© 1995 г.
Н.Л. СИВЕРЦЕВА
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ВЫСШАЯ ШКОЛА
СИВЕРЦЕВА Надежда Леонидовна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии
Московского педагогического университета.
Высшая школа в качестве социального института является одним из существенных
элементов соответствующей социальной системы. Поэтому она может функциониро-
вать и развиваться только в тесной взаимозависимости со всеми составляющими этой
системы, в свою очередь оказывая воздействие на ее динамику. Любые серьезные
изменения социальной системы отражаются на судьбах и структуре высшего образо-
вания, на его целях, задачах и перспективах.
Отечественная система высшего образования в полной мере испытала на себе раз-
мах организационных социальных преобразований, их величие и трагизм. Создаваемая
в годы советской власти под лозунгом служения победному делу социализма и комму-
низма, она на протяжении десятилетий социалистического строительства рассматрива-
лась в качестве мощного орудия пропаганды и реализации генеральной линии партии.
Политическое влияние тоталитарной системы на высшую школу было чрезвычайно
велико, но и сама школа постепенно стала системой политизированного отношения к
науке и искусству, к культуре в целом.
Единая государственная политика на уровне высшего образования, особенно в
общественно-гуманитарной сфере, трансформировалась в культ единой, угодной госу-
дарству «истины». На долгие годы тезис о партийности и классовой сущности науки
стал определяющим при подготовке кадров в системе советского высшего образова-
ния. Стоит ли подробно говорить о том, что политическая изоляция страны, жизнь
народа за железным занавесом рождали представления, согласно которым социалисти-
ческая наука и образование трактовались как самые перспективные и совершенные, а
западные — как ущербные и загнивающие? Такая политическая установка вела к
35