www.philos.msu.ruКафедра социальной философииКафедра социальной философии
Гостевая Книга
Управление
Почта
Публикации

                               Марксизм. Современность. Россия

 

Семьдесят лет в СССР (России) марксизм официально играл роль господствующей доктрины. Любое постановление ЦК КПСС объявлялось творческим развитием марксистско-ленинского учения. Официальные философы зорко следили за тем, чтобы никто не отступал от официального марксизма. Отступников строго наказывали. Разумеется, это был “русифицированный марксизм”, то есть марксизм, примененный к условиям России и интерпретированный в российском духе.

С приходом к власти М.С. Горбачева и особенно после развала СССР стали предавать анафеме марксизм. Бывшие правоверные марксисты превратились в ярых антимарксистов. Марксизм был обвинен во всех мыслимых и немыслимых грехах: в утопизме и антинаучности, в тоталитаризме и диктаторстве, в игнорировании человека и антигуманизме и т.д. и т.п.

Но нет худа без добра. Огульная критика марксизма привела к тому, что многие обществоведы, не предавшие марксизм, по-настоящему заинтересованные в научных исследованиях и не подверженных конъюнктурным изменениям, еще  больше внимания стали уделять глубокому и всестороннему изучению марксизма как целостной научной системы. К числу этих обществоведов отношусь и я.

 В данной статье я остановлюсь лишь на некоторых аспектах учения Маркса.

Прежде всего хочу заметить, что условно можно выделить три рода философии: 1)философию мирообъяснения и миропонимания, 2)философию мироощущения и   3) философию миропостижения.

К философии мирообъяснения и миропонимания относятся те философские направления и течения независимо от их материалистической или идеалистической ориентации, которые для подтверждения своих философских тезисов обращаются к науке в широком смысле слова. Это и Декарт, и Спиноза, и французские философы ХУ111 века, и Кант, и Гегель, и Маркс. Философия мирообъяснения и мироощущения есть научная философия. Вспомним слова Энгельса о том, что благодаря трем великим открытиям (открытие клетки, превращение энергии, теория Дарвина) и вообще громадным успехам естествознания можно дать общую картину природы как связного целого. Но это касается не только естествознания, но и обществознания. Маркс свои философские тезисы подкреплял данными политической экономии, исторической науки, военной теории и т.д. Философия мирообъяснения и миропонимания - это рационалистическая философия.

К философии мироощущения относятся те философские течения, которые анализируют субъективный мир человека Это философия жизни, экзистенциализм, персонализм и т.д. Философия мироощущения -это иррационалистическая философия. Она, конечно, может использовать научные данные, но строить теоретические конструкции не может.

Философия миропостижения – это религиозная философия. Она абсолютно  иррациональна.

           Маркс совершил научную революцию в философии истории. Суть этой революции состоит в следующем. Маркс открыл новый континент-поле: экономическое поле. До Маркса его никто не исследовал. Во-первых, на этом экономическое поле создаются материальные ценности, выступающие в роли фундамента всякой общественной жизни. Во-вторых, новый континент-поле нельзя было исследовать с помощью старых философских категорий и старого логического аппарата. Поэтому Маркс совершает не только концептуальный, но и эпистемологический разрыв с прежней философией истории. Он разрабатывает новые категории – общественное бытие, общественное сознание, базис, надстройка, способ производства, производственные отношения, общественно-экономическая формация и др. – с помощью которых можно изучать и анализировать общество.

Материалистическое понимание истории, как и все учение Маркса, подвергается критике с момента его возникновения. Эта критика продолжается и в наши дни, в том числе и теми, кто еще недавно шумно защищал Маркса. Причем критика ведется довольно оригинально: Марксу приписывается выдуманная критиками глупость и затем ими же опровергается эта глупость, являющаяся их собственной глупостью. Относительно материалистического понимания истории выдвинута глупость, согласно которой Маркс якобы все многообразие общественной жизни редуцировал к экономическому фактору,  и тем самым упростил весь исторический процесс, состоящий из разных феноменов, фактов и событий, что Маркс якобы полностью проигнорировал роль неэкономических факторов в общественной жизни. Так, еще при жизни Энгельса профессор Лейпцигского университета П.Барт выступил с критикой материалистического понимания истории. Он писал, что Маркс был воспитан на гегелевской философии, и поэтому все, что не вытекало из единого принципа,  он считал ненаучным. Сам Маркс в качестве такого принципа выбрал экономику, из которой выводит все остальные сферы общественной жизни. Он, продолжает Барт, лишает эти сферы самостоятельности и полностью подчиняет их экономическому фактору. Но «у Маркса же и у Энгельса ни слова не говорится о реакции идеологии на народное хозяйство, - реакции, которая сама собой очевидна и не может не обнаружиться, потому что деятельный работник на поприще народного хозяйства, человек, является вместе с тем носителем идей, а идеи направляют его поступки»[1].

Маркс никогда не принижал роль неэкономических факторов. Он рассматривал общество как сложное структурированное целое, которое условно можно разбить на четыре большие сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из этих сфер представляет собой целую систему различных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии. Это значит, что все  элементы общества как на макро, так и на микро уровне диалектически и непрерывно взаимодействуют. Они структурно меняются, совершенствуются, развиваются. Иначе  говоря, они (элементы) вариантны. Духовная сфера, например, эпохи рабства и духовная сфера нашего времени резко отличаются друг от друга: они претерпели коренные качественные и количественные изменения. Но вместе с тем элементы духовной сферы общества инвариантны в том смысле, что возложенные на них функции  постоянны на протяжении всей мировой истории. Так, какие бы изменения ни претерпела политика, ее главной функцией остается властное регулирование отношений между обществом и государством, между различными классами, государствами и т.д. Как бы ни совершенствовалась экономика, как бы ни менялись производственные отношения и производительные силы, главной функцией экономики всегда было,  и будет производство  материальных ценностей.

В структурированном целом разные сферы выполняют разные функции, которые отличаются по значимости для субъектов истории, т.е. для людей. Чтобы общество функционировало как социальная система, необходимо, прежде всего, производство и воспроизводство непосредственной жизни. Иначе говоря, нужно постоянно и непрерывно производить материальные ценности, строить жилье, заводы, фабрики, производить пищу, одежду и т.д. Это - естественный процесс исторического развития общества. Поэтому у Маркса были все основания говорить о том, что способ производства материальной жизни детерминирует все остальные процессы жизни. Другими словами, экономический фактор, в конечном счете, всегда выступает как детерминанта, как движущая сила исторического процесса.

Сейчас многие утверждают, в том числе считающие себя марксистами, что со временем не экономический,  а духовный фактор будет играть детерминирующую роль в истории. Но это может произойти лишь в одном случае: если люди перестанут есть, одеваться, пить и не захотят иметь крышу над головой. Смею сказать, что этого никогда не произойдет. Поэтому, повторяю, материальное производство всегда будет лежать в основе общества. Но когда общество будет обладать колоссальным материальным богатством, и люди не будут думать каждый день о приобретении куска хлеба, тогда, конечно, духовное производство начнет доминировать, но не детерминировать общественное развитие. Без кислорода люди не могут прожить и пять минут, но они о нем вспоминают лишь тогда, когда попадают в помещение, где нет этого кислорода. То же самое касается материальных ценностей.   

               Учение  Маркса не догма, а руководство к действию. Поэтому оно должно творчески развиваться и изменяться в соответствии с развитием науки и изменением объективной действительности. При этом следует различать понятия «фундаментальные теоретические положения» и «высказывания по тем или иным вопросам». Фундаментальные теоретические положения отражают глубинные, сущностные стороны объективной действительности, они выступают своего рода парадигмами для последующего развития науки.  Их пересмотр предполагает определенную научную революцию, без которой немыслимо дальнейшее развитие науки. Но их  многие пересматривают при изменении конъюнктуры, т.е. политической, экономической и т.д. ситуации. Объективная действительность в целом остается той же, а конъюнктура изменяется быстрее. Конъюнктурщики,  приспосабливаясь к жизненной  ситуации, начинают ревизовать фундаментальную теорию. Что касается высказываний по тем или иным вопросам, то они пространственно и временнò локализованы. Скажем, Маркс мог высказываться по тем или иным вопросам, обсуждавшимся в его эпоху, но эти высказывания тогда были верны, а теперь устарели. Или Аристотель утверждал, что раб есть одушевленное орудие. Это высказывание в эпоху Аристотеля, когда рабы были исключены из жизни общества и с ними обращались как с орудием, было верно. Но после смены рабства оно, конечно, устарело. Зато другое утверждение Аристотеля о том, что правильным государственным устройством является такое устройство, которое имеет в виду общую пользу, нисколько не устарело и является фундаментальным тезисом, выдвинутым Стагиритом. Материалистическое понимание истории как фундаментальное теоретическое положение, например, как я уже отмечал, нисколько не устарело, потому что континент-поле (экономическая сфера общественной жизни) остается, и будет оставаться, пока существует социум. Этот континент-поле меняется (меняются производственные отношения, производительные силы, совершенствуется разделение труда и т.д.), но функционально инвариантен, потому что способ производства материальных благ всегда будет выступать в роли детерминанты общественного развития. Иначе говоря, люди всегда в первую очередь занимались,  и будут заниматься производством материальных ценностей, необходимых для удовлетворения материальных потребностей людей. Это универсальный закон развития всего исторического процесса.

Детерминирующая роль экономического фактора довольно убедительно иллюстрируется современной ситуацией. Экономически развитые страны диктуют свои нормы жизни, принципы, культурные ценности и кодекс поведения экономически слаборазвитым государствам. Вместо критики нужно использовать материалистическое понимание истории для глубокого и всестороннего анализа нашей эпохи, переживающей острейший кризис.

 К числу фундаментальных тезисов относится и тезис о диктатуре пролетариата. В настоящее время он решительно отвергается. Как известно, впервые понятие «диктатура пролетариата» появляется в письме Маркса к И. Вейдемейеру от 5 марта 1852 года.  В этом письме Маркс пишет: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собой. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов…»[2].

Проанализировав исторический процесс, Маркс и Энгельс пришли к выводу, что в классовом обществе политически и духовно господствует всегда тот класс, которому принадлежит экономическое господство, т.е. в руках которого находятся средства производства. «Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчиненными господствующему классу»[3]. Господствующие мысли представляют собой идеальное выражение господствующих материальных отношений. Всякий класс, стремящийся к политическому господству, представляет свой интерес как интерес всего общества, всех граждан данного государства и тем самым создается иллюзия защиты всеобщих интересов, хотя на самом деле не так, ибо приходящий к власти класс отстаивает свои собственные интересы.

Эти мысли Маркса очень актуальны и в современную эпоху, в том числе в России, где уже сформировался класс буржуазии и где средства массовой информации (СМИ) оказались в руках этой буржуазии.  Благодаря СМИ буржуазия манипулирует общественным мнением, она проводит в законодательные органы своих представителей, которые верой и правдой служат ей.

Слово «диктатура» пугает не только антимарксистов, но и многих псевдомарксистов. Они под этим словом подразумевают лишь вооруженное насилие, физическое уничтожение своих противников. Бесспорно, такое насилие имеет место в истории, особенно в эпохи бурных революционных изменений, когда решается вопрос «кто кого?». Если революционный класс не использует все доступные ему средства, в том числе, вооруженные, то контрреволюционный класс их с успехом может использовать. Поэтому вполне естественно, что борющиеся друг с другом антагонистические классы применяют все средства для захвата или удержания власти. Короче говоря, любой класс осуществляет свою диктатуру. Эта диктатура проявляется не только на крутых поворотах истории, но и в мирное время. В современных развитых демократических странах, где правам человека якобы придается первостепенное значение, буржуазия тотально осуществляет свою диктатуру: через экономику, через политику, через средства массовой информации, через свою философию, через свои моральные нормы и принципы, через свое мироощущение и миропредставление, через свое мировидение и т.д. Все совершается в условиях мира. Но если  интересы буржуазии окажутся под угрозой, то нет сомнения в том, что она использует немирные средства для сохранения своего господствующего положения.

Таким образом, есть диктатура рабовладельцев, есть диктатура, феодалов, есть диктатура буржуазии и есть диктатура пролетариата. Все эти формы диктатуры проявляются по-разному в зависимости от исторических условий, от традиций, уровня политической культуры, от сложившихся в данный момент обстоятельствах и т.д. и т.п. И если совокупный пролетариат, под которым подразумеваются все слои, не эксплуатирующие чужой труд, придет к власти, то он будет осуществлять свою диктатуру также тотально, как и буржуазия. Если все господствующие классы имеют право на осуществление своей диктатуры, то и пролетариат имеет такое же право. И поэтому понятие «диктатура пролетариата» нисколько не устарело. Конечно, объем этого понятия расширился, поскольку само понятие пролетариата расширилось, ведь теперь оно включает не только физически работающих рабочих, но и всех тех, кто вынужден продавать свою рабочую силу и кто подвергается эксплуатации.

        Противники марксизма и бывшие марксисты  утверждают, что в современных условиях якобы с появлением «среднего класса» исчезли антагонистические противоречия между классами, что в развитых капиталистических странах будто бы реализованы все требования, которые в свое время Маркс выдвигал  в своих произведениях.

Многие исследователи (Сорокин, Арон и др.) в качестве классообразующего признака выделяют не отношение к средствам производства, а доходы. Утверждается, что по мере развития капитализма увеличиваются доходы населения, люди удовлетворяют свои потребности, рабочий класс растворяется среди других слоев общества, появляется «средний класс», который включает в себя большинство людей данного общества.

На мой взгляд, сторонники таких утверждений видят только явление и не хотят анализировать сущность тех изменений и процессов, которые происходят в современном мире. Слов нет, в западных странах, население которых составляет около одного миллиарда человек, жизненный уровень достаточно высок, особенно тех, кто имеет постоянную работу и обеспечен жильем. Верно, что большинство западных жителей в состоянии иметь машину, телевизор, жилье, отдыхать заграницей и т.д. Бесспорно и то, что у многих есть определенные доходы, акции и т.д. Но следует ли отсюда, что на Западе теперь нет рабочих,  трудящихся, а есть только «средний класс»? Нет, конечно.

Рабочий не потому является рабочим, что он получает мало или много, а потому что он лишен средств производства, и вынужден продавать свою рабочую силу. Он может получать много, но, тем не менее, подвергается эксплуатации со стороны работодателей, поскольку они присваивают его труд за вычетом заработной платы. Такая эксплуатация – имманентная черта капитализма: без этого он не может существовать и развиваться. Раз есть капиталистическая экономика, значит, есть и рабочие, которые могут иметь определенное количество акции предприятия, но все равно остаются рабочими.

Следует подчеркнуть, что акции – это камуфляж сущности буржуазного способа производства. Действительными владельцами предприятий являются не все акционеры, а только те, кто владеет пакетом акций, поскольку им принадлежит решающий голос при принятии тех или иных решений.

Нельзя забывать и тот факт, что не все представители «среднего класса» удовлетворяют свои общественно необходимые потребности. Под последними подразумеваются потребности, порожденные уровнем развития данного общества. Скажем, в прошлом веке ни у кого не было потребности в телевизоре или в компьютерной технике, потому что производство не выпускало эту продукцию. В настоящее время телевизор и компьютер – не предмет роскоши, а составная часть жизненных стандартов нашей эпохи. Так вот многие представители  «среднего класса» не могут себе позволить удовлетворить общественно необходимые потребности, потому что, во-первых, финансы не позволяют и, во-вторых, вынуждены откладывать деньги на черный день, ибо неизвестно, будут иметь завтра работу или нет.

Понятие «среднего класса» – это конъюнктурное понятие, скрывающее реалии современного буржуазного общества. И Марксов анализ социальной структуры капитализма нисколько не устарел: есть богатые, есть бедные, есть эксплуататоры и эксплуатируемые, есть пролетарии в широком смысле слова и буржуазия тоже в широком смысле слова. И тот, кто закрывает на это глаза, тот просто выступает в роли апологета буржуазного строя.

Таким образом, вопреки утверждениям буржуазных идеологов, в современном мире не исчезли ни классы, ни их борьба между собой. Напротив, усиливается в мировом масштабе социальная дифференциация и социальное расслоение людей. Сотни миллионов безработных, голодных, нищих, и вместе с тем кучка миллиардеров – вот та социальная поляризация, свидетелями которой мы являемся

Маркс в «Капитале» писал, что в буржуазном обществе имеет место абсолютное и относительное обнищание рабочего класса. Абсолютное обнищание предполагает ухудшение положения трудящихся по мере развития капитализма, а относительное обнищание связано с уменьшением доли тех же трудящихся в национальном доходе.

Нынешние буржуазные идеологи и бывшие марксисты  отвергают этот фундаментальный тезис марксистской теории. В качестве аргументов они выдвигают повышение жизненного уровня рабочего класса, вообще трудящихся по сравнению с их уровнем жизни в эпоху Маркса, с увеличением зарплаты, с сокращением рабочей недели и т.д. Действительно, как уже отмечали выше, современный рабочий развитых капиталистических стран живет несравненно лучше, чем рабочие прошлого века. Но исчезло ли абсолютное обнищание трудящегося человека? Конечно, нет.

Во-первых, рост зарплаты не успевает за ростом стоимости жизни. У современного трудящегося больше потребностей, потому что производство создает больше разнообразных товаров, необходимых работнику и его семье. Он если даже удовлетворяет материальные потребности, то не может удовлетворить духовные, потому что они стоят дорого. Во-вторых, пауперизация включает в себя рост безработицы, а наличие безработицы вынуждены признать даже самые ярые противники марксизма. В-третьих, пауперизация включает в себя неуверенность в завтрашнем дне, рост психических заболеваний, увеличение численности наркоманов и других социальных болезней. В этом отношении особенно выделяются развитые капиталистические страны. В-четвертых, буржуазный мир не ограничивается Западом. Он включает в свою орбиту и незападные страны, в том числе государства Азии, Африки и Латинской Америки. Десятки, если не сотни миллионов,  жителей этих стран живут в нищете. По словам известного американского ученого Д. Белла, в Африке 70-х годов жили лучше, чем в Африке 80-х, а в Африке  80- лучше, чем в Африке 90-х. Немецкие исследователи Мартин Г.-П. и Шуманн Х. Пишут, что « в 1995 году четыре пятых всех американских рабочих и служащих мужского пола зарабатывали в реальном исчислении на 11 процентов в час меньше, чем в 1973 году. Другими словами, вот уже более двух десятилетий уровень жизни огромного большинства американцев падает»[4]. Они же пишут: «Всего лишь 358 миллиардеров владеют таким же богатством, как и 2,5 миллиардов человек, вместе взятые, почти половина населения Земли»[5]. Кстати, вот что они пишут о Марксе: «Более чем через сто лет после смерти Карла Маркса капитализм вновь устремился в направлении, которое этот экономист, совершивший революционный переворот в общественном сознании, так точно описал для своего времени»[6]. Далее цитата из Маркса: «Общая тенденция капиталистического производства заключается в том, чтобы не повышать, а понижать средний уровень зарплаты, тем самым доводя в той или иной мере стоимость труда до ее минимального предела»[7]. Отсюда ясно, что марксистский тезис об абсолютном обнищании трудящихся нисколько не устарел. Он еще раз подтвердился реалиями современного буржуазного общества, реалиями современной буржуазной России, где миллионы людей оказались в нищете.

Тем более не устарел тезис об относительном обнищании людей труда. Достаточно посмотреть на сегодняшнюю ситуацию в России, чтобы убедиться в его верности.

Противники марксизма отвергаеют понятие общественно-экономической формации и усиленно пропагандируют понятие  цивилизации. Только ленивый не пишет о цивилизации. При этом многие очень расширительно толкуют данное понятие. Это понятие было введено то ли Мирабо, то ли Тюрго в 1752 или 1756 гг. Французские просветители под цивилизацией подразумевали общество, основанное на началах разума и справедливости, т.е. буржуазное общество.

Напомню, что возникновение   цивилизации связано с переходом от собирательского хозйства к производящему, от первобытного общества к классовому. Общество начинает развиваться на своей собственной основе, доминируют социальные, а не природные связи. Без письменности нет цивилизации. Фундамент цивилизации – общественное богатство в единстве материальных и духовных ценностей. Главный критерий цивилизации – человек.

Маркс и Энгельс  не отвергали понятие цивилизации. Они его широко использовали во многих своих произведениях. В «Немецкой идеологии» они пишут: «Противоположность между городом и деревней начинается вместе с переходом от варварства к цивилизации, от племенного строя к государству, от местной ограниченности к нации и проходит через всю историю цивилизации вплоть до нашего времени»...[8] Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» пишет, что «цивилизация является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе»[9].

Почему же Маркс не воспользовался готовой категорией цивилизации и стал разрабатывать новую категорию?  Причем поиски этой категории шли до ее появление в «Предисловии к критике политической экономии». Понятие формации Маркс берет из геологии, где оно обозначало наплоставание определенных геологических отложений. Что же хотел подчеркнуть Маркс? Маркс хотел подчеркнуть, что развитие общества носит такой же естественноисторический характер, как и развитие природы. Понятие формации показывает общество в динамике, а понятие цивилизации – в статике. Хочу подсеркнуть, что формационный и цивилизационный подходы не противоречат друг другу.

Сейча часто употребляют понятие «информационное общество». Но данное понятие не раскрывает сущности современного общества. Только категория общественно-экономической формации раскрывает эту сущность: стержень формации – способ произвосдвта, а стержень способа производства – собственность. Собственность структурно может меняться в рамках данной формации, но не качественно. Качественное изменение собственности означает переход от одной формации к другой. Конечно, многим хочется, чтобы капитализм представлял последнюю стадию в развитии человечества. Но многим в ХУ111 веке хотелось, чтобы феодализм представлял такую стадию. Однако феодализм был заменен капитализмом. Нет сомнения в том, что и капитализм будет заменен обобществившимся общетвом, то есть социализмом. Это естественный путь развития общества. 

  Общестовзнание переживает глубокий кризис. Нынешние обществоведы отказываются не только от марксизма, но и от классических методов изучения общества. Диалектика выброшена на свалку, исторический и логический метод тоже забыт, забыт и метод восхождения от абстрактного к конкретному, забыт и принцип историзма. Зато восхваляется религия. Она объявляется формой познания, хотя это абсолютно противоречит историческому опыту и просто является бессмысленным утверждением. В Х1Х веке верили в науку, строили научные теории. В ХХ веке обществоведы отказались от построения научных теорий  и тем самым завели общественные науки в тупик.  Главный довод противников построения научных теорий об обществе: современное общество так сильно отличается от предыдущих обществ, что прежние методы устарели, а новые не нужны. Так считают в основном постмодернисты и все противники классической философии. Относительно современного общества скажу, что оно, конечно, резко отличается от прошлых обществ, но ведь и прошлые общества отличались друг от друга. Очень сильно отличался Х1Х век от ХУ111. Паровоз, появившийся в Х1Х веке, такое же чудо, как и ракета. Но важнее вот что: исторический процесс носит континуистский характер. Каждое предыдущее поколение передает материальные и духовные ценности последующему поколению. То в свою очередь что-то добавляет, что-что изменяет, и передают следующему поколению. Так складывается весь исторический процесс. Следовательно, прошлое и настоящее представляют собой неразрывное единство. Поэтому методы исследования прошлого применимы и к современности. Кстати, ведь природа тоже меняется. Но никто же не отказывается от классических методов исследования природы.

Я считаю, что марксизм как методология по-прежнему выполняет огромную методологическую роль в обществознании. Почему? Да потому, что марксизм исходит из жизненных реалий. Разве материалистический подход к объяснению сложных социальных процессов и феноменов устарел? Разве экономика перестала быть фундаментом общества? Нет, конечно. Известный британский историк Джон Тош пишет: «Марксистская модель «базис/надстройка» представляет собой весьма полезный способ постижения всей совокупности социальных отношений в любом конкретном обществе»[10]. Сотни тысяч статей, книг, брошюр и дессартаций посвящено за посследние десять лет будущему России. Все говорят о России, но представляют Россию как нечто абстрактное, а не конкретное. Россия – это экономика, это люди, это разные этнические общности, это разные религии и т.д. и т.п. Надо заниматься конкретным анализом конкретной ситуации, а не строить спекулятивные конструкции. И в этом смысле марксистская методология – это единственная методология, которую можно применить не только изучению России, но и всех современных государств, вообще всех сложнейших процессов современного социального мира.  Методология – это стартовая площадка, откуда запускаются научные теории. Одна из причин кризиса современного обществознания – отказ от классических методов.

В связи с крушением социализма в СССР и развала самого СССР абсолютное большинство бывших марксистов отвергло марксизм. Утверждается, что поскольку социализм рухнул, марксизм как теория социализма тоже рухнул. Но, во-первых, социализм не рухнул, не рухнул по той простой причине, что его не было. Давайте вспомним, что из себя представляла дореволюционная Россия. Доревеолюционная Россия – это империя. Она уже начала разваливаться после Февральской революции. Еще сильнее процесс развала империи пошел после Октябрьской революции. Причем развал носил не только этнический, но и территориальный характер. Вспомним Дальневосточную республику, Сибирскую республику, Краснодарскую раду и т.д. Большевики, которых сейчас критикуют, остановили развал империи. Если бы не большевики, то Российская империя подобно Османской империи исчезла бы с политической карты мира. Величайшая заслуга большевиков, особенно Сталина, заключается в том, что они Российскую империю превратили в могучую Советсткую империю.

У нас не любят слово «империя», потому что в имперских государствах метрополия эксплуатирует колонии. Ясное дело, что в Советском Союзе ничего такого не было. Напротив, если называть Советскую Россию метрополией, то как раз она подвергалась эксплуатации со стороны колоний. Но, на мой взгляд, в империи главное не эксплуатация колоний, хотя это тоже может иметь место, а политическое насилие. Во всех империях, в том числе в СССР, доминировало политическое насилие. В империалистических же государствах доминирует экономическое насилие. Империалистическое государство может не иметь колоний, но экономически господствовать.

Но политическое насилие долго не может продолжаться. Оно рано или поздно уступает место экономическому насилию. Следует подчеркнуть, что империя и социализм не совместимы. Более того, даже капитализм не совместим с империей. В Советском Союзе был «имперский социализм», в котором позитива было в несколько раз больше, чем негатива. Рухнул этот «имперский социализм», хотя его можно было плавно перевести в рыночное русло.

Маркс писал, что общество «не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов»[11]. Мы пытались перескочить капитализм, но не удалось. Но мы могли, как писал Маркс, «сократить и смягчить муки родов», как это делают китайцы. Но у нас сыграл свою роковую роль субъективный фактор.

Марксизм возник на Западе,  а не в России. А в России, как известно, все социальные, философские и экономические теории брали из Запада. Вот что  пишет Чаадаев: «Мы так удивительно шествуем во времени, что по мере движения вперед пережитое пропадает для нас безвозвратно. Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. Внутреннего развития, естественного прогресса у нас нет, прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не вырастают из первых, а появляются у нас откуда-то извне. Мы воспринимаем идеи только в готовом виде; поэтому те неизгладимые следы, которые отлагаются в умах последовательным развитием мысли и создают умственную силу, не бороздят наших сознаний»[12]. Вначале увлекались Гегелем, затем Контом, затем Марксом, в настоящее время постмодернистами. Причем основные идеи западных мыслителей, как и в целом западные ценности, извращаются до неузнаваемости. Сначала извратили социализм и коммунизм, а теперь демократию, рынок и прочие западные ценности.

Некоторые хотели похоронить марксизм не только у нас, но и в других странах мира. Но он по-прежнему занимает выдающееся место в духовной жизни человечества. Маркс был объявлен величайшим мыслителем второго тысячелетия. Сила марксизма заключается в том, он объективно отражает реалии социальной действительности, строит научную концепцию анализа этой действительности и указывает людям пути выхода из критической ситуации. Сейчас все верно утверждают, что человечество переживает острейший кризис своей истории.  Но никто не предлагает путей выхода. Маркс показал и доказал, что только обобществившееся человечество, то есть социалистическое общество может преодолеть  трудности и двигаться дальше по пути социального прогресса. Поэтому  нет сомнения в том, что в двадцать первом веке фундаментальные теоретические положения Маркса также актуальны, как и в двадцатом веке.


[1] Барт П. Философия истории как социология. СПб., 1902. С.291.

[2] Там же. Т.28. С. 424 – 425.

[3] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.46

[4] Мартин Ганс-Петер, Шуманн Харальд Западня глобализации. Атака на процветание т демократию. М., 2001. С. 161.

 

[5]  Там же, С.46.

[6] Там же, С.25

[7]Karl Marx/Fridrich Engels, Werke, Bd.16, Lohn, Preis und Profit, S.103-151, Berlin 1962.

[8] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 49-50.

[9] Там же, Т.21. С.173-174.

[10] Тош Джон Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000. С.204

[11] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.10

[12] Чаадаев П.Я. Соч. М., 1989, С.21.

© Философский Факультет МГУ 2002. Перепечатка любых материалов без разрешения авторов запрещена.
Design by Blacky Gray
Programming by Yx