К оглавлению раздела

ГЛАВА I

Приличия, соблюдаемые при посещении дома, в приветствиях, рукопожатии и целовании


§1. При посещении чьего-либо дома, необходимо соблюдать следующее:
а) желающий войти в чей-либо дом должен еще за дверью предупредить хозяина о своем намерении войти в дом; для этого следует постучать в двери, или покашлять,
б) Когда стук, или кашель будет услышан и из дома послышится отклик, следует, произнеся предварительно приветствие (салям), спросить разрешения войти в дом. Эту просьбу, в случае неполучения ответа сразу, следует повторить трижды, причем между каждым обращением и последующим необходимо выждать столько времени, сколько необходимо для того, чтобы прочесть четыре раката молитвы,
в) Если, после троекратного вопроса, из дома не слышно будет ответа и не последует приглашения войти, то необходимо, не настаивая более, возможно скорей удалиться,
г) Если хозяин дома, не отворяя двери спросит пришедшего: - кто там? то следует ответить, назвав свое имя, а не говорить уклончиво: ваш друг, ваш покорный слуга, чтобы не оставить спрашивающего в недоумении, кто к нему пришел,
д) Когда гость приближается к дому вместе с хозяином, который ведет его к себе, то разрешения войти спрашивать не нужно.

§2. При обоюдных приветствиях соблюдается следующее:
а) если двое мусульман встречаются, они обязаны приветствовать друг друга, не придавая значения тому, - в дружественных, или враждебных отношениях находятся они между собою, потому что приветствие установлено пророком и составляет "суннат". Раз приветствие высказано, отвечать на него безусловно необходимо, это "фарз-айн" для получившего приветствие от одного человека; когда же приходится отвечать на приветствие нескольких человек, то ответ составляет "фарз кифайят".
б) Приветствие должно быть высказано непременно словами: "мир вам", или "мир вам, изобилие и милость Божия", а будет невежливо, если приветствующий скажет: "мир тебе", или вообще произвольно изменит, или сократит общепринятую фразу приветствия,
в) Для выражения приветствия, как сказано выше, установлена фраза "мир вам, изобилие и милость Божия"; но, само собою разумеется, что и ответ на приветствие должен заключать в себе слова "и вам мир" и произвольно сокращать, или изменять выражение ответа на приветствие - нельзя. Отвечать на приветствие надлежит немедленно, и притом настолько громко, чтобы тот, к кому обращаются, услышал сказанное; в противном случае, обязанность получившего приветствие останется не выполненною. Если двое мусульман, встретившись, приветствуют друг друга и один из них выскажет приветствие, а другой вслед за сим, то особого ответа на каждое из приветствий не требуется; если же оба встретившиеся одновременно произнесут приветствие, то каждый обязывается ответить на обращенное к нему приветствие,
г) Если кто-либо входит в собрание мусульман и высказывает приветствие, то слова свои отнюдь не должен обращать исключительно к кому-либо одному из находящихся в собрании, а приветствовать всех вообще присутствующих.При встрече на улице, или на базаре дозволяется приветствовать особо каждого человека; но если кто-либо получит приветствие от нескольких лиц сразу, то и ответ его должен быть обращен ко всем его приветствовавшим, потому что, если бы в таком случае ответ на приветствие был обращен исключительно к кому-либо одному, то приветствия остальных остались бы без ответа со стороны того, к кому были обращены, и обязанность не была бы исполнена. Когда приветствие передается не лично, а через посланного, то получивший приветствие обязывается тотчас же на него ответить; дозволяется только ответ на переданное приветствие соединять с ответом на приветствие, высказанное посланным от своего лица. В таком случае следует отвечать: "и тебе, и ему, и вам мир". Так же следует отвечать, если приветствие изложено в письме.
д) Произнося приветствие, не следует кланяться, или выражать приветствие движением рук, плеч, головы, - это грешно,
е) Приветствие следует произносить настолько громко, чтобы тот, к кому оно обращено, слышал; так же громко следует произносить и ответ на приветствие. Если приветствие обращается к глухому человеку, то следует приветствие сопровождать жестом руки; если же знака рукой сделано не будет, а приветствия глухой не услышит, то для него не обязателен и ответ на обращенное к нему приветствие. Если приветствуют немого, то он должен ответить жестом руки; если же немой приветствует кого-либо знаком, то отвечать ему следует и словами и жестом: тогда обязанность будет выполнена,
ж) Лица высокопоставленные первые приветствуют лиц ниже их стоящих в общественном положении: конный приветствует пешего, идущий - сидящего, хозяин - слугу, госпожа - служанку и немногие первые приветствуют собрание большого числа лиц.
з) Посторонний человек не должен приветствовать красивую женщину и, хотя бы красавица сама решилась обратиться с приветствием к постороннему мужчине, то последний не должен отвечать ей; но если женщина некрасива, то приветствовать ей позволительно, а отвечать на приветствие такой женщины должно. Приветствовать свою жену и домашних своих, хотя бы между ними были и красавицы, - следует; они же должны отвечать на обращенное к ним приветствие. Женщины должны взаимно приветствовать друг друга; это "суннат"; ответ же на такое приветствие составляет "срарз". Если кто-либо выскажет приветствие целому собранию красивых женщин, то в этом нет ничего предосудительного, а для приветствуемых ответ обязателен. Если многие собравшиеся красавицы выскажут приветствие постороннему для них человеку, то отвечать на такое приветствие обязательно. Если многие мужчины будут приветствовать постороннюю для них красавицу, или одна посторонняя красивая женщина выскажет приветствие нескольким мужчинам, то нужно ответить на приветствие, если оно не было вызвано дурными намерениями,
и) В одиннадцати случаях не следует вовсе приветствовать, потому что это грешно; не следует также и отвечать на такое неуместное приветствие.
    1) Не следует приветствовать человека, находящегося в отхожем месте;
    2) человека, занятого исполнением супружеских обязанностей с своей женой;
    3) человека спящего;
    4) в бане - не омывшегося еще после состояния нечистоты;
    5) вкушающего пищу, если пища у него во рту; но если пищи во рту нет, то приветствовать следует, а отвечать - необходимо;
    6) хатиба, во время произнесения молитв;
    7) муэззина во время возглашения "азана" и "икамата";
    8) человека, занятого совершением "намаза";
    9) человека, читающего Коран;
    10) человека, молящегося и
    11) находящегося в состоянии ихрама, когда он произносит священные возгласы (ляббайка, ляббайка, ла шарика ла ка).
и) Не исполняющих предписанное шариатом, развратных, бессовестных, жестоких и неверных вовсе не следует приветствовать, и, если они приветствуют мусульманина, то последний не должен им отвечать. Если же мусульманин пожелает приветствовать одного из имеющих Писание, то следует высказать приветствие так: "милость Божия тому, кто направляет на истинный путь". Также, если мусульманин пишет письмо одному из "имеющих Писание", то в конце следует поместить приветствие в тех же выражениях, а не писать "мир вам", как принято в переписке между мусульманами,
к) Если подданный иноверец приветствует мусульманина, то ему следует отвечать только: "и вам".
л) Когда человек уходит и прощается, приветствие обязательно и ответ необходим; так принято между учеными людьми.

§3. При встрече соблюдается следующее:
а) при встрече следует сделать рукопожатие,
б) При этом следует складывать руки ладонями, а не концами пальцев, потому что самое слово "мусафиха", по словарю, обозначает приложение ладоней одна к другой. Такое рукопожатие - "суннат". Во время рукопожатия тот из встретившихся, который первым подал свои руки, не должен первым отнимать их, а должен выждать, пока станет отнимать руки протянувший их позже,
в) При рукопожатии следует и лицу своему придать выражение приветливости,
г) При рукопожатии следует произнести молитву "салават": "Господи, будь милостив к твоему посланнику Мухаммеду и его последователям".
д) Затем, следует произнести славословие Богу и просить у него прощения грехов, сказав: "Господь наш, доставь нам благо в этой жизни, и благо в будущей, и спаси нас от муки огненной!" (Коран по переводу Г. Саблукова, гл. 2, стих 197).
е) Неверным, жестоким, развращенным, бессовестным, а также красивым женщинам рукопожатия при встрече делать не следует, также не следует пристально останавливать свой взор на лицах безбородых, женоподобных юношей - это грешно; давать же рукопожатие таким юношам еще более непозволительно, ибо это похоже на рукопожатие с женщиной.

§4. При объятиях и целовании рук, которыми сопровождается приветствие, соблюдается следующее:
а) когда кто-нибудь возвратился из путешествия, то встречающим его знакомым следует обнять прибывшего. Если приехавший - молодой мальчик, то его можно и поцеловать в лицо; но это не распространяется на красивых юношей, с которыми обниматься не следует, хотя бы они возвратились из путешествия, ни с чужестранцами, ни с соотечественниками: это грешно,
б) Живущим в одном месте, если они видятся ежедневно, не следует обниматься; это грешно; если же и вместе живущие не виделись несколько дней, то приветствие можно сопровождать объятием,
в) При встрече с людьми, пользующимися особым всеобщим уважением, следует после рукопожатия поцеловать и руку.
г) При встрече с знаменитыми шейхами - целуют руку и ногу.



Наверх