Проф. Дулуман Е.К. – ОТВЕТ “ДЕЯТЕЛЬНОМУ СКЕПТИКУ”, КОТОРЫЙ НЕ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ БОГА НЕ БЫЛО Письмо Руслана ХАЗАРЗАРА - “деятельного скептика”: -----Original Message----- Евграф Каленьевич,
долго я наблюдаю за вашими выступлениями по
поводу того, что атеизм _знает_, что Бога нет. Знает и
доказал. Я, как вам известно, по своему мировоззрению - скептик, а
потому не могу больше молчать. Никакая наука, никакой атеизм не могут
доказать небытие Бога. Это невозможно в принципе, а наука вообще не
занимается такими вопросами. Потому мне и пришлось встать на философский путь и
ответить по этому поводу статьей: Теперь по поводу вашей
последней статьи (Ответ девушке Марине): "Даже если возможна
всего одна единая теория - это просто набор
правил и уравнений. Но что вдыхает жизнь в эти уравнения
и создает Вселенную, которую они могли бы описывать? Обычный путь
науки - построение математической модели - не может привести к
ответу на вопрос о том, почему должна существовать Вселенная, которую будет
описывать построенная модель. Руслан Хазарзар
Ответ “деятельному скептику” :СОДЕРЖАНИЕ: 1.О статье в целом. Приложение. 1. О статье в целом. Руслан! По Вашему настойчивому предложению, вышел на сайт “Деятельных скептиков” и прочитал Вашу статью о доказательствах бытия и небытия Бога. Статья и по содержанию и по оформлению – вне всяких похвал, преотличнейшая. Безукоризненно согласованы все члены всех предложений. Ни одной описки, ни одной опечатки. А иллюстрации! А цитаты и тщательные ссылки на них! А литература и примечания!.. Смотря на статью в целом, – как конфетка, пальчики оближешь. Если бы я, не дай Бог, написал нечто подобное, я был бы очень и очень доволен собой. Но я такой статьи “ни в жисть” не напишу. Не напишу в силу ряда причин. Во-первых, я так своей статьи никогда не “вылижу”, чтобы она стала на уровень Вашего профессионального писания. Вы же член Союза Писателей! Во-вторых, я, не в пример Вам, считался бы с потребителями своего товара. Я раньше Вам уже писал, что Вы упорно не желаете считаться с теми, кому предлагаете читать Ваши писания. Уверен, что только единицы (а может быть и единиц не нашлось), чистящие себя под пропагандистов воинствующего атеизма или религиозного мракобесия, прочитали, а может быть даже законспектировали, Ваше выступление. Впрочем, я на полном серьёзе советую атеистам и богословам изучить Вашу статью. Она богата точной и нужной информацией. Изучив Вашу статью, каждый здравомыслящий человек, несомненно, поумнеет, и скептиком не станет. Но, следует признать, что написанное Вами читается с трудом. А мне - не интересно, поскольку все это я знаю глубже того, что измыслили Вы. И это неумеренное цитирование, за которым Вы прячете свой изначально несостоятельный скептицизм!.. Ведь ссылки на авторитеты никакого скептика не спасают. Скептики, в принципе, не признают авторитетов, а если цитируют их, то только в уничижительном смысле. К тому же, чрезмерное цитирование педагогически вредно. Менделеев говорил: “Лекция, перегруженная цитатами, напоминает очаг до того заваленный дровами, что он начинает тухнуть”. 2. “Деятельные скептики”, разберитесь со скептицизмом. А по существу написанного Вами, Руслан, мне не хочется говорить. Скептики изначально числились в стане атеизма и богоборцев. Да и сейчас международная организация скептиков твердо стоит на атеистических позициях, эффективно борется с религиозным мракобесием, с верой в Бога, в святость Библии, в чудеса и прочую ахинею. Прочитайте, хотя бы по Интернету, статьи журналов “Скептик”, “Исследования скептиков” и прочее. Именно скептики создали международную организацию КСИКОП, которая занимается исследованием и разоблачением всех аномальных (“чудесных”, не вкладывающихся в рамки научных знаний) явлений: телепатии, телекинеза, экстрасенсорики, НЛО, оновлений икон, мироточением, иерусалимским огнем, Туринской плащаницей). Или нашим, постсовковым, скептикам и “деятельным скептикам” все это не известно, все это – ни к чему?.. У них, постсовковых – “скептическая гордость, на атеистов смотрим свысока”? Руслан! Сдвиньтесь со своей скептической точки зрения и подумайте: если никаким способом нельзя доказывать “небытие”: нельзя доказать небытие Бога, то в такой же мере нельзя доказать небытие доказательств несуществования Бога. Отсутствие Бога, за Вашей логикой, доказать нельзя, а вот отсутствие доказательств несуществования Бога, - это запросто! 3. Доказательство, истина и Абсолютная истина. И разберитесь с понятием: “Доказательство”. Доказательство есть математическое, логическое, экспериментальное, практическое, документальное, фактическое, следственное, подследственное, причинное… И все они дают нам истину. В противном случае – ничего не доказано, ничего нет, есть только голый скептицизм даже голого скептика. Вы хоть это понимаете? Или скептицизм окончательно задолбал? Зарывшись в философию, Вы как бы обалдели, смешав понятие истины (научной, житейской, исторической, фактической) с философским понятием Абсолютной истины. Абсолютная Истина в философии – это не то, что говорил Энгельс о ней, что вынуждены были говорить советские марксисты. Энгельс Абсолютную истину отождествил с истиной факта. Для него смерть Наполеона в таком-то году, такого-то месяца и такого-то числа (не хочу уточнять по книге) – истина Абсолютная. В философии Абсолютная Истина – это Истина о самой глубинной (глубже нет), самой высокой (выше нет), самой существенной (существеннее нет) и самой широкой (шире нет) сущности всей действительности. У Гегеля такой Абсолютной истиной была Абсолютная идея. И он по-своему был прав. Для марксизма – бытие первично, а сознание вторично. И марксизм по-своему был тоже прав. Для Декарта – дуализм духа и материи, для Спинозы – единая Природа, или Бог, для Лейбница – Монада… А Вы, Руслан, после своего красивого и нудного писания, в заключение, великодушно разрешаете читателям не считать свое творение Абсолютной истиной. Вам, Руслан, надо бы устыдитсья , проявить скромность и, вообще, не упоминать Абсолютной истины в связи со своими скептическими размышлениями. Ваш скептицизм не претендует не то, что на Абсолютную истину, он, в Вашем понимании и истолковании, не претендует на какую бы то ни было истину. Вы показываете свой скептицизм в таком виде, что истина скептицизму вообще противопоказана. А раз истина противопоказана Вашему скептицизму, то Вы, по аналогии с собой, не разрешаете истине быть, где бы то ни было в другом месте. А что касается тех уважаемых людей, выражения которых Вы насильно пытаетесь принизить к “гармонии” со своим “деятельным скептицизмом”, то они, великие люди, в каждом отдельном случае говорят вовсе не о той истине, которая никак не может хотя бы переночевать в головах постсовковых скептиков. Не претендуя на Абсолютную истину, все упоминаемые Вам великие люди (за исключением богословских мракобесов типа Августина, Фомы Аквинского, Беркли и им подобных) обогатили человечество огромным количеством научных, теоретических и практических истин. Из-за своей скептической слепоты Вы в упор не увидели, что цитируемые Вами ученые, кроме всего прочего, единогласно подтверждали и подтверждают несуществование Бога в области их, ученых, знаний, несовместимость открытых ими научных истин с существованием несуществующего Бога. 4. Бог – существо или не существо, личность или не личность?! Вы как будто соглашаетесь с тем, что нет библейского Бога, которые ходит, сидит, слушает, возмущается… Словом, нет Бога антропоморфного, нет Бога, которым живут все религии мира. Правда, это сказано Вами сквозь зубы, так что и не поймёшь: антропоморфный и антропопатический Бог есть или его вовсе нет? Вы говорите о Боге - существе и личности, или о Боге и не существе, и не личности? (Пойди, разберись с этими неуёмными скептиками?) Что определенно улавливается в Вашем изложении, так это то, что нельзя доказать несуществования Бога, как некоей концепции; концепции без уточнений; что это и кто это? Или я не так Вас понял и Вы будете мне заявлять свое сакраментальное: “Я написал, а как все это понимать – это уже проблема не моя, а тупого читателя”? Так вот. Мы можем измыслить много концепций, которые никоим образом не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты. Например. Я измыслю на радость скептикам вот такое: “Если закрыть детскую книжечку “Айболит”, то все иллюстрации в ней оживают, перескакивают со страницы на страницу, играют между собой. Но как только это книжечку откроешь, то все живые картинки разбегаются по местам”. Эта концепция доказана только на половину, а именно: при открытой книжечке все картинки, действительно, стоят на своих местах. А бегают они или не бегают – никаким ученым, никаким философам, никаким атеистам на радость подобным Вам, Руслан, скептикам доказать невозможно. Религия – дело не теоретическое, не концептуальное, а дело практическое. Она отсутствующего в реальной действительности Бога безбожно эксплуатирует. Вот атеизм и доказывает, что такого, эксплуатируемого религией, Бога нет, а при уровне наших знаний - и быть не может. А что касается, вообще, концепции Бога, то давайте, выкладывайте Вашу концепции, а мы скажем, есть ли такой Бог или его нет. Что же касается Бога Спинозы, Бога деистов, Бога пантеистов, Бога Эйнштейна (постыдились бы всуе употреблять имя величайшего ученого мира!), то этому Богу вход в религию запрещен. Его, философского Бога, в религию не пускают как прокажённого. Соприкасаясь по касательной с атеизмом, Вы, Руслан, все это могли легко понять. А если не поняли, то, отвечу Вашими сакраментальными словами, это уже Ваша, закоренелого скептика, проблема, а не проблема атеизма или, даже, религии. И еще, к этому же. Если Вы, Руслан, знаете, что такое форма общественного сознания (об этом хорошо написали советские философы Келле и Ковальзон), то Бог религий и Бог философии – это разные боги. Бог философии выпал из сферы религии, как формы общественного сознания, и переместился в область философии. А в области философии проблема Бога исследуется философски и в зависимости от философских методов исследования и философских точек зрения – шлифуется, уточняется и только затем принимается или отвергается. Вы, скептик, хотите, чтобы атеисты завязли в решении проблем философского Бога и оставили верующих с их Богом в покое. Или, чего Вы хотите? Если хотите бороться с мракобесием, то становитесь рядом с атеистами. Если же упорно талдычите о невозможности противиться Богу философскому, то пожалуйте в лоно религии, где вас на поле брани с атеизмом поставят в авангарде. А то и ордена выдадут. Там, в объятиях религиозного мракобесия, вы, скептики (особенно – “скептики деятельные”), будете чувствовать себя уютнее. И в заключение: 5. Не грех бы поучится или подражать некоторым своим коллегам по профессии. Вы, Руслан, – русский писатель. По профессии. Но писатели бывают разные. Не Вы один в среде писателей интересуетесь проблемами религии и атеизма. В этом плане есть писатели от мракобесия, есть писатели от просвещения, от религии и от атеизма, сеятели добра и зла. Одним словом, писатели бывают разные. В Вашем лице объявился писатель скептик, извините – “деятельный скептик” (Что такое “деятельный скептик”, я, по убожеству своего ума, – не понимаю). Но есть еще, слава Богу, и сейчас прекрасные писатели, которые стоят на точке зрения не отстраненного скептицизма, а на точке зрения здравого смысла, науки, ума и добра. Вот один из них – Чулаки – днями опубликовал в Интернете прекрасную статью: “Благие известия от Герасима Югая”, текст которой я высылаю Вам. Прочитав ее, спросите самого себя: “А я такое написать смогу?” С уважением – Евграф Дулуман. Приложение: Михаил Чулаки: "Благие известия от Герасима Югая" [А-сайт] |