ГЛАВА II
Приличия, соблюдаемые человеком, который ложится спать, одевается, идет по дороге и садится верхом на лошадь.
§1. При отходе ко сну, после намаза "шам", следует прочесть следующую молитву: "я дожил до вечера, в мире, по воле Бога, настала ночь. Слава Богу! Нет Бога кроме Аллаха, и мир Ему принадлежит. Слава Ему, всесильному. О, Боже! Дай мне благополучно провести эту ночь и последующие дни и ночи; сохрани меня от зла этой ночи и последующих дней и ночей. Охрани меня от адских мук и мучений в могиле. Сохрани меня, о Боже, от болезней и пошли мне силу до преклонной старости быть благочестивым". Вставая после рассвета, надо прочесть ту же молитву; но в этом случае вместо слов: "я дожил до вечера, в мире, по воле Бога, настала ночь" следует произнести: "я дожил до утра, в мире, по воле Бога, настал день", и вместо: "дай мне благополучно провести эту ночь и сохрани меня от зла этой ночи" произнести: "дай мне благополучно провести этот день и сохрани меня от зла этого дня". Известно, что достаточно утром и вечером по три раза произнести: "Во имя Бога, произнесение имени которого охраняет от всяких напастей земных и небесных. Всеведущий, всеслышащий", чтобы обезопасить себя от всякого вреда. Такому человеку не могут вредить ни змеи, ни скорпионы, ни дивы, ни пяри. Даже если бы такому человеку дали яд, то и яд на него не может подействовать. По преданию от пророка известно, что Бог будет весьма доволен каждым, кто во время намаза "шам" произнесет: "Благодарение и хвала всесильному Творцу за веру Ислама и ниспослание Мухаммеду пророческого дара".
б) Когда человек вздумает ложиться спать, то предварительно следует запереть двери и закрыть все отверстия посуды в доме. Затем самую постель следует обтереть рукавом, или полотенцем и троекратно выхлопать из постели пыль. Далее необходимо погасить огонь и затушить светильники; все это обязательно следует исполнить прежде отхода ко сну.
в) Для того, чтобы обезопасить себя от вредного влияния злых духов во время сна, следует перед отходом ко сну прочесть три раза следующую молитву: "Боже! Силою букв, входящих в состав Твоего имени, сохрани меня от вредных животных и насекомых". В книге "Нава-дыр-уль усуль" сказано, что, по словам пророка, каждый, кто перед отходом ко сну прочтет молитву: "Ради силы букв имени Божия, да сохранит Он меня от мук адских, от злых людей и от сатанинского наваждения", совершенно безопасен от всякого вреда во время сна. Если ту же молитву положить в амулет (ладанку) и повесить на шею ребенку, то это будет вернейшим средством оградить дитя от всякой опасности,
г) Постель не следует делать слишком мягкой. Ложась спать, надлежит обратить свое лицо в сторону Каабы (кыбла) и, опершись лицом на ладонь правой руки, поставленной на локоть, пробыть несколько времени в таком положении: это "суннат".
д) Находясь в указанном положении, необходимо прочесть следующую молитву: "Я отхожу ко сну, непрестанно вспоминая имя Твое, Боже; сохрани мою душу; будь ко мне милостив; сохрани меня Твоею силою, как охранял ты благочестивых мужей", и еще следующую покаянную молитву три раза: "Боже, Единый, Живый, прости мне мои прегрешения и будь ко мне милостив, Тебе приношу покаяние". Потом произнести следующие стихи корана: "Пророк верует в то, что ниспослано ему от Господа его, а также и верующие. Каждый из них верует в Бога и ангелов Его, в писание Его и в посланников Его. Они говорят: мы слушаем и повинуемся, от Тебя, Господи наш, прощение, и к Тебе возвращение. Бог обязывает душу только к тому, что для нее удобоисполнимо: для нее то, что приобрела она, и против нее то, что приобрела она. Господи наш! не накажи нас, если мы забудем что, или согрешим в чем-либо. Господи наш! не возлагай на нас бремен, какие возлагал Ты на бывших прежде нас. Господи наш! не возлагай на нас того, что нам не по силам. Пощади нас, прости нам и помилуй нас. Ты покровитель наш: дай нам победу над народом неверным. (2, 285, 286). Святая Айша передает, что сам пророк, перед отходом ко сну, имел обыкновение, совершив омовение, раздеться, сесть на постель, сложив ладони рук. Он читал главы Ихляс и Мауазатаин, потом имел обычай дунуть в руки и вытереть ими все свое тело, начиная с головы и кончая остальным туловищем. Совершив это трижды, пророк, положив правую руку ладонью под правую щеку, ложился и читал вышеуказанную молитву: "Я отхожу ко сну, непрестанно вспоминая имя Твое, Боже. Сохрани мою душу, будь ко мне милостив, сохрани меня твоею силою, как охранял ты благочестивых мужей", и другие молитвы,
е) Восстав от сна, надлежит прочесть следующую молитву: "Слава Господу, оживившему нас после смерти (воздвигшему от сна, уподобляемого смерти); оживление во власти Бога". Если ночью томит бессонница, то следует прочесть молитву: "О Боже! звезды появились на небосклоне, сон смежил очи людей. Ты живый, Тебя не клонит ко сну, не берет дрема. Ты живый, укажи ночи истинный путь, сомкни и мои очи, усыпи меня",
ж) Если ночью приснится хороший сон, то надлежит его рассказывать другим и возблагодарить Бога, ниспославшего отрадное сновидение; если же приснится плохой, неприятный сон, то рассказывать виденное во сне не следует, а необходимо обратиться к Богу с просьбой, чтобы дурной сон не исполнился. В этом случае следует троекратно сплюнуть слюну в левую сторону, затем произнести молитву: "О Боже, я прошу у Тебя покровительства от наваждения сатаны, от дурных снов". Если это будет в точности исполнено, то сон не принесет вреда.
§2. При одевании соблюдается следующее:
а) не следует одевать предпочтительно какую-нибудь одну одежду, а что придется из имеющегося. Пророк тоже имел обыкновение одевать различные одежды и не придерживался какой-либо одной: рубашку ли, пояс стыдливости, покрывало ли, штаны ли, богатое верхнее платье, или простое, корону, плащ, шубу, ичиги, калоши - все надевал, как случится,
б) Не следует выбирать особенно какую-нибудь одежду, а следует одеваться в ткани грубые и прочные,
в) Рукава рубашки и верхней одежды должны быть такой длины, чтобы доходили до запястья руки; допускается и до конца пальцев, но длиннее делать не следует, так как это противно преданию. Рукава должны быть широкие, это согласно с преданием; делать же узкие рукава - нехорошо. Длина рубахи и штанов должна быть до половины бедровой кости; допускается и до щиколотки, но не длиннее,
г) Одежда должна быть белого цвета, это суннат, и большую часть жизни следует носить белые одежды; одевать красные и желтые одежды мужчинам грешно,
д) Одежду необходимо содержать всегда в чистоте; в книге Сахир сказано: "чистота неразрывно связана с верою"; на основании этого предания, надлежит содержать в чистоте все вещи, в особенности одежду,
е) Людям богатым надлежит одевать хорошую одежду, чтобы этим обнаружить свой достаток, но только в таком случае, если, будучи одет в дорогие одежды, человек в состоянии удержаться от гордости и тщеславия. Учители та-риката советуют одевать хорошие одежды только тем людям, которые сумели заглушить в себе голос тщеславия и победить чувство гордости.
ж) Одевая впервые новое платье следует произнести молитву: "Хвала Господу, пославшему мне одеяние и сохранившему мою жизнь", а старую одежду отдать бедным. В предании сказано, что всякий, кто, одевая новую одежду, будет в точности исполнять указанное, заслужит тем милость Божию: он сам и его семейство будут сохранены от болезней, сам он будет праведным до конца своей жизни и после смерти будет находиться под благословением Божиим. Каждый, одевая новое платье, должен произнести: "Хвала Богу, давшему мне эту одежду, питающему меня. У меня нет воли, нет силы, все в руках Божиих", тогда Бог, по этой молитве, простит молящемуся все его прежние прегрешения. Абу Саид-уль-хузри говорит, что пророк, когда одевал новое платье, будь то рубаха, исподнее платье, или чалма, говорил: "О Боже! с этой одеждой пошли мне благополучие. Прошу твоего покровительства. Да будет эта одежда счастливой, сохрани меня от прегрешений".
§3. При выходе из дома и на улице необходимо соблюдать следующие приличия:
а) выходя из дома за каким-нибудь делом, надо прочесть молитву: "Во имя Бога, я поручил себя Богу, у меня нет своей воли и силы, разве если поможет мне Бог". Затем произнести из Корана "аят-аль-курси", чтобы в свое отсутствие охранить свое семейство от всякого несчастия и, по возвращении, найти детей своих в добром здравии. Возвратившись домой, входя в дверь, следует прочесть тот же стих Корана, он приносит много счастья,
б) Если при выходе из дома взор невольно обратится к небу, необходимо произнести следующий стих Корана: "Господи наш! Ты сотворил это не напрасно; хвала Тебе! Сохрани нас от мук в огне". (3,188). Если выходящий заметит на небе новый месяц, то надлежит произнести: "Дай Боже, провести нам этот месяц в добром здравии, благополучии, с верой и благочестием, чтобы заслужить твое одобрение". Если же случайно в это время по небу пролетит метеор (падающая звезда), то не следует долго останавливать свой взор на этом небесном явлении, а, опустив глаза, надлежит произнести: "Все в руке Божией, у меня нет собственной воли, нет силы",
в) Двигаясь по улице, не следует делать шагов торопливо, или крепко стучать ногами о землю. Шаги следует делать средней величины,
г) Ходить по улице следует или обутому на обе ноги, иди же обе ноги должны быть босые. Без уважительной причины не следует сапог или калошу надевать только на одну ногу: это грешно. Надлежит также содержать в чистоте чулки,
д) Нечего стыдиться ходить одному, не следует посылать сзади себя слугу, или другого человека; не надо вовсе вводить это в обычай,
е) Если на улице грязно и случится встретиться в узком месте с другим человеком, то не следует очевидно для него стараться избежать близко пройти от него, чтобы не замарать свое платье об его грязную одежду,
ж) Двигаясь по улице, следует смотреть себе под ноги, а не глазеть по сторонам, идти следует осторожно.
з) Ходить следует, соблюдая осторожность, чтобы в особенности на базаре, или в местах большого скопления народа не причинить по рассеянности кому-либо вреда или неприятности, напр., не ударить кого-либо, не толкнуть, или не наступить кому-либо на ногу. Если случится встретить двух идущих рядом людей, занятых разговором между собою, то неприлично проходить между ними; в особенности не следует проходить так между двумя встречными женщинами: это очень грешно,
и) Если по дороге случится встретить "кари" (читающего Коран наизусть), то следует оказывать такому человеку уважение и, не перегоняя его, идти позади, в особенности, если кари идет вместе с своим учителем, или духовным наставником - тогда следует непременно идти позади их и следить за тем, чтобы не наступить на следы их; это неприлично,
к) Каждый из идущих вместе по улице должен стараться оказать своим спутникам уважение: если случится идти впереди остальных спутников, то следует думать, что идешь впереди как слуга, указывая дорогу идущим позади; если же придется идти сзади других, то следует объяснить это тем, что, отставши, выказывает почтение впереди идущим спутникам; одним словом, при выборе себе места среди своих спутников, следует подражать рыбам, плавающим в воде, т.е. вовсе не думать о том, где придется идти: впереди, или позади остальных спутников,
л) Встретившись с кем-либо на улице, не следует останавливаться для разговора, а, высказав приветствие, немедленно пройти дальше; если же необходимо будет переговорить с встречным, то следует отойти с собеседником на край улицы. Это, впрочем, не относится ко встречи в таких местах, где никто не ходит; в таких местах, а также сидя в доме, спрашивать другого о здоровье и благополучии - можно, это ведет к сближению,
м) Если на дороге проходящий замети острый шип растения, или камень, которые могут причинить боль ногам прохожих, то надлежит убрать с дороги такой предмет, если это окажется возможным. Если случится высморкаться, или плюнуть на дорогу, то надо засыпать землей мокроту и тогда уже двигаться далее, при этом плевать перед собой, или в правую сторону не годится, надо плевать влево, назад. Также ни в каком случае не следует плевать в ту сторону, где находится кааба (кыбла); если кыбла приходится сзади - налево, если слева - плевать, обратившись назад,
н) Если по дороге встретится увечный, калека, то ему следует оказать помощь; если, идя навстречу идущему, служанка, или ребенок нес в руках посуду, уронил ее и, разбив, огорчился этим, то следует дать встретившемуся такую же посуду, чтобы этим доставить огорченному удовольствие,
о) Если на дороге случится встретить что-либо поганое и это вызовет в душе идущего отвращение, следует прочесть: "О Боже! кроме Тебя никто не может дать счастья, все хорошее от Тебя исходит. Зло не исчезнет, если Ты его не уничтожишь. У меня нет воли, нет силы, разве если Бог поможет". Встретившись с похоронной процессией, следует произнести: "Бог живый, бессмертный". Если случится увидеть на дороге одержимого проказой, или песью, то следует произнести: "Слава Богу, сохранившему меня от этой болезни и пославшему мне много здоровья", и тогда самому не будет грозить опасность заболеть этой болезнью,
п) Находясь среди народа, на базаре, надо читать следующую молитву: "Нет Бога, кроме Аллаха, Он Един, у него нет сотоварищей, мир ему принадлежит. Ему хвала. Он оживляет и умерщвляет. Сам он вечен, всемогущ". Чтение ее приносит большую пользу.
р) На улице не надо сидеть без дела; если же, по необходимости, придется сидеть на улице, то необходимо в точности соблюдать все приличия, установленные для находящихся на улице, т. е. не следует глядеть на посторонних, отвечать на обращенные к сидящему приветствия прохожих, разговаривать исключительно о полезных предметах и помогать тем, кто терпит какую-либо несправедливость.
§4. Человек, садящийся верхом на лошадь, должен принять за правило следующие приличия:
а) вкладывая ногу в стремя, надлежит произнести молитву: "О Боже! это ты подчинил мне лошадь. Без тебя у нас не хватило силы для этого, мы все соединимся с Богом" и затем, трижды: "Слава Богу", три раза "Бог свят" и еще молитву: "Боже, я не исполнил всего, Тобою предписанного, я себе этим повредил, будь ко мне милостив, прости мои грехи; кроме Тебя никто не может простить их".
б) Если лошадь окажется горячей и не будет спокойно стоять, то, наклонившись к ее уху, следует прочесть стих корана: "Так ужели они будут искать еще другого служения Богу, когда Ему покоряются и охотно и невольно все на небесах и на земле, и к Нему они возвращены будут?" (3, 77). И тогда можно быть уверенным, что горячность лошади не принесет вреда седоку,
в) Всадник, хотя бы и высокопоставленный, должен первый приветствовать пешехода, как бы незначителен по своему положению, молод, или беден ни был встречный пешеход,
г) Ехать по дороге следует осторожно, чтобы не причинить кому-либо вреда. Скоро ехать не следует даже и тогда, когда того требует нужное дело, в особенности, когда на улице грязно,
д) Едущему верхом следует позаботиться о слуге или рабе, если он сопровождает всадника: не следует ехать слишком быстро, чтобы слуга, сопровождающий хозяина, не устал. Когда приходится ехать далеко, то не следует брать с собой слугу пешком, потому что это нехорошо и недобросовестно относительно слуги. Если есть возможность, надо и слуге дать верховую лошадь; если другой лошади нет, то надо слугу своего посадить позади седла на ту же лошадь, на которой едет хозяин; если же лошадь не в силах везти двоих, то следует садиться на нее попеременно со слугой, чтобы дать возможность и слуге отдохнуть, и самому в это время пройтись пешком,
е) Лошадь не следует бить нагайкой по голове и глазам; без надобности не следует сидеть на лошади, остановившись (надо или ехать, или слезть); не надо спать или дремать, сидя на лошади. Лошадь необходимо своевременно кормить и поить; не надо ставить ее в слишком холодное или в слишком жаркое место; если же приходится совершать верхом продолжительное путешествие, то следует от времени до времени слезать и некоторое расстояние идти пешком, чтобы дать лошади отдохнуть,
ж) Если лошадь начнет играть и убежит, то следует призвать на помощь ангелов, дважды произнеся: "Творения Божий - помогайте!" или, по другому мнению: "Божьи создания, призываю вас на помощь!" После этого лошадь непременно должна остановиться.
|