневаться в том, что большинство публики рабочих клубов нэповских времен не так уж стремилось к "живгазетной" публицистике, к разоблачению нэпачей или лорда Керзона. Люди хотели просто позабавиться, посмеяться над анекдотами, поплакать над любовными горестя­ми — а где умели все это делать лучше, чем на профессиональ­ной эстраде.

Эстрадная лексика актеров-профессионалов просачивается, проникает, пропитывает выступления "живгазетчиков" — и не каких-нибудь второразрядных, захудалых, а самых лучших, тех , которые составляют гордость самодеятельной эстрады. В качест­ве примера в диссертации приводятся номера, включенные в представление знаменитого "живгазетного" коллектива "Кир­пич", в которых, по мнению критика журнала "Рабочий и те­атр", сказалось "нездоровое увлечение ребят некритически усво­енным профессионализмом"2.

г Ситников Н. Три года "кирпичах". // Рабочий и театр. 1930. №8. С.9

12

Руководящие органы зорко следили за тем, чтобы на клуб­ной сцене жил здоровый дух правильного зрелища, насыщенного "пафосным содержанием". Проводились регулярные обследова­ния клубно-художественной работы комиссиями культотделов ЛГСПС (в Ленинграде), МГСПС (в Москве) — совместно с Губ-комами ВЛКСМ. Диссертант приводит вьщержку из обстоятель­ного отчета подобной комиссии культотдела ЛГСПС, в котором отмечается, что "обладатели хороших голосов уклоняются от выступлений в хоркружке", предпочитая петь классические арии, а также "наблюдаются попытки протащить цыганские ро­мансы на клубную эстраду". Понятно, что как только у самодея­тельного актера обнаруживались способности, он немедленно начинал воспринимать опыт профессионалов, учиться у настоя­щих мастеров эстрады (а совсем не обязательно у третьеразряд­ных халтурщиков). Одаренный человек не желал больше петь в хоре любителей. Он хотел, чтобы его талант и умение заметили и оценили.

"За кружками, особенно хоровыми, всегда остается их роль пропагандиста здоровой музыки и песни в быту. Кружковая ра­бота будет противопоставляться нами влиянию "улицы""3. Под словом "улица" автор процитированной статьи Б. Филиппов подразумевал не только весь мир за стерильными стенами рабо­чего клуба, включая полную опасных микробов профессиональ­ную эстраду, но и собственно улицу — повседневный быт, раз­влечения людей, когда они покидали свои фабрики и оказыва­лись вне зоны политического контроля, проводя свободное вре­мя как им было угодно — на улицах, во дворах, в комнатах об­щежитии.

Перед стихией улицы и частной жизни власти оказались, по существу, бессильны — даже позже, в самые беспросветные го­ды сталинского режима, когда, казалось, в стране не осталось ни одной сферы, не подвластной системе, улица жила своей жиз-

1 Филиппов Б. Малые жанры в клубно-театральной работе. // Эстрада. Пути совет­ской эстрады. М.-Л., 1928. С.67.

13

нью. Конечно, эта жизнь не могла быть государством в государ­стве, и все же она сохраняла относительную независимость, хотя бы на уровне простейшей обыденности, с которой эстрадное искусство связано по самой своей природе. Во дворах, в комму­налках пели старые сентиментальные романсы, танцевали под звуки цыганочки или танго, записанных на старых пластинках. Пели, конечно, и советские песни — но главным образом те из них, которые в своем строе воспроизводили прежние душещипа­тельные мелодии.

Нет сомнения, что во всех этих сочинениях — и тех, кото­рые звучали из окон домов, и тех, которые звучали с эстрады (в 20-е годы одно с другим чаще всего совпадало), было немало пошлости, а иногда кроме пошлости ничего и не было. Обвине­ния, которые советская пресса выдвигала против того, что гос­подствовало на эстраде, в клубах, в быту, были совсем небезос­новательны.

Истинная проблема развития советского искусства (эстрад­ного в том числе) состояла в том, что мещанскому дурновкусию противопоставляли не систему истинных эстетических ценно­стей, а комплекс фальшивых идеологических клише, завернутых в мнимо художественную оболочку.

Разумеется, это была ложная альтернатива — взамен одной пошлости навязывали другую, вместо пошлости, ни на что не претендующей, — пошлость, притязающую быть абсолютной и окончательной истиной. И все же нельзя не признать: то, что в совокупности составляло советскую массовую культуру 20-х го­дов, да и времен позднейших, несло в себе грубоватую, но под­линную жизненную силу, заключало в себе особое обаяние — обаяние партикулярное™.

Старая эстрада оказалась гораздо более живучей, чем пред­полагали идеологи советской культурной революции.

Энергично вытеснявшаяся с подмостков решениями, поста­новлениями, резолюциями, она оказывалась в буквальном смыс­ле на улице, где неистребимые бродяги-эстрадники давали свои

14

концерты. Основываясь главным образом на материале прессы, автор диссертации делает попытку реконструкции "дворовой эстрады" 20-х годов, почти не изменившейся с конца прошлого столетия. Но и концерты на профессиональных эстрадных пло­щадках с участием знаменитостей иногда точно копировали сво­их дореволюционных предшественников. Подтверждения этому в любом количестве можно найти на страницах прессы 20-х годов (некоторые из примеров приведены в главе). Все с очевидностью свидетельствует, что в первое послереволюционное десятилетие профессиональная эстрада, как в ее сильных, так и в слабых сторонах, изменилась удивительно мало, чему прежде всего спо­собствовали условия нэпа.

В главе "Рознь между старой и новой эстрадой" диссер­тант прослеживает основные этапы борьбы за интеграцию эстра­ды в строительство социалистической культуры, борьбы, кото­рую в 20-е годы планомерно вели органы руководства искусст­вом при поддержке прессы, развернувшей активную пропаганди­стскую кампанию. Чтобы "осоветить" эстрадника, его следовало "огосударствить", приписать к специальной организации, через которую могло бы осуществляться партийное управление эстра­дой, контроль и учет этого "производства", слишком тесно свя­занного с неуправляемой стихией рынка. В диссертации харак­теризуется выработанная в 20-е годы система руководства и кон­тролирования эстрадной жизни, тройной "фильтр" (Посредра-бис — Губпрофсовет — Губполитпросвет), через который долж­ны были проходить эстрадные артисты.

Большей частью, впрочем, старые эстрадники действительно хотели вписаться в новую жизнь, наступившую, как становилось ясно, всерьез и надолго, если не навсегда, — при том, однако, условии, чтобы процесс "осовечивания" проходил бы сам собой, без давления сверху и без ударных темпов. Они, безусловно, хо­тели успеха у "широких народных масс", тем более, что этот успех прямо влиял на их материальное положение, и ни о каком саботаже не помышляли.

15

Тем не менее со страниц прессы не сходили жалобы на сложности, стоявшие на пути "осовечивания" эстрады.

Эстрадники потому трудно поддавались "перековке" (еще одно ключевое слово эпохи), что большей частью имели дело со смехом, который с трудом подчинялся пафосу социалистическо­го строительства, а кроме того, по самой природе своей профес­сии они были одинокими волками, кочевавшими со своими но­мерами из концерта в концерт. Подобно многим спецам — уче­ным, инженерам послереволюционного десятилетия, они, апел­лируя к своему мастерству и опытности, на самом деле пытались отстоять нечто большее, чем профессиональный авторитет — свою личную независимость — в той мере, какая была доступна в условиях советской системы. Агрессивное и планомерное дав­ление властей, насаждавших на эстраде агитпроповскую само­деятельность, заставляло их прибегать к вынужденной самообо­роне — вплоть до попыток организовать самостоятельное объе­динение, способное защитить профессиональных артистов от санкционированного сверху напора "живгазетчиков". В диссер­тации приводится ряд свидетельств таких попыток: в 1923 году "старые эстрадники" образовали "первый коллектив художест­венно квалифицированной эстрады", объединивший около 100 "спецов", но вскоре переставший существовать; другая, столь же безуспешная попытка была предпринята в 1929 году.

"Рознь между старой и новой эстрадой" в конечном счете коренилась в классовых коллизиях советского общества 20-х годов, в резко выраженной социальной разнородности аудито­рии. По мере формирования того, что стали называть "социаль­ным единством советского народа", объективная почва для этой розни становилась все более узкой, хотя и не могла исчезнуть вовсе.

В 20-е годы профессиональной эстраде противостояла не только эстрада клубная, самодеятельная, но и массированное вторжение на эстрадную сцену чужеродной ей музыкальной и драматической классики, представленной, как правило, третье-

16

сортными номерами. Это оборачивалось взаимным ущербом — и для собственно эстрады, теряющей часть за частью свою за­конную территорию, и для классики, которая, представая в су­женном виде и в чуждом ей контексте, воспринималась публи­кой как досадная нагрузка к эстрадному зрелищу. Эта проблема, возникшая как результат экстремальной послереволюционной ситуации, на много лет сохранила свою остроту для судьбы оте­чественной эстрады. Казенная концепция "эстетического воспи­тания народа на лучших образцах русской и мировой культуры" порождала уродливую ситуацию, когда навязанная эстраде клас­сика становилась нудной "обязаловкой" и никого не могла вос­питать.

Конфликт эстетический усугублялся конфликтом экономи­ческим. На эстрадном рынке, как и в стране в целом, на протя­жении почти всех 20-х годов царила катастрофическая безрабо­тица. В диссертации приведены и проанализированы статистиче­ские данные о числе безработных на эстраде в сопоставлении с положением в других видах искусства.

Безработица, особенно распространенная среди артистов эс­традных жанров, резко обостряла центральную крллизию разви­тия советской эстрады —• борьбу между тем, чего требовала от эстрады власть, и тем, чего ждала от нее публика, тот самый широкий зритель, который платил за билеты и тем самым обес­печивал существование эстрады, как старой, так и новой, — по­единок идеологии и кассы. Этой проблеме, рассматриваемой на примере судьбы одного типичного жанра советской эстрады, по­священа заключительная глава диссертации — "Между "Сцил-лой" идеологии и "Харибдой" кассы".

Концерт, устроенный к государственному празднику, к тор­жественной дате и названный на эстрадном слэнге последних советских лет "датским", возник как жанр в 20-е годы — глав­ным образом, в связи с двумя датами: днем смерти В. И. Ленина и юбилеем Октября, и с тех пор прочно закрепился в официаль­ной жизни советского искусства. В диссертации дан очерк его

17

возникновения и постепенного формирования его задач и струк­туры.

Автор опирается как на многочисленные свидетельства об­щей и специальной прессы, внимательно следившей за ходом праздничных дней, так и на документы создававшихся накануне праздников специальных комиссий. Подробно анализируется выпущенная подобной комиссией развернутая инструкция, соз­данная к 10-летию Октября, но в основе не менявшаяся десяти­летиями; в ней регламентировался характер всей праздничной работы и давались основные направления эстрады, "какой ей быть в Октябрьские дни". Названная инструкция — не просто директива, указывающая как следует проводить мероприятие, посвященное великой дате, но и программа, определяющая пути и цели дальнейшего развития эстрады в целом и каждого ее жанра в отдельности. Советскому эстрадному искусству надле­жало стать чем-то вроде одного большого Октябрьского концер­та. Этот образ новой эстрады давался в осознанном противопос­тавлении эстраде существующей. Всю официальную историю дальнейшего развития советской эстрады можно рассматривать как историю выполнения названной инструкции.

Однако изучение прессы 20-х годов, еще не вполне овла­девшей искусством провизорски тщательного взвешивания "по­зитива" с "негативом", позволяет с ясностью увидеть, как часто усилия праздничных комиссий и разработчиков всевозможных инструкций, сталкиваясь с реальностью, пропадали втуне.

На практике отличие Октябрьских вечеров от рутинных эс­традных концертов постепенно сводилось к двум-трем "идей­ным" сценкам, танцам или монологам, после чего о героическом поводе, собравшем публику, начисто забывали, и, испустив об­легченный вздох, артисты переходили к тому, что они умели делать много лучше, чем петь гимны революции, а именно — развлекать публику. Иногда, впрочем, о Великом Октябре снова вспоминали под конец, и в финале исполняли что-нибудь при­личествовавшее случаю. Так, шаг за шагом, складывалась до-

18

жившая до недавних времен железная схема "датского" концер­та, в котором нормальная, радовавшая публику эстрада была по­мещена в дежурную рамку, образованную монументальными прологом и эпилогом, в которых многоголовые хоры пели о партии и Ленине, а народные артисты густыми голосами декла­мировали Маяковского.

Во многих случаях то, что задумывалось как апофеоз рево­люционной героики, с неизбежностью, вопреки всем инструкци­ям и приказам, уже во второй половине 20-х годов на многочис­ленных площадках клубов начинало напоминать просто очеред­ной эстрадный концерт.

В журналах и газетах приводятся десятки примеров (некото­рые из них рассмотрены в диссертации) чуть ли не кощунствен­ного отношения к великим датам, когда под звуки Интернацио­нала на Октябрьском концерте исполнялись "развинченные" фокстроты, а к концу вечера, посвященного траурной ленинской дате, зал стонал от смеха под анекдоты о покойниках, расска­занные Вл. Хенкиным.

Было бы абсурдом допустить мысль о том, что Хенкин, шу­тя по поводу прыгающих во гробе покойников, сознательно ко­щунствовал над тенью вождя в его траурный день. Конечно, ему это и в голову не приходило. Для него этот концерт ничем не отличался от сотен других. Эстрадные артисты просто занима­лись своей обычной работой — потешали публику, как только умели. Публика только этого от них и ждала. Трудно предполо­жить, что зрители приходили на концерт, чтобы предаться кол­лективной скорби. В советской стране, где праздников, закон­ных дней отдыха было несравненно меньше, чем в прежние времена, вышеназванные высокоторжественные даты восприни­мались большинством как повод для того, чтобы расслабиться и повеселиться как следует. Поэтому на грозный вопрос журнали­стов, кто виноват в том, что Октябрьские и Ленинские вечера превращались в обычные развлекательные концерты, им следо­вало бы без колебаний ответить: публика. Но они никогда не

19

решились бы это сделать. Подавляющее число "датских" кон­цертов устраивалось в бесчисленных рабочих клубах, где царил победивший класс. Это он в долгожданные дни праздников (не­важно, чему посвященных) хотел хотя бы на время отвлечься от тяжелой и скудной жизни. Это он требовал развлечения ( при­том на том нехитром эстетическом уровне, который был ему доступен). В этом он, впрочем, ничем не отличался от обычной публики, посещавшей и "датские", и обыкновенные концерты.

Тем не менее виновников постоянных профанации нужно было найти, и их нашли. Виновниками объявили устроителей концертов, заведующих концертными площадками и клубами. То и дело звучавшую из их уст просьбу к артистам и в торжест­венные, и в обычные дни: "повеселей", которая всего лишь в точности воспроизводила невысказанное, но почти единодушное требование публики и была вызвана только заботой о сборах, сочли если не сознательным вредительством, то серьезной идей­ной ошибкой и непростительным "головотяпством". Схема, вы­рабатывавшаяся в прессе 20-х годов, и много раз использованная в дальнейшем, была такой: героическое революционное искусст­во, народ, стремящийся к нему, и зловредный администратор, мешающий им соединиться.

Без конца и нередко справедливо обличаемая в советские времена "касса" вносила, в мир, управляемый идеологическими призраками, голос настоящей неприкрашенной (и часто доволь­но неприглядной) реальности, и тем была опасна. Без нее нельзя было обойтись, но ее надо было так или иначе обуздать, при­брать к рукам, поставить на службу идеологии.

На словах сделать это было легко. Достаточно было провоз­гласить: "Пора оставить мысль о том, что касса и идеология враждебны"4. Но как это сделать в реальности, как заставить публику платить за идеологию — вот один из центральных во­просов советской эстрады. Сложность этой задачи не могли не

4 Закоулки эстрады. // Ццрс и эстрма. 1928. №1. C.IO.

20

понимать те, кто изобрел и повторял как заклинание приведен­ный выше тезис.

Поэтому сразу же за ним в процитированной статье "Цирка и эстрады" следует характернейшая оговорка: "...если бы идео­логия была даже дефицитна для кармана, то культурные прибы­ли с лихвой покрыли бы кассовые убытки"5.

Так формулируется один из основополагающих принципов советской культурной политики — поскольку на кассу особой надежды нет, дорастут ли массы до того, чтобы покупать идео­логический, продукт на свои собственные деньги, неизвестно, то за идеологию придется платить из государственного кармана в надежде, что расходы в конце концов окупятся.

В Заключении, подводя итоги исследования, автор диссер­тации говорит о значении перелома, происшедшего на рубеже 20—30-х годов в социальной и культурной жизни страны, для судьбы отечественной эстрады. После насильственного конца нэпа, когда социальная -почва, которой питалось почти все эст­радное искусство 20-х годов, исчезла, после радикальной пере­стройки всей системы функционирования развлекательных жан­ров, после многочисленных и многоступенчатых административ­ных чисток российская эстрада в конце концов фактически пе­рестала существовать в той форме, в которой она развивалась от самого своего рождения вплоть до конца 20-х годов.

Наряду с другими видами искусства эстраде теперь пред­стояло быть вписанной в четко выстроенную, строго централи­зованную иерархическую систему культуры победившего социа­лизма. Для организационного оформления процесса "огосударст­вления" эстрады в 1931 году было учреждено Государственное объединение музыки, эстрады и цирка (ГОМЭЦ).

Не следует полагать, что с 1931 года живая повседневная жизнь эстрады мгновенно перестроилась и стала образцово со­циалистической. Напротив, на протяжении всего десятилетия в эстрадном искусстве сосуществуют и борются совершенно раз-

5 Закоулки эстрады. // Цирк и эстрада. 1928. №1. С.Ю.

21

ные явления, выражающие реальную пестроту массовых вкусов и художественных предпочтений. Даже в эпоху индустриализации и сплошной коллективизации, в эпоху Днепрогэса, Магнитки и больших чисток люди хотят отдыхать и развлекаться (и, может быть, больше, чем когда-либо). "Рекреационные" устремления масс по-прежнему совсем не просто направить по идеологически правильному руслу. Довести дело до полного конца так и не удается — из домашних патефонов раздаются сентиментальные романсы или безыдейно комические куплеты, на вузовских ве­черинках, в рабочих общежитиях по-прежнему танцуют неис­требимый фокстрот. Остатки старой эстрады, последовательно и твердо вытесняемые с концертных площадок, находят свое по­следнее прибежище в частном быту, хотя и он становится все менее частным и все более связанным с жизнью государственной системы в целом.

Таким образом, в 30-е годы эстрадное искусство вступает в принципиально новую эпоху. С тех пор на эстрадные подмостки выходило много замечательно талантливых артистов, работав­ших в самых разных жанрах. Но это была другая эстрада, чем та, что существовала до тех пор. Это было эстрадное искусство эпохи реального социализма, последний этап истории которого наше поколение еще успело застать.

Естественные в новой постсоциалистической России надеж­ды вернуть когда-то утраченное, связать прерванную начиная с 30-х годов нить русской эстрадной традиции, а не только с большим или меньшим успехом воспроизводить стиль и формы западной эстрады, тем не менее вряд ли осуществимы. Надо на­чинать с начала, опираясь при этом на то лучшее, что было соз­дано на нашей эстраде в 50—80-е годы, в эпоху, с которой мы органически связаны, в которой мы укоренены, — как не меня­лись бы теперь наши оценки ее взлетов и поражений — и на эстрадных подмостках, и в самой жизни.

Иное дело, что изучение опыта прошлого, даже прошлого невозвратимого, способно быть полезным не только для акаде-

22

мических трудов по истории отечественной культуры. Если го­ворить об эстраде нэповских времен, то, на наш взгляд, прямую пользу современной эстрадной практике может принести, на­пример, специальное исследование организационных форм функционирования частных предприятий эстрады — здесь нам часто приходится заново открывать то, что было досконально разработано нашими предшественниками, работавшими в эст­радном деле 20-х годов, или, напротив, мы повторяем их ошиб­ки, избежать которых нам могло бы помочь знание фактов про­шлого.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Русская эстрада на рубеже двух эпох. 1917—1921. М., ГИТИС, 2000. Объем 2, 2 ал.

2. "Старую эстраду не искоренить". Проблемы развития эст­радного искусства 20-х годов. Объем 1 а.л. Принято к публика­ции в журнале "Театр".