СЫРОЕД НАДЕЖДА САВВОВНА

 

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ О

СПРАВЕДЛИВОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 80-Х - 90-Х ГОДОВ

 

(По материалам исследований в Приморском, Алтайском и Красноярском краях)

Специальность - 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Барнаул- 1999

Работа выполнена на кафедре социальных технологий, инноваций и управления Алтайского государственного университета

 

 

 

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Алтайского государственного университета.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования обусловлена возрастанием значимости проблемы справедливости в настоящее время, что характерно для периодов социальных кризисов. Необходимость обращения к теме социальной справедливости продиктована углублением ценностного кризиса в связи с тем, что прежние идеалы и моральные ценности утрачивают былое значение. Реставрация традиционных и принятие новых идеалов и ценностей может стать возможным лишь при том условии, если они будут оценены обществом как справедливые.

Идеал справедливости является одним из самых древних социальных идеалов в истории человечества, однако, интерес к нему не ослабевает. По мере развития человеческой культуры все больше внимания уделяется таким проблемам, как счастье, свобода и справедливость В условиях смены общественного строя современной России тема, заявленная в настоящей диссертационной работе, является важным направлением научного исследования. Понимание справедливости и способов ее утверждения в изменяющемся мире требует своевременного изучения и анализа. В особенности актуально получение знания о представлениях о справедливости современной молодежи, которой принадлежит будущее страны. Научная и практическая перспективность защищаемого подхода к анализу справедливости как общественного механизма, обеспечивающего развитие и воплощение субъектности индивида и групп, должна быть всесторонне обоснована и предложена не только вниманию ученых, но и широким массам населения. Важность и актуальность социологического анализа особенностей представлений о справедливости, предпринятого в диссертационном исследовании, состоит в том, что он позволил установить, насколько представления в обыденном сознании молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев соответствуют научному осмыслению справедливости, какие представления о справедливом и несправедливом отражают сущность эпохи, а какие являются продуктом пережитков, устаревших взглядов на общество; какие стороны справедливости наиболее актуальны в настоящее время; какова способность идеи справедливости к трансформациям. Особо следует отметить, что особенности представлений о справедливости молодежи Дальнего Востока изучались впервые.

В настоящее время в главном завершилось формирование нового подхода к анализу справедливости в российской социологии. Распределительно -уравнительные трактовки справедливости, характерные для общественных наук предыдущего периода развития, постепенно заменяются новыми, в центре внимания которых оказываются не распределительные отношения, а

проблемы человека как субъекта жизни, его активность и условия его самореализации. В то же время ситуация, сложившаяся в современной российской социологии, является отражением переходного характера современности. Это выражается в параллельном существовании старых и новых подходов к пониманию справедливости. К старым можно отнести наиболее распространенный в советском обществознании анализ справедливости в контексте форм общественного сознания, а также вульгарно-экономический подход к постижению справедливости. К новым -взгляд на справедливое и несправедливое с позиций концепции жизненных сил и субъекгности. Необходимость раскрытия сущности указанных подходов и исследования их распространенности в массовом сознании современной молодежи предопределила выбор темы и ее актуальность.

Состояние научной разработанности проблемы.

Проблема справедливости в отечественном обществознании изучалась в нескольких направлениях:

1. Справедливость как норма морали, как оценочная, этическая категория, имеющая сферы приложения во всех областях жизни общества (З.А. Бербешкина, Г.А. Бабаханова, Г.Н. Гумницкий, Л.Н. Коган, Л.Д. Ерохина, А.М. Мосоров, B.C. Пазенок).

2. Справедливость как категория права (А.И. Экимов, Г.В. Мальцев).

3. Справедливость как элемент политического сознания в современной российской социологии исследовали А.М. Мигранян, Н.Ф. Наумова, В.Е. Чиркни, С. Д. Козлов. В истории социально - политической мысли эта грань справедливости обнаруживается еще в трудах Аристотеля.

4. Справедливость как принцип распределения по труду, соответствие трудового вклада и вознаграждения (Г.В. Мальцев, С.П. Колесников., В.И. Усанов, А.П. Бугенко, Т.И. Заславская, В.З. Роговин, Е. Майминас). Здесь находит свое воплощение идея соответствия между деянием и воздаянием, что характерно также и для правовой и этической трактовок справедливости.

5. Справедливость как социальное равенство. Идеал равенства как основы социальной справедливости подробно разработан в марксистской теории. В 80-е годы в российской социологии были предприняты попытки преодоления крайностей марксистской концепции справедливости введением концепции исторически обусловленной, социально оправданной меры равенства и неравенства (Т.И. Заславская, С.И. Григорьев). В 90-е годы подход к справедливости как к равенству был дополнен понятиями возрастающей свободы и "равенства жизненных возможностей" (А.Ф. Колодий, Л.Г. Кова­ленко).

В целом в обществознании советского периода справедливость рассматривалась как явление общественного сознания. Это привело к формированию ряда устойчивых стереотипов научного и массового сознания во взглядах на справедливость, когда ее сущность сводилась к законности, равенству или нравственности. Справедливости как явлению социального порядка уделялось недостаточно внимания. Впоследствии, по мере развития социологических теорий справедливости, эта ограниченность была преодолена. Социологический подход внес значимый вклад в развитие проблемы справедливости. Было разработано новое направление анализа указанной проблемы - с точки зрения функционирования социального механизма, регулирующего общественную жизнь (С.И. Григорьев, С.П. Парамонова). Представление о справедливости как об одном из элементов социального механизма ставит в центр внимания уровень развития условий для наиболее полной реализации субъектной роли членов общества, что способствует укреплению жизненных сил населения и дальнейшему социальному прогрессу.

Специфику представлений молодежи о справедливости изучали: С.И. Григорьев, В.Г. Немировский, Л.Г. Гуслякова, Л.Г. Коваленко , С.А. Щавель, Н.М, Блинов, М.Х. Титма, С.П. Парамонова и другие.

Новый подход к пониманию справедливости нуждается в дальнейших исследованиях. Представления о справедливости должны быть изучены также с использованием новой методологии - методологии взаимосвязи субъектносги и жизненных сил общества и индивида.

Целью диссертационной работы явилось изучение особенностей представлений о справедливости различных групп учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока.

Достижение этой цели предполагало решение следующих задач:

анализ существующих в научных источниках теоретико-методологических принципов и подходов к изучению справедливости;

- определение роли и места представлений о справедливости в структуре мировоззрения личности;

- изучение теоретико-методологических оснований исследования молодежи как особой социально-демографической группы;

- раскрытие специфики различных типов представлений о справедливости в сознании учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока;

- выявление региональных различий в представлениях молодежи Сибири и Дальнего Востока о справедливости;

- установление соответствия представлении о справедливом и несправедливом в сознании молодежи Сибири и Дальнего Востока процессам, происходящим в современном российском обществе.

Объект исследования - представления о справедливости учащейся и студенческой молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев Российской Федерации.

Предмет исследования - особенности представлений выпускников средних школ и студентов Сибири и Дальнего Востока о справедливости (на примере Алтайского, Красноярского и Приморского краев).

Гипотезы исследования:

1. Представления о справедливости молодежи Сибири и Дальнего Востока в 80-е - 90-е годы существенным образом трансформируются и дифференцируются. Происходит перераспределение наиболее многочисленных групп молодежи, разделяющих те или иные точки зрения на справедливость.

2. Имеют место региональные особенности представлений молодежи о справедливости.

3. Представления о справедливости учащейся и студенческой молодежи имеют существенные различия.

4. Имеет место устойчивая связь представлений о справедливости со смысдожи'знснными ориентациями учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока.

5. Представления о справедливости играют системообразующую роль в формировании социального сознания и социальных ориентации учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока.

Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили принципы социологического анализа, развиваемые в системных исследованиях зарубежных и российских ученых П. Сорокина, М. Вебера, Р. Дарендорфа, Д. Роулза, С. Григорьева, Т. Заславской, 3. Бербешкиной, М. Плетневой, С. Шавеля и других, а также в социологии духовной жизни, активно развиваемой в современной России. Особое значение имеет концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы методы анкетирования, экспертного опроса, наблюдения, традиционного и вторичного анализа научной литературы на базе лонгитюдной стратегии.

Информационная база для решения поставленных задач сформировалась на основе:

- статистических данных, собранных органами государственной статистики Алтайского, Красноярского и Приморского краев;

материалов лонгитюдного исследования "Пути поколения", проведенного в 1994-95 г.г. в Алтайском, Красноярском и Приморском краях межвузовской исследовательской группой при участии автора. Всего опрошено 1709 человек. Из них в Алтайском крае - 566 человек, в Красноярском крае - 507 человек, в Приморском крае - 636 человек. Основной метод сбора эмпирической информации - раздаточная анкета. Материалы исследования обрабатывались с помощью прикладных программ SPSS. Для анализа также использовались материалы социологических исследований, опубликованные в научной литературе по проблеме справедливости, выводы и рекомендации научных конференций. В работе использовались материалы всех предыдущих этапов лонгиподного проекта "Пути поколения".

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

- определены особенности и дифференциация воззрений на справедливость учащейся и студенческой молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев;

- выявлены различия в представлениях о справедливости учащейся и студенческой молодежи;

- определена динамика представлений учащейся и студенческой молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев о справедливом и несправедливом в 80-е - 90-е годы;

- установлена системообразующая роль представлений о справедливости в формировании социального сознания, социальных ориентации учащейся молодежи;

- выявлена устойчивая связь представлений о справедливости и смысложизненных ориентации учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Важнейшими особенностями представлений о справедливости учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока 80-х - 90-х годов являются их трансформация и дифференциация.

2. Наиболее многочисленными группами учащейся и студенческой молодежи к 90-м годам стали группы молодых, разделяющих следующие типы представлений о справедливости: справедливость - это законность,

8

справедливость - это следование моральным нормам, справедливость - это социально оправданное неравенство.

3. В сознании части молодежи сохраняются стереотипные, упрощенные представления о справедливости, ее отождествление с законностью или нравственностью. Справедливости отводится роль регулятора распределительных отношений.

4. Особенности представлений о справедливости молодежи Сибири и Дальнего Востока в значительной степени предопределены ходом реформирования российского общества. Характерные для переходного периода неустойчивость материальной и духовной жизни отражаются и в воззрениях на справедливость.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертации состоит в следующем:

1. Исследованные типологические характеристики справедливости в массовом сознании молодежи способствуют росту запаса сведений о динамике массового сознания современной молодежи, об изменениях в ценностных ориентациях, о способах и глубине постижения социальных процессов, о влиянии представлений о справедливом и несправедливом на поведение юношей и девушек.

2. Впервые в научный оборот введена информация об особенностях представлений учащейся и студенческой молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев о справедливости в 80-е - 90-е годы.

3. Впервые в практике региональных исследований применена лонгитюдная стратегия изучения представлений учащейся молодежи о справедливости.

4. Выявлены наиболее распространенные типы представлении о справедливости учащейся и студенческой молодежи Сибири и Дальнего Востока и тенденции их изменений в 80-е - 90-е годы.

5. Материалы диссертации вносят определенный вклад в развитие таких направлений социологической науки как социология молодежи и социология духовной жизни.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

1. Результаты исследования имеют серьезное практическое значение для современного социального образования в высшей и средней школе Сибири и Дальнего Востока.

2. Материалы исследования представляют практический интерес для организаторов, актива, общественных организаций школ и вузов Сибири и Дальнего Востока. Полученное знание может быть использовано в

'9

разработке программ работы с молодежью, в частности, в направлении влияния на молодое поколение в целях преодоления ограниченности, догматизма и стереотипности взгляда на справедливость как преимущественно на правовое или распределительное отношение.

3. Исследования могут быть использованы и уже используются при чтении базовых и специальных курсов в современной российской высшей и средней школе с учетом региональной специфики.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались автором на российско-шведском семинаре по проблемам социальной работы (Барнаул, 1993 г.), на региональной научно - технической конференции "Современные технологии и предпринимательство" (Владивосток, 1994 г.), на региональной ассамблее "Здоровье населения Дальнего Востока" (Владивосток, 1996 г.).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Объем авторского текста: 150 страниц, библиографический список: 218 источников.

П. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, раскрывается степень ее научной разработанности, сформулированы цели, задачи, объект и предмет исследования, раскрываются ее теоретические и методологические основы, научная новизна и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава "Теоретико-методологические основы исследований представлений молодежи о справедливости" имеет методологический характер. В ней рассматриваются базовые основы исследований особенностей представлений о справедливости таких групп молодежи, как выпускники средних школ и студенты, проживающие на территориях Алтайского, Красноярского и Приморского краев.

Первый параграф "Методологическое значение и роль представлений о справедливости в формировании жизненных ориентации и поведения различных общественных групп" посвящен, главным образом, анализу различных интерпретаций категории справедливости и влияния представлений о справедливом и несправедливом на выработку жизненного курса и смысложизненных ориентации человека. В данном разделе диссертационной работы предпринята попытка выделить общее и различия в соотношении понятий "справедливость" и "социальная справедливость": справедливость характеризует социальное взаимодействие на микроуровне, тогда как социальная справедливость - на макроуровне. Социальная

10

справедливость характеризует все элементы и отношения в социальной системе. Общее заключается во взаимообусловленности и взаимозависимости обоих указанных уровней и, следовательно, понятий. Разделение на справедливость и социальную справедливость не может быть абсолютным, так как процессы, происходящие на микро- и макроуровнях тесно взаимосвязаны.

В соответствии с логикой исследования в данном параграфе справедливость рассматривается, в частности, с позиций основных направлений современной социологии. С точки зрения структурного взаимодействия (Т. Парсонс, Р. Мертон) представления о справедливости лежат в основе личностной мотивации, определяющей выполнение тех или иных функциональных императивов. В парадигме социального действия справедливость выступает как социальная идея, а идеи и представления, наряду с материальными условиями, по мысли М. Вебера, способны влиять на социальную жизнь. С позиций функционализма Э. Дюркгейма справедливость составляет элемент той разновидности социальных фактов, которые он называет коллективными представлениями. Взгляд на справедливость сквозь призму функционализма позволяет сделать вывод о том, что справедливость функциональна, поскольку соответствует потребностям среды и служит укреплению субъектности и жизненных сил человека и общества.

Идеал справедливости может быть рассмотрен и как разработанный М. Вебером "идеальный тип", как теоретическая модель, берущая свои истоки в реальности.

В общем виде справедливость может быть представлена как принцип взаимодействия социальных субъектов. Ее многогранность выражается в существовании множества различных аспектов: экономического, политического, морального, правового, социального и т.д. В отечественном обществознании традиционным является рассмотрение справедливости через формы общественного сознания. Представления о справедливости как категории правового сознания отражают отождествление ее с законностью и существуют в массовом сознании как один из самых широко распространенных стереотипов. Правовые нарушения оцениваются населением как проявление несправедливости. Правовое направление анализа справедливости развивается в двух направлениях: морально-правовом и распределительно-правовом. Однако отождествление справедливости с законностью можно квалифицировать как узкий,

11

ограниченный взгляд на данную проблему, поскольку не все стороны социальных отношений регулируются правовыми нормами.

В структуре политического сознания представления о справедливости тесно связаны с понятиями государства, власти, политического режима, демократии, степени свободы, прав, гражданской инициативы. В сфере политики справедливость регулирует взаимоотношения различных социальных классов, слоев и групп населения. Справедливость или несправедливость политического устройства может быть оценена по таким критериям, как распределение основных прав и обязанностей в обществе, как характер национальной политики, отношение к некоренному населению и национальным меньшинствам, религиозным конфессиям и т.д.

Социально - экономическая трактовка справедливости имеет место, по -преимуществу, при анализе распределительных отношений. Здесь обнаруживается два различных по значению распределительных принципа, отвечающих, по мнению исследователей, требованиям справедливости: 1 -"всем - поровну"; 2 - "всем - по труду и по заслугам". Согласно второму принципу экономическое и социальное неравенство является справедливым, но оно должно регулироваться государством с целью предотвращения чрезмерного расслоения общества.

Справедливость как понятие морального сознания указывает на должное, отвечающее сущности человека и его правам. Понимание справедливости как явления морали предполагает рассмотрение соотношения распределения блага и добра между людьми, соответствие между деянием и воздаянием, заслугами и вознаграждением, правами и обязанностями. Справедливость играет роль критерия моральной оценки поступков. В понятии справедливости выражается адекватность нравственных требований к индивиду со стороны общества. Приблизительно до середины 80-х годов моральный критерий справедливости применялся, главным образом, к индивиду. В более поздних исследованиях спектр приложения оценки моральности и справедливости значительно расширился. В него вошли такие составляющие, как оценка отношения людей друг к другу, индивида к обществу, общества к индивиду.

Характеристика справедливости с позиций какой-либо формы общественного сознания в современной российской социологии подвергается критике за одно линейность, ограниченность анализа. Большинство современных исследователей в области данной проблематики отмечает необходимость более универсального подхода к пониманию справедливости. Таковым является взгляд на справедливость как на один из социальных

12

механизмов, регулирующих отношения в основных сферах жизнедеятельности общества - производственно-трудовой, общественно-политической, социально-бытовой и духовно-идеологической. Данный подход предполагает взгляд на справедливость с акцентом на укрепление субъекгности всех социальных групп и их способности к активности и самостоятельности. Справедливость социального механизма противостоит ограничениям социальной активности и реализации субъектной роли индивида и общества.

В данном параграфе справедливость рассматривается также как позитивный компонент мировоззрения, как эталон, с которым люди сверяют свои поступки. Кроме того, здесь прослеживается связь между представлениями о справедливости и смысле жизни, обосновывается взаимозависимость и взаимовлияние смысложизненных воззрений и справедливости. В структуре мировоззрения представления о справедливом и несправедливом тесно увязаны с волей субъекта и с потенциалом его жизненных сил. Справедливость является фактором умножения социальной энергии, развития жизненных сил и укрепления субъекгности социальных субъектов.

Приведенная выше типология трактовок справедливости служит методологической схемой анализа особенностей представлений о справедливости молодежи Сибири и Дальнего Востока в соответствии с темой диссертационного исследования.

Второй параграф "Молодежь как социально-демографическая группа и проблема эволюции ее представлений о справедливом и несправедливом" посвящен рассмотрению методологических оснований социологического анализа молодежи как особой социально-демографической группы, определению критериев возрастных границ молодого поколения и исследованию его характерных черт, оказывающих влияние на социальные и ценностные ориентации, а также на формирование представлений о справедливом и несправедливом. Основная методологическая задача данного параграфа диссертационной работы заключается в рассмотрении специфических признаков, позволяющих выделить молодежь в отдельную социальную группу. Установление таких признаков опирается на следующие методологические основания: 1. Структурно - функциональный подход, разработанный Э. Дюркгеймом, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, согласно которому молодежь представляет собой группу структурных позиций со специфическими, свойственными только ей функциями. 2. Критерий образовательного статуса, объясняющий обособление молодежи

13

инсппуциализацией образования, позволяющей провести границу между молодостью и зрелостью при помощи разделения учебы и труда. 3. Признак состояния переходности от зависимого детства к независимой юности. 4. Хронологический подход к определению молодежи как особой социально-демографической группы, который основан на установлении физического и социального возраста молодежи.

Неоднозначно также в социологии решается проблема установления возрастных границ молодого поколения. Н.В. Боряз отмечает следующие градации определения молодости: значения нижней границы молодежного возраста колеблются от 14 до 20 лет, верхней - от 25 до 30 лет. Официальная статистика определяет молодежь как часть населения в возрасте от 16 до 29 лет. Можно выделить три основных научных критерия установления возрастного максимума для периода молодости: критерий "ролевой насыщенности" (Н.В. Боряз); критерий "социальной зрелости" (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Л.Я. Рубина, MX. Титма, И.В. Бестужев-Лада); критерий "воспроизводства всех общественных отношений" (И.М. Слепенков). Критерий "ролевой насыщенности" означает предел, за которым человек вступает в пору зрелости, когда замедляется усвоение новых социальных ролей и новых видов деятельности. Под "социальной зрелостью авторы концепции имеют в виду обретение стабильной жизненной позиции, завершение формирования мировоззрения и усвоения основных ценностей общества, начало трудовой деятельности и создание семьи. Третий критерий перехода от юности к зрелости связан с включением молодежи в социальную структуру и воспроизводством общественных отношений.

В соответствии с логикой исследования в ходе подготовки диссертационной работы был проведен анализ справедливости на уровне чувств (эмоций) и знаний. Чувство справедливости относится к типу социальных эмоций. Оно связано с такими социальными ценностями, как долг, ответственность, порядочность и т.д. Представления в системе сознания человека занимают промежуточное положение между чувствами и знаниями. Они в той или иной мере опираются на знания и при этом эмоционально окрашены. Сформировавшиеся в полной мере, адекватные представления молодых людей и девушек о справедливости становятся средством освоения мира. В них отражается уровень понимания молодежью - будущим субъектом социального действия - того, как функционирует общество. Знания молодых людей о сути справедливости свидетельствуют об уровне их социальной компетентности и зрелости социального мышления.

14

В истории отечественной социологии молодежи систематические исследования представлений о справедливости начали осуществляться, в основном, во второй половине 80-х годов. На базе данных исследований были выявлены следующие типологические характеристики представлений молодежи о справедливости: нормативно - регулятивный, социально -экономический, общесоциологический. Кроме того, справедливость может быть охарактеризована по таким основаниям, как "социальный процесс", "социальное состояние", "социальный механизм" и т.д. По параметру научности - ненаучности представления о справедливости подразделяются на научные, обыденные, мифологизированные и идеологизированные.

Проблема фиксации эволюции представлений молодежи Сибири и Дальнего Востока о справедливости решалась при помощи лонгитюдной исследовательской стратегии, осуществляемой в соответствии с жизненным процессом когорты, начиная с момента окончания школы в 1982 - 1984 годах и до достижения 30 - летнего возраста.

Необходимость получения знаний о представлениях молодежи о справедливости объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, они могут послужить дальнейшему развитию социологии молодежи, во-вторых, достоверные знания о духовном мире юношей и девушек являются основой для работы с молодежью не только в образовательном направлении, но и в плане формирования их активной жизненной позиции, укрепления субъектности молодежи. Представления о справедливости играют снстемообразующую роль в сознании молодых людей и оказывают влияние на ее воплощение в жизнь. В процессе развития, социального взросления, накопления жизненного потенциала молодого поколения проявляется мобилизующая роль справедливости.

Во второй главе "Специфика представлений о социальной справедливости различных групп учащейся молодежи Сибири и Дальнего Востока" рассмотрены особенности представлений молодежи Алтайского, Красноярского и Приморского краев о справедливости общества и человека.

В первом параграфе второй главы "Выпускники общеобразовательных школ о социальной справедливости" в соответствии с предметом диссертационного исследования проанализированы представления о справедливости учащихся средних школ на материалах трех первых этапов лонгитюдного проекта "Судьба поколения".

По результатам исследования были выявлены следующие основные типы представлений старшеклассников о справедливости:

15

1. Регулятивный, обозначающий понимание справедливости как регулятора социальных отношений на основе моральных и правовых норм.

2. Социально - экономический, в основе которого лежат принципы распределения материальных благ.

3. Социальный, предполагающий утверждение субъектной роли отдельного человека или коллектива.

Среди опрошенных выпускников средних школ Сибири и Дальнего Востока больше всего старшеклассников придерживаются такой трактовки справедливости, как соответствие моральным, религиозным, общечеловеческим нормам и ценностям -19% респондентов на первом этапе лонгитюда (1983 год), 16% - на втором (1988 год) и 17% - на третьем (1994 -95-й годы) этапах, что свидетельствует о приверженности значительной части молодежи к базовым ценностям, несмотря на социальный и духовный кризис, переживаемый российским обществом.

На втором месте по количеству сторонников - распределительные характеристики справедливости, воздаяние по труду и другим заслугам.

Существенно сокращается та часть когорты, которая ориентируется на принцип распределения "всем - поровну": с 16% респондентов на первом этапе проекта в 1983 году до 11% - на втором этапе в 1988 году. На третьем этапе исследования, в 1994 - 95 годах, этот показатель составил всего 5%.

Наряду с падением популярности среди школьной молодежи представлений о справедливости как об экономическом равенстве возрастает число сторонников отождествления справедливости с социальным равенством (с 16% от общего массива на первом этапе лонгитюда до 36% -на третьем). Нод социальным равенством выпускники средних школ подразумевают, главным образом, равенство жизненных возможностей и равенство всех перед законом.

Также наблюдается рост количества старшеклассников, характеризующих справедливость как законность (14%, 16%, 17%), что связано, на наш взгляд, как с осознанием необходимости построения правового государства, так и с возмущением несправедливостью, ростом преступности, в частности, коррупции. Кроме того, идея отождествления справедливости с законностью, справедливости как равенства всех перед законом является одной из самых древних. Она зародилась еще в античные времена и окончательно оформилась еще в XYIII веке, поэтому глубоко укоренилась в массовом сознании населения, в том числе, и молодежи.

Динамика представлений о справедливости как о реализации принципа распределения по труду такова: на первом этапе (1983-й год) доля

16

сторонников данного типа представлений о справедливости составила 13% выпускников средних школ Сибири и Дальнего Востока, на втором (1988-й год) - 9%, на третьем (1994 - 95-й годы) - 6%, что объясняется, по нашему мнению, уходом в прошлое некоторых утопических взглядов на социально-экономические перспективы общества.

Кризис, переживаемый Россией, побуждает молодежь чаще обращаться к религии. Религиозные представления о справедливости более понятны некоторым молодым людям и девушкам в силу их кажущейся конкретности и определенности.

Итоги исследования свидетельствуют о том, что старшеклассникам свойственны в большей мере чувство справедливости и вера в справедливость., чем знания и рациональное осмысление данной проблемы: на первом этапе проекта 40% выпускников средних школ не смогло ясно сформулировать свое понимание справедливости.

Социологический подход к изучению справедливости позволяет осуществлять комплексный, всесторонний анализ справедливого и несправедливого. Прикладные социологические исследования в сфере данной проблематики позволяют выявлять наиболее острые социальные проблемы, являющиеся причинами социальной напряженности и возмущения несправедливостью.

Распространенность стереотипных, ограниченных и идеологизированных типов представлений старшеклассников о справедливости диктует необходимость включения проблемы справедливости в учебные планы средней школы. Обсуждение в школьных классах тематики справедливого и несправедливого может способствовать не только просвещению молодого поколения, но и более успешному утверждению справедливости в обществе, укреплению субъектности и жизненных сил будущих субъектов социальной жизни.

Во втором параграфе второй главы "Студенчество о социальной справедливости" раскрываются особенности представлений о справедливости в массовом сознании студентов высших учебных заведений Алтайского, Красноярского и Приморского краев. Наиболее популярными точками зрения вузовской молодежи на справедливое и несправедливое являются неукоснительное соблюдение законов, правовых норм, равенство всех перед законом, следование моральным нормам и равноправие.

Региональные различия в представлениях о справедливости более выражены в массовом сознании студентов Сибири и Дальнего Востока, нежели во взглядах старшеклассников. Студенты вузов Алтайского края

17

оказались более просвещенными в области исследуемой проблематики. Студенчество Приморского края чаще других испытывало затруднения при попытках сформулировать ту или иную характеристику справедливости. В то же время в общей массе студенты более успешно, чем выпускники средних школ, справились с задачей пояснить, что такое справедливость в их понимании.

Справедливым человеком подавляющее количество респондентов назвало того, кто честен, отвечает высоким требованиям нравственности. Более половины студентов Сибири и Дальнего Востока, участвовавших в исследовании, считают справедливым законопослушного человека, действующего в согласии с законом, правовыми предписаниями. Эти данные соответствуют и другим результатам, полученным в ходе реализации настоящего проекта, согласно которым наиболее несправедливым в жизни современного российского общества молодежи представляется рост преступности и насилия.

Во взглядах студентов на справедливость преобладают распределительные и нормативно-регулятивные подходы, в то время как социологические трактовки справедливого и несправедливого выражены значительно слабее. На третьем этапе проекта, в 1994 - 95 годах, только 5% студентов, участвовавших в настоящем исследовании в качестве респондентов, характеризовали справедливость как фактическое обеспечение роли каждого человека как хозяина обстоятельств своей жизни, субъекта жизнедеятельности. Незначительность величины указанного признака свидетельствует о том, что студенты Сибири и Дальнего Востока недооценивают роль каждого субъекта, индивидуального или группового, в установлении справедливых отношений в обществе, что должно стать ориентиром для определения направлений просветительской работы среди молодежи.

Этот вывод подтверждают и данные, полученные на другом направлении исследования представлений студентов Сибири и Дальнего Востока о справедливом и несправедливом: при изучении их точек зрения на особенности реального функционирования справедливости в обществе. Участникам третьего этапа проекта было предложено оценить значение различных институтов общества, групп и организаций в деле защиты справедливости в обществе. Основной социальной силой, способной защитить справедливость, по мнению 66% студентов, является власть, действующая на всех уровнях. Несколько меньшее количество, но в целом почти 60% опрошенных юношей и девушек большое значение придают

18

силовым структурам, полагая, что защита от несправедливости - это защита от нарушений прав людей.

Большое значение студенческая молодежь Сибири и Дальнего Востока (в среднем 40% респондентов) придает органам социальной защиты населения. В условиях масштабного социального кризиса, растущей безработицы и бедности население считает, что система социальной защиты должна стать гарантом справедливости.

Существенно ниже оценивается студентами роль общественных организаций и отдельных людей в отстаивании справедливости, среди которых и молодежные организации и объединения. Это означает, по-видимому, что молодежь пока еще не осознает себя особой социальной группой, имеющей немалую общественую и политическую силу, способной влиять на ход развития страны.

В ходе диссертационного исследования были зафиксированы некоторые региональные различия в количественных распределениях отрицательных и неопределенных ответов респондентов, в которых содержатся как характеристики справедливости, так и отношение к ней. Студенты дальневосточных вузов в большей степени, чем студенты Алтайского и Красноярского краев утратили веру в возможность справедливости, они в целом меньше внимания уделяют размышлениям о проблеме справедливости.

Другая региональная особенность заключается в том, что студенты алтайских вузов обнаружили более высокую степень компетентности в вопросах справедливого и несправедливого. Они более успешно, чем их сверстники из Красноярского и Приморского краев, справились с задачей сформулировать свое понимание сути справедливости, что объясняется, на наш взгляд, более интенсивной просветительской работой социологов Алтая, нежели их коллег из других регионов. В целом по выборке студенты значительно успешнее, чем выпускники средних школ, смогли дать ту или иную характеристику справедливости.

Но самые существенные различия в представлениях молодежи 90-х о справедливости были выявлены по параметру, характеризующему наиболее несправедливое явление в жизни современного россйского общества. По мнению студентов Алтайского и Красноярского краев, это неконтролируемый рост цен на товары массового спроса и продукты литания (76,82% и 59% соответственно). Для студентов приморских вузов главная

19

несправедливость в жизни общества - это рост преступности и насилия. Таким образом высказалось 75% молодых дальневосточников.

В заключении диссертации излагаются наиболее важные теоретические и практические выводы, обобщения и практические рекомендации.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах:

1. Сыроед Н.С. Социальная защита населения и социальная спра­ведливость: проблемы и уровни их осмысления //Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Тез. докл.Ш российско-шведского семинара. Барнаул - Москва, 1993. С. 61 - 67.

2. Сыроед Н.С. Генезис идеи справедливости: изменение парадигмы //Современные технологии и предпринимательство: региональные проблемы АТР. Тез. докл. науч.-технич. конф. Владивосток, 1994. С. 334-335.

3. Сыроед Н.С. Теория социальной работы. Методические указания для студентов 1 курса. Владивосток, 1995. 38 с.

4. Сыроед Н.С. Социальная справедливость и моральное здоровье общества //Здоровье населения Дальнего Востока. Тез. докл. регион, ассамблеи. Владивосток, 1996. С. 299 - 300.

5. Сыроед Н.С. Теоретико - методологический анализ категории справедливости. 1997. 31 с. Деп. в ИНИОН РАН № 52729 от 13.06.97.