КУЛЬТУРА РЕЛИГИОЗНАЯ И СВЕТСКАЯ.

     К. народов России не была монолитной;  в ьней содержались различные мировоззренческие  тенденции, обусловленные уровнем социального и духовного развития общества, различием потребностей  разных социальных слоев в тех или иных формах  культурной деятельности. В течение длит. периода в России господствовала Р.К. – совокупность форм, проявлений, элементов  духовной деятельности (искусства, литературы, архитектуры, публицистики, права, морали, философии и пр.),  функционирующих  в  рамках

религ. мировоззрения  и выполняющих задачу религ. проповедничества.  Специфически религиозной является сакральная культура – священные книги, вероучение, таинства, обряды, а также предметы, здания, входящие в сферу религ. культа. Это стержень, ядро  Р.К.    Под  С.К. как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) К., нередко – внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру, освободившуюся от религ. влияния. Эти определения в принципе можно принять, имея в виду, что в С.К. можно выделить по крайней мере три направления:   безразличная к религии культура, претендующая на автономное  внерелиг. развитие;  вольнодумная К., направленная на  критику религии и ее институтов;   продукты С.К., содержащие религ.-мистические настроения и идеи.  Религ. культурологи  неоднозначно решают вопрос  о соотношении  С.К. и Р.К., чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии и культуры : одни отождествляют Р.и К., придавая религ. смысл продуктам культурного творчества; другие считают Р. и К. разными планами бытия ( сакральное и профанное);  третьи воспринимают Р. как «закваску» К., долженствующую внутренне преобразовать человека.

       В действительности между автономной С.К. и культурой сакральной, церковной, существует множество переходных форм, к-рые иногда трудно идентифицировать с Р. или С. культурой. Использование религ. сюжетов в культурном творчестве далеко не всегда свидетельствует о  религ. характере последнего: внерелиг. К. в течение долгого времени может сохранять традиц. религ. термины и образы, наполняя их светским содержанием. Т.е., светское осмысление мира  может осуществляться в старой знаковой системе, будучи при этом  индифферентным или критичным по отношению к Р. (так, библейские, коранические и древние мифологич. образы   использовались А.С.Пушкиным как средства художеств. выразительности). Надо иметь также в виду, что нек-рые представители духовенства при анализе тех или иных пробле м  ( в том числе  религ. характера)  использовали объективные, научные методы исследования, - в России, напр., Иакинф (Бичурин), архим.Борис (В.Плотников),митроп, Евгений (Болховитинов), протоиерей Н. Руднев.

     В России, как и в других странах, уже в древности обнаруживается наличие двух сфер культуры – религ. и светской. Праславянские племена наряду со сложной системой политеист. верований  обладали рацион. знаниями о природе, навыками в строит. деле, в ремеслах, в изготовлении орудий труда, металлич. украшений, в военном искусстве и т.д., что фиксировалось в развивающемся языке. В Киевской Руси, где сформировалась единая народность, был выработан общий литературный язык, открывавший широкие возможности для  распространения внерелиг. культуры.  С конца 10 в. на Руси распространяется  христ. К.; по мере присоединения к Руси ряда других народов  -  мусульманская,иудейская, буддийская.  Введение христианства в его православной форме на Руси было связано с разрушением дохристианской – « языческой»  К., как  религиозной, так и мирской. Отдельные элементы «языческой» религии  были ассимилированы христ-вом.  В рамках православной К. на протяжении веков создавались  великолепные здания храмов, одно из достояний мирового изобразит. искусства - иконопись , самобытная агиографическая лит-ра, учебные заведения, дающие  религ. образование и воспитание. Привлекались лучшие  строители, зодчие, ремесленники,художники, знатоки  церковной лит-ры. Деят-ть творцов Р.К. ограничивалась церковными канонами, к-рые, впрочем, не всегда ими соблюдались. Догматизация языка, понятий и образов, связанная с особенностями монотеистических религий ( христ-ва, ислама, иудаизма), несколько сдерживала создание новых фор культуры, более глубоко и всесторонне отражающих мир. До 40-х гг. 17 в. в России переписывались и  издавались гл. образом богослужебные книги, светская же лит-ра составляла ничтожный процент;  развивалось церковное певческое искусство,но церковь проигнорировала инструментальную музыку, как и в области изобразит. искусства – скульптуру. Образование не имело целью приобщение к вершинам мировой лит-ры, искусства, научной и филос. мысли.  Правда, в 19-нач. 20 вв. интенсивно развивалась «околоцерковная» религ. философия  (напр., творчество А.С.Хомякова, Вл. Соловьева, Н.А.Бердяева), синтезировавшая идеи православия и концепции западной философии.

    В то же время Р. не поглощала всей К.  Внерелиг. сами по себе формы духовной деят-ти (искусство, мораль, философия  и т.д.) как бы просвечивали сквозь религ. оболочку; внутренние законы их развития по мере общественного прогресса  вели к постепенному освобождению от религии и самостоят. становлению. С.К. находила опору в мирской жизни. Уже в самой Р.К. содержались моменты С.К. Так, многие церк. строения  носили многофункц. хар-р, будучи не только местом богослужений, - они играли роль  оборонит. сооружений, хранилищ мирских сокровищ, помещений для общественных собраний и т.д. В росписях нек-рых храмов (напр., киевских, новгородских, вологодских) содержались мирские сюжеты; светский характер носил декор нек-рых церквей во Владимире. Древнерусская лит-ра, будучи в целом религиозной, могла включать и нерелиг. элементы: естественнонаучные сведения, политические идеи, простые нормы нравственности, реалистическое изображение событий, элементы светского права. В «Повести временных лет» соседствуют мирское и религ. отношение к истории, религ, и внерелиг. мотивировки событий.   То же можно сказать о «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище» и ряде других летописей. В нек-рых летописях довольно объективно освещались  социально-полит. конфликты, напр., в памятнике раннего дворянского летописания,  известного под назв. «Безднинский летописец» (16 в.). В  специфически религ.лит-ре внимание сосредоточено на Божьем промысле, покорности и смирении  перед ниспосланной судьбой, преодолении трудностей с помощью сверхъестественных сил. Правда, во время татаро-монгольского нашествия в ряде летописей, пронизанных религ. настроениями, содержались прямые призывы к силе оружия в борьбе с врагами ( напр., в «Повести о разорении Рязани Батыем»). Патриотические идеи в таких случаях связаны с реалистическим восприятием судеб родной страны. Еще раньше, в «Слове о полку Игореве» (12 в.), отразилась уверенность в защите Руси силой оружия, надежда не на сверхъестеств. помощь, а на мужество «храбрых русичей». В этом светском  произведении отразилась и свойственная С.К. веротерпимость, - одна из внецерковных моральных ценностей. Здесь нет противопоставления христианства язычеству; языческие мифологич. образы служат средством решения худож. задач, наличие же христ. моментов носит эпизодический характер. Идеи,  обусловившие сосуществование российских народов, верящих в разных богов, вызревали в самой глубине их сознания. Преодоление религ. нетерпимости характерно для нек-рых сочинений в жанре «Хождений», где реалистически описываются облики городов, занятия населения иных стран, историч. события и без осуждения – иные верования  ( напр., в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина). Как правило, отсутствовала неприязнь по отношению к «латинству» (католицизму) и лютеранству в дипломатических донесениях русских послов. Это были ростки представлений о свободе совести, развившиеся в последние два века.

         Элементы С. и Р. культуры содержались в народном творчестве. Народная религ-ть отразилась в духовных стихах, легендах (напр., в духовных стихах «Про Христа милостива», «Никола-святитель», «Про Марию Египетскую»), устных поверьях, пословицах (напр., «Жить – Богу служить», «От Бога отказаться – к  сатане пристать», «Ум  - в смирении»). Существовал и богатый внерелиг. фольклор, содержавший социальные и антиклерикальные мотивы  ( напр., в пословицах типа «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу», «Нам паны на горе даны», «Мир нечестив, а им сыт монастырь благочестив») .  Народная  мирская культура воплощалась также в  скоморошестве,  в исторических песнях , в былинном эпосе, где поэтизировался крестьянский труд, отражались представления о народной этике, воспитывалась воинская доблесть, служение Родине.       

    С к. 17 в., благодаря развитию светских тенденций в русской культуре,  меняется отношение к личности:  в литературе появляется проблема характера,   усваивается представление о самоценности индивида, растет самосознание личности. Возникает жанр портрета, бытовая повесть, сатирическая по отношению к власти и духовенству литература, развивается гражданское зодчество. Широкое распространение С.К. получает с 18 в. Это было связано с модернизацией феодализма Петром 1,  с  реформами, проведенными в социальной, политической и культурной областях, с ослаблением церкви и ее влияния на общество, с установлением тесных  связей с Европой. Появляется новая интеллигенция, интересы которой лежат в сфере С.К. На первый план выдвигаются такие формы С.К., как разные науки, театр, портретная живопись, поэтическое творчество и т.д. Издается лит-ра по разным отраслям знания и производства, возникают специализир. светские уч. заведения. Формируются светские тенденции в философии; в противовес церковным правовым нормам распространяются идеи естеств.  права.  Этому способствовала деятельность «Ученой дружины», цели к-рой носили светский характер  (Феофан Прокопович, В.Н.Татищев, А.Кантемир). Наиболее полно перспективу развития духовной жизни России  вне церковной К. открыла  деят-ть М.В.Ломоносова. Это подлинно российский просветитель, разносторонний ученый, классический выразитель национальных  интересов России, патриот, не терпящий  духовного насилия, не страшащийся    авторитетов, прежде всего, церковных. Ломоносов создал первое светское учебное заведение – Моск. Университет, настояв на светском характере  факультетов. В 18-19 вв. именно в произведениях свектского характер возникло представление о настоятельной необх-ти                           освобождения личности  от крепостничества, разъедавшего  общество и в нравственном отношении, о защите права  трудящегося человека  на достойную жизнь на земле. Эта гуманистическая позиция  была свойственна таким  деятелям С.К., как А.Н.Радищев, декабристы, революционные демократы, передовые писатели и художники 19 в., социал-демократы России.  Временем высокого подъема С.К. России был 19 в. Создавались внерелиг. социальные теории (напр., в творчестве  Н.Г.Чернышевского, В.И.Ленина), продолжавшие традиции таких мыслителей 18 в., как  Я.П.Козельский, А.Н.Радищев. Формировалась фундаментальная историческая наука (С.М.Соловьев, В.О.Ключевский), развивались различные отрасли естественнонаучного знания. Плодотворно развивалось искусство: разнообразие тематики и жанров позволяло в полной мере  отразить  психологию личности, ее социальный статус, многообразный мир природы и общества (К.П.Брюллов, А.Г.Венецианов, В.А.Серов, П.А.Федотов и др.). Большое место в С.К. занимала поэзия, лирическая и гражданская (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов и др). Великий Пушкин был создателем русского литературного языка. Всемирную известность получила худож. лит-ра этого времени ( Ф.М. Досчтоевский, Л.Н.Толстой и др.). Достоянием не только русской, но и всемирной культуры стала музыка П.И.Чайковского. Н.А.Римского-Корсакова, М. И. Глинки, А.П. Бородина ; нек-рые из них   преуспели и в жанре  церковной музыки. Богата стилями и  архитектура 19 в., как  церковная, так и светская.

    С нач. 20 в., после поражения первой русской революции, в К. России усиливаются религиозно-мистические моменты, широко издается церковная, теософская, западная мистическая лит-ра. Одновременно продолжается борьба за свободу совести, начатая еще  Н.А.Добролюбовым,  А.И Герценом, Н.П.Огаревым. Вклад в эту борьбу внесли  как нек-рые религ. философы (напр., Д.С.Мережковский, З.Гиппиус), так и – особенно – русские марксисты (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, В.Д.Бонч-Бруевич, А.В. Луначарский).       

     В послеоктябрьский период в течение нескольких десятилетий в России  благодаря политике советской власти  С.К. получает всемерное развитие. Р.К., в значительной мере десакрализованная  усилиями советских искусствоведов, историков, музейных , театральных и пр. работников, служила целям образования и просвещения населения. Вместе с тем, среди  большой части общества Р.К. сохраняла свой специфический ценностный смысл. Советская власть обеспечила всеобщее светское образование для всех многочисленных народов России, что открыло возможности  для усвоения достижений мировой и отечественной гуманистической культуры, в т.ч. вольнодумного наследия.  В  этот период С.К. -–наука, искусство, образование и т.д. – достигла уровня, признанного одним из самых высоких в мире.

       В последние десятилетия  в России возрос интерес к Р.К., что обусловлено не только  переменами в социально-политической области : предпосылкой  этого интереса, как это ни парадоксально, было преподавание научного атеизма, содержавшего колоссальный материал о религиях, их истории , их связях с К. ;  знакомство с  Р.К. расширялось и углублялось благодаря  худож. и архитектурным экскурсиям, концертам церковной музыки, в сферу к-рых вовлекалось множество людей. Большую роль в этом процессе  сыграло также  усиление влияния в России  русского эмигрантского зарубежья, в связи с чем в страну вернулись сочинения русских религ. философов и богословов.

       Тяга значит. части населения  к Р.К. в наши дни усиливается  в связи с  сознательным возрождением религ. традиций, широким распространением  по разным каналам  религ. идей. Восстанавливаются и создаются заново  православные, иудейские, католические, буддийские храмы, мусульманские мечети; издается и переиздается дореволюц. и современная  религ. лит-ра, расширяется сеть  религ. школ, высших учебных заведений. В духовную жизнь  России  вторгаются элементы  современной зарубежной  Р.К. в виде  сект, возникших в последние десятилетия (кришнаиты, муниты, сайентологи, бейлианцы и др.). Усиление влияния указанных сект на духовную жизнь России связано и с распространением  в К. Запада и нашей страны постмодернизма  с его призывами к плюрализму и деканонизации, с его сугубым субъективизмом, поверхностностью, гетерогенностью, со стиранием грани между научным и ненаучным. Ныне наряду с сакральной лит-рой (Библия, Коран,Дхаммапада, Бхагаватгита, Агада и др.) издаются многочисл. сочинения  религ.-философского, проповеднического, теософского, оккультного характера.  На худож. выставках возрастает удельный вес произведений на религ. сюжеты, проникнутых мистическим духом. С.К. пересекается с Р.К.:   культура наших дней изобилует продуктами  светской худож. лит-ры, поэзии, публицистики, проповедующими религ. идеи, переполнение к-рыми обусловливет переход в лоно Р.К. Это соответственно сужает сферу С.К.

     Элементы Р.К. содержатся и в продуктах творчества  нек-рых представителей интеллигенции ряда российских республик, таких, как Удмуртия, Мари-Эл, Чувашия, Якутия, Мордовия и др.. где  идет процесс стихийного возрождения среди населения  дохристианских религ. традиций – «язычества». Усилиями части  русской интеллигенции возрождается и «язычество» древней Руси. Эти тенденции связаны с ростом национального самосознания. Восстанавливаются дохристианские праздники и обряды, реконструируются и строятся капища для молений, воссоздается институт жречества. Идеологи «неоязычества» собирают и систематизируют древние народные поверья, легенды, песни и сказки, сохранившие мифологич. образы, молитвы богам и духам, иногда сами сочиняют мифы. Этот религ. материал носит в значит. мере этнографич. характер, и наряду с восстановлением традиционной мирской К. – народных ремесел, декоративно-прикладного искусства, старинных народных обычаев, одежды может служить обогащению национальной К.

     В жизни современной России  С.К. во многом сохраняет автономное существование и как правило служит гуманистическим целям, обладая функцией объединения  народов с разными верованиями, людей  с различным мировоззрением, воспитания в духе терпимости к инаковерующим, способствуя познанию природы, общества и человека. При этом общероссийской светской ценностью, способной объединить народы и выразить бесконечное богатство мира и духовной жизни, является русский язык. Вместе с тем, следует отметить, что  ныне наблюдается  моральная и интеллектуальная деградация  отдельных сторон С.К., - вследствие  как  процесса  деградации общества в целом, так и влияния худших образцов западной культуры.

                                                       

 

 

 

 

                                                           Тажуризина З.А.