ГЛАВА V
Приличия, соблюдаемая при посещении больных, а также когда посещают семью, где кто-нибудь умер
§1. При посещении больных соблюдается следующее:
а) каждый обязан навестить своего знакомого, если он болен. Будь то болезнь глаз, зубная боль, нарыв, или другая болезнь, необходимо навестить больного, чтобы справиться о его здоровье. При этом надо спрашивать не об одной только какой-нибудь болезни, а об общем состоянии больного,
б) Если заболел кто-либо из неверных, то надо и его навестить, но при этом важно в душе руководствоваться желанием обратить неверного после выздоровления к вере ислама, а не посещать больного с намерением после выздоровления снискать расположение неверного и войти с ним в дружбу, - это грешно. Во все время посещения надо читать молитву, чтобы Бог обратил больного неверного на истинный путь.
в) Войдя к больному, следует придать своему лицу выражение приветливости и расположения. Не следует для визита к больному одевать ни нового платья, ни очень старого. - Войдя в комнату больного с улыбкой на устах, надлежит сесть подле больного у изголовья, не смотреть долго и пристально в лицо больному, а, положив руку на лоб или руку больного, спросить его, как он чувствует себя днем и ночью. Каждый день навещать больного не следует, надо после каждого визита выждать два дня и тогда вновь навестить больного,
г) Больного следует утешать, что болезнь послана ему Богом для искупления грехов, как испытание. Потом надо спросить больного, не желает ли он что-нибудь скушать, или выпить, и если он попросит чего-нибудь невредного, то постараться самому доставить ему, или приказать найти и доставить его родным. Если, придя навестить больного, гость знает какое-нибудь лекарство от болезни, то уместно посоветовать больному, если это лекарство не заключает в себе вещей поганых, как вино, лягушка и т, п.
д) У больного не следует засиживаться долго, разве, если он сам попросит гостя посидеть с ним подольше; в таком случае следует исполнить желание больного, но, оставшись, надо стараться развлечь больного веселыми, приятными дня него речами. За общее же правило можно принять, что визит к больному должен продолжаться не более промежутка времени, достаточного для доения четвероногого животного (халб).
е) Уходя от больного после посещения его, следует сложить руки краями ладоней для молитвы, прочесть молитву: "Великий Боже, помоги ему, пошли ему выздоровление", затем следует попросить больного помолиться за уходящего, так как молитвы больного столь же спасительны, как и молитвы ангелов. По персидски больного зовут "бимор", что в буквальном переводе означает "без змеи"; это потому, что здоровый человек гораздо легче забывает Бога и тогда каждое его дыхание так же вредно, как укушение змеи; больной же человек естественно непрестанно помнит о Боге и потому его дыхание не вредно. Потому-то и надо просить больного помолиться о приходящем к нему. ж) Если больной будет близок к смерти, то следует так громко произнести, чтоб больной услышал, исповедание веры (калима-и-шаадат) "Ля илляга, иль Аллагу, Мухаммадур-расул-улла", и если больной услышит только первые слова символа: "нет Бога, кроме Аллаха", то и того довольно для спасения его души. Умирающему следует напомнить о предстоящем страшном суде, посоветовать покаяться в грехах и сделать завещание: все это составляет суннат для посетителя.
§2. Приличия, которые надлежит соблюдать самому больному,
а) Если больной стонет, он должен стараться не допустить свои помыслы до ропота на Бога, или выражать стонами отчаяние. Голову при этом следует повязать платком, от этого боль утихает. Когда Бог посылает испытание, надо сносить его терпеливо и со смирением, а не тяготиться и не выражать неудовольствия. Когда болит голова, больной должен и стон относить к этой боли, произнося: о! голова! Это супат.
б) Во время продолжительной хронической болезни, надлежит славословить и благодарить Бога, а не просить себе у Бога кончины; если же истощится всякое терпение, и человек, по воле Божией, принужден будет просить себе смерти, то надо выразить эту просьбу так: "Боже, сохрани меня в живых, если для меня это будет хорошо и пошли мне кончину, если умереть будет для меня лучше, чем жить". Просить Бога, чтобы он послал человеку счастье умереть "шахидом" (моментально убитые оружием, погибшие на священной войне с неверными, после смерти, становятся шахидами, т.е. удостаиваются райского блаженства) дозволительно; точно также можно просить у Бога, чтобы он послал человеку смерть во время паломничества в Мекку и Медину: "О Боже, сделай меня шахидом на Твоем пути, пошли мне смерть в тех областях, где жил пророк",
в) Больному следует каяться в грехах и проникнуться надеждой, что Бог будет к нему милостив и простит ему все его прегрешения. Далее следует уплатить все свои долги, примириться со всеми знакомыми, испросив у них прощения за причиненные им обиды и неприятности и просить у Бога снисхождения в последний день.
г) Необходимо перед смертью сделать завещание о похоронах, чтобы похоронили в хорошем месте, побольше уплат ли смывальщику, могильщику и пр. и чтобы молились об умершем; это хорошо и необходимо,
д) Последние минуты следует посвятить чтению Корана и читать как можно больше; если у самого больного нет сил исполнить эту обязанность, необходимо заставить другого читать вслух, а больной должен думать о предстоящем страшном суде и судить о конце мира правильно. Следует завещать жене, детям и родственникам, чтобы они не предавались отчаянию по поводу понесенной ими утраты в лице умирающего, а славили бы Бога.
е) При приближении смертного часа, надо просить у Бога милости и помощи, произнося: "О Боже, помоги мне! В последний час мой, о Боже, окажи мне снисхождение, будь ко мне милостив, соедини меня с удостоившимися достижения высоких степеней",
ж) В момент смерти умирающей должен произносить исповедание веры ислама и стараться, чтобы на устах его замерли слова: "нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммад Его пророк".
§3. Приличия, соблюдаемые семьею умершего,
а) Если кто-либо услышит о смерти брата-мусульманина, ему следует произнести стих Корана; те, которых постигнет какое-либо бедствие, говорят: "Мы во власти Бога, и к Нему мы возвратимся!" (2, 151); если же услышит о смерти врага веры (иноверца), то следует произнести: "Слава Богу за то, что он послал помощь мусульманам и возвеличил веру".
б) Потом следует исполнить тазиа, т.е. до погребения и после погребения, а по имаму Мухаммаду не долее трех дней после смерти посещают семью умершего и, обращаясь к родным покойного, говорят: "Пусть тебе Бог пошлет милость, пусть отплатит тебе за утрату и будет милостив к покойному".
в) Сопровождающими "табут" следует двигаться молча, но в душе произносить имя Божие - это хорошо. Женщины не должны провожать покойника дальше дверей дома, это предосудительно,
г) После того, как тело умершего будет предано земле, один из сопровождавших покойного должен стать у изголовья могилы и произнести: "О, такой-то (имя умершего), сын такого-то (имя его отца)! произнеси исповедание веры, с которым ты ушел из мира; скажи: нет Бога, кроме Аллаха, Бог один, у него нет сотоварищей, Мухаммад - творение Божие, Его посланник, пророк; не сомневайся, что придет страшный суд и Бог оживит людей, лежащих в могилах. Скажи: я благодарен Богу, благодарен за веру ислама, к которой я принадлежу; Мухаммад пророк; я благодарен ему за то, что мусульмане сделались мне братьями. Обо мне заботящийся Бог, нет Бога кроме Аллаха, Мухаммад Его пророк". Все это должен произнести человек взрослый, для которого все религиозные обязанности стали уже обязательными.
д) Находящиеся в доме умирающего, услышав о его смерти, должны произнести: "Те, которых постигнет какое-либо бедствие говорят: "Мы во власти Бога и к Нему мы возвратимся!" (2, 151) и: "О Боже, за понесенную нами утрату, пошли нам милость и награду". После этого все домашние должны терпеливо сносить горе.
е) Во время плача по покойном, проливая слезы, не надо причитать громко, это предосудительно; в преданиях "хадис" говорится, что умерший терпит муки, если оплакивающие его причитают громко. Имам Шафии говорит, что хотя плач по покойнику вслух и не составляет большого греха, но лучше громко не плакать,
ж) По окончании похорон, каждому рекомендуется обратиться к своим занятиям, сидеть же вместе нехорошо. Имам Муджадид-дин из Фирух-бада, в книге Сиратул-Мустаким, говорит, что после похорон сидеть вместе и читать коран на могиле, или в другом месте - нехорошо, носить же приготовленную пищу в дом умершего его родным - похвально; также предосудительно строить возвышения на могиле из жженого кирпича и камня, в виде конуса, или другой формы, а также зажигать на могиле свечи.
§4. Приличия, соблюдаемые при посещении могил (зиарат).
а) Частое посещение могил, с целью поклонения, крайне похвально для мужчин. Могилы родителей посещать следует потому, что могилу того, кто посещал могилы своих родителей, будут посещать ангелы. Женщинам также не воспрещается посещать могилы с целью поклонения и молитв за умерших,
б) При поклонении и чтении молитв на могиле должно исполнять следующее: сев с боку могилы мусульманина, надо помолиться Богу о прощении грехов умершего так: "Мир вам, о лежащие в могилах. Боже, прости грехи и помилуй нас и лежащих в могилах"; если же в могиле покоится прах "шахида", то надо произнести: "Мир вам, о претерпевшие, да будет вам хорошо в день страшного суда".
в) Всем лежащим на кладбище надо сделать "фаиз", это значит после просьбы о прощении грехов прочесть один раз 1-ю главу Корана и начало священной книги, один раз "аят-аль-курси" (см. выше), двенадцать раз главу "Чистое исповедание" (112-ю) и двенадцать раз славословие пророку (салават). Все спасительное значение этих молитв (саваб) следует просить Бога поставить в заслугу покоящимся на кладбище усопшим. Если человек пожелает посетить для поклонения могилу святого, следует испросить у покойного помощи, сосредоточить свои мысли на воспоминании и поклонении покойному до тех пор, пока вследствие такого сосредоточения, лежащий в могиле не проявит своего влияния на дух посетителя, не воздействует на него особенным образом. Есть люди, так называемые "кош-ни-кубур" - открывающее могилы, могущие по их словам, знать, в каком состоянии находится в данное время умерший, но Хазрет Багаутд-дин Накшбанди не одобряет действий этих людей и не считает их знания высокою степенью совершенства, а рекомендует всем приходящим поклониться могиле святого - просить у него помощи и читать все молитвы, как выше указано, а не стараться угадать, в каком состоянии лежит в могиле покойный,
г) Следует оказывать уважение могилам умерших мусульман; это выражается тем, что на кладбище не въезжают верхом, на могилу не ступают ногами; если же встретится необходимость ступить ногой на могилу, то необходимо снять калоши и нести их в руке. Не следует садиться на могилу, ни опираться на могилу лежа, и спиной ложиться на могилу. Впрочем, по мнению некоторых ученых-законоведов, сидеть на могиле и опираться на нее, лежа, дозволительно; но нельзя испражняться на могиле, потому что об этом говорится в одном из преданий.
д) Женщины должны лишь изредка выходить из своих домов для посещения могил и делать это непременно с разрешения своих мужей.
е) На кладбище не следует молиться, обратившись лицом к могиле, это грешно; но читать на могиле похоронную молитву "джаназа" - можно, и если кто был погребен без прочтения над ним до погребения похоронных молитв, то, по мнению имама Шафии, дозволительно прочесть джаназа и над могилой, после погребения,
ж) Не следует постоянно пребывать на могиле своих родных, или родителей, сделав там себе временное жилище, это грешно.
|