Файзулла Ходжаев. Избранные труды в трех томах. Т. I. - Т: "Фан", 1970. стр. 321-325.
Файзулла Ходжаев
БУХАРСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА И ТУРКМЕНСКИЙ КУРУЛТАЙ144
Cозыв в Бухреспублике туркменского курултая породил, к сожалению, не только среди различных групп населения, но и среди партийных товарищей много кривотолков, придавая им те или другие оттенки по поводу этого события. Бухарское революционное правительство не считает нужным реагировать на эти явления, ибо, твердо стоя на страже объединения всех племен и рас, входящих в состав Бухарской республики, проводит в жизнь и изыскивает новые методы к прекращению расовой и племенной розни между народами и дает им полную возможность объединяться для улучшения своего положения и удовлетворения своих нужд, действуя в противовес деятельности бывшего эмирского правительства, которая была направлена исключительно к наталкиванию одной части населения на другую и разжиганию между отдельными
321
народами племенной вражды в целях сохранения цепей рабства и поднятия престижа своей власти над угнетенными нациями.
Такая политика бывшего эмирского правительства конечно, мешала возможности объединения угнетенного бухарского народа для защиты своих человеческих прав и улучшения своего быта.
Не входя в критическую оценку политики других государств по затронутым выше вопросам, достаточно указать на эпоху царствования Николая II, который самыми жестокими мерами и репрессиями душил всякие попытки наций к объединению.
Россия, представляя из себя одну из самых могущественных и великих держав мира, управлялась на началах полного абсолютизма, причем властвовавший над многомиллионным народом, состоящим из разных наций, под именем "царя" угнетатель Николай II рядом жестоких репрессий в продолжение многих лет старался подавить революционный дух наций, находящихся в его подданстве, и в целях сохранения и укрепления своего владычества над 160-миллионным народом держал народ в темноте и невежестве, насаждая между различными нациями племенную вражду, раскол и смуту. Для достижения указанных выше целей работало много преданных и подкупленных угнетателем людей, на что и расходовались колоссальные суммы народных денег.
Составлявшие в сравнении с мелкими народностями, населявшими территорию бывшей империи, меньшинство великороссы на почве национальных тенденций находились всегда в состоянии полной готовности отражать всякие удары и нападения, могущие быть направленными против них, имея в своем распоряжении реальную силу, основанную на целом ряде недобросовестных приемов и национальной вражды к другим народам, - такова политика царей и империалистической буржуазии, и отчасти результатом такого положения вещей явилась 4-летняя война, разыгравшаяся при царском правительстве и стоившая жизни нескольким миллионам россиян, главным образом, конечно, бедноты. Погибло много лучших сынов России, выступавших с протестом против этого бесцельного и ненужного народам братоубийства.
322
Но все же после неоднократных горьких опытов и поражения сыны России показали себя стойким трудящимся народом, сумевшим низвергнуть правительство Николая II и освободить всю Россию от рабства, благодаря чему в настоящее время все обитатели России избавились от тяготевшей над ними расовой розни и сделались полноправными сынами республики без всяких сословных подразделений и национальных перегородок.
В Бухаре не существовало вероисповедных разногласий, но сгруппировавшаяся вокруг эмира банда в числе 20000 паразитов - чиновников и фанатиков-мулл разделяла бухарский народ на таджиков и туркмен, натравляя друг против друга и на усиление между ними племенной вражды, затрачивала громадные денежные суммы из народных денег, добытых произволом и насилием поставленных эмиром чиновников. Такая политика бывшего бухарского правительства и породила в 1910 году известное шиито-суннитское столкновение*. После этого бухарский народ разбился на два враждебных друг другу лагеря и пролил много крови. Хотя народ дал этому событию разные толкования, но на самом деле это событие, в своем конечном выводе, было вызвано намерением ослабить народную силу и усугубить враждебное чувство друг к другу. В этом направлении работали русские царские представители, имевшие пребывание в Кагане (Новая Бухара), в полном контакте с эмиром.
Результатом указанной выше работы русских представителей и явилось, как надо полагать, столкновение между бухарским и шахрисябзским населением.
В целях сохранения и укрепления за собою власти бывшее эмирское правительство, подобно другим деспотическим правительствам, опиралось и проводило в Жизнь следующие приемы, а именно:
1) возбуждать между отдельными нациями племенную и религиозную вражду;
2) подразделять народ на различные племена и расы в целях расовой и племенной вражды между народами;
3) держать народ в полном невежестве и темноте,
* Национально-религиозная борьба между бухарцами суннитами и персами-шиитами.
323
лишая его в самом зародыше проявления своей воли к улучшению условий своего существования и
4) оказывать благосклонное расположение всем притеснителям и угнетателям народа.
Наконец, в сентябре месяце 1920 г. бухарский народ, выведенный из терпения вековыми притеснениями и гнетом и соединившись с группой идейных защитников-революционеров, энергичным революционным сдвигом смел с лица родной земли самодержавную власть эмира и уничтожил с корнем деспотический и жестокий образ правления, учредил народную власть на принципах справедливости и равенства, обеспечив каждому мирную и спокойную жизнь.
При настоящем правительстве расовой вражде места быть не может, так как новое правительство поставило своею задачей уничтожение всяких расовых подразделений между народами и эту задачу вносит как необходимый тезис в программу своей деятельности и проводит в жизнь надлежащие мероприятия в этом направлении.
Одним из таковых очередных мероприятий нового правительства является созыв туркменского курултая.
Созыв туркменского курултая является необходимостью для улучшения экономических и бытовых условий жизни туркменского народа, так как бывшее эмирское правительство не обращало должного внимания на водные и земельные нужды туркмен, посылаемые же бывшим эмиром разные чиновники в чинах караулбеги (капитана) и токсаба (полковника) занимались только притеснением и вымогательствами. Например, чтобы уплатить "амляк" и "херадж" (поземельную подать) и возместить издержки по тяжебным делам в административных установлениях, эмирским чиновникам продавались на базарах туркменские дочери и сыновья.
Теперь туркмены, взяв вместе с другими племенами власть в свои руки, должны немедленно приступить к улучшению своего быта путем объединения и созыва своего курултая и провести в жизнь ряд мероприятий по улучшению культуры своих земель, оставленных в жалком состоянии, и приступить повсюду к открытию школ для распространения просветительных начал среди туркменского народа.
324
Цель созыва туркменского курултая - осуществить и провести в жизнь все указанные выше необходимые для туркменского народа положения.
Поэтому каждый представитель туркмен должен явиться на этот курултай и работать на нем не за страх, а по-товарищески, как член Бухарской Народной Советской Республики.
Открытие работы туркменского курултая мы встречаем с чувством глубокой радости, выражаем искренние пожелания полного успеха в его делах.
Основной принцип нашей Бухарской Коммунистической партии и нашего правительства заключается в том, чтобы предоставить каждому трудящемуся и угнетенному разрешить свои насущные вопросы по устройству своей судьбы по своему усмотрению. Наша партия против того, чтобы руководящую роль в делах управления туркменскими вилаетами и кишлаками брали на себя командированные из Бухары люди, а не местные жители-туркмены. Партия наша есть партия трехмиллионного трудящегося населения.
Республика принадлежит народу, а потому в республике права каждого одинаковы.
В глазах нашего правительства нет разницы между суннитами, шиитами, туркменами и таджиками, нет разницы между мусульманами, русскими и евреями. Наше правительство в силу своей политики призывает трехмиллионное население Бухарской республики под красное знамя труда, равенства и братства.
Долой угнетателей; беков, взяточников и других лиц, продавших свою совесть старому правительству!
Да здравствует туркменский народ и красный туркменский курултай!
Да здравствует Бухарская Народная Советская Республика!
325