Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры

 

 

Уаттара Винсент

 

Традиции и современность в формировании духовной культуры в Тропической Африке

 

Специальность 24.00.02 “Историческая культурология”

 

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологических наук

 

Санкт-Петербург

 

1998

    1. Общая характеристика работы

 

      Актуальность темы. Во многих африканских странах со всей остротой стоит проблема обновления традиционной культуры. Каждый год этой теме посвящаются многочисленные труды. В то же время африканская культурологическая мысль еще не выработала единого мнения, поскольку авторы предлагаемых концепций принадлежат к различным философским и идеологическим школам, к различным этническим общностям. Однако, их всех объединяет одна цель: поиск этнокультурной идентичности, путей и способов для воссоздания национальной культуры и выработки эффективной культурной политики.

      Поэтому в современных условиях необходимо совершенствование теории культурно-исторического процесса, отражающей закономерности развития стран Тропической Африки. Разработка такой теории призвана содействовать модернизации духовной культуры в Тропической Африке при сохранении ее культурного и исторического своеобразия.

      Цель исследования: выявить социально-философские проблемы модернизации духовной культуры стран Тропической Африки, провести критический анализ состояния духовной культуры и условий формирования теоретических воззрений, роли влияния внешних факторов на развитие духовной культуры.

      Поставленная цель исследования конкретизируется в следующих задачах: - Изучить в свете работ африканских, российских и зарубежных ученых духовную сферу стран Тропической Африки - как необходимого условия для выявления социально-философских проблем модернизации духовной культуры.

      - Выявить особенности духовной культуры стран Тропической Африки, и, прежде всего, показать традиционность этой культуры, ее соотношение с мифологией и роль философско-идеологических концепций как мировоззренческой основы в процессе выработки механизма модернизации духовной культуры.

      - Критически провести анализ сложного и противоречивого процесса, в котором взаимодействуют традиционализм и современность, формируется инфраструктура культурных преобразований, создается новое информационно-культурное пространство.

      - Рассмотреть синкретическое содержание и плюралистичность культуры стран Тропической Африки.

      - Показать роль, которую должна играть инфраструктура культурной модернизации в создании, распространении, образовании и сохранении культурного достояния народа.

      Объект исследования: духовная культура Тропической Африки.

      Предмет исследования - значение традиций в процессе формирования современной духовной культуры Тропической Африки.

      Степень разработанности проблемы. Наиболее интенсивно история африканских народов начала изучаться советскими исследователями в 50-е годы XX века. Во многом истории культурных контактов и традиционности духовной культуры посвящены работы Д.А. Ольдерогге, Ю.М. Кобищанова, И.И. Потехина, Ю.А. Бромлея, Ю.К. Поплинского. В этом же направлении внесли большой вклад своими трудами зарубежные авторы, такие, как Морис Делафосс, Б. Дэвидсон, Жан Сюре Каналь, Лео Фробениус и африканские историки и культурологи: Шейх Акта Диома, Жозеф Ки Зербо, Али Мазруи и другие.

      При рассмотрении традиционной духовной культуры стран Тропической Африки мы опирались на труды авторов, которые заложили традиции изучения философских основ африканской культуры. Таковы антропологи, этнографы, миссионеры - П. Темпельс, Э. Гернье, Ж, Баландье, М. Гриоль.

      Впервые П. Темпельс подошел к характеристике африканцев как людей, способных рассуждать, философствовать, опубликовав в 1945 кни1у “La philosophic Bantou” -“Философия Банту”. М. Гриоль, Ж. Баландье раскрыли своеобразие социальных институтов африканского общества.

      Вслед за ними современные африканские авторы уделили значительное место проблеме взаимодействия культур, сравнительному изучению цивилизаций, характеру особенностей культуры, идеологии, философии в странах Тропической Африки. Таковы труды Л.С. Сенгора, П. Хутонджи, М. Това, А. Кагами, К. Нкрума, Ж. Нбити, Ф. Фанона, Э. Блидена. Методологические недостатки некоторых из этих трудов заключаются в том, что, часто обвиняя “белую науку” в европоцентризме, они впадали в “негроцентризм” (здесь можно назвать Л.С. Сенгора с его концепцией негрипода, Э. Блидена с его концепцией “африканской личности и культурного национализма”).

      Российские ученые уделяют большое внимание изучению сохранения и передачи культурной информации, влиянию культурных контактов на различные сферы духовной культуры в Тропической Африке.

      Б.С. Ерасов, А.М. Мосейко, Н.С. Илларионов, А.Б. Летнев, М.К. Гречко - заложили основу современной российской традиции изучения африканских социально-политических институтов и культурно-философской мысли.

      Также следует подчеркнуть, что весьма полезными оказались результаты, полученные М. Корнеевым в работе “Африканские мыслители XX века”. (С.-Петербург.1996 г.) для выявления идеологического и философского содержания негритюда и этнофилософии. Эта работа имеет большое методологическое значение, так как в ней преодолена излишняя политиазация некоторых прежних трудов, посвященных Тропической Африке, отвергнуты многие идеологические стереотипы, постоянные ссылки на доклады, документ съездов Компартии.

      Изучение проблем культуры и истории Тропической Африки успешно осуществляется учеными восточных факультетов Петербургского и Московского Университетов, институтов Российской Академии наук. Кунсткамеры. В то же время многие современные проблемы модернизации культуры еще ждут своей разработки

      Методологические основы исследования и его источники. В процессе исследования процесса формирования духовной культуры Тропической Африки применялись различные методы, взятые в их взаимосвязи.

      Исторический (генетический) подход позволил раскрыть динамику развития представлений об африканской культуре в их хронологической последовательности - от самых общих поверхностных суждений до современного конкретного анализа своеобразия этой культуры.

      В процессе исторического анализа удалось выявить смену исходных философских и политических ориентаций в оценке явлений культуры африканских народов. Сравнительно-исторический подход позволил конкретно рассмотреть региональные формы, определившие своеобразие культурного развития различных африканских этносов с их различными языками, традициями, уровнем культуры.

      Проблемно-логический метод позволил выяснить основные понятия, необходимые для анализа разнообразного эмпирического материала, определения внутренней логики развития культуры Тропической Африки в зависимости от влияния разнообразных факторов.

      Системно-структурный подход дал возможность рассмотреть эти факторы в их взаимосвязи, как элементы современной культуры (печать, радио, телевидение, театрально-зрелищные формы).

      Исследование опирается на многообразные российские и зарубежные источники, в особенности на публикации африканских авторов, многие из которых не находили своего отражения в российской литературе.

      Научная новизна исследования:

      - разработаны принципы нового исторического подхода к изучению социально-философских проблем модернизации духовной культуры в Тропической Африке;

      -определены возможные вариант проведения культурной политики в контексте взаимодействия и взаимовлияния культур;

      - обоснована необходимость избежать политизации проблем культуры, приводившей к навязыванию африканским народам культурных схем и стереотипов, действующих только в развитых странах;

      - определено общее понятие африканской культуры с учетом воздействия на нее наследия колониального феномена, порождавшего различные мифы и формировавшего тип маргиальной личности;

      - выявлена роль инфраструктуры культурной модернизации, особенно радио, телевидения и печати в специфических условиях Тропической Африки.

      Научно-практическая значимость работы. Основные выводы диссертации могут представлять интерес для проведения эффективной культурной политики, для наилучшего использования средств массовой информации в культурной модернизации, для политиков и ученых, разрабатывающих проблемы идеологии, философии и культуры в Африке. Кроме того, содержание работы может быть полезно преподавателям, востоковедам, африканистам, историкам и философам при чтении курсов и спецкурсов и в их исследованиях.

      На защиту выносятся научные положения и выводы по следующим основным вопросам:

      1. Многочисленные труды французских, английских, немецких, бельгийских и американских авторов, характеризующие структуру африканского общества, особенности психологии, образа мысли и образа жизни народов Тропической Африки носили, по преимуществу, европоцентристский характер и потому подлежат тщательной критической оценке для отделения ценного эмпирического материала от ложны установок об “извечной отсталости” африканского населения.

      2. Колониальная Африка не знала систематической организации культуры. Разные аспекты ее проявления фиксировались в формах устной традиции, носителями которой являлись гриоты - профессиональные хранители традиции, жрецы, патриархи - традиционные главы родов, которые монополизировали ритуалы и обряды, разные виды искусства, обслуживали ритуальную сферу жизни общества.

      3. Этническое многообразие культурных форм не отменяет наличие общих черт в культуре Тропической Африки, что выражается в правомерности термина “африканская культура”.

      4. Модернизм и традиционализм в социальной жизни интерпретируются в сфере культуры как соотношение консервативности и инновационности. Противоречивость этих процессов проявляется в содержании мифов и моделей поведения, порожденных колониализмом и новых типов личностей, порожденных переходными формами культуры.

      S. Антитезой капиталистическому и социалистическому пути развития стран Тропической Африки является “просвещенный национализм”, синтезирующий все африканские традиции, интеллектуальные и духовные ценности различных этнокультурных обществ, а также усвоение и переработка элементов негроафриканских, арабо-мусульманских и западноевропейских культур.

      6. Успехом модернизации культуры Тропической Африки является формирование нового информационно-культурного пространства, факторами которого служат радио, телевидение, а также печать как сфера социолингвистики, ведущая к обновлению языка.

      Апробация исследования. Основные выводы и положения диссертации отражены в опубликованных работах - книге и статье-докладе на региональной научной конференции.

      Структура работы. Диссертация состоит из вводной части, введения, двух глав, заключения и списка литературы.

    1. Основное содержание диссертации.

 

 

Во вводной части содержится критическая оценка разнообразных концепций, характеризующих структуру африканского общества, особенности психологии, образа мысли и образа жизни народов Тропической Африки. Такие концепции носят, по преимуществу, европоцентристский характер. Предрассудки, связанные с ложной характеристикой населения Африки, восходят еще к XVI веку, когда Лев Африканский писал о живущих на Черной земле как о людях “без разума и интеллекта”. Гегель еще в начале XIX века исключал Африку из мировой истории, характеризуя ее жителей как “естественных людей”, не осознающих себя частью Универсума, далеких от понятий Бога, закона и т.д.

Теория о “диком негре” послужила идейной основой колониального захвата земель в Африке и оправдания так называемой “цивилизаторской миссии”.

“Цивилизаторская миссия”, утверждается в диссертационной работе, выполняет функцию своеобразного мифа, скрывающего подлинные цели (геополитические, экономические, желание быть “великой нацией”, “имперские устремления”). Эти истинные намерения, доказывает диссертант, скрыты, они располагаются в подсознании действующих лиц. Приведенная ниже схема, построенная по методам психоанализа, позволяет выразить это соотношение скрытых намерений и их внешнего прикрытия.

В современных условиях суждения “о диком негре” модифицировались и приобрели иной характер. Речь идет часто уже о “спящем, ленивом негре”, “негре сафари”, протянувшем руку Западу. Среди авторов, которые развивают эту тему, можно назвать Бернарда Люгана, Анну Мари Кабу.

 

В введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель, задачи, практическая значимость и структура исследования.

 

Первая глава “Структура духовной культуры стран Тропической Африки” состоит из трех параграфов.

 

Первый параграф “Традиционность духовной культуры” посвящен анализу особенностей структуры духовной культуры стран Тропической Африки и, прежде всего, традиционности этой культуры.

В доколониальной Африке не было систематической организации культуры. Существовали племенные и этнические группы, кланы, в которых разные формы культур существовали под эгидой “школ” искусства, овеществляясь в ритуалах и обрядах. Хранителями, передатчиками культурной традиции были певцы, жрецы, гриоты, рассказчики, патриархи. Чтобы понять культуру в этих обществах, надо ссылаться на устную традицию, которая передает из поколения в поколение историческое предание.

Культура, пишет диссертант, имеет в Тропической Африке этническую окраску, но сходство многочисленных культур создавало базу, чтобы сформировать общность -национальную панафриканскую культуру. Поэтому, по мнению автора, термин “африканская культура” вполне правомерен. Этот термин вполне соотносится с общепринятыми понятиями европейской и мировой культуры, хотя и та и другая, как и африканские, имеют многонациональный характер.

Принимая во внимание специфическую форму социальных отношений - изначальный африканский коллектвизм, как противопоставление европейскому индивидуализму, -африканские мыслители находят специфику африканской культуры в моральных и духовных установках, в соционормативной культуре. Леопольд Содар Сектор говорит о “сообществе душ”, Г'Дарбусье - о “коммунократическом инстинкте”, Г.М. Бойя - о “коммунистическом мировоззрении”, Ки Зербо - о “духе солидарности”, К. Кауида - о “гуманизме”.

Эти выводя опираются на конкретные формы социальных связей, в первую очередь, - своеобразие африканской семьи, объединяющей всех, имеющих одного и того же предка. Человек не может утверждать себя вне семьи, вне коллектива, вне общества, основанного на незыблемом следовании традициям.

 

Второй параграф “Соотношение консервативности и инноваций в духовной культуре

Процессы взаимодействия модернизации и традиционализма часто рассматрииваются в сопоставлении традиционного под воздействием инновации в духовной культуре. Прежние социальные структуры общества видоизменяются или разрушаются под натиском модернизации социальной системы. Все эти процессы социально-экономических и политических изменений тем не менее, порождают новые материальные и духовные ценности (технические достижения современной технологической культуры, школы, университеты, инфраструктура здравоохранения и т.д.), а также приводят к формированию новых типов личностей в кросскультуральном пиропространстве и созданию новых мифов.

Таблица А, составленная автором, показывает мифы, созданные колонизацией, В -типы личностей, порожденных на рубеже культур.

А) Типы "мифов", порожденных колонизацией

Миф о диком нецивилизованном негре

Миф о негре, неспособном к созиданию

Миф о нищем и больном негре, протянувшем руку Европе

 

Колонизация

Господство

В) Типы личностей, порожденных на рубеже культур в колониальную эпоху

Личность, Личность, воспевающая

 

Личность воинственная, представляющая себя в другом. (тип ~ эволюэ и люди-догматики, жаждующие идеологии капитализма и социализма, свои лучшие качества: гуманизм- (тип пнегролог” - это нарциссист, ослепленный только своей красотой)решительно настроенная в борьбе за освобождение от колониализма (тип: националист). Личность расистская, пользующаяся некоторыми теоретическими положениями "негритюда", "африканской личности ", панафрикамизма.

 

 

“Кто я такой?” - вот вопрос, который волновал и всегда волнует африканца. Еще в XIX веке видный либерийский ученый Э.У. Блайден нашел ответ на этот вопрос в концепции “африканской личности”, под которой понимается совокупность ценностей, свойственных африканцам: их интуитивность, эмоциональность. Э.У. Блайден, Д. Хортон, Гарви исходили из культурного национализма, отделив европейскую культуру от африканской. Их теории повлияли на формирование концепции “негритюда” Л.С. Сенгора, Э. Сезэра, Леона Дамаса.

Диссертант подчеркивает, что эти мыслители подтвердили “революционность негра”, которую Ж.П. Сартр видел в отрицании “другого”, в восстановлении собственной истины, ценой разрушения истины других. Поэтому авторы “негритюда” восхваляют “редкий эмоциональный дар” африканцев, их приобщение к миру “чистых чувств”, мифологическому сознанию.

Диссертант показывает, что с позиций этического идеала, равенства людей, такие мыслители, как - Жизель Рабесахама, Жилюс Ньерере, Мамаду Диа и Амаду Али Диенг -отвергали капиталистический путь развития Таким образом родилось понятие “африканский социализм”. Оно в 60-70-е годы играло большую роль в культурологической и философской мысли в Тропической Африке. В то же время, отмечается в работе, мавританский ученый Амед Баба Миске, Эликия М'Бокло из Заира доказывали неприменимость марксизма к африканскому обществу...

 

Мобуту Сесе Зеко также решился пробудить африканские ценности, провозглашая в 1965 году “аутентичный конголезский национализм”. Его соратник Сакомби Инонго акцентирует интуитивность и эмоциональность африканцев и присоединяется к Л.С. Сенгору, который советует синтезировать духовно-культурные концепции греков и римлян и ценности негритюда для того, чтобы построить универсальную цивилизацию -“мировую конфедерацию культур”.

Подводя итоги всех теорий африканской самобытности, диссертант видит их своеобразную силу в мифе, построенном ради выживания, ибо вековые страдания порождали комплекс неполноценности, который преодолевался с помощью .мифа о “превосходстве”.

В главе содержится конкретный обзор различных форм концепции негритюда и других теорий, изолирующих африканцев от общего развития человечества. Так Ки Зербо отказывается от попытки делать из Африки “романтическую страну”. Шейх Анта Диоп доказывает, что африканцы более рациональные люди, чем это представляет концепция “негритюда”. Он исходит из учения У. Дюбуа, который первый представлял черную расу создательницей наиболее развитых культур. Уоле Соинка и Марсиен Това обвиняют идею негрипода в пассивности, она - “псевдотеория” для К. Нкрума. Маризн Нгуаби отклоняет термин “африканский социализм”, его последователь Киссуссу Бома видел в нем “болезнь ХХ-го века - социолизмоманию”.

Констатируя крах в Африке и капиталистического, и социалистического курсов развития, автор диссертационной работы выдвигает понятиепросвещенный национализм” как форму идеологии в проведении культурной политики. Сущность ее в синтезе научного рационального мировоззрения и этического начала путем обращения к принципу “множественности истины”.

Структура "просвещенного национализма"

Просвещенный национализм

Его сила в большой традиции

чтобы формировать и укреплять большую традицию

 

 

Мобилизация производится:

    1. Интеллигенцией
    2. Учащимися и студентами
    3. Чиновниками

6 Крестьянами

4 Ремесленниками

5 Старейшины

 

 

Их работа

Продвижение этических ценностей. Проведение культурного синтеза, формирование культур, национальных ценностей -поиск в истории разных этнокультурных общностей Перепись национальных положительных героев - поиск их в общей истории - истории всех этнокультурных общностей Обработка и показ передачи национального консолндационного характера на телевидении Возбуждение у граждан чувства национальной гордости Проведение политики взаимодействия между регионами и регионов с центром

 

 

 

В работе анализируются дебаты вокруг “африканской философии”, основу которой заложил миссионер П. Темпельс, опубликовав в 1949 году кишу “Философия Башу”. Кроме того эту тему развивали этнографы и историки, такие как М. Гриоль, Ж. Балаццье, Лео Фробениус, Леви Брюль. В российской литературе - Б.С. Ерасов, Н.С. Илларионов, А.М. Мосейко, М.Я. Корнеев и др.

По Темлельсу, основной ценностью в философии Банту является жизненная сила, обозначающая форму эманации Божественной сущности, присутствующей в мире, и к которой африканцы приобщаются с помощью магии. Первое утверждение философии Банту - единство человека и мира, в котором отсутствует дуализм между отдельным и всеобщим.

Развивая эту теорию Темпельса, диссертант раскрывает ее противоречивый характер. Это верно и дня А. Катаме, автора “Банту- руандийской философии Бытие”, который исходил из анализа языка “кинеруанда”, чтобы обосновать свою философскую концепцию.

Диссертант отмечает, что М. Гриоль не одобряет придания исключительной роли языку, который будто бы является единственным выражением присущего африканцам понимания Бытия. Он обращается и к другим источникам: поведение, форма организации общества, традиции, миф.

Диссертант обосновывает причины неприятия им термина “африканская философия”, предпочитая понятие “философия в Африке”.

В заключении этой части диссертант выделяет следующее качество африканской социальной мысли: прежде всего представление мира целым, неделимым. Один элемент не может существовать отдельно от другого. Концепция единства бытия может служить катализатором равновесия и гармонии в обществе; эта функция должна выполняться разумом, но не одним только мистическим чувством.

 

Третий параграф “От мифологического синкретизма к социокультурной плюралистичности”.

Осуществляя ретроспективный анализ истории народов Тропической Африки, автор отмечает сходство их культуры. Об этом свидетельствуют работы многих историков, таких как Шейх Анта Диоп, Жозеф Ки Зербо, Ю,В. Бромлей, Ю.К. Поплинский, Д.А. Ольдерогте, Бэзил Дэвидсон и другие. По мнению Бэзила Дэвидсона народ йоруба (Северная Нигерия) пришел из района Среднего Нила. Ноэл Лакур, историк из Кот Д*Ивуара, считает, что народ Абисса происходит из нубийского Египта.

Движение народов вглубь континента сопровождалось обменом культурными элементами. Например, жители Западной Африки устраивали празднества в честь

священного Барана - символа бога Амона (один из великих божественных символов Куша). Племя мандиито из Западного Судана считало, что бог Грома и Молнии у народа йоруба является людям в бараньей маске. Ниаине - божество Неба народа Бауле (Кот Д'Ивуар) - изображается с бараньей головой. В образе барана представляет себе бога Молнии и народ Фао (Дагомея). Подобно карфагенской богине Танит акаиская богиня Ньеме породила вселенную без союза с мужчиной.

Далее диссертант уделяет внимание образованию синкретических мифов и появлению людей нового типа, духовно-религиозных учителей под воздействием ислама. Устанавливается, то) исламские сюжеты адаптировались с местным фольклором. Так, в устных сказаниях мандинго Мали и Гвинеи закрепились легенды о Видами и Суракате -персонажах, заимствованных из арабской литературы.

Следует также заметить, что местные культы изменялись и под влиянием христианизации, что привело к формированию сект и синкретических веровании. Например, “Харизм” на юге Кот Д'Ивуара, “Папа Новый”, “Атике” - на востоке Ганы, “Кимбагизм” - в Конго.

Анализируя современную социокультурную ситуацию, автор выделяет следующие главные направления в формировании культуры в Тропической Африке:

1. Взаимодействие негро-африканских, арабо-мусульманских и западноевропейских культур. Характерно для. стран Сенегал, Мали, Гвинея, Буркина Фасо, Нигер, Нигерия, Чад, Камерун.

2. Взаимодействие индо-пакистанских, западноевропейских и арабо-мусульманских культур в Кении, Танзании.

3. Взаимодействие негро-африканских и западноевропейских культур в Бурунди, Руанде, Габоне,

4. Взаимодействие разных культур в масштабе всей Африки, чему способствуют миграционные процессы.

Социокультурная ситуация в Тропической Африке обусловлена взаимодействием внутренних и внешних факторов, многообразием общественно-экономических укладов, культурных пластов. Общество движется к единому социальному субстрату, характеризующемуся амбивалентностью сознания, социально-психологической ориентацией и групповым поведением. В целом, социокультурная ситуация плюралистична. В сегодняшней культурной духовной сфере выделяются три тенденции:

1. Первая связана с сохранением и воспроизводством традиционных структур. Это цель традиционалистов и неотрадиционалистов.

2. Вторая поддерживает усвоение различных культурных пластов, ускорение культурного взаимодействия, процесс урбанизации личности.

3. Третья призывает в качестве альтернативы развития либо капитализм, либо социализм. Это, по существу, - призыв к отказу от национально-культурной самобытности и к механическому заимствованию европейских социально-экономических, этических, эстетических, культурологических воззрений.

 

Вторая глава “Формирование инфраструктуры культурной модернизации” . Констатируя невозможность рассмотрения инфраструктуры культурной модернизации, не затрагивая культурной политики, автор приходит к двум важным выводам:

1. Культурная политика является отражением социально-экономической системы данного общества в процессе его развития. Вот почему возникают проблемы учредительного, административного, финансового и концептуального порядка.

2. Культурная политика осуществляется при соответствующей административной поддержке средств распространения культуры и децентрализованной инфраструктуры.

В Тропической Африке большая часть культурной политики предусматривает административную поддержку, что включает в себя такие учреждения, как: Управление искусством и культурой. Управление национальными архивами. Дирекция спектаклей, Дирекция балетов... Средствами распространения культуры являются: национальные фольклорные труппы, танцевальные ансамбли, театр, недели культуры и ремесла, средства массовой информации (аудиовизуальные средства и издательско-полиграфическая сеть)... Инфраструктура распространения культуры часто представлена Домом артистов, национальными институтами музыки и танца, национальными ремесленными центрами, библиотеками, музеями, домами культуры и т.д.

 

В первом параграфе “Новое информационно-культурное пространство” осуществлен обзор состояния инфраструктуры духовной культуры в странах Тропической Африки, где возникают институты индустриально-урбанистической цивилизации и новые формы художественной культуры.

При государственной поддержке формируются в 1985 году в Сенегале театр Даниэля Сорано на основе существующего с 50-х годов “Театра Дю Пале” и национальные труппы в Кот Д'Ивуаре, Того, Гане, Нигерии, Кении, Заире, Габоне, Мали... Во многих странах созданы национальные институты и факультеты искусства, драматические школы: в Сенегале, Кот Д'Ивуаре - 1959 г., Гане, Нигерии - 1962 г. Позже - в Мали, Кении, Уганде, Танзании.

В 1962 году в Камеруне образовалась Федерация любительского театра, которая соединила в то время коллектив Лунде и Дуалы. К началу 70-х годов она насчитывала уже около 20 коллективов со всей страны. В Замбии развитию драматургии и театров способствует Управление Замбийского искусства, которое поощряет создание пьес, поддерживает любительские театральные клубы. Подлинный театр здесь возник в декабре 1975 года - Замбийский театр “Тиквиза”.

Помимо частных лиц, развитие искусства поддерживается местными организациями: клубы “Мзари” в Нигерии, группа “Акватим” в Гане, культурный центр “Чамбгами” и галерея “Паа йа Паа” в Кении, галерея “Кибо” в Танзании и другие.

Государственные дотации и субсидии идут не только на развитие драматического театра, но и в хореографию и другие отрасли культуры. Новое хореографическое искусство развивается на основе традиционных жанров, воплощающих особенности культурного генофонда той или иной страны.

В Буркина Фасо в 1967 г. Вольтийская ассоциация африканской культуры создала труппу народных танцев “Черная Вольта”, “Куледафру”, труппу под руководством Ларле Наба, Виса Камба. В университете Ганы при Институте африканских исследований профессор Квабена Нкстия и хореограф Альберти Опоку организовали институты искусств, состоящие из трех отделений - музыки, драмы, танца. Правительство Бенина создало в первые годы Национальное управление по делам культуры с отделом музыки и танцев. При ибаданском университете существует Школа музыки, драмы и танца. Министерство информации страны создало местные труппы танцоров, певцов и музыкантов, В 1966 году в Конго был создан “Национальный балет”; “Балеты Камеруна” созданы в 1963 году. В Сенетале, в 1961 году под руководством Мориса Сонара был организован с помощью правительства Сенгора национальный ансамбль “Балеты Сенегала”. В 1958 году в Гвинее образовался “Национальный балет Гвинеи” при содействии правительства Секу Type и Кейта Фодеба с участниками “Африканских балетов”, имеющий всемирную известность. В 1964 г., на основе государственного ансамбля “Национальный балет” рождается национальный балет “Джолиба”.

Кроме того, диссертационная работа показывает положение книгоиздательского дела и средств массовой информации в странах Тропической Африки. В середине 80-х годов в странах Тропической Африки издавалось лишь около 1.5% книг, выходящих в мире. Активно сотрудничают с Францией африканские издательства CEDA, INADES-EDITION, NEA...

 

В 1980 г. во французской столице появляется юдательство “SILEX” - “СИЛЕКС”. Его создателем является африканский автор Пол Дакею. В Париже же существуют издательства “HARMATTAN” Армаган, “NATHAN” - Натан, “KHARTALA -Картала, также издающие сочинения африканцев.

Заключая параграф, автор работ отмечает, что несмотря на существующую инфраструктуру распространения культуры, актуально стоит задача совершенствования всех отраслей культуры: искусства, кинематографии, телевидения, радиовещания, полиграфии, книжной торговли, живописи, скульптуры... в странах Тропической Африки.

Второй параграф “Роль радио и телевидения в культурной модернизации” Диссертант обращает внимание на вклад аудио-визуальных средств в развитие духовной культуры в странах Тропической Африки.

1. Они призваны способствовать гармонизации личности внутри общества и уменьшению разрыва между сельским и городским населением;

2. Помогать достижению всеобщей грамотности;

3. Участвовать в программах медико-санитарного просвещения масс, популяризации сельскохозяйственных и экономических знаний;

4, Выполнять роль определяющего фактора в целях познания мира и сближения народов.

Кроме того, необходимо подчеркнуть роль “ОСОКА” (Управление радиофонического сотрудничества), которое также важно для реализации культурных программ, предназначенных для жителей сел, работников медико-санитарной сферы и учителей.

Задачи, возложенные на радио и телевидение, не были решены одновременно во всех странах Тропической Африки. Вот почему сегодня средства массовой информации развиваются неравномерно. Существуют страны, которые превышают минимум ЮНЕСКО, то есть, на 100 жителей приходится 5 радиоприемников, 2 телевизора и 10 экземпляров ежедневных газет. Некоторые страны еще далеки от этих требований, разрыв между различными государствами Тропической Африки еще велик.

Так, Гана со своим 15 млн. жителей имеет 140000 телевизоров, 2.5 млн. радиоприемников и 64000 центров радиовещания; вместе с тем Заир, со своим 30 млн. жителей имеет только 15000 телевизоров 525000 радиоприемников. В Конго соответствующие цифры - 5000 и 100000 для населения в 2 200 000 жителей.

Диссертант формулирует следующие задачи радио и телевидения для достижения целей культурной модернизации:

1. Знать городскую и сельскую аудиторию для наилучшей подготовки передач, отвечающих требованиям социально-экономической организации общества.

2. Координировать образовательные передачи с ONG, которые работают с крестьянским населением.

3. Разработать полтину образовательного радио и телевидения и научить применять ее в жизни.

4. Увеличить число передач на национальных языках.

5. Бороться с культурной колонизацией (радиовещание должно служить национальным интересам).

6. Формировать в плановом порядке системы региональных центров с радиовещательной инфраструктурой, рассчитанной на обслуживание городского и сельского населения.

7. Стремиться к децентрализации аудио-визуальных средств при помощи установки антенн местного вещания.

Третий параграф “Печать и обновление языка” посвящен анализу и проблеме печати и обновления языка и, наконец, роли печати в духовной модернизации. Эти вопросы относятся к сфере социолингвистики средств массовой информации, определение которой дает автор.

Впервые термин “социолингвистика” был применен американским ученым X. Карри в 1952 году .С. Currie. A protestion of sociolinguisties: the relationship of speech to social status // Southern speech Journal, 1952, vol. 18).

 

На самом деле, идея о социальном характере языка тесно связана с французской научной традицией (стоит лишь вспомнить имена Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Э. Кондильяка). Затем она получила развитие благодаря социологам, таким как О. Конт, Е. Дюркхейм, Г. Гард и лингвистам школы Мейе - Ж. Вандиес и Ш. Балли.

В трудах многих российских лингвистов, таких как Л.П. Якубинский, В.В. Виноградова, Г. О. Винокур, основные концепции социальной лингвистики были изучены в процессе описания языков и диалектов с социологической точки зрения. В их исследованиях язык рассматривается анализ языка я качестве инструмента общения;, а также исследуются причинные связи между социоэкономическими и лингвистическими явлениями. Диссертант опирается и на труды Мухамеда Аркуна, считающего, что “судьба языков связана с социальными группами, которые ведут борьбу на определенной культурно-политической арене”.

В современных условиях языковая ситуация в странах Тропической Африки характеризуется наличием многих местных языков и языков бывших метрополии: английского, французского, португальского. Поэтому проблема создания литературных

 

 

ONG - неправительственные организации

 

языков, идущих на смену языковой изолированности и диалектной множественности, является одной из основополагающих задач культурной политики.

В своей совокупности страны Тропической Африки многоязычны. Для преодоления лингвистической плюралистичности правительства прибегают к “эгзогамным” (т.е. экзогенным) методам решения данной проблемы (за исключением некоторых стран, таких как Танзания, где язык суахили играет роль первого плана). Таким образом, они избрали ямки бывших колонизаторов в качестве официальных национальных языков (ОНЯ). Развитие национальных языков всегда - предмет дискуссии многих встреч и конференций африканских ученых и политиков.

Проблема становления национальных языков является насущной, она не столько лингвистическая, сколько политическая, учитывая то, что она затрагивает проблему культурной идентичности, защиты национального культурного достояния. Но, заметим , что речь ни в коей мере не идет об устранении из сферы общения языков бывших метрополий. Систематическое неприятие французского или любого другого иностранного языка может создать значительные проблемы. Среди них:

1. Рождение и обострение этнических противоречий в момент, когда придется определить язык в качестве ОНЯ, что обострит “лингвистический дуализм”.

2. Другая проблема носит социологический характер. По понятиям представителей старшего поколения французский язык - это синоним прогресса, образования. Поэтому им трудно примириться с тем, что их сыновья посещают школу с целью изучения языка соседней этнической группы. Диссертант заканчивает этот параграф краткой попыткой выработки проекта наилучшего, эффективного использования печати в развитии национальных языков.

Начнем с создания органа/структуры при Министерстве информации и культуры (или при аналогичном по функции учреждении, которое может иметь любое другое название).

Его основные цели должны быть следующими:

1. Использование национальных языков в печати.

2. Образование и привлечение внимания к проблемам здравоохранения, гигиены, сельской экономики (засухи).

3. Отслеживание программ по ликвидации неграмотности и т.д. (совместная работа с неправительственными организациями, ведущими эту же работу).

4. Разработка сюжетов, тем, имеющих отношение к традициям (здесь имеются в виду сюжеты, связанные с воспитанием нашей духовной культуры), подготовка передач интеграционного характера.

5. Создание с целью передач и объяснения на национальных языках того, что происходит в мире.

Те же цели должны преследоваться и органами печати, которые популяризируются “кругом друзей газет”.

 

В заключении диссертации подводятся итоги работы, выявляются последствия социальной трансформации под предлогом модернизма в Тропической Африке, факторы, которые способствуют рождению маргинальных личностей, и условия индивидуализации личности путем моделирования ценностных ориентаций и установок. Определена типологическая специфика процессов социальной дифференциации и характер дискуссии с ней связанной. Выделенные основные течения философско-культурологической мысли в странах Тропической Африки и отмечено значение средств массовой информации в достижении целей культурной модернизации.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

- “La situation linguistique et le processus ethnique au Burkina Faso”. University of Dublin Ireland. 1994, Review of Sociolinguistic.

- “Aurore des accuses et des accusateurs”. Roman -Edition Hai-mattan. Paris. 1994.

- Статья: “Философские проблемы модернизации духовной культуры стран Тропической Африки”,/ультура на пороге 3-го тысячелетия. Тезисы докладов 2-го международного семинара в Санкт-Петербурге 19-21 июня 1995 г.