![]() |
Долг перед женщиной
|
|
|||
Степень эмансипации женщины есть естественное мерило общей эмансипации, - так говорил великий французский мыслитель, один из классиков так называемого утопического социализма Шарль Фурье. Но разве сегодня женщина не свободна? Разве она не имеет равных прав с мужчиной? Разве не пользуется она всеобщим вниманием, уважением? Разве не о женщине - матери, любимой, дочери - день и ночь поются сентиментальные песенки по всем каналам телевидения и радио. Разве не женские лица смотрят на нас со всех обложек и всех рекламных плакатов? Да! Но реклама и жизнь, как это часто бывает, далеко не совпадают. По данным ООН, женщины производят 60-75% всей работы в мире. При этом на долю женщин приходится не более 10% дохода жителей стран мира. Понятно, что в структуре доходов населения зарплата занимает не первое место. На первом месте - прибыли капиталистов, а то, что среди капиталистов преобладают мужчины, - ни для кого не секрет. Но и с зарплатой наемных работников ситуация складывается не в пользу женщин. Когда-то, в советские времена нас поражало, что даже в богатой Америке женщины за одинаковый труд получают зарплату меньшую, чем мужчины. И вот капитализм пришел к нам. По свидетельствам даже официальных источников, женщины Украины, как правило, занимают менее престижные и менее оплачиваемые должности, чем мужчины, а средняя зарплата женщин составляет лишь 72,4% мужской. В то же время, например, одним из наиболее тяжелых видов труда - сельским хозяйством - занято женщин в шесть раз больше, чем мужчин. Но кроме оплачиваемой (хоть и очень плохо) работы, существует еще и вовсе неоплачиваемая. Притом социологические исследования показывают, что если оплачиваемая рабочая неделя женщин составляет в среднем 34 часа, то бесплатная домашняя - 39. Считается, что эта работа - на себя и на свою семью. Но на самом деле так только кажется. Эту работу приходится выполнять только потому, что собственники средств производства присваивают себе не только прибавочную стоимость, но и часть стоимости, необходимой для воспроизводства рабочей силы наемного работника. Зарплаты не хватает на то, чтобы работник мог завтра снова выйти на работу и производить прибавочную стоимость для хозяина, чтобы вырастить, воспитать и обучить тех, кто будет производить прибавочную стоимость для капиталистов завтра. Вот эту нехватку и приходится восполнять самим рабочим за счет бесплатного труда на огородах, в домашнем хозяйстве и т.п. Страдают от этого не только женщины, но и мужчины. Но женщины страдают вдвое больше. У мужчин показатель бесплатной работы составляет 19 часов в неделю. Очень показательна и вот такая статистика. На Украине женщины составляют 54% населения, среди выпускников вузов их 51%. Но среди докторов наук женщин только 14-20%, а среди академиков - 4%. Женщины составляют подавляющее большинство среди научных работников и преподавателей вузов, но среди научного начальства их днем с огнем не сыщешь. Они являются, так сказать, научным пролетариатом. И это не только образ. Дело в том, что научное начальство сегодня, как правило, получает денег в несколько раз больше, чем те, кто, собственно, делает науку и тем самым обеспечивает высокие доходы начальству. Как видите, даже получение высшего образования не освобождает женщину, а только создает все новые формы эксплуатации ее труда. Но было бы неверно воспринимать усиление эксплуатации женщин, ухудшение их социального положения, как свидетельство улучшения социального положения мужчин. Спору нет, что подавляющее большинство тех, кому идет на пользу ухудшение положения женщин - капиталисты и начальство - мужчины. Но это вовсе не значит, что от ухудшения положения женщин выигрывают все мужчины. В последнее время на Западной Украине повсеместным стало непривычное раньше явление, когда женщины уезжают на заработки в Италию и другие западные страны, где существует устойчивый спрос на домашнюю прислугу, сиделок и т.п., а мужья остаются на хозяйстве, поскольку они больше не могут найти работу не только на родине, но и за рубежом. Они вынуждены выполнять ту работу, которая раньше считалась сугубо женской и унизительной для мужчины: вести домашнее хозяйство, готовить еду, стирать, присматривать за детьми, доить коров и т.п. Можно только представить, каким ударом по мужскому достоинству, если так можно выразиться, является такое положение дел. И дело не столько в том, что мужчине приходится заниматься "женской работой", сколько в осознании своей неспособности прокормить семью, в осознании потери привычного статуса не только в обществе, но даже и в семье. Немало мужчин стараются заливать этот свой позор водкой, что еще более усугубляет положение. Было бы неверно считать это явление характерным только для Западной Украины. Во-первых, по этому пути идут и все остальные регионы, просто Галичина оказалась несколько впереди. Во-вторых, это явление неотъемлемо от капитализма вообще. Еще в своей юношеской работе "Положение рабочего класса в Англии" Ф. Энгельс описывает, как дешевизна женского труда приводит к тому, что мужская безработица и положение, когда женщины вынуждены заниматься традиционно мужским делом - работой на фабрике, а мужчины - женским - домашним хозяйством - становится массовым. Он пишет, что это положение, "в котором мужчина перестает быть мужчиной, а женщина лишается своей женственности... положение, которое самым позорным образом унижает оба пола и в каждом из них человеческое достоинство". Энгельс называет такое положение дел "настоящей кастрацией" мужчин. Стоит ли после этого удивляться, что количество браков за годы капитализма упало почти на треть, при том, что количество разводов остается прежним. Высокая статистика разводов свидетельствует в первую очередь о том, что на женщин падает дополнительная нагрузка по содержанию и воспитанию детей. В условиях, когда зарплата выплачивается в основном "в конвертах", алименты оказываются одним из пережитков социализма. Результат всего этого весьма предсказуем - женщины отказываются рожать. Все это разрушает не только семью. Это приводит к разрушению общества в целом. И спасти современную семью, а вместе с ней и основанное на ней современное общество, невозможно иначе, как только устранив глубинные причины сложившегося положения дел - господство капитала над всеми сферами современной жизни. Только тогда общество окажется в состоянии выполнить свой долг перед женщиной - взять на себя все заботы о содержании и воспитании детей. А это единственно возможный путь к действительному, а не лицемерно-декларативному освобождению женщин, к предоставлению ей реальной возможности для реализации ее человеческих способностей во всех сферах жизни. "РК"
|