Всеобщее
форма существования всех особенных и единичных явлений,
закономерная форма их взаимосвязи в составе конкретного
целого. Различаются абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее.
Абстрактно-всеобщее – отражаемое в созерцании и представлении
сходство, подобие, тождество всех чувственно-воспринимаемых
явлений, одинаково свойственные каждому из них, взятому
порознь, «признак» (определённость вообще). Конкретно-всеобщее
– отражаемая в понятии внутренне необходимая связь
(взаимообусловленность) различных и противоположных
явлений, закон их перехода и превращения друг в друга,
выступающие на поверхности явлений не в виде их сходства,
подобия и тождества, а, наоборот, через их различие,
особенность, противоположность.
Полемика между различными решениями проблемы всеобщего
пронизывает всю историю философии. Первоначально для
философии характерно непосредственно-предметное толкование
всеобщего – как воды, огня, апейрона, воздуха, т.е.
как особенного вещества, из которого состоят все вещи,
как их субстанции. Этому пониманию противостоит толкование
всеобщего как бестелесного прообраза единичных вещей,
как «чистой формы». В попытках соединить два указанных
аспекта «путается» и «бьётся», по выражению В.И. Ленина,
мысль Аристотеля 1. Трудности, связанные с отношением всеобщего к особенному
и единичному, лежат и в основе спора между двумя философскими
направлениями – реализмом и номинализмом – в средние
века. Наличие всеобщего в сознании (в мышлении, языке)
несомненно для философов всех направлений, и спор идёт
исключительно об объективной реальности всеобщего вне
сознания, вне мышления. Субъективно-психологическое
толкование всеобщего как «значения знака», как абстракции
от всех объективных эмпирически данных различий, находит
своё завершение в современном неопозитивизме, в понимании
всеобщего как чисто лингвистической категории, как
факта «языка». Объективное значение всеобщего как закона,
управляющего движением единичных вещей, отстаивают,
с разных позиций, представители материализма (Б. Спиноза,
Л. Фейербах) и объективного идеализма (Г. Лейбниц,
Г. Гегель). Диалектика отношения всеобщего к особенному
и единичному наиболее полно представлена в логике Гегеля.
В философии диалектического материализма всеобщее
в мышлении понимается как форма отражения объективного единства многообразных
явлений природы и общества в сознании человека. Как таковое оно выражается
в сознании не в виде абстракции, фиксирующей тождество всех единичных
и особенных явлений друг другу в отвлечении от всех их очевидных различий,
а в форме системы абстрактных определений, отражающих тождество различий,
тождество противоположностей, в движении которых только и состоит реальное
(конкретное) единство всех многообразных вещей (явлений) в составе
некоторого целого. Абстрактно-всеобщее (т.е. всеобщее, выделенное путём
сравнения и зафиксированное термином) играет в познании важную, но
ограниченную роль момента, аспекта постижения конкретно-всеобщего и
представляет собой скорее принцип образования общего представления.
Логическим (методологическим) принципом образования понятия выступает
всегда конкретно-всеобщее, выражающее «положенную нераздельность моментов
в их различии», а не в их абстрактном тождестве друг другу. «...Не
только абстрактно всеобщее, но всеобщее такое, которое воплощает в
себе богатство особенного, индивидуального, отдельного» (всё богатство
особого и отдельного!)...» – отмечал Ленин 2.
«Воплощает в себе» – значит здесь: выражает непосредственно в своих
конкретных определениях и притом в двояком смысле. Во-первых, в том,
что оно внутри себя расчленено на особенные моменты, и, во-вторых,
– в том, что данная форма реальности, будучи вполне «особенной» в ряду
других особенных форм того же конкретного целого, является – и именно
в силу своей особенности – всеобщим основанием всех других. Так, понятие
стоимости в политической экономии выступает как всеобщее не в качестве
абстракции, фиксирующей одинаковость всех явлений развитого товарного
хозяйства, а как конкретное понятие, отражающее внутреннюю диалектику
простой товарной формы в ее особенности и даже единичности (X товара
холст = Y товара сюртук). Именно на этом пути находится всеобщее выражение
всех других категорий явлений, их исторически и логически простейшая
форма.
Всеобщее в диалектике понимается не как абстрактно-общее
правило, под которое может и должен подводиться без противоречия каждый
особенный и единичный случай, а как закон превращения (перехода) различных
и противоположных явлений друг в друга, как тенденция, как общая необходимость,
пробивающая себе дорогу через случайности, через своё собственное «отрицание»
и «отрицание отрицания». Другими словами, каждый частный (особенный
и единичный) случай, взятый порознь, может формально «опровергать»,
отрицать абстрактные определения всеобщего, и только вся масса таких
случаев, взаимно корректирующих друг друга, реализует и доказывает
(«утверждает») своё собственное всеобщее. Абстрактно понятое всеобщее
поэтому может стать в антиномическое отношение к формам своего собственного
проявления, к своим собственным «особенным» формам (например, закон
стоимости в его всеобщей форме и факт прибыли, прибавочной стоимости).
Выступая в «бытии» (в природе и обществ, развитии) как закон, как необходимость
взаимного полагания (перехода, превращения) различных и противоположных
форм развития материи, всеобщее раскрывается в познании через конкретный
анализ всей цепи таких переходов и превращений, а не через абстракцию
(отвлечение) от их конкретности, от их особенностей, не через фиксацию
одинакового, абстрактно-тождественного в них. Форма всеобщности, по
Энгельсу, «...есть соединение многих конечных вещей в бесконечное» 3
и именно поэтому составляет форму их «внутренней завершённости» 4,
внутреннюю (диалектическую) противоположность их конечности, их особенности,
их единичности, их внутренней незавершённости, полагаемой извне другими
вещами, другими дискретными моментами в непрерывной связи развития.
Именно поэтому человеческое мышление способно выявить всеобщее в качестве
внутренне необходимого момента «особенного», т.е. по необходимости
ограниченного во времени и пространстве круга явлений, не нуждаясь
для этого в исследовании всех явлений в бесконечном пространстве и
времени, всех без исключения частных случаев. Для выявления всеобщего
оказывается достаточно исчерпывающего анализа типичного «частного»
случая, проверенного практикой, экспериментом.
Большая Cоветская Энциклопедия, т. 5, с. 453.
1 Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 29,
с. 327 и 316.
2 Там же, с. 90.
3
Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 20,
с. 548-49.
4 Там же.