ГЛАВА III
Приличия, соблюдаемые в общественных собраниях
§1. В собраниях, где присутствуют шейхи, находящиеся в степени тариката, соблюдается следующее:
а) когда "мюрид" придет к своему наставнику, "пиру", он должен сесть в отдалении. Если пир пригласит вошедшего занять высшее место, то необходимо тотчас же последовать приглашению и перейти на высшее место, даже и в том случае, если бы при этом пришлось сесть выше какого-нибудь почтенного человека; только в таком случае необходимо принять такую позу, какая принята для молитв, без необходимости не ворочаться, а сохранять почтительное положение и неподвижность,
в) Каждое слово наставника надо выслушивать со вниманием и стараться запомнить, чтобы потом применить в жизни усвоенные в беседах с пиром правила,
г) Если наставник передает мюриду остатки своей пищи или питья, то не следует отнюдь делить с кем-либо полученное,
д) Прежде, чем начать разговор с пиром, необходимо убедиться в том, что у наставника есть для того свободное время, а не лезть с разговором некстати. Когда найдется удобное для разговора время, то следует, по возможности, коротко изложить то, что желательно сказать пиру.
е) Разговаривая с "мюршидом", следует произносить слова тихо и мягко,
ж) В присутствии мюршида следует вести себя скромно и почтительно; в особенности, если мюршид собирается уйти куда-нибудь, неприлично спрашивать, куда он идет; вообще, во всем следует сохранять такую же скромность и сдержанность,
з) Во всех делах следует руководствоваться волей шейха, во всем беспрекословно ему повиноваться, будь то дела веры, или дела житейские, ничего не следует предпринимать без разрешения пира, - его воле должно подчиняться даже принятие пищи и питья,
и) Без совета пира не следует предпринимать ничего, даже если бы к тому понуждала неотложная необходимость.
и) Если шейх спросит у мюрида совета, как ему самому поступить в данном случае, то последний обязан ответить: "вы сами лучше меня изволите знать", а не высказывать поспешно свое мнение по возбужденному шейхом вопросу; если же шейх настойчиво потребует ответа на заданный вопрос, то мюрид может скромно и почтительно высказать свое мнение,
к) Не следует без позволения или без приглашения входить в ту комнату, где шейх предается уединению. Войдя туда, не следует садиться на то место, где имеет обыкновение сидеть сам шейх; равным образом не следует надевать принадлежащие шейху тюбетейку, халат, калоши,
л) Не следует спать в одной комнате с шейхом, разве, если он сам прикажет; в таком случае следует исполнить приказание, но не следует крепко спать, а все время быть настороже,
м) Разговаривая с шейхом, не следует позволять себе острот или шуток, не следует также шутить и с другими в присутствии шейха: лучше всего не разговаривать без позволения шейха,
н) В присутствии шейха не следует стараться обнаруживать свое знание, или начитанность.
о) Не следует настойчиво добиваться от шейха ответа даже на вопросы научного свойства,
п) Необходимо всеми силами остерегаться своим поведением ставить шейха в такое положение, когда он хотя и заметит проступок, но из деликатности умолчит об этом; такое молчание показывает, что шейх считает провинившегося мюрида не заслуживающим даже наставления, а это очень нехорошо для мюрида. Если шейх расположен к мюриду, то он, прямо выскажет ему свое неудовольствие; ведь нельзя же допустить, что шейх мог не заметить вины мюрида и потому только не высказывает неудовольствия провинившемуся.
§2. В книге Манауви сказано, что мюрид, по отношению к шейху, должен соблюдать следующее:
а) мюрид должен считать своего пира единственным в мире и самым важным,
б) Должен верить, что пиру известны все мельчайшие обстоятельства жизни мюрида,
в) Преданность мюрида пиру должна быть такова, что если бы последний даже прогнал мюрида, то тот не должен оставлять наставника, а должен продолжать служить учителю и постараться вернуть себе его расположение,
г) В присутствии шейха, в собрании, надо стараться сидеть прилично, без необходимости, даже не надо шевелиться; чем больше будет соблюдаться это правило, тем больше пользы будет для мюрида. Когда вода в чаше находится в спокойном состоянии, то всякое изображение в ней видно отчетливо, если же вода будет волноваться, то никакой предмет не отразится отчетливо на ее поверхности,
д) Начиная какое бы то ни было дело, необходимо мысленно испросить разрешения и помощи у шейха; Хазрет-Ходжа Ахрар говорит, что будет ли пир на лицо, или будет отсутствовать, мысли мюрида всегда находятся у пира между бровями и все равно будут ему известны,
е) Необходимо точно знать, когда у пира наступает время "кабз" и "баст". Когда будет кабз, следует по возможности удаляться от пира, когда же наступит время баст, тогда надо стараться быть возле него и скромно сидеть в его присутствии,
ж) Тайны шейха мюрид должен хранить от людей, а тайны свои обязан сообщать пиру.
з) Следует всеми силами стараться заимствовать от шейха возможно больше знаний, но в его присутствии не следует выказывать свою ученость,
и) Не следует вступать в близкие сношения с людьми, не верующими в шейха и посещать их собрания,
и) Во время собрания, мюрид не должен долго и пристально смотреть в лицо шейха,
к) В присутствии шейха, мюрид не должен думать о посторонних предметах; поручив себя шейху, он должен сидеть с поникшей головой, потупив взор свой.
л) Если во время сосредоточенного молчания мюрид что-либо увидит, или узнает другим способом, то он должен довести об этом до сведения пира, не спрашивая у него объяснения виденного,
м) На посещение собраний шейха отнюдь не следует смотреть, как на удовольствие и веселое препровождение времени; надо приходить к шейху специально за тем, чтобы получить от него наставления, необходимые при изучении тариката и вообще для благочестивой жизни,
н) Во время службы шейху, следует оставить всякие развлечения и вести праведную жизнь,
о) Мюрид должен всеми силами стараться предотвратить всякий вред, или неприятности, которые могут угрожать шейху,
п) Мюрид не должен избегать подражания шейху в своих действиях и обязан точно исполнять приказания шейха, как в словах, так и в помышлениях.
§3. Вообще, при посещении собрания следует руководствоваться нижеизложенными правилами:
а) переходя от уединения в собрание, необходимо иметь искреннее желание так поступать и не руководствоваться какой-либо заднею мыслью,
б) Перед собранием необходимо совершить омовение,
в) Необходимо, предварительно очистив одежду, надушить ее и свое тело; вещества, обладающие дурным запахом, следует удалить, чтобы не причинить неприятности людям, присутствующим в собрании. Надо вычистить зубы и очистить рот от запаха сырого луку, чесноку или тому подобных вещей, чтобы не возбудить неудовольствия присутствующих в собрании,
г) Следует домогаться возможности посещать собрания хороших людей. В книге "Асизи" сказано, что для молитвы, не выполненной своевременно, существует замена, "каза", для беседы же замены нет, и пользу, какая могла быть извлечена из посещения собрания хороших людей, впоследствии нельзя наверстать никаким образом; поэтому необходимо стараться посещать собрания хороших людей,
д) Во время "зикра" следует сидеть в кругу "халька"; в этом много пользы: люди, сидящие в кругу, все обращены лицом друг к другу, все они глядят друг на друга, в таком собрании нет ни высших, ни низших мест, все сидят одинаково, круг по своему виду напоминает цифру нуль; из букв входящих в составе слова "халька", образуется имя Божие. Если в собрании присутствует лицо высокопоставленное, то все должны обращать к нему свои взоры; если собралось двое, то они должны сидеть друг против друга, чтобы колена одного приходились против колен другого; если же человек сидит один, то ему надлежит лицо свое обратить в сторону "кыбла", - так требует приличие,
е) Сидеть в середине круга - неприлично; это допускается только в случае необходимости, напр., если кому-либо нужно сказать несколько слов одному из сидящих в круге, или исполнить какое-нибудь дело.
ж) В собрании следует вести себя прилично и сидеть почтительно, наблюдать, чтобы никому не было тесно, не упираться коленами в колени близ сидящего, без разрешения двух сидящих рядом людей, не следует садиться между ними; далее, сидя в собрании, надлежит непрестанно вспоминать о Боге.
з) Сидя, надо сохранять приличную позу, так напр., не надо сидеть, подпершись левой рукой сзади. Можно сидеть в позе "ихтиба", или поджав под себя ноги - "мурабба" (подогнувши ноги по-турецки). Поза "ихтиба" называется, когда человек поднимает колени и сядет, обхватив голени обеими руками. Сидеть так не противно закону и суннату. и) Когда кто-нибудь из сидящих в собрании выйдет или войдет, всем остальным следует подняться со своих мест.
и) Лиц высокопоставленных следует просить сесть выше и приветствовать поклоном,
к) Надо остерегаться в собрании произносить неприличные слова, проявлять дурные стороны своего характеpa, делать неприличные движения и, вообще, надо стараться вести себя как подобает приличному человеку,
л) Людям высокопоставленным и незначительным, каждому, сообразно его положению, необходимо оказывать уважение и почтение; людей преклонного возраста надо почитать, как отца и стараться им услужить. С равными себе, считая их братьями, следует обращаться вежливо и почтительно: меньших себе надо принимать за своих детей, обращаться с ними снисходительно, наставляя их на все хорошее, что может быть полезно для них. Если в собрании будут безбородые мальчики (батчи?), то следует избегать посещения таких собраний; в случае же, если необходимость заставит войти в такое собрание, то не надо, по крайней мере, обращать внимание на безбородых юношей и увлекаться ими.
м) Кому следует, надо отдавать поклон, нищим - подавать милостыню,
н) Если кому-либо из находящихся в собрании придет время чихнуть, то следует стараться произвести при этом как можно меньше шума и прикрыть рот рукавами или чем-нибудь другим,
о) После чихания, надлежит произнести "хамд": "Слава Богу, покровителю вселенной", а еще лучше сказать: "Слава Богу во всякое время, на всяком месте". Эти слова необходимо произнести настолько громко, чтобы все присутствующие слышали,
п) Слышавшие "хамд" после чихания, должны в ответ произнести: "Да будет Бог к вам милостив", или "Да пребудет милость Божия на тебе"; потом чихнувший должен им ответить: "Всевышний да укажет вам правый путь и души ваши очистит" или: "Да простит Бог мне и вам прегрешения наши", - это необходимо. После чихания существенно необходимо произнести слова, указанные для чихнувшего, но еще лучше, если слышавшие эти слова все ответят чихавшему, как сказано,
р) Если чихнувший не произнесет "хамд", то и присутствующие не обязаны ему отвечать: это суннат. Если же кто-либо из присутствующих и не слышал "хамд" от чихнувшего, но из ответа остальных заключит, что "хамд" был произнесен, то и ему, вместо ответа, следует произнести "хамд".
с) Если чихнувший не произнес "хамд", то присутствующие в собрании должны ему напомнить о необходимости произнесения хамда.
т) Если чихание повторится несколько раз, то после третьего раза следует спросить чихавшего: "не насморк ли у вас?". Некоторые ученые советуют в таком случае сказать: "Да исцелит тебя Бог", или: "Да даст тебе Бог здоровья".
у) Вежливый человек должен стараться услужить всем присутствующим в собрании,
ф) Не следует затруднять кого-либо из присутствующих в собрании, прося услужить себе; также не следует поручать другому какое-либо дело для себя.
х) Если бы пришлось для присутствующих в собрании сделать какое-нибудь неприятное дело, напр., очистить отхожее место, или приготовить необходимые для очищения после испражнения комки глины и т.п., не надо отказываться, или стыдиться такого дела.
ц) Не следует также ставить себе в заслугу сделанное для собрания; напротив, надо быть довольным, что мог услужить собранию,
ч) С друзьями и малознакомыми следует обходиться в собрании внимательно и доброжелательно; такое отношение составляет высшую степень благовоспитанности, как высокопоставленных, так и обыкновенных людей,
ш) Если в собрании все делается сообразно с постановлениями шариата, то всякому присутствующему надлежит присоединиться к такому обществу, в словах и в действиях, и не следует избегать подражать тому, что делает вся компания,
щ) Присутствующий в собрании не должен стараться уберечь от остальных все, ему лично принадлежащее: надо считать, что все, что есть у каждого члена собрания, столько же принадлежит ему самому, сколько и остальным членам собрания; это, впрочем, не касается жен и предметов, запрещенных Богом для посторонних,
ъ) Если во время собрания кто-либо из присутствующих получит приношение, то следует поделиться с остальными, а для отсутствующей прислуги необходимо сохранить части, какие придутся на их долю.
ы) Своим братьям и близким надо прощать, если они провинились; при этом не следует заставлять их извиняться, или стыдить их в лицо тем, что они сделали,
ь) Если же кто заметит в своем родственнике пристрастие к чему-нибудь дурному, порочному, то необходимо усовестить его с глазу на глаз, пока он не раскается. Если провинившийся не внемлет увещаниям, то можно до 50 дней не разговаривать с ним; если же и эта мера не приведет к удовлетворительному результату, то следует избегать сношений с ним и дальше до тех пор, пока раскаяние не будет несомненно. Если кто-либо из ближних впадет в такой грех, который нет надежды загладить, то тем более не следует прощать виновного,
э) Если один из присутствующих в собрании расскажет, что он совершил что-либо противозаконное, то остальные должны употребить все меры, чтобы привести его к раскаянию; если же кто выкажет намерение совершить что-либо дурное, то присутствующие должны отговорить его, своими советами удержать от дурного поступка,
ю) Наставления почтенных и высокопоставленных людей следует выслушивать со вниманием и усвоить всем сердцем,
я) В собрании надлежит исключительно произносить имя Божие и славословие пророку, а в конце собрания надо произнести: "С восторгом воспоминаю я имя Твое, о Боже, со славословием исповедую, что кроме Тебя нет другого Бога. Каюсь Тебе, прости мои прегрешения и буде милостив к Мухаммеду и другим Твоим посланникам". Потом стих Корана: "Хвала Господу твоему, Господу славы, не имеющему того, что приписывают они ему! Мир посланникам Его! Слава Богу, Господу миров!" (37, 180,181,182). После этого должно разойтись.
§4. Есть случай, когда необходимо избегать посещения собрания:
а) не следует "пиру" бывать в собрании вместе с людьми, которые своим присутствием могут причинить беспокойство остальным присутствующим.
б) В собрании неприлично зевать. Если и пришло желание зевнуть - надо удержаться от этого, прижимая крепче нижнюю губу верхними зубами. Если и этим не удастся прекратить зевоту то следует прикрыть рот левой рукой, или рукавом. Так следует поступать всегда, кроме случая, если зевота застанет человека тогда, когда он во время намаза встал в положение "кыам", тогда необходимо закрывать рот правой рукой,
в) Во время собрания не следует дремать,
г) Во время собрания неприлично стараться выделиться среди остальных своей способностью сосредоточиваться и выказать степень своего духовного совершенства; напротив, со смирением надо старательно скрывать свое значение. Если кто во время собрания может заняться чтением книги или благочестивым разговором о вере, то так и следует поступить; если же нет, то следует заняться каким-либо другим делом, скрывая степень своего духовного совершенства. Ходжа Ахрар Вали говорит, что ему случалось видеть святых, достигших наивысших ступеней духовного совершенства, которые, тем не менее, стояли во время моления прямо, как стрела, и своими движениями не обнаруживали своего значения,
д) Когда кто-нибудь говорит, не следует его перебивать, а необходимо выждать конца начатой речи и тогда уже самому начинать говорить,
е) В собрании неприлично долго находиться в положены "сукут", т. е. сидеть, опустив голову, потупив взор, находиться в таком положении целый день даже грешно,
ж) Не надо и говорить слишком много. Учители тариката советуют высказываться лить тогда, когда душа будет покорна языку, а язык покорен Богу, т.е. говорить только искренно. Вступающему в собрание лучше всего хранить абсолютное молчание,
з) Не следует говорить слишком протяжно, или искусственно подбирать выражения, чтобы похвастать своим красноречием, но сопровождать речь свою жестами рук, или ударять по правой ладони указательным пальцем левой - можно,
и) Каждый должен говорить только о том, что до него касается. Ученые говорят, что говорить о богословских предметах, не зная хорошо этой науки, есть многобожие.
и) С присутствующими в собрании "пиру" не следует ссориться; но если кто-нибудь будет настолько невежлив, что возбудит гнев в наставнике, то он не ответствен за свой гнев. Надо знать, что братья-мусульмане не должны сердиться друг на друга долее трех дней, если двое поссорятся из-за житейских дел; но если поссорится отец .с детьми, учитель с учениками, муж с женой и т.п., то нет греха в том, если ссора продолжится и более трех дней; на это нет определенного срока. Желающий быть праведным, должен всеми силами старается погасить огонь гнева, исключая, впрочем, таких случаев, когда гнев вызван чем-либо противным шариату.
к) Не следует в разговоре сильно льстить собеседнику, а если, наоборот, кто-нибудь ведет льстивые речи, то тот, к кому они относятся, должен прочесть молитву: "Боже, направь меня ко благу, сделай меня таким хорошим, каким меня считают люди. Прости мне мои грехи так, чтобы они не знали. Не осуди меня за мои прегрешения, как способны осудить меня люди: они незнающие, Ты всеведущий",
л) Пир не должен позволять себе много шутить с присутствующими; следует говорить о том, что послужило поводом к собранию, но если какие-либо слова пира, без умысла с его стороны, рассмешат присутствующих, то в этом нет ничего предосудительного. Также дозволяется забавлять детей, высовывая язык и возбуждая в них смех.
м) Никого не следует осуждать в его отсутствие, не следует и слушать, когда кто дурно отзывается об отсутствующем, это грешно. "Гайбат кылмак" значит говорить про отсутствующего такие вещи, которые могут повредить его репутации, но в шести случаях дурной отзыв об отсутствующем дозволен:
а) потерпевший может принести начальнику, или царю жалобу на своего обидчика.
b) Про человека, постоянно занимающегося дурными делами, можно сообщить человеку, который имеет власть наказать виновного,
с) Можно сообщить законоведцу о протерпенной обиде, или понесенном ущербе, с целью узнать, какое наказание по шариату заслужил виновный,
d) Можно открыть дурные дела кого-либо для того, чтобы предостеречь других мусульман от подражания дурному человеку,
е) Также можно и за глаза осуждать такого человека, который вообще занимается дурными делами и, не обращая внимания на увещания, не исправляется,
f) Если кто-нибудь в общежитии носит прозвище, заключающее в себе нечто дурное про того, до кого оно относится, например: косой, кривой, слепой, немой, хромой и т.п., то дозволяется в его отсутствие произносить это прозвище для того, чтобы могло быть понятно, про кого идет речь;, но если те же слова произносятся с целью оскорбить того, к кому они относятся, то это грешно,
h) Находясь в собрании, неприлично говорить с другими по секрету, или употреблять в разговоре такой язык, который не всем понятен. Также не следует в собрании подмигивать другим глазами, моргать бровью и т. п. Это можно допустить лишь в том случае, если хозяину необходимо что-нибудь указать знаком слуге, или слуга желает что-нибудь дать понять хозяину, скрыв это от других. Если в собрании два лица желают переговорить о чем-либо по секрету, то третьему лицу отнюдь не следует приближаться к разговаривающим, или стараться подслушать, что они говорят между собою.
|