Переписка

Krugler:

 

Уважаемый Евграф Каленьевич!

Если позволите, у меня к Вам два вопроса:

1. На атеистическом сайте Вы пишите о том, что перевели на украинский язык
Тору. Означает ли это, что Вы перевели ВСЮ Тору, разумеемую как Тора,
разделяемая на Тору письменную (то, что для христиан - Ветхий Завет) и Тору
устную, основу которой составляет Талмуд? Если это действительно так, то
подскажите пожалуйста, где можно найти текст Талмуда на русском (желательно)
или украинском языке?

2. Чем обусловлено Ваше атеистическое внимание в основном к Христианству в
его православной ветви? У Вас почему-то не встречается нигде понятие
авраамизма. Возможно ли считать, что промежуточный (между иудаизмом и
исламом) христианский "литературный фрагмент" и есть суть корень религии и
религиозного? Актуальность вопроса очевидна, если вспомнить, что 3/4
Библии - это (иудейский) Ветхий Завет, а христианство "своего ума не имеет"
и в основном опирается в новозаветной части на часть ветхозаветную. Все
основные идеи, сформировавшие действительно "вредную, расистскую,
профашистскую веру в Бога" - это идеи Ветхого Завета, идеи иудейские. А
может просто гораздо легче критиковать путанный, бессодержательный и
философски несамостоятельный "христианский литературный фрагмент" и трудно
подобраться к напористо-наглому расистскому иудаизму?

С заинтересованностью в ответе
KRUGLER

6 августа 2003 года

 

Дулуман:

 

Уважаемый Krugler!

1. На украинский язык я перевел Тору письменную. [Письменная Тора – это первые пять книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В иудаизме они называются Торой («Тора» -  закон) а в христианстве – Пятикнижие Моисея.]  В переводе дал подстрочный комментарий. Перевод был опубликован в украинском журнале "Людина і світ" в ряде номеров за 1990-1992 годы.

На русском языке многотомная часть Талмуда (Талмуд Вавли) опубликована в начале 20 столетия Перферковичем.

2. Вы не внимательно читаете мои публикации. Основные мои выступления посвящены атеизму, критике веры в Бога, философии. Что касается критики мировоззрения и идеологии конкретной религии, то я, действительно, подвергаю критике, главным образом, христианство, в частности - православие. Как правило, я критикую православие и христианство в переписке с верующими: они пропагандируют и защищают, я нападаю и критикую.

Правда, иногда я по своей инициативе берусь за христианство и православие.  Это объясняется объективными и субъективными причинами. Объективными: в странах бывшего СССР - а именно здесь живут посетители моего сайта - доминирует православие. Православие пытается клерикализовать общество, с православием надо бороться; остальные религии терпят от православия притеснения, а притесняемых надо щадить и защищать. Что я и делаю, исходя из практической конъюнктуры. Субъективными: я - кандидат богословия по ведомству православной церкви. Я лучше всего знаю христианство и православие. В таком положении совершенно не рационально влазить в дела других религий. Читатели меня не поймут или поймут превратно. Ветхий Завет я критикую ничуть не меньше Завета Нового.

А по иудаизму прекрасно пишут атеисты из евреев: Зиновий Танненбойм, Марк Перах и много других, которым я желаю успеха и радуюсь их выступлениям. Но Вы правы в том, что иудаизм, особенно в его ортодоксальном, консервативном и хасидистком направлении - напористый, наглый, фашистский, расистский.

Что касается термина «авраамические религии», то этот термин богословский, который мне без надобности, хотя об «уважении» к Библии во всех трех религиях (иудаизме, христианстве, исламе) я  говорю по случаю. Но я не считаю, что «авраамические религии» выражают собой суть религии вообще. В этом плане индуизм, буддизм, синтоизм, сикхизм, зороастризм такие же религии, как и религии «авраамические». Конечно, каждая конкретная религия имеет свои неповторимые особенности. Но эти неповторимые особенности имеет каждая христианская церковь и секта, каждое направление ислама, каждое течение иудаизма.

С уважением - Евграф Дулуман. 

7 августа 2003 года