КАНАЕВ Евгений Александрович

ПОЛИТИКА КНР В ОТНОШЕНИИ СПОРНЫХ

ОСТРОВОВ ЮЖНО-КИТАЙСКОГО МОРЯ (ПАРАСЕЛЬСКИХ И СПРАТЛИ) В 1949 -1999 гг.

Специальность 07.00.03. — всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

Москва - 2001

Работа выполнена на кафедре новой и новейшей истории стран Запада и

Востока исторического факультета Московского педагогического

государственного университета.

 

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы.

Роль и значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в современном мире неуклонно возрастают. С начала 1990-х гг. все большее количество историков-востоковедов, экономистов и политологов признают, что новый международный порядок будет определять динамика экономического и политического развития стран АТР и что XXI век может стать Азиатско-тихоокеанским веком. Это обстоятельство является причиной огромного интереса исследователей к проблемам и вызовам, с которыми сталкиваются страны АТР на современном этапе.

Одной из наиболее острых проблем Восточной Азии - как составной части АТР -является территориальный спор за острова Южно-Китайского моря между КНР, Тайванем и странами АСЕАН (СРВ, Филиппинами, Малайзией и Брунеем). Поэтому проблема островов Южно-Китайского моря уникальна как по глубине противоречий, так и по охвату стран, участвующих в этом территориальном конфликте

Особое место в этом споре принадлежит КНР - новому «центру силы» Восточной Азии, способному в недалекой перспективе оказать серьезное воздействие на изменение «баланса сил» в Восточноазиатском регионе. Проводимая Китаем модернизация вооруженных сил, интерес, который проявляют к этой проблеме США и Япония, придают ей серьезный международный аспект. Таким образом, Южно-Китайское море становится центром противоречий многих могущественных сил современного мира. И эти противоречия начинают активно влиять не только на геополитическую ситуацию в целом, но и на внутреннюю политику втянутых в противостояние стран. Поэтому дать анализ военно-политической стратегии КНР в отношении островов Южно-Китайского моря является важной и обоснованной научной задачей.

Хронологические рамки исследования. Диссертация охватывает период с момента образования Китайской Народной Республики до настоящего времени (1949 -1999 гг.). Но основное внимание диссертант уделяет военно-политической стратегии КНР с 1974 по 1999 гг., то есть периоду, когда территориальный спор в Южно-Китайском море из заурядного конфликта регионального масштаба превратился в серьезную международную проблему.

Цель диссертации - изучение политики Китая в отношении островов Южно-Китайского моря с 1949 по 1999 гг., исследование основных направлений военно-политической стратегии Пекина в этом районе, выявление ее истоков, рассмотрение ее

трансформации, выявление факторов, оказавших влияние на политику руководства КНР в отношении территориальной проблемы в Южно-Китайском море.

Для достижения указанной цели в диссертации были поставлены следующие задачи.

Показать значение экономического и стратегического потенциала спорных островов Южно-Китайского моря для КНР.

Рассмотреть исторические предпосылки территориального спора в Южно-Китайском море, сделав основной акцент на аргументации двух главных соперников -Китая и Вьетнама.

Проследить основные этапы развития обстановки в Южно-Китайском море и показать роль Франции и Японии в этом территориальном споре.

Дать оценку политике КНР в отношении островов Южно-Китайского моря в 1949 -1974 гг. и выявить факторы, оказавшие первостепенное влияние на позицию Китая в этом территориальном споре.

Проанализировать изменение международной обстановки в Юго-Восточной Азии в 1970-е гг. и факторы, которые привели к вооруженному конфликту на Парасельских островах в 1974г.

Особое внимание уделить изменению военно-морской доктрины НОАК и началу модернизации ВМФ.

Проанализировать позицию китайской дипломатии в отношении островов Южно-Китайского моря в настоящее время и перспективы ее развития.

Рассмотреть реакцию на политику КНР в Южно-Китайском море других участниц этого территориального спора (Тайваня и стран АСЕАН) и показать позиции США и Японии, не участвующих в этом конфликте непосредственно, но пристально наблюдающих за развитием обстановки.

Следует особо отметить, что диссертант не давал оценку притязаниям Китая в этом районе с точки зрения международного права, поскольку это специальная тема.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой исследование >дной из наиболее сложных и актуальных проблем современности. На базе источников, 1ериодики и научной литературы предпринята попытка анализа и обобщения политики HP в отношении островов Южно-Китайского моря; дана ее оценка с учетом изменения [еждународной обстановки в 1990-е гг.; рассмотрены различные варианты развития вбытий в ближайшей перспективе. В частности, затрагивается проблема возможного аступления КНР и Тайваня «единым фронтом» против стран ЮВА, но вместе с тем

рассмотрены и реальные перспективы многостороннего диалога Кигая и стран АСЕАН но проблеме островов Южно-Китайского моря. В диссертации проанализированы подходы США и Японии к притязаниям КНР, что усиливает понимание важности этого территориального конфликта как дестабилизирующего фактора Восточной Азии.

Практическая значимость исследования. Диссертация может быть использована при анализе развития международной обстановки в этом регионе. Ряд положений и основные выводы исследования могут быть использованы МИД и другими международными организациями в их практической деятельности при разработке концепции эффективной системы коллективной безопасности в Восточноазиатском регионе. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы при составлении учебных пособий, программ и лекционных курсов по новейшей истории стран Азии и Африки и по истории международных отношений в новейшее время. Методологической основой диссертационного исследования послужил диалектико-материалистический подход, получивший развитие еще в Древнем мире, как и в последующих эпохах в трудах авторов Запада и Востока. Научная концепция автора формировалась также на основе трудов крупных отечественных историков-востоковедов, занимающихся проблемами Дальнего Востока - МФ.Юрьева, МЛ.Титаренко, С.Л.Тихвинского и других авторов. При анализе развития международной обстановки в Южно-Китайском море и формирования военно-политической стратегии КНР в отношении архипелагов Параселъского и Спратли диссертант также обращался к теории политического реализма и национальных интересов, представленной в работах видных отечественных политологов, в частности, Д. А. Богатурова, А. Н. Косолапова, В.Ф.Петровского, К.В. Плешакова, Э.А. Позднякова, М.А. Хрусталева, а также американских ученых, таких, как Г.Монгентау, Р. Гилпин, К. Голдман, Д. Девитг, Д. Хатлунд, Дж. Киртон, Л. Миллер, Т. Шеллинг, К. Уольц, МГальперин, С.Соренсен, Л.Ричардсон и ряда других авторов. Различные подходы были объединены в рамках системного анализа.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на кафедре новой и новейшей истории стран Запада и Востока МПГУ. Основные положения и результаты диссертационного исследования изложены автором в научных публикациях.

Источниковая база исследования.

При написании диссертации были использованы и проработаны следующие источники:

Законодательные акты КНР, затрагивающие статус Парасельских островов и островов Спратли («Декларация о территориальном море КНР» от 4 сентября 1958 г., «Закон КНР о территориальном море и прилегающей зоне» от 25 февраля 1992 г.). В них содержатся попытки китайского руководства в одностороннем порядке юридически обосновать права КНР на спорные архипелаги Южно-Китайского моря.

Официальные документы Госсовета КНР по разработке и эксплуатации морских ресурсов, в том числе в акватории Южно-Китайского моря, содержащие регламентацию проводимых работ и обосновывающие целесообразность развития «оффшорных зон» («Руководство по разработке прибрежных ресурсов и эксплуатация «Оффшорных зон» совместно с иностранными корпорациями» (1982 г.), «Развитие морских программ КНР». (1998г.)

Заявления китайских лидеров и официальных лиц по проблеме островов Спратли, в том числе материалы брифингов МИД КНР, где отражена позиция китайского внешнеполитического ведомства по интересующей автора проблеме и содержится ситуационный анализ состояния дел в районе спорного архипелага Спратли.

Сообщения агентства Синъхуа, отражающие политику КНР в отношении архипелагов Парасельский и Спратли, содержащие заявления и комментарии центрального информационного агентства КНР относительно текущих событий и реального положения на островах Южно-Китайского моря.

Официальные публикации министерства иностранных дел КНР, обосновывающие исторические права КНР на спорные острова Южно-Китайского моря («Неоспоримый суверенитет Китая над островами Сиша и Наныш»). В этих документах приводится китайская версия истории международного конфликта. С другой стороны, позиции конкурентов КНР в этом территориальном конфликте отражены в различных нотах и «явлениях вьетнамского, тайваньского, филиппинского и малайзийского правительств, гаиболее полными и аргументированными из которых являются официальные документы »/ЩД СРВ («Архипелаги Хоанг Са и Чыонг Са и международное право», «Суверенитет Вьетнама над архипелагами Хоанг Са и Чыонг Са», «За решение проблемы архипелагов Соанг Са - Чыонг Са (Парасельский - Спратли) путем переговоров»).

Материалы Рабочих встреч по урегулированию территориального спора в Южно-:итайском море, проводимых в Индонезии в 1990 г., а также протоколы заседаний

Азиатского регионального форума (АРФ) и Пост-министерских конференций (ПМК) стран АСЕАН с участием Китая. В этих материалах представлена позиции стран-участниц территориального спора в отношении многостороннего диалога по вопросу о Южно-Китайском море.

Статистические и справочные материалы относительно модернизации вооруженных сил КНР, закупки Китаем новых видов вооружений и реальной оценки их технических характеристик. Такие данные важны при анализе военно-стратегической обстановки и баланса сил в Южно-Китайском море. К числу этих источников относятся главным образом такие издания, как ежегодники и периодика «Jane's», «Military balance», «SIPRI» и другие.

Картографические материалы как стран-участниц территориального спора, прежде всего КНР и СРВ, так и других государств, не участвующих в конфликте непосредственно дают необходимый справочный материал для анализа эволюции позиций различных участников этого конфликта.

Материалы прессы. Автор обращался как российскими публикациями, так и материалам зарубежной, в том числе китайской, прессы на английском языке Характеристика научной литературы.

Изучаемая в диссертации проблема не была предметом специального исследования отечественных и зарубежных историков, и поэтому не приходится говорить об историографии поставленных в работе проблем. До сих пор не появилось каких-либо направлений, тем более историографических школ, проводивших научные исследования по проблеме островов Южно-Китайского моря. Существуют лишь отдельные работы, в той или иной степени затрагивающие основные аспекты диссертационного исследования. Среди работ отечественных авторов это прежде всего монографии ЕДСтепанова («Экспансия Китая на море» М., 1980; «Китай на морских рубежах» М., 1994; «Пограничная политика в системе внешнеполитических приоритетов КНР» М., 1996; «Правовые аспекты территориальных споров в Южно-Китайском море» М., 1997) и О.А.Арина (Алиева Р.Ш-А) («Азиатско-Тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность» М., 1997), где вопрос об островах Южно-Китайского моря затрагивается в контексте изменения международной обстановки в Восточной Азии и превращения КНР в новый «центр силы» этого региона.

В зарубежной историографии данной проблемы основной акцент ставится на геополитических факторах и их влиянии на формирование политики Китая в этом районе В монографии политолога из Республики Корея Хан Сын Ила «Региональная

безопасность в Юго-Восточной Азии» (М, 1999) развитие обстановки в Южно-Китайском море после окончания Второй мировой войны анализируется главным образом в контексте китайско-вьетнамского соперничества.

В работах Д.Хайнцига (Heinzig D. Disputed islands in the South China Sea. Paracels - Spratlys - Pratas - Macclesfield Bank. - Wiesbaden, 1976) и МСамуэля ( Samuel, Mamyn S. Contest for the South China Sea. - New York, London, 1982) приводится детальный географический обзор акватории Южно-Китайского моря и расположенных там островов, рассматривается история этого международного конфликта и анализируется аргументация двух наиболее сильных претендентов на острова Южно-Китайского моря - Китая и Вьетнама; особое внимание в этих работах уделяется конфликту на Параселъских островах 1974 г., причем Д.Хайнциг рассматривает это событие как продолжение исторических притязаний Китая и Вьетнама на спорный архипелаг, а М.Самуэль основной акцент ставит на трансформации китайской политики в отношении островов Южно-Китайского моря в контексте изменения статуса КНР как морской державы.

Главная задача монографии гонгконгского исследователя Чи Кин-ло (Chi Kin-Lo China's policy towards territorial disputes: the case of the South China Sea islands. - L., 1989) состояла в том, чтобы показать и проанализировать факторы, повлиявшие на китайскую стратегию в отношении островов Южно-Китайского моря, причем основной акцент автор ставит на геополитических факторах. По мнению Чи Кин-ло, Китай будет соблюдать сложившийся в Восточноазиатском регионе стратегический «баланс сил» и в ближайшем будущем не предпримет каких-либо попыток поставить архипелаг Спратли под свой контроль.

Становление и последующая трансформация военно-морской доктрины КНР, технические характеристики ВМФ НОАК рассматриваются в монографии Д.Мюллера (Muller D. China as a maritime power. - Boulder, 1983). Автор проводит комплексный анализ причин и факторов, повлиявших на изменение военно-морской доктрины Китая и приходит к выводу, что в начале 1980-х гг. китайский флот стал достаточно сильным, чтобы успешно выполнять поставленные перед ним задачи по защите долгосрочных морских интересов КНР.

Кроме того, диссертант пользовался аналитическими статьями таких авторов, как Е.Д. Степанов, МВаленсия, А.Шепард, М.Ричардсон, Ли Лайто, Чанг Паомин и других, в которых также содержится анализ отдельных моментов темы диссертационного исследования. Таким образом, очевидно, что данная тема является недостаточно

разработанной в отечественной и зарубежной исторической науке и нуждается во всестороннем и тщательном изучении.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается ее новизна, практическая значимость и методологическая основа, характеризуется степень ее разработанности в отечественной и зарубежной историографии. Определены цели и задачи диссертационного исследования, хронологические рамки, дана характеристика источников.

В первой главе «Экономическое, политическое и военно-стратегическое значение Южно-Китайского моря и островов для стран Восточной Азии» дается характеристика географического положения архипелагов Парасельский и Спратли; приводятся разные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей относительно общей численности и точных координат островов Спратли; рассматривается их огромный экономический потенциал, что делает этот район очень перспективным с точки зрения его хозяйственного освоения. По некоторым оценкам акватория Южно-Китайского моря содержит ресурсы, общая стоимость которых превышает 1 триллион долларов. Помимо экономического богатств, острова Южно-Китайского моря имеют для стран Восточной Азии огромное стратегическое значение. Южно-Китайское море окружает ряд стран с бурно развивающимися экономиками; все они очень зависимы от внутрирегиональной и международной торговли, большинство путей которой идет именно через Южно-Китайское море. По-существу, вся внешняя торговля стран Восточноазиатского региона напрямую зависит от свободы судоходства в этом районе.

Проводимая в КНР с конца 1970-х гг. комплексная программа модернизации экономики резко увеличила потребность экономики Китая в энергоносителях: начиная с середины 1980-х гг. ежегодный внутренний спрос КНР на энергоносители опережает ее добычу в среднем на 25-30 %, и именно недостаток энергосырья может поставить под вопрос успешную реализацию экономических реформ в КНР. Южно-Китайское море является важной транспортной артерией и в постоянно расширяющемся китайском внешнеторговом обороте. Установление контроля над островами Южно-Китайского моря и его акваторией позволили бы Китаю защитить свои морские коммуникации, а также осуществлять охрану своих морских границ, так как китайские военные уверены, что

КНР уязвима на морских рубежах. Более того, установление Китаем монопольного контроля над Южно-Китайским морем обеспечило бы КНР контроль над Юго-Восточной Азией в целом. В этих условиях усиление экспансии КНР в Южно-Китайском море становится для военно-политических кругов Китая одной из приоритетных долгосрочных стратегических задач.

Во второй главе - «Политика Китая в отношении островов Южно-Китайского моря с конца XDC века по 1974 г.» дается анализ исторической аргументации двух главных и наиболее сильных претендентов на эти территории - Китая и Вьетнама. Согласно китайским источникам, притязания Китая на Парасельские острова и острова Спратли основаны на историческом факте их открытия во II веке до н.э. и их последующего экономического освоения, что позволило Китаю к XI веку распространить на эти территории свой государственный суверенитет. Однако несмотря на то, что китайская сторона заявляет о своих «неоспоримых и законных» правах на острова Южно-Китайского моря, это не находит подтверждений в независимых источниках: самая ранняя ссылка иностранцев на китайское присутствие в районе архипелага Спратли относится к 1867 г. С другой стороны, Вьетнам неоднократно посылал к Парасельским островам императорские экспедиции с целью подтвердить свой суверенитет над этими территориями, что нашло отражение в многочисленных письменных источниках; однако постоянного присутствия Вьетнама в этом районе в тот период не было.

Ни Китай, ни Вьетнам не проводили последовательную государственную политику в отношении Парасельских островов и островов Спратли, ограничиваясь нерегулярными экспедициями в этот район, и не предпринимали каких-либо попыток поставить эти территории под свой государственный контроль. Только в конце ХГХ -первой половине XX века в ответ на попытки таких колониальных держав как Франция и Япония поставить эти острова под свой контроль, Китай начал предпринимать более активные шаги по закреплению своего присутствия в Южно-Китайском море. В результате франко-китайской войны (1884 - 1885 гг.) французская колониальная администрация во Вьетнаме и пинские власти Китая заключили в 1887 г. конвенцию о границах, которая затрагивала статус островов Южно-Китайского моря; в период до 1930-х гг. XX века в акваторию Парасельских островов было направлено несколько военных и исследовательских экспедиций, а также были сделаны первые шаги по освоению ресурсов Парасельского архипелага.

Однако если до конца 1920-х гг. гоминьдановские власти были способны защитить притязания Китая на острова Южно-Китайского моря, то в период 1930-1946

гг., во время японской агресии и в период войны на Тихом океане, Китай не обладал еще ни достаточным политическим влиянием, ни военной силой, чтобы не допустить оккупации островов сначала Францией, а затем Японией. В результате к 1938 г. Францией были оккупированы 9 островов архипелага Спратли и весь Парасельский архипелаг, а в 1939 г., несмотря на протесты Франции, Япония заявила об оккупации всех островов Южно-Китайского моря, и на островах Парасельских и Спратли были размещены японские военные гарнизоны. Китай в тот период ограничивался лишь нотами протеста и устными заявлениями о своих правах на острова Южно-Китайского моря. Однако согласно положениям Каирской Декларации (1943 г.) Япония как агрессор должна была лишиться всех оккупированных ею начиная с 1914 г. территорий, хотя на Сан-Франциской мирной конференции (1951 г.) вопрос о государственной принадлежности островов Южно-Китайского моря остался нерешенным. Такое положение привело в 1950-е гг. к интернационализации этого международного конфликта, и в спор за острова вступили Филиппины, Тайвань и баодаевский Вьетнам. Поскольку Китай в тот период не обладал сильным флотом, способным проводить операции за пределами своих территориальных вод, каких-либо попыток утвердить свое присутствие на островах архипелага Спратли он в то время не предпринимал.. Однако в 1956 г. КНР удалось совершить окончательную реокку нацию группы Амфитрит I [apaceльского архипелага, и к началу 1970-х гг. там развернулось военное строительство. Одновременно Южный Вьетнам также занимался укреплением своих позиций и хозяйственным освоением островов группы Круассан Парасельского архипелага; на островах началось интенсивное военное строительство.

В период американской агрессии в ДРВ (1965 - 1973 гг.) в силу резкого усиления военного присутствие США в регионе, активность КНР значительно сократилась. Китай не предпринимал практических шагов по расширению своего присутствия на островах Южно-Китайского моря, но при этом не отказывался от своих притязаний на спорные территории. Любые попытки стран-участниц этого территориального спора расширить свое влияние в зоне островов Спратли вызывали резкие протесты МИД КНР.

В третьей главе - «Политика КНР в отношении островов Южно-Китайского моря в 1974 - 1986 гг.» рассматривается активизация политики Китая в Южно-Китайском море, в частности, военная акция КНР на Парасельских островах, в контексте изменения международной обстановки в Юго-Восточной Азии после подписания в 1973 г. Парижских соглашений. Определяются различные факторы, подтолкнувшие Китай к захвату в 1974 г. Парасельских островов. Целый комплекс причин, в частности, уход

10

США из Вьетнама и нормализация в 1972 г. американо-китайских отношений; опасения КНР за безопасность своих морских рубежей на фоне развертывания сил передового базирования советского Тихоокеанского флота в регионе; мировой энергетический кризис 1973 г., усиливший соперничество стран ЮВА из-за нефти; наконец, предложение ДРВ урегулировать спорные погранично-территориальные вопросы ускорили военную акцию КНР в Южно-Китайском море. Реоккупация Китаем Парасельских островов существенно изменила геополитическую обстановку в Восточной Азии; строительство Китаем военной и гражданской инфраструктуры на Парасельском архипелаге укрепило позиции КНР в этом регионе, превратив эту территорию в плацдарм для дальнейшей экспансии КНР. В свою очередь, захват Китаем Парасельских островов привел к росту милитаристских тенденций в ЮВА и усилению военного присутствия стран-претендентов на островах Спратли.

Особое внимание в третьей главе уделяется политике КНР в отношении островов Спратли. Эта проблема разбирается по двум основным направлениям. 1) Проблема островов Южно-Китайского моря в двусторонних китайско-вьетнамских отношениях. Здесь Пекин придерживался жесткой риторики и зачастую предпринимал открытые военные провокации. Это было связано с тем, что СРВ в тот период времени являлся стратегическим союзником СССР, с которым у КНР были напряженные отношения. Однако к началу 1980-х гг., когда напряженность в китайско-советских отношениях несколько ослабла, Пекин значительно смягчил свою ранее ярко выраженную враждебную позицию по отношению к Ханою. Таким образом, политика КНР в отношении СРВ по проблеме островов Южно-Китайского моря в 1970-начале 1980-х гг. диктовалась стратегическими факторами и напрямую зависела от советско-китайских отношений.

2) Проблема островов Спратли в отношениях КНР с Филиппинами и Малайзией. В противовес ярко выраженной антивьетнамской позиции китайской дипломатии по проблеме островов Южно-Китайского моря, в отношении территориальных притязаний Филиппин и Малайзии руководство КНР занимало принципиально иную позицию. В двусторонних китайско-филипшшских и китайско-малазийских отношениях китайская дипломатия стремилась максимально сгладить «острые углы» и по возможности обходить стороной существующую проблему островов Южно-Китайского моря. Это было связано с нормализацией отношений между КНР и США. Таким образом, в 1970-е - середине 1980-х гг. решающим фактором китайской политики в отношении островов Южно-Китайского моря являлся геостратегический. Китай, заинтересованный в усилении своего влияния в

Восточной Азии, готов был даже на время отложить вопрос о государственной принадлежности островов Спратли в двусторонних китайско-филиппинских и китайско-малазийских отношениях.

Отдельный параграф главы посвящен изменению в конце 1970-х - начале 1980-х гг. китайской военно-морской доктрины; отмечается, что важная роль в принятии и разработке новой военно-морской стратегии КНР (концепции «оффшорной обороны») принадлежит адмиралу ВМФ НОАК Лю Хуадину. Концепция «оффшорной обороны» рассматривается в контексте принятия новой военной стратегии КНР, где акцент ставится на возможности возникновения ограниченных локальных войн (в том числе в Южно-Китайском море) и необходимости соответствующего «адекватного реагирования». Одновременно с принятием новой военной стратегии проводилась модернизация ВМФ НОАК, в результате чего в первой половине 1980-х гг. значительно возросли возможности китайского флота проводить эффективные операции на большие расстояния, в том числе в акватории архипелага Спратли, а концепция «оффшорной обороны» послужила идеологическим обоснованием китайской экспансии в этом районе.

В четвертой главе - «Политика КНР в отношении островов Южно-Китайского моря в 1986 - 1999 гг.» - представлен комплексный анализ позиции Китая в отношении территориального спора в Южно-Китайском море, рассмотрены сильные и слабые стороны китайской политики и ее влияние на стратегический «баланс сил» в Восточноазиатском регионе.

В конце 1980-х - 1990-х гг. продолжался рост активности КНР в Южно-Китайском море и как следствие резко обострилась обстановка вокруг архипелага Спратли. Многочисленные научно-исследовательские экспедиции, широкомасштабные военные учения КНР в Южно-Китайском море вызвали серьезную озабоченность остальных стран - претендентов на острова Спратли, и прежде всего Вьетнама, что привело к дальнейшему наращиванию этими странами военного присутствия в районе архипелага Спратли. Стремительная милитаризация региона вылилась в китайско-вьетнамское вооруженное столкновение 14 марта 1988 г., углубившее существующие противоречия. В целом позиция Китая относительно территориальных притязаний СРВ до ее вступления в АСЕАН отличалась жесткостью и нежеланием Пекина идти на компромисс, поскольку именно Вьетнам оккупировал наибольшее количество островов Спратли, был активен в добыче нефти в этом районе и преследовал долгосрочные стратегические интересы в отношении островов Южно-Китайского моря. Однако после вступления Вьетнама в АСЕАН Пекин значительно смягчил свою позицию: в КНР

12

вынуждены считаться с тем, что Вьетнам является членом влиятельной региональной организации и, пользуясь этим, стремится интернационализировать проблему островов Спратли, признавая притязания других стран АСЕАН; также сдерживающим фактором для КНР служит общая нормализация американо-вьетнамских отношений.

Необходимо учитывать, что Китай еще не обладает достаточным военным потенциалом, чтобы доминировать в акватории Южно-Китайского моря: несмотря на проводящуюся модернизацию ВМФ и ВВС НОАК, военно-техническая оснащенность китайских ВМФ и авиации остается на низком уровне. В настоящее время технические характеристики китайских вооруженных сил не позволяют ему рассчитывать на победу в военном конфликте на отдалённом расстоянии от территории КНР, поэтому широкомасштабный военный конфликт в районе островов Спратли в ближайшей перспективе представляется маловероятным. Тем не менее, проводимые Китаем мероприятия могут иметь политические выгоды, т.к. КНР стремится продемонстрировать всем заинтересованным странам, что Китай рассматривает острова Южно-Китайского моря как свою неотъемлемую часть и готов пойти на применение силы в случае нарушения своего суверенитета над этими территориями.

Помимо фактического продвижения в Южно-Китайском море, китайское руководство стремилось в одностороннем порядке юридически обосновать свои территориальные притязания в этом районе; однако, пока международно-правовой статус Парасельских островов и островов Спратли не определен, мировое сообщество не признает законодательные акты КНР относительно статуса островов Южно-Китайского моря достаточным юридическим обоснованием ее территориальных притязаний, а значит и суверенитета Китая над этими островами.

В настоящее время страны АСЕАН стремятся найти решение проблемы спорных островов Южно-Китайского моря путем многосторонних консультаций на высшем уровне, в которых КНР принимает непосредственное участие. Хотя на неофициальных конференциях обсуждаются второстепенные вопросы, не касающиеся государственного суверенитета над спорными островами, Китай стремится избежать интернационализации территориального спора в Южно-Китайском море, чтобы исключить давление как со стороны других стран региона, так и со стороны государств, не участвующих в этом международном конфликте непосредственно (США и Японии). Поэтому, согласившись на «ограниченный многосторонний диалог» по указанной проблеме, Китай все же предпочитает двусторонние переговоры с заинтересованными странами.

13

Тем не менее, очаг международной напряженности в Южно-Китайском море вызывает пристальное внимание США и Японии, имеющих стратегические интересы в Юго-Восточной Азии. И США, и Япония стремятся сохранить «статус кво» в Южно-Китайском море и выступают за мирное урегулирование этого территориального спора, поскольку возможная дестабилизация обстановки в Южно-Китайском море нарушит сложившийся в этом регионе «баланс сил». В частности, США не поддерживают территориальные притязания ни одной из сторон, придерживаясь «активного нейтралитета». Однако США не собираются отказываться от своих интересов в этом регионе, тем более, что в ближайшей перспективе наиболее вероятным стратегическим противником Америки может стать именно Китай; рост экономического и политического влияния Пекина противоречит долгосрочным стратегическим интересам Вашингтона. Что касается Японии, то ее политика в отношении островов Спратли ограничена лишь дипломатическими маневрами: и Китай, и страны АСЕАН рассматривают любые попытки Японии укрепить свое влияние в регионе как знак того, что Япония до сих пор не отказалась от своего милитаристского прошлого; если Пекин в дальнейшем не пойдет на существенное обострение обстановки в Южно-Китайском море, Токио останется сторонним наблюдателем и не предпримет каких-либо практических шагов по урегулированию международного конфликта вокруг островов Спратли.

В заключения подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы.

В настоящее время спор за острова Южно-Китайского моря превратился из территориального конфликта в рамках отдельного региона в крупную международную проблему. Экспансия КНР в этом районе способна оказать серьезное влияние на стратегический «баланс сил» в Восточной Азии, что вызывает беспокойство не только стран Восточноазиатского региона - АСЕАН и Японии, но и США После азиатского финансового кризиса 1997 г., когда произошло ослабление стран АСЕАН и укрепление позиций КНР и США в Восточной Азии, международный конфликт в Южно-Китайском море вступил в новую фазу развития, и этот район стал ареной глобальных противоречий между КНР, новым «центром силы» Восточной Азии и США, единственной сверхдержавой современного мира.

В настоящее время Пекин располагает тремя вариантами решения территориального спора вокруг островов Спратли: 1) передать дело в Международный суд справедливости; 2) проводить двусторонние или многосторонние переговоры; 3) прибегнуть к военному решению.

14

В КНР не хотят использовать первый вариант, поскольку опасаются, что процесс международного арбитража будет контролироваться Западом или странами, симпатизирующими государствам АСЕАН, и решение международного арбитража будет политически предвзятым: КНР как социалистическое государство всегда будет мишенью политического давления. По этой же причине Пекин крайне неохотно идет на проведение многосторонних региональных консультаций по проблеме островов Спратли. В частности, Китай предпочитал не затрагивать вопрос о суверенитете над островами Спратли во время индонезийских Рабочих встреч по урегулированию территориального спора в Южно-Китайском море; что касается обсуждения проблемы островов Спратли на различных официальных многосторонних форумах (АРФ, ежегодные встречи высших должностных яиц КНР и стран АСЕАН и т.д.), то в Пекине считают, что цель диалогов по региональной безопасности состоит в обмене идеями, а не в принятии решений по конкретному международному вопросу. Пекин настаивает на том, что Южно-Китайское море является составной частью территориальных вод КНР, поэтому любые переговоры рассматриваются в КНР как попытки определить права и долю иностранных корпораций в разработке китайских ресурсов на китайской территории.

Наконец, третий вариант решения проблемы - широкомасштабный военный конфликт в районе островов Спратли в ближайшей перспективе представляется маловероятным во многих отношениях. Во-первых, приоритетными задачами на сегодняшний день китайское руководство считает продолжение экономических реформ и расширение внешнеторговой экспансии, тогда как попытка КНР поставить острова Спратли под свой контроль военным путем может привести к дипломатической изоляции КНР. Исходя из этого КНР не желает обременять себя наличием нерешенных проблем как со странами АСЕАН, так и с США и Японией, заинтересованными в свободе судоходства в Южно-Китайском море. Во-вторых, в условиях интеграции китайских прибрежных провинций в мировую макроэкономическую систему, военная акция приведет к значительному уменьшению потока иностранных инвестиций и поставит под угрозу экономический рост Китая. В итоге дивиденды силовой акции на островах Спратли будут явно неравноценны экономическим и политическим потерям. И наконец, силовое решение проблемы островов Спратли невозможно и из-за невысокой военно-технической оснащенности китайских ВМС и авиации. Проводимая в настоящее время в Китае широкомасштабная модернизация ВМФ и ВВС - достаточно длительный и сложный процесс, который в ближайшее время не сможет оказать заметного влияния на развитие обстановки в Южно-Китайском море. Однако в среднесрочной перспективе (30 - 50 лет)

15

сильный и современный флот, оснащенный новейшим оружием, даст КНР возможность оказывать политическое давление на страны АСЕАН, являющиеся участницами это территориального спора.

Вместе с тем КНР по ряду причин не собирается отказываться то своих притязаний на острова Спратли и будет продолжать хозяйственное освоение акватории Южно-Китайского моря. Это определяется, как уже отмечалось, заинтересованностью Китая в эксплуатации минеральных и биологических ресурсов, и, прежде всего нефтяных и газовых месторождений Южно-Китайского моря. Кроме того, отказ от территорий, которые Пекин неоднократно называл "исконно китайскими", серьезно ударит по престижу руководства КНР. Суверенитет над островами Спратли приобретает, таким образом, особое значение для руководства КНР как выразителя национальных интересов китайского народа. И, наконец, отказ КНР от островов Спратли вызовет резкую критику на Тайване и неизбежно будет расценен Тайбэем как "предательство национальных интересов всех китайцев по обе стороны пролива", что нанесет, непоправим урон китайско-тайваньским отношениям. Исходя из всех этих факторов ясно, что КНР и в дальнейшем будет продолжать наращивать свое присутствие на спорных островах.

В настоящее время международная обстановка в районе Южно-Китайского моря остается потенциальной "горячей точкой" современного мира, являясь дестабилизирующим фактором в Восточной Азии. Несмотря на длительную историю этого территориального конфликта, на сегодняшний день не существует реальных путей выхода из сложившейся ситуации. Однако несомненно, что рост экономического и политического влияния Китая в Восточно-азиатском регионе и его стремление расширить свое присутствие в Южно-Китайском море в будущем изменит сложившийся "баланс сил" и неизбежно поставит под вопрос сложившуюся иерархию держав.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Канаев Е.А., Территориальный спор в Южно-Китайском море. // Научные труды МПГУ. Сер.: социально-исторические науки. - М., 1999. - С.267-274. [0.4.п.л.]

2. Канаев Е.А., Политика Китая в отношении Парасельских островов с начала XX века до

1974 г. // Труды научной конференции студентов и аспирантов. "Ломоносов - 1999". Сер.:

История. - М., 1999. _ С. 172-176. [0.25.п.л.]

3. Канаев Е.А., Политика КНР в отношении островов Спратли на современном этапе. //'

Научные труды МПГУ. Сер.: социально-исторические науки. - М., 2000. - С.303-308.

[0.25.П.Л.]

16

4. Канаев Е.А., Экономический потенциал Южно-Китайского моря и заинтересованность КНР в его хозяйственном освоении. // Социально-гуманитарные науки на рубеже XXI века. - М, 2000. - Вып. 2. - С. 27-31. [0.2 п.л.]

5. Канаев Е.А. Оценка вероятности выступления КНР и Тайваня "единым фронтом"" против стран АСЕАН по проблеме островов Спратли. // Социально-гуманитарные науки на рубеже XXI века. - М., 2000. - Вып. 3. - С. 67-70. [0.2 п.л.]