Вестник Международного Института А. Богданова №10
(июль, 2002)

 А.Богданов

Письма В.В.Вересаеву

3 ноября 1913

Дорогой Викентий Викентьевич,

посылаю Вам предисловие; надеюсь, что самую рукопись Вы уже успели получить1. Буду ожидать Вашего ответа; здесь остаюсь числа до 22-23; затем в Ваши края.

Я невольно задумался над тем, что Вы рассказываете мне об отсутствии у Вас "авторского" настроения. В пределах того, что Вы говорили, у меня получается впечатление, что дело - вне компетенции врача, и подлежит, психологу. Вы работаете, как редактор - труд, вовсе не более легкий, чем авторский, кроме того, пишете, хотя немного, и сами. Значит, упадка работоспособности нет. Другие симптомы неврастении Вам также хорошо неизвестны; об них Вы не упоминали. Не следует ли просто предположить какие-то длительные условия, которые за это время дезорганизовали авторскую работу? И не смогут ли они сводится к следующим двум моментам:

1) Человеку, очень впечатлительному по отношению к общественной среде, а Вы, наверное, принадлежите именно к этому типу - особенно трудно вести "творческую", т.е. гармонически-организационную работу, когда вокруг себя он ощущает беспорядок, разрозненность, разложение: годы реакции.

2) Редакторство, как я по опыту знаю, враждебно авторской функции: в нем господствует "критическая", анализирующая точка зрения, и вынужденный переход от одного сюжета к другому, причем все они навязаны извне.

Если так, то причины, очевидно, преходящие.

Извиняюсь, что позволяю себе обсуждать Ваше душевное состояние. Это у меня своего рода болезнь furor tectologicus - как только вижу трудно разрешимую задачу, непонятную комбинацию - так немедленно является непреодолимое стремление если не решить ее, то хотя бы убедиться в принципиальной ее разрешимости, и тогда для меня нет ничего священного.

Крепко жму Вашу руку. Привет от Натальи Богдановны.

Ваш А.Малиновский.

Ливны.


13 ноября 1913

Дорогой Викентий Викентьевич,

если заглавие надо переделать, то что Вы думаете о таком: Наука об общественном сознании (Краткий курс идеологической науки в вопросах и ответах)?

Длинно, разумеется, но мне хотелось бы сохранить однословное название хоть в подзаголовке. Иначе надо, во 1), переделать начало работы, во-2), самая наука остается какой-то неопределенной.

Насчет числа экземпляров - пусть будет 4000, раз это вернее.

В Москве думаю быть числа 25. Значит если понадобится корректура числа до 20 включительно, стоит послать сюда, максимум времени пересылки три дня, 23-го успел бы получить.

Прочитал Вашу статью2. Думаю, что Вы правы 1) в том, что ставите вопрос о мироотношении, а не мировоззрении, 2) в характеристике раннего эллинского мироотношения. Кажется, и другим народам, по крайней мере, арийским, на первых, проникнутых еще патриархальностью, ступенях феодального быта (эпоха гомеровского эпоса) свойственно такое мироотношение - гордое, трудовое, глубоко честное, если и не такое эстетическое, как у эллинов. Мне вспоминается характеристика иранской религии у Луначарского ("Религия и социализм", т.I), а особенно - погребальные гимны в Ведах, приведенные у Рагозиной3 ("История Индий"). Эта наивная ученая дама обладает хорошим чутьем в подборе цитат, ее ряд книжек по истории Востока вообще симпатичен, а погребальный обряд древних индусов она привела почти целиком - это образец мужественной красоты, замечательная антитеза нашему похоронному гимну.

Крепко жму Вашу руку. Привет от Натальи Богдановны.

Ваш А.Малиновский.

Ливны.


1. Речь идет о рукописи А.Богданова "Идеологическая наука". См. нижеследующее письмо.

2. Речь идет о статье В.В.Вересаева "Аполлон, бог живой жизни" в альманахе "Слово", кн. I, Спб., 1913. В переработанном виде статья вошла как одна из глав во вторую книгу дилогии Вересаева "Живая жизнь" - "Аполлон и Дионис (О Ницше)". М., 1915.

3. Рагозина Зинаида Алексеевна (1834-1916?) - русская писательница-востоковед.