БЕЛЫЙ АНДРЕЙ
Пути культуры
ЦГАЛИ, ф. 53, on. 1, ед. хр. 66
(статья, автограф и гранки с корректурой автора).
Статья является рефератом, с которым А. Белый
выступил во “Дворце искусств” в 1920 г.
Источник: Вопросы философии.—1990.— № 11.— С. 91-94.
Понятие “культура” отличается необыкновенной сложностью; легче
определить понятие “наука”, “искусство”, “быт”, культура — цельность, органическое
соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в
собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство,
наука, личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть
творчество самой жизни, но не бессознательное, а — осознанное; культура
определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего
“Я”, она—индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает
пересечение индивидуума и универса; пересечение это есть наше “Я”, единственно
данная нам интуиция; культура всегда есть культура какого-то “Я”.
“Я”культуры в себе мы не знаем; под “Я” разумеем обычно собрание
чувственно-эгоистических импульсов нашей природы, или абстрактное представление
о “субъекте” но проблемы “субъекта” “объекта” слагаются лишь в процессе
сложения личности из примитивного коллектива, где нет еще личного “Я” а есть
“Я” родовое; противоположение личности (“субъекта”) обществу, как носителю
“объективных” начал культуры — субъективно; в обычном развитии субъективной
культуры принимает участие сфера искусства; наука стоит же на страже критериев
объективности.
Культура, непосредственно связанная с “Я” (с субъектом, а не
объектом), там зрела, где наука и искусство начинают призывать друг друга; так:
культура — в Гете, в Леонардо да Винчи; и нет ее в субъективациях крайнего
импрессионизма, или в объективациях науки: в техническом строительстве
промышленной жизни. Еще мы не созрели до умения пронизать нашу науку “стилем” высокой
художественности; мы или фантазеры или инженеры жизни, а не демиурги творимой
действительности; к чистой культуре мы еще только подходим; она еще в процессе
становления; и оттого-то не определима она в технических понятиях современной
науки, разлагающей организм в ряды механизмов; между тем культура организует,
связывает, восстанавливает, интегрирует: самое понятие о ней еще не
интегрировано в нас.
Но история становления “культуры” в положенном смысле рисует
красноречивую линию образованья себя в “культурах” отживших эпох и народов, где
культура в намечаемом смысле находится в зародышевом состоянии.
Первый этап зародышевой жизни культуры — теогонический процесс;
теогонии Китая, Индии, Персии, Иудеи, Египта, рисуют нам историю высвобождения
из рода, быта, народа — сперва .личности, потом “Я” личности: и наконец:
соединение “Я” личности с “Я” Коллектива; Коллектива; и—далее: Космоса.
Если бы отыскать образ, живописующий культуру Китая, то этот образ
сжимается в одно слово, в Тао; впоследствии, в оформлениях Дао-Дзы, это Тао
становится: всем и ничем, единством и множеством; оно — везде и нигде; это
определение Тао есть прекрасная картина состояния сознания пра-китайца, у
которого нет еще не только личного “Я”, но и родового. “Я” как то, так и
другое, еще не спустилось из космоса; сознание пра-китайца есть космос; оно не
обособилось в теле; его тело — внутри космического мирового “Я” мира; и это “Я”
функционирует в глухом подсознании тела; китаец блаженно спит в своем теле; и
это состояние блаженного сна в более позднем, периоде отпечатывается в
философских оформлениях Дао-Дзы.
По древнейшим ведическим гимнам мы можем кое-что подсмотреть в
состоянии сознания древнего индуса; в нем космическое неразделенное “Я” уже
протянуло как бы свои лопасти, но не в личность и даже не в род, а в касту; есть
уже “Я” касты, но нет еще “Я” личности; космическое “Я” уже затуманено мороком
тела касты, заслоняющим древнему индусу старинное солнце; и лишь в вещающих
Риши звучит голос внеиндивидуального “Я” само сознание индуса напоминает
воронку; его глаз видит не вовне, даже не внутри себя, ибо еще “само” индуса
есть транспарант, сквозь который просвечивает “само” касты, в свою очередь
пропуская сквозь себя вещание мировое взывающих, вопиющих, но не глаголющих
Риши. Впереди, перед собой “око” индуса еще не видит чувственного мира в его
конкретности, но лишь дым морока, Майю; позднейшая философия мира, как Майя
(“Веданта”), покоится на физиологическом ощущении Майи; Майя— физиологична для
индуса; индус — раздвоен; картина мира двоится в его двойном зрении,
смешивающем впечатления идущие из вне с впечатлениями идущими из космоса сквозь
“Я” касты в его кровь; в более поздних раскрытиях философия Индии лишь
формально преодолевает дуализм, ставя знак равенства между Атманом (Духом
сознания) и Браманом (Духом мира). Культура Индии пронизана пассивною
двойственностью стояния в точке пересечения безличного сознания с безличным
миром; она не знает еще борьбы; в ней нет чувства времени.
Если мы сопоставим с этой культурою древнеперсидский период, то мы
заметим следующий шаг в процессе врастания космического “Я” в Майю чувственных
разделений; древний Перс желает покорить эту Майю; он ощущает ее, как покров,
под которым прячутся духи тьмы, ведущие борьбу с духами света; Майя для Перса
заколебалась и ожила; его “Я” еще не ощущает своей самостности, он ощущает
себя, как арену борьбы света с тьмой; свет врывается в тьму, тьма врывается в
свет; его “Я”—плоскость трения—или борьба; так пассивный дуализм Индии
переходит в активный дуализм более поздних теорий (Ормузд, Ариман),
определяющих культуру Персии; появляется впервые время; а с ним— история;
откровения позднейшего Заратустры черпаются уже из исторической борьбы света
запада (Ирана) с тьмою востока (Ураном). Майя индуса здесь, в борьбе, как бы
распахивается; и—прорастает в Египте, где Майя есть Матерь — Земля, Плодородье,
Изида, рождающая Горуса (младенческое “Я” личности, отражающее “Око” Париса).
В Иудее мы видим дальнейший рассказ о врастании космического “Я” в
плоть жизни; сначала Иудей ощущает свое “Я” в роде; для него—есть “Я” рода и Бог
открывается сквозь кровь: “Я”— Бог Авраама, Исаака, Иакова; и потом уже Бог
“имрека” как для египтянина всякий есть в роде Озириз, так для иудея всякое “Я”
в Аврааме; и сквозь него в Ягве-Элогиме; в Моисее видим реформатора,
отрывающего иудея от древнего “Египта” культуры и повествующего о грядущем
Боге, которого имя есть “Я” это “Я” есть грядущий Мессия; обетование о личном
бессмертии есть то новое, что входит в сознание в теогонической стадии
формирования культуры.
Те же стадии по-иному пробегает и Греция; сперва в ней видим мы
период до человеческих змееногих титанов; “змееногость” древнего грека есть
указанье на хвост, соединяющий его с прошлым; как в Иудее личное “Я” живет в
потоке крови, хлынувшем от Авраама до “имрека” так в Греции личное “Я” есть хвост
змеи протянутый в прошлое мифической действительности; и лишь потом появляется
младенец — герой, удушающий змеев; этот младенец есть впервые рожденное
сознание личного “Я” противопоставленного роду; орудие отсечения “Я” от рода
есть впервые возникновение в Греции абстрактной мысли; этот период крепнущего
личного сознания и эгоизма характеризует VI-й, V-й век; личность впервые
обособляется; в Греции возникает впервые социальная проблема в нашем смысле,
противополагающая буржуазную культуру (культуру эгоизма) культуре сельских
коммун; этот рост эгоизма и личности окрашивает последние столетия
теогонического периода культуры, где она прорезывалась под покровом “культа”.
Личность начинает противопоставлять себя обществу, “субъект”—
объективному “коллективу” оба стремятся к гипертрофии; “субъект” личности
раздувается то в громадного эгоиста в чувственном смысле (“богача”,
“собственника”), то выдувается, как пузырь, из чувственной оболочки субъекта
сознания; “объект”коллектива чувственно распухает в громаду Римской Империи и
одновременно защищается от трения личностей стальными абстракциями права;
чудовищным смещением абстрактного единства объекта с чувственным единством
личности является сперва: римский кесарь, потом папа, против государственного
Канона, смешанного с произволом единой личности, поднимает главу гуманизм, в
котором живет смутное ощущение “человека” (с большой буквы); здесь, в
одновременных концепциях индивидуальной утопии человека, как храма Космоса и
храма человечества, как организма всех в одном (“civitas, solis” Кампанеллы)
встречают нас первые прорезы культуры в собственном смысле, снимающей
противоречия личности и общества, субъекта и объекта в “Я” собственно, которое
не есть “Я” личности, а — одновременное пересечение “Я” коллектива, “Я” мира и
“Я” человека; но эта интеграция культуры не удается: гуманизм вырождается в
буржуазную культуру наших дней, где искомое пересечение мира, Бога, коллектива
и личности в индивидуум “Я” полагается в личности, только в личности: в
“субъекты” Вандербильдов и Рокфеллеров, отраженных современной наукой и
философией с ее учением о границах познания, со всей системой заборов,
перегородок и надписей “interdit” отчего противоположное устремленье культуры
(другая ее половина) дезорганизует индивидуум “Я” в систему неживых механизмов;
в “объективность” экономического материализма; в борьбе двух абстракций
культуры “Я” (социализм с ложным идеализмом) обнаруживается весь компромисс
традиционного правосознания.
Всемирно-исторический смысл культуры в органическом сочетании
коллектива и личности, а не в смешениях того и другого; сочетание
“субъективного” с “объективным” переходит в “слиянье” лишь в подлинном
осознании “Я” самосознания “Я”, “еще нет в нашей жизни; он в уразумении, что
“Я” есть точка пересечения мира и личности, человека и Бога, коллектива и
индивидуума.
Борьба экономического материализма с идеализированным фетишизмом
(“Человеком” с большой буквы) с материальным идолом, надевшим маску идеала; те
и другие подменяют понятие “идеал” понятием “капитал” одни обобществляя
капитал, не видят, что обобществляют “идеал” другие, спасая “идеал”, спасают
собственный “капитал” одни под “духом” разумеют материю; другие — под “материей
разумеют дух”.
Материя уничтожена современной наукой, а “дух” выдохся, сморщился
до “апперцепции” Канта; пора выбросить этот “дух” субъективного “Я” и понять,
что материальные пункты суть центры сознании, что мир, что природа—живой,
социальный организм,—что “Я” наше “Я”,—организуя множества сознании; и
одновременно — атом тела Индивидуума Вселенной (личность, свободно вышедшая из
своих границ, индивидуализируется в коллективе, а коллектив организуется в
личностях, а не где-то между ними).
Раз в истории “Я” поднимало свой подлинный голос; и это было “Я”
Христа, христианство — религия самосознающего “Я” — противопоставлено, как всем
культам, так и всей “некультурице” современного буржуазно-атеистического строя;
но в истории христианства мы видим лишь “мимикри” дохристианских культур;
история христианства — история детских болезней; борьба с христианством есть
борьба одной половины нехристиан с другой половиною; для каждой — другая
половина есть роковое “alter ego”.
Культура есть христианство: христианство — религия самосознающего
“Я”. Таков взгляд на культуру Антропософии: культура есть Антроподицея, сочетающая
Теодицею с Космодицеей. В уразумении этого — пути культуры.