НАГДАЛИЕВ САДИГ
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ В РЕЗУЛЬТАТЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Специальность 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Москва-1998
Работа выполнена на кафедре социологии Института молодежи.
/. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Межнациональные конфликты периода перестройки в СССР, начиная с декабрьских (1986 г.) событий в Алма-Ате и кровавых столкновений в Нагорном Карабахе в феврале 1988 г., последующих вспышек насилия в Приднестровье, первой волны вынужденных мигрантов - турок-месхетинцев в 1989 г., в самый разгар перестройки шокировали общественное мнение, породили коллапс власти и стали одним из факторов развала страны. Лозунги интернационализма, дружбы народов, соединения людей в единой общности - советском народе потускнели. Новые испытательные полигоны вражды наций - еще недавно близких друзей - имели огромное воздействие на политические процессы в СССР. Межнациональные конфликты, конфликто-генные выступления ряда национальных движений и организаций привели к "параду суверенитетов" и политической гибели СССР.
Распад СССР не остановил конфликты между народами и перевел их из внутреннего дела одной страны в сферу межгосударственных отношений, а карабахский - в международную войну. Политические последствия этих событий анализируются крупнейшими политиками, политическими партиями, аналитическими группами. Однако политические последствия межнациональных конфликтов - лишь первый эшелон проблем, подлежащих социологическому анализу и общественному осмыслению. Менее заметные на первых этапах проблемы экономического и социокультурного характера по прошествии лет приобретают все большую значимость. Методами дипломатии достаточно быстро могут быть исправлены политические ошибки, В экономике и культуре быстрых возвратов к исходному положению нет.
Преодоление последствий межнациональных конфликтов и недопущение новых обострений обстановки на национальной почве - одна из важных задач государственной власти в странах СНГ. Эффективная деятельность в этом направлении предполагает интенсивную исследовательскую работу. Одной из важнейших для политического, социально-экономического и культурного развития этих стран задач становится преодоление негативных и использование позитивных факторов миграционных последствий межнациональных конфликтов. Политическая актуальность такой задачи очевидна, она отражена в документах (миграционных программах, президентских и правительственных докладах, программах политических партий и т. д.). Социально-экономические и социокультурные аспекты задачи еще остаются не вполне проработанными. Это связано с недостаточным теоретико-методологическим обоснованием соответствующих мер и неясностями организационно-управленческого характера.
Таким образом, избранная для диссертационного исследования тема представляется актуальной в теоретическом и практическом аспектах.
Степень разработанности проблемы. Изучение тематики межнациональных конфликтов наиболее активно ведется в рамках политической социологии, политологии, социологии конфликта. Работы последнего времени в очень малой степени связаны с большой литературой по межнациональным отношениям советского периода, тем не менее в теоретическом и историко-социологическом плане работы Ю.В.Арутюняна, Э.А.Баграмова, Ю.В.Бромлея, Л.М.Дробижевой, М.С.Джунусова, А. А. Су Соколова и др. сохраняют свое значение, знали-
зируются в современных работах по социологии наций. Сторонники новых концепций нации и этноса придают, в частности, большое значение дискуссии с дуалистским представлением об этносе Ю.В.Бромлея, которые в новейшей литературе оцениваются как наиболее распространенные у российских этнографов. На новое поколение исследователей национальных проблем оказала большое влияние концепция этногенеза Л.Н.Гумилева, не признаваемая многими этнологами и более популярная в кругах социологов. В разработку теоретических основ нации, межнациональных отношений существенный вклад внес В.А.Тишков.
Межнациональный (этнический, межэтнический, этнополитический) конфликт стал предметом исследования в отечественной литературе преимущественно в последние годы. Исследование этой проблематики проведено в рамках работ по политологии (К.С.Гаджиев, Г.А.Бордюгов, Е.Ю.Заречкин, А.А.Мацнев), социологии наций (Ю.В.Арутюнян, З.В.Сикевич, Г. Г.Си л ласте), социологии конфликта (А.Г.Здравомыслов, В.Н.Кудрявцев). Если собственно конфликтная характеристика этих процессов большинством авторов рассматривается в парадигмах западной конфликтологической мысли (К.Боулдинг, Л.Козер, Р.Дарендорф, из более ранних авторов - Г.Зиммель, Р.Парк), то анализ новейшего материала придает теоретическим схемам новизну и существенно корректирует их. Таковы, например, исследования В.В.Червякова, В.Д.Шапиро, Ф.Э.Шереги о проблемах беженцев, В.В.Выборновой о национальных аспектах федерализма, В.А.Лукова о феномене ко-биографии на материале беженцев, Г.Г.Силласте о русской семье в новой межнациональной ситуации, Т.С.Сулимовой о положении семей, изменивших национальное окружение, и др. Важные наблюдения и выводы содержат кан-
дидатские диссертации В.С.Айрапетова, В.Г.Рязанова, Н.А.Селиверстовой, А.А.Хохлова, затрагивающие тему межэтнических взаимодействий.
Вопросы социальных последствий вынужденной миграции рассмотрены в ряде исследований по проблемам молодежи (З.В.Сикевич, Т.С.Сулимова, Б.А.Ручкин, В.И.Чупров, М.В.Савва и др.). На основе эмпирических исследований эта тематика получила отражение в государственных докладах о положении молодежи в Российской Федерации.
Подходы к созданию "миграциологии"(М.Б.Денисенко, В.А.Ионцев, Б.С.Хорев) существенно дополнены в новых условиях исследователями вынужденной миграции, миграционной политики, социальной работы с мигрантами (Ю.Е.Булатецкий, В.П.Мошняга, В.А.Тишков, А.А.Хохлов и др.). Известный интерес представляют оценки зарубежных специалистов по национальным отношениям в странах бывшего СССР (П.Голдмана, Дж.Лагшдуса, В.Заславского и др.).
Хотя в последние годы исследовательская работа по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев стала значительно активнее, многие вопросы остаются недостаточно разработанными. Социально-экономические и социокультурные последствия вынужденной миграции в основном получили характеристику через фиксацию положения беженцев и вынужденных переселенцев по показателям нуждаемости, а также взаимооценок мигрантов и коренного населения. Проведение анкетных опросов по этой тематике осложнено, данные по мигрантам скудны, статистика несовершенна. Монографических исследований, которые рассматривали бы комплекс последствий вынужденной миграции как для самих мигрантов, так и для покинутых ими и принявших их сообществ.
для территорий их нового проживания, нам выявить не удалось. Таким образом, в изучении нашей темы имеются существенные пробелы, тема характеризуется как недостаточно исследованная.
Исходя из актуальности и недостаточной исследованности темы, определены цель и задачи настоящего исследования.
Цель исследования: выявить основные социальные последствия миграции населения стран СНГ в результате межнациональных конфликтов.
В соответствии с этой целью ставятся следующие задачи исследования:
- рассмотреть межнациональные конфликты как предмет теоретического анализа;
- дать классификацию социальных последствий межнациональных конфликтов;
- раскрыть макросоциальные последствия межнациональных конфликтов для социально-экономического развития;
- на эмпирическом материале установить микросоциальные последствия беженства и вынужденного переселения людей в условиях межнациональных конфликтов.
Объектом исследования стали ситуации беженства и вынужденного переселения людей в странах СНГ, т. е. совокупности обстоятельств и социальных действий, обусловливающих факт вынужденной миграции людей как следствие межнациональных конфликтов.
Предметом исследования стали макро- и микросоциальные последствия беженства и вынужденного переселения в результате межнациональных конфликтов.
Гипотезы исследования. Основная гипотеза исследования состоит в следующем предположении: вынужденная миграция людей в результате межнациональных конфликтов институциализируется в качестве особого фактора социально-экономического и социокультурного развития стран СНГ. Гипотеза-следствие: институциализация вынужденной миграции на макро- и микросоциальных уровнях структурно не совпадают, что становится дополнительным источником социальной напряженности.
Методологической основой диссертации стало положение марксистской социологии об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию и об относительной самостоятельности и активности надстроечных образований по отношению к базису общества. Теоретические положения Э.Дюркгейма об аномии стали источником классификационной схемы различий социальных последствий вынужденной и естественной миграции. В диссертации были также применены положения ряда современных социологических теорий, в которых делается попытка установить связь между макро- и микроуровнями социальной реальности.
Методические вопросы решались с опорой на социально-экономический анализ (расчет причиненного ущерба) и качественные методы социологии. Особое значение придавалось использованию методических приемов, сложившихся в рамках биографического метода (Ж.-П.Альмодовар, Д.Берто, М.Бургос и др.), анализа писем (Н.Н.Козлова, И.Сандомирская). При исследовании "случая Ирины С." применена модификация биографического метода, разработанная В.А.Луковым.
Эмпирическую базу работы составили:
- экспертные опросы беженцев и вынужденных переселенцев (69 чел.), проведенные диссертантом в сентябре-октябре 1996 г. и мае-июне 1997г.;
- экспертный опрос экономистов, специализирующихся на оценке социальных программ и проектов (12 чел.}, проведенный диссертантом в Москве и Баку в январе 1998 г.;
- 49 биографий азербайджанцев - беженцев и вынужденных переселенцев из районов компактного проживания армян; 27 биографий русских - беженцев из стран СНГ;
- "случай Ирины С.": переписка с семьей и друзьями (51 письмо) и коллективно записанные воспоминания русских беженцев из Таджикистана; фрагменты переписки беженцев и вынужденных переселенцев (Россия, Таджикистан, Азербайджан) (36 писем);
- автобиография Вагифа Р., переехавшего в Москву из Азербайджана (специально подготовлена для данного исследования);
- данные государственной статистики, документы органов государственной власти стран СНГ, финансово-экономическое обоснование Федеральной миграционной программы (200 ед.).
- вторичный анализ данных исследования "Социальные проблемы вынужденной миграции населения СССР", проведенного В.В.Червяковым, В.Д.Шапиро, Ф.Э.Шереги в 1990 г. (анкетный опрос; 1200 опрошенных по целевой выборке).
Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Проведена классификация последствий вынужденной миграции в результате межнациональных конфликтов в странах СНГ по фактору
времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные) и теоретически обоснована необходимость разделения макро- и микросоциальных последствий такой миграции.
2. Обоснована необходимость разграничения социологических методов исследования проблем вынужденной миграции в зависимости от уровня исследуемой реальности и показано преимущество качественных методов анализа при изучении микросоциальных последствий миграции.
3. Установлено, что институциализация вынужденной миграции на макро- и микросоциальных уровнях развивается как два параллельных, структурно не совпадающих процесса, что существенно затрудняет задачу управления миграционным процессом и снижения социальной напряженности, возникающей в связи с вынужденной миграцией.
4. С использованием биографического метода выявлена структура миграционного акта как события (стадии "напряженность", "кризис", "воображаемое бегство", "моральное бегство", "реальное бегство: выезд", "реальное бегство: путь", "реальное бегство: прибытие", "конфликт приезда", "воображаемое возвращение", "адаптация").
Практическая значимость исследования. Проведенное исследование позволяет обосновать необходимость корректив в государственной миграционной политике, направленных на оптимизацию реализации фактора беженства и вынужденного переселения в рамках процесса социально-экономического и социокультурного развития стран СНГ. Выводы работы могут использоваться органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, учреждениями социальной работы в местах массового притока беженцев и вынужденных переселенцев.
Результаты исследования могут применяться в учебном процессе в высших учебных заведениях а курсах социологии, социальной политики, социальной работы, культурологии и др.
Апробация исследования. Итоги исследования представлены в публикациях и изложены в сообщениях на заседаниях кафедры социологии Института молодежи (1996, 1997 гг.).
Структура диссертации. В основу структуры диссертации положены решаемые в ней научно-исследовательские задачи. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обоснована актуальность избранной для изучения темы, показана степень ее разработанности в научной литературе, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулированы рабочие гипотезы, показана научная новизна и практическая значимость выносимых на защиту положений.
В главе 1 "Теоретико-методологические аспекты исследования социальных последствий межнациональных конфликтов" основное внимание сосредоточено на двух вопросах: во-первых, межнациональные конфликты рассмотрены как предмет теоретического анализа и, во-вторых, сделана попытка классификации социальных последствий этих конфликтов.
В диссертации подчеркивается, что понятийная система, необходимая для анализа рассматриваемых процессов, несет на себе следы их незавершенности.
Базовым для данной работы является понятие "межнациональный конфликт". Необходимость в уточнении этого понятия основывается на том, что в современной практике исследований применяется несколько понятий для обозначения одних и тех же процессов и событий. Ряд авторов (Ж.Т.Тощенко, А.В.Малашенко, А.А.Мацнев, В.Г.Рязанов, Б.А.Хагба и др.) рассматривают упомянутые процессы и события как эт-нополитический конфликт. Принятой многими исследователями является трактовка рассматриваемых процессов как этнических (межэтнических) конфликтов. Такая точка зрения представлена в работах В.А.Тишкова, Г.А.Бордюгова, В.В.Пименова, А.М.Рыбакова и др. Термин используется в официальных документах России. Аналогично трактуют вопрос некоторые зарубежные исследователи (У.Фольц и др.). Большая группа исследователей характеризует рассматриваемые реалии как межнациональный конфликт (Э.А.Баграмов, А.И.Доронченков, А.Г.Здравомыслов, Т.С.Сулимова и др.). Таким понятием пользуются и зарубежные авторы (Дуглас М.Джонстон и др.). В диссертации используется последний из названных терминов, что связано с пониманием нации, которое в своей основе имеет определенный тип этнической общности в противовес получившей в последнее время распространение точке зрения, что нация - "это прежде всего согражданство, социальное сообщество граждан, составляющих государство" (В.А.Тишков).
Тем не менее признается, что работы В.А.Тишкова дают важное направление в понимании содержания межнациональных конфликтов и в выборе данного термина. Это направление - связь рассматриваемых событий с идеями государственности. Изучаемые конфликты разворачиваются на территориях, ныне разделенных государственными граница-
12
ми. В действиях конфликтующих сторон имеются чисто государственни-ческие претензии, и это следует учитывать. Кроме того, межнациональные конфликты все чаще перерастают в фактор международной политики.
В диссертации на основе анализа теоретических трудов, теоретико-политических разработок, социологических исследований последнего времени рассмотрены основные характеристики межнациональных конфликтов, в том числе следующие:
1. Межнациональный конфликт как социальное взаимодействие. Для выявления структуры и характерных свойств межнациональных конфликтов их важно рассмотреть как взаимодействие социальных общ-ностей и индивидов. Здесь вполне определенно выявляются макро- и микроуровневые параметры (макроуровень, видимо, и составляет то, что принято называть "национальным вопросом"). Дискриминация одного из участников социального взаимодействия ведет к поляризации в обществе, а на полюсах появляются новые социальные образования, обладающие большой энергией. Эта энергия при подходящем поводе реализуется в действиях - спонтанных или организованных, спровоцированных и т. д., - причем положительно оцениваются, поддерживаются общественным мнением нередко самые дикие и неприемлемые в обычных условиях поступки, лозунги, требования.
2. Межнациональный конфликт как стадия социального процесса. Межнациональный конфликт формируется на фоне социальной напряженности. Его базой являются экономические и иные трудности, сопровождаемые эмоциональным напряжением и порождающие такие действия, которые выходят за рамки обычных реакций.
На расшатанных устоях обыденности и возводится здание национального превосходства, национальной исключительности и нетерпимости. Представляется важным, что именно базовые социально-экономические трудности и политические проблемы воспринимаются людьми как возможные конфликтогенные причины и факторы.
Очевидно, что межнациональные конфликты - наиболее открытая для наблюдения стадия вызревания и разрешения большой группы общесоциальных проблем переходного общества. Эти проблемы латентно существовали и в советское время (подспудные проблемы способны жить в сложном переплетении с официальной идеологией, прямо им противоположной).
3. Межнациональный конфликт как концентрация истории. Изучение межнациональных конфликтов показывает, что их оценка лишь как событий, происходящих "здесь и теперь", ведет к полной путанице. Необходимо понять межнациональный конфликт как "мобилизованное прошлое". Воспользовавшись удачным словосочетанием, предложенным батюшковым, диссертант расширяет его трактовку: он не ограничивается пониманием мобилизованного прошлого как фактора конфликта, а считает, что сам конфликт в определенном ракурсе выступает как это мобилизованное прошлое.
4. Межнациональный конфликт как факт политики. Анализ межнациональных конфликтов как правило учитывает политическую подоплеку событий. Политическому аспекту нередко придается основное значение в рассматриваемых конфликтах. При этом межнациональный конфликт включается политическими силами в контекст политической деятельности, получает определенную идейно-политическую маркиров-
14
ку. Националистические действия, дискриминационные меры оправдываются высшими политическими соображениями пользы для народа.
Выделенные четыре характеристики уточняют содержание понятия "межнациональный конфликт". В целом межнациональный конфликт в исследовании рассматривается как острая фаза социального взаимодействия этносов, когда их естественные противоречия и различия в образе жизни приобретают характер противостояния и закрепляются законом либо обычаем (повседневным поведением) как дискриминация по этническому признаку, освящаемая мобилизованным прошлым.
Это общее положение имеет специфические черты, обнаруживаемые при изучении межнациональных конфликтов в постсоветском пространстве как реальности. В этой связи рассмотрены в качестве основных: 1) проблема соотношения этнических, социальных, экономических, культурных, религиозных факторов; 2) проблема этноэлит; 3) проблема "стечения обстоятельств".
В исследовании утверждается представление о сложном генезисе межнационального конфликта и его комплексном влиянии на реалии общества в целом, сообществ людей и каждого из тех, кто волей судьбы оказался вовлеченным в миграционный поток. С учетом сказанного в первой главе рассмотрен вопрос о классификации последствий межнациональных конфликтов.
Изучение социальной обстановки и тенденций социального развития стран СНГ дает основание предложить матричную схему классификации социальных последствий межнациональных конфликтов, в которой столбцы отражают различия по уровню анализа, а строки по времени действия последствий.
15
По уровню анализа выделяются макро- и микросоциальные последствия. Макросоциальными последствиями в диссертации называются такие, которые проявляются как результат взаимодействия больших социальных групп и имеют результатом изменения в социальных структурах, социальных институтах и процессах. Микросоциальными признаются такие последствия, которые относятся к личности в ее непосредственных социальных связях, к малым группам и затрагивают главным образом повседневную жизнь людей.
Временными характеристиками выступают кратко- средне- и долгосрочные последствия. Обычно краткосрочными считают такие процессы, которые проявляются в срок, занимающий примерно год, максимум два года, среднесрочные - 3-5 лет, долгосрочные - 10-15 и более лет (это ориентиры, промежуточные сроки сводят к той или иной позиции по смыслу). Такие сроки применяют, например, при классификации социальных проектов.
Предложенная в диссертации классификация социальных последствий межнациональных конфликтов выглядит следующим образом:
I. Макросоциальный уровень:
1. Краткосрочные последствия:
- потеря представителей этноса (убитые, переселенцы, беженцы);
- скачкообразные изменение национального и социального состава населения в территориях конфликтов и в территориях, принимающих мигрантов;
- разрушение, трансформация, перемещение национальных ценностей (духовных и материальных);
- нарушение социальных связей на уровне социальных институтов, социальных структур, больших социальных общностей;
- переформирование системы управления обществом, борьба элит;
- разруха как образ жизни больших групп людей;
- международная напряженность, активность стран, рассматривающих территорию конфликта в качестве зоны своих интересов.
2. Среднесрочные последствия:
- неспрогнозированные демографические сдвиги;
- "коллапс" жизненно важных производств, разрегулирование социальной политики;
- формирование социальной инфраструктуры по обслуживанию вынужденной миграции;
- затраты на лечение лиц, пострадавших в конфликтах;
- деформация рынка труда;
- изменение структуры трудовых ресурсов;
- "утечка умов";
- смена политической, экономической и культурной элит.
3. Долгосрочные последствия:
- становление диаспоры как социокультурного явления и как института социализации новых поколений;
- образование "внутренней эмиграции" по национальному признаку в конфликтогенной зоне;
- макроэкономические изменения на территории конфликта из-за утери крупных узлов экономики - предприятий, объектов социальной инфраструктуры, целых поселений.
//. Микросоциальный уровень:
1. Краткосрочные последствия:
- потеря мигрантом родных, привычного социального круга;
- падение его уровня жизни и изменение образа жизни;
- его отторжение новой среды, маргинализация.
2. Среднесрочные последствия:
- вынужденная переквалификация мигранта;
- адаптация мигранта, его семьи к непривычному образу жизни и новой социальной инфраструктуре;
- образование микросообществ из мигрантов, менее связанных с взаимопомощью при первоначальном обустройстве и ориентированных на культурные потребности мигрантов.
3. Долгосрочные последствия:
- трансформация ментальности;
- сохранение "образа врага" как следствие межнационального конфликта в социализацией ном процессе на личностном уровне.
Предварительно произведенная диссертантом классификация была затем скорректирована по итогам экспертного опроса 12 экономистов, специализирующихся на оценке социальных программ и проектов (опрос, проведенный в Москве и Баку в январе 1998 г.).
На базе проведенной классификации произведен анализ собранной в ходе исследования эмпирической социологической информации, который представлен в главе 2 диссертации "Социологический анализ макро- и микросоциальных последствий миграции населения вследствие межнациональных конфликтов в странах СНГ'.
В рамках макроанализа рассмотрены особенности социально-экономического развития стран СНГ под влиянием вынужденной миграции.
К середине 90-х годов на территории бывшего СССР имелось 180 точек, где межнациональная напряженность вылилась в столкновения. Треть территории (7 млн. кв. км) оказалась вовлеченной в территориальный передел. На охваченной межнациональными конфликтами территории проживает более 30 млн. человек. Широта процесса позволяет рассматривать макросоциальные последствия вынужденной миграции на нескольких уровнях, в том числе обращаться к изучению таких последствий на уровне государств.
Социально-экономические показатели стран СНГ выступают общим фоном для прояснения макросоциальных последствий вынужденной миграции населения. В самих этих показателях отразились два важных обстоятельства: первое - неравномерность вклада союзных республик в экономику СССР; второе - процесс разрыва хозяйственных связей при распаде СССР. В 1992-1994 гг. ВВП стран СНГ сократился на 39%, в том числе в 1994 г. - на 16%. В России, по оценкам, произошедший спад производства не менее чем на 30% был обусловлен разрывом межреспубликанских связей. Прогнозирование экономических тенденций показало, что в случае полного прекращения межреспубликанских связей конечное потребление в России сократилось бы более чем на 1/3, в остальных странах СНГ - в среднем в 6 раз. Изучение вопроса показывает, что наибольший спад производства и снижение уровня жизни населения были преимущественно в государствах СНГ, вовлеченных в национальные конфликты.
Оценка социальных последствий межнациональных конфликтов в странах СНГ должна учитывать активную естественную миграцию, свойственную бывшему СССР (ежегодная сумма прибытий и выбытий в СССР составляла в начале 70-х годов 28 млн. человек). Но миграционная активность населения в естественных и вынужденных условиях имеет существенное различие как по своему источнику (мотивации), по социальному контексту, так и по долговременным последствиям. Беженство развивается выбросами, "квантами", создавая большую напряженность для страны, теряющей население, и страны, принимающей его.
Разнообразные последствия вынужденной миграции для страны, где имели место конфликты на межнациональной почве, и для страны, куда направляется поток беженцев, могут быть на макросоциальном уровне сведены к нескольким основным характеристикам. Их значение проясняется прежде всего через сравнение с характеристиками процессов естественной миграции. Эти отличия представлены в таблице 1, составленной на основе анализа публикаций, личных наблюдений и выводов из биографий беженцев, а также опроса экспертов-экономистов.
Оба типа миграции имеют при сходных внешних характеристиках (факт смены места жизнедеятельности переселенца) принципиально разные социальные следствия. Из таблицы видно, что в данном случае непосредственно не действует принцип, согласно которому потери одной страны ведут к выигрышу другой. В диссертации рассмотрены возникающие проблемы переезда, трудоустройства, адаптации к новым условиям масс людей, в том числе в социально-экономическом аспекте.
Специально, в частности, проанализирована обстановка, возникшая в горных районах Азербайджана до и после того, как их вынужденно
20
покинула значительная часть населения. В 1990 г. исследование экономики этих районов показало ее неэффективность, но в то же время в результате сезонных работ в доходных производствах (виноградарство, выращивание табака и др.) жители горных сел были в денежном отношении обеспечены лучше жителей городов. Ныне сложилась крайне противоречивая ситуация.
Таблица 1
Характеристики последствий естественной и вынужденной миграций
Естественная миграция
Вынужденная миграция
Структурные компоненты общества сохраняются
Элиты сохраняются
Мигранты профессиональны
Мигранты адаптивны
Миграция частично упорядочена, равномерно распределена во времени
Структурные компоненты общества перестраиваются
Элиты разрушаются и заменяются другими элитами с иным составом и структурой
Мигранты депрофессионалиэируются
Мигранты неадаптивны
Миграция распространяется "квантами", носит взрывной, лавинообразный характер
Переселенцы из горных сел живут в условиях, лучших, чем коренные бакинцы и жители других городов республики. Но это результат использования их прошлых накоплений. Их квалификация малоприменима в нынешних условиях, источник их доходов отрезан от них. Определен-
ная часть прибывших проявляет активность в создании самостоятельного бизнеса и не регистрируется как вынужденные переселенцы, однако и их особенности образа жизни в горах отделяют от городского равнинного населения. Вынужденные мигранты сталкиваются с непониманием и отторжением, в том числе по бытовым вопросам. В целом же прибытие мигрантов из мест, различающихся по национальному составу, социокуль-турным условиям (например, турки-месхетинцы и азербайджанцы из Армении и т. д.) содержит зерно новой межнациональной напряженности.
По всей видимости, именно социальное настроение коренного населения в отношении вынужденных мигрантов сказалось на характере принимаемых в странах СНГ решений государственных органов, направленных на решение миграционных проблем. Вопросы позитивного использования потенциала вынужденных мигрантов даже не ставятся. По расчетам диссертанта, на одно рабочее место, создаваемое в рамках Федеральной миграционной программы (РФ), претендуют более 2 тыс. вынужденных мигрантов. Источники самопомощи мигрантам скудны, в то время как в целом на мероприятия в области миграционной политики планируются огромные суммы, для обеспечения этих мероприятий работает разветвленный аппарат управления и множество учреждений и организаций (в диссертации на основе документов фиксируются 19 типов таких организационных структур). Проблема беженцев осмысливается как чрезвычайная, ее среднесрочные и долгосрочные последствия не принимаются во внимание.
Исследование показывает, что происходит на макросоциальном уровне институциализация вынужденной миграции, схватывающая сферы законодательства, управления, финансирования и др. и строящаяся
22
на отраслевом принципе. Проблема экономической эффективности от использования финансовых средств на данную деятельность (даже с учетом недофинансирования отрасли) не может разрешаться без учета того, что вынужденная миграция - не только событие жизненного перелома отдельных лиц, но макроэкономический и макросоциальный процесс с длительным действием.
Микросоциальные последствия беженства и вынужденного переселения людей в условиях межнациональных конфликтов рассматриваются в диссертации в плане выделения факторов, которые влияют на решение о бегстве из зоны межнационального напряжения, обстоятельства переезда и факторы адаптации в новых условиях. В этих целях использована модификация биографического метода, практически примененная диссертантом на эпистолярном материале, материале экспертных опросов беженцев и на автобиографических письменных источниках (важнейшие материалы дали записи 109 биографий азербайджанцев - беженцев и вынужденных переселенцев - из районов компактного проживания армян; 37 биографий русских - беженцев из стран СНГ; переписка беженцев из Таджикистана - "случай Ирины С." и автобиографическая запись беженца из Азербайджана - "случай Вагифа Р.").
Анализ привлеченных для изучения биографических материалов позволил выявить структуру миграционного акта как события. Эта структура основывается на последовательности типичных стадий, которые (исходя из рассмотренных жизненных траекторий вынужденных мигрантов) в диссертации получили названия; "напряженность", "кризис", "воображаемое бегство", "моральное бегство", "реальное бегство: выезд", "реальное бегство: путь", "реальное бегство: прибытие", "конфликт
23
приезда", "воображаемое возвращение", "адаптация". Эти стадии рассмотрены по их содержанию с учетом того, что в реальных событиях вынужденной миграции не во всех случаях последовательность стадий строго соблюдается, есть ситуации, когда те или иные стадии не фиксируются.
На эмпирических материалах представлена типичная траектория вынужденной миграции. При всем разнообразии реальных судеб людей, оказавшихся втянутыми в межнациональные конфликты и ставших их жертвами, некоторые важные стадии беженства на микросоциальном уровне сходны. В социально-ролевом отношении беженец оказывается достаточно определенной фигурой современной жизни стран СНГ. Он несет на себе типичные проблемы и типичные конфликты.
Изучение материала показывает, что мигранты, не рассчитывая на помощь принимающего государства, берут на себя решение основных проблем по взаимному информированию, поддержке в поиске жилья, работы, идут, как правило, по пути самопомощи. Это направление действий мигрантов и следует поддерживать государственными мероприятиями, что, помимо прочего, значительно удешевит работу огромной системы органов и учреждений, имеющих задачей проведение миграционной политики.
Пока же самопомощь вынужденных мигрантов институциализи-руется в ко-биографических комплексах. Этот процесс развивается на микросоциальном уровне. Миграционная же политика инсти-туциализируется на макроуровне, который оказывается оторванным от большинства решаемых вынужденными мигрантами задач. Это - два параллельных, структурно не совпадающих процесса.
24
Управляемость миграционным процессом зависит от структурного соединения институциональных задач макроуровня с потребностями микроуровня - не только в острой фазе беженства, но и с учетом среднесрочных и долгосрочных последствий вынужденной миграции в результате межнациональных конфликтов.
В Заключении сделаны основные выводы из проведенного исследования и утверждается, что эмпирически вполне подтверждена рабочая гипотеза предпринятого исследования. Материалы и выводы исследования позволяют поставить вопрос об уточнении исходных позиций программирования в области государственной миграционной политики, которые в большей мере должны основываться на принципах экономической эффективности и защиты прав человека.
Основные положения диссертации изложены в публикациях:
1. Эффективность использования ресурсного потенциала горных районов Азербайджанской ССР // Народное хозяйство Азербайджана. -1990,-N 2.-С. 15-18. (0,5 п. л.)
2. Последствия межнациональных конфликтов: {Теоретико-социологический подход к группировке) // Социологический сборник. Вып. 3 /Ин-т молодежи. - М., 1997. - С. 27-35. (0,6 п. л.)