Используя
речь Президента Буша о религиозной
веротерпимости, с которой он выступил по случаю
террористического акта 11 сентября 2001 года,
власти города Фридериксбурга получили
государственный кредит на проведение юбилейных
торжеств по случаю подписания Акта о свободе
совести.
225 лет тому назад Томас Джефферсон1
и его сподвижники собрались в таверне
Фридериксбурга для написания Виржинского Акта о
свободе совести, - документа, который служит
образом свобод американской нации и для народов
всего мира. “Это первое законодательство, в
котором отрегулировано положение о равенстве
разных верующих и разных религиозных
организаций перед лицом государства, - говорит
член вашингтонского Центра Религиозной Свободы
(Center for Religious Freedom) Пол Маршалл. - Подобный закон о
свободе совести был написан и принят впервые в
истории человечества”.2
В январе власти Фридериксбурга,
религиозные лидеры и представитель светских,
нерелигиозных, организаций официально откроют
двухнедельные юбилейные торжества в честь
225-летия собраний, которые проходили в 1777 году.
Комитет, в состав которого наряду с атеистами
входят представителей разных религиозных
верований - буддисты, христиане, мусульмане,
иудаисты - планирует и будет осуществлять
соответствующие юбилейные мероприятия. Пол
Маршалл, который на торжествах будет говорить о
состоянии дел со свободой совести в мире, заявил,
что он постарается привлечь международное
общественное мнение к актам религиозной
нетерпимости Талибов, разрушивших в Афганистане
всемирно известные статуи Будды; отправивших в
тюрьмы и казнивших христиан, которые решились,
было, рассказать другим о своих, христианских,
убеждениях.
Что же касается внутреннего положения
в США, то Буш, продолжал Пол Маршалл, имеет полное
право убеждать нас уважать законные права
мусульман. Но Пол Маршалл уверен, что Буш и другие
лидеры Америки не будут заходить настолько
далеко, чтобы начать объяснять слушателям
“благородную” сущность ислама или публично
защищать его вероучение. “Я не думаю, - сказал
Пол, - что государство сочтёт своей обязанностью
преподносить гражданам страны и всему миру
богословские лекции будь то на христианские,
будь то на мусульманские темы”.
Более двух столетий тому назад в
Америке было время, когда религия считалась
уделом государства. Поселенцы Джеймстауна
(Jamestown), которые были тесно связаны с
колониальными властями, придерживались
англиканства (Church of England), для которого
естественным было огосударствление религии.
Тогда законы Виржинии предписывали регулярное
посещение церковных богослужений,
представителей других религиозных убеждений
облагали церковным налогом. Но в 1760-х годах
группы диссентеров3, почтенные баптисты и
менониты увеличились и начали оказывать свое всё
возрастающее влияние на общество. В процессе
Американской революции за освобождение,
настроения масс по отношению к вмешательству
государства в дела религии претерпели коренные
изменения.
В 1776 году Джеймс Мэдисон4 и
Джордж Масон написали документ, известный как
Виржинская декларация Прав, часть которого была
посвящена изложению прав о свободном
отправление религиозных богослужений и обрядов.
В 1777 году Джефферсон, Мэсон, Джордж Вит, Эдмунд
Пенделот и Томас Людвэлл Ли встретились в
знаменитой Видонской Таверне (Weedon's Tavern), это на
углу пересечения современных улиц Каролины и
Уильяма в пригороде Фридериксбурга. Здесь они на
правах Комитета подписали документ, автором
которого был Джефферсон. Этот подписанный
Комитетом документ под названием Виржинский
Статут Религиозной свободы, был обнародован в 1779
году. Его текст публично обсуждался несколько
лет и официально был принят в ранге Закона только
в 1786 году.
Роберт Кравец, член Юбилейного
Комитета от Фридериксбурга, который изучил
историю встреч известных американских деятелей
в Фридериксбурге с 13 по 17 января 1777 года, сказал,
что написанный Джефферсоном и подписанный в
Виндонской Таверне документ через 9 лет,
практически, в неизменном виде был принят
Генеральной Ассамблеей США. Этот закон потом
стал первым законом, который вошел в Конституцию
США под именем Первой поправки (First Amendment).
“Получилось так, - сказал Кравец, - что Первая
поправка к Конституции США, а именно – закон о
свободе совести, и формально (по размещению в
Конституции), и по существу предшествует всем
другим конституционным правам и свободам
граждан страны”.
Студент Фридериксбурга
Билл Бэк, изучающий историю своего города,
доказывает, что Джефферсон, который не был
верующим и не принадлежал ни к одной из
религиозных организаций, возможно, рассчитывал,
что предоставление гражданам свободы у выборе
религиозных верований приведет к ослаблению
влияния религии на жизнь общества. “Но церковная
жизнь, в основном, процветает, - говорит Билл Бэк.
– Но я убеждён в том, что Джефферсон твердо знал
то, что мы сейчас видим, а именно, - дарованная
свобода совести стала одним из важнейших
факторов крепкой дружбы между всеми гражданами
страны и всеобщего процветания жизни
американского народа”.