Knowledge Itself is Power (F.Bacon)

Знание-Сила
Карта сайта












RB2 Network
rb2
RB2 Network


Люди «ЗС» / Натан Яковлевич Эйдельман
Пятые Эйдельмановские чтения
«ЗС» № 11/1995

Пятые научные чтения памяти Н. Я, Эйдельмана, устроенные Комиссией по литературному наследству Эйдельмана и редакцией журнала «Знание — сила», состоялись 18 апреля 1995 года, в день рождения историка. Ему исполнилось бы шестьдесят пять…

Во вступительном слове и двух первых докладах шла речь о различных сторонах его творческого наследия. В выступлении А. А. Формозова замечательным образом переплелась собственно тема доклада («О книге Н. Я. Эйдельмана “Ищу предка”») с воспоминаниями о герое чтений. Выступающий был школьным соучеником Эйдельмана, соучастником в обмене самиздатом, а также свидетелем создания научно-популярной книги по антропологии. Даже в этой книге, написанной для заработка, легко заметить, как говорил докладчик, любопытную особенность Натана Эйдельмана. Его интерес к истории никогда не ограничивался рамками одного периода. Взявшись писать «о питекантропе», он увлекся темой и написал очень неплохую книгу, в которой наглядно отразился его собственный стиль мысли, «всеохватность» таланта: за что ни брался Эйдельман, все получалось.

С. В. Житомирская говорила о текстологических проблемах произведений Н. Я. Эйдельмана. Речь шла не об отношениях «рукопись — книга», а о проблеме выбора окончательного авторского варианта среди опубликованных текстов. Натан никогда не повторял самого себя. Один и тот же сюжет в различных статьях или книге мог меняться; он вводил или опускал по мере необходимости различные исторические подробности, и хронологически наиболее поздний текст не всегда был самым полным. Кроме того, необходимо учитывать сохранившиеся фонограммы его выступлений, потому что Эйдельман был блестящим рассказчиком, импровизатором. Каждый, кто хоть раз слышал его, никогда уже не забывал.

После первой, юбилейной части чтений, посвященной творчеству Эйдельмана, последовали доклады историков и филологов, развивающих идеи, темы Эйдельмана и работающих в его методологии.

В докладе И. Н. Данилевского «Нравственность летописца» говорилось о двух устойчивых образах летописца. Образу пушкинского Пимена, безразличного к мирским страстям, был противопоставлен созданный школой Шахматова тип летописца, подчиненного политическим интересам. Опровержению этих точек зрения и был посвящен доклад. Как доказывал И. Н. Данилевский, даже если летописец и руководствовался политическими интересами, то опирался на жесткие нравственные императивы христианской морали. Не удалось избежать, однако, некоторой условности, в чем признался и сам докладчик. Понимание нравственности в разные эпохи может быть различным, а значит, без особых оговорок трудно не смешать представления нового времени и средневековые моральные категории.

Подробному разбору двух отдельных категорий был посвящен доклад А. Л. Юрганова «Правда и вера Ивашки Пересветова». В нем было проанализировано понимание правды и соотношение ее с верой, роль правды (для Пересветова) как основы и сущности государственной власти.

А. Б. Каменский в названии выступления использовал фразу из манифеста Александра I, который, вступая на престол, обещал править «по законам и по сердцу бабки нашей». Докладчик сделал ряд предположений о том, как реформаторские планы Екатерины, оставшиеся известными лишь узкому кругу, могли дойти до Александра и повлиять на его государственную программу. Александр не смог бы издать указ о вольных хлебопашцах, если бы ему не предшествовала екатерининская грамота дворянству 1785 года, которая ввела в России понятие свободного гражданина. Доклад Каменского, переработанный автором в статью, читатель может прочесть в этом номере.

А. Н. Архангельский напомнил собравшимся о понятии «тайный фермист». Аналогом неразрешимой теоремы Ферма в русской истории является загадка старца Федора Кузьмича. Созданная Л. Н. Толстым история нагрешившего царя, который уходит с престола искупать грехи, при всей своей обаятельности была, скорее, проекцией яснополянского ухода. Необходимо помнить, как указал докладчик, о разнице между царем и писателем. Бежав, царь становится клятвопреступником и изменяет России. Объявив, что загадка Федора Кузьмича подлежит логическому, а не фактологическому анализу, А. Н. Архангельский привел обстоятельства, говорящие против гипотезы о самозванце, и критически разобрал положительные свидетельства. После ряда тонких наблюдений был сделан вывод: тот, кто называл себя Федором Кузьмичом, взял на себя, вероятно, по благословению митрополита Филарета, царский крест и понес его по Сибири.

М. А. Рахматулин в докладе «Николай I и семьи декабристов» рассказал о составленной по приказу императора записке об имущественном состоянии семей декабристов. Частично эта записка была опубликована в 1926 году в пятнадцатом томе «Красного архива» по писарской копии, однако докладчику удалось найти полный источник с собственноручными пометками Николая. Обнаружилось, что нуждающимся семьям по их личной просьбе денежная помощь или помощь по устройству детей в учебные заведения на казенный счет оказывалась почти непременно.

Интересные наблюдения об отношении Николая к императорской власти содержались и в сообщении Л. Г. Захаровой о путешествии наследника, цесаревича Александра Николаевича, по России в 1837 году. Оно было своего рода продолжением выступления на третьих Эйдельмановских чтениях о письме-завещании Николая сыну 1835 года. Важность, которую император придавал этому путешествию как «венчанию» наследника с Россией, тщательный выбор им маршрута, наставления сыну позволяют многое понять в николаевской концепции империи, а запись в дневнике Александра бросает любопытный свет на историю крестьянской реформы.

В докладе В. А. Мильчиной и А. Л. Осповата шла речь об интереснейшей архивной находке — не изданной книге князя П. Б. Козловского, написанной им в Париже в 1824-1825 годах во время нежеланной отставки. Книга, судя по прочитанным отрывкам, прекрасная сама по себе, в блестящем переводе с французского одного из докладчиков чрезвычайно порадовала аудиторию. Письменных работ Козловского известно очень немного, и рукопись «Социальной диарамы Парижа» является великолепным дополнением к биографии князя. Однако значение ее этим далеко не ограничивается. Сравнимая по силе и остроте с книгой Кюстина о России, «Социальная диарама Парижа» — великолепный и редкий (в особенности в это время) пример критического взгляда русского, «напитанного европейской культурой» более многих европейцев (характеристика современника), на современную ему Францию. Неудивительно, что французские издатели в прошлом веке отказывались печатать книгу; любопытно, удастся ли издать ее во Франции сегодня?

В моем докладе «К истории взаимоотношений А. С. Пушкина и круга «Московского вестника» были рассмотрены некоторые причины охлаждения отношений Пушкина и «московских юношей». Среди прочего говорилось о несоответствии Пушкина тому образу «национального гения», который определился в кругу москвичей под влиянием немецкой философии, о различных образцах романтического жизнестроительства, а также о нескольких эпизодах литературного соперничества, следы которых обнаружились в пушкинском фрагменте «Осень» (1833).

Выступление Г. С. Кнабе было посвящено И. С. Тургеневу и русской античности 1840-х годов. В 1840-е годы, по мнению Г. Кнабе, укрепляется представление об античности как о корнях западного мира; Россия в этом противопоставлена Западу. Тургенев, по словам докладчика, в культурной ситуации того времени «занимает особое место. С одной стороны, его отличает интерес к древним языкам и превосходное их знание, с другой — ему неприятна идея сопряжения России и античности, поскольку для него это несоприкасающиеся сферы. Анализ античного подтекста в «Вешних водах» был логическим продолжением выступления Г. С. Кнабе на четвертых Эйдельмановских чтениях «Пушкин, Тютчев и конец античного канона в русской культуре».

Собравшиеся смогли также услышать сообщение В. Л. Махнача «Тирания как форма власти». Теоретические положения докладчика значительно отличались от методов историко-филологического анализа, которыми пользовались остальные докладчики, однако были выслушаны аудиторией с интересом и вызвали живую полемику.

Пятые Эйдельмановские чтения состоялись, и можно с радостной уверенностью ожидать, что в будущем году, благодаря неизменной энергии; устроителей, состоятся и шестые.

Наталья Мазур


Александр Каменский
кандидат исторических наук


«По законам и по сердцу бабки нашей…»

Одна из парадоксальных особенностей нашего восприятия истории России, характерная и для профессиональных историков, и для неспециалистов, — в его фрагментарности, разорванности. Конечно, мы знаем, что на самом деле исторический процесс непрерывен, что новое не рождается на пустом месте. И тем не менее, отечественную историю мы представляем себе как бы из фрагментов и называем их эпохами или периодами. Границы между ними пролегают (и это еще один парадокс) строго по хронологическим рубежам. Так, XVII век кажется нам совершенно отличным от XVIII, XVIII от XIX, а XIX от ХХ.

Отчасти такое представление формируется уже на школьной скамье. Школьные учебники, основанные на сложившейся еще в тридцатые годы схеме русской истории, постоянно твердят о всякого рода «периодах», «этапах» и их особенностях. Конечно, совсем без этих определений не обойтись.

Но не утрачивается ли из-за этого понимание условности такого деления, а с ним вместе и осознание истории как процесса? Но, если с теми, кто изучал историю только в школе, более или менее понятно, то почему также воспринимают историю и профессионалы? Свою негативную роль тут играет специализация историков. Например, исследователь, занимающийся Московской Русью, как правило, слабо разбирается в проблемах истории XVIII века, и наоборот. Положим, это еще как-то можно объяснить происшедшими на рубеже XVII и XVIII веков изменениями в составе и характере исторических источников, что, в свою очередь, тесно связано с изменениями в ментальности и социальной психологии русского общества. Но как объяснить границу, разделяющую в нашем сознании XVIII век и XIX? Ведь речь идет вроде об одном и том же обществе, с одними и теми же культурными и нравственными ценностями. А между тем, редко к га из историков так же свободно ориентируется одновременно и в XVIII, и в XIX веке, как ориентировался, например, Н. Я. Эйдельман, и за редким исключением у нас почти нет работ, в которых рассматривалась бы эволюция какого-то одного явления на протяжении двух этих столетий.

А может быть, никакой загадки тут нет и речь действительно идет о двух качественно разных исторических эпохах? Ведь не случайно существенно отличаются даже зрительные образы, возникающие при самом упоминании этих двух столетии. XVIII век — это напудренный парик, камзол и чулки с башмаками, характерные высокие шапки штурмующих Измаил суворовских «чудо-богатырей», придворная роскошь и ужасы крепостничества, тяжеловесная архаичная поэзия, которую в наше время вряд ли кто станет читать даже на сон грядущий. Начало же XIX века — это фрак и цилиндр, лорнет и кивер, романтика войны 1812 года, французский язык петербургских гостиных и пленительная легкость поэзии Пушкина, которую всякий русский интеллигент читает всю жизнь, открывая в ней для себя все новые горизонты. В самом словосочетании «начало» или «первая четверть XIX века» уже улавливаются неизъяснимое изящество, романтика и привлекательность. Обе эпохи противостоят друг другу в наших представлениях примерно так же, как в комедии «Горе от ума».

Правда, опустившись с уровня зрительных и чувственных образов на уровень исследовательский, познавательный, мы сразу же вспоминаем, что и фрак, и круглая шляпа появились уже в XVIII веке и с ними, как с символами свободомыслия, боролся Павел I, что французский язык постепенно становился языком общения русского дворянства еще с елизаветинского времени, а без комедий Фонвизина и поэзии Державина не было бы, наверное, Грибоедова и Пушкина.

Мы знаем, что идейная основа взглядов людей начала XIX века своими корнями уходит в те же сочинения французских просветителей, что и у их отцов, и что многие генералы — победители Наполеона прошли военную школу русско-турецких войн екатерининского времени. И все-таки сухих фактов явно недостаточно. Необходимо почувствовать и понять существо преемственности между этими двумя эпохами, без этого искажается и представление о них самих.

Н. Я. Эйдельману мы обязаны ставшими уже крылатыми словам о двух непоротых поколениях русских дворян, чьи дети стали героями 1812 года, а потом декабристами. В этой, казалось бы, очень простой мысли заключен глубокий смысл. Возможно, именно здесь ключ к мнимой загадке, объяснение странного скачка, которое русское общество совершило на рубеже двух столетий. Привыкшее за тридцать четыре года екатерининского царствования к политической стабильности, предсказуемости и в целом либеральному духу правительственной деятельности русское дворянство, избавившись от самодурства Павла I, вступило в XIX век с понятиями чести, собственного достоинства и страстным ожиданием перемен. «Не знаю, как описать то, что происходило тогда, — вспоминал один из современников, — все чувствовали какой-то нравственный простор, взгляды сделались у всех благосклоннее, поступь смелее, дыхание свободнее». Наступало время, которое Пушкин охарактеризовал как «дней Александровых прекрасное начало», время новых попыток преобразования страны.

Но действительно ли Александр I начинал с «чистого листа»? В какой мере опирался он на сделанное своей предшественницей Екатериной II, в какой мере судьба его реформаторских замыслов зависела от итогов ее царствования? О преемственности в реформаторской деятельности правительства, как об одном из мостиков, соединяющих две эпохи, и пойдет речь в этой статье.

В манифесте о восшествии Александра I на престол молодой император обязался «управлять Богом нам врученный народ по законам и по сердцу в бозе почивающей августейшей бабки нашей государыни императрицы Екатерины Великия». Эти слова приводятся всеми авторами, пишущими о воцарении и начальном периоде царствования Александра, и вполне справедливо трактуются как удовлетворение чаяний тех, кто возвел его на престол. Обыкновенно их интерпретируют как обещание возврата к екатерининским порядкам, гарантию от произвола павловского времени и связывают с наступившим во второй половине XVIII столетия «золотым веком русского дворянства». Но что это значило практически? Как сам Александр понимал правление по законам и духу Екатерины II? При том что в литературе распространено убеждение, что в последние годы царствования любимой бабки внук весьма критически оценивал ее достижения, нравы и порядки ее двора. Иначе говоря, были ли для самого Александра эти слова пустой фразой или они имели определенный, вполне конкретный смысл?

Документальных свидетельств, позволяющих судить о действительном отношении Александра к бабкиному наследию, совсем немного. В частных письмах начала 1796 года, ставшего последним годом царствования Екатерины, великий князь писал, что «все грабят» и «почти не встречаешь честного человека»: «Наши дела находятся в невообразимом беспорядке, грабят со всех сторон, все департаменты управляются дурно — порядок, кажется, изгнан отовсюду»1. Как видим, основной упрек — в отсутствии порядка в управлении, контроля за чиновниками.

В письме к своему воспитателю Лагарпу в начале ноября 1797 года Александр высказался определеннее: «Вам известны различные злоупотребления, царившие при покойной императрице, они лишь увеличивались по мере того, как ее здоровье и силы… стали слабеть…» Внук как бы оправдывает бабку: все зло, оказывается, было не в том, что она правила плохо, а в том, что с годами у нее не хватало сил держать все под контролем. Но зато уж отцу, не успевшему еще справить и первой годовщины своего воцарения, Александр пощады не дает: «Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать… Все сразу же было перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени царивший в делах.»

«Перевернуть с ног на голову…» —

это, конечно, словесный оборот, и совсем не обязательно считать, что при Екатерине «все» стояло на ногах, то есть в принципе было организовано верно. Но так или иначе преобразования Павла, считал цесаревич, лишь усилили беспорядок. Но ведь преобразования Павла были направлены на всемерное укрепление дисциплины и централизации управления. Следовательно, что же с точки зрения Александра, это был путь неверный? Он продолжает: «Военные почти все свое время теряют исключительно на парадах. Во всем прочем решительно нет никакого строго определенного плана. Сегодня приказывается то, что через месяц будет уже отменено». Это уже упрек посерьезней. Речь идет об отсутствии продуманной, плановой политики. Но и это еще не все. Цесаревич пишет: «Не допускается никаких представлений, разве уж тогда, когда все зло совершилось… Благосостояние государства не играет никакой роли в управлении делами; есть только абсолютная власть, которая творит все без разбора». Здесь нужно остановиться. Александр упрекает Павла в том, в чем упрекало его и все общество, свергшее его с престола,- в деспотизме и самодурстве: царь ни у кого не спрашивает совета, ему нельзя возражать, он делает все, что сам находит нужным.

Но если вершители переворота 11 марта 1801 года защищали прежде всего свой, обретенный в течение XVIII века социально-политический статус, то в словах Александра прочитывается нечто большее. За ними — отвращение человека, воспитанного на просветительских идеалах, к любым проявлениям деспотизма и убеждение, что благо государства есть цель, ради которой государь и царствует.

Однако продолжим чтение письма: «Невозможно перечислить все те безрассудства, которые были совершены, прибавьте к этому строгость, лишенную малейшей справедливости, большую долю пристрастия и полнейшую неопытность в делах. Выбор исполнителей основан на фаворитизме: достоинства здесь ни при чем. …Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены.»

Наиболее важны тут самые последние слова. Если «свобода и личное благосостояние уничтожены», не следует ли понимать, что прежде в представлении Александра они существовали? Но в следующей части письма наследник престола, переходя к изложению собственных планов, пишет: «Я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу (курсив мой. — А. К.) и тем не допустить ее сделаться в будущем игрушкою в руках каких-либо безумцев.» Удивительные слова! Оказывается, будущий царь и самодержец всероссийский собирался взойти на престол, чтобы даровать своим подданным… свободу. Но что понимал он под свободой, что имел в виду? К этому важнейшему вопросу мы вернемся чуть позже, а пока лишь заметим — за этой фразой опять характерное для XVIII века представление, что свобода может быть дарована народу верховной властью законодательным путем. Это восходящее к просветителям представление разделяла и Екатерина II.

Мы не так уж хорошо знаем, насколько духовно близки были бабушка и внук, который с раннего детства принужден был быть как бы един в двух лицах, храня одну маску для императрицы, а другую — для отца. Но мы знаем, что воспитание и образование Александра осуществлялись в соответствии с желанными для Екатерины принципами.

Нет сомнения, что выбор в наставники внукам известного своим свободомыслием Цезаря Лагарпа был отнюдь не случаен, как не случайно императрица сохраняла за ним это место и после Французской революции, несмотря на все доносы, которые она на него получала. И, конечно же, она была в полной мере осведомлена о том, чему и как Лагарп учил великих князей. Сама же она, как рассказывал Александр придворным, заставила его прочитать опубликованную в русских газетах французскую Декларацию прав человека и гражданина и сама растолковала внуку ее содержание.

Именно воспитание Лагарпа сформировало мировоззрение молодого Александра…

И скорее всего в идейном плане Екатерина и ее старший внук были единомышленники, причем не только в отношении к принципам просветителей, но и, что, может быть, даже важно, — к крепостному праву. Именно единомыслие и было, очевидно, причиной искушения: оставить престол внуку в обход сына. И дело не в том, что Екатерина не любила Павла, не испытывала к нему материнской нежности, но в том в первую очередь, что она не видела в нем продолжателя своего дела. Еще в 1787 году она с грустью замечала: «… не вемь ради кого тружусь и мои труды и попечение, и горячее к пользе империи радение не будут ли тщетны, понеже вижу, что мое умоположение (курсив мой, — А. К.) не могу учинить наследственное».

Что касается самой Екатерины, то свои убеждения она воплотила в политической программе своего царствования, которую терпеливо и последовательно проводила в жизнь на протяжении тридцати четырех лет пребывания на престоле. На 1797 год намечались новые важные реформы. Они должны были затронуть сферу центрального управления и заложить основы представительной власти. По некоторым данным, предполагалось также начать процесс ликвидации крепостного права. Во всяком случае, в новых учреждениях должны были заседать выборные представители от крестьян. Насколько и в какой мере Александр был осведомлен о планах бабки, нам неизвестно. Если он и знал о них, то скорее всего лишь в самых общих чертах. Екатерина вообще имела обыкновение обсуждать вопросы государственной политики только с теми, кто имел к этому непосредственное отношение, а в разборе ее архива Александр участия не принимал. Но был человек, который знал о намерениях императрицы во всех деталях, поскольку являлся ее первым помощником в законодательной деятельности. Это был Александр Андреевич Безбородко.

С именем Безбородко связана одна из загадок русской истории. Едва ли не единственный из екатерининских вельмож он после смерти императрицы не только не был отправлен в отставку, но, наоборот, обласкан и щедро награжден Павлом I. Такое необъяснимое поведение сурового к любимцам своей матери императора уже тогда породило слухи, что якобы Безбородко выдал Павлу доверенное ему Екатериной II завещание, по которому престол должен был отойти к Александру Павловичу. Однако никаких прямых доказательств того, что завещание Екатерины действительно существовало, до сих пор не найдено. Скорее всего его никогда и не было. Зато есть основания полагать, что если Безбородко и выдал новому императору какой-то секретный документ покойной императрицы, то им мог быть созданный ею «Наказ Сенату», в котором среди прочего была предусмотрена долгая и сложная процедура утверждения Сенатом прав ее преемника на престол. Именно этот документ Екатерина и собиралась ввести в действие в 1797 году. Так или иначе Безбородко сохранил свое положение при дворе и даже упрочил его, заняв пост канцлера. Однако это вовсе не означает, что он был безусловным сторонником Павла.

Во второй половине 1798 года по просьбе своего племянника князя В. П. Кочубея уже тяжелобольной Безбородко написал документ, вошедший в историографию под названием «Записка о составлении законов российских». Кочубей — один из «молодых друзей» Александра — передал эту записку другому члену этого кружка — А. С. Строганову, который в свою очередь познакомил с ней Александра. Спустя два с половиной года, когда Александр уже стал императором, Строганов напомнил ему о записке Безбородко, предложив положить ее в основу деятельности Негласного комитета. По мнению историка М. М. Сафонова, посвятившего записке Безбородко специальное исследование, само ее существование послужило как бы толчком, поводом к образованию своего рода штаба подготовки реформ.

Но что представляет собой записка Безбородко?

Внимательное изучение текста показывает, что она была не чем иным, как кратким конспектом оставшихся нереализованными законодательных проектов Екатерины. Правда, как замечает Сафонов, Александр «был не в восторге от сочинения канцлера», поскольку «намеченные там меры по крестьянскому вопросу удовлетворить его не могли». И тут мы подходим к главной проблеме, позволяющей уяснить, в чем именно состояла преемственность реформаторской деятельности Александра I и в чем были ее принципиальные отличия.

Одно существенное общее качество выделяет Екатерину и Александра среди других реформаторов в русской истории предшествующего и последующего времени. И бабка, и внук поднялись на русский престол, имея вполне определенную политическую программу. Какова была программа Александра? Об этом мы уже знаем из не единожды процитированного выше письма Александра Лагарпу 1797 года. Вспомним: «Я сделаю несравненно лучше, посвятив себя задаче даровать стране свободу и тем не допустить ее сделаться в будущем игрушкою в руках каких-либо безумцев. Это заставило меня передумать о многом, и мне кажется, что это было бы лучшим образцом революции, так как она была бы произведена законной властью, которая перестала бы существовать, как только конституция была бы закончена и нация имела бы своих представителей».

Теперь пора сказать, что вкладывал Александр I в слово «свобода» и было ли какое-то отличие в его понимании свободы от екатерининского. Что касается Екатерины, то о своем понимании свободы она высказывалась не раз. В ее знаменитом «Наказе Уложенной комиссии» говорилось, что «вольность есть право все то делать, что законы дозволяют». При этом вольность отнюдь не означает автоматически всеобщего равенства. Екатерина любила повторять мысль Вольтера о том, что равенство есть «самая естественная и самая химерическая вещь». В одном из писем к Безбородко императрица писала о масонах, вводящих «неустройство под видом незбыточнаго и в естестве не существующаго мнимаго равенства». Сам Безбородко в «Записке» 1798 года замечал, что не имеет в виду «какую-либо излишнюю вольность, которая под сим невинным названием обращалась бы в своеволие и подавала повод к притязанию на какое-либо равенство всеобщее и суще химерическое». Иначе говоря, свобода свободой, а ее размеры зависят от того, что разрешает закон.

А как понимал свободу Александр?

В приведенных его словах понятие свободы сопряжено с понятием «конституции» и представительной властью. Значит, речь идет о введении сверху некоего основополагающего закона, дарующего народу свободу, реализуемую через выборные органы и ограниченную конституцией, то есть опять же законом. Противоречия с подходом Екатерины, считавшей, что свобода — это «душа всего», тут нет. Иное дело путь к ее достижению.

Как и Екатерина, Александр отлично понимал, что путь этот лежит через ликвидацию крепостничества. И тут новоиспеченный монарх оказался перед извечной для русских реформаторов проблемой: следует ли сперва создать необходимое законодательство и эффективную систему управления и уж затем освободить народ или надо начинать прямо с освобождения, а уж после разрабатывать новые законы и основанную на них систему управления. Екатерина, убежденная, что новые законы должны быть приноровлены к обычаям страны, пошла первым путем. Александр же предпочел второй и уже в мае 1801 года внес на рассмотрение Непременного совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли. Это был как бы пробный шар, запущенный императором. В случае успеха он собирался затем разрешить покупку населенных земель недворянам с условием, что живущие на этих землях крестьяне станут вольными. На третьем этапе это правило должно было распространиться и на дворян.

Может показаться, что Александр вел себя чуть ли не как революционер, ведь мы привыкли думать, что предшествующее ему время — это апогей крепостничества, а самым ярым крепостником была сама императрица. На самом деле наше представление — не что иное, как один из многочисленных исторических мифов. Именно при Екатерине и по ее инициативе крестьянский вопрос впервые стал в России предметом публичного обсуждения, а способ его решения, предлагавшийся Александром, был во многом схож с планами его бабки (о чем он, правда, вряд ли знал). Екатерина еще в августе 1771 года предприняла попытку ограничить продажу крестьян без земли, а в одной из сохранившихся записок предлагала издать закон, по которому при смене владельца имения (в результате продажи или наследования) крестьяне должны были становиться вольными. Безбородко, повторяя Екатерину, в своей «Записке» также ратовал за запрещение продажи крестьян без земли, закрепление за ними права на движимую собственность, прикрепление их к земле, а не к помещику. Ратовал также за ограничение повинностей в соответствии с Указом о трехдневной барщине, который, впрочем, считал он, следовало растолковать более внятно.

Однако планы Екатерины остались лишь на бумаге. Опытный политик, она признавалась: «Едва посмеешь сказать, что они (крепостные крестьяне. — А. К.) такие же люди, как мы, и даже, когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменьями». Александру еще только предстояло испытать это на себе. События не заставили долго ждать. Намерения императора были заблокированы сперва в Непременном совете, а затем и в Негласном комитете, члены которого оказались консервативнее царя. Те, кто казался ему безусловными единомышленниками, стали пугать его дворянским бунтом, новым переворотом и уговаривать отложить свои планы до лучших времен.

По существу, Александр оказался в той же ситуации, что и его предшественница: осуществление задуманных реформ означало бы государственный переворот, изменение политического строя, а следовательно, неизбежное столкновение с дворянством и угрозу собственной власти. В результате молодок император, не желавший потерять трон и еще надеявшийся добиться своего каким-нибудь иным способом, сделал то же, что и его бабка, — отступил. Единственным реальным итогом его борьбы за решение крестьянского вопроса стал Указ о вольных хлебопашцах 1803 года. В его тексте мы находим ссылку на екатерининский манифест 1775 года, по которому отпущенным на волю крестьянам разрешалось оставаться свободными и записываться в мещанство или купечество.

Ссылка эта не случайна.

Это непросто дань памяти Екатерины. Манифест 1775 года впервые если и не ввел, то по крайней мере обозначил в законодательстве понятие свободного гражданина. В 1785 году, когда статус свободных граждан закрепили за дворянами, был сделан еще один шаг к созданию в России гражданского строя. Без появления в законодательстве этого понятия не мог бы появиться и указ 1803 года. Не смог бы Александр пройти и еще часть пути — законодательно закрепить идею о возможности освобождения крестьянина с землей за выкуп.

Прямым продолжением политики Екатерины оказывается при внимательном рассмотрении и законодательство Александра о крестьянстве в Лифляндии и Эстляндии, получившем право выкупа своего участка земли в собственность. К александровскому времени продажа крестьян без земли в Прибалтике была уже запрещена, а еще в 1765 году линфляндский генерал-губернатор Ю. Ю. Броун объявил ландтагу, что «Е.И.В. из жалоб, ей принесенных, с неудовольствием, узнала…, в каком великом угнетении живут лифляндские крестьяне, и решилась оказать им помощь и особенно положить границы тиранской жестокости и необузданному деспотизму… тем более, что таким образом наносится ущерб не только общему благу, но и верховному праву короны« (курсив мой. — А. К.), и далее Броун отмечал, что главное зло состоит в отсутствии у крестьян права собственности.

Крестьянский вопрос был, конечно, центральным вопросом реформ. Но можно было бы указать и на ряд других направлений, например, образование, где Александр I прямо опирался на достижения Екатерины и развивал их. Однако в положении и деятельности обоих государей была и существенная разница. Время, в котором жил и действовал Александр I, было совсем иным, ибо это было после Французской революции 1789 года. Отношение Александра к революции, как и его бабушки, было двойственным. С одной стороны, Декларация прав человека и гражданина, которая, казалось бы, воплощала в жизнь его собственные идеалы, с другой — насилие, кровь, установление еще более жестокой диктатуры. Не случайно такой революции Александр противопоставлял другую — законную, «революцию сверху». Но уроки французской революции имели, как известно, колоссальное воздействие на общественное сознание. И один из уроков был связан с изменением представлений о конституционализме.

Как развивались в русском обществе идеи конституционализма, это большая, самостоятельная и плохо пока изученная тема. Для нас же важно, что само слово «конституция» только после революций конца XVIII века в Америке, Франции и Польше приобрело то значение, в каком мы знаем его теперь.

Именно так понимал конституцию Александр I, и именно создание такой конституции он сделал своей целью. Соответственно изменилось, сделалось гораздо более приближенным к нашим современным представление о гражданских правах личности, причем правах не сословных, но общегражданских.

В проекте «Всемилостивейшей грамоты,
Российскому народу жалуемой…»

именно это и нашло отражение. Проект был подготовлен к изданию при коронации Александра, но так и остался нереализованным. В нем были предусмотрены общие для всех жителей страны права и гарантии частной собственности, личной безопасности, свободы слова, печати и совести.

Иначе трактовали понятие конституции в екатерининское время. Тогда под ним понимали просто некую совокупность «фундаментальных» или «непременных» законов, определяющих права и привилегии отдельных сословий, их взаимоотношения друг с другом и государством. Законы эти и должны были превратить страну в «законную монархию». Над их созданием и трудилась всю жизнь Екатерина II.

Различные формулировки всех перечисленных выше гражданских прав в том или ином виде можно обнаружить в различных ее документах — в реализованных и нереализованных законопроектах, записках, письмах. Не случайна и сама форма «Всемилостивейшей грамоты», повторявшей форму екатерининских жалованных грамот 1785 года дворянству и городам, причем, помимо перечисленных общегражданских прав, новая грамота должна была вновь подтвердить незыблемость прав и привилегий, данных этим сословиям «августейшей бабкой».

Однако именно соединение вместе основополагающих гражданских прав и свобод делало проект грамоты совершенно уникальным документом в русской законодательной практике. Интересно, что подготовлен он был не в Негласном комитете, состоявшем из, казалось бы, единомышленников императора, а в Непременном совете, членами которого были в основном бывшие екатерининские вельможи. Проект грамоты почти не вызвал разногласий и был принят всеми. Но Александр понимал, что это пиррова победа: грамота имела смысл только вместе с еще двумя документами — проектом реорганизации Сената и законопроектом по крестьянскому вопросу, подготовленным П. А. Зубовым. Однако именно они вызвали в окружении Александра новые ожесточенные споры, в результате чего ему пришлось отказаться от реализации всех трех документов…

И в этом не было ничего нового: в подобном положении не раз оказывалась и Екатерина.

Каков же итог реформаторских попыток Александра в первые годы его царствования? По существу, это — провал всех попыток идти собственным путем. Он понял, что есть необходимость вернуться на путь постепенных преобразований, проложенный бабкой. Понял, что совсем не случайно ее радикальные проекты остались лишь проектами на бумаге. Но как политик Александр был, видимо, много слабее ее, и потому и на этом пути его ожидали в основном одни разочарования.

Думаю, понятно, что неудачи реформ начала XIX века объясняются отнюдь не только личными качествами императора. Причины их уходят корнями в начало XVIII века, когда в результате преобразований Петра Великого, с одной стороны, были созданы предпосылки формирования дворянства как самостоятельного сословия, представлявшего собой мощную политическую силу, способную влиять на правительственную политику, а с другой — были укреплены основы крепостнического строя. Отныне могущество дворянства, его политическое влияние напрямую зависели от сохранения крепостного права, и, защищая его, дворянство готово было на все.

Правительство оказалось в своеобразной западне, и выбраться из нее, разорвать порочный круг означало по сути изменить систему социальных отношений, то есть политический строй страны. Иначе говоря, нужно было совершить нечто вроде государственного переворота, поставив тем самым под угрозу стабильность государства и собственную власть. Решиться на это ни Александр I, ни его младший брат Николай, сменивший его на престоле в 1825 году, так и не смогли.


1Эти слова юного Александра небезынтересно сопоставить со знаменитым ответом Карамзина уже опытному императору на его вопрос о том, что происходит в стране: «Воруют». Сам же Александр в 1816 году говорил генералу Киселеву: «Я знаю, что в управлении большая часть людей должна быть переменена… Я и 52 губернаторов выбрать не MOIJ, а надо тысячи… помощников нет».



Copyright © "ЗНАНИЕ-СИЛА"
E-mail: nikita@znanie-sila.ru