|
18
Церкви почти умолкли. Город почти свободен от колокольного звона,
распространяющего по воскресеньям над нашими городами такую глубокую
печаль. Но в Москве нет еще, пожалуй, ни одного места, с которого
не была бы видна по крайней мере одна церковь. Точнее говоря: которое
не было бы под надзором по крайней мере одной церкви. Подданные царей
были окружены в этом городе по крайней мере четырьмя сотнями церквей
и часовен, то есть двумя тысячами куполов, скрывающихся в уголках,
перекрывающих друг друга, выглядывающих из-за стен. Он был среди архитектурной
охраны. Все эти церкви сохраняли свое инкогнито. Нигде нет
вонзающихся в небо высоких колоколен. Лишь со временем привыкаешь
воспринимать длинные стены и нагромождение низких куполов как церкви
монастыря. И становится ясно, почему Москва во многих местах кажется
закрытой, словно крепость - монастыри и сегодня хранят следы древнего
предназначения, быть укреплениями. Здесь Византия с ее тысячей куполов
не предстает чудом, каким она грезится европейцу. Большинство церквей
возведены по невыразительному и слащавому шаблону: их синие, зеленые
и золотые купола - это засахаренный Восток. Когда входишь внутрь,
то сначала попадаешь в просторную прихожую с несколькими изображениями
святых. Помещение мрачное, в его полумраке могут созревать заговоры.
В таких местах можно совещаться о самых сомнительных вещах, при случае
даже и о погромах. Дальше следует единый зал для богослужения. В глубине
- пара лестниц, ведущих на узкое возвышение, по которому движутся
вдоль изображений святых, иконостаса. За алтарем следует, на небольшом
расстоянии, еще алтарь, слабый красный огонек отмечает каждый из них.
По бокам располагаются большие иконы. Все части стены, не покрытые
изображениями, украшены сверкающим листовым золотом. С аляповато
разрисованного потолка свисает хрустальная люстра. Однако всегда только
свечи освещают помещение, получается гостиная с освященными стенами,
перед которыми происходит онемения. Входящие приветствуют большие
иконы крестным знамением, затем опускаются на колени и кланяются,
так чтобы лоб касался земли, и, снова крестясь, молящийся или кающийся
обращается к соседу. Перед маленькими застекленными иконами, которые
вместе или поодиночке лежат на пюпитрах, на колени не встают. Над
ними наклоняются и целуют стекло. На таких пюпитрах рядом с ценнейшими
древними иконами бывают серии совершенно невозможных олеографий. Многие
изображения святых располагаются снаружи, на фасаде и поглядывают
сверху, с карниза под жестяным козырьком, словно спрятавшиеся от непогоды
птицы. Их склоненные головы с выпуклыми лбами полны скорби. Византия,
похоже, не знала особой формы для церковных окон. Завораживающее впечатление,
к которому никак не можешь привыкнуть: мирские, ничем не примечательные
окна выходят из главного помещения церкви, с колоколен на улицу, словно
это жилые дома. Позади живет православный священник, словно бонза
в своей пагоде. Нижняя часть храма Василия Блаженного могла бы быть
основанием роскошного боярского дома. Если же вступать на Красную
площадь с запада, купола собора постепенно поднимаются на небе, словно
скопление огненных светил. Это здание все время словно отодвинуто
вглубь, и застать его врасплох можно разве что с самолета, от которого
его строители не подумали обезопаситься. Внутренние помещения собора
не только очищены, но и выпотрошены, словно это охотничья добыча.
(Иначе, видимо, и не могло быть, ведь еще в 1920 году здесь еще молились
с фанатическим исступлением). С исчезновением всего инвентаря пестрый
растительный орнамент, покрывающий стены всех переходов и залов, оказался
безнадежно обнаженным; несомненно, более ранняя роспись, которая кое-где
во внутренних покоях будила в памяти цветные спирали куполов, искажает
орнамент, превращая его в безрадостные завитушки рококо. Сводчатые
переходы узки, они внезапно расширяются, обнаруживая алтарные ниши
и часовни, в которые проникает через расположенные сверху окошки так
мало света, что отдельные предметы церковной утвари, все же оставшиеся
в храме, с трудом можно разобрать. Многие церкви стоят так, неухоженные
и опустевшие. Но огни, которыми еще немногие алтари освещают уличный
снег, сохранились в торговых городках, среди деревянных палаток. В
их заснеженных рядах тишина. Слышен только тихий говорок торгующих
одеждой евреев, расположившихся рядом с развалом торговки бумажными
изделиями, которую не сразу разглядишь, восседающую за серебряными
цепями, с лицом, скрытым канителью и ватными Дедами Морозами, словно
у восточной женщины - чадрой.
19
Даже самый напряженный московский день обладает двумя координатами,
которые определяют восприятие каждого его момента как ожидания и исполнения.
Это вертикаль трапез и вечерняя горизонталь театральных представлений.
И то, и другое никогда не бывает сильно удалено. Москва полна соответствующих
заведений и театров. Торговцы сладостями бродят по городу. Многие
большие продовольственные магазины закрываются лишь к одиннадцати
часам вечера, а на углах к этому времени открываются чайные и пивные.
"Чайная", "Пивная" - чаще всего и то, и другое - написано
на вывесках с фоном, постепенно и угрюмо переходящим от глухой зелени
вверху к грязной желтизне внизу. К пиву дают своеобразную закуску:
маленькие кусочки сухого белого и черного хлеба, покрытые соленой
коркой, и сухой горохе соленой воде. В определенных пивных можно не
только получить такое угощение, но и развлечься примитивной "инсценировкой".
Так называют эпическое или лирическое литературное произведение, переработанное
для театра. Часто это кое-как разделенные на хоровые партии народные
песни. В сопровождающих их народных оркестрах наряду с гармошками
и скрипками можно услышать и такой инструмент, как счеты (они есть
во всех магазинах и конторах; простейшие расчеты без них немыслимы).
Теплая опьяняющая волна, накрывающая посетителя при входе в эти заведения,
возникающая от горячего чая, от острой закуски - самое сокровенное
наслаждение московской зимы. Поэтому тот, кто не был в Москве зимой,
не знает ее вообще. Ведь любую местность надо познавать в то время
года, когда проявляются ее климатические крайности. К ним приспособлена
местная жизнь, и лишь по этому укладу ее можно понять. В Москве жизнь
зимой на одно измерение богаче. Пространство меняется в буквальном
смысле в зависимости от того, теплое оно или холодное. Жизнь на улице
идет как в замерзшем зеркальном кабинете, всякая остановка и разду-мие
даются с невероятным трудом. Требуется полдня готовиться к тому, чтобы
бросить надписанное письмо в почтовый ящик, и несмотря на суровый
холод необходимо волевое усилие, чтобы зайти в магазин за покупкой.
Но если удалось попасть в кафе или закусочную, то не важно, что на
столе - водка, которую здесь настаивают на травах, пирог или чашка
чая: тепло превращает само текущее время в опьяняющий напиток. Утомленный
поглощает его как мед.
20
В день смерти Ленина многие появляются с траурными повязками. По всему
городу по крайней мере на три дня приспускают флаги. Однако многие
флажки с черной повязкой остаются висеть неделю или две. Российский
траур по мертвому вождю безусловно не сравнить с поведением других
народов в такие дни. Поколение, прошедшее гражданскую войну, стареет,
если не от времени, то от испытанного напряжения. Похоже, что стабилизация
внесла и в их жизнь спокойствие, порой даже апатию, какие появляются
обычно лишь в достаточно преклонном возрасте. Команда стоп , которую
партия вдруг дала военному коммунизму, введя НЭП, была серьезнейшим
ударом, сбившим с ног многих бойцов партийного движения. Тысячи сдали
тогда партбилеты. Известны случаи такого разложения, когда за несколько
недель твердые испытанные партийные кадры превращались в растратчиков.
Траур по Ленину для большевиков одновременно и траур по героическому
коммунизму. Те несколько дней, которые отделяют нас от него для русского
сознания - долгий срок. Деятельность Ленина настолько ускорила ход
событий в его эру, что его личность быстро стала историей, его образ
стал видаться отдаленным. Однако в историческом восприятии - в этом
его отличие от пространственного - удаление означает не уменьшение,
а увеличение. Сейчас действуют другие приказы, чем во времена Ленина,
хотя лозунги остались те же. Каждому коммунисту разъясняют, что революционная
работа настоящего времени - не борьба, не гражданская война, а строительство
каналов, электрификация и индустриализация. Революционная сущность
настоящей техники проявляется все более очевидно. Как и все, происходит
это (с полным основанием) именем Ленина. Это имя становится все более
значительным. Показательно, что в трезвом и скупом на прогнозы отчете
английской профсоюзной делегации сочли необходимым упомянуть, что
"когда память Ленина обретет свое место в истории, этот великий русский
революционный реформатор может быть даже объявлен святым". Уже сегодня
его культ простирается безгранично далеко. Есть магазин, торгующий
его изображениями как особым товаром во всех размерах, позах и материалах.
Его бюст стоит в ленинских уголках, его бронзовые статуи или рельефы
есть в крупных клубах, портреты в натуральную величину - в конторах,
небольшие фотографии - на кухнях, в прачечных, в кладовых. Его изображение
есть в вестибюле Оружейной палаты в Кремле, подобно тому как
на прежде безбожном месте обращенные язычники устанавливают крест.
Постепенно вырабатываются канонические черты этого изображения. Широко
известное изображение Ленина-оратора - наиболее частое. Но все же
еще более эмоциональным и близким оказывается, пожалуй, другое: Ленин
за столом, склонившись над "Правдой". Такое пристальное внимание к
эфемерному газетному листу проявляет диалектический заряд его сущности:
взгляд безусловно обращен в будущее, но сердце его неустанно заботится
о том, что происходит в настоящий момент.
Москва
-------------------------------------
Очерк о Москве был заказан Беньямину М.Бубером для журнала "Die Kreatur",
где он и был впервые опубликован в первом номере за 1927 год. Этот
заказ решил финансовые проблемы поездки Беньямина в Москву. Перевод
по тексту: GS 4.1, 316-348.
1. Здесь и далее курсивом выделены слова, которые Беньямину дает в
немецком тексте по-русски.
2. Мемнон - легендарный царь восточной Эфиопии; по преданию, стены
его дворца издавали при восходе солнца музыку.
3. Приведенные в немецком тексте названия картин И.Репина и В.Перова
не совсем точны, это скорее краткая характеристика изображенного.
4. Беньямин имеет в виду "Повесть непогашенной луны" Б.Пильняка.
|
|
Вальтер
Беньямин.
Произведение искусства в эпоху его технической
воспроизводимости.
Париж, столица девятнадцатого столетия.
Краткая история фотографии.
а также:
Симон Форд
Беспорядок в вещах: библиотеки искусств, постмодернизм и гипермедиа
Жан Бодрийар
Фотография или письмо света
Bладимир Сорокин.
Настя.
Томас Де Квинси. Английский интеллектуал
и непогода.
Владислав Тарасенко. Антропология Интернет:
самоорганизация "человека кликающего"
В.Л. Иноземцев.
"Класс интеллектуалов"
в постиндустриальном обществе
Владислав Софронов-Антомони.
Индустрия наслаждения
Сергей Шилов.
ВРЕМЯ и БЫТИЕ
Кеннет Дж. Джерджен.
Закат и падение личности
Мишель Фуко.
Я минималиста.
Славой Жижек.
Япония в словенском зеркале. Размышления о медиа, политике и кино.
Михаил Рыклин, Валерий Подорога. Третья возможность метафизики.
|