Богостроители и богоискатели

Сердитая реплика молодого атеиста

А. Шабалин

 

“Годы реакции… Упадок, деморализация, раскол, разброд, ренегатство, порнография на месте политики. Усиление тяги к философскому идеализму, мистицизму, как облачение контрреволюционных настроений”.

Как нельзя точно относится данное высказывание В.И. Ленина из работы “Детская болезнь левизны в коммунизме” и к современному положению в обществе. Объективные условия определяют соответствующее сознание в обществе, в том числе среди коммунистов. Будь то 1908 год или 2001 год.

Течение, названное Лениным “богостроительством”, разбитое им же в 1908-1910 гг., вынырнуло из мутного омута контрреволюции в конце ХХ века. Проникнув в крупнейшие компартии бывшего СССР, оно дало свои “божественные всходы”. Самым ярким представителем этого течения, является КПРФ вместе с НПСР, однако подобные явления, получили свое развитие также и в рядах КПУ и ЛКСМУ на Украине.

Вначале ряд примеров “божественных” высказываний, появляющихся на страницах коммунистических изданий.

“Считал бы необходимым на VII съезде КПРФ рассмотреть вопрос государственно-церковных отношений в России, осудить немотивированное богоборчество в прошлом и наметить меры по конструктивному сотрудничеству с традиционными конфессиями России, видя в этом залог ее крепости и стабильности в обществе. Стоило внести определенные коррективы в программные и уставные документы партии”, пишет В.И. Зоркальцев, – член Президиума ЦК КПРФ, и дальше продолжает: “При соединении традиционных религиозных и господствующих в обществе социалистических начал не было бы более надежного скрепа, цементирующего наше общество” [6]. А это уже Г.А.Зюганов: “Православие. Любая политическая или общественная форма обретает устойчивость, прочность, волю к жизни и способность к развитию, к борьбе за свое существование, когда осмысленна и воодушевлена великой Идеей, благородным “небесным” Идеалом» [7].

Не отстают и наши, украинские богостроители. Вот перлы из газеты Днепропетровского обкома КПУ: “… На Руси же, как известно, духовное первично, а экономическое и политическое – вторично… Ныне единственной политической силой на Украине, выступающей за сохранение канонической православной церкви против ее раскола  или ее ослабления… являются коммунисты” [8].

Ни больше, ни меньше. Чистейший марксизм!

Поражение социализма в СССР обернулось небывалым духовно-идейным, политическим и нравственным надломом в сознании как коммунистов, так и всего общества. Чтобы обрести под ногами какую-то почву, многие “коммунисты”, мало знакомые с марксизмом, но крайне растерянные и озлобленные разрушением СССР, переходят на позиции квасного патриотизма. При этом СССР в их сознании представляется, прежде всего, как Государство, Империя, воплощение справедливости и духовности с тысячелетними традициями. Социализм они рассматривают лишь как венец, которым Бог (Разум, Идея, Идеал) наградил праведную страну. Есть у них и сосредоточение Зла: Империя дьявола – США. Главным движителем истории для таких христиано-коммунистов является извечная борьба светлого и чистого Русского Духа с лживым и нечистым Духом Запада. При этом Православие видится им как главный и единственный барьер на пути разрушительного западного Духа. В общем виде не менее примитивные идеи богостроителей выглядят так: “Была Великая Россия при царе-батюшке, народ был чистый, богобоязненный, праведный. Плохо, что спину гнул на барина. Пришла Советская власть. Народ вроде зажил хорошо, но от веры отбился, бога потерял, а храмы порушили масоны-комиссары. А теперь вовсе плохо: ни коммунистов, ни “лучших традиций нашего народа”, а антихристы наступают, злые секты плодятся. А вот если коммунизм соединить с Православием, то все супостаты разбегутся, и снова Великая, Единая и Неделимая воспрянет”.

Идеологический арсенал божественных “марксистов” необычайно разнообразен. Для поповской пропаганды используются штампы типа: “Христос был первый коммунист”, “Мы за лучшие традиции нашего народа”, “Православие – единственный щит от тоталитарных, изуверских сект”, “Божьи заповеди – принципы морали каждого коммуниста”. Официальная “идеологическая крыша” богомазов звучит так: “Мы привлекаем верующих в ряды коммунистов”. Похоже на то, как один папуас зовет своих друзей-папуасов порулить реактивным самолетом. Что-то не было видно очередей прихожан, голосующих за КПУ, зато все попы призывали голосовать за радетеля истинной веры господина Кучму.

Характерной чертой современных богоискателей является не только поклонение Вере как таковой, но и безраздельная поддержка божественных структур на Земле, т.е. института церкви, как истинной защитницы народа и Земли Русской.

Несостоятельность и глупость попыток скрестить коммунизм и религию была всесторонне раскрыта В.И. Лениным еще в 1908 г. В.И. Ленин показал реакционность веры и церкви, а также то, что богостроители являются сознательными и бессознательными агентами буржуазии в коммунистическом движении. Ленин писал: “Эта проповедь стала систематической именно в последние годы, когда русской буржуазии в ее контрреволюционных целях понадобилось оживить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию” [4].

И нынешняя действительность полностью подтверждает этот ленинский вывод: религия как мировоззрение и церковь как социальный институт все больше и активнее выдвигаются на первое место в реставрируемом в бывшем СССР буржуазном мироустройстве. Религия становится тем средством, наряду с алкоголем, наркотиками и другими психотропными средствами, при помощи которых, спасаясь от жуткой социальной действительности, массы людей уходят в виртуальный, мифический мир, мир иллюзий.

Современные богоискатели намереваются путем соединения марксизма и религии, поиска Бога, поднять духовный уровень народа, привлечь его к коммунистам. Какова же позицию марксизма по отношению к религии, церкви и богостроителям?

Маркс писал: “Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества… Религия есть опиум народа. Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование действительного счастья” [1].

Ленин: “Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса” [3].

Как же марксисты определяют собственную философско-мировоззренческую базу? Очень просто и коротко: “Философия марксизма есть материализм” [5].

Вроде бы все ясно для коммунистов-марксистов, но ”божественным” коммунистам, как и всем религиозным фанатикам, этого не докажешь. Аргумент “гениален”: “Маркс и Ленин жили давно, их учение отстало от современного мира!, но, если не ошибаюсь, христианская вера не есть новейшее, современное изобретение человечества. И не было таковым даже тогда, когда в Европе по “божьей воле” жгли “ведьм”, вырезали “еретиков”, а на Руси топили в Днепре язычников. Больной темой для наших “друзей в рясах” является “богоборчество и порушение храмов коммунистами”. Но здесь можно вспомнить слова русского поэта  А.Блока: “Почему дырявят древний собор? Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой”. А в более поздние годы некоторые храмы убирали за ненадобностью (поскольку паствы не стало) и бесполезностью сих культовых сооружений.

Теперь об объекте воздыханий, т.е. РПЦ. То, что РПЦ в данный момент является попутчиком (очень условным) коммунистов, имеет вполне объективные причины. В свое время Православная церковь кричала об “антихристах-коммунистах”, “варварах-атеистах” и т.д. Однако после развала СССР на постсоветский простор ринулись конкуренты – более адаптированные к капитализму протестантские течения. Сдержать их напор РПЦ явно не в состоянии. Вот и жалуется на “изуверские, тоталитарные секты”, борется вместе с коммунистами против “духовной экспансии Запада”, создает видимость “единственного интегрирующего фактора славянского мира”. Ведь и паству отобьют, и хлеб отберут. Тинейджерам, люмпенам и атомизированным обывателям всех мастей больше нравятся американизированные богомольные шоу протестантов типа: “Дорогой друг! Иисус любит тебя прямо сейчас и прямо здесь!”, чем малопонятное бормотание православных батюшек, увешанных золотом и в парчовых одеяниях.

Но если РПЦ – попутчик коммунистов, то она же является как одним из главных российских олигархов, так и прислужницей, охранительницей российского крупного капитала. Российская пресса пишет, что “за несколько  лет РПЦ, получившая огромные налоговые льготы, сумела превратиться в могущественную ТНК. Занимаясь добычей и торговлей нефтепродуктами, табачными, ювелирными и вино-водочными изделиями, вооружением. Имеются все основания считать РПЦ, если не крупнейшим, то во всяком случае одним из крупнейших капиталистов нашей страны” [9]. И не зря в “Основах социальной концепции” РПЦ записано, что “… отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены Церковью”.

И, наверное, лучшим показателем “лучших традиций нашего народа” являются акты увешивания церковными орденами “светлых мучеников” типа Б.Ельцина, бывшего министра МВД Украины Ю.Кравченко, бывшего вице-премьера Ю.Тимошенко и, канонизация “невинно убиенного” Николая II Кровавого.

Однако вернемся к нашим высокодуховным “коммунистам”. Причем они не стесняются брать себе в союзники В.И.Ленина, приводя его слова о том, что буржуазия всегда на первый план ставит свои национальные требования [10]. Вот уж попали не в бровь, а в глаз, только себе. Вообще, чувствуя, что марксизм “божьим словом” им не опровергнуть, богостроители ограничиваются смутными намеками на это или пытаются затыкать прорехи в своей идеологии вырванными из контекста  цитатами, не замечая, что этим чаще всего себя и опровергают.

Когда же богомазы встречают решительный и организованный отпор, то сразу вспоминают “божьи заповеди”, и над ними вырастает нимб святого мученика. Ведь нет ничего почетнее, чем “пострадать за истинную веру”, прикинуться “гонимыми”, покричать о “нетерпимости к чувствам верующих”. Поэтому следует прояснить и этот вопрос. И поможет в этом нам В.И. Ленин. Он отмечал, что верующие люди вполне могут быть коммунистами, если они разделяют программу партии и участвуют в партийной работе. В этом случае их вера и коммунистические убеждения являются их личным противоречием. Отношение человека к религии является частным делом. Однако ни в коем случае не есть частное дело отношение к религии коммунистической партии. Надо различать отношение партии к отдельным верующим и к церковной организации.

Однако наши богостроители больше, чем просто верующие. Это агенты (сознательные или бессознательные) церкви и буржуазии в партии. Поэтому подход к ним должен быть другой. Ленин писал: “Если священник вошел в партию и стал в этой партии вести активную проповедь религиозных убеждений, то партия безусловно должна бы была исключить его из своей среды” [3].

Гораздо сложнее подход партии к церкви, религии и поповской пропаганде  вообще. “Было бы нелепостью думать, что в обществе, основанном на бесконечном угнетении и оглублении рабочих масс, можно чисто проповедническим путем рассеять религиозные предрассудки… забывая, что гнет религии над человеком есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества”. [2]. “Надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснять источник веры и религии у масс. Следует ли из этого, что просветительская книжка против религии вредна или излишня? Нет… Из этого следует, что атеистическая пропаганда должна быть подчинена ее основной задаче: развитию классовой борьбы эксплуатируемых масс против эксплуататоров” [3].

Наверняка меня обвинят в обилии цитат классиков марксизма, “начетничестве”, “догматизме” и т.д. Это типичное поведение догматиков “Суперкниги”. Конечно, они будут вещать о “хуторянском национализме” и “религиозной нетерпимости”. Но товарищи коммунисты должны понять, что именно богостроители вносят в коммунистическое движение струю национал-шовинизма, религиозной вражды и антисемитизма, т.е. именно то, чего требуют от них господа капиталисты в рясах и без таковых. Опасность этого вида оппортунизма ни в коем случае нельзя приуменьшать, ибо он быстро распространяется, превращая коммунистов из свободомыслящих борцов в зомбированных богоискателей, исследователей потустороннего мира, по словам Л.Фейербаха. Совершенно естественно, что задачей компартии является достижение единства действий всех трудящихся, независимо от их религиозных убеждений, против буржуазной системы. Но единство не достигается при помощи богостроительной пропаганды. Ее итогом может быть лишь консервация отживающих реакционных общественных отношений.

 

Список литературы

1. Маркс К. К критике гегелевской философии права / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.1, с. 414.

2. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн. Собр. Соч., т. 12, с. 142-147.

3. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии/ Там же, т. 17 с. 415-426.

4. Ленин В.И. О фракции сторонников отзовизма и богостроительства. Там же., т. 19, с.74-108

5. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. Там же, т. 23 с. 40-48.

6. “Правда”, 24 октября 2000 г.

7. Зюганов Г.А. “Вера и Верность. Русское Православие и проблема возрождение России. М: 1999 г.

8.“Правда Приднепровья” №16, сентябрь 2000 г.

9. Экономическая газета. 2000 г. № 44.

10.Правда Приднепровья. апрель 2001 г., № 73