К вопросу о товарном производстве
1. Дискуссии, подобные возникшей, оправданы лишь в
одном случае. В том случае, если они в качестве своего
продукта дают несколько более точное и конкретное понимание
тех вещей, вокруг которых затеялся спор. Поэтому мне
не кажется плодотворной установка тех товарищей, которые
в позициях В.П. Шкредова увидели просто вредную
попытку запутать нас в отношении вещей, совершенно,
якобы, ясных и бесспорных. Если бы это было так, то
и в самом деле задача выступающих – в том числе и моя
– свелась бы к одному: заставить Шкредова стать на
колени, покаяться и признать свои ошибки, отказаться
от всех своих новаций. Но если бы дискуссия имела такой
финал, то от нее выиграл бы один Шкредов, хотя при
этом пострадало бы его самолюбие.
А мы все – и товарищ Дзарасов, и Хессин, и Новиков
разошлись бы с приятным самочувствием – вот, де, мы
безоговорочно победили, и нам в собственных позициях
ничего не пришлось исправлять и уточнять. Не думаю,
чтобы это был наилучший исход наших споров. Наше общее
понимание метода Маркса при этом ничуть не сдвинулось
бы с места, осталось бы на том же уровне, как и до
дискуссии...
Я поэтому не хочу присоединяться к тону выступлений
тт. Дзарасова и Новикова, не хочу выступать в тоне
обвинительной речи, хотя заранее скажу, что с рядом
утверждений Шкредова я тоже никак согласиться не могу,
считаю их категорически неверными. Но об этом чуть
позже.
Думаю, что глубоко не прав тов. Дзарасов не только
в отношении тона своей речи, но и в исходном утверждении,
гласившем, что вся эта дискуссия – это, к сожалению,
всего-навсего недопустимая трата времени, навязанная
нам выдумками Шкредова и лишь отвлекающая нас от решения
актуальных проблем политэкономии социализма, от теоретического
аспекта социалистического строительства. Неправда это.
Думаю, что со мной согласится большинство присутствующих,
если я скажу, что подспудной сутью наших споров является
одна из труднейших и актуальнейших проблем политэкономии
именно
социализма
– проблема удельного веса, роли и функции товарно-денежных категорий в организме социалистического
народного хозяйства, в системе социалистически организованной экономики.
Проблема, по которой десятки лет идут споры как в теоретическом,
так и в практически-политическом плане.
Этим, видимо, и объясняется тот накал, который то и
дело прорывается в его выступлениях.
В самом деле, если бы речь шла только о тех или иных
оттенках понимания товара и товарного производства,
изложенного в «Капитале», то дискуссия скорее всего
и протекала бы в виде академически вежливого пререкания.
Тогда бы это и в самом деле был по преимуществу схоластически-профессорский
спор.
Но ведь дело-то как раз в том, что разница в толковании
«Капитала» здесь неизбежно приводит к серьезнейшим
разногласиям в отношении роли товара при социализме
и в отношении исходных категорий политэкономии социализма.
Обернем вопрос так: сохраняет ли все своё значение
Марксов анализ товарной формы продукта труда как таковой
и для социализма? Или он относится только к товару
как элементу капиталистической организации производства?
Только к капиталистически произведенному товару?
Мне кажется, что гвоздь разногласий торчит как раз
тут.
Когда я изучал в студенческие годы политэкономию социализма,
– это было в 1948‑1949 годах, я изучал ее в интерпретации
Я.А. Кронрода. Исходным пунктом этой интерпретации
была «социалистически-модифицированная стоимость»,
а все остальные категории рассматривались как особенные
спецификации этой исходной всеобщей категории. Иными
словами, социализм рассматривался как одна из исторических
разновидностей товарного хозяйства. Этот взгляд, как
всем присутствующим хорошо известно, имел и имеет еще
достаточно широкое распространение.
Это было связано также со своеобразной интерпретацией
первых глав «Капитала». Я.А. Кронрод тоже был
вынужден толковать эти главы как теоретическое изображение
специфически капиталистического товара – чтобы иметь
возможность заявить далее, что товар при социализме
– это совсем другой товар, не имеющий ничего общего
с тем товаром, который анализируется в первых главах
«Капитала». Разумеется, социалистически-модифицированный
товар у него оказывался очищенным от всех противоречий,
имманентно свойственных товару и всем другим рыночным
категориям, включая деньги, прибыль, ренту и т.д. и
т.п.
Идеальный «товар», как внешняя форма выражения планового
производства... Как послушный инструмент реализации
планового начала...
Помню, как потом Я.А. Кронрод сердито обрушился
на мою книжку, где утверждалось, что в начале «Капитала»
анализируется форма стоимости вообще, в ее общем виде, независимо от всех ее позднейших
модификаций, связанных с капитализмом, феодализмом,
или социализмом. Он квалифицировал эту позицию как
«гегельянщину».
Мне кажется, В.П. Шкредов упустил из виду возможность
таких вот интерпретаций, когда стал защищать тезис
о том, что Маркс изобразил в первом разделе «Капитала»
не форму товара или стоимости вообще, а только и исключительно
абстрактную форму исторически-особенной, а именно капиталистической,
организации производства.
Видите, какими серьезными последствиями чреваты малейшие
неточности в толковании товарно-денежных, рыночных
форм организации производства.
Конечно же, В.П. Шкредов прав в том отношении,
что только при капитализме товарная форма продукта,
становясь всеобщей формой продукта вообще, полностью
разворачивает всё то, что в ней заключено потенциально.
Верно, что
непосредственным
предметом анализа Маркса и в 1-й главе, как и в 5-й,
как и в 24-й, являлись формы развитого буржуазного
производства. Это факт, и об этом не раз говорил сам
Маркс. Товар для него действительно выступал, как наиболее
абстрактная форма
буржуазного
богатства.
Однако, В.П. Шкредов так увлекся доказательством
этой совершенно верной мысли, что в увлечении своем
перестал смотреть под ноги; вот и не заметил ям и камней
под ногами. Вот и споткнулся.
Не заметил он следующего: Маркс в первой главе рассматривает
такое конкретно-историческое целое (конкретность) как капитализм. Да. Шкредов тут на сто процентов прав.
Однако, это конкретно-историческое целое – и именно
в этом особенность первого раздела – рассматривается
тут со стороны
исторически необходимых предпосылок
его рождения, его возникновения.
Именно предпосылок, а не со стороны внутренне необходимых условий капиталистического
развития.
Маркс-то очень четко различает
предпосылки
возникновения известного явления от
реальных условий бытия
этого самого явления. Да, в ходе развития капитализма
все действительно необходимые предпосылки этого развития
действительно
воспроизводятся
его собственным движением, – предпосылки превращаются
в следствия, и развитие зацикливается, обретает форму спирали.
Но Маркса вначале интересует вопрос, от которого В.П. Шкредов
неосторожно отмахнулся: а именно – если капиталистическое
развитие экономики становится возможным только при
наличии всей совокупности исторически необходимых предпосылок, то и надо выяснить – какие же именно предпосылки
(или условия рождения) должны быть налицо, а какие
– не обязательно, хотя исторически и имели место повсюду.
Здесь-то и оказывается, что достаточно развитое (и
интенсивно, и экстенсивно)
товарное производство
– и, стало быть, достаточно развитое товарное, то бишь товарно-денежное, обращение, – составляет абсолютно необходимую предпосылку, без наличия коей никакой капитализм вообще не мог
бы возникнуть, не мог бы родиться.
К числу таких же, абсолютно необходимых условий рождения
капитала (т.е. к числу его абсолютно необходимых предпосылок,
условий «sine qua non», капиталистического производства
относится и наличие достаточно большого количества
людей, у которых за душой нет ничего, кроме собственных
рабочих рук. Нет таких людей, готовых наняться и работать
с помощью не принадлежащих им инструментов и сырья,
– капитализм тоже не возникнет, хотя бы все другие
предпосылки и были налицо...
Вот и получается, что хотя непосредственным предметом
анализа в первых главах «Капитала» и является капитал, но выясняется-то при этом еще не его внутреннее строение,
а нечто совсем иное, и именно вся совокупность абсолютно
необходимых для его возникновения предпосылок, условий
рождения, «conditio sine qua non».
Именно
предпосылок
– т.е. дьявольски реальных фактов, которые должны
иметься налицо
до, вне и совершенно независимо
от факта специфически капиталистического развития,
от его наличия, от его «наличного бытия», если выражаться
в терминах гегелевской логики...
Все эти предпосылки своего возникновения капиталистическое
производство затем воспроизводит уже собственным движением,
превращая их тем самым в элементарные формы своего
собственного конкретно-исторического бытия. Но прежде
чем он это сможет сделать, он их должен застать уже
готовыми, уже до и независимо от него сложившимися.
Иначе они не были бы предпосылками.
Тут точно такая же картина, как и с процессом возникновения
жизни на земле. Биологию очень интересует вопрос –
как
возникла
эта жизнь, – т.е. при наличии каких именно физико-химических
условий она вообще возникает с необходимостью.
(«Если все действительно необходимые условия рождения
вещи налицо, то эта вещь и осуществляется» – Гегель).
В первом разделе Маркс решает аналогичную задачу: его
интересует, какие исторически наличные предпосылки
были абсолютно необходимы для рождения капитала, а
какие столь же реальные исторические предпосылки его
не были абсолютно необходимыми, хотя и повсеместно
имевшими место.
Ну, к числу последних принадлежит, скажем, торговый
или купеческий капитал. Эта форма экономических отношений
могла быть, но могла бы и не быть, а капитал всё же
возник бы.
А вот без наличия развитого товарного производства
(т.е. без производства, с самого начала совершающегося
на рынок, или ради потребления опосредствованного рынком,
куплей-продажей) – нет.
Ильенков Э.В.
Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом
мышлении.
Москва, 1997, с. 442-446