ВСЕСОЮЗНОЕ ОБЩЕСТВО

ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Кандидат биологических наук К. М. ЗАВАДСКИЙ

И. В. МИЧУРИН-ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПРИРОДЫ

СТЕНОГРАММА ПУБЛИЧНОЙ ЛЕКЦИИ, п, очитанной в 1948 году в Ленинграде

ЛЕНИНГРАД —1948

Среди великих русских естествоиспытателей, принесших мировую славу отечественной науке и поднявших своими трудами уровень научных знаний на высшую ступень, в одном ряду с такими корифеями, как Менделеев, Сеченов, Павлов и Тимирязев, стоит имя Ивана Владимировича Мичурина.

Еще в 70-х годах XIX века молодой Мичурин поставил перед собой задачу преобразования русского плодоводства. С редким упорством, не отступая ни перед какими трудностями и неудачами, он шел к ее разрешению в течение 60 лет.

Мичурин писал:

«Печальная картина русского садоводства вызвала во мне острое до боли желание переделать все это, по-иному воздействовать на природу растений... Я поставил перед собой две дерзкие задачи: пополнить ассортимент плодово-ягодных растений средней полосы (России — К. 3.) выдающимися по своей урожайности и по своему качеству сортами и передвинуть границу произрастания южных культур далеко на север».

Мичурин был выдающимся мастером селекции растений. Им выведено более 300 новых сортов плодово-ягодных и других культурных форм, среди которых многие до сих пор никем не превзойдены.

Советский народ глубоко благодарен Ивану Владимировичу за практические плоды трудов его жизни, — за созданные им сорта яблонь и груш, вишен, черешен и слив., абрикосов и винограда, смородины и ежевики, орехов и фундука, роз, Табаков и многих других растений. Однако значение Мичурина не может быть ограничено только признанием его великих практических заслуг.

Мировая наука знает несколько имен замечательных мастеров селекции. Ван-Монс — один из отцов селекции плодовых — вывел около 400 сортов. Англичанин Галлет, француз •Л. Вильморен и, наконец, Л. Бербанк — дали миру много новых растительных форм.

Мичурин являлся последователем теории Дарвина и пользовался основными положениями дарвинизма, как оружием в своей творческой работе. Но и Лютер Бербанк, например, также опирался на дарвинизм, как на руководство к действию, видя в нем теоретическую базу своим изысканиям в селекции. Основная заслуга Мичурина заключается в том, что, будучи гениальным мастером селекции, он создал новую теорию селекционного процесса, разработал новые методы формирования сортов, открыл закономерности развития растений и изменения их природы.

i В истории науки известны случаи отставания теории от практики, когда научное обоснование какого-либо изобретения давалось уже после того, как это изобретение было сделано. Дарвин, обобщив большой опыт селекционеров-практиков и проанализировав способы работы селекционеров, вскрыл основные законы, лежавшие в основе эмпирического материала, и создал теорию искусственного отбора. Теория искусственного отбора, в свою очередь, осветила путь практике, превратилась в теоретическую основу селекции.

Мичурин был одновременно и изобретателем-практиком и ученым-теоретиком. Выводя улучшенные сорта растений, он подвергал критическому анализу те методы, которыми работал, улучшал сами методы и, проверяя правильность своих предположений в решении очередной практической задачи, — всегда создавал что-то новое в теории.

В итоге Мичурин создал стройную теорию развития растений, опирающуюся на более глубокие знания законов, управляющих процессами изменчивости и наследственности, чем все то, что было известно Дарвину и всей биологии того

времени.

Советская, биология идет дорогами дарвинизма. Основоположники советского дарвинизма — Тимирязев и Мичурин — сумели развить учение великого Чарлза Дарвина, значительно углубив наши представления о самом фундаменте эволюционного процесса — законах, управляющих изменчивостью и наследственностью живых существ.

Научная дорога Мичурина была терниста Не сразу пришла слава. Десятки людей, менее упорных и целеустремленных, испытав только часть неудач, постигших Мичурина, бросили бы работу, решив, что цель нереальна, или что такой труд им непосилен.

Известно, что Мичурин разделял свою деятельность на три этапа. Первый — этап акклиматизации; второй — этап массового отбора и третий—этап гибридизации.

Рассмотрим каждый из этих этапов.

1. Этап акклиматизации. В первые годы работы Мичурин следовал учению московского ученого-садовода Александра Константиновича Грелля. Грелль предлагал заманчиво простой способ улучшения ассортимента плодовых в средней полосе России. Он рекомендовал выписывать черенки южных сортов и прививать их на морозостойкие подвои, т. е. — на дички или местные сорта. Предполагалось, что под воздействием устойчивых подвоев, природа сортов южного происхождения должна измениться в сторону приспособления к новой, более суровой среде.

Ожидать успгха от такого простого приема можно только встав на позиции эволюционной теории Ламарка, существенным моментом которой является недооценка консервативной силы наследственности и переоценка способности организма к приспособительной изменчивости.

Южные сорта, привитые на холодоустойчивые подвои, рано или поздно, в зависимости от характера зим и от свойств сортов, вымерзали и гибли. Прошли годы, и Мичурин убедился в ошибочности этого пути. Акклиматизация по Греллю оказалась миражем, и Мичурин подвел неутешительный итог:

«К сожалению, на первых порах я увлекался Греллевскими идеями акклиматизации лучших иностранных сортов плодовых деревьев путем подставки (им — К. 3.) выносливых подвоев. Немало пропало труда и времени на выполнение опытов... пока я, наконец, убедился в полной непригодности (этого способа работы— К. 3.)... Никакие ухищрения в применении акклиматизации нежных иностранных сортов плодовых деревьев подставкой холодостойких подвоев делу

помочь не могли и, хотя выращенные на таких подвоях расггния временно выдерживали несколько зим, но затем, в конце концов неизбежно погибали окончательно».

Мичурин не был опытником-эмпириком, а являлся экспериментатором-мыслителем. Эго доказываемся тем, что все н?удачи первого этапа работы Мичурин подверг критическому анализу, выяснил причины, породившие эти неудачи, и составил новую рабочую гипотезу. Проверка этой новой рабочей гипотезы представляет собою программу второго этапа работ. Какие же уроки «пзпек Мичурин из неудачных опытов на этапе акклиматизации? Самым важным, переломны^, надо считать вывод о ложности исходных идей Ламарка.

Старые, давно сформировавшиеся западно-европейские и южные сорта плодовых растений вымерзли, а не приспособились к северным условиям потому, что наследственность — консервативна, а длительное приспособление к определенным условиям делает организм специализированным, односторонним, неподатливым к перестройкам, неспособным выживать при резких переменах условий. Старые, давние сорта, как вполне сложившиеся, имели твердо выраженные требования, и наивно было стараться перестроить их, основываясь на вере в способность каждого организма к «прямому приспособлению» к новым условиям.

Однако, сопоставив многочисленные наблюдения над различной выживаемостью привитых южан, Мичурин пришел к важному выводу о том, что среди наиболее устойчивых сортов только часть могла иметь эту устойчивость уже и в прошлом (лишь проявляя теперь это свое старое свойство), а другие, сумевшие значительно дольше устоять против хо-лолов, несомненно изменились и приобрели несколько большую холодоустойчивость под влиянием подвоев, которые выбирались из весьма выносливых дичков или местных (северных) сортов.

Таким образом, хотя влияние подвоя на черенки от старых деревьев (маточников) давно сформировавшихся сортов было очень малым и практически не давало эффекта, все же это наблюдение имело для Мичурина огромное значение, разросшееся в будущем в теорию взаимодействия привоя и подвоя ив знаменитое мичуринское учение о вегетативной гибридизации.

2. Этап массового отбора знаменовал переход Мичурина от ламарковских идей к дарвинизму.

Сущность работ на этом этапе сводилась к отбору наилучших сеянцев (т. е. растений, полученных из сгмян и имеющих собственные корни).

Мичурин вел селекцию среди сеянцев мастных сортов, отбирая среди них особи с наилучшими качествами плодов,и, одновременно, — среди сеянцев южных сортов, надгясь, что именно среди них сохранятся отдельные, наиболее холодоустойчивые экземпляры, которые могли бы явиться основателями (маточным деревом) сорта.

Переход к работе с сеянцами основывался на признании большей пластичности молодых организмов. Замысел состоял в том, чтобы, ставя в определгнные условия юный, еще формирующийся организм, заставить его измениться в нужном направлении и, поскольку эти изменения должны закрепиться во взрослом состоянии, постараться сделать их (изменившиеся признаки) сорювыми путем прививок, вегетативного размножения или получения семенного потомства.

Если черенок, вырезанный из кроны старого дерева, принадлежащего старому сорту, был как бы вдвойне консерватизен (сложившийся индивид плюс сложившийся сорт), то при получении материала из семян отпадала одна из преград — растения индивидуально были молоды. Однако историческая обусловленность сохраняла свою силу, наследственная, сортовая природа этих сеянцев, принадлежащих, чаще всего, к давно сложившимся формам, осталась консервативной.

Мичурин писал, что «сеянцы большей части растений чистых видов (негибридных) могут только очень незначительно изменять свои свойства».

Высевая много семян и ведя отбор лучших сеянцев, можно случайно и в первом поколении натолкнуться на «клад», т. е. на экземпляр, отвечающий поставленным целям. Но это дело случая. Чаще всего, как это показывает история селекции, к новому сорту ведет более длительный путь многократного отбора. Работать с несколькими поколениями древесных растений невозможно, так как срок жизни одного поколения весьма длителен. Правда, Бербанк писал, что «простым методом выращивания огромных количеств растений, и никаким другим, селекционер может улуч-

(нить всякое растение, пользуясь тем разнообразием, которое природа сама ему предоставила». Но Мичурин не мог и не хотел пользоваться такими советами, так как, во-первых, в условиях царской России не имел средств создать большой масштаб при выращивании исходного материала, а, во-вторых, еще в молодости сделал целью своэй жизни осуществление девиза: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача».

В отличие от первого периода работ по «акклиматизации», этап массового отбора принес уже и некоторые практические успехи, но они не могли удовлетворить Мичурина» стремившегося открыть гораздо более мощные и скорые способы улучшения сортов.

Изучение изменчивости сгянцев местных сортов позволило Мичурину сделать вывод о возможности методом последовательного многократного огбора постепенно улучшить хозяй-ствённо-цзнные качества этих сортов, но однократный отбор давал очень небольшое улучшение. Поэтому от работы только с местным ассортиментом Мичурин отказался.

Сеянцы западно-европейских и южных сортов при посеве в г. Козлова (ныне Мичуринске), как правило, вымерзали, и отобрать среди них зимостойкие формы не удавалось. Мичурин, по свидетельству его ученика П. Н. Яковлева, располагал, например, 2800 шт. сеянцев персиков, и они все вымерзли.

В заключение приведем итоговую оценку этого метода работы самим Мичуриным. Он писал:

«Глуп и напрасен будет труд в ожидании найти хороший сорт в сеянцах, выращенных из диких кислиц, хотя бы из целого миллиона особей. Природа таких скачков не делает, улучшение идет постепенно, и поэтому из сеянцев кислицы можно получить лишь сравнительно улучшенную кислицу». И в другом месте:

«Выяснилось, что отборные сеянцы лучших местных сортов давали лишь незначительный перевес в своих качествах против старых сортов, а сеянцы из семян иностранных сортов в большинстве случаев оказывались невыносливыми».

8

Мичурин умел обратить неудачу в успех, т. к. в процессе наблюдений за опытными растениями открывал факты, которые составили фундамент его теории управления развитием растений. Так, например, было замечено, что при воспитании южных сеянцев на тучной черноземной почве морозоустойчивость резко падает, а на тощей, песчаной почве развиваются более устойчивые растения.

Надо сказать еще об одной важной закономерности, установленной на этом этапе работ. Речь идет об объяснении причин уклонения сеянцев, даже высококультурных сортов плодовых, в сторону дичков. Предположив, что это «одичание» связано с воздействием корневой системы подвоев дичков, которое не может заметно сказываться на самом привое, т. к. обычно привой — это уже взрослое, сложившееся растение, Мичурин ясно доказал правильность такой гипотезы. Для этого были взяты семена от культурных сортов, привитых на укоренившиеся черенки того же сорта, а также от корне-собственных культурных форм. В обоих случаях сеянцы оказались тоже культурными, и обычного одичания не наблюдалось. В момент оплодотворения и на ранних стадиях формирования зародыша влияние корневой системы может быть очень сильным. Этим и объясняется то, что подвой, оказывая очень малое влияние на само привитое на него растение, тем не менее резко влияет на его семенное потомство. Мичурин дал этим самым значительное подтверждение идее Дарвина об «особой чувствительности воспроизводительной системы... ко всякой перемене условий».

Наконец, упомянем о замгчательном успехе селекции северного абрикоса, выполненной методом отбора сеянцев. Правда, это не был традиционный путь работы. Мичурин внес существенно новое в метод, так как, во-первых, использовал не типичные семена, а семена абрикосов, росших на самом северном краю территории распространения этой культуры (Ростовская область); во-вторых, провел выбор растений, с которых был взят исходный семенной материал (были отмечены все сеянцы, среди них выбраны лучшие по сочетанию выносливости и качеству плодов, и от одного дерева-сеянца был взят материал для посева на севере), и, в-третьих, был применен новый метод постепенного или, вернее, ступенчатого осеверения. Семена из Ростова были высеяны наЗООюм*

севернее. Отобрав одно наилучшее растение, Мичурин собирает с него семена и уже эти семена высевает в Козлове. В Козлове вновь проводился жестокий отбор: «Мне посчастливилось, — писал Мичурин, — получить один выносливый сеянец».

Любопытно, что, ведя с таким блеском работу по передвижке северной гр'аницы распространения абрикоса почти на 700 к м Мичурин все время оставался экспериментатором-теорегиком. Работая с сеянцами, он одновременно ведет работу методом переноса и прививки черенков с тех же ростовских абрикосов. Но все привои, доставленные в Козлов прямо из Ростова, вымерзли.

Несмотря на отдельные случаи великолепного успеха в работе, примером которого может служить создание северного абрикоса, Мичурин продолжал поиски новых путгй.

Прежде чем закончить характеристику «этапа массового отбора», необходимо сказать несколько слов об отборе так называемых почковых вариаций или «спортов».

Почковая вариация («спорт») — это один из видов изменчивости. Измениться может не только целый организм, но и отдельная его часть, орган. У высших растений и, в частности, у древесных, нередко можно наблюдать изменение одного побега (ветви). Каждый побег развивается из почки. Изменение побега является результатом изменения клеток почки. Более или менее резкое уклонение от типичного облика у одного из побегов и называется «спортом».

Обнаружить такие спорты не так легко. Для этого надо быть хорошим наблюдателем и уметь тонко подмечать различия между многочисленными побегами, составляющими крону дерева.

В плодоводстве почковые вариации уже давно применялись для получения новых сортов. Если находили измененный побег, отличающийся от нормального положительными признаками, то производили черенкование и прививали черенки ценного спорта на специально подобранные подвои. Этим путем полезное изменение закреплялось, и новый сорт размножался в процессе черенкования. Однако ясно, что поиски и обнаружение полезных спортов не могут служить основой научной селекции, так как начало всему делу закладывается счастливым случаем.

10

Мичурин часто повторял, что нельзя строить работу на «кладоискательстве», что нельзя ориентироваться на ожидание «милостей от природы». Тем не менее, найдя такой «клад», он, конечно, не отказывался от него. Если в процессе основной работы Мичурину, зоркому наблюдателю, попадался практически интересный «спорт», то это уклонение самым тщательным образом фиксировалось и на его основе создавался улучшенный сорт. Таким путем Мичуриным был создан крупно-плодный вариант известного сорта яблони «Антоновки». Однажды в кроне обыкновенной «Антоновки» был найден один резко уклонившийся побег с крупными плодами. Черенки, взятые с этого побега, привитые па разные подвои, дали закрепленный новый сорт — «Антоновку шестисотграммовую».

Мичурин рекомендовал тщательно следить за появлением «спортов», удаляя нежелательные, оберегая полезные и иногда перенося их на молодые высококультурные подвои.

3. Этап гибридизации — это творчество последних десятилетий жизни Мичурина, когда окончательно сложилась новая мичуринская концепция развития растительного организма, явившаяся новым шагом вперед по сравнению с тем, что знал Дарвин.

Следует подчеркнуть, что само выражение «этап гибридизации» далеко не полно характеризует все своеобразие методов мичуринской работы. Во-первых, сам подход Мичурина к гибридизации, как способу получения новых сортов, был глубоко оригинален. Во-вторых, гибридизация неразрывно сочеталась у него с другими методами: отбором гибридных сеянцев и их воспитанием. На этапе гибридизации Мичурин переделывал природу растений, расшатывая их наследственную основу и управляя их развитием путем разработанных им методов воспитания гибридных сеянцев.

В то время как Дарвин «. . .отвлекался от причин, вызывающих изменения в отдельных особях» (Энгельс), исходя из того, что «человек не вызывает изменчивости» и способен только использовать и накапливать в отборе изменения, которые «самопроизвольны», т. е. даны природой, — Мичурин все подчинил одной цели: открыть способы управления развитием растений для того, чтобы вызывать направленные изменения.

Мичурин писал1

11

«.. .Человечество достигло более высокой точки своего развития, оно уже не может быть в зависимости от случая, его не удовлетворяет пользование подачками слепой... природы» И далее:

«... Базируясь только на введении целесообразного режима воепичания гибридных сеянцев, можно считать постановку дела на вполне научном пути, а не на случайных " находках различных мутаций н флюктуации, где в сущности участие воли оригинато-ра сводится почти к нулю, потому что он вынужден пользоваться только тем, что ему случайно бросит природа...»

К гибридизации, т. е. к принудительным и достаточно отдаленным скрещиваниям, Мичурин обратился потому, что гибридные организмы оказывались очень пластичными, т. е. по тем же причинам, по которым так ценили гибридные организмы Дарвин и Тимирязев.

: Гибрид обладает большой пластичностью, большой способностью приспособления к новым условиям. Гибрид производит впечатление организма, как бы выбитого из привычной колеи. Гибрид, — указывал Тимирязев, повторяя за Дарвином выражение Вильморена, — это организм как бы «сбитый с толку», «мечущийся». Именно создания этих-то качгств неустойчивости и добивался Мичурин.

1 ' Чем больше возможных путей развития будет потенциально присуще организму и чем меньшэ «настойчивости» будет проявлять он в «выборе» тего или иного пути, — тем лучше. Такой организм становится легко «воспитуемым». Гибридный организм — это пластический материал, и в умелых руках его развитие можно направить в нужное русло.

Первые шаги в области гибридизации не были вполне удачными. Скрещивая между собою сначала местные сорта, Мичурин не получил нужного эффекта, так как местный ассортимент отличался низкими качествами. Повторилось в новом варианте то же самое, что и при отборе сеянцев среди местных сортов (вспомним, что из кислиц можно получить лишь улучшенную кислицу!).

12

Значительных результатов Мичурин добился, перейдя к скрещиванию местных сортов с иностранными, но успех сопутствовал этой работе не всегда. Часто гибридный сеянец развивался в местного родителя, или, как говорят, доминировали свойства местного сорта.

Многочисленными скрещиваниями было доказано, чго в гибридном организме возможности развития по пути материнского или отцовского организма не сливаются, а как бы сосуществую!, и путь, по которому реально пойдет развитие сзянца, определяется условиями его воспитания. Если условия будут приближены к тем, в которых наилучшим образом может существовать материнский сорт, — у гибрида буду г доминировать свойства матери и, наоборот, в условиях близких отцовским, — он уклонится в сторону отца.

Естественно, что в гибридах, имевших среди родителей местный сорт, развитие часто шло в сторону местных свойств — сеянец оказывался выносливым, но качество плодов страдало. Впрочзм, законы доминирования, установленные Мичуриным, не исчерпывались только этим.

Так, Мичуриным было показано, что сила доминирования зависит от возраста сорта — старые сорта имеют большую силу наследственной передачи свойств, чем молодые, а наибольшей силой доминирования обладают дикорастущие виды плодовых; от индивидуального возраста — чем старше особь, тем большг. ее сила доминирования. Сила доминирования меняется даже в зависимости от положения цветка в кроне материнского растения — и так далее.

Такое всестороннее изучение закономерностей доминирования позволяло Мичурину предвидеть ход развития гибридного сеянца. Подбирая родительские пары для скрещивания, Мичурин всесторонне взвешивал возможный ход доминирования в будущем, — у потомства. Например, если в скрещивании участвует местный сорт и иностранный сорт, то силу домини? рования свойств местного сорта в потомстве можно было ослабить, подобрав молодое еще растение, например, сеянец в первый год плодоношения. Так были получены великолепные сорта яблонь «Кандиль-китайка», «Бельфлер-китайка».

Из сказанного должно быть уже ясно, насколько большое Практическое значение имеют открытые Мичуриным методы управления доминированием. Однако этим одним дело не ограничивается. Законы доминирования, установленные Ми-

13

чуриным, представляют собой ценный вклад в теорию вопроса. Дело в том, что в то время в генетике — науке о наследственности — утвердилось метафизическое представление о доминантности, как о постоянном свойстве, не зависящем от условий жизни организма.

Хотя еще Дарвин показал, что перекрестное опыление биологически полезно, потому что потомки, полученные путем объединения двух различных наследственных основ, приобретают большую жизнеспособность, но до Мичурина оставалась не вполне ясной сущность этой пользы.

В свете мичуринского учения о доминировании стало понятным, в чем заключается преимущество размножения половым путем. Оно— в увеличении у потомка размаха приспособительных возможностей по сравнению с каждым из родителей. Если предки родительских организмов исторически формировались в разных условиях, то потомство имеет возможность развиваться в обоих типах условий. В зависимости от того, в каких именно условиях протекает развитие, потомок будет уклоняться в направлении того или иного родителя. В диком состоянии способность гибридного организма развиваться или в отиа или в мать или даже в более далекого предка, а также способность к неполному доминированию, дают большие преимущества, так как увеличивают вероятность выживания в изменяющейся среде.

Представим себе, что каждая из родительских форм была приспособлена к жизни в определенных условиях среды (специализирована). Их же потомок, объединив возможности развития родителей, приобретает способность к жизни в более многообразных условиях, ею приспособительные возможности расширяются.

Не зная законов доминирования, невозможно было предвидеть ход развития организма, полученного от скрещивания каких-либо двух форм, и, наоборот, подобрав родителей, невозможно было предугадать, как будет развиваться их пото* мок (если до этого та же комбинация не была уже испробо* вана). Опираясь на свое учение о доминировании, Мичурин создал научную теорию подбора родительских пар для скрещивания.

С другой стороны, зная, что процесс доминирования тесно связан с условиями среды, в которой развивается потомок, Мичурин, подбирая условия, изменял ход доминирования в

14

/. „Китайка"—мать (натуральная величина). 2. „Кандиль-китайка'—плод гибрида первого года плодоношения (натуральная величина), j. „Кандиль-китайка"—плод гибрида четырнадцатого года плодоношения (уменьшено). 4. „Кандиль-синап"—отец

(уменьшено).

нужном направлении. Зная условия существования родительских форм и изменяя соответственно поставленной цели водный режим, минеральное питание, регулируя ростовые процессы и листовую массу, Мичурину блестяще удавалось управлять развитием молодых гибридных растений.

Разберем подробнее процесс создания сорта «Кандиль-китайка». Была поставлена цель — получить сорт яблони, дающей плоды, приближающиеся по вкусовым и другим данным к лучшему крымскому сорту «Кандиль-синап» и, в то же время, приспособленный к условиям центральных областей европейской части Союза.

Для скрещивания была избрана родительская пара: «Кандиль-синап» (отец) и «Китайка» (мать).

«Китайка» — мелкоплодный, но высокоустойчивый местный сорт. Чтобы ослабить доминирование материнских свойств (местный производитель), Мичурин выбрал молодое деревцо «Китайки», плодоносившее в момент скрещивания только первый раз.

Избранное в качестве «матери» растение, конечно, не было саженцем (т. е. деревом, выращенным из черенка), а сеянцем, как организмом более пластичным н не обладающим такой силой передачи наследственных свойств, которой обладают саженцы. Дерево «Кандиль-синапа» — старого сорта — было выращено из черенка.

Полученный в результате этого скрещивания гибридный сеянец не только не уклонился в сторону местного сорта, но, напротив, даже не обладал достаточной морозоустойчивостью — настолько доминировали у него свойства отца — «Кандиль-синапа».

Такие нежелательные отклонения в свойствах развивающегося гибрида Мичурин умел нейтрализовать, направляя развитие в нужную ему сторону. Для этой цели он пользовался методом ментора, о котором подробнее будет сказано ниже. Взяв черенок гибрида, Мичурин привил его в крону дерева «Китайки»—матери. Под влиянием «Китайки» развитие привитого гибридного побега вновь уклонилось, но на этот раз уже в сторону матери, и гибрид приобрел необходимую морозоустойчивость. Через два года Мичурин прекратил действие ментора, срезав гибридный черенок п заставив его развить собственные корни. Этот-то вновь окорененный побег гиб-

16

ридного сеянца, проживший некоторое время за счет материнского корневого питания, оказался вполне отвечающим замыслу Мичурина. Растение оказалось вполне устойчивым, начало приносить крупные плоды очень хорошего качества, весьма сходные с плодами «Кандиль-синапа». Так был создан перворазрядный сорт «Кандиль-китайка».

Среди исследователей встречаются люди, которые, разработав какой-либо метод и проверив его пригодность, действуют дальше уже по шаблону. Но Мичурин не был таким. Творческая мысль его никогда не потухала. Логика развивающейся теории заставляла Мичурина углубляться--дальше. Открытие законов доминирования подсказало, что легче всего можно сочетать высокую устойчивость, и высокую культурность путем скрещивания форм географически отдаленных между собой, а главное — отдаленных от пункта выращивания гибридных сеянцев, т. е* от г. Мичуринска.

И действительно, подбирая родительские пары для скре« щивания среди географически отдаленных форм, Мичурин показал, что свойства ни одного из родителей не получают в потомстве особого преобладания, и, таким образом, управление доминированием в еще большей мере зааисит от рук создателя сорта. Такие отдаленные гибриды дэлжны были легко поддаваться формирующему их воздействию условий, а хозяином условий был сам Мичурин. Он предусматривал,-какие почвенные условия дать гибриду, менять ли почву в ходе развития или нет, какие влияния использовать, и насколько долго и как интенсивно.                                              I

Итак, чем дальше отстоят друг от друга пары скрещиваемых растений по месту их родины и условиям их среды, тем легче гибридные сеянцы будут приспособляться к условиям новой местности.                                                               >

Знаменитые сорта Мичурина — груша «Бере зимняя», осе-веренный виноград «Русский конкорд» и многие другие — всегда будут служить доказательством мудрости этого метода.-

Груша «Бере зимняя мичуринская» была создана путем скрещивания южной иностранной груши «Бере Рояль» —■ сорта средиземноморского незимостойкого, но имеющего прекрасные вкусовые качества плодов н важное технологи-1 чески свойство — способность плодов к зимней лежке. — с м<н

i Заказ .N6 590

1?

лодым сеянцем дикой груши из дальневосточной тайги (Ру-rus ussuriensis). Оба родителя были родом из областей очень далеких от б. Тамбовской губернии.

Действуя по той же схеме, Мичурину удалось создать хороший сорт винограда, устойчивого к морозам и с высококачественным урожаем.

В результате скрещивания винограда «Шанеля» (сорта испанского происхождения) с диким виноградом, взятым из лесов той же Уссурийской тайги, т. е. дальневосточного происхождения, — Мичурин получил гибридный сгянец, который р условиях г. Козлова развивался так, что у него совместились свойства устойчивости от дикого родителя и культурности плодов от испанского винограда.

Теперь, имея в руках глубокие теоретические знания и совершенные методы, Мичурин смело приступил к осуществлению двух своих основных замыслов: 1) выведения высококультурных сортов, приспособленных к местным условиям средней полосы Советского Союза; 2) выведения сортов высокой зимостойкости для развития плодоводства в северных районах.

Смелый замысел Мичурина сказался и в ином отношении. Самостоятельно, и раньше, чем до этого дошла «официальная наука», Мичурин решил труднейшую проблему гибридизации систематически отдаленных форм.

Межвидовые и межродовые гибриды получить очень трудно, т. к. при работе обычными приемами (так же как при простых межсортовых скрещиваниях) чаще всего не происходит даже оплодотворения, или после оплодотворения вскоре обрывается процесс формирования зародыша, и завязь отмирает. Во времена Мичурина существовало общераспространенное убеждение в невозможности осуществления подобных скрещиваний. Мичурин не побоялся и здесь пойти против сложившихся в наука традиций. Ему удалось показать, что межвидовые и даже межродовые скрещивания осуществимы, и неверие в их успех объясняется косностью определенных научных кругов.

Разрешение Мичуриным проблемы отдаленной гибридизации имеет в основе разработку им новых способов преодоления нескрещиваемости. Мичурин открыл четыре таких способа:

18

1.   Метод смеси пыльцы. Этот метод основан на добавлении к пыльце отдаленного родителя пыльцы с цветка сшого материнского растения или пыльцы с других близких материнскому растению сортов. Мичурин считал, что присутствие родственной пыльцы вызывает возбуждение пестика и гпэтому оплодотворение удается даже и с пыльцой огда-лешпй формы.

2.  Метод предварительного вегетативного сближения. Скрещиванию предшествует сращение обоих компонентов. Так, груша и рябина столь далеки, что ни при каких обстоятельствах не скрещивались между собою. Однако после того как рябина была привита в крону груши и сформировалась под ~ее влиянием, Мичурин добился успеха, опььпив грушей (подвой) цветки рябины (привой).

3.   Метод посредника. Если прямое скрещивание не происходит, то один из родителей скрещивается со специально выбранным, относительно близким ^му растением, а полученный этим путем гибридный сеянец, названный «посредником», используется для скрещивания со вторым основным партнером. Как показал Мичурин на широко известном сейчас примере с гибридизацией персика и миндаля, «миндаль-посредник» сослужил ему хорошую службу, подобно тому как и «вишня-гибрид» («идеал») служила «посредником» при скрещивании вишни с черешней и вишни с черемухой.

4.   Метод большого числа повторно производимых скрещиваний. Так как нет двух вполне одинаковых половых клеток и один и тот же организм в разное время в разных участках тела может производить несколько отличающиеся друг от друга гаметы, то проведение многочисленных скрещиваний может привести к подбору необходимой комбинации гамет для оплодотворения и дальнейшего нормального развития гибрида.

В заключение рассмотрим, пожалуй, самое важное из достижений Мичурина — его учение о менторах — теорию гибридизации без участия полового процесса. Мичурин использовал совместное действие половой гибридизации (скрещивание) с вегетативной гибридизацией (прививка), получая необычайные «тройные гибриды». Побеги гибридного сеянца прививались в крону третьего компонента, избранного в качестве воспитателя, или, как его

3*                                                                                                        19

назвал Мичурин, ментора. Используя пластические вещества вырабатываемые растением-ментором, привитый побег гибридного сеянца изменялся настолько, что после отделен 1Я его от «воспитателя» и пересадки на собствгнные корни ргз-ко отличался от обычных сеянцев, — от тех, с которых блли взяты черенки для прививки.

Примером получения тройных вегетативно-половых гибридов могут служить извэстные Церанадусы, выведенные Мичуриным путем отдаленного скрещивания вишни (°runus cerasifera) с японской черемухой (Prunus padus Alaacki) и воспитания отдельных побегов этих гибридных :еянцев в кроне черешни, избранной в качестве ментора. В результате было получено своеобразное растение, сочетавшее качества вишни, черемухи и черешни, т. е. тройной, вегетативно-половой вишне-черемухо-черешневый гибрид.

Остановимся подробней на истории Церапэдусг, так как некоторые детали работы над этим сортом лишний раз позволяют оттенить необычайно тонкую наблюдательность и мастерство Мичурина.

Сорт Церападус № 1 выведен следующим образом. В 1919 году Мичурин опылил цветок степной вишни пыльцой японской черемухи. Семена, полученные от этого межвидового скрещивания, были высажены. В 1923 году три глазка с одного гибридного сеянца были привиты (окулированы) в крону 5-летней черешни, выбранной в качестве ментора с целью ускорения развития и уклонения в направлении более мощного роста, характерного для черешни. Через год, в 1924 году, все три глазка дали сильные побеги (втрое толще, чем у «чистого гибридного сеянца», не подвергнутого влиянию черешневого подвоя), образовались нормальные цветы, завязи и вполне развитые плоды. Надо отметить, что гибридный сеянец цвел, но плодов не давал, как это нередко бывает у отдаленных гибридов.

Черешневый ментор, таким образом, резко изменил свойства гибридного сеянца в сторону более интенсивного роста и плодовитости. Молодой гибридный сеянец, «вытолкнутый из привычного состояния устойчивости», оказался очень податливым воздействию ментора.

Мичурин вел непрерывные наблюдения за особенностями роста каждого привитого побега и указывал, что, несмотря на то, что все три побега находились на одном и том же под-

20

it Вишня „Идеал" (мать).

Церападус и его родители. 2. Церападус крупный — гибрид (уменьшено), (отец). 4. Черешня (ментор).

3. Черемуха Японским

вое, — их развитие, темп роста, строение и величина листовьх пластин и черешков, форма почек и т. п. были совершенно разными, и что два верхних побега заметно уклонились в сторону черемухи (отца), а нижний — в сторону вкшни (матери).

Накопив обширный опыт по применению ментора и обобщив многолетние наблюдения за поведением прививок, Мичурин научился формировать и очень тонко шлифовать создаваемые сорта.

Мичурин успешно применял метод ментора для самых разнообразных целей. Ему блестяще удавалось ускорять этим путем сроки начала плодоношения, увеличивать плодовитость, изменять форму, величину плодов, окраску плодов, увеличивать способность плодов к зимнему храпению, повышать морозоустойчивость, повышать сахаристость плодов, изменять такие морфологичгские признаки, как колючие шипы, менять скорость роста и т. п.

Формируя сортовые свойства растений методом ментора, Мичурин глубоко и тонко учитывал не только качественную (т. е. направление воздействия ментора), но и количественную сторону влияний (т. е. силу воздействия ментора). Многие лучшие сорта Мичурина созданы применением метода ментора, использовавшегося часто для их «дошлифовки*.

Приведем примеры.

Под влиянием ментора Мичурину удалось изменить окраску ягод у нового сорта вишни «Краса Севера». Гибрид между вишней «Владимирской ранней» и черешней «Винклер белая» в течение первых трех лет плодоношения давал плоды большой величины (диаметром в 3 см), но совершенно белой окраски. После прививки черенков гибрида в крону сеянцев простой красноплодной вишнч плоды приобрели розовую окраску с желтоватым боком, а потом—сплотн\ю розовую окраску. Так, под влиянием ментора «Краса Севера» бело-плодная была превращена в «Красу Севера» бледнорсзовую.

Интересна история сорта «Терн сладкий». Однажды цветки 4-летнего растения дикого терна были оплодотворены пыльцой культурной сливы сорта «Ренклод зеленый». Гибридные семена были высеяны и получены сеянцы, заметно уклонявшиеся в сторону отца, т. е. сорта «Ренклод». Чтобы парализовать это уклонение, глазки с гибридного сеянца были привиты на 3-летнее деревцо дикого терна. В 1896 г. при-

22

вой принес первые плоды — мглкие и скверных вкусовых качеств, в то время как маточный гибридный сеянец впервые плодоносил только в 1898 г., т. е. на два года позже, и плоды обычного гибрида, как писал Мичурин, «не имели ничего общего с плодами прививка». Прививок начал быстро изменяться в худшую сторону и в других отношениях: побеги и листья стали меньше и потеряли опушенность, рост стал более медленным. Лишь после окоренения привоя, т. е. искусственного получения корней на стебле привоя выше места срастания с подвоем и пересадки привоя на собственные корни, Мичурину удалось спасти сорт от ухудшающего влияния дикого терна, так как произошло постепенное улучшение качества его плодов настолько, что полученный таким образом сорт «Терн сладкий» стал вполне достойным размножения. Свойства этого сорта резко отличались от того сеянца, от которого он произошел путем прививки. «...Плоды, форма листьев и другие части растения бывшего прививка,—1 писал Мичурин, — не имели ничего общего с соответствующими частями сеянца...».

Поучителен пример применения ментора к формированию роз. Мичурин указывал, что «гибридные сеянцы, полученные от оплодотворения розы «Персидской желтой»... пыльцой Ка-занлыкской розы, быстро гибли, едва достигая 5 см. роста, вследствие плохо развивавшейся корневой системы. Эти сеянцы удалось уберечь лишь копулировкой их (т. е. особым приемом прививки — К. 3.) на однолетние сеянцы розы «Кани-на», но при этом новый сорт розы («Слава света»), вследствие влияния подвоя, совершенно утерял желтый колер своих цветов...».

Ярким примером действия ментора на изменение внешних признаков (формы) может служить опыт Мичурина с грушей «Деканка зимняя». Гибридный сеянец этой груши имел существенный недостаток—на ветвях этого растения находилось большое количество колючек, а рост дерева был замедлен. Желая устранить эти признаки «дикости» и «облагородить» сорт, Мичурин привил несколько черенков «Деканки» в крону груши «Бере зимняя мичуринская». Подвой «Бере» оказал на черенки «Деканки» мощное формативное воздействие. Опасаться же при этом ухудшения хозяйственных свойств не было оснований, т. к. подвой «Бере» сам являлся высококачественным сортом. Через известный промежуток

23

времени оказалось, что «половина мощных побегов от привитых черенков была совершенно без колючек, на другой же половине, хотя и редко, но были колючки. Таким образом, — указывал Мичурин, — «.. .является возможность размножать новый сорт лишь с более лучших побегов без колючек».

Иногда ментором Мичурин стимулировал плодоношение деревьев, возрастаю уже готовых к плодоношению, но почему-то не цветущих. Так, например, в 1904 году Мичурин располагал двумя сеянцами груши «Сапежанхи» одного я того же возраста (8 лет). Оба деревца не цвели. В крону одного из этих растений, в качестве ментора, который должен был стимулировать плодоношение, было привито несколько черенков груши «Маликовка».

Таким образом здесь, в отличие от ранее рассмотренных примеров, ментором являлся привой. Уже через два года, в 1906 году, под воздействием ментора, деревцо «Сапе-жанки» зацвело и принесло первые плоды. Второй же экземпляр, оставленный в качестве контроля, не приносил плодов до 20-летнего возраста."

Этот опыт очень поучителен и в другом отношении. Дело' в том, что груша «Маликовка» — сорт позднего созревания с плодами удлиненной формы. Черенки этого сорта, привитые в крону «Сапежанки», сделали свое дело, т. е. уже через два года вызвали плодоношение. Однако, когда Мичурин оставил привой на более долгий срок, то продолжительное воздействие привоя на подвой (которым в данном случае был молодой гибридный сеянец «Сапежанка») привело к тому, что постепенно сгянец начал уклоняться в сторону ментора, т. е. в сторону привоя—«Маликовки». Его плоды от года к году меняли форму и все более удлинялись, а время их созревания оттянулось.

Этот случай хорошо иллюстрирует то положение, что большое значение имеет не только правильный подбор ментора, но и сила его действия, определяющаяся, с одной стороны, соотношением величины ментора и объекта, подвергающегося воспитанию, а с другой — продолжительностью времени действия ментора. Извлекая урок из опыта с действием «Маликовки» на «Сапежанку», Мичурин писал, что «.. .постановка ментора принесла пользу ускорением начала плодоношения сеянца, а дальнейшим влиянием лишила новый сорт очень ценного качества раннего созревания, это уже прямой

24

вред, потому что плоды раннего созревания ценятся гораздо дороже, следовательно, полезнее было бы удалить вырезкой менторы своевременно, т. е. в начале лета первого года плодоношения сеянца».

Так и поступал Мичурин в дальнейшем. Если ментором являлся подвой, то, для своевременного прекращения его действия, у привоя искусственно вызывалось корнеобразсва-ние, после чего привой срезался и окоренялся, точно так же как это уже было нами разобрано на примере сорта «Терн сладкий». Если же ментором служил привой, а воспитывался сеянец — подвой, то, после получения необходимого воздействия, Мичурин просто удалял с сеянца привитые в его крону черенки-менторы.

Мичурин научился пользоваться методом ментора уверенно и безошибочно.

Для кондитерской промышленности потребовался высококачественный сорт яблок с красной окрасцой мякоти плодов. Создавая такой сорт, Мичурин скрестил между собою две гибридные яблони: «Бельфлер-китайку» (гибрид «Бельфлера желтого американского» на «Китайку») и «Яхонтовое» (гибрид «Яблони Недзвецкого» на «Антоновку обыкновенную»). Полученные сеянцы были, таким образом, сложными гибридами, являвшимися, так сказать, носителями «четырех кровей». Сорт «Яблони Недзвецкого» имеет окрашенную мякоть плодов. Для усиления доминирования свойств этой яблони в сложном гибриде, Мичурин сделал прививку черенков гибрида в крону «Яблони Недзвецкого». В результате этого был получен краскомясый сорт «Бельфлер красный», оказавшийся перворазрядным и в других отношениях.

Чтобы показать, насколько сложным иногда был путь создания нового сорта, формируемого многими разными менторами, остановимся еще на работе Мичурина над выведением знаменитого и получившего уже очень широкое распространение сорта яблони «Бельфлер-китайка».

Гибридный сеянец от скрещивания «Бельфлера желтого американского» на «Китайскую яблоню» начал уклоняться в сторону местного сорта, ъ е. «Китайки». На 7-й год жизни он начал плодоносить, но плоды были мелки, а созревание их — раннее. Для усиления свойств культурности, на следующий год Мичурии сделал в крону гибрида прививку черенков от материнского сорта — «Бельфлера». На третий год Мичу-

25

рин еше болез усилил влияние в направлении оттягивания сроков созревания тем, что привил в крону гибрида, дополнительно к уже действующему ментору — «Бельфлеру», ещз и S черенков зимних сортов яблонь («Наполеон» и др.). В результате сроки созревания плодов сильно изменились. Если в первый год плодоношение, т. е. перед началом действия менторов, созревание у сеянца наступало 7—23 августа, то теперь полное созревание плодов достигалось лишь в сентябре — январе (в зависимости от года и от того, с какой части кроны снимались плоды).

Слева— „Бельфлер желтый", в центре — гиб/ид „Бельфлер-китайка" (уменьшено), справа—„Китайка".

На 12-й год жизни гибридного сеянца, т. е. на 5-й год плодоношения, Мичурин решил дошлифовать сорт в другом отношении — увеличить размеры плодов. Для этого с гибрида было срезано несколько черенков и привито в крону нового ментора — дерева «Антоновки шестисотграммовой» — высокоурожайного и крупноплодного сорта, полученного ранее из почковой вариации (см. выше). И, действительно, ожидание экспериментатора оправдалось. Развиваясь в кроне «Антоновки», гибридные побеги начали плодоносить все более и более обильно, а размеры плодов увеличились. После того, как изменения плодов прекратились и сорт стабилизировался, оказалось, что он обладает и достаточной выносливостью к морозам и великолепными по вкусу, внешнему виду и форме крупными плодами. Это и был сорт «Бельфлер-китайка».

Не будем увеличивать количгство примеров, иллюстрирующих искусство Мичурина в применении метода ментора и показывающих могущество этого метода в формообразовательном отношении Из ранее сказанного уже должно быть достаточно ясным, что в руках Мичурина метод ментора действительно превратился в могучее средство селекции растений.

В заключение этой серии примеров опишем еще случай получения Мичуриным одного удивительно интересного растения путем прививки. Речь идет о вегетативном гибриде груши и яблони — «Ренете бергамотном», полученном без скрещивания, только путем использования свойства взаимодействия и взаимоизменения подвоя и привоя.

На дикую трехлетнюю грушу были привиты (путем окулировки) несколько глазков с отборного сеянца яблони «Антоновки шестисотграммовой» однолетнего возраста. Таким образом, как подвой, так и привой были взяты в молодом возраста. Уже через два года на грушевом подвое разрослась крона привоя — яблони. По описанию Мичурина, уже в первые два года общий облик привоя и многие его признаки изменились самым существенным образом. G первого взгляда можно было определить, что признаки «Антоновки» изменились в сторону дикой яблони. Мичурин отмечает, что при беглом осмотре можно было принять это растение за дикую яблоню. Однако при внимательном наблюдении было видно, что по форме листьев, типу побегов, опушенности и по другим признакам растение сочетало в себе признаки яблони и груши. Через два года сеянец яблони был освобожден от действия грушевого подвоя и переведен на собственные корни.

После окоренения, это растение успешно развивалось и постепенно уклонялось в сторону яблони. Уклонение в сторону яблоневого типа продолжалось и в первые годы плодоношения. Плоды первого года плодоношения явно носили смешанные черты, но все же преобладал грушевый тип. После нескольких лет изменения в яблоневую сторону тип плодов установился и имел ясную гибридную природу. Так, например, у всех сортов яблонь плоды обладают углублением в месте прикрепления черешка к плоду, а в данном случае этого углубления не было, а имелся небольшой бугорок. Окраска, вкус и строение тканей мякоти плода во многом напоминали

27

грушу. Так был получен сорт «Ренет бергамотный» — прививочный гибрид между яблоней и грушей. '

Воздействуя на ход формирования гибридных сеянцев, Мичурин прибегал ко многим способам воспитания, а не только к менторам-прививкам. Так, например, он придавал большое значение влиянию почвенных условий. Для воспита-н-ш растений в сторону усиления культурных свойств, Мичурин рекомендовал прищипывать боковые побеги, направляя этим питательные соки к основным побегам. Желая усилить развитие корневой системы и, тем самым, развитие культурных свойств, — Мичурин производил двух-трехкратную пикировку сеянцев. Регулировал Мичурин и водный режим воспитываемых растений.

Процесс воспитания растений Мичурин продолжал и после наступлгния плодоношения. Среди различных способов воспитания на поздних стадиях развития сеянцев особенно интересно регулирование процесса опыления.

Мичурин не рекомендовал допускать к формирующемуся и уже цветущему сеянцу пыльцу с диких или малокультурных сортов; наоборот, если производится массовое искусств гнное опыление пыльцой культурных сортов да еще специально подобранных для этой цели, то эта мера положительно влияет на дальнейшее формирование сеянца.

Даже и из того, что было кратко показано нами выше, следует, насколько глубоко удалось Мичурину обосновать два важнейших теоретических обобщения:

1,  «Только совместным действием наследственной передачи свойств предков и влиянием факторов внешней среды создались и создаются в дальнейшем все формы живых организмов».

2.  «Влияние... внешних факторов на строение гибрида настолько велико, что в большинстве случаев значительно подчиняет себе действие наследственной передачи качеств и свойств растений-производителей».

1 Недавно (в 1947 г.) опубликована работа Исаева, вырастившего сеянцы от скрещивания яблони „Пепин шафранный" на «Ренет бергамотный".

Оказалось, что семенное потомство «Ренета бергамотного» характеризуется плодами, по форме напоминающими родительские, т. е. иуеошкмн про-'ечсуточный груше'о-яблоке ши вид. Таким образом, признаки, ютг.к-iui'c под влиянием прививки, не у;ратилпсь после семенного подпроизведения.

J и 2. Плоды eazainamueHoio гибрида яблони с грушей („Ренет бергамотный"); первый год плодоношения. 3 и 4. „Ренет бергамотный" со сформировавшегося дерева (уменьшено).

28

Нельзя обойти вопрос о работах Мичурина в области явлений возрастных изменений растений.

Мичуриным было показано, что молодые сеянцы высококультурных сортов яблонь имеют облик дичка и их листья, например, обладают удлиненной формой, тонки, не имеют опушения; жилкование листовых пластинок бывает также дикого типа. У более взрослых сеянцев тип листа постепенно меняется в сторону развития признаков, характерных для культурных форм плодовых. Даже сеянец, уже начинающий плодоносить, все еще не заканчивает цикла возрастных изменений. Так, в первый год плодоношения плоды бывают мелкими, их форма, а также вкус и окраска напоминают-дичок. Далее, из пода в год, такое дерево приносит плоды все с более культурными свойствами, пока, наконец, не складывается достаточно устойчивый тип плода. Только теперь можно расчеренковывать, т. е. вегетативно размножить материал, так как совокупность признаков сорта уже сложилась и поэтому будет мало варьировать.

Наблюдгния Мичурина за возрастными изменениями плодовых растений подтверждают закон Мюллера-Геккеля, известный также под именем «основного биогенетического закона». Этим законом устанавливается, что в своей индивидуальной жизни организм в основных чертах как бы повторяет путь, пройденный предками. Тот факт, что у высококультурного растения в молодости развиваются признаки дичка и окультуривание имеет возрастной характер, позволяет применить закон МюллераТеккеля (установленный на животных) и к растительным организмам. Культурные сорта произошли исторически от диких предков и представляют высшую ступень эволюции. И такая же последовательность наблюдается в смене возрастных изменений при развитии отдельной особи.

Мы останавливались уже на явлении «одичания» растений, выращенных из семян культурных сортов, объясняя это, вслед за Мичуриным, влиянием корневой системы дикого подвоя на зародыш в первые моменты его жизни. Только что было указано, что сеянец культурного сорта, приобретая в молодости облик днчка, с возрастом все более и более уклоняется в сторону культурности. Особенностью индивидуального развития растений (в отличие от животных) является то, что молодые и юношеские состояния не исчезают

30

совершенно с возрастом путем преобразования тканей и органов, а сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если развитие животного организма представляет собою последовательную серию преобразований, охватывающих весь организм в целом, и предшествующая стадия развития переходит в последующую, более взрослую, путем ее преобразования, — то у растений дело обстоит иначе.

Развитие высших растений идет как бы путем последовательной надстройки новых «этажей». Более взрослое состояние как бы надстраивается над более молодым и, таким образом, возрастно более молодые стадии развития сохраняются в виде первых «этажей» в обшей структуре сложного растительного организма. Такое положение, когда стадия возрастно предшествующая оказывается пространственно выраженной в виде тканей основания ствола или отдельного побега, может иметь место у растений только потому, что на самом кончике побегов расположены так называемые «точки роста», представляющие собою группы эмбриональных клеток, еще недиференцированных на определенные ткани и органы.

Клетки «точек роста» всю жизнь растения остаются эмбриональными и размножаются делением. Благодаря непрерывному делению эгих клеток образуется материал, который постепенно расходуется на построение новых тканей и органов. Строение этих тканей и органов изменяется с возрастом растения потому, что ткани и органы, возникшие позже, образуются из других, уже измененных эмбриональных клеток «гочек роста». Вместе с тем, необходимо помнить, что однажды образовавшийся орган (например, лист) складывается из клеток, имеющих определенный возраст. Этот возраст называют возрастом целого растения в отличие от возраста отдельного органа. Например, может быть старый лист возрастно молодого растения и, наоборот, молодой лист на возрастно старом растении. Таким образом, например, у старой яблони клетки на самой верхушке ствола будут возра-сгно самыми старыми. Однако эти старые клетки будут в процессе деления давать материал для образования новых побегов, листьев, цветов. Эти органы тоже будут старыми в том смысле, что они произошли от старых клеток, но вместе с тем они же будут молодыми, как органы недавно возникшие. И, наоборот, поросль, идущая от нижних частей ствола, или корневая поросль будет молодой в смысла общего

31

возраста. Ведь эта поросль образовалась из начавших делиться клеток, находящихся в нижних частях растения, образовавшихся десятки лет тому назад, когда растение было еще молодым.

И вот Мичурин показал, что если брать черенки из нижних «этажей» взрослых растений и укоренять их, то этим черенкам понадобится для развития до плодоносящего состояния столько же времени, сколько и молодому сеянцу. Если же брать черенки для укоренения из вершины (из верхних частей кроны), то такие черенки зацветут на следующий же год после укоренения.

Мичурин, следовательно, доказал, что различные части растения имеют различную зрелость в смысле различной готовности к цветению, что нижние части растения менее зрелы, что зрелость тканей растительного организма как бы постепенно восходит снизу вверх. Этими наблюдениями Мичурину удалось установить очень важные закономерности в явлениях возрастного развития растений, которые впоследствии получили дальнейшее развитие в работах ряда советских ученых (акад. Лысенко — «Теория стадийного развития растений», проф. Кренке — «Теория циклического старения и омоложения растений», а также работы проф. Козо-Полянского, проф. Тахтаджяна и др.).

В заключение нелишним будет подчеркнуть, что методы работы Мичурина на этапе гибридизации существенно отличались от методов знаменитого американского селекционера Лютера Бербанка. Бербанк считал одним из безусловно необходимых факторов успеха в работе большую численность исходного материала. Лозунг Бербанка — жесткая браковка и еще раз браковка.

Мичурин, работая с небольшой группой растений, никогда не достиг бы успехов, если бы ограничивался поиском среди массы организмов особей, случайно изменившихся в нужном ему направлении. Самое основное в идейном замысле мичуринских работ заключается в теории управления изменчивостью, т. е. в создании того самого первичного материала, ради поисков которого Бербанк прибегал к массовому разведению исходного материала.

Однако не нужно думать, что Мичурин обходился совершенно без селекции в тесном смысле слова, т. е. без отбора и отбраковки негодного и выбооа наилучшего. Напротив, хотя

32

работа и велась с небольшим числом особей, Мичурин всегда

проводил среди них строгий отбор.

Большой интерес представляют некоторые методы отбора, разработанные Мичуриным. Так, например, установив существование стойких зависимостей между признаками сеянцев-всходов и признаками взрослых деревьев, Мичурин проводил отбор по сеянцам, не дожидаясь того момента, когда деревце подрастет и начнет плодоносить. Этот способ, опирающийся на существование возрастных соотношений (корелляций) признаков, позволяет сильно ускорить работу и не содержать много лег в питомнике неперспективный материал.

Мичурин уверенно вел браковку, руководствуясь такими признаками, как форма, толщина и опушенность семядолей, окраска стебля у всхода, форма роста всхода и т. п.

Подведем краткий итог рассмотрению третьего этапа творчества Мичурина.

По существу, на этом этапе работ Мичурин создал новую теорию селекции, являющуюся следующим шагом мировой науки по сравнению с тем, что создал Дарвин своей теорией искусственного отбора.

Если Дарвин, опираясь на существующую в природе изменчивость, концентрировал все внимание на отборе лучших особей среди массы исходного материала, то Мичурин сосредоточил усилия на открытии способов создания этих «лучших особей», т. е. на разработке методов управления изменчивостью. Продвигаясь к разрешению этой задачи, Мичурин открыл очень важные законы, управляющие развитием растений. Знание же этих законов позволило Мичурину направленно переделывать своих питомцев, а не пользоваться случайно найденными изменениями.

Таким образом, Мичурин практически приблизился к тому глубокому проникновению в законы развития растений, которые теорегически предполагал другой великий русский дарвинист — Тимирязев, считавший, что следующая ступень в развитии дарвинизма — это разработка способов, с помощью которых можно будет «лепить органические формы».

Трагична была судьба Мичурина в царской России. Подходила старость, а он оставался одиночкой. Его знал узкий

3 Заказ № 590                                                                                                                             ^

круг специалистов любителей-садоводов. Дело огромного государственного значения, общенародное по своему существу, было заморожено и не могло получить развития, хютя бы в малой степэни соответствующего его важности.

В дни Великого Октября Мичурину было 62 года. Казалось, что его жизнь, во всяком случае творческая жизнь, подходила к концу.

Но Социалистическая революция произвела коренной переворот в отношении государства к науке. Мичурина тгперь оценили. Он стал народным ученым. Имя его загремело на весь мир. Он получил большие земельные территории для создания опытных питомников и средства для работы. К нему посылали учеников. Самым же главным являлась та моральная поддержка, те забота, и внимание, которые были оказаны большевистской партией и советской властью в лице их руководителей. Сам великий Ленин был в курсе его работы. М. И. Калинин приезжал к Мичурину в г. Козлов. В день юбилея Иосиф Виссарионович Сталин прислал Мичурину теплую поздравительную телеграмму. И гений Мичурина был окрылен. Творческий порыв Мичурина усилился во сто крат.

За годы жизни при советской власти (умер Мичурин в 1935 г.) им были созданы замечательные сорта. Изучая нужды народного хозяйства, Мичурин подчиняет им свою работу, и труд его принимает еще более целенаправленный характер. Он создает серию сортов для продвижения плодоводства на Урал и в северные районы Союза: несколько сортов карликовых, устойчивых вишен, рекордный по морозоустойчивости абрикос «Товарищ», рябину «Дессертная» (отдаленный гибрид рябины и мушмулы). Для лесозащитных полос, имеющих очень важное значение для земледелия в степных засушливых областях, Мичурин специально создает ряд сортов вишен — неприхотливых, очень выносливых и урожайных (лучший сорт этой серии «Полевка»), а также выводит специальные сорта слнвы, сладкой черемухи, смородины и др.

Мичуринские идеи уже подхвачены сотнями и тысячами советских людей. Мичуринское дело входит составной частью преобразования и дальнейшего подъема социалистического сельского хозяйства.

Смерть оборвала творчество Мичурина на самом большом взлете: хотя ему и исполнилось 80 лет, но он был полон1 самых смелых замыслов.

34

Мичурин был горячим патриотом нашей социалистической? родины. «. . .Иных желаний, как продолжать вместе с тысячами энтузиастов дело обновления Земли, к' чему звал нас Великий Ленин, у меня нет» — так писал Мичурин в статье «Мечта моей жизни».

Всю свою энергию, все свои знания И. В. Мичурин отдал-своему народу, делу строительства социалистической родины.

С благодарностью Мичурин отмечал, что «.. .большевистская партия и советская власть сделали все для процветания начатого мною дела. Это дало мне большие возможности-перейти сразу на широчайшие буквально массовые эксперименты с растениями».

И лучшим памятником великому преобразователю растительного мира является массовое движение мичуринцев-опытников, школьников и колхозников, любителей-садоводов и агрономов, ученых-селекционеров и ученых-биологов.

Тимирязев когда-то убеждал, что «.. .наука призвана сделать труд земледельца более производительным», «.. .ученый, — писал он, — выступает в двоякой роли — пророка и творца; пророка — на основании прошлого тел, предсказывающего их будущее, и творца — по желанию осуществляющего не только то, что осуществляет природа, но и многое такое, что она сама не осуществляет».

Тимирязев любил повторять, что «величайший благодетель тот, кто научит получать два колоса, где прежде родился один».

Повидимому не подозревая, что в России жил его великий современник,— Тимирязев, рисуя образ идеального ученого, создал портрет русского гения преобразования природьв растений — Ивана Владимировича Мичурина.

2*

Редактор — доктор биологических наук, профессор В. И. Полянский Технический редактор С. Б. Николаи

Подписано к печати 2-I/VI —1948 г. Объзм 2]/* л. Тираж 35.000 экз.

М—12619. Зак. 5feO

Типография им. Володарского