Соединимы ли
«белое» и «красное»
в лоне коммунизма?
Думаю, что абсолютное большинство членов
КПРФ с чувством признательности редколлегии газеты «Правда» восприняло
восстановление ею утраченного было великого коммунистического лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Однако, в течение нескольких последних лет некоторые
влиятельные члены нашей партии предлагают соединить «красное» и «белое». При
этом ссылаются и на авторитет митрополита Иоанна, который якобы приложил массу
усилий для того, чтобы «уврачевать кровоточащий разрыв между «красными» и
«белыми» патриотами». Я читала статьи, подписанные именем митрополита, но у
меня создалось впечатление, что он враждебно относился к «богоборческой»
советской власти и, соответственно, к «красным», установившим эту власть (могу
и процитировать, если понадобится). Но
дело даже не в митрополите, хотя, на мой взгляд, вряд ли коммунисту следует
видеть в нем непререкаемый авторитет.
Вот что не совсем понятно, во всяком случае, мне как рядовому коммунисту: кто же такие эти «белые», о которых с
придыханием, чуть ли не со слезами умиления, вещают некоторые
высокопоставленные члены нашей партии?
Белоэмигранты, «есаулы»? Но их давно нет на свете, а их потомки
ассимилировались в западной среде. Может быть, потомки помещиков, дворян,
купцов, фабрикантов, оставшиеся в нашей стране? Но большинство из них в годы
советской власти стали «красными». Те же, кто не смирились с властью людей
труда и стремились вернуть прежние порядки, разными средствами боролись с
советской властью, устраивая непосредственно после революции диверсии, а с
начала 60-х -–исподволь разрушая коммунистическую идеологию. Несмирившиеся дети
и внуки тех, кого революция лишила социальных, имущественных и прочих
привилегий, вознамерились взять реванш, и прежде всего, в сфере идеологии. Прямая политическая пропаганда
антисоветизма была опасной для разрушителей, поэтому размывание
коммунистических духовных ценностей началось с внедрения религиозных идей в
культуру народов нашей страны: православие,
ислам, буддизм, иудаизм должны были
получить статус основополагающих
национальных ценностей для русских, для тюркоязычных народов, для бурят
и калмыков, для евреев и т.д.
Естественно, на этой волне поднимались
и сравнительно малочисленные в
стране религиозные организации
католиков, баптистов, адвентистов, пятидесятников и проч. Короче, религия и
впрямь, наступая, теснила коммунистическое мировоззрение.
Интерес к православию, быстро
распространявшийся с конца 70-х среди интеллигенции, подогревался чтением работ
русских религиозных философов-белоэмигрантов, враждебно относившихся к
советской власти и к коммунистическому учению. Вместе с православно-философским
мировоззрением белоэмигрантов многие усваивали и их политические взгляды. Говорят
(в том числе и кое-кто из коммунистов):
эти философы были русскими патриотами. Да, отдельные мыслители проявляли
симпатию к советскому народу, сражавшемуся с фашизмом. Но большинство из них
сохранили враждебное отношение к социалистической стране, мечтая о возрождении
прежней Российской империи. Они были белыми
патриотами, рассчитывавшими в подготовке антисоветского переворота не на
поддержку Запада, а на контрреволюционные силы в самой России. То есть,
этот «патриотизм» носил ярко выраженный классовый характер. О необходимости
организации населения России для борьбы с «коммунистической дьявольщиной» как
раз писал «великий русский философ и патриот», как о нем сказано было на одном
из наших ноябрьских ( ! ) митингов, Иван Ильин. «Правда» (22.03.01) публикует письмо, в котором автор обращается
к авторитету «лучшего российского ума» Ивана Ильина, предупреждавшего о
захватнических планах Запада. Как будто об этом не предупреждали на протяжении
всего существования Советского государства его деятели, в том числе Ленин и
Сталин! И не только предупреждали, но вместе с трудовым народом укрепляли мощь
советской страны, благодаря чему ее народы победили фашизм. Может быть,
«великий патриот» И.Ильин помогал укреплять Советский Союз? Нет, великий русский антикоммунист
И.Ильин намечал другую программу. В
1950 г. он писал: «Русский народ может
освободиться только сам: в
медленной муке перетереть большевистское иго, привить национальную русскость
партийной периферии, укрепить свои силы в катакомбном Православии, и медленно,
но неуклонно расшатывать советчину, ее бюрократию и ее террористический зажим,
и затем - выждать благоприятную мировую конъюнктуру, сбросить гипноз
коммунистической дьявольщины и возвратиться на свой исторический путь". Это и есть белый патриотизм: отвергнуть помощь Запада в ликвидации советского
строя и призывать самих русских
заняться этим. Но если вы считаете его великим русским патриотом, то
имеете ли право называть себя
коммунистами?
Может быть, под «белыми» имеются в виду
«новые русские»? То есть, те, кто в
силу самой природы капитализма призван эксплуатировать трудящихся7 Поскольку из правил бывают исключения, можно
предположить, что некоторые «новые русские» поддерживают коммунистическую партию. Но в таком случае
они разделяют коммунистические идеи, и их нельзя называть белыми. Это красные,
усматривающие в своей вынужденной коммерческой деятельности источник финансовой
поддержки партии, и соединение с ними вполне естественно. Однако, ныне в нашей
стране больше распространен другой тип «нового русского патриота»,
антисоветчика и антикоммуниста, но зато радеющего за создание могучего
российского государства с сильной армией, которое будет надежно охранять его
право на эксплуатацию и обладание награбленными богатствами. Вот он тоже есть
«белый патриот».
Понятно, что сдвиг симпатий отдельных
влиятельных членов нашей партии в сторону «новых русских патриотов» неизбежно
приведет (и приводит) к сдвигу в области идеологии, к отступлению от
революционной традиции и к усвоению мировоззренческой традиции господствующих
классов. Постепенно забываются принципы пролетарского интернационализма,
классовой солидарности трудящихся всех народов Земли, философский материализм,
атеизм, - всё, что традиционно является
принадлежностью коммунистической партии. Говорят: новые времена требуют
обновления коммунистической теории. Кто же сомневается в этом? Весь вопрос в
том, в каком направлении идет это обновление. Многолетнее тяготение отдельных
деятелей КПРФ к православной церкви наконец логически завершилось
провозглашением тезиса: основой идеологии КПРФ должна стать православная
Традиция. В идеологическом органе
партии – в «Правде», основанной Лениным! (24-25 октября 2000). Смотрите, с
каким пиететом относятся отдельные наши деятели к якобы обновленной
идеологической основе партии: пишут слово «Традиция» применительно к
православию аж с заглавной буквы! Товарищи коммунисты, прижимающиеся к
Традиции, вы читали Новый Завет?
Сказано: «Рабы, во всем
повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им как человекоугодники, но от души, боясь
Бога» (Кол., Ш,22); «рабы, повинуйтесь господам своим… со страхом и трепетом, в
простоте сердца вашего, как Христу» (Эфес.,У1,5-6); «всякая душа да будет покорна
высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим.,ХШ,1). Эти новозаветные
указания вполне могут служить оправданием позиции «лимит на революции
исчерпан», оправданием вялости, нерешительности в деле реальной, а не словесной
защиты интересов трудящихся, в конечном счете - - поддержкой и оправданием
капитализаторских процессов в России, а значит, - углублением трагедии народов
страны. К какой традиции вы обратились для обновления коммунистической теории?
Увы, к той, которая уже давно разработана умными людьми, ловко защищавшими на
протяжении веков интересы господствующих классов. Для И.Ильина «белая идея, выношенная и созревшая в
духе русского православия, есть идея религиозная». Надо ли удивляться его словам: «Мы утверждаем естественность
и необходимость частной собственности», «мы не верим в правоту социализма». Но
могут ли коммунисты, наследники ленинской партии, обосновывать правоту
социализма религиозной идеей? К
сожалению, эпигонство всегда существовало в истории мысли. Что же напоминают
нам слова Ф.Энгельса, сказанные по поводу Е.Дюринга, претендовавшего на
лидерство в немецком рабочем движении?
«И это тусклое, дряблое,
бессильное поповское мышление смеет предлагать себя самой революционной партии,
какую только знает история». Невольно
вспомнишь, как в день Пасхи, пришедшейся на 22 апреля, лидер компартии направил
восторженное послание «Его Святейшеству», поздравив его и паству с великим
праздником воскресения Христа. (Кстати, я не вижу в этом ничего
предосудительного: имеет полное право – как частное лицо). Естественно, патриарх в ответ на это и не
подумал поздравить трудящихся России с
днем рождения Ленина.
Нужно иметь в виду, что коммунисты всегда
относились с пониманием и уважением к верующим трудящимся, видя в них
соратников в борьбе за переустройство общества на справедливых началах. Ленин
призывал недробить пролетарские силы, противодействовать разделению рабочх на атеистов и верующих.
Однако, по поводу тех членов партии, которые проповедовали «богостроительский
социализм», он заметил: их «партийное осуждение необходимо и обязательно».
Конечно, кто будет спорить, - и среди
духовенства немало тех, кто искренне желает видеть Россию независимой,
процветающей страной и сочувствует бедам народа. Но церковная иерархия всегда
поддерживала и сейчас поддерживает порядки, в основе которых лежит частная
собственность. Не она ли привела к кровавой гражданской войне? Не из-за ненасытной ли страсти к ее
обладанию в стране проливаются потоки крови, гибнут от голода и холода
неимущие, гибнут дети рабочих и крестьян, воюющие в Чечне, уничтожен советский
город Грозный и другие советские города, школы, театры, больницы…
Хищники, ограбившие наш народ, и те,
кто отстаивает порядки, введенные ими в стране, - это и есть белые. Лозунг
«Красные и белые, соединяйтесь!»
противоречит лозунгу «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Тажуризина З.А., член КПРФ.