САМУЭЛЬ ТЕАФОРЛОРД КОРТУЭ
ОТНОШЕНИЯ СССР И РОССИИ СО СТРАНАМИ АФРИКИ В 1985-1990-е ГОДЫ
07.00.02 -отечественная история
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук
Москва-1999
Работа выполнена на кафедре истории России факультета социальных и гуманитарных наук Российского университета дружбы народов
I. Общая характеристика работы.
Актуальность темы. Особенность XX столетия состоит в возрастающем единстве мира, взаимосвязи континентов и стран, благодаря чему оказались раздвинуты пределы восприятия окружающей действительности. В рамках единого социокультурного пространства осуществляется контакт государств и народов разной этнокультурной и конфессиональной принадлежности, в числе которых - народы СССР, России и стран Африки.
С началом процессов перестройки, вызвавших кардинальный пересмотр прежних внешнеполитических концепций, СССР и страны Африки стали Активными участниками глубокой трансформации международных отношений, всего миропорядка. После распада СССР произошло дальнейшее изменение баланса политических сил на международной арене, которое сопровождалось складыванием новой структуры глобальных и региональных связей. В рамках становления многополярной системы начался новый этап в истории российско-африканских отношений, который совпал со структурной перестройкой и реформами внутри этих стран, а также поиском национальной идентичности и места России и Африки в системе мировой политики.
В современных условиях Российская Федерация строит свою внешнеполитическую концепцию с учетом специфики исторических, геополитических, экономических интересов страны в рамках цивилизованных межгосударственных отношений1. Ее приоритеты в отношении стран Африки переместились в сферу взаимовыгодного сотрудничества, свободного от идеологического и военно-политического давления. Интересам России отвечает поддержание стабильности на Африканском континенте, развитие там демократических процессов, вовлечение африканских государств в общие усилия по формированию нового миропорядка. Без участия Африки сегодня невозможно создание целостной и стабильной мировой системы, комплексное решение глобальных проблем, развитие всеобъемлющего гуманитарного и культурного сотрудничества.
Изучение истории отношений СССР, России со странами Африки в 1985-1990-е годы представляет значительный научный и политический интерес в связи с тем, что на общем фоне глобальных геополитических изменений, которые затронули СССР, а затем Россию и страны Африки, начался процесс модернизации их внутри- и внешнеполитического курса, приведения его в соответствие с реалиями конца текущего века.
1 Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник 1993. N 1-2 (январь). С.З.
Цель и задачи работы. Целью представленной работы является изучение отношений между СССР, Россией и странами Африки в годы перестройки и в постсоветский период. Ставя данную цель, автор не претендует на охват всей проблематики, связанной с историей советско- и российско-африканских отношений в рассматриваемый период Речь идет лишь о наиболее общих проблемах межгосударственных отношений с учетом фактора исторической преемственности внешнеполитического курса СССР второй половины 1980-х гг. и Российской Федерации 1990-х гг
Поставленная цель и изучение имеющихся источников и литературы позволяют выделить следующие задачи исследования:
-раскрытьисторию советско-африканских отношений;
- определить основные элементы внешнеполитической концепции СССР и России в отношении стран Африки во второй половине 1980-х -1990-е годы;
- проследйггь зависимость характера советско-российско-африканских связей от состояния международных отношений;
- проанализировать содержание и основные направления сотрудничества СССР и России с африканскими странами;
- показать степень влияния процессов модернизации и реформирования в изучаемых странах на характер двусторонних отношений.
Новизна диссертационного исследования. Избранная тема не получила достаточно полного освещения в российской и зарубежной историографии. В диссертации с позиции современного научного знания и на основе новых источников (включая архивные материалы) предпринята попытка комплексного рассмотрения отношений СССР и России со странами Африки в годы перестройки и в постсоветский период. В ней анализируются изменения и новые тенденции во внешней политике СССР и РФ на африканском направлении, освещается практика межгосударственного сотрудничества в области региональной безопасности и международных проблем, исследуются политические, торго-во-экономические, военно-технические связи, а также контакты в области культуры и образования во второй половине 1980-х - 1990-е годы.
Хронологические рамки исследования. Исходный хронологический рубеж диссертации - 1985 год - начало перестройки в СССР и связанных с ней глобальных изменений в мире, что отразилось на характере советско-африканских отношений. Весь последующий период делится в свою очередь на два этапа: 1) 1985-1991гг, когда действовала концепция “нового политического мышления” и до распада Советского Союза; 2) с
1991 г. по настоящее время - период существования Российской Федерации как самостоятельного, суверенного государства и правопреемницы СССР.
Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что в ней показаны основные направления отношений СССР и Российской Федерации со странами Африки во второй половине 1980-х - 90-е годы, определяются перспективы их дальнейшего сотрудничества в разрешении проблем международной и региональной безопасности, а также в области экономических, военно-технических и гуманитарных связей. Материалы и основные выводы работы могут быть использованы для научных исследований, в учебном процессе, а также в практической рабо*ге международных ведомств при выработке внешнеполитической концепции РФ
Апробация работы. Диссертация и ее основные положения обсуждались на заседаниях кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Опубликованы две статьи в сборниках материалов международных научно-теоретических конференций (РУДН, Москва). Одна статья депонирована в ИНИОК РАН.
Историография проблемы включает в себя комплекс работ по следующим направлениям: история международных отношений и внешней политики СССР и России; история стран Африки; история советско- и российско-африканских отношений.
Советская историография накопила значительный опыт в области изучения истории международных отношений и советской внешней политики. В числе работ этой группы видное место занимают многотомная “История дипломатии”, обобщающий труд “История внешней политики СССР”, отдельные издания которого охватывают весь послевоенный период, включая годы перестройки в СССР2, Одним из приоритетных направлений в деятельности советской дипломатии в 1960-1980-е гг. было ее участие в международных организациях, в первую очередь, ООН, где наряду с проблемами безопасности и разоружения обсуждались вопросы экономических, социальных и международно-правовых проблем африканских государств. С этой точки зрения особый интерес для исследователя представляет серия изданий под общим названием “Советский Союз и Организация Объединенных Наций”, выходивших в разные годы под редакцией А.Л.Нарочницкого, В.ДИсраэляна3.
В современной российской историографии проблемы советской внешней политики периода “холодной войны” рассматриваются в коллективных трудах - “Советская
2 История внешней политики СССР. 1945-1985 гг. М, 1986; История внешней оолятши СССР (1917-1990). В 2-х тт. М., 1991; История дипломатии. Под ред. А.А.Громыко. Иэд.2-е. T.V. Книга 2. М, 1979.
внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991” (под редакцией АО Чубарьяна), “Советская внешняя политика в годы “холодной войны” (1945-1985) Новое прочтение” (под редакцией Л.Н Нежинского) и др.4 В них отмечаются такие факторы советской внешнеполитической концепции периода “холодной войны”, как идеологтация, политизация, тенденции к глобализму, что создавало предпосылки для международной напряженности и длительного противостояния между Востоком и Западом. Внешняя политика в эти годы вырабатывалась в процессе межведомственных согласований, а после того, как она становилась позицией государства, неукоснительно проводилась на международной арене. Ставя в связи с этим вопрос о реализме советской внешней политики, российские исследователи справедливо считают необоснованным представлять в идеальном свете и позицию ведущих западных держав по отношению к Советскому Союзу в данный период.
В работах С.М.Рогова, Н.В.Загладина, П.А.Цыганкова и других получили освещение изменения в советской военно-политической доктрине второй половины 1980-х годов и во внешнеполитической концепции Российской Федерации, связанные с пониманием новой геополитической миссии России как гаранта равновесия между Востоком и Западом в их неблоковой, “цивилизованной ипостаси”5. Одновременно исследователи указывают на двойственность и противоречивость советского внешнеполитического курса периода перестройки, когда, с одной стороны, речь шла о целостности и единстве мира, с другой - вплоть до 1990 г. в политике продолжали доминировать старые подходы, которые базировались на концепции борьбы двух общественно-политических систем. В целом, взгляды авторов свидетельствуют о том, что ошибки советской дипломатии (чрезмерная уступчивость, неподготовленность изменений и др.) сильно ударили по престижу СССР, и, как следствие, сказались на ослаблении позиции Советского Союза, а затем и России в “третьем мире”.
Вторую группу работ представляют исследования советских и российских ученых по проблемам истории Африки. В них выделяются монографии А_А.Громыко "Аф-
3 Советский Союз и Организация Объединенных Наций. (1961-1965). М„ 1965; - (1971-1975). М., 1981; - (1976-1980). М., 1989.
4 Советская внешняя политика в ретроспективе. 1917-1991. Под ред. А.О. Чубарьяна. М., 1993; Советская внешняя политика в годы “холодной войны” (1945-1985). Новое прочтение. Под ред. ЯН.Нежинского. М., 1995; Внешняя политика СССР и России. М., 19% и др.
5 Рогов С.М. Советский Союз и США: поиск баланса интересов. М., 1989, Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. Политические аспекты. М., 1990; Цыганков П. А Постсоветская Россия в современном мире: национальные интересы и международные отношения. М.,1993; Нарочющкая Н.А. Внешняя политика России. // Кентавр. 1993. N 4-5; Кокошин А.А. Армия и политика. Советская военно-политическая и военно-стратегическая мысль. 1918-1991. М., 1995; Золотарев В. Военная безопасность отечества (Исторкко-правовое исследование). 2-е нтд. М, 1998 и др.
рика: прогресс, трудности, перспективы" и "Африка в мировой политике", в которых анализируются основные проблемы социально-экономического и политического развития Африки на рубеже 80-х годов, показана позиция африканских государств по отдельным аспектам международной политики, отражена их роль в борьбе за мир и социальный прогресс6'.
В современной историографии важное место заняла проблема влияния процесса перестройки и распада СССР на геополитическую ситуацию в мире и на африканский континент, в частности7. В 1990-е годы на базе Института Африки РАН, при активном участии и под редакцией А.М Васильева, В.В.Лопатова, Н.Д.Ко*сухина, Н.И.Высоцкой, Ю.Г.Сумбатяна, ^Л.В.Гевелинга и ряда других российских африканистов был издан ряд научных сборников и работ: “Эволюция политических структур Африки”, “Социо- и этнокультурные процессы в Африке”, “Процессы демократизации в африканских странах: тенденции 90-х гг.”, “Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу” и др.8 В них освещаются основные аспекты начавшегося в Африке процесса модернизации и реформирования политической системы, воздействие на ситуацию кризиса социалистических идей и деятельность оппозиционных движений. Российские исследователи выделяют такую характерную черту современного общественно-политического развития Африки как эволюция в ее странах от авторитарных военно-диктаторских и однопартийных консервативных режимов к демократическим, многопартийным.
В современной историографии активно изучаются особенности структурных преобразований в экономике африканских стран, в частности, д.э.н. зав. сектором Института Африки РАН В.В. Лопатовым подробно анализируются модели развития африканской экономики, начиная с концепции “планированного развития” (60-х годов), доктрины “основных нужд” (70-е годы) и до сменившей их в 1980-е гг. идеи “структурной корректировки”, в основе которой лежит либерализация хозяйственной деятельности, отказ от
6 Громыко А. А. Африка: прогресс, трудности, перспективы. М, 1981; Он же. Африка в мировой политике М., 1986.
7 Мирский Г. К вопросу о выборе пути. М., 1987; Аваков Р. Новое мышление и проблемы изучения развивающихся стран // Международна* жизнь. 1987. N 11, Кнва А. Социалистическая ориентация: действительность и иллюзии // Международная жизнь. 1988. N 7; Перестройка в СССР в региональные конфликты в “третьем мире”. М., 1993; Попов Ю. Африка н советская перестройка // Международная жизнь. 1991. N 3, 5; Сумбатян Ю.Г. Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспективы. М., 1997; Региональные конфликты в Азии и Северной Африке. М., 1997; Маненко И.Б., Новикова З.С. Некоторые аспекты экономического развития Африки в 80-90-е пг. // Институт Африки РАН. Ученые записки. Вьш.1. М., 1998 и др.
8 Эволюция политических структур Африки. М., 1990; Социо- и этнокультурные процессы в Африке М., 1991; Процессы демократизации в африканских странах: тенденции 90-х гг. М., 1992; Африка на пороге XXI века. Итоги и перспективы социально-экономического и политического развития. М., 1993; Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. М., 1994; Африка в меняющемся мире. М., 1998 и др.
государственного вмешательства в экономику, всемерное развитие рыночных основ хозяйствования и т.д.9
Третий комплекс работ объединяют специальные исследования по истории советско-африканских отношений. В них особое внимание уделялось изучению солидарности народов СССР и стран Азии и Африки в период их борьбы за независимость, в деле преодоления отсталости, нищеты, неграмотности : Данные проблемы активно разрабатывались учеными Института Африки, что нашло свое отражение в коллективных трудах: “СССР и страны Африки”, "Советско-африканские отношения", "Актуальные проблемы отношений СССР со странами Африки (80-е годы)" и др.11 В работах Л.Я.Черкасского и О.М.Горбатова, МЗ.Гетманца, Г.Б.Старушенко и других исследовались конкретные формы взаимоотношений СССР со странами Африки в 1960 - 1980-е гг. (экономические, политические, культурные и др.) на межгосударственном, общественном и международном уровнях12.
В советской историографии были попытки преувеличить роль помощи СССР развивающимся странам. Советские исследователи стремились показать, что сотрудничество СССР с государствами Африки в борьбе за устойчивую международную безопасность являлось одним из главных условий преодоления отсталости освободившихся стран, более эффективного осуществления ими программ экономических и социальных преобразований. При этом авторами не всегда учитывались негативные тенденции двусторонних отношений, обусловленные военно-идеологическим противостоянием великих держав в странах “третьего мира”.
В современной российской историографии в работах Н.В.Загладина, В.И.Носенко, О.Б.Резниковой, В.Б. Кокарева, T.JI Дейч и др. даны новые оценки политики СССР в развивающихся странах13. Отмечая успехи и неудачи советской диплома-
9 Лопатов В.Б. Африка в тисках “структурной перестройки” // Мировая экономика н международные отношения. 1997. N 7. С. 124-132.
10 Дзасохов А.С. Участие советской общественности в движении афро-азиатской солидарности. Баку. 1976; Озеров ЛС. Истории немеркнущие строки: Зарождение и развитие интернациональных и культурных связей трудящихся Страны Советов и стран Азии, Африки и Латинской Америки. М., 1989; Интернациональная солидарность, связи и сотрудничество народов СССР и развивающихся стран " СССР и страны Африки. Дружба, сотрудничество, поддержка антиимпериалистической борьбы. /Отв. ред. Е. А.Тарабрин. М., 1977, Советско-африканские отношения. М., 1979; Актуальные проблемы отношений СССР со странами Африки (80-е годы). Под ред. чл.-кор. АН СССР А. А.Громыко. М, 1985.
12 Горбатов О.М., Черкасский Л.Я. Сотрудничество СССР со странами Востока и Африки. М., 1973; Гет-маиец М.З. СССР и страны Азии и Африки. М, 1977; Старушенко Г.Б., Бочкарев Ю.А. Сотрудничество СССР с освободившимися странами и международная безопасность. М., 1983; и др.
13 Носенко В.И. СССР и “третий мир”: новый взгляд на внешнеполитические проблемы. М., 1991. Резникова О.Б., Рыбаков В.В. Наследие и уроки политики СССР в “третьем мире”. М., 1993; Кокарев В.Б., Дейч Т.Л. Ретроспектива советско-африканских отношений и будущее политики России в Африке. М, 1993 н ДР
тии на этом направлении, авторы сходятся в том, что особым фактором, определявшим на протяжении многих лет политику СССР в странах “третьего мира”, в том числе, советско-африканские отношения, была “мессианская идея”, связанная с распространением в качестве образца советской социально-экономической и политической модели развития.
Среди трудов постсоветского периода отметим также монографию А.М.Хазанова, написанную им в соавторстве с Гомаа Хамди, на тему “Политика Советского Союза (в Азии и Африке) в годы “холодной войны”. В ней выделены этапы и показана эволюция советской внешней политики в Африке, особо рассматривается тюзиция СССР в запад-носахарском и ангольском конфликтах14. Среди новых принципов советской дипломатии в отношении африканских стран в годы М.С.Горбачева автор выделяет отход от конфронтации и концепции справедливых и несправедливых войн, отказ от абсолютизации идеи военного сотрудничества как важнейшей формы межгосударственных связей, а также выбор в пользу политического разрешения региональных конфликтов в рамках новой доктрины “баланса интересов”.
Место и роль Африки в системе внешнеполитической концепции СССР и РФ определяются в современных исследованиях с точки зрения национальных интересов СССР и проблем национальной безопасности России с учетом аспектов двусторонних отношений с отдельными странами и организациями, а также прямого и косвенного воздействия Африки на мировую политику15.
Состояние российско-африканских отношений и выявление их перспектив находятся в центре внимания научных публикаций директора Института Африки РАН А.М.Васильева, В.В.Лопатова, Л.А.Сафонова и других авторов.16. В них особое внимание уделяется вопросам экономического межгосударственного сотрудничества, выявля-
14 Хазанов A.M., Ханди Г. Политика СССР в “третьем мире” (Азия и Африка) в года! “холодной войны”. М., 1997.
15 Советско-африканские отношения в условиях перестройки. М, 1990; Фокеев П СССР - Африка: в чем наш национальный интерес // Азия и Африка сегодня. 1991. N 5-6; Африка во внешнеэкономических связях России. Сб. статей. М, 1993; Филиппов В.М. Практический опыт организация • функционирования вузов в условиях рыночной экономики. М, 1993; Национальные интересы России, Украины и Беларуси в Африке и на Ближнем Востоке (общее и особенное). М., 1994; Росснйско-африкавскне экономические связи в глобальном контексте: проблемы и тенденции. Сб. статен М., 19%; Международное содействие развитию. Внешние долги н проблемы российско-африканских отношений. М., 1996; Проблемы африканской безопасности и позиция России. М., 19%; Черкасова И. В. Отношения России с алмазной корпорацией “Де Бирс”. М., 1997 и др.
16 Васильев А.М. Россия и Африка. Реалии и перспективы сотрудничества // Азия и Африка сегодня. 1997. N 12;. Лопатов В.В. Актуальные проблемы торгово-экономических отношений России с Африкой. М., 1995; Он же. Россия и Африка: упущенные возможности // Экономист. 1997. N 8; Сафонов Л.А. Россия-Африка: новые горизонты // Дипломатический вестник. 1992. 15 апреля (N 7); Он же. Российские приоритеты в Африке // Международная жизнь, 1994. N 2. С. 120-128 и др.
ются объективные и субъективные факторы, обусловившие развитие негативной тенденции во взаимоотношениях России с африканскими странами в последние годы, определяются их перспективы. На примере российско-африканского торгово-экономического сотрудничества ученые приходят к заключению о том, что после 1985г. эта сфера отношений переживает период "глубокого упадка".
История советско-африканских отношений изучалась обстоятельно в зарубежной историографии в 1960-1990-е годы. Среди представителей данного направления (известного как "тропическая советология1') - Э.Бжезинский, Е.Вильсон, Б.Портер, Д.Олбрайт и др.17 Советско-африканские отношения рассматривались западными авторами с точки зрения "соперничества сверхдержав на африканском континенте" и проявления "советского экспансионизма". В данных работах звучала критика теории и практики внешней политики СССР, несоответствия принципов интернациональной солидарности и национальных интересов, справедливо указывалось на практику "выборочного сотрудничества" СССР в странах "третьего мира". Доминантой советского подхода к освободившимся странам ДОлбрайгг назвал "ленинское учение об авангардных партиях и революционных переменах в третьем мире" ,18.
Давая оценку курсу советской внешней политики в отношении Африки в эпоху М.С.Горбачева,, специалисты Федерального института международных и восточноевропейских исследований (БИОСТ) заключают, что Советский Союз "ушел с континента в 1980-х годах в связи с глобальной экономией, связанной с горбачевскими внутренними реформами и "новым мышлением во внешней политике и политике обеспечения безопасности"19. Голландский ученый Барт Ван дер Меер дополняет эти рассуждения мыслью о том, что СССР "оказался жертвой мессианской идеи о своей роли как бескорыстного бойца против империализма1*.20. С этой позицией нельзя не согласиться. Вместе с тем, нередко в трудах зарубежных исследователей данный период однозначно трактуется исключительно как "крах советской политики в Африке", при этом игнори-
17 Africa and communist world / Ed. by Z.Brzezinsky. Stanford, 1963; Wilson E. Russia and Black Africa before world war II. N.Y.; L^ 1979; Porter B. The URSS in Third World conflicts: government arras and diplomacy in local war 1975-1980. Cambridge. 1984; Albright D. The URSS and Subsaharan Africa in the 1980s Paeger; 1983; Webber M. Soviet policy in sub-Saharan Africa: the final phase // J. of Mod. Afr. studies. Cambridge: BY.. 1992. Vol. 30, N 1; ФукухмаФ,, Олбрайт Д. СССР и “третий мшр” в 80-е гг. // Проблемы коммунизма. Зарубежные авторы о внешней политике СССР. Вьт.З. ИНИОН, М., 1992; Брун Э., Херш Ж. Отношения Советского Союза с “третьим миром” // Историческая серия. М, ИНИОН. (992. N 1 и др.
18 Albright D.E. Vanguard parties and revolutionary Change in the Third World: Soviet perspective and None Implication-- Berkefy. 1990. P. 50.
19 Russian policy toward Sub-Sahara Africa: Disengagement or cooperation for ostwiss and intern student Koln
1995. N22. P. 38.
20 Bart Van der Meer. The Soviet Expansion in Africa. Facts and Fiction // Asia and Africa today 1991. N 4.P.8.
руется тот положительный опыт, который был накоплен за годы сотрудничества (участие СССР в поддержке борьбы за независимость, разрешении проблем африканской безопасности, подготовка кадров для развивающихся стран и др.). В целом, изучение зарубежной историографии позволяет расширить научные представления о состоянии советско-африканских отношений и дополнить данное исследование ценным фактологическим материалом и новыми суждениями и концепциями.
Источниковая база Диссертация написана на основе двух групп источников: опубликованных и архивных. Среди источников первой группы можно выделить следующие: 1) официальные документы государственных, партийных, международных организаций; 2) публикации МИД по истории внешней политики СССР и РФ; 3) статистические материалы; 4) мемуары; 5) пресса.
Первая группа источников представлена документами советского и российского правительств, КПСС, партий африканских стран, материалами ООН, ЮНЕСКО, OAJE и др. организаций21. В работе использовались речи, материалы докладов государственных деятелей СССР и РФ - М.С.Горбачева, Б.Н.Ельцина, министров иностранных дел -Э.А.Шеварднадзе, А.В.Козырева, Е.М.Примакова, Они опубликованы в специальных и тематических сборниках документов, характеризующих послевоенный период в развитии советско-африканских отношений22.
Большой интерес представляют документальные издания МВД СССР РФ по истории внешней политики, среди которых особо следует выделить такие публикации, как “Внешняя политика Советского Союза”, “Внешняя политика России и международные отношения”23. Особую ценность представляет многотомная серия документов под общим названием “Министерство иностранных дел СССР. Сборник международных дого-
21 Собрание Постановлений правительства СССР. 1985-1991 гг.; Собрание актов Президента и правительства Российской Федерации (с 1993 г. - “Собрание законодательства РФ”). М., 1992-1998; Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1988; 1 съезд народного движения за освобождение Анголы (МПЛА). М, 1978; Документы партии ФРЕЛИМО Народной Республики Мозамбик, III съезд, Мапуту, 3-7 февр. 1977 г. М., 1980; Движение неприсоединения в документах я материалах. М., 1983; Москва на пути к культуре мира (Документы и материалы ООН, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и правительства Москвы по Междисциплинарному проекту “На пути к культуре мира”). Вып.1, М., 1998; СССР и страны Африки. Сб. документов. Ч. 1. 197Ы974. М, 1985; 4.2.1975-1976. №, 1986; Organization of African Unity: UN Economic Commission for Africa. Africa's Submission to the Special Session of the UN. Ma-ich, 13, 1986 etc.
22 СССР в борьбе против колониализма и неоколониализма. 1960-1986 гг. Документы и материалы. В 2-х томах. М., 1986; СССР и страны Африки. 1946-1962. Документы и материалы. В 2-х томах М, 1963. СССР и страны Африки. 1963-1970. Документы и материалы. В 2-х частях. М., 19S2. СССР и страны Африки. 1971-1976. Документы и материалы. В 2-х частях. М., 1985.
Внешняя политика Советского Союза. 1985. Сб. документов. М, 1986; Министерство иностранных дел Российской Федерации. Внешняя политика России и международные отношения. 1990-1992. Сб. документов. М., 1996.
воров”24. Представленные в публикациях материалы (соглашения, протоколы, декларации и т.п.) раскрывают принципы внешней политики СССР в 1980-е - начале 1990-х годов, основы внешнеполитической концепции государства в отношении стран Африки в период перестройки и первые годы российской дипломатии.
Особое место среди опубликованных источников этого вида занимает документ “Концепция внешней политики Российской Федерации”. В нем определены приоритеты России в Африке в условиях новых международных отношений: перехода от конфронтации к взаимодействию в урегулировании проблем “третьего мира”, взаимовыгодному сотрудничеству, освобожденному от военно-политического прессинга, на базе созданных в предыдущий период связей25.
Среди опубликованных источников научный интерес представляют статистические сборники по внешней торговле СССР и Российской Федерации за 1985-1994 гг.26
Ценную информацию содержат материалы российской и зарубежной прессы -официальные коммюнике, статистические данные, хроника экономических, дипломатических и культурных связей СССР и России со странами Африки, Подобного рода материалы публиковали газеты “Правда” и “Известия”, журналы “Мировая экономика и международные отношения”, “Азия и Африка сегодня”, “Дипломатический вестник”, “Военно-техническое сотрудничество”, БИКИ, “Информационный бюллетень Росзару-бежцентра”*, “Daili Nation” (Nairobi), “Agorra” (Luanda), “West Africa” (London), “New African” (London) etc.
При написании диссертации учитывались свидетельства и воспоминания политических деятелей, дипломатов разных лет - А. А.Громыко, О.А.Трояновского, А. А. Добрынина, МСКалицы, К.Н.Брутенца и др.27
Ко второй группе источников относятся документы, извлеченные автором из российских архивов - Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ) и Госу-
24 Министерство иностранных дел СССР. Сборник международных договоров СССР. Вып. XLI-XLV. М, 1987-1991.
25 Концепция внешней политики Российской Федерации // Дипломатический вестник. 1993. N 1-2 (январь). С.20.
26 Внешняя торговля СССР. Стат. сборники. 1985-1990. М, 1986-1991; Внешнеэкономические связи СССР в 1991. М., 1992; Внешнеэкономические связи Российской Федерации в 1992-1993. М, 1993-1994, * В 1993 г. Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД) был преобразован в новую структуру - Российский центр международного научного и культурного сотрудничества при Правительстве Российской Федерации (Росзарубежпектр).
27 Громыко А.А. В лабиринтах Кремля (Воспоминания и размышления сына). М, 1997; Добрынин А.А. Сугубо доверительно. Посол при шести президентах США (1962-1986). М.. 19%;. Капица М.С. На разных параллелях Записки дипломата. М. 1996; Трояновский СХА. Через годы и расстояния. М., 1997; Брутенц К.Н. Тридцать лет на Старой площади. М., 1998, Кутаков Л.Н Египетские записки // Дипломатический вестник. 1987. М., 1988. С.260-269 и др.
10
дарственный архив Российской Федерации (ГАРФ). В Архиве внешней политики РФ изучены документы, характеризующие внешнюю политику СССР в 1960-начале 80-х гг., в том числе, материалы посольств СССР в ряде африканских государств (Ливии - ф.557; Танзании - ф.650;Мали -ф.611;Гане - ф.573);советской референтуры по странам Африки.
В ГАРФ были использованы материалы фонда Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ГАРФ, ф. Р-9576), включающего в себя документы за 1985-1992 гг. из “Отдела стран Африки”, “Отдела стран Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки”, “Отдела по приему зарубежных делегаций”, “Отдела советских культурных центров (СКЦ) и Домов советской науки и культуры (ДСНК)”. Среди них - делопроизводственные документы о работе Обществ дружбы СССР с африканскими странами: отчеты, справки, планы сотрудничества, записи бесед. Значительный интерес представляет переписка с посольствами по вопросам советско-африканских культурных связей.
В совокупности выявленные источники дают возможность оценить характер со-ветско- российско-африканских отношений в 1985-1990-е годы.
В основу структуры работы положен предметно-тематический принцип. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения. Она сопровождается приложениями, списком источников и литературы.
П. Основное содержание и выводы исследования
Во введении содержится обоснование актуальности темы, ее научной новизны, формулируются цели и задачи исследования, определяются его хронологические рамки; дается историографический обзор и анализ комплекса использованных источников.
В первой главе “Роль и место стран Африки во внешней политике СССР и России” рассмотрена эволюция внешнеполитической концепции СССР и Российской Федерации в отношении стран Африки во второй половине 80-х - 90-е годы, выделены приоритеты, показана степень влияния процессов модернизации и реформирования в изучаемых странах на характер межгосударственных отношений.
В главе анализируется исторический опыт советско-африканского сотрудничества в 1960-е - начале 1980-х годов, который базировался на сложном комплексе политических, торгово-экономических, военных и культурных связей. В нем политико-идеологический аспект превалировал над экономическим. Стратегической линией советской внешней политики в эти годы была солидарность и поддержка национально-освободительных движений в Африке, противодействие западному влиянию на континенте, повышение роли СССР 'в решении африканских проблем. Расширению сферы
11
влияния Советского Союза в 1970-е гг. способствовала предлагавшаяся странам Африки концепция некапиталистического пути развития.
Системный подход позволил определить приоритеты внешнеполитической концепции СССР и России в отношении стран Африки после 1985 г., выявить проблемы и трудности на пути развития межгосударственных отношений на данном этапе.
В первой главе диссертации показано, что прекращение “холодной войны” и начавшееся сближение между Востоком и Западом способствовали эволюции отношений по линии Юг-Запад, что отразилось на характере советско-африканских связей. Новое советское руководство провозгласило отказ от глобального противоборства со странами Запада в “третьем мире”, за чем последовало признание концепции свободы социально-политического выбора народов и необходимости урегулирования вооруженных конфликтов политическими средствами. В 1980-е гг. СССР удалось добиться нормализации отношений с Сомали, Суданом, Египтом и другими африканскими странами.
Свидетельством проявления новых тенденций в советской дипломатии стал в марте 1990 г. визит на африканский континент Э.А.Шеварднадзе, посетившего семь африканских стран. Во время визита состоялась первая за многие десятилетия встреча на политическом уровне с президентом ЮАР Ф. де Клерком. В 1992 г. политические контакты завершились установлением дипломатических отношений между РФ и ЮАР.
К концу 1980-х годов наметился спад в советско-африканских отношениях. Среди причин - снижение идеологического императива в политике СССР, внешнеполитическая переориентация на Запад, внутренние трудности экономических преобразований.
Представленный в диссертации анализ свидетельствует, что в результате перестройки и распада СССР ряд африканских государств лишился источника поступления внешней помощи (часть которой предоставлялась практически на безвозмездной основе), что подтолкнуло их к выработке "новой концепции партнерства". В числе факторов, осложнивших процесс советско-африканских межгосударственных отношений, в диссертации называются также проблема урегулирования задолженности африканских государств, переходный характер их экономики, нестабильность политической ситуации в регионе, а также сильная конкуренция со стороны европейских держав, США и азиатских стран.
Задачей российской дипломатии на африканском направлении было признано сохранение и расширение сложившихся связей и одновременно перевода их на новую основу: путем развития торгово-экономического взаимодействия с участием российских предпринимательских структур, налаживания сотрудничества с государствами, наиболее
12
экономически развитыми, но остававшимися прежде вне сферы советского внимания (в том числе, ЮАР, Намибией и др.).
Перед представителями российского дипломатического корпуса была поставлена задача "подкреплять прорыв в политической области конкретными экономическими договоренностями", применяя данный подход в отношениях со странами Ближнего, Среднего Востока, Латинской Америки, Африки28. Это позволило говорить об экономической дипломатии как самостоятельном направлении российской международной политики. В 1997 г. российская сторона присоединилась к работе Оперативной группы по формированию структур Банка экономического сотрудничества и развития для Ближнего Востока и Северной Африки. .
Во второй главе "Основные направления взаимоотношений СССР, России и стран Африки" раскрываются содержание и формы двустороннего и многостороннего сотрудничества в дипломатической, торгово-экономической, военно-технической сферах, в области культуры и образования, определяются основные тенденции этих отношений на современном этапе.
Важное место в советско-африканских отношениях занимало сотрудничество в области международной и региональной безопасности. Одной из общих проблем в этой связи являлась поддержка Советским Союзом борьбы с апартеидом на Юге Африки, требования выполнения решения ООН о самоопределении Намибии.
В главе анализируется концепция всеобъемлющей системы международной безопасности, сторонником которой выступал СССР, и которая включала в себя принцип развития через разоружение. В 1987 г. М.С.Горбачев предложил создать в рамках ООН международный фонд “Разоружение для развития”, что нашло поддержку в государствах "третьего мира". В 1996 г. Российская Федерация также поддержала заключение в целях обеспечения глобального мира и безопасности Договора о создании в Африке зоны, свободной от ядерного оружия.
Особо подчеркивается, что новое понимание роли СССР в "третьем мире" стимулировало расширение участия советской дипломатии в урегулировании региональных конфликтов в Африке (в Анголе, Мозамбике и др.). Отказ от обязательств защищать социалистические режимы в развивающихся странах продвинул дипломатическое сотрудничество между СССР и США в этой области.
38 Ельцин Б.Н. Место и роль России в дериод формирующегося многомерного мира //Международная жизнь. 1998. N 6. С. 5.
13
На основе конкретных документов показано, какое важное значение в современных условиях Россия придает превентивной дипломатии. В 1996 г. был подписан протокол между ОАЕ и Министерством по чрезвычайным ситуациям РФ по вопросам гуманитарного сотрудничества в зонах конфликтов, высказана инициатива о создании при СБ ООН комитета по миротворческим операциям. В 1996 г. Президент РФ подписал указ о формировании специального воинского контингента в составе ВС РФ для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Свидетельством авторитета России в этом направлении стало назначение в начале 1999г. заместителем Генерального секретаря ООН по вопросам урегулирования международных конфликтов представителя Российской Федерации Ю Воронцова (бывшего посла России в США).
В диссертации анализируются содержание и основные формы экономического, торгового, военно-технического сотрудничества между СССР, Россией и странами Африки. К концу 1980-х гг. межгосударственные соглашения о торговле и сотрудничестве были заключены с 37 странами континента, но наиболее тесные связи традиционно поддерживались с государствами Северной Африки: Египтом, Алжиром, Ливией, Тунисом, Марокко (на долю которых приходилось свыше двух третей всей торговли СССР cafpfv КбНСкими странами). Составной частью концепции военно-технического сотрудничества являлась торговля оружием. До 1991 г. СССР оставался крупнейшим поставщиком вооружения странам Африки южнее Сахары (44% их импорта)29.
В диссертации отмечено, что с конца 80-х гг. происходило ухудшение условий реализации и формирования новых обязательств по торгово-экономическому сотрудничеству СССР, в том числе по причине неплатежеспособности большинства африканских стран. После 1991 г. руководство РФ полностью отказалось от предоставления безвозмездной помощи государствам "третьего мира", пойдя по пути коммерциализации экономических отношений. Нарушение кооперационных связей в СНГ также значительно подорвало возможности российских экспортных поставок машин и оборудования на африканский континент. В результате, сократился объем торгового оборота, о чем свидетельствует таблица, составленная автором диссертации на основе опубликованных статистических данных.
Африка на пороге XXI века. Итоги и перспективы социально-экономического и политического развития. - М, 1993. С. 26.
14
Таблица. Объем внешнеторгового оборота СССР/России с Африкой в 1985-1997гг.30
1985* | 1990 | 1991 | 1993 | 1995 | 1997 |
3,238.4 | 3,593.9 | 2,572.2 | 901,9 | 1.129,9 | 1.182,89 |
Примеч.: данные за 1985-1991 гг. даны в млн.руб.; за 1993-1997 гг. - в млн. долл.
Подобное сокращение торгово-экономических связей привело к значительному снижению доли Африки в общем торговом обороте России: к ко^цу 1996 г. она составляла около 1% (в 1992 г. - 1,5%; 1985 г. - 12,1%)31.
В главе раскрыт еще один аспект взаимоотношений СССР, России и стран Африки - контакты по государственной и общественной линиям в области культуры и образования. Как удалось установить, к 1991 г. зарубежные Ассоциации и общества дружбы с СССР действовали в 28 городах 24 стран африканского региона32. В свою очередь, Советская ассоциация дружбы с народами Африки (САДНА) взаимодействовала с региональными организациями и учреждениями, благотворительными фондами и клубами, религиозными организациями Мадагаскара, Конго, Мозамбика, информационными центрами ООН в ряде стран. Культурные связи осуществлялись также со странами, в которых не было Обществ дружбы, в частности, с Буркина-Фасо, Нигером, Чадом, Либерией, Гамбией, Сьерра-Леоне.
Изучение документов САДНА свидетельствует о том, что со второй половины 80х годов спала заметна "тенденция к снижению заинтересованности советской общественности в развитии связей с африканскими странами", что явилось следствием общего снижения уровня советско-африканского сотрудничества, проявившегося в том числе в прекращении приема студентов по линии обществ дружбы.33
Во второй главе диссертации показаны новые тенденции в развитии российско-африканского сотрудничества в сфере образования, в частности, работа с национальными объединениями советских выпускников в странах Африки по линии "Корпорация Инкорвуз", участие в международных программах ЮНИДО и др. Здесь особо отмечается роль Российского университета дружбы народов, который уже многие годы осущест-
30 Внешняя торговля СССР в 1985. - М., 1986. С 12-14; Внешняя торговля СССР в 1987. - М., 1988. С.12-14; Внешняя торговля СССР в 1991. - М. 1992. С. 9-10; Внешнеэкономические связи РФ в 1993. - М, 1994. С. 12-13; БИКИ. 25 марта 1997. С .2; Внешнеэкономический бюллетень. 1998. N 5. С 6.
31 Новая роль России в мире и Африке. - М., 1994. С. 105.
32 ГАРФ. Ф. Р-9576 (ССОД). Опись. 20. Д 6512. Л. 12
33 Там же. Л. 12,21
15
вляет научные контакты с африканскими государственными и общественными организациями. Подтверждением этому является присуждение в 1998 г. степени почетного доктора наук РУДН Президентам Анголы (Ж.Э.душ Сайту шу), Намибии (Сэму Нуйоме), вице-президенту ЮАР (Табо Мбеки).
В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы, определены перспективы.
С окончанием “холодной войны” СССР, а затем Россия и Африка вступили в полосу коренных политических и социально-экономических преобразований. Процессы демократизации затронули СССР и подавляющее число стран африканского континента, что отразилось на характере межгосударственных отношений.
Внешнеполитический курс СССР и России на африканском направлении во второй половине 1980-х - 1990-е гг. претерпел существенные изменения Он строился в соответствии со стратегическими, национально-государственными интересами и был нацелен на углубление политического диалога со странами Африки, оказание посильного содействия в устранении конфликтных и других кризисных ситуаций (в том числе, в Анголе, Мозамбике, Намибии), развитие взаимовыгодного сотрудничества.
Проведенное исследование показало, что советско- затем российско-африканские отношения, имевшие глубокие исторические традиции, в рассматриваемый период не отличались стабильностью и характеризовались ослаблением геополитического влияния России на африканском континенте. Значительно сократилось при этом торговое и экономическое сотрудничество между странами по целому ряду перспективных направлений.
На состояние российско-африканских межгосударственных отношений оказали влияние такие факторы, как трудности переходного периода в РФ и внешнеполитическая переориентация на Запад, структурная перестройка экономики в африканских государствах и проблема их задолженности России, монополизация африканского потребительского рынка традиционными западными партнерами и др.
Во второй половине 90-х годов наметилась тенденция к некоторой оптимизации российско-африканских отношений на политическом уровне. Свидетельством тому служат визиты в 1998-1999 гг. в Российскую Федерацию Президентов Намибии, Анголы, вице-президента и Президента ЮАР. Закладывается основа для развития контактов со странами, которые прежде по идеологическим соображениям находились вне сферы интересов СССР.
16
Проведенное исследование позволило автору сделать некоторые прогнозы и определить перспективы российско-африканского сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной областях. В современных условиях Россия и Африка заинтересованы в утверждении многополюсной модели мира, что создает предпосылки для конструктивного российско-африканского диалога на региональном и глобальном уровнях.
Представляется важным углубление сотрудничества России и Африки в рамках международной и региональной безопасности (включая проблему уничтожения запасов противопехотных и противотанковых мин). В связи с объявлением по инициативе государств Африки, Латинской Америки, при поддержке России 200б года Международным Годом культуры мира и принятием ООН Программы действий в области культуры мира открываются перспективы развития российско-африканских контактов по проблемам установления нового демократического миропорядка. Здесь Россия и Африка могли бы внести свой вклад в дело содействия глобальному движению в направлении скорейшего перехода от насилия и войны к культуре мира и ненасилия в новом тысячелетии.
Подключение к миростроительным усилиям и инициативам ООН и ЮНЕСКО особенно актуально в условиях современного этапа международных отношений, осложненного Балканским кризисом, вновь поставившим мир на грань глобальной конфронтации.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Внешняя политика России в отношении стран Африки // Россия в мировом политическом процессе. Материалы второй международной научно-теоретической конференции. - М.: Изд-во РУДН. 1997. - С.174-178.
2. Российско-африканские отношения в оценке научной общественности (середина 80-х - 90-е годы XX в.) // Личность, общество, власть в истории России: системный компаративный анализ. Материалы третьей международной конференции - М.: Изд-во РУДН. 1998. - С. 222-227.
3. Торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество СССР, России и Африки в 1985-1990-е гг. -М., 1999. -15 с. - Деп. в ИНИОН РАН. 01.04.99, N54459.
17
Самуэль Теафорлорд Кортуэ (Либерия) Отношения СССР и России со странами Африки в 1985-1990-е годы.
Диссертация посвящена изучению состояния отношений между СССР, Россией (как правопреемники Советского Союза) и странами Африки в годы перестройки и в постсоветский период.
На основе широкого комплекса историографических работ и источников автор исследования делает вывод о сложном и порой противоречивом внешнеполитическом курсе СССР и РФ в отношении Африки, обусловленном окончанием “холодной войны”, особенностями экономического и социально-политического развития этих стран. В новой геополитической ситуации произошло ослабление политического влияния РФ в регионе. Совпадение позиций по многим международным проблемам между Россией и странами Африки, обоюдная заинтересованность в создании многополюсной, а не монополярной модели мироустройства открывают перспективы для их конструктивного сотрудничества на региональном и глобальном уровнях в будущем.
Samuel Teaforlord Kortue (Liberia)
Relations Between The URSS and Russia with African Countries over the period of 1985-1990s
The thesis seeks to unfold the relations between the URSS, Russia (the successor to the Soviet Union) and Africa, concentrating on the period of perestroika (the years of reform) as well as the post-Soviet era.
Based on the wide range of hi stenographic works and sources, dug-out during this research, the author concludes that the complicated and contradictory characteristics of the external political position of the URSS as well as the Russian Federation towards Africa, was determined by the end of the cold war. Under new political condition the Russian Federation has lost its influence in this region. The continual common ties between Russia and African countries on prevailing world issues as well as their mutual interest in advocating a multipolar world order, now pave the way for constructive cooperation both on the regional and global levels without ideological undertone.