ГЛАВА VI
О приличиях, соблюдаемых во время угощения, при еде и питье
§ 1. Правила гостеприимства обязывают:
а) не приглашать к себе исключительно богатых людей, а непременно приглашать вместе и бедных, потому что пророк сказал, что плоха та пища, которую подают, пригласивши исключительно богатых людей и не позвавши людей нуждающихся. Если кто-либо приглашает к себе отца, необходимо пригласить также и сына, а если в доме приглашенного во время передачи приглашения будут присутствовать близкие родственники, то необходимо позвать и их; обойти их приглашением было бы жестоко,
б) Гостей следует принимать как можно радушнее, угощать как можно лучше и оказывать им возможно большее уважение и почтение. Предупредительность и исключительная заботливость по отношению к приглашенным в гости обязательны до истечения трех дней; начиная же с 4-го дня можно уже несколько меньше заботиться о гостях,
в) Не следует, в ожидании гостей, покрывать стены своего дома материями и коврами, это грешно; но расстилать изукрашенные рисунками материи и ковры на пол, на том месте, где сядет гость - можно, не надо только стлать шелковые материи и шкуры хищных животных. В предании говорится, что пророк не садился на шкуры хищных животных,
г) По приходе гостя, кушанья необходимо подавать как можно скорее, не заставляя гостя долго ждать; не следует подавать лишнее кушанье и хлеб против того, что гость в состоянии скушать. На стол следует подавать нечетное число лепешек (хлебов) и притом столько, сколько нужно гостю, чтобы не было лишнего, непроизводительного расхода, и если разломан один хлеб, не надо ломать другого, пока не съеден первый; это будет непроизводительная трата (исраф).
д) После подачи кушанья, следует пригласить гостя начать кушать и приличие требует, чтобы хозяин первый протянул руку за пищей; вытирать же руки после еды хозяину надлежит после гостя. Впрочем, это соблюдается только по отношению к малознакомым; если же гость - близкий знакомый, или друг, то, пригасив его начать кушать, не следует первому протягивать руку к пище. - Будет весьма спасительно (саваб) и похвально, если вместо приглашения начать кушать телодвижением, хозяин скажет, обращаясь к гостю: "Во имя Бога милостивого, милосердного", или: "Прошу вас откушать"; но если говорят "во имя Бога", то при этом необходимо в душе иметь намерение напомнить гостю, что перед вкушением пищи следует произнести имя Божие, а не просто заменять этими словами приглашение начать кушать, не имея в виду вышеуказанного намерения,
е) Не следует назойливо упрашивать гостя кушать; достаточно просьбу свою повторить три раза.
ж) В еде следует сообразоваться с гостем: если он ест - и хозяин должен составить ему компанию; гость кончил кушать - и хозяину тоже надо перестать есть. Во время угощения надлежит оставить даже и пост по желанию (руза-и-нафль), если хозяин перед этим постился,
з) Самые сладкие и изысканные кушанья следует предлагать гостю; а сам хозяин должен есть то, что похуже; если же кушанья приготовлено мало, а видно что гость обладает хорошим аппетитом, то хозяину надлежит есть как можно меньше, чтобы оставить гостю большую часть. По окончании угощения, если гость пожелает удалиться, следует отпустить его и, последовав за ним, проводить его до выхода, точно так же, как встречают гостя у входа в дом. Когда гость уходит, следует выразить ему признательность за посещение, произнеся: "Вы сделали нам честь своим посещением, да отплатит вам Бог за это своею милостью",
и) Не следует допускать особенной роскоши угощения, чтобы похвастаться своим гостеприимством, или затмить других.
§2. Приличия, обязательные для гостя по отношению к хозяину,
а) Когда приглашают в гости, следует принять приглашение даже и в том случае, если приглашающий, по своим средствам, в состоянии купить для угощения только одну баранью ляжку; будь то человек значительный, или бедняк - принять приглашение необходимо,
б) Не следует отказываться от приглашения даже и в том случае, если человек постится. Некоторые ученые считают, что необходимо непременно идти по приглашению на свадебный пир; другие же говорят, что, последовавши приглашению, человек сделает похвальное дело (саваб), но если и не примет приглашения, то в этом нет греха,
г) Неприлично приходить к кому-либо на угощение без приглашения; если же приглашение последовало одновременно от двух лиц, то надлежит сначала посетить ближнего соседа, а если оба пригласившие одинаково близкие соседи, то следует отдать предпочтение тому, с кем ближе знаком, или дружен. Не следует без разрешения хозяина приводить с собой к нему в дом лиц не приглашенных, это грешно; если же кто-либо из не приглашенных по собственной инициативе последует за приглашенным, то, придя ко входу дома, приглашенный должен сказать хозяину: "Этот человек пришел сам; если позволите, пусть войдет, а если вам не угодно, пусть удалится".
д) Отправляясь по приглашению в гости, следует дома настолько утолить свой голод, чтобы в собрании не выделяться из общей среды гостей торопливостью в еде.
е) Придя в собрание, необходимо занять то место между гостями, какое будет указано хозяином дома. Все, что будет предложено хозяином, следует принять; неприлично смотреть по сторонам, осматривать находящиеся в доме вещи, не следует также делать хозяину указания относительно приготовления пищи и всего другого, разве, если между гостем и хозяином издавна существуют дружеские отношения,
ж) Гости не должны подавать друг другу руками кушанье с блюда (лукма); допускается подавать таким образом пищу прислуживающим за столом и повару, да и то лучше так не делать; общее правило вежливости - не подавать пищу так ни бедным, ни собаке, ни кошке,
з) Не следует, без разрешения хозяина, уносить домой пищу и припасы, оставшиеся от угощения, потому что пища подается затем, чтобы ее ели за столом, а не для того, чтобы уносили домой. Некоторые великие учителя тариката, да будет милостив Бог к их душам, говорят, что если хозяин принадлежит к числу суфи (монахов, дервишей) и гость его бедняк, то последнему дозволительно унести остатки угощения и без позволения хозяина,
и) Когда хозяин, по окончании угощения, свернет разостланную скатерть, гостю надлежит помолиться за хозяина так: "О Боже! пошли изобилие хозяину дома, предложившему угощение и увеличь его достояние своею милостью к нему", и) По окончании угощения, гость должен спросить у хозяина позволения удалиться и после этого не вести продолжительной беседы, потому что в предании приведены слова пророка: "После принятия пищи расходитесь скорей". Впрочем, не следует уходить без разрешения хозяина дома.
§3. Правила, соблюдаемые при еде и питье,
а) Следует вкушать пищу умеренно, не следует есть пока хорошенько не проголодался, не надо есть много, до пресыщения, напротив, лучше поесть не досыта,
б) Надлежит остерегаться предлагаемых в пищу вещей сомнительной чистоты (шубха); а если голод заставит есть такие вещи, то надо стараться все-таки съесть как можно меньше и в душе необходимо сознавать стыд и раскаяние. Так следует поступать, например, в том случае, если нет основания считать пищу поганой, но она предлагается человеком жестоким, или не соблюдающим правила шариата,
в) Для себя не следует приготовлять какую-нибудь особенную пищу, а довольствоваться тем, что приготовляется для всех, не исключая и слуг, не претендуя, если то будет кушанье, какое едят бедняки,
г) Если же без требования хозяина приготовят и принесут ему вкусное кушанье, то не следует отказываться. Не следует есть мясное постоянно, без перерывов, но не следует оставаться и совсем без мяса 40 дней подряд. Пророк, несмотря на то, что корова принадлежит к числу четвероногих животных, мясо которых дозволено в пищу, не вкушал мяса, легкого, почек, кишек и желудка коровы, которая съела перед тем человеческие испражнения,
д) Есть некоторые продукты, которые не следует есть, или пить один за другим, потому что это противоречит преданию и вредно отражается на здоровье человека: после рыбы не следует есть молока и наоборот; вареное мясо не надо мешать с жареным, сушеное или вяленое - со свежим. Не надо есть один за другим два горячительных возбуждающих кушанья, равно как и два прохладительных, холодящих, два мягких и нежных кушанья, два твердых и грубых, два продукта, действующие на желудок крепительно и два, действующие послабляюще, или одно кушанье крепительное и одно послабляющее; не надо есть продукты испорченные, издающие дурной запах, сырой лук и чеснок, потому что пророк не ел этих овощей, е) Следует принимать пищу раньше намаза, так чтобы ко времени намаза окончить еду, и только в том случае, если человек проголодался и пища готова. Если же пища, пока человек молится, может быть съедена, или может сделаться нечистой, то можно есть, хотя бы и пришло время намаза.
ж) Есть надо, непременно сидя в одном из трех следующих положений: сесть, согнув колени, опираясь ляжками на икры, но не опуская живота на колени, так как это напоминало бы человека, лежащего вниз лицом, или сесть на левую, согнутую под себя ногу и, подняв согнутое правое колено, или же опуститься на седалище, подняв вертикально оба согнутых колена. Во время еды необходимо также снимать калоши и сапоги (это не касается ичиг), подбирать под себя полы верхнего платья и засучивать рукава халата,
з) Поданное кушанье следует расположить на "суфра" (кожаной скатерти), или на скатерти, а не на столе с длинными высокими ножками; если же стол низкий, то на нем подавать пищу можно. Вообще есть пищу за столом - это в обычае у царей; есть пищу на разостланной скатерти - в обычае у всех восточных народов, кроме арабов, которые для этого употребляют выделанную кожу, "суфра".
и) Посуда для кушанья должна быть деревянная, или глиняная - это суннат; есть из серебряной или золотой посуды грешно, а из железной, медной, или оловянной также не дозволено,
и) Сотрапезники должны выждать, когда старший из присутствующих протянет руку к пище, и тогда уже приниматься за еду; для старшего же равным образом обязательно поскорей приступать к пище, чтобы не заставлять ждать остальных,
к) Раньше, чем приняться за еду, необходимо произнести: "Во имя Бога, милостивого, милосердого", а еще лучше, перед упоминанием имени Божия, произнести славословие пророку: "О Боже! окажи милость Мухаммаду, да будет милость Твоя на нем и его последователях. О Боже! Очисти посылаемую нам пищу, водвори в нашем собрании полное согласие к общей радости", а затем уже призвать имя Божие. По мнению ученых законоведов, тщательно изучивших этот вопрос, произнесение имени Божия про себя обязательно для каждого из присутствующих при еде; произнести же имя Божие громко, во всеуслышание, спасительно, так как такое действие имеет целью напомнить всем сотрапезникам о необходимости призвать благословение Божие на предложенную им пищу. Приступая к еде, надлежит предварительно съесть немного соли, также и по окончании еды надо закусить солью; вкушая соль, надо сказать опять: "во имя Бога, милость Божия пророку Божиему". Если кто-нибудь перед началом трапезы забудет произнести "во имя Бога" и вспомнит об этом только во время еды, то ему следует произнести: "Во имя Бога и начало и конец еды",
л) К еде следует относиться со вниманием, а не быть рассеянным; по мнению ученых, каждый кусок, положенный в рот, следует сопровождать произнесением эпитета Божия: "О присносущный, о присносущный".
м) Еду и питье следует брать правой рукой; есть надо четырьмя пальцами кроме мизинца, это суннат; но если иногда присоединить и мизинец, то в том нет греха; не надо только есть пищу двумя пальцами,
н) Пищу с блюда следует брать прямо перед собой, фрукты же можно брать и с других сторон блюда,
о) К хлебу и крошкам надлежит относиться со вниманием; хлеб ломать непременно обеими руками, жир с рук не обтирать о хлеб, а выпавшие изо рта крошки или зерна следует тотчас же съесть, это приносит много счастья. Разбросать же крошки значило бы обнаружить свою гордость и самонадеянность,
п) Принимая пищу, не следует торопиться, так как это вредит пищеварению и влечет за собою слепоту,
р) Куски надо выбирать средние: ни малые, ни большие, а положив кусок в рот, стараться возможно лучше разжевать пишу и, не торопясь, глотать. Если пища будет слишком горяча, не следует дуть на нее, а выждать, пока она простынет. Рот открывать следует лишь настолько, чтобы возможно было поместить взятый кусок; взятую в рот пищу следует пережевывать зубами, находящимися с правой стороны и только в том случае, если эти зубы болят, или какая-нибудь другая причина исключает возможность исполнения этого правила - можно жевать пищу зубами, расположенными с левой стороны. Пока взятый в рот кусок не будет проглочен, не следует протягивать руку за другим куском, а откусив от куска, не следует класть оставшуюся часть вновь на блюдо или отряхивать приставшую к руке пищу в общую посуду, из которой едят все. - Неприлично жирные куски, или мясо погружать в уксус, или что-либо подобное, следует погружать в уксус что-нибудь, не содержащее в себе жира, напр. хлеб, и уже на этот кусок положить жирное мясо, прежде чем съесть его. Не следует выколачивать из костей содержащийся в них жир об изнанку, или верхнюю часть хлеба, о край блюда или о скатерть,
с) Во время еды не следует дремать; это грешно, потому что так делают все язычники и четвероногие животные. Не следует за столом возвышать голос, говорить неприятности присутствующим, или критиковать предложенное угощение,
т) По возможности, не следует есть одному, потому что чем больше протягивается рук к пище, тем более Бог посылает изобилия в пище.
у) До самого конца собрания следует стараться поддержать согласие и мир среди собеседников и не вставать с места до тех пор, пока не свернут скатерть, на которой ели, разве к тому будут уважительные причины,
ф) Если случится есть за одним столом, из одной посуды с одержимыми проказой, песью или чесоткой, то не следует обнаруживать мнительности и брезгливости, а вполне положиться на Бога, произнося: "Во имя Бога, на которого полагаюсь". Если же человек не сознает в себе уверенности в том, что если он положится на Бога, то ему уже ничто не может повредить, в таком случае ему дозволительно избегать необходимости есть из одной посуды с такими больными,
х) Лучшую часть пищи следует предоставить сотрапезникам, кушающим из одной чашки, а не протягивать самому руку за лучшими кусками*- это крайне похвально,
ц) Если мясо уварено до мягкости, его надо делить руками, а не резать ножом,
ч) Если в состав угощения входит что-либо, состоящее из отдельных предметов, то следует стараться непременно съесть нечетное число таких отдельных частиц, напр. финики, винные ягоды, пирожки, пельмени. Всего этого надо есть 1, 3, 5 и т.п. нечетное число штук, потому что "Бог сам один и потому Ему угоден нечет". Также, когда подают жидкое кушанье, которое приходится есть ложками, надо съесть нечетное число ложек - это похвально. Если двое едят из одной чашки одной ложкой, то следует передавать ложку товарищу не иначе, как после нечетного числа погружений ложки в чашку. Если человек ест один, то следует прекращать еду тоже непременно после нечетного числа ложек. Не следует набирать слишком полную ложку, это увлечение пищей; но не следует брать полложки и чересчур мало, так как это будет показывать гордость; надо наполнять ложку до половины. Следует стараться, чтобы с ложки не капало на скатерть или одежду; оставшееся в ложке не класть назад в чашку, не приближать, подобно четвероногим, свой рот к чашке, не открывать слишком широко рот, ложку в рот не вставлять и не издавать, хлебнув из ложки, неприятных звуков, а когда кладешь ложку на край блюда, не следует стучать ею. Кладут ложку на блюдо вниз наружной стороной, чтобы не капала оставшаяся в ложке пища.
ш) По окончании еды, следует облизать пальцы и пальцами же собрать остатки кушанья с блюда и не совершать омовения, прежде чем пальцы будут облизаны, а также не вытирать руки об кожу, или скатерть, на которой подавалась пища - это не хорошо. Пальцы следует облизывать, начиная с среднего и переходя затем к указательному и большому,
щ) Если случится есть фрукты покрытые кожицей, или содержащие зерна, то, очистив плод, не следует класть кожу и зерна на то же блюдо, где лежат фрукты, а отбросить подальше. Если собрание происходит в тесном помещении и бросить остатки плода некуда, то надо завернуть их в платок и таким образом скрыть от глаз сотрапезников; если же платка не будет, то взять в левую руку и, улучив минуту, отбросить влево, остерегаясь при этом, чтобы не попасть в калоши, если таковые там будут поставлены,
ю) Когда настанет время созревания плодов, следует прочесть молитву об изобилии: "О Боже! пошли нам изобилие в плодах и нашей вере (умножь число верующих) и продли нашу жизнь". После этого следует позвать маленького ребенка и дать ему плодов (а по мнению некоторых ученых, следует первый плод нового урожая, попавший в руки, потереть о глаза и поцеловать - это суннат) и сказать: "О Боже! Тебе известно все искони, покажи нам конец".
я) После еды следует вычистить зубы, ковыряя между ними деревянной зубочисткой; при этом следует иметь в виду, что кусочки пищи, добытые из-за зубов языком, можно съесть, это дозволено; кусочки же, вынутые изо рта при помощи зубочистки, надо выбросить, а есть непристойно. Не следует очень глубоко ковырять в зубах зубочисткой, чтобы не причинить вреда деснам. Когда слуга подает гостям зубочистки, он должен поместить их между средним и безымянным пальцем, остриями наружу; также и гость, берущей от слуги зубочистку, должен взять ее теми же пальцами правой руки и произнести молитву: "Да будет Бог милостив к тебе".
ъ) Перед едой и после еды необходимо вымыть руки. Во время омовения рук, перед едой, следует стать на оба колена и поместить концы обеих рук от локтя между коленами и помыть кисти рук до запястья снаружи и внутри; после омовения не следует отряхивать руки, чтобы капли воды не попали на платье; также не следует вымытые руки обтирать об одежду; дозволяется, впрочем, в случае необходимости обтирать руки о халат под мышками. Во время омовения рук после стола, не следует выполаскивать рот, выплевывая воду в поданную для омовении рук посуду, чтобы не причинить неприятности прочим собеседникам. Вымыв руки, следует обтереть их о чистую тряпку и подавшему воду слуге сказать: "Прости тебе Бог твои прегрешения". В книге "Шират-уль-ислам" сказано, что слуга, подающий воду для омовения перед угощением, должен предварительно подать умыться гостю, сидящему ниже всех по правой стороне, а потом последовательно обойти всех гостей, сидящих за столом, а после еды следует подать воду сначала более важным гостям по выбору, а затем уже перейти на правую сторону стола. После омовения рук всеми присутствующими, надлежит вылить остающуюся в умывальнике воду, и во время омовения не следует выносить умывальник, разве если необходимо вновь наполнить его водой. Воду слуга должен подавать внимательно и осторожно, чтобы не залить ковер, или платье сидящих за столом; каждому следует поливать на руки три раза: первый раз немного воды, второй раз больше, и третий раз еще больше воды.
ы) По окончании угощения следует произнести славословие Богу: "Слава Богу, который послал нам эту пишу для насыщения у нас нет силы, нет воли, все в воле Божией", или "Слава Богу, питающему нас, показавшему нам истинный путь, насытившему нас и наставившему нас на все доброе", или: "слава Богу, насытившему нас, утолившему нашу жажду и сделавшему нас мусульманами". После этого следует совершить молитву о предложившем угощение. Если в собрании будет присутствовать лицо высокопоставленное, то ему и следует прочитать молитву; все же остальные присутствующие произносят "аминь"; если же в собрании не будет лица высокопоставленного, то молитву должен прочесть слуга, произнеся: "О Боже! будь милостив, прости грехи хозяина дома, предложившего угощение, и грехи сотрапезников, людей приготовлявших и подававших пищу, прости грехи всех правоверных мужчин и женщин. Слава Богу, в начале и по окончании угощения".
§4. Приличия, соблюдаемые при питье воды.
а) Воду надо пить, если можно, сидя.
б) Из этого правила есть исключения; так, воду источника Зем-Зем и воду, оставшуюся от омовения, принято пить стоя.
в) Воду из чашки надо пить в три приема, отделяя каждый раз губы от края сосуда; в первый прием следует выпить глоток, потом три, потом пять, пить же залпом - непристойно,
г) На воду на следует дуть.
д) Перед каждым приемом питья надо произнести: "Во имя Бога милостивого, милосердного", а по окончании "слава Богу, Господу миров",
е) Перед питьем надо хорошенько осмотреть воду, нет ли там чего-нибудь дурного, а во время питья наблюдать, чтобы капли воды не пролить на ковер, или одежду, а если будет темно в помещении, где пьют воду, то отверстие сосуда надо закрыть тоненькой тряпочкой. Хазрет Ибни-Аббас, да будет он угоден Богу, любил пить из стеклянной посуды на том основании, что прозрачность такого сосуда дает возможность рассмотреть в нем содержащееся.
ж) Если руки желающего напиться будут запачканы чем-нибудь жирным, не следует хватать посуду, из которой пьют, или где сохраняют воду; в случае же крайней необходимости за ручку посуды следует браться безымянным и мезинным пальцами, а если посуда будет без ручки, то необходимо предварительно вымыть руки, а потом уже пить воду.
з) Не следует пить из горлышка посуды, в которой содержится вода, или прилагать уста к расколотому месту посуды, потому что в этих местах оседает из воды грязь. Не следует также пить прямо ртом из пруда, или арыка, это непристойно, потому что напоминает способ утоления жажды четвероногих животных, и может случиться, что при этом в рот проникнет что-нибудь вредное для здоровья человека,
и) Шербет и холодную воду, хотя бы самому и хотелось пить, следует предложить сначала присутствующим; это имеет одинаковое значение с раздачей милостыни и весьма спасительно; впрочем, такой образ действий обязателен только для того, кто наливает воду, потому что в хадисе сказано: "Наливающий пьет после всех".
и) Напившись воды, следует передать чашку, из которой пьет, своему правому сосуду, даже и в том случае, если слева сидит лицо высокопоставленное, потому что в хадисе сказано: "Правый переходит к правому".
к) О подающем воду следует помолиться, произнеся: "О Боже! пошли этому человеку силу юности", или какую-нибудь другую благодарственную молитву.
|