Карл Каутский и критика сионизма

Карл Каутский - имя знакомое каждому марксисту, социалисту и коммунисту.

Годы жизни - 1854-1938. Историк и экономист. В 1881 году после знакомства с Марксом и Энгельсом он становится приверженцем марксизма. Позднее он проявил себя ведущим теоретиком Второго Интернационала, одним из лидеров германской социал-демократии. Его перу принадлежат такие труды как: <Экономическое учение Карла Маркса> (1887 год), <Предшественники новейшего социализма> (1895 год), <Аграрный вопрос> (1899 год), <Этика и материалистическое понимание истории> (1906 год), <Происхождение христианства> (1908 год).

Именно этот период жизни и деятельности Карла Каутского навсегда вписал его имя в анналы борьбы рабочего класса. Но земная слава, относится к проходящим категориям.

Великого экзамена - Первой Империалистической Войны, Каутский не выдержал. Свою капитуляцию перед империализмом и шовинизмом Каутский правда поспешил прикрыть красивыми словами, мол правительство сильно, партии слабы, надежд на успех нет, надо копить силы для грядущей борьбы, для достижения мира социалисты должны защищать свою отечество, а интернационализм заключается в признании аналогичного права за своими товарищами по другую сторону фронта (!). О революции Каутский уже не вспоминал, поскольку по его мнению для неё требовалось <здоровое> капиталистическое хозяйство, невозможное ни в годы войны, ни в послевоенные годы.

Дальше - больше. В 1918 году Каутский пишет свою работу <Диктатура Пролетариата> где выступает против политики большевиков, плача по парламенту и по союзу с <демократическими силами> (читай буржуазией). В ответ Ленин обеспечил Каутскому славу <мальчика для битья>, написав в том же году классическую работу: <Пролетарская революция и ренегат Каутский> отстаивающую принципы диктатуры пролетариата.

После этого Карл Каутский двигался лишь по нисходящей. С 20-х годов 20 века Каутский переходит на позиции ревизионизма, и где-то с 1925 года называет Бернштейна, против которого он упорно боролся до 1914 года, своим учителем. Советский строй он определял как госкапитализм, эксплуатирующий русских рабочих вместе с иностранным капиталом. Парадоксально, но в этой оценке он вплотную сошелся с анархистами и прочими ультралевыми, которые в свою очередь считают Каутского отцом всех большевистских заблуждений.

Возвышение нацизма, Каутский, со своей святой верой в буржуазную демократию разумеется прозевал. В 1938 году он умер всеми забытый в изгнании.

И всё же заслуги Каутского перед марксизмом и революционным движением перевешивают его ошибки хотя бы потому, что его ранние аналитические работы, написанные в расцвете творческих сил получили широкую известность, а его поздние нападки на большевистскую революцию изучают лишь специалисты.

Среди этих трудов, для нас, израильских марксистов, особый интерес представляет работа Каутского по еврейскому вопросу Rasse und Judentum (Раса и Еврейство) впервые изданная в Берлине в 1914 году. Английское издание книги названное Are the Jews a Race было опубликовано в 1921 году. В 1926 году вышло второе английское издание, исправленное автором и дополненное главой <Сионизм после войны>.

Эта книга Каутского, посвященная еврейскому вопросу, не является историческим исследованием подобно более поздней работе бельгийского марксиста Аврама Леона. Раса и Еврейство это прежде всего ответ адептам расовой теории объявивших евреев особой расой противостоящей всему остальному миру. Именно эту теорию Чемберлена и Гобино позже взяли на вооружение германские нацисты.

Из-за недостаточных познаний в естественных науках и из-за невысокой актуальности темы я оставляю за рамками этой статьи разбор Каутским расовой теории. Те кому интересна полемика с людьми утверждавшими, что Великая Французская Революция это реакция кельтских элементов на тевтонскую власть во Франции, могут взять эту книгу Каутского в Национальной библиотеке в Гиват Раме. Вероятно есть она и в крупных библиотеках России.

Что интересно для нас, так это критика Каутским современного ему сионистского движения. Этому вопросу просвещенны две главы "Расы и Еврейства": <Сионизм перед войной> и <Сионизм после войны>.

По мнению Каутского, перед лицом восточно-европейского антисемитизма (главной опасности для евреев в период до первой мировой войны) евреи ищут спасения в солидарности - солидарности трудящихся или в солидарности между евреями.

Как пример пролетарской солидарности Каутский почему-то приводит такую организацию как Еврейский Рабочий Союз, более известную под названием Бунд. Как известно руководство Бунда не раз делало серьезные уступки буржуазному национализму. Как пример солидарности среди евреев Каутский приводит сионизм.

По словам Каутского сионизм возник на Западе, но оказался востребованным не

во Франции или в Германии, а в Восточной Европе. Именно там евреи, преимущественно мелкие торговцы и ремесленники, с одной стороны не были вписаны в крупные рабочие организации, а с другой стороны подвергаются давлению со стороны реакции из-за активного участия еврейской интеллигенции в революционной борьбе против царского режима. Ассимиляция евреев в Восточной Европе стоит на одном месте. Даже эмиграция не решает все проблемы, Каутский упоминает о реакционных американских рабочих, которые отказываются принимать евреев в свои профсоюзы. В результате этого, сионизм, еврейское государство представляется для многих преследуемых евреев единственным решением их проблем.

В то же время сионизм тесно связан с антисемитизмом. Без антисемитизма сионизм как массовое движение просто не может существовать. Более того, интересы сионистов и антисемитов совпадают - и те и другие стремятся избавиться от евреев. Сионисты даже ожидают помощи в реализации своих планов у архиантисемита - русского царя.

Но в развитых странах, в Европе и Америке для еврейского государства места нет. Поэтому сионисты обращают внимание на отдаленные земли - Восточную Африку или Палестину.

Каутский далее высмеивает палестинофильство, напоминая, что в течение своей истории большинство евреев предпочитало жить в Диаспоре - в Вавилоне, Александрии, Риме и так далее. Палестину же евреи, как и все остальные народы посещали как правило только как пилигримы.

Альтернатива, стоящая перед трудящимися евреями, это не альтернатива между Россией, Венгрией, Румынией и Палестиной, а альтернатива между Палестиной и революцией в вышеупомянутых странах.

Каутский в 1914 году упоминал, что важным условием для становления независимого государства является нормальный обмен продукцией между городом и деревней. Между тем евреи, начиная со Средневековья отнюдь не демонстрировали особой любви к занятию сельским хозяйством. В бедной и отсталой Палестине нет и предпосылок для развития индустрии - там нет хороших дорог и крупных портов, плохие земли и болота. Иностранный капитал так же не торопится вкладывать в развитие Палестины фунты и франки. Турецкая власть не способствует ни малейшему прогрессу в этой стране.

Наконец, в Палестину не стремятся и сами евреи. Из 2 миллионов евреев покинувших Россию между 1881 и 1908 годом, 1600000 переселились в Америку, 300000 остались в Западной Европе, а в Палестину направились лишь 26 000 человек! Надо учитывать, что многие из приехавших в Палестину евреев были паломниками или старыми людьми желавшими окончить свои дни на Святой Земле. Так из 1979 евреев приехавших в Палестину из Одессы в 1910 году, 30% было старше 50 лет. Только 30% были младше 30 лет.

В самой же Палестине еврейское население продолжает оставаться немногочисленным, несмотря на щедрые вливания таких меценатов как барон Ротшильд и барон Гирш. Еврейские землевладельцы предпочитают использовать более дешевый рабочий труд арабов, чем эмигрантов-единоверцев. На земле работает сравнительно мало евреев. Существенную часть евреев-эмигрантов составляют переселенцы из Йемена, культурные и технические навыки которого мало отличаются от навыков арабского населения и не способствуют модернизации страны.

Лейтмотив главы, посвящённой сионизму до Великой Войны, - невозможность создания жизнеспособного еврейского поселения на территории турецкой Палестины. Каутский указывает на начавшийся отток евреев из страны - так в 1912 году на 684 молодых евреев приехавших в Палестину, приходилось 790 человек покинувших страну. Цифры говорят сами за себя. Если бы Палестина осталось под османским владычеством ещё насколько лет или десятилетий, сионистская утопия окончила бы свои дни быстро, и без особых потрясения.

Империалистическая война 1914-1918 годов привела к радикальным изменениям во многих областях и в том числе и в положение евреев Палестины. Изменения были настолько серьезными и драматичными, что Каутский был вынужден написать ещё одну главу посвященную сионистскому движению.

В мировой войне противоборствующие стороны стремились использовать сионистское движение в своих целях и не скупились на обещания. Наиболее последовательными в этом вопросе были английские империалисты, опубликовавшие в 1917 так называемую <Декларацию Бальфура> (письмо министра иностранных дел лорда Бальфура барону Ротшильду) в котором правительство его величества давало согласие на создание в Палестине национального еврейского очага.

В том же году Палестина была захвачена британскими войсками. Позднее по Версальскому разделу мира, Святая Земля официально стала британским мандатом. Война почти полностью разрушила Палестину. Многие еврейские колонисты бежали из страны или были высланы турками как граждане стран Антанты. В поселение Сафед из 10000 обитателей осталось лишь 3000 человек. Неизвестный палестинский корреспондент (убежденный сионист) писал Каутскому в 1919 году, что никакая массовая еврейская эмиграция в страну просто невозможна по двум причинам: Во-первых, из-за эпидемических заболеваний, прежде всего из-за малярии. Во-вторых, из-за безработицы. Из-за гражданской войны в Восточной Европе в Палестину перестали поступать пожертвования от единоверцев, что привело к банкротству многих предприятий.

Но затем ситуация изменилась. Мировая война стимулировала не только немецкий, английский и французский национализм, но также и еврейский национализм. Америка ограничила доступ эмигрантам и поток беженцев из раздираемой войнами Восточной Европы наконец-то докатился и до Палестины. Еврейское население страны выросло, активизировалась и экономическая жизнь в Палестине - строились дороги, осушались болота. Каутский приписывает эти успехи энтузиазму переселенцев и еврейским инвестициям, но почему-то совершенно игнорирует роль британского владычества, обеспечившего необходимые условия для экономического роста.

Каутский пишет о преимущественно городском характере колонизации. Сделать евреев земледельцами так и не удалось. Большинство переселенцев устремились в города - в Тель-Авив, Иерусалим, Хайфу, Яффо. В этих городах, окруженных нееврейскими землями, евреев ждут те же городские проблемы, что и в Европе. Продолжается и зависимость колонии от иностранной филантропии. С другой стороны, среди эмигрантов распространяются социалистические идеи, растёт рабочий класс настроенный против капитализма.

Но если сионизму пока удаётся справляться с экономическими трудностями, то, как пишет Каутский: <политические условия для его реализации [сионистского плана] быстро ухудшаются>.

Сионизм, пишет он, это не прогрессивное, а реакционное движение. Сионизм пытается повернуть вспять колесо истории, отвергает идею самоопределения наций и выдвигает анахроническую доктрину исторического права.

Каутский так подчёркивает зависимость еврейского поселения в Палестине от империалистических сил. Ещё в годы первой мировой войны германские империалисты писали, что <в интересах Германии и Австрии иметь большие массы евреев поселенных в Турции>. После окончания войны покровителями сионистов выступили британские империалисты. Без этой политической поддержки по мнению Каутского сионизм обречен на быстрый крах.

Между тем современные прогрессивные идеи уже перешагнули за границы Европы и рано или поздно станут достоянием народов Азии и Африки. Распространению этих идей в значительной степени способствовала первая мировая война.

Евреи в Палестине составляют незначительное меньшинство по сравнению с коренным арабским населением. На 620 тыс. арабов приходится 120 тыс. евреев и невозможно что бы евреев в Палестине стало бы больше чем арабов. Рано или поздно неизбежно столкновение между сионизмом и нарождающимся арабским национализмом. Каутский убежден, что сионизм в этом столкновении потерпит неизбежное поражение: <Спору нет, что конечная победа будет за арабами; единственный вопрос это - будет ли победа достигнута мирными методами путём вынуждения [евреев] к уступкам, или в течение жестокой партизанской войны и кровавых восстаний>. Конечными жертвами этой схватки будут простые евреи, обманным путём заманенные сионистами в Палестину. Богачи и элита всегда успеют сбежать за море.

Итак, Каутский опять приходит к выводу, что сионизм это утопия, пустое растрачивание сил и энергии еврейского народа, тогда как путь к решению еврейской проблемы - социалистическая революция в Восточной Европе.

Многое изменилось с тех пор, как Карл Каутский написал эти строки. Сионизм оказался на редкость <везучей> утопией. Сионизму повезло в том, что вторая мировая война и Холокост направили в Палестину новые потоки беженцев и дали очередной толчок еврейскому национализму. На смену англичанам пришли новые покровители, но этот раз из-за океана. Но ход истории изменить нельзя. Израиль полностью зависит от помощи из-за рубежа. Экономика деформирована и не связана с местными ближневосточными рынкам. И почти 60 лет идёт война с палестинскими арабами, и не было недостатка и в кровавых восстаниях и в жестокой партизанской войне и в мирных переговорах. И с каждым днём тень поражения над улицами Тель-Авива становится всё гуще, всё темнее. Действительно ли неизбежен страшный конец утопии?- Толпы беженцев, карабкающиеся на последний паром, на Кипр; солдаты некогда непобедимых панцердивизий превратившиеся в ошалевшие от страха толпы; женщины и дети в ужасе ожидающие кровавой мести торжествующих победителей? Думаю, что нет. Но лишь отказ от сионистских заблуждений, покаяние в преступлениях, социалистическая революция, может окончательно поставить крест на мрачных прогнозах Карла Каутского.

Артем Кирпиченок

Библиография:

Kautsky K. Are the Jews a Race? London, 1926

Бровко Л.Н. Война, революция и новая картина мира в идеологии германской социал-демократии, в Первая мировая война - пролог XX века, Москва, 1998. Эттингер Ш. (ред.) Очерки истории еврейского народа, Иерусалим, 1990, т.2. Философский словарь, Москва, 1987.


Израиль и Палестина ... На главную страницу