Уважаемые
посетители!
Подписаться на бумажную версию журнала "ПРОСТОР"
можно с любого следующего месяца по каталогам: "Казпочта" и "Евразияпресс"
Подписной индекс 75796
|
Мифы, заменяя друг друга, властвуют над умами
людей на протяжении веков. Случается, что рациональное зерно мифологемы
парадоксальным образом раскрывается и на месте легенды проступают
реальные контуры прошлого.
Генрих Шлиман в деяниях богов и людей древнего мира, описанных Гомером,
увидел нечто иное и открыл миру развалины древней Трои. Казахстанские
археологи сделали сенсационное открытие последних лет – нашли “стерегущих
золото грифов” Геродота.
За одним из крупнейших событий второго тысячелетия – образованием
империи Чингиз-кагана – до сих пор стелется шлейф загадок и предрассудков.
Суеверные описания авторов XIII века (“ветер гнева божьего”) сменились
в XVIII–XX вв. противоречивыми объяснениями феномена Чингиз-кагана
и его государства. Эта империя, возникшая как бы волшебством, ставила
в тупик историков, ибо не просматривались корни не только этого
государства и народов, его заселявших, но и происхождение его создателя.
Оставалось загадкой и значение термина “монгол”.
Название “монгол” появилось лишь в XII веке, в XIII веке оно официально введено
Чингиз-каганом в созданном им каганате. Как название рода или племени это слово
не зафиксировано, и первоначально оно имело собирательное значение, а не этническое.
Племена, которые стали называться монголами, ранее эпохи Чингиз-кагана были
известны под общим именем тюрки, китайские тюрки у восточных авторов, и татары
в китайских летописях, орхонских надписях и т.д.
Собирательное имя “татары” дало название одного из могущественных племен Внутренней
Азии, остатки которого после разгрома подчинились Чингиз-кагану. Под этим названием
стали известны русским и европейским летописцам войска Чингиза, авангард которых
составили татары. Со временем этот этнотермин исчез на родине и закрепился за
поволжскими тюрками.
Крупнейший ученый XI века, знаток тюркских языков Махмуд Кашгари относил татар
к тюркским племенам, хотя отмечал у них наличие своего языка наряду с общетюркским.
Любопытно его замечание и о том, что жители городов Северного и Южного Китая
знали по-тюркски.
Казалось бы, в XX веке можно приблизиться к тайне происхождения Чингиз-кагана,
его рода и государства. Тем более что в середине XIX века в Пекине знаменитым
русским синологом Палладием Кафаровым открыт основной источник по истории эпохи
Чингиз-кагана “Юань чао би ши” (“Тайная история династии Юань” 1240 г.). Полный
перевод на русский язык под названием “Сокровенное сказание” и научная транскрипция
текста были сделаны С.А.Козиным в 1941 году.
Удивительно, но факт – со времени этого перевода памятник не был комплексно
изучен тюркологами. Несомненно, это результат печально известной борьбы с “пантюркизмом”
в СССР. В итоге мы не знаем ни тюркского происхождения Чингиз-кагана, ни восточных
корней тюркских народов, прежде всего казахов. Написанная китайскими иероглифами
на невыясненном до сих пор древнемонгольском диалекте (скорее всего, это “пограничный”
диалект) “Тайная история” содержит немало тюркских слов и выражений. Внимательное
изучение “Тайной истории”, а также “Сборника летописей” персидского историка
Рашид-ад-дина (1247–1318) и других источников через призму истории и языка древних
тюрков открывает нам неизвестную историю Чингиз-кагана.
Под политическим прессингом в советском монголоведении сложился ненаучный метод,
игнорирующий бытование тюркского языка в империи Чингиз-кагана, тюркских элементов
в устройстве каганата, ономастике, этнонимии и т.д. При этом язык “Тайной истории”
подавался как язык Чингиза и его окружения, что невозможно утверждать без конкретных
фактов, ибо существовало многоязычие. К тому же известно, что этот язык неадекватно
отражал устную речь, в XIII веке он был языком писцов, чей ограниченный круг
состоял при каганах из представителей более развитых культур (уйгуров, китайцев,
тангутов и т.д.).
Территория Внутренней Азии с древнейших времен была местом соприкосновения различных
племен и народов, языков и культур. И без комплексного анализа, в том числе
и тюркских элементов, история Чингиз-кагана останется легендарной.
Узкоэтнический подход монголоведов зачастую подводит их к “пустоте” при анализе
истоков культуры, государственного устройства, да и в целом истории монголов
дочингизовых времен. Например, С.А.Козин в предисловии задается естественным
вопросом: “Где же литературные прототипы “Сокровенного сказания”, которое не
могло же возникнуть из пепла первоначальной пустоты?” И не находит ответа.
А между тем жанр богатырского эпоса, в котором генеалогические легенды переплетаются
с историческими и фольклорными мотивами, наиболее характерен именно для древнетюркской
литературы. Возьмем хотя бы издревле распространенные в Центральной Азии легенды
об Огуз-кагане, который, по мнению некоторых исследователей, являлся историческим
лицом, подобно Чингиз-кагану, создавшему большое государство.
Знаменитые лирические иносказания Джамухи перекликаются с “Описаниями весны”
в “Кутадгу билиг” (XI в.).
Поэтика отдельных частей сказания не только построена на древнетюркской основе.
Имеются прямые заимствования из руники, как, например, речь наставника чингизовых
сыновей:
“Родитель твой, царь,
Великий улус созидая,
Черной своей головы не щадил,
Черную кровь свою ведрами лил;
Черных очей никогда не смежая,
Тонких ушей на подушку не клал…
Пот ото лба до подошв доходил”.
Сравни речь мудрого Тоньюкука:
“Служил я, спать не ложась,
Служил я, днем не садясь,
Проливая красную кровь свою,
Понуждая струиться свой черный пот,
Народу тюрков отдавая силу и труд,
Направляя в долгие набеги войска”.
(Пер. А.Плитченко)
Надо расстаться с известным мифом о том, что Чингиз-каган не знал о своих предшественниках
– древнетюркских каганах. О них знали до Угедей-кагана, которому, по свидетельству
восточных источников, шаманы читали тюркские рунические тексты.
Обращение Чингиз-кагана к Небу “Менгу Тенгри кучун” (“Силою Вечного Неба”),
зафиксированное в “Тайной истории” и в других источниках, есть дословная религиозная
формула тюркских каганов. Как и его предшественники, Чингиз-каган молился на
горе. Поклонение солнцу, совершенное Чингизом (“Сокровенное сказание”), характерно
для многих народов, но наиболее отчетливо оно проявилось у тюрков, чьи каменные
изваяния неизменно обращены к востоку, к солнцу.
Чингиз-каган в своем “Билике” (тюрк. “знание, премудрости”) говорит как тюркский
каган, а не как, допустим, китайский император или персидский шах. Еще академик
В.В.Бартольд сравнивал приписываемые Чингизу поучительные изречения из его “Билика”
с обращениями тюркских каганов к народу в орхонских надписях.
Дидактический жанр до “Билика” Чингиз-кагана получил свое развитие в “Кутадгу
билиг” (тюрк. “Благодатное знание”). Один из известных списков этой поэмы написан
уйгурским письмом, принятым в государстве Чингиз-кагана. В ней имеются разделы
“О качествах военачальника”, “Обязанности правителя”, “О качествах посла”, “О
вреде пьянства” и т.д., что в той или иной мере перекликается с поучениями Чингиза.
О распространенности книги говорит и сам автор Ю.Баласагуни (XI в.):
Цари Востока и беки мачинцев (китайцев. – Д.Е.),
Знающие, умные, достойные люди мира
Все взяли эту книгу и познали ее суть.
На прямую связь с древними тюрками (тукю-тюркют китайских авторов) указывает
название рода Чингиз-кагана – боржигин (от борйигин, “Сокровенное сказание”).
Рашид-ад-дин дает объяснение этого слова с позиции народной этимологии: “серые
глаза”, “синеокий” (ср. монг. “бор” – “серый, сивый” (о масти); тюрк. боз-бор
– “серый”). Однако слово йигин-жигин со значением “глаза, очи” не зафиксировано
ни в монгольских, ни в тюркских языках.
Но если посмотреть отражение названия в древнетюркском “зеркале”, то значение
слова становится предельно ясным: бјрi йегин – “волчий племянник” (турец. йеген
“племянник”, ср. каз., кирг. жиен “племянник”).
Такая семантика “борйигин” улавливается в первых словах сказания: “Предком Чингиз-кагана
был Сивый Волк”. Об отсутствии следов тотемизма у предков современных монголов
писал Б.Я.Владимирцов в своей книге “Общественный строй монголов”.
В самом деле, волк-волчица считаются легендарными прародителями в Центральной
Азии только у древних тюрков и древних уйгуров (см. Н.Я.Бичурин. Собрание сведений…
Т.1, Л.Н.Гумилев. Древние тюрки). Свою генеалогию древние тюрки вели от волчицы,
зачавшей от мальчика-царевича, убитого врагами, а уйгуры – от девушки, отдавшейся
волку.
Значение “йегин” уточняется в рамках тюркской удельно-лествичной системы престолонаследия,
по которой младший брат наследовал старшему, а старший племянник – дяде (Л.Н.Гумилев.
Удельно-лествичная система у тюрок в VI–VIII веках.// Сов. этнография. – 1959.
– № 1). То есть племянник являлся царевичем. Знаменитый Куль-тегин (древнетюркс.
тегин – “принц-царевич”) был племянником Капаган-кагана. В данном случае йегин
и тегин являются синонимами. Кроме этого, йегин у древних тюрков являлся титулом.
В сказании встречаются титулы – дигин, чигин, отчигин (тюрк. “царевич огня”,
то есть наследник, младший сын), в основе которых йегин-тегин.
Этимология названия “борйигин” – “волчий племянник”, “волчий царевич”, несомненно,
указывает на связь с генеалогией древних тюрков, которые сами себя называли
в честь прародительницы бори, а китайцы – фули (от бури). Внук Чингиза, сын
Чагатая, назван этим именем – Бури.
В русской летописи XII века неоднократно упоминается орда Бурчевичей в южнорусских
степях, известных в восточных источниках как борд-жиоглы (тюрк. “сын волчьего
хозяина”). Случайное ли это сближение родовых названий – борджиоглы и боржигин
– или имеются родственные корни в лице древних тюрков? В 1220 году 30-тысячный
корпус под командованием Джебе и Субетай сразился на Кавказе с объединенными
силами кыпчаков и аланов. Не одолев их, полководцы Чингиз-кагана сказали кыпчакам:
“Мы и вы – одного племени и происходим из одного рода, а аланы нам чужие. Мы
с вами заключим договор, вы же оставьте нам аланов”.
Боржигин является материнским родом, как и род волчицы у тюрков: “в дуалистическом
миропонимании VI–VIII вв. символика пола была определяющим принципом” (Л.Н.Гумилев).
Легендарная прекрасная Алан без мужа родила Бодончара – родоначальника поколения
борйигин. Само имя предка означает “племенной вождь” (древнетюрк. бодун – “племя,
народ”, чур – “вождь”). Это титул, ибо Бодончар подчинил небольшое племя.
Так и “дышат” “вечным камнем” древних тюрков титулы, встречающиеся в генеалогии
Чингиз-кагана: тудун – титул тюркской чиновной аристократии, кулюк – герой,
букв. “славный, знаменитый” от древнетюрк. ку – “слава”, бильге – “мудрый”,
отчигин (то есть оттегин) – “принц огня” и т.д. Тюркским является и титул каган.
Род Чингиз-кагана был пришлым среди местных племен, кочевавших между рек Онон
и Керулен: его предки “явились, переплыв Тенгиз (внутреннее море)”, то есть
озеро Байкал. Чингиз и члены его рода отличались и внешне от типичных монголоидов.
Каган выделялся высоким ростом, голубыми глазами, рыжими волосами и бородой,
за что его прозвали Солнцеликим. Родиной предков Чингиза можно считать горы
Алтая, где скрылись остатки древних тюрков, на связь с которыми указывает значение
“борйигин”. Есть и хронологическое соответствие: по генеалогии возраст рода
кагана определяется приблизительно в 400–500 лет.
Недаром армянский летописец Григор Акнерци писал о воинах Чингиза: “Мы слышали,
что они из туркестанской родины своей перешли в какую-то восточную страну, где
жили долгое время”.
Рашид-ад-дин напрямую связывает происхождение боржигинов с тюрками. В сочинении
историка о происхождении тюрков (и предков Чингиза) говорится, что они были
загнаны в горы. Горная долина, где они скрылись, называлась Аргунэ-кун (древнетюрк.
ар№у – “долина между горами”, єон – “оседать”). Для того чтобы выйти наружу,
они расплавили гору, состоявшую из железной руды. Как известно, древние тюрки
первыми в Центральной Азии освоили промышленную добычу железа на Алтае и вошли
в историю как “плавильщики железа”.
Род Чингиз-кагана не забывал о “расплавленной горе”, плавке железа и кузнечном
деле и отмечал наступление нового года приготовлением кузнечных мехов, горна
и угля (Рашид-ад-дин).
Само имя Чингиз-кагана Темучжин (кит. форма) означает “кузнец” (тюрк. темурчи,
монг. тјмјрч(ин)). По “Сокровенному сказанию”, в то время, когда Йесугай-багадур
пленил татарского предводителя Темучжин-Уге (древнетюрк. уге – “мудрый”, титул
правителя), у него родился сын, “его и нарекли поэтому Темучжином”.
Известный французский зоолог Ж.Кювье по одной найденной кости восстанавливал
строение вымерших животных. В “Тайной истории” есть возможность проследить не
только отдельные кости (роды). В нем можно найти целые “скелеты”, основания
по истории возвышения Чингиза, об истоках его государства и этногенезе народов,
его заселявших, если рассматривать отражение основных терминов и событий в тюркском
“зеркале”.
Например, Т.А.Бертагаев выводит слово “ордо” (ставка хана, дворец), встречающееся
в сказании, от монгольского “орон” – “место, страна” и т.д., что не соответствует
ни языковому, ни историческому материалу.
Слово “орду” встречается еще в тюркских рунических надписях. Путем чередования
“т/д” образованы тюркские слова “орту” – “середина” и “орду” – “ставка хана”
(ср. улус орду – “центр улуса, управления”). К тому же есть историческое свидетельство
Рубрука: “Отсюда двор на их языке называется ордой, что значит середина, так
как он всегда находится посередине их людей” (“Путешествие в восточные страны”,
глава XXI).
Рубрук фиксировал элементы устной речи, в основном тюркские слова. Как бы оправдывая
этот факт, в комментарии к XXVIII главе пишется: “Нет ничего удивительного,
что Рубрук употребил тюркское слово, так как тюркский язык был в широком употреблении
в империи монголов”.
Или же возьмем историю возвышения Темучжина и его борьбу с близкородственными
тайчиудами, истоки которой объясняются тюркской удельно-лествичной системой
престолонаследия, явно проступающей в генеалогии боржигинов.
Первым каганом у боржигинов был прадед Темучжина Хабул-каган. Как отмечает автор
сказания, после Хабул-кагана, имевшего семерых сыновей, по его слову каганом
стал его троюродный брат Амбагай, сын родоначальника тайчиудов (от тюрк. тайчи
– владеющий стригунками” и-уд, общеалтайс. показателя множ. числа). Общий их
предок – прадед Хайду – у Рашид-ад-дина назван ханом. У него было трое сыновей.
Кабул-каган и Чингиз-каган относились к ветви старшего сына, Амбагай-каган –
среднего.
Перед смертью Амбагай-каган, у которого было десять сыновей, согласно тюркской
системе своим преемником назвал племянника, сына Хабул-кагана – Хутулу.
Дальнейшая линия каганов не прослеживается до Йесугай-багадура (от согд. бага,
титул и – дур, аффикса принадлежности в древнемонг.), племянника Хутула-кагана
и главы боржигинов. После смерти Йесугая, который в конце сказания назван кааном,
согласно удельно-лествичной системе должен править потомок Амбагай-кагана, что
и произошло.
Не обратившие внимание на эту систему авторы, в том числе и сам создатель “Тайной
истории”, и Рашид-ад-дин, описывают последующие события так, будто тайчиуды
предали, бросили семью вдовы Йесугая, забрав с собой улус, а потом и преследовали
как врага Темучжина.
Скорее всего, наоборот, решительная вдова Йесугая и ее старший сын не пожелали
подчиниться древним традициям и не признали главенства Таргутая-Кирилтука, предводителя
тайчиудов. Ведь Йесугай-багадур перед смертью говорил только о Темучжине. Добродушный
толстяк Таргутай воспитывал и наставлял Темучжина, когда тот осиротел. Лишь
после опоздания матери Темучжина на родовое жертвоприношение предкам, что было
с ее стороны неуважением к тайчиудам, они решили откочевать.
После убийства сводного брата Бектера за связь с тайчиудами Темучжин был захвачен
тайчиудами в плен. Таргутай “подверг его законному наказанию”, ибо расправу
чинил только его глава, а Темучжин им не был.
Слуги, как и Чингиз, называют Таргутай-Кирилтука “природным ханом”, то есть
законным (Таргутай-Таргултай, тюрк. “полосатый жеребенок” от древнетюрк. тар№ыл
“полосатый ( о масти)”, Кирилтук скорее описка вместо Кириктук, тюрк. “сорок
знамен”, титул. Такого рода описки встречаются, например, найманский Едитублух
вместо Етитуклух, тюрк. “семизнаменный”).
До своего возвышения Темучжин стал удельным ханом. Во время похода с союзниками
против меркитов из его улуса набрали десять тысяч воинов. Пленную жену Темучжина
меркиты величают ханшей. А его мачеха, стыдясь позорного плена, скрывается в
тайге: “Мои сыновья поделались, говорят, ханами, а я тут маюсь около мужика”
(“Сокровенное сказание”).
Когда Темучжин с помощью тех же союзников – кереитского хана Тогрыла и родственника
Джамухи – усилился, и его провозгласили Чингиз-каганом, то тот же Джамуха вместе
с тайчиудами выступает против него. Ибо в их глазах избрание Темучжина каганом
было нелегитимно: у боржигинов верховным правителем становились по очереди.
Поэтому-то Джамуха называет виновниками разрыва с Темучжином Алтана и Хучара,
потомков Хабул-кагана, которые приняли решение и возвели в каганы его друга.
Ведь при законности избрания Темучжина их виновность была бы беспочвенной.
Дальнейшая логика событий была предрешена. Джамуха во главе тринадцати племен,
а затем как гурхан – официальный глава конфедерации племен из тайчиудов, найманов,
меркитов, татар, части онгиратов и других – борется против нелегитимного Чингиз-кагана.
Джамуху избрала племенная аристократия, направившая союз племен против кагана.
Со временем у кереитского Тогрыла (древнетюрк. “хищная птица”, титул) собралась
родовая знать, в том числе Алтан, Хучар и даже брат Чингиза Хасар, в то время
как у его противника, бывшего союзника – “домашние люди”. То есть война была
не межплеменной, а гражданской.
Отсюда истребление Чингизом знатных родов, степной аристократии, подчинение
мелких, бедных родов, вчерашних слуг, конюхов, простых воинов, из которых вышло
немало военачальников кагана. Знаменитый полководец Джебе был “домашним человеком”
у тайчиудов, батрак Сорган Шира, табунщики Бадай и Кишлик, перешедшие на сторону
кагана, стали тысячниками, Ная, слуга Таргутая, стал темником и т.д.
Поэтому потребовалось повторное избрание Темучжина каганом в 1206 году, ибо
избравшая его знать была истреблена. Взамен пришли “домашние люди”, которых
надо было привести к присяге на верность кагану.
За время гражданской войны изменился не только социальный облик Внутренней Азии,
но и племенной состав. Основная масса таких крупных и известных племен, как
найманы, кереиты, онгираты, меркиты и др., продвинулась на запад. От этих племен
остались в основном тюркские титулы и имена и, скорее, это были тюркоязычные.
Например, у найманов первоисточник зафиксировал целый ряд тюркских титулов:
Кучулук – “могущественный”, Буюрук – “приказывающий”, Инанча Бильге – “надежный-мудрый”,
Етитуклух – “семизнаменный” и т.д. Гений-хранитель у них назывался Торлук (тюрк.
“заволакивающий”, сравн. казахское торлау – “заволакивать”).
Имена, как и титулы, с древнейших времен имели большое смысловое, отчасти и
магическое значение. Тюрки, например, имели сложную систему антропонимов: имя
собственное, родовое, мужское (геройское), титул, которые предполагали хорошее
знание языка. Поэтому безосновательны утверждения некоторых авторов о монголоязычности
указанных племен при тюркских именах и титулах.
С востока на месте тюркоязычных появились мелкие и бедные племена и роды, остатки
тюрко-монголоязычных татар, каракитаи, джурджени и т.д. Опираясь на них, Чингиз
в силу своей нелегитимности преследовал близкородственные племена.
Титул, присвоенный Темучжину, нам знаком как Чингис-хан, хотя в “Тайной истории”
дается в форме Чингис-каган. Лишь в конце сказания встречается форма Чингис-каан,
которая трансформировалась у большинства авторов в Чингис-хан. Каан – это китайская
и монгольская форма. Для этих языков характерно выпадение согласного между гласными:
Тоорил от Тогорил-Тогрыл, Чаадай от Чагатай, Боорчу от Богурчи и др. Встречаются
в сказании и другие примеры. Это явление отмечает и Б.Я.Владимирцов. Дальнейшее
стяжение привело к форме кан-хан, а это уже другая должность, подчиненная кагану.
В основе титула “єа№ан” (верховный правитель) лежит слово єан (хан, правитель)
от древнетюркского єан – “отец”.
Наиболее распространенное толкование (Рамстедт и Пеллио) выводит титул Чингиз
из тюркско-монгольского слова тенгиз – “океан”. Почему тогда не Тенгиз-каган,
а Чинг№ис (старописьм. монг., ср. тюрк. Чы»№ыз) зафиксировано в сказании? Ведь
слово тенгиз в XIII веке звучало так же, как сейчас.
Ключ к этимологии титула находится у Рашид-ад-дина. Историк несколько раз отмечает,
что слово Чингиз есть множественное число от чинг и имеет усилительное значение,
и означает “величайший”.
Суффикс -№из, -№ыз отсутствует в монгольском языке. Такой суффикс со значением
множественного числа имеется в древнетюркском (см. аффиксы в Древнетюркском
словаре). От тюркского чы» (кирг. “неприступная гора”, каз. (шы») “вершина горы”
и т.д.) с помощью суффикса -№ыз образовался титул Чы»№ыз – “высочайший”, “величайший”,
букв. “Ваше Высочество”. Впоследствии -№ыз был вытеснен суффиксом -»ыз (ср.
йарлы№ы»ыз – “Ваше приказание”).
В титуле отразился культ гор, связанный с происхождением предков тюрков. Легендарная
волчица, скрываясь от преследования, убежала на Алтай и в горной пещере родила
сыновей. Жертвоприношение тюркский каган производил в пещере предков.
Удивительно, что при всех потрясениях на родине каганов ритуал их возведения
не изменился со времен древнетюркских владык. Церемония провозглашения чингизида
Куюка (древнетюрк. “мужчина; самец”, ср. монг. кую – “бежать”, по Б.Я.Владимирцову)
каганом, описанная спутником П.Карпини, явно имеет аналогии в возведении каганов
у древних тюрков, зафиксированном в китайской летописи. “Тогда они (высшие сановники)
положили кусок войлока и посадили его на него, говоря: “Смотри вверх и познай
бога, и смотри вниз и увидишь войлок. Если ты будешь хорошо управлять, то весь
мир преклонится перед твоим правлением и господь пошлет тебе все”. После бароны
посадили жену Куюка на войлок, подняли их вверх от земли и провозгласили их
громогласными криками: “Император и императрица всех татар”.
Каганы тюрков были жрецами, отсюда “вознесение” к небу на белом войлоке. В рунике
подчеркивается и их богоизбранность: Небоподобный и Неборожденный тюркский каган,
небесные тюрки.
Эта идея в аналогичных выражениях присутствует и в “Сокровенном сказании”. Предок
Чингиза – Сивый Волк родился “по изволению Вышнего Неба”. Темучжин представляет
своих сторонников как “умножаемые в силе Небом, нареченные могучим Тенгрием”
и т.д. По Рашид-ад дину, шаман Кокчи Теб-Тенгри (тюрк. “небесный подобно Тенгри”.
ср. каз. теп. – усилительный слог к словам, начинающимся на те: теп-тегiс “совершенно
ровный”) неоднократно говаривал Темучжину о его богоизбранности: “Всевышний
господь дарует тебе царствование над поверхностью земли!” Даже титул Чингиз
ниспослан свыше: “Всевышний господь повелел, чтобы прозвание твое было Чингиз-хан,
ибо чингиз есть множественное число от “чинг”, а следовательно, Чингиз имеет
усилительное значение чинг” (Сборник летописей. М.; Л., 1952. Т. 1. Кн. 2).
Незнание и непонимание многих терминов, титулов, имен было характерно уже для
современников империи в ее многоязычной среде. Известно, что Рашид-ад-дин пользовался
консультациями монголоязычного представителя кагана в Иране Пулада. Поэтому
у него можно встретить “сногсшибательные” объяснения, например, имен: Кирилтук
– “завистник” (ср. монг. харату – “завистливый”), Толуй – “зеркало” от монг.
толь-толе – “зеркало”. Легендарный Борте Чино, то есть Сивый Волк, представлен
почтенным эмиром и т.д.
В “Тайной истории” встречается словоформа “№ол-єол”, которую С.А.Козин переводит
как (великий, главный) средний полк, главные силы и т.д. При этом имеется в
виду монгольское “№ол-гол” – “середина, центр; главный, основной”. Конечно,
это слово уместно в сочетании “царевичи Центра”, “удел Центра”, но как военный
термин оно не зафиксировано в монгольском языке. И что значит главный или великий
средний полк? Стало быть, имелись главный передний или задний полк, малый средний
полк, а они, естественно, не упоминаются.
Отсутствие военного значения монгольского “гол” подтверждает употребление вместо
него термина Туб Тумен – “центральная тьма” (монг. туб – “центр, центральный”)
в системе левое крыло-центр-правое крыло.
Другое дело в тюркских языках. В казахском, киргизском, уйгурском, турецком
и др. это слово многозначно: рука, ответвление, долина реки, отряд, полк, войско,
армия, крыло и т.д. В “Чингиз-наме” (нач. XVI века) это тюркское слово является
военным термином (основной отряд, полки).
Судя по отсутствию у М.Кашгари этих значений, кроме “рука, ответвление, долина”,
появление в виде военного термина “№ол-єол” можно связывать именно с эпохой
Чингиз-кагана. Дело в том, что Чингиз в полной мере применил десятичную систему
в армии, основанную на количестве пальцев обеих рук: воины были разверстаны
по десяткам, десятки объединялись в сотни, сотни в тысячи и т.д.
В 1206 году Чингиз-каган перенес эту систему на все население подчиненной ему
территории, которое разделил на 95 “тысяч”, 95 административных единиц, способных
выставлять и снабжать всем необходимым тысячу воинов. И объявил об образовании
Монгольского улуса.
Здесь мы вплотную подошли к этимологии термина “монг№ол-мо»№ол” “Тайной истории”.
Ключ к ней опять находится у Рашид-ад-дина: “слово же монгол сперва звучало
(было) мунгол, то есть “бессильный” и “просторечный” (ср. древнетюрк. мо»єул-му»єул
– “неразумный, глупый”). Аналогичную форму зафиксировали и армянские авторы
XIII века: мугал-мунгал (ср. в китайской летописи: мынгу-мэнгу).
Му» есть тюркское “тысяча” (алтайс., тувин., хакас. и др.), №ол-єол – “войско”.
В языке “Тайной истории” “є” смягчается в “№”, а “у” переходит в “о” (ср. Бодунчур-Бодончар,
Богурчи-Боорчу, орду-ордо). В ряде тюркских языков “рука” передается в форме
№ол, кол. Му»єол-мо»№ол означает “тысячное войско”, “армия из тысяч”.
Народ-войско получило “тысячную” организацию. Это было военно-административное
название, а не этническое, не родоплеменное. Наоборот, деление на тысячи – “му»-№ол”
– было направлено против родоплеменного деления, племенного сепаратизма. Монголов,
осевших в Восточном Иране, называли хэзарийцами от персидского хэзар – “тысяча”.
Даже по истечении нескольких веков племена в Монголии называли себя “сорок монгол”,
помня деление на тысячи.
В “Тайной истории” слово “мо»№ол” употребляется без показателя множественного
числа (ср. совр. монг. монголчуд – “монголы”), так как в тюрском “№ол-єол” имеет
значение собирательного множества. Не этническое, а собирательное значение “монгол”
улавливается в сказании. Впервые это слово появилось в связи с правлением прадеда
Темучжина: “Всеми Монголами ведал Хабул-каган”. Возможно, именно этот каган
ввел “тысячную” систему му»-№ол среди боржигинов. В сказании до 1206 года монголами
называются лишь представители боржигинов. В нем несколько раз отмечается, как
Чингиз делит свое войско на тысячи, в то время как у соседних племен такое деление
не встречается. При этом автор нигде не называет боржигинов монгольским племенем,
только – монгол. Лишь с введением “тысячной” организации среди покоренных племен
созданный улус был назван Монгольским и слово распространилось на все племена
улуса.
Среди множества отрывочных и противоречивых свидетельств дошла до нас загадочная
“Тайная история династии Юань”, которая есть и тайная история Чингиз-кагана.
Этот памятник оставил нетленное свидетельство – бессмертное слово о происхождении
рода Чингиза и его государства наперекор времени и предрассудкам. Как сказал
бы С.Малларме, “удивительно, что в таком ярком блеске может скрываться столько
тайны”.
Пришлый род боржигин стал смешиваться с местными племенами, и в генеалогии Чингиза
наряду с тюркскими именами и титулами встречаются монгольские, маньчжурские,
китайские. Метисация, по Л.Н.Гумилеву, является одним из условий пассионарного
толчка племен и народов. Но тюркские корни “волчьего” рода, каганата, названия
улуса, титула основателя и т.д. не вызывают сомнения.
Судя по этому, а также по названиям законов “Билик”, “Ясак” (тюрк. “постановление”),
столицы Каракорум (тюрк. “большие каменные россыпи”), по многочисленным тюркским
титулам его подчиненных, военным терминам и т.д., Чингиз был тюркоязычным. Имена
его сыновей в основном тюркские: Джочи – интернациональное (эвенк. жучи – “имеющий
жилье”, монг. зочи-джучи – “гость”, тюрк. джолчи-чучи – “гость, путник”), Чагатай
от тюрк. чага – “ребенок” (в этом значении встречается в сказании) и суффикса
уменьш.-ласкат. значения -тай, (ср. туркм. чага – “ребенок”, кирг., каз. бала-чага
– “дети”). Угедей от древнетюрк. уге-дей, букв. “подобный мудрому”, титул. Толуй
– распрост. тюрк. имя Толу – “полный, наполненный” (колчан иногда по-тюркски
называли толуй, то есть “наполненный”). Толуй как младший сын носил тюрк. титул
оттегин, то есть наследник. Своих сыновей каган называл четырьмя “кулюками”
(героями). Даже далекий Пекин, ставший столицей династии Юань, назван по-тюркски
Хан-балык, то есть “ханский город”.
Мать и старшая жена Чингиза – из племени о»ерат (древнетюрк. “воины авангарда”).
Именно в онгиратской народной песне встречается сочетание “хасаг терген” – арба
тюркских казаков:
В одноколку казачью верблюд вороной
Запряжен, и рысью пустим его.
(“Сокровенное сказание”)
Добавим, что название “казак” распространилось с завоеваниями Потрясателя Вселенной
на обширной территории. Но это уже другая история, более известная, чем тайная
история Чингиз-кагана.
Чтобы “приглушить” наличие явных тюркизмов при описании эпохи Чингиз-кагана,
монголоведы нашли простой и ненаучный выход: тюркские термины даются с пометкой
“старописьм. монг.”, тем самым они как бы считаются монгольскими. Кажется, нельзя
обмануть слово, тем не менее встречаются с такой пометкой даже такие слова,
как орду, кулюк, отчигин, билик, туркак (стража), беки (титул; супруг), кешик-кешиктен
(личная стража) и многие другие. Это несмотря на то что их производные основы
отсутствуют в языке “Тайной истории” и имеются только в древнетюркском.
Для того чтобы надежней спаять тысячную организацию улуса, Чингиз обязал каждого
сотника, тысячника, темника посылать своего сына на службу в личную каганскую
гвардию. Гвардия была своего рода высшей военной школой, которая готовила талантливых
военачальников. Она называлась по-древнетюркски кешик-кешиктен – “колчан” (букв.
“(люди) из колчана”) и имела сопутствующее значение – “смена телохранителей”
от тюрк. кезик-кежик – “смена, очередь”. Недаром найманский Таян-хан грозился
“отобрать колчан” у Чингиза, то есть лишить силы и власти.
Монголоведам не хватило мужества или политической свободы признать указанные
и аналогичные им слова тюркскими и язык “Тайной истории” смешанным, монгольско-тюркским
диалектом. В XV–XVI вв. происходил постепенный процесс высвобождения этого языка
от многих лексических элементов (Г.Д.Санжеев. Старописьменный монгольский язык.
М., 1964). Хотя Г.Д.Санжеев не уточняет какая эта лексика, понятно, что, прежде
всего, тюркская, которая после ухода с территории Монголии тюркоязычных племен
стала архаичной. Соответственно изменилась и фонетическая система монгольского
языка, в котором в наше время этноним произносится без “»” и “№”: монгол. Уже
монгольская летопись XVII века “Алтан тобчи”, в которой имеется переложение
“Тайной истории”, обнаружила “как весьма слабую степень познаний автора в старописьменном
монгольском языке” (С.А.Козин).
Борьба с “пантюркизмом” выбросила за борт изучения богатейший пласт тюркской
истории и языка, тюркско-монгольских связей эпохи Чингиз-кагана. И вбила искусственный
клин между тюрками и монголами, в состав которых вошло немало одноименных племен.
Разве не удивительно, что “ни про одно монгольское наречие, ни про один живой
говор нельзя сказать, чтобы он непосредственно восходил к письменному монгольскому
языку” (В.Я.Владимирцов. Сравнительная грамматика монгольского письменного языка
и халхаского наречия. Л., 1929). К такому выводу о языке XIII в. (не V век все-таки!)
пришел крупнейший специалист в этой области, участник экспедиции по изучению
тюркских захоронений на территории Монголии. Но все становится ясно, если учесть,
что в книге нет места изучению тюркизмов.
Стоило В.Я.Владимирцову утверждать в одной статье о тюркском происхождении наиболее
распространенного в Монгольском улусе титула “беки-беги”, как его без всяких
аргументов “поставили на место”. И это, несмотря на то что слово явно древнетюркского
происхождения и означает “крепкий”, как зафиксировал М.Кашгари. В тюрских языках
это слово представлено в разных формах: бек-беки, бег-беги, бегим, бике, би,
бей и т.д., что свидетельствует о его древности и распространенности.
Устраивая улус, Чингиз-каган утвердил: “Сан беки идет у нас от самого старшего
в роде. Пусть же примет сан беки – старец Усун… Пусть назначает и освещает нам
годы и месяцы”. Позже, уже при казахских ханах такую роль играли бии.
Известно, что первыми писцами в канцелярии Чингиз-кагана были уйгуры и официальным
письмом было уйгурское. Саму рунику со времен уйгурского каганата на родине
тюркютов вытеснила уйгурская письменность. Но проследить “уйгурский след” никто
из монголоведов даже не пытался, хотя он явно просматривается.
М.Кашгари свидетельствует, что у уйгур чистый тюркский язык, но есть и другой
язык, на котором они говорят между собой… что у них и у Сина (т.е. китайцев)
есть другое письмо, на котором пишут документы. Письмо это читают только некоторые
люди, специально изучившие его. Это очень ценное свидетельство, обойденное монголоведами.
“Тайная история” написана китайскими иероглифами на монгольско-тюркском диалекте.
Приблизительно на таком же диалекте уйгурским письмом написаны некоторые документы
эпохи Чингиза. Сами же мунголы (т.е. боржигины) не имели письменности. У найманов
хранителем печати и писцом был уйгур.
В провинции Ганьсу КНР проживают желтые уйгуры (сарыг югур), которые различаются
по языку: одна часть тюркоязычна, другая (шира югур) – монголоязычна, третья
говорит на китайском, четвертая – по-тибетски. В IX в. после разгрома вместе
с потоком других уйгуров сарыг югуры переселились на территорию Китая. Языковые
различия сложились очень давно. С.Е.Малов считает язык сарыг югуров одним из
древнейших.
“На первоначально тюркскую языковую основу у шира югуров когда-то постепенно
наслаивались элементы двух различных групп монгольских языков” (Э.Р.Тенишев,
Б.Х.Тодаева. Язык желтых уйгуров. М., 1966). Исследователи отмечают ряд фонетических
сближений этого языка с монгольским языком памятников XIII–XIV вв. Кроме этого,
язык шира югуров “сохранил до настоящего времени ряд специфических черт, свойственных
монгольскому языку среднемонгольской эпохи”.
К сожалению, язык шира югуров мало изучен, но это единственный язык, в котором,
как в “Тайной истории”, в монгольский лексический массив органически вплетаются
тюркские слова и выражения, тюркские интонации и поэтика. И когда говорят, что
чингизиды и высшие сановники в Чагатайском улусе знали монгольский язык, то
это не что иное, как уйгурский (шира югурский) язык, который был официальным
языком, языком пайдз, ярлыков и посланий.
Исследователи отмечали, что автор “Тайной истории” наверняка был участником
многих описанных им событий и имел доступ к документам Чингиз-кагана. Ибо, например,
само перечисление 95 “тысяч” недоступно простому запоминанию. Но таким человеком
был только один – уйгур Тата-Тунга. Существует легенда о том, что Чингизом при
разгроме найманов в 1204 году был захвачен в плен уйгур по имени Тата-Тунга
с государственной печатью найманов. Каган принял его к себе на службу. Именно
через этого уйгура, согласно легенде в монгольской летописи “Алтан-тобчи”, и
была введена письменность в улусе Мунгол. Текст “Тайной истории” косвенно подтверждает
эту информацию. С 1182 года автор заменяет местоимение “они” на “мы”, показывая,
что он был участником событий.
Ведь недаром С.А.Козин в предисловии к сказанию эзоповым языком советовал “источники
всякого литературного творчества у монголов надобно искать для XIII в. в ставке
степного феодала – “черного феодала”, а для более поздних периодов – еще и в
монастырях, среди князей церкви, или “желтых феодалов”. Иными словами – у соседей.
У соседей, которые имели свою письменность, литературу, развитую культуру и
были “князями церкви”. Такими были средневековые уйгуры, к языку и культуре
которых Чингиз-каган испытывал большое уважение и привил его своим детям и внукам.
Самое поразительное в языке шира югуров является произвольная замена тюркских
элементов монгольскими, и наоборот. Такое же природное двуязычие средневекового
автора позволило создать уникальное, в каком-то роде даже мистическое сказание,
в котором “переплавлено” в поэтическом горниле множество алтайских диалектов
и литератур.
Язык как магический индикатор фиксирует всякие изменения в среде его носителей.
Лексический состав дает возможность судить об исторических контактах. Но тюркско-монгольские
языковые связи сложны, ибо имеют древнейшую историю.
Некоторые племена в XIII в, наверняка были двуязычны. К такому выводу подводит
“Тайная история”. Да и монгольские языки были “ближе, понятнее тюркоязычным,
чем в наше время. Наличие многочисленных диалектов у современных монголов говорит
об их разноэтнических составляющих, что нельзя сказать о тюрках. В казахском,
например, мало монголизмов эпохи Чингиза: нукер – “слуга, дружинник”, олжа “(военная)
добыча”, тама – название казахского рода, как по-монгольски обозначались войска,
оставляемые в завоеванных областях. Тюркские языки не испытали заметного влияния
монгольских языков, что говорит о тюркоязычности большинства так называемых
монгольских племен, вошедших в состав тюркских народов.
Обычно в таких случаях говорят о малочисленности “монгольских племен”, “монгольских
войск”, “собственно монголов”. Это не совсем верно. В известной мере можно говорить
о переселении племен и народов. Например, “Чингиз-наме” говорит о многочисленных
кыятах в Дешт-и Кипчаке. А ведь тех же найманов или керейтов намного больше
кыятов. Кыяты – это ответвление боржигинов. Родоначальником кыят-боржигинов
являлся отец Чингиза Йесугай-багадур, которого называли Йесугай-Кыян (“Сокровенное
сказание”). Кстати, тоже тюркское слово: кирг. “кыян” – “стремительный поток
дождевой воды”, ср. каз. “кыян-кескi – “разрушительный, непримиримый”. Это вполне
согласуется с объяснением Рашид-ад-дина как “бурный поток”. Кыят – форма множ.
числа “кыян” и образована с помощью общеалтайск. форманта -т.
Политика всегда применяла для своих целей мифы. На протяжении нескольких веков
был использован рожденный в Европе миф о татаро-монгольском иге. Лишь в последнее
время русская историография освобождается от него как от ненаучной, ошибочной
трактовки.
Пожалуй, ни про одного основателя гоударства, империи не было столько инсинуаций,
как про Чингиз-кагана. При этом так искусно привиты степнякам бациллы неприятия
собственной истории!
В США Чингиз-каган объявлен “человеком тысячелетия”. В самом деле, достаточно
посмотреть на территорию империи кагана и время ее существования, чтобы осознать
несравнимость феномена Чингиза. Имперские устои Монгольского улуса были не только
крепки и жизнеспособны. Государственный гений Чингиз-кагана впоследствии послужил
объединению Руси, Китая, образованию государства Тимура, Казахского ханства.
Видоизменяясь в разных государственных образованиях на территории Российской
империи, военно-административная организация, в частности, казачество, система
управления вплоть до дворцовых церемоний, службы налогов и связи (ямские станции)
и другие учреждения кагана дожили до XX века.
Рюрик, предводитель русов-варягов, остался в истории не как захватчик, а как
родоначальник великих русских князей и, как таковой, справедливо почитается.
А ведь Чингиз-каган, основатель мировой империи, чей сын был родоначальником
казахских ханов, почитался не только как великий объединитель Степи. Его имя
было освящено как имя божества. Вековая степная культура была проникнута этим
именем, которая теперь не только не известна, но и искусственно отчуждена от
тюрских народов. Как “Тайная история”.
|