© 2004 г.
Г.А. КЛЮЧАРЕВ, Е.Н. КОФАНОВА
О ДИНАМИКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СОСТОЯТЕЛЬНЫХ И МАЛОИМУЩИХ РОССИЯН
КЛЮЧАРЕВ Григорий Артурович - доктор философских наук, профессор, заведующий
отделом Института комплексных социальных исследований РАН. КОФАНОВА Елена Нико-
лаевна - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник того же института.
В последние годы ученые все больше внимания уделяют новым подходам и концепциям
в социологии образования, вызванным как глобальными тенденциями становления информа-
ционного общества, так и особенностями российского трансформирующегося социума [см. 1; 2].
Изучаются роль образования в адаптации населения к изменяющимся условиям [3], различные
формы образовательного поведения взрослых [см. 4; 5; 6]. При этом многими отмечается, что
современное образование в силу присущей инертности довольно часто не готово адекватно от-
ветить на потребности и интересы граждан. На это обстоятельство указывается и в Концепции
модернизации российского образования [см. 7; 8].
Учитывая актуальность проблематики социологии образования, нами проводится много-
летнее изучение образовательных потребностей и образовательного поведения различных
групп российского общества, которые, очевидно, по-разному реагируют на происходящие из-
менения в обществе. В данной статье используются результаты общероссийского социологи-
ческого исследования "Богатые и бедные в современной России", проведенного в марте 2003 г.
в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Фридриха Эберта в Российской Федерации.
Основная (общероссийская репрезентативная) выборка данного исследования включала в себя
2118 человек. В этой выборке мы выделили группу малообеспеченных - по комплексному кри-
терию, включающему, в частности, оценку респондентами самих себя как бедных (495 чело-
век). Использовалась также выборка дополнительного экспертного опроса по богатым, кото-
рая насчитывала 209 человек (имеющих высокие доходы, дифференцированные в зависимости
от региона проживания; обладающие дорогостоящей недвижимостью). При сопоставлении
данных за несколько лет рассматривались результаты социологических исследований ИКСИ
РАН и его предшественника - Российского независимого института социальных и националь-
ных проблем (РНИСиНП). Тенденции в поведении населения в области учебы и образования
можно выявить, прослеживая изменения в этой сфере на протяжении ряда лет, а также изучая,
как в текущий период времени ведут себя состоятельные люди (они чаще остальных могут
позволить себе технические новинки, оплатить получение знаний). Для того чтобы выявить
особенности состоятельных респондентов, мы сравнили их с малоимущими.
Рассмотрим некоторые результаты исследования. Наиболее объективно о поведении рос-
сиян в области образования, о понимании ими значимости знаний в достижении успеха можно
судить по уже имеющемуся у них уровню знаний, а также по образованию их родителей, супру-
гов. Оказалось, что состоятельные люди в среднем значительно образованнее, чем малоиму-
щие и население в целом. Специалистов с высшим образованием, включая ученую степень,
среди состоятельных примерно в 2 раза больше, чем в среднем по стране, и в 3 раза больше,
чем среди малоимущих. Та культурная среда, в которой состоятельные респонденты росли, их
стартовые позиции в сфере образования также существенно лучше. Об этом свидетельствует
уровень образования их родителей, который еще более показателен. Отцы и матери состоя-
тельных людей имеют высшее образование примерно в 3 раза чаще, чем родители респонден-
тов в целом по массиву, и в 5 раз чаще, чем у малоимущих опрошенных. Существенно выше
и образованность жен и мужей из семей состоятельных людей по сравнению с малоимущими
и населением России в целом.
Все это говорит о том, что формальное образование (т.е. образование, сопровождающееся
наделением учащегося совокупностью законодательно установленных прав, в том числе пра-
вом заниматься оплачиваемой профессиональной деятельностью по профилю пройденного
Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, фант № 02-02-18079а.
116