Кант.В чем состоит суть новой фазы раз-
вития фил.В фил НВ имело месте своеобраз-
ное внешнее отношение предмета и сознания.
Полагали,что можно познавать с одной сто-
роны предмет,а с другой, поскольку имеется
еще нечто кроме предмета, например М - мож-

13

но и это познавать,что бы охватить все.
Не помешает зная внешний мир,знать кое 
что и о М. Эти два момента в фил НВ рас-
щеплены: предмет и способ.
К и выступил против внешнего отноше-
ния предмета и сознания.По К, мы ничего
не можем сказать о предмете самом по се-
бе вне его отношения к познающему субьекту.
Если говорим:предмет твердый,то есть эм-
пир.существующий,то К говорит,что он не
просто эмпир.существующий,а он таким су-
ществует в наших чувствах или через отно-
шения в наших чувствах.Если говорите о
ином Б предмета,к примеру о том как пред-
мет выступает в категориях рас.,когда рас-
сматриваем предмет как отношения причины
и действия и т.д.,то и здесь мы говорим
не о предмете самом по себе, изолирован-
но от познающего субъекта,а опять в не-
разрывной связи с рассудком субъекта.Ес- 
ли мы хотим говорить о Боге, как говори-
ла фил НВ, как о первоначале всего суще-
го,то и о Боге мы можем говорить только
тогда, когда он находится в отношении к
нашему М,но уже не рассудочному а разум-
ному. Независимо, какую определенность

14

предмета мы затрагиваем,мы не уйдем от то-
го, что предмет находится в отношении к по-
знающему субъекту.К говорит - как можно го-
ворить что субстанция есть нечто если мы
опускаем отношение познающего субьекта к
этому предмету.
Кант наткнулся на величайшую проблему,
что ни о каком предмете самом по себе не-
возмежно ничего сказать без его отношения
к познающему субъекту; не имеет значения
познает он его практически или теорети-
чески.О Б нельзя говорить без отно-
шения Б к М. Предмет таков каковым выступа-
ет в наших чувствах ,рас.категориях, разум-
ных определениях. Кант и ополчился против
метафизики и эмпиризма НВ .Никогда К не
приходило в голову осуществлять синтез
метафизики и эмпиризма,как у нас поговари-
вают, потому что К был не настолько обыва-
телем что бы не знать,что если яблоко раз-
резано пополам,то сколько не складывай
его - целое не получишь. А метафизика и эм-
пиризм и было ни что иное как рассечение
по полам: потусторонняя сущность с одной сто-
роны в метафизике, многообразие явлений

15

Вселенной с другой, в эмпиризме. Вселенная
раскололась на свое многообразие и един-
ство.Задача К и стояла не в соединении, а
в опровержении их вследствии односторон-
ности.
Исходные пункты К просты.Эмпиризм начи-
нает в чувственно существующего многооб-
разия и приступает к анализу, исследованию
и всегда доходит до особенного ,выявляя связи,законы.
Но особе6нное не всеобщее и эмпиризм вынужден
идти дальше и возникает соблазн перескочить на рас-
смотрение В-го.А когда он перескакивает во
В-ее, то это по К, является контробандным
прыжком в другую сферу. На самом деле эм-
пиризм никогда не достигает В-го, он всег-
да в пределах О-го.Количество О-ых законов рас-
тет, а что такое В-ее остается неизвестным.
Но познание, по К ,стремится выйти за пре-
делы О-го во В-ее. Но перескочив во В-ее, воз-
никают такие проблемы, на которые он не
может ответить. Вот эта арена бесконечных
споров и есть по К метафизика. Кант хорошо
понимает что фил имеет предметом сферу В-го
но эмпиризм этой сферы не достигает.Опытная
наука не есть фил потому, что дальше О-го в

16

предметах не идет.
Метафизика НВ занималась В-им, но это
было В-ее как результат перепрыгивания из
сферы О-го, и это В-ее существовало только в
голове.Отсюда и критика Вольфа, - все что
Вольф говорит о фил. В-ем, находится иск-
лючительно в сфере субъект М. А значит Бог
Декарта,Спинозы, Ляйбница, Вольфа - это пред-
ставление в голове не имеющее реальности.
А без В-их определений,по К,невозможна ни-
какая наука, даже математика,не говоря о
фил. Если мы достигаем соответствия B-их oп-
ределений - тогда есть фил, т.к.есть позна-
ние В-го; если мы не можем познать этого
то нет и фил. Отсюда и основная проблема
фил К - раз В-ее опытно получить нельзя, то
оно должно быть результатом М, результатам
синтеза различных противоположных моментов.
Отсюда и формулировка - как возможны апри-
орные синтетические суждения,- как основ-
ная проблема критической фил Канта.
Первая способность познания - чувства -
способность воспринимать воздействия неоп-
ределенных для нас предметов; вторая - поз-
навать, третья способность разума - мыс-

17

лить.Как видите К различает познавать и
мыслить, далее станет ясно почему.
Чувственность неопределенна она не рас-
крывает, что представляют собой воздейству-
ющие предметы.Чувство не есть знание,ибо
оно дает лишь многообразие ощущуний, кото-
рое и служит единственным содержанием поз-
нания. Но это содержание чувственности тако-
во,что оно имеет и форму присущую самой
чувственности, форма, по К, должна быть ап-
риорна, принадлежать субъекту. Если содер-
жание - результат воздействия предметов
на чувства, то это содержание бесконечно;
если еще и форма будет таковой из воздей-
ствия предметов то и с формой будет то же.
То есть мы обречены на абс.релятивизм: все
новое и новое познаем, а что такое В-ее не
знаем. Кант и делает вывод что форма априор-
на, а не получаема из воздействия предмета
на чувства. А следовательно форма у К сра-
зу В-ая и необходимая.
То что получаем из опыта всегда О-е, это
О-ая необходимость или иначе внешняя необхо-
димость, внешняя В-ть которая является ре-
зультатом ограниченного числа предметов.

18

Априорность, по К, синоним завер-
шенной В-ти и необходимости; то есть фор-
ма принадлежит субъекту. И эту форму,как
отличенную от ощущений, содержаний чувств,
Кант называет чистым созерцанием, форм со-
зерцания две - пространство и время.Эмпир.
созерцание и есть ощущуния как содержание
соединяемые с пр. и вр. как формой. Но чувст-
венность еще не есть знание, оно есть мно-
гообразие ощущений связанное с формой пр и
вр; результатом этой связи выступает много-
образное ощущаемое в пр и вр. Значит чув-
ственность дает лишь многообразие по фор-
ме и содержанию. Но воспринимая чувственно
созерцаемое мы его еще не познаем.Мы на-
чинаем познавать когда раскрываем связь
многообразного, его единство; значит позна-
ние связано с деятельностью М. Восприятие
многообразного это не М, а чувственное эм-
пир.созерцание, которое присуще даже жи-
вотным.
Способность познания - вторая способ-
ность,которая совершается посредством рас-
судка. Это способность познавать связь мно-
гообразного. Если чувства - способность

19

воспринимать воздействия предметов, и пред-
меты таковы каковыми выступают в нашем
чувстве, то рассудок - способность позна-
вать,мыслить, но не воспринимать.Рас.- са-
мостоятельная способность,чистая форма са-
модеятельности М,не имеющая в себе ника-
кого содержания.Чувственность ничего не
познает,а рас.- мыслит но не воспринима-
ет.Значит чувственность и рас. еще не пред-
ставляют никакого процесса; нужно соеди-
нить их что бы получить знание. Но прежде
чем перейти к этой проблеме,рассмотрим, что
есть по К.сам рассудок.
Рас.есть прежде всего способность при-
водить многообразное в связь. Если будем из
предмета черпать связь,то впадаем в дур-
ную бесконечность и не достигаем В-ей свя-
зи и необходимости, значит формы рассудка априор-
ны. Кант обходит молчанием проблему апри-
орности пр и вр: откуда они и почему их
две. Кант обращается к формальной логике,
какова она со времен Аристотеля и нахо-
дит в ней определенные виды суждений, ко-
торые являются связью различенного: субь-
ект и предикат, предмет и его определенность,
свойство.Каждое суждение определяет опре-

20

деленную часть различия. Бытовали сужде-
ния по количеству, качеству, отношению и
модальности.По количеству это В-ть, О-ть
и Е-ть; далее положительное,отрицательное
и бесконечное и т.д.У К получаются давно
известные 12 видов связей.
Каждое суждение есть связь различенно-
го, а если эту связь освободить от всего
эмпирического, взять как связь в чистом
виде,резюмировано, - это и будет катего-
рия.12 видам суждений соответствует 12
категорий,это уже не формы эмпир связи
предиката и субъекта, а формы чистой свя-
зи. Поэтому суждениям В-ее,О-е и Е, соот-
ветствуют категории единство, различие и
единство того и другого.Вот это единство
того и другого один из наиболее интерес-
ных моментов в фил К. Здесь он впервые
после Платона и неоплатоников задумался
в связи с категориями,над связью 3-х мо-
ментов, и что 1-й момент выступает как
тезис/как утверждающее/ 2-й момент как ан-
титезис/как отрицающий первое положение/,
и третьий момент выступает как связь то-
го и другого.Но дальше этого замечания

21

Кант не только в КЧР, но и во всей Крит.
фил не идет, хотя за этой связью таится
важное фил положение, а именно закон от-
рицания отрицания.Это то что со времен
Пифагора и до Шеллинга включительно,при-
нимало различные мистифицированные формы
выражения. Гегелем впервые было раскрыто что
скрывается за этим триединством,триеди-
ным Богом христианства и т.д. закон от-
рицания отрицания.Заслуга К состоит в том,
что он обратил внимание на важность связи
этих трех моментов.
Итак рассудок есть прежде всего 12 определе-
ний, чистых понятий, они же являются катего-
риями.Обратите внимание, категории по К
это не какие угодно принадлежащие рас по-
нятия, а чистые понятия рас.У нас сейчас
и яблоко могут принять за категорию, а К
даже отношение субъекта и предиката фор-
мальной логики вынужден выпарить,что бы
получить категорию как чистый синтез,
связь субъекта и предиката,где уже нет
никакого субъекта и предиката.Категория 
имеет различенность в себе, а не вне
себя, ибо она чистый синтез; не эмпир.син-
22

тез ,где к одному прибавляют другое и по-
лучают третье, а это абстрагирование от
всего эмпирического и даже от отношения
субъекта и предиката в формальной логике.
Мы имеем 12 чистых видов синтеза, связи,
но это значит что они особенные, ибо где
есть даже два там уже нет В-ти.То есть
требуется одного - их единства; этим един-
ством К и называет Я; то что у Декарта выс-
тупало как "Я мыслю".Это я естественно не
является эмпир. полученным, оно наоборот
есть источник всех видов связей, как апри-
орных так и эмпирических. Значит не виды
суждений явл.основанием видов категорий и
не виды категорий явл основанием Я, а на-
оборот: абс.Я, чистое единство рас. есть выс-
ший источник всех категорий, видов суждений
и всякой определенности чувственности.
Как видите Я априорно; всякая эмпир.связь
должна раскрыть себя как имеющая свой ис-
ток в этом Я. По К, Я, сопровождает все на-
ши представления,ощущения, созерцания, вся-
кую определенность рас;а если не будет
сопровождать - то нет и М.
Мы к М привыкли подходить примитивно,
полагая что это проще бабочки или глины;

23

поэтому, якобы, достаточно иметь предмет, а
уж М будет обеспеченно. Но многообразие,
категории и суждения рассудка даны, а М нет. А
по К,в отличии от современной трактовки
М, здесь еще не хватает Я как единства В-го,
но без этого не может быть и О-го знания.
Кант, выставляя Я, возрождает по сути
дела т.зр.Сократа; пока поглощены многооб-
разием эмпирического, я знаю точно что ниче-
го не знаю, и только когда поднимаемся до
единства этого многообразного, тогда что то
знаем. А наивное сознание думает, что доста-
точно копаться в предмете и в нем найдет-
ся единство.Но в предмете единства не рас-
крыть, если его нет в М. То есть не только
Б определяет рас.сознание, но и сознание ор-
ределяет предмет.
Внеш.мир поставляет рассудку многооб-
разие содержания, но оно ничего не значит,
если мы во внеш. мире не можем раскрыть
ему присущее единство, потому что мы не
достигли единства в своем рассудке.То есть
способ М оказывается важнейщим моментом,
без которого не раскрывается единство пред-
мета. Поэтому К и говорит,что Я не только

24

априорное, но и аналитическое,так кал воя-
кая различенность в нам сразу обнаружи-
лась как нечто эмпирическое,а значит мно-
гообразное.Но Я есть непосредственное тож-
дество с собой,откуда,между прочим ,рас.
черпает свой закон тождества:А=А.Что бы
все,что попадает в рас М,было связанным,
раскрыло момент тождества в себе,необхо-
димо что бы М было тождественно себе.нэ
у Я есть и еще один момент,ьто то что Я
является изначальным синтезом,это не ам-
пир синтез,а такой где еще нельзя устано-
вить частей синтеза,но различие уже есть.

Кант уходит далеко в понимании М,утвер-
ждая,что М должно быть не только тождест-
вом с собой,то есть В-им,но одновременно
и различенным в себе, но не Е-ым,0-ым,а В-ям
различением. Ьначит Я - В-ее тождество во
В-ей различенности.или В-ая различенность
в себе как В-ее тождество.Это,кстати,то же
что и Б У Парменида, понимаемое как пред-
мет М.В Б содержится все многообразие ми-
ра,но попытка указать в этом Б нечто ко-
нечное явл бессмысленной,потому что Б это
не мир в его многообразии,а многообразие

25

мира возвращенное во В-ем Б.Так и здесь,
многообразие определенностей рас поглощено
в абс Я, и тем не менее оно все в Я .Это то
же что и в единстве мира нет этого верб-
люда, дерева, профессора и т.п., и тем не
менее в этом единстве есть все,иначе оно
не единство этого.
Тут начинается трудный пункт для непри-
вычного для фил рассудка. Оказывается Я долж-
но быть во всякой определенности рассудка,
иначе оно не Я всего, не высший принцип оп-
ределенности рас, и однако оно не расщеп-
ленное, различенное рассудка, а сохраняющее
себя единство.Для представления это труд-
но, но вы должны привыкнуть,что различие 
единства в Е-ом иное чем в О-ом, а во В-ем иное
чем в Е-ом и О-ом и поэтому форма и способ раз-
личенности единства Е-го недопустимо пе-
реносить на О-ое и В-ее, как и формы разли-
ченности О-го на В-ее; иначе Е-ое,О-ое и В-ее мы не
различали бы друг от друга.
Итак Я есть аналитическое, синтетичес-
кое, то есть абсол. чистый синтез, источник
всех категорий рассудка, всех видов суждений.
По К мы мыслим тогда, когда многообразие

26

чувственности подводим под категории рассудка,
связываем с ними; и это возможно потому, что
есть это абс .Я, как высшее единство М-ия; Я
как трансцендентальное единство апперцеп-
ции, как называет его Кант, связывает мно-
гообразие чувственности и М-я, при-
ведение многообразного к единству и есть
М-е. Ясно,что суждения, категории - это при-
ведение к единству.
Чувственность и рас противоположны, как
способность воспринимать и мыслить.Для то-
го что бы связать различные по природе
чувственность и рассудок, Кант прибегает к так
называемой трансцендентальной схеме, кото-
рая должна быть чем то средним между чув-
ственностью и рас-ом; но не между эмлир. ощу-
щениями и рас-ом, а что есть общего между ап-
риорными формами чувственности и априор-
ными формами рас. То что есть общего у них
априори это и есть трансцендентальная схема, ко-
торая с одной стороны имеет в себе мно-
гообразие чувственных форм, а с другой -
единство рас-ка.И соединение с содержанием
происходит уже самс, поскольку ощущения
уже вошли в форму чувственности, посколь-

27 

ку через априорные формы чувственности их
связь с категориями рас оказываются в со-
держании связанными друг с другом.
Рас не может черпать В-ую связь из пред-
мета; он может черпать из него без конца
относительную связь, так как предмет рас-ка
и сам рас-ок всегда остаются отличными. Мы
определяем предмет в категориях рас: суб-
станция и акциденция, причина и действие и
т.д., но сам предмет не исчерпывается ими,
так как всегда остается нечто неопределен-
ное в предмете, то есть он остается чем
то внешним для рассудка. Потому рас и не может
раскрыть В-ую связь в предмете; набрасы-
вается на весь мир с жаждой раскрыть
внутреннюю связь, но не может т.к. во внеш.
мире остается определенность которая не
исчерпывается категориями рас, это и дела-
ет невозможным раскрыть В-ую связь, необ-
ходимость в предмете, пока мы находимся на
способности рас. Не из предмета мы должны по-
черпнуть связь, а "Я" должно внести в пред-
мет связь, Я то - В-ее. То что я сказал и
есть чистый махровый субъективный идеализм.
Не Б определяет М, а М, его связь, определяет Б.

28

И еще один момент о рас: раз для рас.
предмет всегда внешний и чувственный по
содержанию,то рас познание как единство
чувственности и рас-ка и есть то, что на-
зывается опытом, который есть не только
момент связи объективного мира с субъективного
М, не одновременно, и момент различенности,
который не исчезает.
Вывод: вся опыт.наука дальше познания
явлений идти не может.А это значит,что
опыт.наука является концентрированной формой
иррациональности, так как имеет всегда де-
ло с О-ым предметом и никогда с В-им.То есть
имеем дело в лучшем случае с проявлениями
единства мира, но не с самим единством. Это
то-же чем гордились до Сократа: зная что та-
кое красивый кувшин, девушка, лошадь, но ни
один не знал что такое красота. От ирраци-
ональности опыт.науки в практике нас ожи-
дает не один только Чернобыль. Нужно знать
В-ее а не довольствоваться знанием О-го.Дей-
ствительное знание О-го достигается только тог-
да, и это известно со времен Сократа, Пла-
тона и Аристотеля, когда мы знаем В-ее в
этом О-ом. Познание В-го и есть, по Канту, вечное

29

стремление разума.
То что мы до сих пор рассматривали - сфе-
ра эмпиризма, в рассмотрении же разума дол-
жна рещаться сутьба фил ,ибо разум есть
познание безусловного, В-го, абсолютного.
И разум имеет свои понятия, которые в от-
личии от категорий в рас, называются идеями.
Только в исследовании разума выясняется
что такое фил. Но по Канту мы не можем знать
безусловное, В-ее, то есть фил невозможна.
Мы можем знать только проявления истины.
В-ее не существует эмпирически и в опы-
те не присудствует, но у нас есть рас ка-
тегории и идеи, которые субъективны и не
определяют В-го; они только указывают на
В-ее. Категории - чистые априорные формы,
принадлежащие нашему рас. Предметно не су-
ществует субстанция, причина, действие и т.д.
а внешее эмпирическое дано в чувствах.
Мы в категориях не можем раскрыть В-ее, хо-
тя и можем конструировать связь О-ых опреде-
лений рассудка с В-ей идеей разума, но существу-
ют ли эти конструкции в реальности?
Кант получает три идеи разума: катего-
рический синтез познающего субьекта, идею

30

в самом объекте и единства М и внеш. мира.
Избегая варварского,архаичного языка Канта мы
можем иметь три возможных предмета разу-
ма : В-ее в М, В-ее во внеш.мире, и высшее
В-ее как единство М и внеш.мира.
По первому предмету следует доказать,
есть ли в М высшее единство, которое долж-
но обладать еще и реальностью /.../I мин/
При рассмотрении необходимости внеш.мира
следует по К признать и свободу, то есть
и здесь он исходит из предпосылки нового времени.
По этому вопросу даст вам пищу только что из-
данный Э.Ротердамский и Лютер. Кант рас-
сматривает многообразие внеш.мира в его
связи, а туда входит и человек как природ-
ное существо, мы помимо необходимости
должны признать еще и свободу.Человек не
только результат, продукт природы, но и но-
сящий в себе свободу, B-ee. Последняя форма
противоречия внеш. мира - или он представ-
ляет ряд случайностей или признать абс. не-
обходимое начало его,т.е.Бога.
Заслуга Канта состоит здесь в том, что
в отличии от предшествующего Канту мета-
физ.способа М, который довольствовался одним

31

из моментов противоположности. По К.
противоречия тогда и возникают, когда ис-
следуют В-ее, то есть уже в фил сфере. Кант
признает и необходимость противоположных
определений В-го, а не довольствуеться од-
носторонним, одним из моментов противопо-
ложности: или конечен или бесконечен и т.д.
В отличии от современного диамата, который
исходит из бесконечности мира или материи
в пространстве и времени; но это и есть старая
метафиз форма М: односторонняя бесконечность
оказывается конечной.
Антиномии К являются если не достиже-
нием, то возвратом к диал.моментам антич-
ной фил прежде всего Платона и Аристотеля.
Раз удерживаются противоположные моменты
В-го, то этим удерживается единство проти-
воположностей, это еще не значит что это
единство выступает как фил. Это важнейший
шаг к диал М-ию - удержать предмет в его выс-
ших собственных моментах противоположности.
Но по К, единство это, не данное в опыте мы
не можем познавать рас категориями; и про-
тиворечит ли этот мир себе тоже не знаем.
Желание мыслить единство мира впадает с

32

собой в противоречие.Значит не надо и пытать-
ся познавать единство внеш.мира т.к. разум
впадает в противоречие с собой, то есть он
неистинен. За счет диал-кой самопротиворе-
чивости разума Кант делает вывод о непоз-
наваемости единства внеш. мира.
В связи с проблемой высшего единства К
рассматривает все док-ва быти Бога, которые
идут к тому чтобы доказать единство поня-
тия и предмета, М и Б. У К не вызывает сом-
нения, что у нас есть представление, какая
то идея о Боге, но вопрос в том, имеет ли
Бог реальное существование или это субъек-
тивно, фикция.Анализируя три исторических
док-ва бытия Бога он приходит к выводу, что
Бог не может раскрыть реальность во внеш-
нем существовании. Уж если единство мира
не выступает в эмпир. реальности, то Бог,
как высшее единство, тем более.
Мы должны получить идеал разума, которым
в отличии от идеи, которая содержится у нас
только субъективно, имеет еще реальность.
Из предпосылок Канта следует, что идеал разума
недостижим, лишен реальности - это субъективная
идея о Боге.Мы с необходимостью должны вый-

32

ти за пределы опыта, этого требует, по К ин-
стинкт разума, но обеспечить эту идею нель-
зя; значит в Бога остается только верить.
Итак, в общем мы получили, что по К позна-
ние должно идти к познанию В-го, но мы наты-
каемся на неразрешимые противоречия, парало-
гизмы и значит никакой фил, как доктрины о В-ем
быть не может. Разум не имеет права выходить
в познании за пределы опыта, иначе он неиз-
бежно впадает в противоречия.Значит фил воз-
можна лишь как критика способности позна-
ния, разума; что ондной стороны - разум высшая
способность, а с другой она ниже рассудка, т.к.рас
хотя бы определял содержание в рас категори-
ях, а разум оказывается высшим субъект.един-
ством, которое полезно в субъект. интересах
и целях, что бы упорядочить рас. познание, то
есть указать рассудку цель.Значит разум не
является способностью поянания, в отличии от
рассудка, и задача его обобщать то что дос-
тигнуто рассудком в содружестве с чувствен-
ностью. Обобщай, систематизируй, классифици-
руй,подводи под высшее субъект.единство.

34

Вся фил тогда и будет обобщением данных
опыт науки,но это и есть принцип современ-
ною диамата.
Я не буду рассматривать Критику практического 
разума и Критику способности суждения,
т.к.выводы из них аналогичные - что мы не поз-
наем ничего кроме явлений.
У Канта нет заслуги в рассмотрении способ-
ностей чувственности, рассудка и разума.Он
довольствуется эмпир а не диал.методом, поэ-
тому нет понятия необходимости этих форм.
Не путайте что К думает о своем методе и
что он есть по существу;это породило пута-
ницу.Но признание противоположных опреде-
лений присущих одному предмету приводит к
важной заслуге, как родоначальника диал.ме-
тода.Он существенно подошел к вопросу природы
М-ия.О внеш. мире мы не можем ничего сказать,
он остается вещью в себе. Противоречия души,
внеш.мира и единства мира и души имеют мес-
то в сфере М, и значит К впервые стал раск-
рывать конкретность М в нем самом. Это уже
не tabula rasa эмпиризма, M-е не А=А рас. метафизики,
Это М как единство различных определений в
нем самом; а это и есть начало исследования
диал-ки М-ия.Этим пунктом он для нас и пред-
ставляет интерес.



be number one Rambler's Top100

круг чтения

библиотека

галлерея

спиридон

форум почта

Association of Comprehension of Death of the God

  © 2002 vispir^DESIGN All Rights Reserved.