КУЛЬТУРА ВОЛЬНОДУМНАЯ ( свободомыслие) в России - сложный и многообразный феномен духовной деятельности, связанный с критическим отношением к религии и к ее институтам. Нередко (но не всегда) сочетается с политич. В. Проявляется в таких формах, как антиклерикализм, богоборчество, индифферентизм в отношении к религии, скептицизм, ереси, рационализм, материализм и его «скрытые» формы – деизм и пантеизм, гуманизм, атеизм. В ценностном плане К.В. неоднозначна: критика религии может проявляться, например, в т.наз. религ. нигилизме, однозначно неплодотворном для развития К. Идеи и образы В.К. содержатся в народном творчестве, в произведениях литературы и искусства, в сочинениях естествоиспытателей, историков, философов, публицистов, религиоведов, политиков и т.д. В.К. могла проявляться и в религ. форме , но чаще всего – в светской. В.К. в России развивалась как оппозиция Православной церкви, с самого начала служившей интересам правящих слоев. По мнению многих богословов и религ. философов, свободомыслие в России есть результат дьявольского наущения, падения человека в бездну аморализма, невежества, бескультурья, а также тлетворного влияния Запада. Применительно к К.В. богословы чаще всего используют термины «богоборчество». «нигилизм». «ересь», неправомерно отождествляя их с атеизмом.
По
многочисленным исследованиям отечеств.
ученых, К.В. в нашей стране
возросла на родной российской почве и
отразила социально-политич. и духовную неоднородность общества; вместе с
тем, на нее оказывала влияние и К.В.
других стран, с к-рыми Россия
находилась в разного рода контактах. Сфера проявления В.К. в России достаточно
обширна, плодотворна и нравственно состоятельна. Уже язык наш как явление К. –
общероссийская ценность, отнюдь не сводящаяся к церковному употреблению. Основу российской К.В. составляло стихийное
вольнодумство народных масс, обусловленное
успехами в трудовой деятельности,
рациональными знаниями, накапливаемыми в процессе труда, ощущением
собств. значимости в периоды борьбы с иноземными вторжениями и в периоды
восстаний против своих угнетателей. Вольнодумная психология масс обобщается, концентрируется в теориях, концепциях, осмысливающих как религию, так и сам феномен К.В. Активность мыслителей,
сознательно развивающих вольнодумные традиции, обратное воздействие их идей на
население способствует ослаблению
церковного влияния на общество. К.В.
отличается оптимизмом, отражает
стремление к социальной справедливости, к достойной жизни на земле. В древней
Руси она проявлялась в летописях,
хронографах, исторических песнях ,смеховой
культуре , жанры к-рой весьма разнообразны : скоморошество, сатирические
и комич. песни и былины, лубок, пародия и т.д. Антиклерикальные настроения отражались также в пословицах и
поговорках (напр., «церковь близко, да
ходить туда склизко», «молебен пет, а пользы нет»), в былинах (напр., о Василии Буслаеве, о Садко), в
бытовых сказках. Элементы К.В.
заключались также в сочинениях, служивших мирским интересам («Поучение»
Владимира Мономаха, светское по содержанию «Слово о полку Игореве»), в начатках
древнерусской философской мысли - так,
в сочинениях Климента Смолятича, Кирилла Туровского обнаруживают рационалистич.
тенденции. Более или менее оформленными вольнодумными учениями в Древней Руси
были ереси, отразившие настроения
посадских людей, части духовенства и крестьянства (новгородско-псковская,
новгородско-московская, более разработанные еретич. учения Матвея Башкина и
Феодосия Косого). В ересях обличались
пороки духовенства, отвергалась
церковная иерархия, идея троичности Бога, божественности Иисуса Христа.
Феодосий Косой (16 в) призывал не
повиноваться «властям и попам» и
провозгласил «новое учение», центре к-рого была идея равенства всех людей. Эти
ереси имели антифеод. направленность.
К.В. получает новые импульсы для своего развития в 17-18 вв. Уже в !? в. формируется новое представление
о человеке как самоценной личности, обладающей способностью самостоятельно
решать свои проблемы, выявляется светский, эстетический подход к иконе, возникает
т.наз. демократич. сатира, выставляющая в неприглядном виде духовенство и
власть имущих. К.В. разветвилась и
содержательно обогатилась в ходе и в рез-те реформ Петра 1, стремившемся в
интересах самодержавия ослабить церковь. «Ученая дружина» в лице Феофана
Прокоповича, А.Д.Кантемира и В.Н.Татищева ставила сознательную цель развить
светские начала в российской культуре. К.С. формировалась и распространялась
среди горожан – ремесленников и торговцев, зарождающейся интеллигенции (Дм.
Тверитинов, Фома Иванов и др.). Наиболее полно К.В. в ее разнообразных
проявлениях воплотилась в творчестве М.В.Ломоносова, к-рый открыто предпочел
науку богословию, деизм – теизму; с естественнонаучных позиций подверг сомнению ряд религ. идей; заботясь о
«сохранении и размножении российского народа», дал критику церк. обычаев,
обрядов, праздников; показал несостоятельность современного ему духовенства в
деле воспитания народа, воспел человека-творца, познающего и
преобразующего мир, внес огромный вклад в развитие естественных и гуманитарных
наук, художественной культуры. – открыв своим творчеством перспективу развития духовности России вне религии и
церкви. 18 в. характеризуется
укреплением и расширением связей с
франц. Просвещением по линии К.В. Были переведены и вошли в оборот
росс.К. сочинения Вольтера, Дидро, Гольбаха, Монтескье и др. Решалась задача освобождения философии и
науки от религии и церковных регламентаций. В недрах В.К. зарождаются идеи
детерминированности историч. развития объективными обстоятельствами, все громче
– требование веротерпимости. Со времени А.Н.Радищева К.В. связывается с борьбой против крепостничества, против
угнетения народа, против самодержавия, поддерживаемого церковью. В
значит. мере под влиянием свободомыслия
определялось светское искусство
этой эпохи, задачей к-рого было глубокое проникновение в духовный мир личности
(И.Аргунов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский и др.). К.В. выразилась также и в
архитектуре 18 в., предпочитавшей гражданское строительство, создание зданий общественного и культурно-просветительного
назначения.
В
19 в. К.В. впитывает идеи Фейербаха, Канта, Бюхнера, Маркса, Энгельса,
утопических социалистов и т.д. Это не означает утраты самобытности российской К.В. , - во многом она
определяется потребностью народов
России в свободе от крепостничества, самодержавия, социального и духовного
угнетения. В.К. творилась людьми,
кровно заинтересованными в судьбах обездоленных. Отсюда, начиная с
декабристов-вольнодумцев. – разносторонняя критика религии и церкви со стороны философов, писателей и поэтов России,
опиравшихся при этом на
вольнодумство народных масс.
Среди них были русские (М.В.Петрашевский, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.И.Герцен
, Н.А.Добролюбов, М.А.Бакунин, П.Н.Ткачев и др.), украинцы (Т.Г.Шевченко,
И.Я.Франко), белорусы (К.С.Калиновский, Ф.Богушевич). азербайджанцы
(М.Ф.Ахундов). армяне (М.Л.Налбандян), грузины (И.Г.Чавчавадзе) и др, Ярко проявилось вольнодумство в
художественной жизни России. Оформилась вольнодумная литературная критика
(В.Г.Белинский, А.С.Пушкин,
революц.просветители) . В лоне К.В. развивалось творчество Пушкина,
Лермонтова, Некрасова. Салтыкова_Щедрина, Толстого, Чехова,Г.Успенского.
М.Горького и др.
Реалистич. изобразит. искусство этого времени (В.Г.Перов,В.В.Пукирев,
К.А.Савицкий, А.Н.Корзухин, И.Е.Репин и
др.) положило начало антиклерикальной теме в живописи, воспринятой художниками
Советской России. Прогрессу К.В. способствовала и Российская наука. выдающиеся
представители к-рой ( И.М.Сеченов, Д.И.Менделеев, И.И.Мечников, И.П.Павлов и
др) пропагандировали научные
знапния и боролись против мистики и
суеверий. В к.19-нач.20 вв. активно функционировали издательства («Знание»,
«Просвещение», «Общественная польза» и др.), выпускавшие вольнодумную лит-ру. С
критикой религии и церкви была связана борьба за свободу вероисповеданий, за
свободу совести. Вольнодумство охватило
самые разные слои населения: демократич. интеллигенцию, крестьян, дворян,
горожан, духовенство, рабочих, - они не
только усваивали К.В., но и творили ее, создавали своеобразную атмосферу, в
к-рой особенно остро ощущалась необходимость общественных перемен, гуманизации
отношений, предоставления личности
возможности творческого развития. Этому способствовало развитие философии материализма как важнейшей
стороны К.В.
.
Одним из плодотворных элементов
К.В. является накопление знаний о
религии и самом феномене К.В.
Исследование религии в России начинается с Д.С.Аничкова (18 в.),
раскрывшего причины и сущность политеистической религии; многое внес в
понимание религии как таковой А.Н.Радищев, прямо связавший свободу росс. народа
с уничтожением самодержавия и института церкви. Знания о религии в К.В. накапливались в течение всего 19
в.; этому процессу способствовали не
только достижения западной философии религии, но и сочинения отечеств.
религ. философов, специфика решения к-рыми религиоведческих проблем, а также их
критика в адрес К.В. стимулировали исследования с позиций материализма и
атеизма в лице Чернышевского, Герцена,
Огарева, Лаврова и др. Феномен свободомыслия осмысливался в творчестве Петрашевского, Писарева, Н.В.Соколова и др. Серьезное
теоретико-критическое осмысление религии и атеизма с позиций марксизма в России
начинается в к.19-нач.20 в (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, В.Д.Бонч-Бруевич и др.). Исследовательский интерес
росс. марксистов к религии и вольнодумству во многом был обусловлен ростом
стихийного вольнодумства, стремлением рабочего класса овладеть достижениями
мировой культуры, основами социализма, а также предчувствием надвигавшейся
революции, разразившейся в 1905-1906 гг., и в ходе мировой войны - в
1917.
После Октябрьской революции росту
К.В. способствовали декреты Советской власти, направленные на
национализацию церк. и монастырских земель и имущества, отделение церкви от
гос-ва и школы от церкви, ликвидация массовой неграмотности , культурное
просвещение трудящихся, и, наконец,
переведение антирелиг. стихии в организов. формы под эгидой гос-ва.
Непреодоленная до конца стихийность антирелиг. движения нередко
вела к проявлениям нигилизма в поведении и пропаганде участников атеистического движения. В 1925
был создан Союз безбожников, получивший в 1929 название Союз воинствующих
безбожников (СВБ), во главе к-рого вплоть до его роспуска в 1941 стоял
Е.Ярославский. Задачей СВБ было
соединение антирелиг. работы с культурным просвещением населения и с борьбой за
социализм. Этому способствовали гос. учреждения и обществ. организации.
Освоение достижений мировой и отечеств. культуры и науки должно было осуществляться вне религиозной
системы ценностей, целью же было
духовное раскрепощение личности, реализация ее творческих способностей во имя общественного блага. Эти идеи, равно
как и разоблачение религии и
деятельности церкви на разных этапах ее истории , распространялись в газете и
журнале «Безбожник», в журналах «Атеист», «Антирелигиозник» и др., в
произведениях лит-ры и искусства, в театральных постановках. Антирелигиозным
пафосом были проникнуты произведения Д.Бедного, В. Маяковского,
А.С.Серафимовича, Л.Сейфуллиной, художников Д.Моора (Д.С.Орлова).М.М.Черемных и
др. Ценностями новой К. провозглашались
труд, созидание общества социальной справедливости, интернационализм, братство
людей труда, борьба с эгоизмом, бюрократизмом, жаждой наживы, ленью,
воровством, предательством (особенно
предательством классовых интересов). В процессе преодоления религ.
традиций создавались новые традиции, праздники и обряды -
. культура быта начала
приобретать светский характер. Деятельность музеев была направлена на изучение
соотношения религии, атеизма и культуры, на разработку методов использования
памятников культового искусства. Накапливались знания о религии, теперь уже
функционирующей в новых условиях, - в довоенный период многое в этом плане было
сделано Н.М.Маториным, В.Г.Богоразом,
А.В.Луначарским,
И.И.Скворцовым-Степановым и др. Большое внимание уделялось осмыслению сущности и роли мировой и
отечеств. К.В. и ознакомлению с нею
широких масс трудящихся. В послерев. годы были изданы сочинения франц. просветителей, Л.Фейербаха, классиков
марксизма. И.Дицгена, Ф.Шиллера, Сирано де Бержерака, Эразма Роттердамского и
мн.других. Переводились и издавались
гуманистически ориентированные
произведения зарубежных писателей и поэтов, а также классиков российской
(русской, украинской, белорусской, еврейской, татарской, казахской и др.) лит-ры.
Исследованием истории К.В. занимались А.Т.Лукачевский, И.К.Луппол,
Я.С.Лурье, А.М.Деборин и особенно И.П.Вороницын, уделивший внимание К.В. в
России.
В
послевоенные годы, особенно в 60-70, К.В.
освобождалась от груза негативизма, в
нек-рой мере присущего К.В. первых десятилетий после. Октября. Она обогащалась новыми исследованиями в
области истории и теории К.В., широчайшим спектром издаваемой художеств., научной и популярной лит-ры по религиоведению, воспитанием молодежи в
духе светских гуманистических ценностей, внедрением светских обрядов, нередко
основывающихся на добрых народных традициях и т.д. К.В. обогащалась и
освоением вольнодумных традиций арабо- персо- тюрко- язычных народов.
Поэзия, философские учения, естественнонаучные, медицинские трактаты,
исторические сочинения, социальные теории, фольклор , возникшие еще во времена
средневековья, нашли место в культуре тюрко- и персоязычных народов нашей
страны, воплощаясь в исследованиях ученых и в популяризации их в худож.,
поэтич., драматургич. и пр. лит-ре. Культурная политика, направленная на
развитие этой традиции, служила фактором укрепления взаимопонимания между
российскими народами. Проповедь религ. терпимости от аш-Шахрастани и аль-Бируни
до азербайдж., казахских, татарских просветителей 19 в. служила одним из
средств преодоления религиозной вражды.
С
сер. 80-х поле К.В. стало постепенно сужаться в рез-те социальных потрясений,
политики властей, направленной на поддержку религии, активизации деят-ти религ.
организаций, неприязненного, а то и враждебного отношения к атеизму и атеистам
со стороны большинства СМИ, перехода значит. части творческой интеллигенции на
позиции религии. Резко упал удельный
вес научной лит-ры по проблемам. К.В.
по сравнению с лит-рой религ. плана.
Однако, традиции К.В. не исчезли. Часть интеллигенции. Гл. обр.
вузовской, консолидировалась в Русское гуманист. общество, юридически
оформленное в мае 1995 г. под рук-вом В.А.Кувакина. Об-во издает ежеквартальный
«журнал скептиков, оптимистов и гуманистов» – «Здравый смысл». В интернете в
1999 появились сайты союзов атеистов, целью к-рых является возрождение и
развитие К.В. в России.
Тажуризина З.А.