К оглавлению раздела

ГЛАВА IV

Приличия, соблюдаемые в отношениях супругов между собой, а также при посещении кем-либо общественных бань


§1. Муж, в отношениях своих к жене, должен соблюдать следующее:
а) желающий жениться должен стараться выбрать нравственную, честную женщину. Имам Шафии советует перед свадьбой однажды повидаться с невестой. Невеста должна быть девица. Следует выбирать такую жену, которая бы превосходила мужа четырьмя качествами, а четырьмя качествами уступала бы ему: возраст невесты, ее рост, богатство и происхождение - должны быть ниже, чем те же качества у жениха, а красота, характер, приличие и нежность должны быть выше, чем те же качества у жениха,
б) Следует избегать жениться на женщинах, неспособных к деторождению, на таких, которые способны растратить имущество второго мужа на детей своих от первого брака, на женщинах, которые способны упрекнуть мужа принесенным приданым, или своим высоким происхождением, на таких, которые, выйдя за бедного человека, после брака с богатым и роскошной жизни и оттого страдают. Не следует брать за себя женщин такого дурного характера, что ее и ее мужа за глаза будут осуждать. Наконец, следует избегать жениться на таких женщинах, которые на вид кажутся чисты, нравственны и красивы, на самом же деле вовсе не таковы. Такая женщина всегда отличается очень дурным характером; она "хузраут-дымн", слово это, по словарю, означает: "трава, выходящая из кучи навоза".
в) Муж должен хорошо обращаться со своей женой, быть к ней приветливым, без причины не ссориться и не гневаться; этого требует снисходительность, потому что жена все равно, что пленник, а к пленным следует относиться милостиво,
г) Провинности жены следует переносить терпеливо и, если даже жена позволит себе что-либо дурное на словах, или действиях, то муж все-таки должен с ней обращаться хорошо. Если же она сильно разгневается, то мужу следует похлопать ее по спине рукой и сказать: "О злодей, наставляющий людей на все дурное, выйди сейчас же из этого прекрасного тела", - для того, чтобы дьявол, который забрался между кожей и мясом и производит гнев, удалился,
д) Семейству, жене, бедным родственникам глава семьи должен доставлять все необходимое для существования и все деньги и предметы, им доставляемые, должны быть чистыми и добытыми вполне законным путем (халял), но если на содержание семьи не хватает таких чистых средств и приходится обратиться к предметам сомнительного свойства (шубха), но, конечно, не запрещенным, то на пищу и питье следует доставлять средства и предметы непременно безусловно чистые, а сомнительные тратить на одежду и другие потребности семьи,
е) Относясь к жене с подобающей нежностью и снисходительностью, не следует однако впадать в крайность и вполне подчиняться влиянию жены, а от времени до времени давать ей почувствовать главенство в доме мужа, постращав жену.
ж) В видах охранения нравственности жены, не следует никогда давать своего согласия на то, чтобы посторонние, запрещенные для женщины люди, посещали бы женскую, внутреннюю половину дома, не надо также дозволять жене посещать кладбища, когда там собирается много народа, посещать мечети, публичные сборища для слушания проповедей, не надо отпускать ее на многолюдные семейные торжества (туи) и поминки.

§2. Жена, в отношениях к мужу, должна стараться соблюдать следующее:
а) жена не должна выходить из дома, не спросив на то разрешения мужа; без его позволения не должна ни пускать кого-либо в дом, ни тратить его деньги и имущество,
б) Жена должна, без всякого принуждения, охотно исполнять все обязанности, лежащие на ней, как хозяйке дома.
в) Настроение духа своего жена должна согласовать с настроением мужа: когда он весел и она должна сохранять веселое расположение духа, когда он печален и жена должна своим настроением выразить участие к заботам и огорчению мужа.
г) Жена должна довольствоваться теми средствами и удобствами жизни, какие в состоянии доставить ей муж, не требуя от него невозможного и лишнего,
д) Если муж умрет, жене следует носить по умершему траур, а если она желает вновь соединиться с умершим супругом в загробной жизни, то она не должна вторично выходить замуж, а остаться вдовой до конца жизни.

§3. При посещении общественных бань соблюдаются следующая приличия:
а) какой бы таз и полотенце ни подал банщик посетителю, неприлично отказываться, надо пользоваться услугами того массажиста (хадым), который подойдет первый, а не отказываться и не выбирать между ними; входя в баню, следует ступить в нее левой ногой, а выходя из бани ставить на землю сперва правую ногу, потому что баня то же, что комната для омовений (таарат-хана).
б) Части тела от талии до колен (аврат) надо стараться открывать только в мере необходимости и тотчас же закрывать, несмотря на то, есть ли в бане еще посетители, или нет; неприлично смотреть на открытые авраты других, или заставлять безбородых юношей мыть себя, или делать массаж,
в) Не следует расходовать понапрасну слишком много воды и надо стараться поливать голову осторожно, чтобы вода не попадала на близ сидящих людей,
г) Подходя за водой к цистерне (ахур), не надо толкаться и мешать другим, торопиться взять воды для омовения дозволительно лишь в том случае, если наступит время молитвы,
д) Не следует стараться взять сразу как можно больше воды, лучше наполнить таз до половины,
е) При выходе из парильни, следует принять ту простыню и полотенце, которые подадут, а не выбирать и не выказывать брезгливости к прежде пользовавшимся этими вещами, считая себя чистым, а всех остальных людей грязными; напротив, надо считать всех людей чистыми,
ж) Необходимо, выходя из бани, заплатить следующее банщику, массажисту, путадору (подающему полотенце) и цирюльнику, чтобы не огорчить их.
з) Выйдя из бани и встретившись в приемной с знакомыми, уместно приветствовать их так: "Бог очистил вас омовением в бане", или другими подходящими словами.



Наверх