Святоши с ненавистью наперевес
[В.Батькив]
Вандализмом
нынче трудно кого-то удивить. Привыкли к валу осквернения мест и разрушения
символов, еще недавно в сознании масс бывших незыблемыми святынями.
Херсонщина
исключением (в данном случае оно было бы радостным) не является. Вот, на
вскидку, лишь несколько показательных случаев.
Осенней
ночью 1995-го в Каховке был загашен Вечный огонь, а из украшавших аллею Славы
портретов героев войны не установленные лица устроили костер.
В январе
2001-го местная пресса сообщала об осквернении солдатских мемориалов в
селах Василевка (Новотроицкий район) и Музыковка (Белозерский район). А в
областном центре в это же время затеяли кощунственный опрос местных жителей
на предмет переименования площади, названной в честь Героев Сталинграда. В
Париже память о людях, сражавшихся и победивших на развалинах у горящей
Волги, чтят, а в Херсоне, видите ли, ее стремятся извести. (Впрочем, и
соседи недалеко отъехали. Скажем, в Мелитополе демонтированной с памятника
Герою Советского Союза Штевневу плиткой был выложен тротуар возле нового
бара).
Но и на
этом фоне ЧП, случившееся в середине января в Цюрупинске, выглядит весьма и
весьма необычным. Средь бела дня с пьедестала был низвергнут символ - пушка
ЗИС-3, напоминающий о советских "богах войны" - артиллеристах.
Такая же, как тысячи других, чьи заслуги лаконично оценил в беседе с
конструктором Грабиным Сталин: "Ваша пушка спасла страну".
Опять же,
дело не только в вопиющем факте. Деяние, особо цинично проступающее в канун
60-летия Победы над фашизмом, не менее цинично и отвратительно по форме
осуществления. Ибо совершено:
а) с якобы
правовым обоснованием - решением местечкового совета о переносе памятника с
целью высвобождения места для строительства храма;
б) с
задействованием парамилитарных структур - не суть важно, что казачки в
Украине все больше опереточные, любящие избирать своими гетьманами
преимущественно президентов (на худой конец депутатов), а потом их быстро
менять (вариант - гнать взашей), когда не у властных дел окажутся;
в) с
идеологическим обеспечением в лице попа местного прихода УАПЦ, под
непосредственным руководством которого и сбросили с пьедестала орудие.
Теперь,
поговаривают, валяется оно на задворках местного коммунального ведомства, а
имевшиеся на постаменте украшения уничтожены в ходе варварской
самодеятельности.
Правда,
коммунисты и ветераны района настроены решительно и намереваются довести
вопрос о преступном самоуправстве до логического завершения. В том смысле
завершения, при котором, во-первых, символ ратного подвига займет свое
почетное место на пьедестале, а, во-вторых, поднявшие на него свою грязную
руку ответят по закону. Ведь, в самом деле: сплошь и рядом СМИ трезвонят об
открывающихся в местах лишения свободы культовых сооружениях, а здесь, без
волокиты с оформлением допуска для прохода в режимные учреждения, служитель
имеется в наличии. И наука будет относительно того, что нарушать Закон
"Украины "Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов" не просто грешно, но и уголовно наказуемо.
Это
весьма полезно и другим, поскольку цюрупинский пример борьбы служителей
культа с символами не единичен.
Вот
другой случай. Осенней ночью 2000-го года на улицах села Красная Слобода
Черкасской области появился мужичонка с топором в руках. Никто местного
попика Иллариона за руку не схватил, вот и разрушил он двухметровую
скульптуру Ленина.
"Не
тот", видите ли, символ. А ведь было, когда гармония символа и духа
времени давала возможность детишкам с расположенной неподалеку
железнодорожной станции имени Т.Шевченко ездить на экскурсии в Ленинград на
деньги из символического заработка зачисленного в почетные рабочие
пролетарского вождя. Когда же попытались убить символ, то словно по
мановению волшебной палочки исчез не осязаемый, однако очень конкретный дух
времени (просьба не смешивать с разными спиритическими выкрутасами). И
загорелась хата родителей великого Кобзаря, столь тщательно лелеемая при
Советской власти...
(Сталкиваясь
с подобного рода приступом антикоммунистической ярости, вспоминаю гневный
рассказ, опубликованный в сентябре 1962-го в "Комсомольской
правде", в которой речь шла о группе церковников Черкасщины, в период
оккупации помогавших врагу. Так, староста церковной общины с.Ивановка
Вербовский доносил на коммунистов, а некий Иван Овчаренко до того, как
переквалифицировался в попы, успел побывать начальником полицейского участка
с.Горбы. Тоже с Лениным боролись...)
И еще
случай. В январе 2004 года, в аккурат под 60-летие освобождение Кировограда
от немецко-фашистских захватчиков, местное епархиальное управление во главе
с епископом Кировоградским и Александрийским Пантелеймоном выступило с
инициативой. Нет, совсем не
социально-экономической, затрагивающей болезненные проблемы, тревожащие
большинство местных жителей. Городу предложено вернуть одно из его прежних
названий. В непростом XX веке носил имя и местного уроженца Г.Е.Зиновьева,
а после быстрого перехода известного в государстве и партии деятеля в ранг
"врагов народа" - был назван в память о С.М.Кирове.
Ревнители
духовности, обернув свой взгляд в прошлое, решили и город вернуть лет эдак
на 90 назад. Во времена, когда не было в нынешнем Кировограде заводов
первоклассных, зато именовался он царским именем. (Об исторических
конвульсиях этого периода, кстати говоря, мучительно размышлял Александр
Блок. "Почему дырявят древний собор?" - в январе 1918-го задавал он вопрос в
статье "Интеллигенция и революция". И сам же дал исчерпывающий
ответ: "Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и
торговал водкой").
А вот тут
и вышла закавыка. Сама мысль о возвращении "имперского" имени
"Елисаветград" буквально пришпорила движение мысли, привыкшей
считать себя национальной и очень даже патриотической.
Едва ли
не первыми подсуетились "вовы" (члены малосильной структуры,
вовсю эксплуатирующие подлую аббревиатуру, используемую также некоторыми не
совсем умными людьми для обозначения события воистину эпохального - Великой
Отечественной войны), измыслившие имечко "Новокозачин". И
пошло-поехало.
Топонимическая
чесотка охватила некоторых авторов
"Літературної України" - органа литераторов, чья вертушка
многие годы преданно служила режиму (достаточно вспомнить почти
оруэлловские "пятиминутки ненависти" Яворивского, из борца с
национализмом быстро трансформировавшегося в руховца, потом кучмиста,
теперь - антикучмиста).
Каких
только наименований не сошло со страниц газеты! Классические
"Українськ" (сам господин главный редактор постарался),
"Шевченко" и авангардистский "Тарасопіль". Дальше -
академический "Тобілевичі" и временно конъюнктурный
"Чорновіл". Архаичные "Скіфопіль" и
"Байгород", географичные "Інгулоград" и
"Степоград", романтичные "Златопіль" и
"Перлинодар". Наивные "Надія" (А также "Надіівська
область", "Надіївський район"). Список сих топонимических
творений далеко не полон.
Словно и
не было попыток переименования в 1992 и 2000 годах. Словно и не было
местного референдума, в ходе которого 71% из принявших участие высказались
за название Кировоград. Ведь в случае, если действительно дойдет до смены
названия, платить за это скорее всего придется из тощей местной казны (т.е.
из кармана самих горожан). Очень сомнительно, что бремя расходов взвалит на
себя епархиальное управление. Зато уж внести и свою лепту в истерию
антисоветизма, мутным потоком захлестывающую страну второе десятилетие,
местным священнослужителям вне всякого сомнения удалось.
И
случайным ли является то, что произошло это именно в дни, когда Кировоград
и Кировоградская область праздновали 60-летие освобождения от гитлеровской
оккупации? А то, что разрушение памятника в Цюрупинске, с которого мы
начали свое повествование, случилось в период, когда отсчет времени до 60-й
годовщины Победы идет в днях?
Думается,
выше изложено достаточно фактического материала, чтобы читатель сам ответил
на эти вопросы.
Версия для печати Обсудить на форуме
|