КУЛЬТУРА  ВОЛЬНОДУМНАЯ ( свободомыслие) в России -  сложный и многообразный феномен духовной деятельности, связанный с  критическим отношением к религии и к ее институтам. Нередко (но не всегда)  сочетается с политич. В.  Проявляется в таких формах, как антиклерикализм, богоборчество, индифферентизм  в отношении к религии, скептицизм, ереси, рационализм, материализм и его «скрытые» формы – деизм и пантеизм, гуманизм, атеизм. В ценностном плане К.В. неоднозначна: критика религии может проявляться, например, в т.наз. религ. нигилизме, однозначно неплодотворном для развития К.  Идеи и образы В.К.  содержатся  в народном творчестве, в произведениях литературы и искусства, в сочинениях  естествоиспытателей, историков, философов, публицистов, религиоведов, политиков и т.д. В.К. могла проявляться и в религ. форме , но чаще всего – в светской.  В.К. в России  развивалась как оппозиция Православной церкви, с самого начала служившей интересам правящих слоев. По мнению многих богословов и религ. философов, свободомыслие в России есть результат дьявольского наущения, падения человека в бездну аморализма, невежества, бескультурья, а также тлетворного влияния Запада.  Применительно  к К.В. богословы  чаще всего используют термины «богоборчество». «нигилизм». «ересь», неправомерно отождествляя их с  атеизмом.

   По многочисленным исследованиям отечеств.  ученых,   К.В. в нашей стране возросла на родной российской почве и  отразила социально-политич. и духовную неоднородность общества; вместе с тем,  на нее оказывала влияние и К.В. других стран, с к-рыми  Россия находилась в разного рода контактах. Сфера проявления В.К. в России достаточно обширна, плодотворна и нравственно состоятельна. Уже язык наш как явление К. – общероссийская ценность, отнюдь не сводящаяся к церковному употреблению.  Основу российской К.В. составляло стихийное вольнодумство народных масс, обусловленное  успехами в трудовой деятельности,  рациональными знаниями, накапливаемыми в процессе труда, ощущением собств. значимости в периоды борьбы с иноземными вторжениями и в периоды восстаний против своих угнетателей. Вольнодумная  психология  масс  обобщается, концентрируется  в теориях, концепциях,  осмысливающих как религию, так и  сам феномен К.В. Активность мыслителей, сознательно развивающих вольнодумные традиции, обратное воздействие их идей на население способствует  ослаблению церковного влияния на общество.    К.В. отличается  оптимизмом, отражает стремление к социальной справедливости, к достойной жизни на земле. В древней Руси  она  проявлялась  в летописях, хронографах, исторических песнях ,смеховой  культуре , жанры к-рой весьма разнообразны : скоморошество, сатирические и комич. песни и былины, лубок, пародия и т.д. Антиклерикальные  настроения отражались также в пословицах и поговорках  (напр., «церковь близко, да ходить туда склизко», «молебен пет, а пользы нет»), в былинах  (напр., о Василии Буслаеве, о Садко), в бытовых сказках. Элементы К.В.  заключались также в сочинениях, служивших мирским интересам («Поучение» Владимира Мономаха, светское по содержанию «Слово о полку Игореве»), в начатках древнерусской философской мысли  - так, в сочинениях Климента Смолятича, Кирилла Туровского обнаруживают рационалистич. тенденции. Более или менее оформленными вольнодумными учениями в Древней Руси были ереси, отразившие  настроения посадских людей, части духовенства и крестьянства (новгородско-псковская, новгородско-московская, более разработанные еретич. учения Матвея Башкина и Феодосия Косого).  В ересях обличались пороки  духовенства, отвергалась церковная иерархия, идея троичности Бога, божественности Иисуса Христа. Феодосий Косой (16 в)    призывал не повиноваться «властям и попам»  и провозгласил «новое учение», центре к-рого была идея равенства всех людей. Эти ереси имели антифеод. направленность.

       К.В. получает новые импульсы для своего развития в 17-18 вв.  Уже в !? в. формируется новое представление о человеке как самоценной личности, обладающей способностью самостоятельно решать свои проблемы, выявляется светский, эстетический подход к иконе, возникает т.наз. демократич. сатира, выставляющая в неприглядном виде духовенство и власть имущих.  К.В. разветвилась и содержательно обогатилась в ходе и в рез-те реформ Петра 1, стремившемся в интересах самодержавия ослабить церковь. «Ученая дружина» в лице Феофана Прокоповича, А.Д.Кантемира и В.Н.Татищева ставила сознательную цель развить светские начала в российской культуре. К.С. формировалась и распространялась среди горожан – ремесленников и торговцев, зарождающейся интеллигенции (Дм. Тверитинов, Фома Иванов и др.). Наиболее полно К.В. в ее разнообразных проявлениях воплотилась в творчестве М.В.Ломоносова, к-рый открыто предпочел науку богословию, деизм – теизму; с естественнонаучных позиций подверг  сомнению ряд религ. идей; заботясь о «сохранении и размножении российского народа», дал критику церк. обычаев, обрядов, праздников; показал несостоятельность современного ему духовенства в деле  воспитания  народа, воспел человека-творца, познающего и преобразующего мир, внес огромный вклад в развитие естественных и гуманитарных наук, художественной культуры. – открыв своим творчеством перспективу  развития духовности России вне религии и церкви. 18 в. характеризуется  укреплением и расширением связей с  франц. Просвещением по линии К.В. Были переведены и вошли в оборот росс.К. сочинения Вольтера, Дидро, Гольбаха, Монтескье и др.  Решалась задача освобождения философии и науки от религии и церковных регламентаций. В недрах В.К. зарождаются идеи детерминированности историч. развития объективными обстоятельствами, все громче – требование веротерпимости. Со времени А.Н.Радищева  К.В. связывается с борьбой против крепостничества, против угнетения народа, против самодержавия, поддерживаемого церковью.  В  значит. мере под влиянием свободомыслия  определялось  светское искусство этой эпохи, задачей к-рого было глубокое проникновение в духовный мир личности (И.Аргунов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский и др.). К.В. выразилась также и в архитектуре 18 в., предпочитавшей гражданское строительство, создание зданий  общественного и культурно-просветительного назначения.

    В 19 в. К.В.  впитывает идеи  Фейербаха, Канта, Бюхнера, Маркса, Энгельса, утопических социалистов и т.д. Это не означает утраты самобытности  российской К.В. , - во многом она определяется  потребностью народов России в свободе от крепостничества, самодержавия, социального и духовного угнетения.     В.К. творилась людьми, кровно заинтересованными в судьбах обездоленных. Отсюда, начиная с декабристов-вольнодумцев. – разносторонняя критика  религии и церкви со стороны философов, писателей и поэтов России, опиравшихся при этом на  вольнодумство  народных масс. Среди них были русские (М.В.Петрашевский, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.И.Герцен , Н.А.Добролюбов, М.А.Бакунин, П.Н.Ткачев и др.), украинцы (Т.Г.Шевченко, И.Я.Франко), белорусы (К.С.Калиновский, Ф.Богушевич). азербайджанцы (М.Ф.Ахундов). армяне (М.Л.Налбандян), грузины (И.Г.Чавчавадзе)  и др, Ярко проявилось вольнодумство в художественной жизни России. Оформилась вольнодумная литературная критика (В.Г.Белинский, А.С.Пушкин,  революц.просветители) . В лоне К.В. развивалось творчество Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Салтыкова_Щедрина, Толстого, Чехова,Г.Успенского. М.Горького и др.               Реалистич. изобразит. искусство этого времени (В.Г.Перов,В.В.Пукирев, К.А.Савицкий, А.Н.Корзухин,  И.Е.Репин и др.) положило начало антиклерикальной теме в живописи, воспринятой художниками Советской России. Прогрессу К.В. способствовала и Российская наука. выдающиеся представители к-рой ( И.М.Сеченов, Д.И.Менделеев, И.И.Мечников, И.П.Павлов и др)  пропагандировали научные знапния  и боролись против мистики и суеверий. В к.19-нач.20 вв. активно функционировали издательства («Знание», «Просвещение», «Общественная польза» и др.), выпускавшие вольнодумную лит-ру. С критикой религии и церкви была связана борьба за свободу вероисповеданий, за свободу совести.  Вольнодумство охватило самые разные слои населения: демократич. интеллигенцию, крестьян, дворян, горожан, духовенство, рабочих, -  они не только усваивали К.В., но и творили ее, создавали своеобразную атмосферу, в к-рой особенно остро ощущалась необходимость общественных перемен, гуманизации отношений, предоставления  личности возможности творческого развития. Этому способствовало развитие  философии материализма как важнейшей стороны  К.В.                           

.   Одним из  плодотворных элементов К.В. является  накопление знаний о религии и самом феномене К.В.  Исследование религии в России начинается с Д.С.Аничкова (18 в.), раскрывшего причины и сущность политеистической религии; многое внес в понимание религии как таковой А.Н.Радищев, прямо связавший свободу росс. народа с уничтожением  самодержавия  и института церкви. Знания о религии в  К.В. накапливались в течение всего 19 в.;  этому процессу способствовали не только достижения западной философии религии, но и  сочинения  отечеств. религ. философов, специфика решения к-рыми религиоведческих проблем, а также их критика в адрес К.В. стимулировали исследования с позиций материализма и атеизма  в лице Чернышевского, Герцена, Огарева, Лаврова и др. Феномен свободомыслия осмысливался  в творчестве  Петрашевского, Писарева, Н.В.Соколова и др. Серьезное теоретико-критическое осмысление религии и атеизма с позиций марксизма в России начинается  в к.19-нач.20 в  (Г.В.Плеханов,  В.И.Ленин, В.Д.Бонч-Бруевич и др.). Исследовательский интерес росс. марксистов к религии и вольнодумству во многом был обусловлен ростом стихийного вольнодумства, стремлением рабочего класса овладеть достижениями мировой культуры, основами социализма, а также предчувствием надвигавшейся революции, разразившейся в 1905-1906 гг., и в ходе мировой войны -  в  1917.

     После Октябрьской революции росту  К.В. способствовали декреты Советской власти, направленные на национализацию церк. и монастырских земель и имущества, отделение церкви от гос-ва и школы от церкви, ликвидация массовой неграмотности , культурное просвещение трудящихся,  и, наконец, переведение антирелиг. стихии в организов. формы под эгидой гос-ва. Непреодоленная до конца стихийность  антирелиг. движения нередко  вела к проявлениям нигилизма в поведении и пропаганде  участников атеистического движения. В 1925 был создан Союз безбожников, получивший в 1929 название Союз воинствующих безбожников (СВБ), во главе к-рого вплоть до его роспуска в 1941 стоял Е.Ярославский.  Задачей СВБ было соединение антирелиг. работы с культурным просвещением населения и с борьбой за социализм. Этому способствовали гос. учреждения и обществ. организации. Освоение достижений мировой и отечеств. культуры и науки  должно было осуществляться вне религиозной системы ценностей, целью же  было духовное раскрепощение личности, реализация ее творческих способностей  во имя общественного блага. Эти идеи, равно как и разоблачение  религии и деятельности церкви на разных этапах ее истории , распространялись в газете и журнале «Безбожник», в журналах «Атеист», «Антирелигиозник» и др., в произведениях лит-ры и искусства, в театральных постановках. Антирелигиозным пафосом были проникнуты произведения Д.Бедного, В. Маяковского, А.С.Серафимовича, Л.Сейфуллиной, художников Д.Моора (Д.С.Орлова).М.М.Черемных и др.  Ценностями новой К. провозглашались труд, созидание общества социальной справедливости, интернационализм, братство людей труда, борьба с эгоизмом, бюрократизмом, жаждой наживы, ленью, воровством, предательством (особенно  предательством классовых интересов). В процессе преодоления религ. традиций создавались новые традиции, праздники и обряды -                                                                                 . культура быта начала приобретать светский характер. Деятельность музеев была направлена на изучение соотношения религии, атеизма и культуры, на разработку методов использования памятников культового искусства. Накапливались знания о религии, теперь уже функционирующей в новых условиях, - в довоенный период многое в этом плане было сделано   Н.М.Маториным, В.Г.Богоразом, А.В.Луначарским,  И.И.Скворцовым-Степановым и др. Большое внимание уделялось  осмыслению сущности и роли мировой и отечеств.  К.В. и ознакомлению с нею широких масс трудящихся. В послерев. годы были изданы сочинения  франц. просветителей, Л.Фейербаха, классиков марксизма. И.Дицгена, Ф.Шиллера, Сирано де Бержерака, Эразма Роттердамского и мн.других. Переводились и издавались  гуманистически ориентированные  произведения зарубежных писателей и поэтов, а также классиков российской (русской, украинской, белорусской, еврейской, татарской, казахской и др.)  лит-ры.  Исследованием истории К.В. занимались А.Т.Лукачевский, И.К.Луппол, Я.С.Лурье, А.М.Деборин и особенно И.П.Вороницын, уделивший внимание К.В. в России.

     В послевоенные годы, особенно в 60-70, К.В.  освобождалась от груза негативизма, в  нек-рой мере присущего К.В. первых десятилетий после. Октября.  Она обогащалась новыми исследованиями в области истории и теории К.В., широчайшим спектром издаваемой  художеств., научной и популярной лит-ры  по религиоведению, воспитанием молодежи в духе светских гуманистических ценностей, внедрением светских обрядов, нередко основывающихся на добрых народных традициях и т.д. К.В. обогащалась и освоением  вольнодумных традиций  арабо- персо- тюрко- язычных народов. Поэзия, философские учения, естественнонаучные, медицинские трактаты, исторические сочинения, социальные теории, фольклор , возникшие еще во времена средневековья, нашли место в культуре тюрко- и персоязычных народов нашей страны, воплощаясь в исследованиях ученых и в популяризации их в худож., поэтич., драматургич. и пр. лит-ре. Культурная политика, направленная на развитие этой традиции, служила фактором укрепления взаимопонимания между российскими народами. Проповедь религ. терпимости от аш-Шахрастани и аль-Бируни до азербайдж., казахских, татарских просветителей 19 в. служила одним из средств преодоления религиозной вражды.

     С сер. 80-х поле К.В. стало постепенно сужаться в рез-те социальных потрясений, политики властей, направленной на поддержку религии, активизации деят-ти религ. организаций, неприязненного, а то и враждебного отношения к атеизму и атеистам со стороны большинства СМИ, перехода значит. части творческой интеллигенции на позиции религии.  Резко упал удельный вес научной  лит-ры по проблемам. К.В. по сравнению с лит-рой религ. плана.   Однако, традиции К.В. не исчезли. Часть интеллигенции. Гл. обр. вузовской, консолидировалась в Русское гуманист. общество, юридически оформленное в мае 1995 г. под рук-вом В.А.Кувакина. Об-во издает ежеквартальный «журнал скептиков, оптимистов и гуманистов» – «Здравый смысл». В интернете в 1999 появились сайты союзов атеистов, целью к-рых является возрождение и развитие К.В. в России.

 

 

 

                               Тажуризина З.А.