ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Термин "история" (ἱστορία) был ионийским по происхождению и означал "исследование". Лишь позднее он приобрел значение "исторического исследования", "повествования".

2. Языком ранней греческой прозы становится ионийский диалект в его литературной стилизованной форме. На нем писали и те, для которых он не был родным, как например Гелланик с Лесбоса. Галикарнасс же, родина Геродота, хотя и был дорийской колонией, к V в. до н.э. испытал сильное ионийское влияние: до нас дошли надписи из Галикарнасса на ионийском диалекте.

3. См.: E. Hoffmann. Qua ratione ἔπος μῦθος αἶνος λόγος et vocabula ab eisdem stirpibus derivata in antique graecorum sermone adhibita sunt. Göttingen, 1922.

4. Термин "логографы" был введен в широкий научный обиход в середине XIX в. (L. Creuzer. Die historische Kunst der Griechen in ihrer Entstehung und Fortbildung. Leipzig, 1845) и удержался, несмотря на то что были высказаны веские соображения, заставившие такого крупного исследователя, как Якоби, отказаться от него (см.: RE, s. v. Logographen).

5. Эти цитаты носят случайный характер и далеко не всегда могут служить основанием для суждения о плане всего сочинения, источниках, стиле и т.п. Представим себе, что от прелестной новеллы Геродота о Кандавле и Гигесе (I 8), о которой речь пойдет ниже, сохранилось только ее введение, где дана сухая и сжатая справка о лидийских царях до Кандавла. Каким монотонным и скучным автором предстал бы для нас Геродот, если бы из всего его сочинения сохранилось только это место!

6. См.: RE, s. v. Logographen.

7. Об одной такой карте сообщает Геродот (V 49). Она была вырезана на медной доске, и на ней было "изображение всей земли, море все и реки все..."

8. F 328 B Jacoby (F. Jacoby. Die Fragmente der griechischen Historiker. Berlin, 1923).

9. F 30 Jacoby. В отрывке идет речь о судьбе потомков Геракла - Гераклидах, прибывших к Кеику, чтобы спастись от преследований Еврисфея.

10. Свидетельство Памфилы не вполне надежно, так как оно опирается, по-видимому, на хронологические комбинации александрийских грамматиков, приурочивших самый значительный факт биографии историка - участие в заселении общегреческой колонии Фурии (444 г. до н.э.) - к его "акмэ", т.е. сорокалетнему возрасту. См.: F. Jacoby. Herodotos. RE, Suppl. H. II. S. 229; W. Howa, J. Wells. A commentary on Herodotus, vol. 1. Oxford, 1957. См. также: Ф. Мищенко. Геродот и его место в древнеэллинской образованности, с. LXIII (Геродот. История. М., 1888); С. Я. Лурье. Геродот. М.; Л., 1947. С. 10.

11. F. Jacoby. Herodotos. S. 232: "Здесь в ряде экскурсов он оправдывает поведение афинян по отношению к Эгине, объясняя изгнание эгинян в 431 г. как следствие продолжающегося гнева богов. Если бы ему была известна их судьба, которую афиняне готовили им в 424 г. (Thuc. IV, 57), он непременно упомянул бы об этом".

12. Эпическая поэзия оказала сильнейшее влияние на труд Геродота: не случайно анонимный критик (Псевдо-Лонгин) называет его "самым гомерическим" писателем (De sublim. 12).

13. Ср. также IV 43, 88, 152; все эти места говорят о прекрасном знании Самоса. Баррон (J. P. Barron. The sixth-century Tyranny at Samos. Classical Quarterly. LVIII. 1964. P. 212) показывает в своей статье, что в основном Геродот опирался на устную местную традицию.

14. Хотя Майрс (J. Myres. Herodotus, Father of History. Oxford, 1953. P. 5) допускает возможность того, что Геродот был торговцем, он вынужден признать, что в его труде нет и намека на профессию автора.

15. По поводу традиции о чтении Геродотом своего труда в Афинах см.: С. Я. Лурье, указ, соч., с. 18 сл.

16. Геродот был в Египте после битвы при Папремисе (ок. 462 - 459 гг.), что видно из его описания поля битвы и черепов, там обнаруженных. Но он не мог приехать туда во время восстания 463 - 456 гг., ибо из его описания ясно вытекает, что весь Египет находился в это время под властью персов. К 445 г. относит это путешествие Браун (T. S. Brown. Herodotus speculates about Egypt. Amer. Journ. Philol. Vol. LXXXVI. 1. 1963. P. 61).

17. С. Я. Лурье, указ, соч., с. 14.

18. Штрасбургер (H. Strasburger. Herodot und das perikieische Athen. Historia. IV. 1955. S. l - 25) пытался доказывать, будто Геродот выехал в Фурии не потому, что был близок к партии Перикла, а для осуществления своих панэллинских идеалов, но идея эта не встретила поддержки. См.: F. Harvey. The political sympathies of Herodotus. Historia. XV. 1966. P. 254 sq.

19. Именно это имеет в виду Страбон (XIV, 2,16), когда говорит о том, что Геродота прозвали фурийцем, а вовсе не рукописную традицию, как ошибочно полагает Якоби (Herodotos. S. 205).

20. Мейер (E. Meyer. Forschungen zur alten Geschichte. Herodots Geschichtswerk, II. Halle. 1899. S. 197, 222) предполагал, что Геродот покинул Фурии после того, как там победила партия, враждебная Афинам. См. так же: C. Hignett. Xerxes Invasion of Greece. Oxford, 1963. P. 26.

21. J. Myres, op. cit., p. 16. Хигнет (указ, соч., с. 26) считает более вероятным, что Геродот умер в Фуриях.

22. Хроника Афины Линдосской представляет собой эпиграфический памятник 99 г. до н.э., открытый датчанами в г. Линде на Родосе. Она была впервые издана Блинкенбергом (Ch. Blinkenberg. La chronique du temple Lindien. Oversigt over del kgl. danske videnskabernes selskabs forhandlinger. 1912, №5-6. P. 318 sq.).

23. Хотя Страбон (XVI, 2,16), Павсаний (IV, 7, 4) и составитель Линдосской хроники называют Геродота фурийцем, отсюда еще никак не следует, что так именовал себя сам Геродот. Вряд ли можно предполагать, что Геродот нашел для себя в Фуриях, где вскоре после основания началась ожесточенная борьба и влияние Афин упало, свою вторую родину. Может быть, его отношение к этой колонии проявилось в том, что он нигде о ней не упомянул, хотя, как мы видели выше, обнаруживает хорошее знакомство с местностью, где она была основана.
      Во времена Геродота жители колоний очень часто продолжали называть себя гражданами того города, откуда они происходили. Так, жители Ольвии еще в V в. до н.э., много лет спустя после основания этой колонии, упорно считали себя милетянами, как сообщает Геродот (IV 78). Дионисий Галикарнасский, глубоко изучавший труды историков прошлого, называет Геродота галикарнассцем (Thuc. 5). Легран (Ph. Legrand Hérodote. P. 1932. f. 13; REA. XXXVI. 1934. P. 407), Поленц (M. Pohlenz. Herodot der erste Geschichtsschreiber des Abendlandes. Berlin; Leipzig, 1937. S. 44) и С. Я. Лурье (указ, соч., с. 26) склоняются в пользу чтения Ἡροδότου Θουρίου, следуя Якоби (Herodotos, s. 205). Напротив, Майрс (указ, соч., с. 3) придерживается традиционного чтения рукописей.

24. В понимании этого места имеются известные трудности. Слово ἔργα, которое переведено здесь как "деяния", некоторые понимают как "сооружения". Так, С. Я. Лурье (указ, соч., с. 124) допускает возможность обоих толкований. Поленц (указ, соч., с. 3) решительно отвергает возможность второго из указанных переводов: "Неудачная идея Дильса, интерпретировавшего термин ἔργα как "сооружения", более не нуждается в опровержении... Для грека Дионисия Галикарнасского было само собой разумеющимся толкование ἔργα Геродота как πράξεις (Ad Pomp. 3, 3; Thuc. 5)". Слово ἔργον в значении "подвиг, деяние" можно обнаружить в ряде контекстов (ср., например: Xen. Cyrop. I, 1, 5; I, 4, 25). Литературу вопроса см.: А. И. Доватур. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957. С. 185, примеч. 2.

25. J. Myres, op. cit., p. 66.

26. K. Marot. Die Anfänge der griechischen Literatur. Budapest, 1960. S. 323.

27. Для древности Геродот был прежде всего историком греко-персидских войн, как видно из сочинения Лукиана (Herod. 2). См. также: А. И. Доватур, указ, соч., с. 65.

28. F. Jacoby. Herodotos. S. 281. Якоби, следуя в основном идеям Бауэра (A. Bauer. Die Entstehung des herodotischen Geschichtswerks. Wien, 1878), предположил, что вначале целью Геродота было создание "Обозрения земли", подобного сочинению Гекатея, и лишь позднее он пришел к идее написать историю греко-персидских войн. Имел ли Геродот в виду эту цель с самого начала работы - этот совершенно неразрешимый вопрос ставит также Де Санктис (G. De Sanctis. La composizione della storia di Erodoto. Rivista di filologia, 4. 1926. P. 290). По мнению Де Санктиса, логосы Геродота создавались не как независимые сочинения, но как части органически единого труда, посвященного истории Персии. Против мнения Якоби, что Геродот начинал свою деятельность как географ и этнограф, возражает Хигнет (указ, соч., с. 27).

29. Внутреннее единство, присущее, например, египетскому логосу, отмечает Фогт (J. Vogt. Herodot in Agypten. Genethliakon W. Schmid. Tübing. Beiträge z. Altertumswissenschaft. H. V. 1929. S. 130) и Де Санктис (указ, соч., с. 290), подчеркивающий "органичность" и "артистическое единство" этого логоса.

30. Деление на девять книг, названных именами Муз, принадлежит александрийским грамматикам.

31. W. Aly. Volksmärchen, Sage und Novelle bei Herodot und seinen Zeitgenossen. Göttingen. 1921. S. 58.

32. A. Hauvette. Hérodote historien des guerres médiques. P., 1894. P. 47.

33. J. Myres, op. cit., p. 60.

34. Стиль "милетского рассказа" оказывал влияние на античную прозу до самых поздних времен. "Вот я сплету на милетский манер разные басни..." - начинает свои "Метаморфозы" Апулей.

35. О богатствах Гигеса вспоминает Архилох: Οὔ μοι τὰ Γύγεω τοῦ πολυχρύσου μέλει (Что мне заботы до богатства Гигеса).

36. Та же ирония сквозит в истории перса Отана (V 25): "Отец Отана Сисамн был царским судьей. Царь Камбис за то, что Сисамн, решая судебные дела, брал взятки, казнил его, повелев при этом содрать с него кожу, нарезать из нее ремней и обтянуть ими тот самый трон, сидя на котором Сисамн вершил суд. Затем Камбис назначил судьей вместо Сисамна, с которого он содрал кожу, сына Сисамна, посоветовав ему помнить, на каком троне он будет сидеть, когда будет вершить суд. Вот этот-то Отан, посаженный на такой-то трон, стал тогда преемником Мегабаза..." По поводу иронии у Геродота см.: A. Piatkowski Le sourire ironique d'Hérodote. Studi clasice. X. 1968. P. 51 sq.

37. Драматическому характеру этой новеллы Геродота посвятил свою статью Шталь (H. P. Stahl. Herodots Gyges-Tragodie. Hermes. XLVI. 1968. S. 385 ff.). Как полагает Уотерс (К. Н. Waters. The Purpose of dramatisation in Herodotus. Historia. XV. 1966. P. 157 sq.), указанная особенность стиля Геродота обусловлена тем, что он адресовался к публике, приученной следить за развитием драматического сюжета на сцене.

38. С. Я. Лурье, указ, соч., с. 136.

39. Проблеме "удивительного" у Геродота посвятил свою работу Барт (H. Barth. Zur Bewertung und Auswahl des Stoffes durch Herodot. Klio. 50. 1968. S. 93).

40. Якоби (Herodotos. S. 355) считает эти слова ключом ко всему произведению Геродота. См. также: К. Wust. Politisches Denken bei Herodot. Würzburg, 1935. S. 39.

41. W. K. Pritchett. Marathon. Univ. of Calif, public., in class, archaeology. Vol. 4. Berkeley a. Los Angeles, 1960. P. 143. См.: A. Gomme. Herodotus and Marathon. More Essays in Greek History and Literature. Oxford, 1962.

42. Н. Ф. Дератани. Эсхил и греко-персидская война. ВДИ, 1946, № 1. С. 18 сл.

43. С. Я. Лурье, указ, соч., с. 17.

44. Хойбек (A. Heubeck. Das Nationalbewusstsein des Herodot. Neustadt, 1936. S. 43) подчеркивает, что Геродот, повествуя в слегка ироническом тоне о нерешительности и безответственности спартанцев, одновременно всячески старается извинить аргивян.

45. См.: Ch. W. Fornara. The cult of Harmodius and Aristogeiton. Philologus. 114.1970. P. 156: "Поэтому нет сомнения, что мнение Геродота, будто Алкмеониды были истинными освободителями Афин... имеет в своей основе информацию, предоставленную ему заинтересованной стороной..."

46. По поводу источников Геродота в этом месте его труда см.: А. И. Доватур. Повествовательный и научный стиль Геродота, с. 195, примеч. 37.

47. F. Jacoby. Herodotos. S. 394.

48. В древности некоторые авторы пытались даже обвинить Геродота в плагиате, утверждая, что он дословно списывал с Гекатея (Porph. apud Euseb. Ргаер. Evang. X, 3, p. 466 В), но, как замечает Легран (Ph. Legrand. Hérodote. Т. I. P., 1932. P. 157), Геродот был просто начитанным человеком.

49. С. Я. Лурье, указ, соч., с. 116.

50. А. И., Доватур, указ, соч., с. 98.

51. J. Myres, op. cit., p. 159; C. Hignett, op. cit., p. 32.

52. См.: В. В. Струве. Геродот и политические течения в Персии эпохи Дария I. ВДИ, 1948, № 3. С. 13. В этом был уверен такой крупный знаток истории Древнего Востока, каким был Б. А. Тураев, писавший по этому поводу: "Зопир, поселившись в Афинах, делился с Геродотом сведениями из преданий своего рода, принадлежавшего к числу наиболее знатных и близких ко двору..." (История Древнего Востока. Т. II. М.; Л., 1935. С. 127).

53. М. А. Дандамаев. Иран при первых Ахеменидах. М., 1963. С. 140.

54. Там же, с. 145. Геродот иногда довольно точно передает имена персидских вельмож, помогавших Дарию расправиться с магом Гауматой (см.: В. В. Струве, указ, соч., с. 13).

55. В. В. Струве (указ, соч., с. 13) со ссылкой на Герцфельда (E. Herzfeld. Altpersische Inschriften. Berlin, 1938).

56. См.: F. Jacoby. Herodotos. S. 404; А. И. Доватур, указ, соч., с. 186, примеч. 3.

57. См.: А. И. Доватур, указ, соч., с. 186 - 187, примеч. 4.

58. C. Hignett, op. cit, p. 30.

59. F. Jacoby. Herodotos. S. 402: "В большинстве случаев у нас нет никаких оснований сомневаться в том, что Геродот действительно опрашивал представителей каждого народа..."

60. F. Jacoby. Herodotos. S. 478.

61. Как отмечает Якоби (Herodotos. S. 473), Геродот никогда не изменяет традиции по своему усмотрению.

62. G. Sarton. A History of Science. Cambridge, 1960. P. 312.

63. Б. Н. Граков. Скифы. М., 1971. С. 33. Автор подчеркивает, что геродотовский рассказ, особенно в этнографической части, постоянно подтверждается археологическими данными (с. 18).

64. А. П. Смирнов. Скифы. М. 1966. С. 49.

65. К. Э. Гриневич. О достоверности сведений Геродота об Ольвии. ВДИ, 1964, №1, с. 105 сл.

66. C. Hignett, op. cit., p. 33: "Его последние три книги, описывающие нашествие Ксеркса и его поражение, являются наиболее удачными с исторической точки зрения, и все последующие рассказы основывались только на них".

67. Там же, с. 38.

68. Ф. Мищенко. Геродот и его место в древнеэллинской образованности. С. CXXV.

69. См.: С. Я. Лурье, указ, соч., с. 44.

70. F. Jacoby. Herodotos. S. 482.

71. "Делос, как сообщали жители этого острова, постигло землетрясение... Я полагаю, что божество явило людям это чудо как знамение грядущих бед" (VI 98).

72. С. Я. Лурье, указ, соч., с. 41.

73. J. M. Linforth. Greek gods and foreign gods in Herodotus. Univ. of Calif. public., in class, philology, 9, 1, 1926, p. 13.

74. Ф. Мищенко. Геродот и его место в древнеэллинской образованности, с. CIII.

75. А. И. Доватур, указ, соч., с. 113.

76. G. Sarton, op. cit., p. 303 - 314.

77. Ф. Мищенко. Не в меру строгий суд над Геродотом. С. LIX (Геродот. История. Т. П. М., 1888).

78. G. Sarton, op. cit., p. 311.

79. "Описания Геродота, проверенные этнографами и археологами, оказались подтвержденными во всех деталях", - пишет Сартон (указ. соч., с. 312). Сартон сильно преувеличивает заслуги Геродота, допустившего ряд неточностей. Но, как справедливо подчеркивает Ф. Мищенко (Геродот и его место в древнеэллинской образованности, с. CXXVIII), причиной этих неточностей было несовершенство тогдашних методов исследования, не говоря уже о чрезмерной доверчивости "отца истории". В другой своей статье (Не в меру строгий суд над Геродотом, с. XLVI) Мищенко показывает, как многие обычаи скифов, как например доение кобылиц при помощи костяных трубок (IV 2), поклонение мечу, подтверждаются соответствующими обычаями и культами калмыков, аланов, квадов и т.п.

80. "Можно не называть его отцом истории, но уже без всякого сомнения он является отцом этнографии", - замечает Сартон (указ, соч., с. 312).

81. Перевод см. у С. Я. Лурье (указ, соч., приложение 1, с. 161 сл.).

82. Это последовательно показывает Шпигельберг (W. Spiegelberg. Die Glaubwürdigkeit von Herodots Bericht über Ägypten. Berlin, 1926).

83. Ф. Мищенко в статье "Не в меру строгий суд над Геродотом" одним из первых в европейской науке выступил против недооценки труда "отца истории", подвергнув критическому разбору работу Сэйса (Sayce. Herodotus I - III. The ancient empires of the East. London, 1883), совершенно незаслуженно обвинившего Геродота в сознательном обмане своих читателей рассказами о путешествиях, которых не совершал, и фактах, которые не могли иметь места.

84. A. Hauvette. Hérodote historien des guerres médiques. P. 1894.

85. К работам Видемана, Якоби и Шпигельберга, на которые ссылается Майрс (указ, соч., с. 152), следует добавить исследование Эртеля (F. Oertel. Herodots ägyptischer Logos und die Glaubwürdigkeit Herodots. Bonn, 1970).

86. E. Howald. Ionische Geschichtsschreibung. Hermes, 58. 1923. S. 113 ff.

87. M. Pohienz, op. cit., p. l sq.

88. J. Myres, op. cit., p. 25; С Hignett, op. cit., p. 37.

89. G. B. Grundy. The Great Persian War. L., 1901; J. Kromayer. Antike Schlachtfelder. Leipzig, 1924 - 1931. См. также: A. Ferrill. Herodotus and the strategy and tactics of the invasion of Xerxes. Amer. histor. rev., LXXII. 1966. P. 102. Автор показывает, что Геродот обнаруживает гораздо больше знания военной тактики и стратегии, чем обычно полагают.

90. J. Myres, op. cit., p. 31.

91. Даже Майрс, книга которого в основном написана довольно сдержанно и основана на большом фактическом материале, начинает свое изложение с описания того, как пятилетний Геродот вместе со своей матерью встречал флот правительницы Галикарнасса Артемисии, возвращавшейся после сражения при Саламине, и задал матери вопрос, на который не мог получить ответа всю жизнь: "За что они сражались?"

92. С. Я. Лурье, указ, соч., с. 41, примеч. 2.

93. "Я... буду продолжать мое повествование, одинаково обозревая большие и малые города людей. Ведь те, кто были великими в древности, в большинстве стали незначительными ныне и, напротив, те, которые при мне стали большими, прежде были малыми" (I 5).

94. Все народы замечательны в каком-нибудь отношении, все связаны между собой общими судьбами и интересами, все греки и вообще все люди являются создателями единой человеческой культуры - таков явный и скрытый смысл многих экскурсов Геродота. Совершая насилие над подлинным смыслом труда Геродота, Хелльман (Fr. Hellmann. Herodot. Das neue Bild der Antike, hrsg. v. H. Berve. 1942. S. 248) считал его "великолепным противопоставлением греческого и варварского начала".