К оглавлению раздела

ГЛАВА VII

Приличия соблюдаемые в путешествии и относящиеся к этому


§1. Учители тариката, да будет к ним милостив Бог, по поводу намерения совершить путешествие, или где-либо остановиться, говорят следующее: если в отечестве есть святой человек, которому возможно посвятить свои силы, с полным убеждением в пользе службы ему, то надо служить этому святому, не покидая отечества, потому что в этом случае путешествие было бы непристойно; если же в том городе, где живет данное лицо, не будет такого святого достойного человека, то следует отправиться в путешествие. Путешествия по своему значению разделяются на: обязательные, спасительные, или похвальные и дозволенные. К числу путешествий обязательных относятся: странствие с целью войны против неверных (джихад), паломничество в Мекку (хадж), путешествие с целью свидания с родными по их приглашению, для розыска воров и жестоких и с научной целью, если в своем городе не находится подходящего человека, у которого можно было бы учиться. Некоторые представители суфизма говорят, что если кто-либо из суфи, разбогатев, станет забывать про Бога, то ему следует, оставив все свое имущество в своей стране, удалиться оттуда, и в этом случае путешествие для суфи обязательно. Похвальных путешествий очень много. К числу их относятся между прочим: вторичное паломничество в Мекку, паломничество в Иерусалим (баит-уль-мухаддас), путешествие в Медину к памятнику на могиле Мухаммада, путешествие к могилам других пророков, пошли им, Боже, милость, путешествия к могилам святых, или на собрания и беседы к шейхам тариката с целью научиться у них святости и с надеждой, что поучения шейха наставят ищущего на истинный путь, - все эти путешествия похвальны. Дозволенными считаются: путешествие по торговым делам, с намерением приобрести для себя и семьи необходимые для существования средства и избавиться от необходимости жить на счет благотворительности; если же отправляющимся в путешествие с торговыми целями руководит намерение приобрести богатство, то такое путешествие грешно и причинит огорчение в день страшного суда. Также дозволенным считается путешествие исключительно для своего удовольствия, но только иногда; если же человек такие путешествия сделает обычными, то это не хорошо. Все сказанное выше относится до мужчин; женщинам же грешно путешествовать с посторонними людьми во всякое время.

§2. Польза путешествий. Хазрет Али, да будет им доволен Бог, в одном стихе указывает на пользу путешествия в пяти отношениях. Отправляющийся из отечества с искренним намерением совершить путешествие с пользою для себя, увеличивает свое благосостояние, познает быт и обстановку жизни других народов, приобретает научные сведения, усваивает себе приличия, наконец посещает собрания достойных людей. Могут возразить, что во время путешествия человек пребывает в одиночестве и ему приходится переходить пустыни, но на это скажем, что для праведного человека гораздо лучше даже умереть в одиночестве, чем жить среди развращенных и завистливых людей. Из приведенного мнения Хазрет Али следует, что для суфи обязательно, если ему удается получить доступ в собрание шейха, с полной искренностью посвятить себя служба этому человеку, спать у его двери и всеми силами стараться исполнять его волю. Жизнь надо проводить в святости, не поддаваясь суетным житейским помыслам; надо стараться сохранить душу от рассеянности, а руки и ноги уберечь от непрестанной бесцельной беготни.

§3. Приличия, обязательные для путешествующего,
а) Отправляющийся в путешествие должен предпринимать его непременно с благочестивым намерением: им должно руководить стремление совершить паломничество, сразиться с неверными, преследовать нечестивых, жестоких людей, приобрести познания в науках, поклониться могилам пророков, или святых, желание посетить собрание ученых и законоведов, поклониться шейхам-чудотворцам. Можно также путешествовать по торговым делам с целью обеспечить себя и семью необходимыми средствами к существованию. Во всяком случае, путешествие должно иметь целью одно из вышеупомянутых дел. Есть мудрое изречение: "Советуйся в каждом деле с сотрудниками"; следуя этому правилу и задумав совершить путешествие, надлежит посоветоваться с опытными людьми по поводу задуманного,
б) Если спрошенные люди одобряют намерение путешествовать, то следует еще исполнить "истихара", что значит исполнить установленное число ракатов намаза, прочесть главу Фатха и 109-ю, главу Фатха и 112-ю, потом, после приветствия, поднять руки, как для молитвы, и произнести: "О Боже! У Тебя ищу знания, к Твоей мудрости прибегаю, к Твоей силе и Твоему величию обращаюсь. Ты всеведущий, могущий научить; у меня нет силы. Ты знаешь; я не знаю. Ты знаешь неизвестное нам. О Боже! Ты знаешь, будет ли предполагаемое мною путешествие полезно для меня, укрепит ли оно меня в вере, усилит ли мое благочестие. Скажи, о Боже, научи меня, пошли мне изобилие в этом путешествии". Дальше следует выразить, в чем состоят предположения молящегося, и закончить молитву вознесением хвалы Богу и славословием пророку, это похвально. Если после молитвы человек почувствует в своем сердце уверенность, что предположенное им угодно Богу, и придет в хорошее расположение духа, то он может смело приступить к исполнению задуманного им.
в) Отправляясь в путешествие, необходимо предварительно сделать, на всякий случай, завещание и спросить разрешение у родителей и кредиторов, если таковые есть. Для выезда необходимо выбрать "легкий" день, по преданию самым легким днем считается четверг; но можно, по преданию, выезжать и в понедельник, среду, или субботу. Все долги необходимо перед отправлением в путь заплатить, затем проститься с женой, детьми, с родными, друзьями, соседями, знакомыми, с теми, кому был должен, и попросить всех помолиться о благополучном путешествии. Выходя из дома, следует обратиться к остающимся и сказать: "Простите меня, пожелайте мне всего хорошего и да будет молитва ваша услышана Богом, который установил прощение",
г) Остающиеся, во время прощания, должны сказать отъезжающему: "Просим у Бога милости для поддержания тебя в вере, Его благословения на все, что у тебя есть, на твою душу. Просим хорошего окончания начатого тобою дела". Далее следует произнести: "Да увеличит Бог твою чистоту и благочестие, простит твои грехи, пошлет тебе всякого благополучия". Если отъезжающий отправляется на поклонение в Мекку, то его следует напутствовать следующими словами: "О такой-то! да увеличит Бог твое благочестие, да обратит лицо твое к хорошему и пошлет благополучное окончание начатому тобою делу". Когда же встречают возвращающегося паломника, ему говорят: "О такой-то! Пусть Бог примет твое поклонение и простит твои грехи!"
д) Отъезжая, следует прочесть два ракаата намаза: в первом ракате главу 1-ю "Фатха" и главу "Неверные", а во втором ракате главу "Фатха" и "Ихляс". Некоторые ученые говорят, что в первом ракате надо читать после главы "Фатха" главу 113-ю - "Рассвет", а во втором ракаате, после главы "Фатха", главу 114-ю "Люди". Шейхи тариката советуют отъезжающему, во время укладывания вещей, еще не садясь на лошадь, прочесть 4 раката молитвы, в каждом ракате главу "Фатха" и "Ихляс". По общему мнению всех, после приветствия, которым заканчивается молитва, необходимо еще произнести: "О Боже! прими мою молитву, я приблизился к Тебе посредством этой молитвы, сохрани же мое семейство", е) Окончив молитву, следует еще прочесть из Корана, аят-аль курси", (ст. 256, гл. 2-я) и главу 106-ю - "Корейша-не", это похвально и облегчает трудности путешествия. Поднимаясь с места, необходимо произнести молитву: "О Боже! я хочу идти по угодной Тебе дороге, я поручил Тебе себя, увенчай же мое дело хорошим концом. О Боже! увеличь мое благочестие, прости мои грехи, направь меня ко всему хорошему",
ж) Садясь на лошадь, необходимо прочесть молитвы, указаны в гл. II, параграф 4 о приличиях, соблюдаемых садящимся на лошадь; после этого трижды произнести "такбир" (Бог свят!); потом следующую молитву: "О Боже, это Ты подчинил мне лошадь, без Тебя у меня не хватило бы силы для этого, мы все соединимся с Богом. О Боже! прошу у Тебя на время путешествия полного благополучия. Помоги мне сохранить благочестие, чтобы я во всем творил только Тебе угодное, облегчи для меня трудности пути, о Боже! у Тебя прошу я покрова от несчастий в путешествии",
а) Если приходится садиться на горячую лошадь, надо прочесть указанное в гл. II, параграф 4, б, а во время пути, когда путешественник вступает на судно для переезда по воде, надо прочесть тот же стих корана с произнесением слов: "Во имя Бога, милостивого, милосердого",
и) Во время следования верхом на лошади, надо читать следующую молитву: "О Боже! Ты господин путешествий, о Боже! я прошу у Тебя защиты от несчастий в пути. Сохрани меня и мое имущество от посягательств злых людей и от всякого несчастия,
и) В дороге, подымаясь на возвышенность, надо каждый раз произносить: "Бог свят", а опускаясь с горы читать: "С восторгом вспоминаю имя Твое, Боже", произнося эти слова вполголоса,
к) Во время продолжительных путешествий надлежит больше двигаться ночью, ночью же совершать наиболее длинные переходы, что гораздо легче, чем днем. Это правило следует исполнять всегда. Если путника станет клонить ко сну, то надлежит съехать с дороги и там слезть, потому что на самом полотне дороги ночью бывает больше тварей, вредящих человеку (звери),
л) Для того, чтобы обезопасить себя от вреда, грозящего человеку со стороны диких зверей, по прибытии на ночлег необходимо прочесть следующую молитву: "У Тебя, Боже, прошу я покровительства и защиты, силою произнесения Твоего имени спаси меня от всех тварей, причиняющих вред людям". Никто не повредит прочитавшему эту молитву человеку до тех пор, пока он не тронется в путь с ночлега,
м) Если по дороге встретится распутие и путешественник будет в затруднении, по какой дороге ему следует ехать, то надо всегда выбирать дорогу, ведущую вправо, потому что с правой стороны находятся ангелы, указывающие путь. Если в степи появятся духи, джины, и будут угрожать человеку, то надо произнести "азан", призыв на молитву, - тогда джины удалятся. Это следует из предания, где сказано на этот счет: "когда увидишь перед собой джинов, произноси азан". Есть один особый род джинов, являющихся человеку в степи, чтобы совратить его с пути, они называются, "гуль",
н) Никогда не следует путешествовать одному, в особенности ночью, и число спутников должно быть не менее трех человек,
о) Если путешествует много людей вместе, то и останавливаться на ночлег надо всем близко друг от друга, а, если можно, то и всем в одном месте,
п) Если из одного места отправляется в путешествие одновременно много людей и между путешествующими найдется образованный, всеми уважаемый и знакомый с шариатом человек, то следует выбрать его старшиной общества всех путешествующих; если же такого человека не окажется, то старшим надо назначить щедрого человека. Назначенному следует относиться внимательно и быть снисходительным ко всем спутникам. Он должен стараться услужить спутникам, не отказываясь ни от какой услуги им, а не задавать другим работу и не гордиться своим положением;
р) Если в числе спутников окажутся люди бедные и беспомощные, то люди сильные и со средствами не должны оставлять слабых без помощи в дороге, им надо помочь и доставить их к каравану. Если некоторые из спутников, по слабости, будут просить сделать остановку, необходимо уважить их просьбу, остановиться и не оставлять их одних до тех пор, пока они не присоединятся к другому каравану,
с) На телеге или вьючных животных, нанятых для перевозки кладей, не следует накладывать больше условленного груза; во время накладки лучше, чтобы присутствовал хозяин перевозочных средств, видел сколько груза кладут и был бы доволен. Надо быть снисходительным к грубости и невежеству возчиков, у них такой обычай. Вообще, следует во все время путешествия, во всех положениях, быть снисходительным, терпеливым и милостивым,
т) На четвероногое животное, служащее для перевозки кладей, надо навьючить груз сообразно с его силой и надо наблюдать, чтобы вьючные животные не испытывали голода и жажды. Во время остановки не следует приниматься за свои дела, пока не будут развьючены животные в караван,
у) В путешествие не надо набирать с собой много лишних вещей, надо довольствоваться самым необходимым. По мнению великих ученых, в пути необходимо следующее: одежда, достаточная для покрытия аврата (часть туловища от средины живота до колен), для совершения молитвы коврик - "джай-намаз", веревка и сосуд, которыми можно было бы доставать воду из колодца, калоши и обувь, которую можно было бы одеть после предшествующего молитве омовения и обутому вступить на джай-намаз, посох с острым наконечником, которым можно было бы удалить с дороги все приносящее человеку вред и пользоваться для опоры, наконец, следует иметь при себе в пути еще гребенку, палочку для чистки зубов, ножницы, иголку и коробочку с сурьмой,
ф) Направляясь в землю неверных, не следует брать с собою Корана, во избежание оскорбления священной книге со стороны неверных; но если кто, отправляя в сторону неверных письмо, включит в письмо стих Корана, то это не запрещается. Если путешественник осведомится, что в том городе, через который ему надлежит проехать, свирепствует эпидемия, война, или возмущение, то в такой город не следует заезжать; если же в каком-либо городе случится эпидемия, то местным жителям не следует покидать свой город, на' это есть указание в хадисе.
х) К животным не следует привязывать колокольчики, потому что ангелы не сопутствуют путешественникам, едущим с колокольчиками,
ц) Не следует брать с собой в путешествие собаку, шкуру тигра, или кафлана (?), потому что в хадисе сказано, что такому человеку не будут сопутствовать ангелы, конечно, исключая ангелов-хранителей, записывающих хорошие и дурные дела человека "карам-аль-катибин", которые всегда находятся при человеке,
ч) Во время путешествия, взбираясь на гору, спускаясь с горы, или вступая в пересеченную местность, надлежит три раза произнести "такбир" (Бог свят), после этого: "Нет Бога кроме Аллаха, нет товарища, мир в Его власти, слава такому Богу, Он всемогущ, да будет в точности исполнено Его обещание стыдящимся, раскаивающимся, почитающим, поклоняющимся, славословящим Бога, да окажет Он милость своим рабам".
ш) Возвращаясь из путешествия, завидя свой родной город, путник должен воскликнуть: "О Боже! дай мне возможность благополучно прожить в этом городе и пошли мне все необходимое".
щ) Возвращаясь из путешествия, не следует приезжать в свой дом, к своей семье, не предупредив семейных о времени прибытия, это грешно; лучше, подъезжая к городу, послать вестника предупредить своих домашних о своем прибытии. Приезд свой надо сообразить так, чтобы быть дома или утром, или вечером во время намаза "аср" (4-5 гл.) - как принято; приезжать домой ночью непозволительно.
ъ) Въезжая в свой город, прежде всего следует войти в свою мечеть и исполнить два раката молитвы, а потом уже войти в свой дом и приветствовать оставшихся дома семейных следующими словами: "Слава Богу, давшему мне возможность снова увидеть вас здоровыми и благополучными".
ы) Жене, детям, внукам, близким родственникам и друзьям следует привезти подарки, каждому какую-нибудь подходящую для него вещь, а во время свидания с родными в своем доме, следует распорядиться о приготовлении угощения для приходящих приветствовать приезжающего.
ь) Остающиеся в городе, узнав о приезде своего родственника, заблаговременно должны выйти к нему навстречу и, приветствуя путешественника, сказать ему: "Слава Богу, сохранившему тебя в пути и давшему нам возможность увидеть тебя благополучно возвратившимся". Приветствуя возвратившегося из путешествия для поклонения меккс-ким святыням (хадж), следует сказать, обращаясь к приезжему: "Да будет угодно Богу твое поклонение, да простит Бог твои грехи, увеличит твое благосостояние". Возвратившемуся с войны против неверных (джи-хад, газа, мн. чис. газат) говорят: "Слава Богу, оказавшему тебе помощь, сделавшему тебя святым, угостившему тебя (?) (зиафат)".

§4. Приличия, соблюдаемые путешественником по отношению к коренным жителям тех городов, которые он проезжает и наоборот. Рассматривается всего 11 случаев; из них 4 относятся до путешественника, а остальные 7 до постоянных жителей города по отношению к приезжему.
а) Приезжему, входя в дом одного из жителей незнакомого города, следует строго соблюдать приличия и относиться к хозяину дома с уважением. При входе в дом необходимо произнести общепринятое приветствие и сесть ниже всех. Если хозяин предложит гостю перейти на высшее место, то следует немедленно последовать приглашению и перейти на указанное место,
б) Чужестранец не должен гордиться перед местным жителем, не должен давать наставлений, как следует поступить в том или другом деле. Только тогда, когда человек, приютивший чужестранца, позволит себе сделать что-либо противное шариату, можно остановить его. Не следует утруждать хозяина, заставляя его услуживать себе, не следует огорчать его, требуя от него то, чего у него самого нет, не надо просить у хозяина протекции и затруднять его хлопотами по делам приезжего.
в) Если местный житель что-нибудь посоветует приезжему, следует искренно последовать совету и сделать так, как указано,
г) Без просьбы хозяина не следует стараться выказать перед ним свою ученость, а также не следует рассказывать о своем путешествии, если этим не интересуются хозяева,
д) Коренной житель города, если в его доме ищет приюта чужестранец, должен стараться оказать пришельцу как можно более внимания, не взирая на то, будет ли то "суфи", или простой человек. Правила этого держаться следует потому, что многие святые и благочестивые люди носят одежду, не соответствующую их значению, скрывают свое превосходство и, тем не менее, остаются угодными Богу святыми, твердо соблюдают свое благочестие,
е) Если к кому-либо в дом придет бедно одетый чужестранец, не следует спрашивать, откуда и куда он идет, как его имя и т.д.
ж) Надо постараться деликатно осведомиться, желает ли гость быть в обществе, или же предпочитает беседе - уединение. В первом случае хозяин должен постараться занять гостя беседою, в последнем - скорее отвести гостя в отдельное помещение, указать ему место омовения и ретирад и затем оставить гостя одного,
з) Если гость желает сходить в баню, то следует отвести его туда, грязное платье и белье приезжего приказать вымыть а, если средства хозяина позволяют, то и предложить чужестранцу новое платье - не надо упускать случая исполнить это.
и) По прошествии трех дней, хозяину следует спросить гостя, не пожелает ли он пойти поклониться могилам умершим и посетить лиц, известных в городе своей святостью. Если гость выразит желание, надо сопутствовать ему, если не пожелает, не надо настаивать,
и) Если гость попросит что-нибудь, дозволенное шариатом, то необходимо по мере возможности ему доставить,
к) Для того, чтобы извлечь пользу из беседы, гость, если предполагает остаться в доме несколько дней, должен дозволить хозяину приходить беседовать с приезжим, если только хозяин действительно человек, ищущий знания, желающий научиться, а не пустой хвастун и лицемер.

Здесь конец книги, с помощью Божией, Слава Богу, в начале и в конце, вслух и в душе, славословие пророку, который есть венец пророков - Мухаммаду, да будет на нем милость Божия. Да будет милостив Бог ко всем домашним и собеседникам.


Наверх