ЭПИКУРЕЙСКАЯ
ТРАДИЦИЯ В
ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ МЫСЛИ
М.М.
Шахнович
(Санкт-Петербург)
ель спецкурса: освещение рецепции и интерпретации эпикурейской философии в
европейской мысли.
Тема 1. Лекция 1. Особенности философского учения Эпикура.
Онтологические основания философии Эпикура и критика телеологии и
провиденциализма. Историческое доказательство бытия бога и критика олимпийской
религии. Гносеологические основания учения о богах. Теология Эпикура: атрибуты бога; образы богов; проблема бессмертия богов;
типы богов; познание природы богов; боги и мудрецы. Проблемы психологии
религии. Был ли Эпикур создателем новой религии? Благочестие Эпикура. Критика
теодицеи. Учение о свободе воли. Эвдемонистическая этика и тетрафармакон.
Парадоксальность обвинений Эпикура в безбожии.
Тема 2. Лекции 2-3. Эпикуреизм
в Риме.
I в. до н.э. — «золотой
век» римского эпикуреизма. Два направления в римском эпикуреизме: эпикуреизм
мнимый и подлинный. Амафиний. Л. Кальпурний Пизон. Школы Сирона и
Филодема. Трактат Филодема «О благочестии». Эпикурейские мотивы в творчестве
Вергилия и Горация. Поэма Лукреция «О природе вещей». Образ Эпикура у Лукреция.
Лукреций о богах и религии. Сочинения Цицерона и Сенеки как важнейшие источники
по истории римского эпикуреизма. Эпикуреизм в римской культуре конца I в. до
н.э. — I в. н.э.
Тема 3. Лекция 4. Эпикуреизм
в провинциях Римской империи.
Поздний Сад в Афинах.
Популярность эпикуреизма в восточных провинциях. Надпись Диогена из Эноанды (II
в. н.э.) как памятник эпикурейской мысли. Лукиан из Самосаты об Эпикуре и
эпикуреизме. Плутарх как критик эпикуреизма. Три антиэпикурейских трактата
Плутарха («Против Колота»; «О том, что, следуя Эпикуру, невозможно жить
счастливо»; «Хорошо ли сказано «Проживи незаметно»).
Тема 4. Лекция 5. Иудаизм и
эпикуреизм.
Проблема
сходства эпикурейского этического учения и практической философии в книге
«Кохелет» (Экклезиаст). Саддукеи и эпикуреизм: проблема бессмертия души.
Еврейские вольнодумцы и эпикурейская философия.
Тема 5. Лекция 6. Античное
христианство и Эпикур.
Проблема сходства эпикуреизма и
христианства. Был ли Эпикур «христианином до Христа»? Рецепция и интерпретация
эпикуреизма в патристической традиции. Отношение к эпикуреизму Арнобия и
Лактанция.
Тема 6. Лекция 7. Средневековые
рецепции эпикуреизма.
Источники по эпикурейской
философии. Судьбы сочинений Цицерона, Сенеки, Лукреция и Диогена Лаэрция в
IX–XIII вв. Ереси и эпикуреизм. Аверроизм и эпикуреизм. Эпикурейские мотивы в
творчестве вагантов.
Тема 7. Лекции 8-9. Эпикуреизм
и гуманизм.
Гуманистическая реабилитация
эпикурейской этики. К. Раймонди «Речь в защиту Эпикура против стоиков,
академиков и перипатетиков». Новый гуманистический этический идеал и эвдемонизм
Эпикура (Л. Валла «О наслаждении»). «Эпикуреизация христианства» Эразмом
Роттердамским. Критика христианского аскетизма и эпикурейская мораль.
Воздействие физики Эпикура на натурфилософию XVI в. Т. Мор об эпикуреизме. Эпикуреизм
во французской литературе XV–XVI вв. М. Монтень.
Тема 8. Лекции 10-11. Эпикур
и эпикуреизм в европейской культуре XVII вв.
Три типа последователей Эпикура:
приверженцы гедонистической традиции, называвшие себя эпикурейцами; радикальные
вольнодумцы, отвергавшие христианские представления о боге и бессмертии души:
естествоиспытатели и философы, опиравшиеся на атомизм Эпикура-Лукреция и
пытавшиеся примирить его с христианством. Эпикурейский атомизм и механистическая
картина мира (П. Гассенди, У. Чарлетон, Р. Бойль, И. Ньютон). Эпикуреизм в
западноевропейской литературе XVII в. (Б. Фонтенель, Ж. Лафонтен, С. де Бержерак, Дж. Мильтон). Влияние эпиекуреизма на философские
воззрения П. Бейля, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы.
Тема 9. Лекции 12-13. Эпикуреизм
в эпоху Просвещения.
Философия Просвещения —
новый вид эпикуреизма. Энциклопедисты и Эпикур. «Британский Сад» Эпикура.
Немецкие просветители об Эпикуре.
Тема 10. Лекции 14-15. Эпикур
в зеркале классической немецкой философии.
Этика Канта и этика Эпикура.
Гегелевская критика эпикуреизма. Эпикурейские мотивы в творчестве раннего
Шеллинга. Фейербах и Эпикур: проблема происхождения религии. Учение Эпикура о
богах и антропология Фейербаха. К. Маркс об отношении Эпикура к религии.
Тема 11. Лекции 16-17. Эпикур
в России.
Источники по эпикуреизму в
Древней Руси: Новый Завет, сочинения отцов церкви, гномологии. Значение «Пчелы»
для распространения сведений о моральной философии и теологии Эпикура в
Киевской Руси.
Отношение к Эпикуру в XV–XVII
вв. Максим Грек об Эпикуре. Интерпретация эпикуреизма преподавателями
Киево-Могилянской и Московской славяно-греко-латинских академий. «Апофтегмата»
Б. Будного как источник сведений по этике Эпикура.
Русский эпикуреизм XVIII в. и
критика религии. Эпикуреизм и развитие естествознания в России. Влияние
эпикуреизма на творчество В.П. Колычева, И.Д. Третьякова, Д.С. Аничкова, Н.
Даниловского, П. Шаликова и др. Полемика против «заблуждений эпикуровых».
Эпикурейские мотивы в творчестве
А.С. Пушкина, А.И. Полежаева, поэтов-декабристов.
Революционеры-демократы об
Эпикуре. Полемика против фидеизма.
Православные богословы XIX в. о
связи естественнонаучного материализма с эпикуреизмом. Критика эпикурейской
этики. Эпикур как предвестник христианства (Н. Виноградов, Н. Корсунский, А.
Миронов).
Русский
позитивизм и эпикуреизм. «Религиозный атеизм» и эпикуреизм.
Философы и поэты «серебряного
века» об эпикурейской философии.
Лекция 18. Заключение.
Эпикуреизм в философии XX века.
Эпикур и современность.
Литература
Тексты
Эпикура
Фрагменты Эпикура // Тит
Лукреций Кар. О природе вещей. Т.II. Статьи, комментарии, переводы Эпикура и Эмпедокла.
(Пер. С.И. Соболевского). М., 1947.
Диоген Лаэртский. О жизни,
учениях и изречениях знаменитых философов. (Пер. М.Л. Гаспарова). М., 1979.
Источники по
античному эпикуреизму: Вергилий Публий Марон. Буколики. Георгики. Энеида. Пер.
с лат. (Сост. и вст. ст. С. Шервинского). М., 1971.
[Лурье С.Я.] Демокрит. Тексты,
переводы, исследования. Л., 1970.
[Маковельский А.О.]
Древнегреческие атомисты. Баку, 1946.
Квинт Гораций Флакк. Избранная
лирика. (Пер. и комм. А.П. Семенова-Тян-Шанского). М.-Л., 1936.
К. Гораций Флакк. Полн. собр.
соч. (Пер. под ред. Ф.А. Петровского). М.-Л., 1936.
Квинт Гораций Флакк. Оды. Эподы.
Сатиры. Послания. Пер. с лат. (Сост., вст. ст. и комм. М.Л. Гаспарова). М.,
1970.
Греческая эпиграмма. (Пер. с древнегреч. Под ред., вст. ст. Ф.
Петровского). М., 1960.
Лукреций. О природе вещей. Пер.
с лат. (Ред. лат. текста и перевод Ф.А. Петровского). Т. 1. М.-Л., 1945.
Лукиан. Избранное. Проза.
Поэзия. Пер. с древнегреч. (Сост., предисл. И.М. Нахова). М., 1966.
Петроний Арбитр. Апулей. Пер. с
лат. (Сост. и вст. ст. И.П. Стрельниковой). М.,1991.
Римские стоики. (Вст. ст., сост.
и подгот. текста В.В. Сапова). М., 1995.
Секст Эмпирик. Соч. в 2-х томах. (Вст. ст. и пер. А.Ф. Лосева). М.,
1975.
Луций Анней Сенека. Нравственные
письма к Луцилию. (Пер. и примеч. С.А. Ошерова). М., 1977.
Цицерон. Философские трактаты.
(Пер. М.И. Рижского). М., 1985.
Марк Туллий Цицерон. Письма.
(Пер. и комм. В.О. Горенштейна). Т. 1-2. М., 1994.
Дополнительные античные
источники:
Антология кинизма (Сост., вст.
ст. и комм. И.М. Нахова). М., 1984.
Ириней Лионский. Пять книг
против ересей. (Пер. П. Преображенского). М., 1868.
Сочинения древних христианских
апологетов. (Пер. П. Преображенского). СПб., 1895.
Творения Лактанция. Т. I-II.
(Пер. Е. Карнеева). СПб., 1848.
Творения Тертуллиана. Ч. I.
(Пер. Е. Карнеева). СПб., 1847.
Творение учителя церкви Климента
Александрийского «Строматы». (Пер. Н.Н. Корсунского). Ярославль, 1892.
Источники по истории
эпикурейской традиции:
Американские просветители. Пер.
с англ. (Сост. Н.М. Гольдберг). Т. 2. М, 1969.
Английские материалисты XVIII в.
Пер. с англ. (Под общ. ред. и с прим. Б.В. Мееровского). Т. 2. M., 1967.
Антология
мировой философии в 4-х т. Т. 3. Буржуазная философия конца XVII — первых
двух третей XIX в. (Ред. и сост. И.С. Нарский). М., 1971.
Бейль П. Исторический и
критический словарь. Пер. с франц. (Ред., вст. ст. В.М. Богуславского).
Т. I. М., 1968.
Бэкон Ф. Соч. в 2-х томах. Пер.
(Общ. ред. и вст. ст. А.Л. Субботина). М., 1977.
Валла Л. Об истинном и ложном
благе. О свободе воли. Пер. с лат. (Сост., вст. ст. Н.В. Ревякиной). М., 1989.
Гегель Г.Ф.В. Лекции по истории
философии. Соч. Т. 10. М., 1932.
Гегель Г.В.Ф. Философия религии.
Т. I-II. (Пер. с нем. И.М. Левиной). М., 1977.
Дакоста У. О смертности души
человеческой и другие произведения. (Сост. М.С. Беленький). М., 1958.
Данте
Алигьери. Божественная комедия. (Пер. М. Лозинского). М., 1968.
Герцен А.И. Собр. соч. в 30-ти
томах, тт. III, ХIII. М., 1954-1958.
Избранные произведения русских
мыслителей второй половины XVIII в. В 2-х т. (Под общ. ред. и вст. ст.
И.Я. Щипанова). М., 1952.
Избранные социально-политические
и философские произведения декабристов. (Под общ. ред. и вст. ст. И.Я.
Щипанова). М., 1951.
Кант И. Критика чистого разума
// Кант И. Собр. соч. в 8 т. Т. 3. (Пер. под общ. ред. А.В. Гулыги). М., 1994.
Ламетри Ж.-О. Соч. Пер. (Под
общ. ред. В.М. Богуславского). М., 1976.
Лирика вагантов. (Пер. с нем. Л.
Гинцбурга). М., 1998.
Марешаль С. Избр. атеистические
произведения. Пер. (Под ред. Х.М. Момджяна). М., 1958.
Маркс К. Тетради по эпикурейской
философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 40.
Маркс К. Различие между
натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура // Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. Т. 40.
Мелье Ж. Завещание. Т. 3. (Пер.
с франц. Ф.Д. Капелюша, Г.П. Полякова. Под ред. Ф.А. Коган-Бернштейн). М.,
1954.
Монтень М. Опыты (в трех
книгах). Кн. 1-2. (Пер. и комм. А.С. Бобовича, Ф.А. Коган-Бернштейн, А.А.
Смирнова и др.). М., 1980.
Мор Т. Утопия // Утопический
роман XVI–XVII веков. (Вст. ст. Л. Воробьева. Прим. А. Малеина и др.). М.,
1971.
Татищев В.Н. Избр. произв. Л.,
1979.
Писарев Д.И. Полн. собр. соч.
СПб., 1911. Т. 2.
Рабле Ф.
Гаргантюа и Пантагрюэль. (Пер. с франц. Н. Любимова). М., 1966.
Радищев А.Н. Полн. собр. соч.
М., 1941.
Раймонди К. Речь в защиту
Эпикура против стоиков, академиков и перипатетиков // Эстетика Ренессанса. Т.
1. М., 1981.
Семенов В. Древняя русская
«Пчела» по пергаменному списку // Сборник Отд. Русского языка и словесности.
СПб., 1893. Т. 54. № 4.
Сочинения преподобного Максима
Грека. Ч. II. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1910.
Спиноза Б. Этика // Спиноза Б.
Избр. произведения. В 2-х т. Т. I. Пер. с лат. (Общ. ред. и вст. ст. В.В.
Соколов). М.-Л., 1932.
Фейербах Л. Сущность
христианства // Избр. философские произведения. Т. 2. М., 1955.
Фонвизин Д.И. Чистосердечное
признание о делах моих и помышлениях // Русская проза XVIII века. М., 1971.
Французские просветители XVIII
века о религии. (Сост. и вст. ст. А.И. Казарин). М., 1960.
Чосер Дж. Кентерберийские
рассказы. (Пер. с англ. И. Кашкина, О. Румер.). М., 1988.
Эразм Роттердамский. Разговоры
запросто. (Пер. с лат., вст. ст. и прим. С.П. Маркиша). М., 1969.
Эразм Роттердамский. Философские
произведения. (Ред. и вст. ст. В.В. Соколов. Пер. и комм. Ю.М. Каган). М.,
1986.
Юм Д. Соч. в 2-х томах. (Пер.
под общ. ред., вст. ст. и прим. И.С. Нарского). М., 1965.