Иероглифы
|
есколько
сот лет до Рождества Христова Египет посещали
путешественники-греки и с изумлением осматривали его храмы
и памятники, когда слава египетской земли уже клонилась
к закату. Они обратили особенное внимание на
письмена, которыми испещрены все эти памятники, и дали
им название, оставшееся за ними навсегда: иероглифы, т.е.
"священные знаки, резанные в камне" (иерос
- "священный"; глифо - "резать, гравировать"),
- потому что они думали, будто это письмо употреблялось только для священных
текстов и было известно одним жрецам. Они ошибались. Эти письмена действительно
можно было встретить на всех священных памятниках,
- храмах и гробницах, - но они служили и для
светских целей, и каждый, кто хотел, мог научиться читать и писать
их.
Впрочем, в Египте, как и везде,
образование очень долгое время получали одни жрецы.
Вот почему везде делами сначала управляли Жрецы. И когда цари со своими родовитыми воинами сами сделались правителями народа, его
защитниками и вождями, они все же должны были
делить свою власть с умными и учеными жрецами.
Так всегда было на свете; людьми всегда управляли
знание и физическая мощь, - мозг и мышцы,
дух и плоть. Но в наше время образование доступно уже не
одному какому-нибудь сословию, и потому
никаким народом уже не может управлять исключительно
один класс людей.
|
Идеогра-
фическое
(образное)
письмо
|
Известно, что люди умели рисовать несравненно
раньше, чем научились писать. Художникам
пещер у реки Везера, доставляло удовольствие рисовать то, что они видели каждый день, и они
оставили превосходные изображения мамонта,
медведя, оленя и пр.; но они уж конечно не
имели ни надобности, ни желания сообщать свои мысли или закреплять свои
воспоминания иными способами, чем простою
речью; да и то еще неизвестно, много ли у
них было слов в те времена! Когда же люди в
своем развитии дошли до потребности писать,
то не проще ли всего было нарисовать то, о
чем они хотели передать что-нибудь другим? Если
же речь шла не о видимом предмете, а о чем-нибудь
невидимом, отвлеченном, - о качестве, действии,
состоянии душевном или телесном, - надо было нарисовать
что-нибудь, что имело бы связь с этим
понятием. Таким образом, круг мог означать и самое
солнце, и солнечный свет, и день, и
расстояние, какое можно пройти в один день; дитя
могло означать не только настоящее дитя, но
детский возраст, детскую невинность и т.д. Этого рода образное письмо, которое до
сих пор в употреблении у американских
индейцев и многих так называемых дикарей, было
первое, до которого додумалось человечество вообще. Ученые
называют его идеографическим (графо, по-гречески,
"писать"), а каждый отдельный знак - идеограммой.
Всякий легко поймет, что с таким письмом далеко
не уйдешь.
Египетские иероглифы, на первый взгляд,
как будто принадлежать именно к этому разряду,
так как каждый знак изображает какой-нибудь
предмет. Так все и думали еще сто лет назад.
Древние греки так думали, и знаменитый писатель
их, Плутарх (автор книги о мифе об Изиде и
Озирисе), приводит, в виде образца, надпись
над входом в один египетский храм. Надпись,
по его словам, состояла из пяти знаков:
дитя, старец, кобчик,
рыба, гиппопотам; |  |
смысл ее он передает так: - "О вы, иже молоды, и вы иже стары,
Бог ненавидит беззаконие". Все эти знаки часто
встречаются среди египетских
иероглифов, и, если смотреть на них, как на идеограммы,
дают именно такой смысл: дитя и старец -
понятны; кобчик, изображающий Гора, бога Солнце,
часто означает просто "Бога"; рыба произносилась
боту, а в египетском языке есть слово, которое произносилось точно
так и значило: "ненавидеть"; гиппопотам
означает зло, потому что Сет, в своей борьбе
против Гора, после смерти убитого им брата Озириса, однажды превратился
в это животное.
|
Фонети-
ческое
(звуковое)
письмо
|
Тут в глаза бросается одно обстоятельство,
а именно: из этих пяти знаков четыре - идеограммы; пятый,
- рыба, - нет. Рыба сама по себе;
не представляет понятия ненависти, как гиппопотам
представляет понятие зла и кобчик -
божественности. Она, в этом случае, изображает не понятие, а
звук; говоря ученым языком, это не идеограмма, а
фонетический знак
(фонэ - по-гречески, "голос, звук").
Всякий сразу увидит, что помощью таких
фонетических знаков можно изобразить, что угодно, посредством
рисунков. Ведь на этом основана всем
известная забавная игра - ребусы: загадки,
в которых как можно больше слов изображаются
предметами, названия которых входят в состав
слов, образующих загадку (Rebus - латинское слово:
"вещи, предметы", в творительном падеже:
"вещами", т.е. "загадка, слова которой изображаются
вещами").
|
Силлабическое
(слоговое) и
алфавитное
письмо
|
Но и эта система еще очень неуклюжа. Если
на каждое слово или даже на слог приходится
по отдельному знаку, то сколько же всего нужно будет
знаков? У китайцев до сих пор такое
письмо (силлабическое или слоговое), и
знаков 40000 слишком! Всех совершеннее
письмо, употребляющее такие фонетические
знаки, которые изображают не слоги, а все
отдельные звуки, какие могут производить
органы речи: язык, гортань, небо, зубы.
Такие знаки - буквы, а такое письмо - алфавитное.
Мы, современные западные народы, другого
не знаем.
|