Искусство.
Ваяние
|

Статуя-портрет
царя Хафра
Строителя второй пирамиды. Статуя из
зеленого базальта. Украшение престола
символическое: папирусом, лотосом
обвит иероглиф, означающий "соединение";
намек на объединение Верхнего и
Нижнего Египта под владычеством царя
|
Тоже чувство овладеет нами с еще большей
силой, если мы от статуй, найденных в
Лагаше, перейдем к статуям египетского
Древнего Царства, несравненно более
художественным, более близким к природе.
Странное дело: искусство ваятеля, особенно
по части портретной скульптуры, достигало
гораздо большего совершенства при первых
династиях, чем когда-либо в позднейшие
века. Помещаем на этих страницах несколько
из наиболее знаменитых образцов.
Подлинники все найдены в разных гробницах;
это все портреты живых людей, а сцены из
жизни их изображены кругом, на стенах.
Портреты наверное сделаны с натуры: одной
памяти недостаточно с такой верностью
воспроизвести личный характер каждого
субъекта.
|
Стенное
ваяние и
живопись
|
Когда говориться о египетской стенописи
времен Древнего Царства, имеется ввиду
совсем не то, что мы ныне разумеем под этим
названием.

Статуи-портреты
Князя-первосвященника Ра-Хотепа
и жены его Наферты;
из известняка, окрашены в подражание
природе.
Четвертой или пятой династии (В Булакском
музее, в Каире)
Стена сперва покрывалась изваяниями, а
уже эти изваяния - красками. Как это
делалось, и как тщательно художники
подготавливали свои композиции, видно из
одной неоконченной стенописи в гробнице
времен четвертой династии. Вся площадь
разделялась на легко намеченные квадраты,
вероятно, чтобы легче перенести
композицию с небольшого эскиза, и
очертания фигур рисовались красным мелом.

Эскиз стенописной композиции в
гробнице четвертой династии
(в Берлинском музее)
Ваятель проводил резцом по всем этим
очертаниям и исполнял работу несколько
выпукло. Это то, что называют барельефом.
Краски накладывались без теней.
Египетский рисунок с первого взгляда
поражает полным отсутствием перспективы,
т.е. искусства изображать фигуры и
предметы такими, какими они кажутся,
смотря по положению и расстоянию. Люди и
предметы, стоящие рядом или одни за
другими, поставлены одни над другими, и все
одинаковой величины. Человеческая фигура
всегда нарисована неверно: лицо в профиль,
т.е. сбоку, а глаз смотрит прямо; туловище
повернуто к зрителю прямо, лицом, а ноги
изображены в профиль, шагающими.
 |
Каменный водоем
в саду, между двумя
рядами пальм |
|