Соединимы ли  «белое»  и  «красное»  в лоне коммунизма?

 

 

 

        Думаю, что абсолютное большинство членов КПРФ с чувством признательности редколлегии газеты «Правда» восприняло восстановление ею утраченного было великого коммунистического лозунга  «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

    Однако, в течение нескольких последних лет некоторые влиятельные члены нашей партии предлагают соединить «красное» и «белое». При этом ссылаются и на авторитет митрополита Иоанна, который якобы приложил массу усилий для того, чтобы «уврачевать кровоточащий разрыв между «красными» и «белыми» патриотами». Я читала статьи, подписанные именем митрополита, но у меня создалось впечатление, что он враждебно относился к «богоборческой» советской власти и, соответственно, к «красным», установившим эту власть (могу и процитировать, если понадобится).  Но дело даже не в митрополите, хотя, на мой взгляд, вряд ли коммунисту следует видеть в нем непререкаемый авторитет.  Вот что не совсем понятно, во всяком случае, мне  как рядовому коммунисту:  кто же такие эти «белые», о которых с придыханием, чуть ли не со слезами умиления, вещают некоторые высокопоставленные члены нашей партии?  Белоэмигранты, «есаулы»? Но их давно нет на свете, а их потомки ассимилировались в западной среде. Может быть, потомки помещиков, дворян, купцов, фабрикантов, оставшиеся в нашей стране? Но большинство из них в годы советской власти стали «красными». Те же, кто не смирились с властью людей труда и стремились вернуть прежние порядки, разными средствами боролись с советской властью, устраивая непосредственно после революции диверсии, а с начала 60-х -–исподволь разрушая коммунистическую идеологию. Несмирившиеся дети и внуки тех, кого революция лишила социальных, имущественных и прочих привилегий, вознамерились взять реванш, и прежде всего, в сфере идеологии.   Прямая политическая пропаганда антисоветизма была опасной для разрушителей, поэтому размывание коммунистических духовных ценностей началось с внедрения религиозных идей  в  культуру  народов нашей страны: православие, ислам, буддизм, иудаизм  должны были получить статус основополагающих  национальных ценностей для русских, для тюркоязычных народов, для бурят и калмыков, для евреев и т.д.  Естественно, на этой волне поднимались  и сравнительно малочисленные  в стране религиозные  организации католиков, баптистов, адвентистов, пятидесятников и проч. Короче, религия и впрямь, наступая, теснила коммунистическое мировоззрение.

      Интерес к православию, быстро распространявшийся с конца 70-х среди интеллигенции, подогревался чтением работ русских религиозных философов-белоэмигрантов, враждебно относившихся к советской власти и к коммунистическому учению. Вместе с православно-философским мировоззрением белоэмигрантов многие усваивали и их политические взгляды. Говорят (в том числе и кое-кто из коммунистов):  эти философы были русскими патриотами. Да, отдельные мыслители проявляли симпатию к советскому народу, сражавшемуся с фашизмом. Но большинство из них сохранили враждебное отношение к социалистической стране, мечтая о возрождении прежней Российской империи. Они были белыми патриотами, рассчитывавшими в подготовке антисоветского переворота не на поддержку Запада, а на контрреволюционные силы в самой России. То есть, этот «патриотизм» носил ярко выраженный классовый характер. О необходимости организации населения России для борьбы с «коммунистической дьявольщиной» как раз писал «великий русский философ и патриот», как о нем сказано было на одном из наших ноябрьских  ( ! ) митингов, Иван Ильин.  «Правда» (22.03.01)  публикует письмо, в котором автор обращается к авторитету «лучшего российского ума»  Ивана Ильина, предупреждавшего о захватнических планах Запада. Как будто об этом не предупреждали на протяжении всего существования Советского государства его деятели, в том числе Ленин и Сталин! И не только предупреждали, но вместе с трудовым народом укрепляли мощь советской страны, благодаря чему ее народы победили фашизм. Может быть, «великий патриот» И.Ильин помогал укреплять Советский Союз?  Нет, великий русский антикоммунист И.Ильин  намечал другую программу. В 1950 г. он писал: «Русский народ может освободиться только сам:  в медленной муке перетереть большевистское иго, привить национальную русскость партийной периферии, укрепить свои силы в катакомбном Православии, и медленно, но неуклонно расшатывать советчину, ее бюрократию и ее террористический зажим, и затем - выждать благоприятную мировую конъюнктуру, сбросить гипноз коммунистической дьявольщины и возвратиться на свой исторический путь".  Это и есть белый патриотизм: отвергнуть помощь Запада в ликвидации советского строя и призывать самих русских  заняться этим. Но если вы считаете его великим русским патриотом,  то  имеете ли право  называть себя коммунистами?

      Может быть, под «белыми» имеются в виду «новые русские»?  То есть, те, кто в силу самой природы капитализма призван эксплуатировать трудящихся7  Поскольку из правил бывают исключения, можно предположить, что некоторые «новые русские» поддерживают  коммунистическую партию. Но в таком случае они разделяют коммунистические идеи, и их нельзя называть белыми. Это красные, усматривающие в своей вынужденной коммерческой деятельности источник финансовой поддержки партии, и соединение с ними вполне естественно. Однако, ныне в нашей стране больше распространен другой тип «нового русского патриота», антисоветчика и антикоммуниста, но зато радеющего за создание могучего российского государства с сильной армией, которое будет надежно охранять его право на эксплуатацию и обладание награбленными богатствами. Вот он тоже есть «белый патриот».

       Понятно, что сдвиг симпатий отдельных влиятельных членов нашей партии в сторону «новых русских патриотов» неизбежно приведет (и приводит) к сдвигу в области идеологии, к отступлению от революционной традиции и к усвоению мировоззренческой традиции господствующих классов. Постепенно забываются принципы пролетарского интернационализма, классовой солидарности трудящихся всех народов Земли, философский материализм, атеизм, - всё, что традиционно является  принадлежностью коммунистической партии. Говорят: новые времена требуют обновления коммунистической теории. Кто же сомневается в этом? Весь вопрос в том, в каком направлении идет это обновление. Многолетнее тяготение отдельных деятелей КПРФ к православной церкви наконец логически завершилось провозглашением тезиса: основой идеологии КПРФ должна стать православная Традиция.   В идеологическом органе партии – в «Правде», основанной Лениным! (24-25 октября 2000). Смотрите, с каким пиететом относятся отдельные наши деятели к якобы обновленной идеологической основе партии: пишут слово «Традиция» применительно к православию аж с заглавной буквы! Товарищи коммунисты, прижимающиеся к Традиции, вы читали Новый Завет?  Сказано:  «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа  им как человекоугодники, но от души, боясь Бога» (Кол., Ш,22); «рабы, повинуйтесь господам своим… со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Эфес.,У1,5-6); «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим.,ХШ,1). Эти новозаветные указания вполне могут служить оправданием позиции «лимит на революции исчерпан», оправданием вялости, нерешительности в деле реальной, а не словесной защиты интересов трудящихся, в конечном счете - - поддержкой и оправданием капитализаторских процессов в России, а значит, - углублением трагедии народов страны. К какой традиции вы обратились для обновления коммунистической теории? Увы, к той, которая уже давно разработана умными людьми, ловко защищавшими на протяжении веков интересы господствующих классов. Для И.Ильина «белая идея, выношенная и созревшая в духе русского православия, есть идея  религиозная».  Надо ли удивляться его словам: «Мы утверждаем естественность и необходимость частной собственности», «мы не верим в правоту социализма». Но могут ли коммунисты, наследники ленинской партии, обосновывать правоту социализма религиозной идеей?  К сожалению, эпигонство всегда существовало в истории мысли. Что же напоминают нам слова Ф.Энгельса, сказанные по поводу Е.Дюринга, претендовавшего на лидерство в немецком рабочем движении?  «И это тусклое, дряблое, бессильное поповское мышление смеет предлагать себя самой революционной партии, какую только знает история».  Невольно вспомнишь, как в день Пасхи, пришедшейся на 22 апреля, лидер компартии направил восторженное послание «Его Святейшеству», поздравив его и паству с великим праздником воскресения Христа. (Кстати, я не вижу в этом ничего предосудительного: имеет полное право – как частное лицо).  Естественно, патриарх в ответ на это и не подумал поздравить  трудящихся России с днем  рождения Ленина.

     Нужно иметь в виду, что коммунисты всегда относились с пониманием и уважением к верующим трудящимся, видя в них соратников в борьбе за переустройство общества на справедливых началах. Ленин призывал недробить пролетарские силы, противодействовать  разделению рабочх на атеистов и верующих. Однако, по поводу тех членов партии, которые проповедовали «богостроительский социализм», он заметил: их «партийное осуждение необходимо и обязательно».

    Конечно, кто будет спорить, - и среди духовенства немало тех, кто искренне желает видеть Россию независимой, процветающей страной и сочувствует бедам народа. Но церковная иерархия всегда поддерживала и сейчас поддерживает порядки, в основе которых лежит частная собственность. Не она ли привела к кровавой гражданской войне?  Не из-за ненасытной ли страсти к ее обладанию в стране проливаются потоки крови, гибнут от голода и холода неимущие, гибнут дети рабочих и крестьян, воюющие в Чечне, уничтожен советский город Грозный и другие советские города, школы, театры, больницы…

       Хищники, ограбившие наш народ, и те, кто отстаивает порядки, введенные ими в стране, - это и есть белые. Лозунг «Красные и белые,  соединяйтесь!» противоречит лозунгу «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

 

                                                   Тажуризина З.А., член КПРФ.