Свободомыслие в современной России.                      

 

       Свободомыслие в отношении религии, как известно, это признание права разума на свободное критическое рассмотрение религии и свободное же исследование окружающего мира. Формы его весьма разнообразны, например, богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, религиозный индифферентизм, различные формы натурализма и материализма, светский гуманизм, религиозный нигилизм, атеизм и т.д.  Эти формы, в свою очередь, характеризуются множеством оттенков, уровней последовательности, не говоря уже о том, что  приобретают неповторимую окраску у  каждого свободомыслящего индивида, нередко образуя причудливый сплав разных форм  (например, антиклерикализм  может сочетаться с нигилизмом или же с гуманизмом (кстати, не только светским, но и религиозным), с атеизмом и т.д.).  В той или иной мере все эти проявления свободомыслия в отношении религии были присущи и общественному сознанию России последних столетий, в том  числе России советской и постсоветской. При советской власти культивировались, прежде всего, атеизм, материализм и светский гуманизм. Последнее может вызвать возражения со стороны тех  современных гуманистов, которые убеждены в тоталитарном, антигуманном, «гулаговском» характере социализма, но факт остается фактом: в стране велись широкие исследования  светской гуманистической традиции  Запада и Востока, при этом особое внимание уделялось гуманизму Возрождения, Нового времени, в том числе гуманистическому содержанию марксизма («свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»). Это было связано не только с целями воспитания советских граждан в духе высокой морали, но и со стремлением  укрепить позиции атеизма, естественно, осмысливаемого в русле марксизма. Однако, уже с конца 60-х гг. устои атеизма (а, следовательно, свободомыслия в отношении религии) в общественном сознании начинают размываться, начинавшаяся реставрация частнособственнических отношений  закономерно влекла за собой восстановление в обществе присущих им традиционных форм сознания, прежде всего, религиозного. В  возрождении религиозных традиций значительную роль сыграла российская творческая интеллигенция, хотя она помышляла не столько о частной собственности, сколько о том, чтобы освободиться от диктата коммунистической, марксистской идеологии. Удар пришелся прежде всего на атеизм. Одновременно в разных формах распространялись религиозные идеи, - особенно интенсивным  этот процесс стал в к.80-х- нач.90-х гг. Писатели, поэты, историки, философы, деятели культуры ( например, Ч.  Айтматов, Д.Самойлов, Д.Лихачев, Кублановский, Раушенбах, Н. Амосов, Б.Можаев, Т.Зульфикаров, С.Говорухин, А.Гулыга) превозносили религиозные ценности, усматривая в атеизме бескультурье, бездуховность, аморализм.  Марк Захаров уже в 1988 г. в «Правде» благодарил тех  «в высшем  партийном  руководстве, кто одолел атеистическое мракобесие». Солидные периодические издания (от «ЛГ» и «Советской культуры» до «Правды»)  охотно предоставляли свои страницы представителям духовенства, заискивая перед ними. Вводились рубрики:  «Скрижали», «Духовная жизнь», «Вечные истины» и т.д. (Правда, изредка появлялись статьи, в которых выражалась озабоченность возможным торжеством клерикализма в России).  Были ликвидированы просветительские учреждения и общества, пропагандировавшие атеизм.  Многие атеисты (в том числе профессионалы – преподаватели научного атеизма)  стали демонстрировать свою склонность к религии, ее идеям, ценностям и обрядам. Эти процессы подпитывались стихийным  распространением религиозных настроений среди населения, что  связано с крайним социальным неблагополучием, с нестабильностью, с утратой уверенности в завтрашнем дне.

      В этих  тяжелейших условиях  надо было обладать огромным гражданским и интеллектуальным мужеством  для того, чтобы противостоять наступлению «нового средневековья», открыто провозгласить право личности на  выбор  внерелигиозных, светских ценностей, свободомыслия в отношении религии, в том числе атеизма. Создание  РГО – Русского (ныне Российского) Гуманистического Общества под руководством профессора МГУ В.А.Кувакина  (1995 г.)  знаменовало собою возрождение и дальнейшее развитие свободомыслия, преодоление негативных  явлений, имевшихся в советском атеизме,  привлечение  достижений современного западного свободомыслия,  стремление к гуманистической направленности светской культуры. В современных условиях глубокого морального упадка в нашем обществе (кстати, несмотря на широкое наступление религии)  призыв к «моральной реконструкции», провозглашенный первой и главной целью общества ее основателем, весьма актуален. Надо ли говорить о том, что к настоящему времени  организованное российское свободомыслие, опирающееся  на часть  интеллектуальной элиты страны, приобретает всё больший  авторитет в стране и за рубежом  и оказывает влияние на развертывание в стране различного рода  вольнодумных движений, прежде всего, молодежных. Этому способствует и издательская деятельность – журнал «Здравый смысл» довольно быстро стал  популярным в стране благодаря  интереснейшим статьям, кажущимся на фоне религиозной литературы  необычными, нестандартными и новыми по тематике и идеям. Привлекательно и предоставление журналом своих страниц  другим сообществам свободомыслящих, например, первому в стране молодежному объединению «научных атеистов» (ныне Атеистическое общество Москвы – АТОМ), «Светским гуманистам Санкт-Петербурга». Это способствует сплочению людей, сопротивляющихся давлению со стороны религиозных организаций, принудительному внедрению религиозных идей в общественное сознание.  Столь же  плодотворными являются проведение Обществом международных конференций по проблемам свободомыслия и гуманизма, а также издание книг и брошюр свободомыслящих ученых и философов, в том числе зарубежных. Некоторые из них, например,  работы  Пола Курца, основательные в теоретическом и фактологическом планах,  способствуют  пониманию сущности  как гуманизма, так и  мистицизма  в разных его формах, что достаточно актуально в условиях упадка нравственности, расцвета оккультизма и распространения  мистических сект в нынешней России.

   Социальный состав движения свободомыслящих в целом, как и  гуманистического общества, достаточно пестр, хотя и ограничен – вряд ли мы найдем в его рядах представителей рабочего класса и крестьянства, - многие из них, будучи неверующими, пока находятся вне движения. По данным последних социологических исследований (март 2000 г.) отнесли себя к верующим 42% опрошенных, к неверующим -  28%, остальные 30% - к группе безразличных  (тоже резерв  свободомыслия!), колеблющихся  или затруднились с ответом (см. журнал «Религиоведение» №1,2001, стр.90-100). В организованном же свободомыслии  представлены  имущие и неимущие, бизнесмены и представители творческой (главным образом естественнонаучной и философской)  интеллигенции, преподаватели вузов, студенты и пенсионеры. Вряд ли в достаточной мере представлены здесь учителя школ, музейные работники, врачи, библиотекари, - возможно, это дело недалекого будущего. Любопытно то, что в  добровольных обществах свободомыслящих объединяются  люди различных политических ориентаций (от правых  до коммунистов). В последние годы активизировалось молодежное движение, во многом, надо думать, инспирированное просветительской деятельностью Русского (ныне Российского)  Гуманистического Общества.. В разных регионах России  появились сообщества атеистов, -  в Москве, Подмосковье, Орле, Арзамасе, Сарове, Башкирии, Тверской области..

        Можно выделить несколько идейных направлений в движении свободомыслящих. Одно из них – либеральное, достаточно респектабельное, ориентировано на западную систему демократических  ценностей, увязываемую с господством частной собственности. При этом  в разных вариантах проповедуется абстрактный гуманизм. Это направление   характеризуется откровенной враждебностью по отношению к социализму, советскому атеизму, нередко – искажением позиций марксизма. В основном сторонники этого течения склоняются к  антиклерикализму, усматривая в нынешнем укреплении  православной церкви  угрозу свободному мышлению.  Другое направление сохраняет преемственность с традициями марксистского подхода к религии, свойственного советскому атеизму. Здесь традиционно антиклерикализм отодвигается на второй план, опасность же усматривается в возрождении религии как таковой, поскольку она позволяет сохранять негативные стороны  современного социально-политического устройства. Кстати, далеко не все коммунисты ныне стоят на позициях атеизма, пытаясь соединить коммунистическую идею с православием. Буквально по пальцам можно пересчитать  коммунистические издания, в которых публикуются атеистические и антиклерикальные статьи (например, журналы «Диалог», «Просвещение», «Альтернатива», газеты - «Экономическая газета», «Голос коммуниста», «Молния»). Третье направление  сохраняет приверженность  западным  ценностям, не отказывая при этом марксизму в утверждении  гуманизма  (показателен в этом плане некролог, посвященный американскому марксисту Говарду Ли Парсонсу  в № 3 журнала «Здравый смысл» за  2001 год),    и  не  занимаясь обличением  советского атеизма, - в конце концов, даже  свободомыслящие  либералы в известной мере его воспитанники. Во главу угла это направление ставит  просвещение в области естествознания, истории духовной культуры, истории свободомыслия и гуманизма. Любопытно то, что в рамках РГО, видимо, благодаря  идейной установке на гуманизм представители разных политических ориентаций взаимодействуют достаточно дружно, относясь  с уважением друг к другу.

     Довольно пестрый идейный и мировоззренческий спектр составляют региональные  сообщества, представленные главным образом молодежью.  Включение молодежи в  движение свободомыслящих  свидетельствует о том, что оно поднялось на новую ступень, выявляя тенденцию к его расширению. Банальная фраза «молодежь – это наше будущее» приобретает  для движения свободомыслящих особый смысл, поскольку религиозные организации в России уделяют особое внимание воспитанию детей и подростков. По данным социолога Т.Варзановой, возрождение религии в России носит поступательный характер; в частности, наблюдается рост числа верующей, главным образом, православной,  молодежи 17 лет, соответственно, сокращение чуть ли не вдвое числа неверующих 17-летних, - благодаря пропаганде религии и безоговорочному отрицанию атеизма в СМИ, поддержке церкви государством нынешние дети и подростки воспринимают религию, и прежде всего, православие, как культурную норму. Уже поэтому, хотя, судя по всему, молодых в движении свободомыслия  немного (так, в Интернете заявил о себе «Антиклерикальный союз», состоящий из одного человека), их стремление к объединению, поиск единомышленников  вызывает уважение. В этой среде проявляются самые различные разновидности свободомыслия – от богоборчества до вульгарного атеизма. Яркие, неординарные, энергичные  личности создают сообщества, сайты, периодические издания, одним из которых явился очень неровный по уровню теоретической грамотности орган АТОМа журнал «Новый безбожник». Здесь опубликованы серьезная статья о русской религиозной философии к.19- нач.20 вв., интересное интервью с В.С.Шевелухой, размышления о нецелесообразности введения теологии в систему государственного высшего образования, и другие полезные материалы. Вместе с тем, здесь обнаруживается  поверхностное знание сущности религии, неверное представление о советском атеизме,  издевательские нотки по отношению к верующим, что свидетельствует о недостаточной научной зрелости «новых атеистов», что, надо думать, постепенно, по мере приобретения  знаний и опыта «новыми атеистами», будет преодолеваться. Предпосылки для этого имеются хотя бы потому, что впервые после разгрома атеизма в период ельцинского режима в так называемом сайте  А.Вязовского вновь было введено в культурный оборот словосочетание «научный атеизм». В этом сайте возрождаются атеистические традиции – и не только западные (публикация работ З.Фрейда, К.Ламонта и др.), но и советские (работы И.Крывелева, Е.Дулумана и др.)  Заслуживает внимания деятельность «Подмосковного общества атеистов», стоящего на радикальных антирелигиозных позициях, - оно организовало  «Академию свободомыслия», где атеистическое просвещение ведется на достаточно высоком теоретическом уровне.: Лекции читаются здесь профессионалами, преподавателями-религиоведами московских вузов. Общество ставит целью создание  межрегионального «Союза атеистов». По-разному выражена в подобных сообществах  и гуманистическая  линия. Некий журналист Димьян обнародовал в Интернете «Манифест атеистов», с весьма неточными с точки зрения теоретического атеизма формулировками, однако, с последовательно проводимой идеей  атеизма как гуманистического учения. Против этого манифеста выступили некоторые «новые атеисты» - как по части сомнительных положений, так и против амбициозности автора манифеста, присвоившего себе право говорить от имени всех атеистов. К ним примкнули отдельные деятели течения, носящего название «Сатанизм». Это экстравагантная разновидность неверующих, которые на своем сайте публикуют не только вещи, связанные с образом Сатаны и соответствующими идеями, но и традиционные атеистические статьи. «Сатанисты» – весьма эрудированные люди, обладающие даром красноречия. Для них Сатана – резервуар мощи внутри человека, символ гордой, не подчиняющейся никаким предписаниям – моральным или религиозным - личности. В штирнеровском духе здесь  проповедуются  индивидуализм, эгоизм, субъективизм, пренебрежение  моральными  ценностями, и самоутверждение гордой и сильной личности. Соответственно отвергается гуманизм. Надо ли говорить о том, что отождествление атеизма с сатанизмом наносит  ущерб образу атеизма и атеистов в глазах не только верующих, но и неверующих.

    Замечу, что  большинство создателей атеистических сайтов занимается просветительской деятельностью, помещая здесь  произведения   отечественных и зарубежных  свободомыслящих. В то же время атеизм дискредитируется  вульгарными выражениями, почему-то принятыми по отношению к христианам или друг к другу. Новое свободомыслие, новый атеизм находятся на  стадии  формирования. Отсюда  зачастую шутовской характер поведения,  несерьезное отношение к религии, церкви и верующим.

      Большинство свободомыслящих России объединяют антиклерикализм, борьба за свободу совести, против авторитаризма и догматизма, и, естественно, за установление человечных отношений между людьми. Незрелость современного российского движения свободомыслящих проявляется  в  отсутствии основательных знаний в области религиоведения, истории философии, атеизма и свободомыслия. Поверхностное знание этих вещей приводит иногда к оперированию оскорбительными для верующих фразами типа «нолики нацепили крестики». Статья о социальной концепции РПЦ идет под грифом «Раздавите гадину! (Вольтер)». Те, кто обличает советский атеизм, берут из  арсенала вульгарного безбожия его терминологию. Так, слово «мракобесие» по отношению к религии (кстати, оно имеет православное происхождение) употребляют даже свободомыслящие академики. Гуманистическая  и атеистическая деятельность не  может быть успешной без опоры на теорию. Представляется, что такой опорой для всех наших и юных и взрослых  атеистов и гуманистов могла бы стать деятельность зарегистрированного год назад «Объединения исследователей религий», ставящего целью помимо обязательной защиты демократических прав и свобод в сфере свободы совести и вероисповеданий  - организацию научных исследований и разработку научных концепций в области светского религиоведения. Журнал «Религиоведение» (главные редакторы А.П.Забияко и А.Н.Красников, вышел первый номер) «должен напомнить об истории отечественного религиоведения и лучших традициях изучения религии в нашей стране, открыть широкий доступ к классике мирового религиоведения, поддержать творческий поиск».  Это объединение – мощный резерв и стимул развития свободомыслия в нашей стране. Итак, перед движением свободомыслящих России стоят важные задачи: тесное взаимодействие всех сообществ, сопротивляющихся  наступлению клерикализма, широкая пропаганда научных знаний о мире, обществе и человеке, овладение  теоретическими знаниями в области религии и свободомыслия, и самое главное – поиск путей перехода от гуманизма абстрактного к гуманизму конкретному – реальному гуманизму.

 

           Тажуризина Зульфия Абдулхаковна.  Родилась в СССР в семье учителей. В 1955 г. окончила философский факультет Московского Государственного Университета им. М.В.Ломоносова, в 1966 – аспирантуру по кафедре истории зарубежной философии того же факультета, защитив диссертацию  по философии немецкого мыслителя  ХУ в. кардинала  Николая Кузанского В 1992 г. защитила докторскую диссертацию по теме «Свободомыслие в отношении религии как явление духовной культуры». С 1965 г. работала на кафедре теории и истории религии и атеизма (ныне – кафедра философии религии и религиоведения) в разных должностях – от лаборантки до профессора. Участвует в деятельности Российского Гуманистического Общества и сообществ молодых атеистов. Научные интересы сосредоточены в области философии религии, религиозной философии и главным образом истории свободомыслия. Проблематика свободомыслия оказывается неразрывно связанной с философией религии и неортодоксальными формами религиозной философии. Свободомыслие  в работах  Тажуризиной предстает как социокультурный феномен, содействующий гуманизации общества, освобождению сознания от догматизма и авторитаризма, развитию духовной жизни, воспитанию гражданского и интеллектуального мужества, а также процессу эволюции религии, влияя на возникновение религиозных учений, не вписывающихся в рамки официальной доктрины, на появление  новых религиозных направлений.

 

        Я отношусь к числу последовательных атеистов. Слово «атеист» для многих людей на Западе, а ныне и в России, вызывает резкое неприятие, - с ним связывают аморализм, примитивизм, деградацию личности, бескультурье, а кроме того, опасность для общества и власть имущих. Это неудивительно, - преодолеть многовековую традицию преследования инакомыслящих в области религии, особенно, официальной, весьма нелегко. Кроме того, атеизм – если речь идет об атеизме теоретическом, а не стихийном, - феномен новаторский и  сравнительно недавний.  Он насчитывает три-четыре века, начинаясь, может быть, с Пьера Бейля и французских материалистов, и   для большинства землян непривычен, тем более, что природные, и особенно, социальные катаклизмы постоянно воспроизводят религиозные настроения. Атеизм - вовсе не уничтожение храмов и культуры в целом, в самом простом выражении это – признание  самодостаточности природы и естественного, человеческого, происхождения религии. Конечно, разновидностей атеизма очень много, - есть вульгарные, нигилистические его формы,  есть и гуманистические. Я – сторонник гуманистического, марксистского,   атеизма. Если мне пришлось бы выбирать  между циничным, жестоким, аморальным неверующим и высоконравственным верующим, я бы выбрала последнего.

 

                                                            Тажуризина З.А.

117526, Москва, пр.Вернадского,91, корп. 2, кв. 22

тел. 433 77 95

Markg@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

                      З.Тажуризина.