На главную страницу
В.Петров
ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
Со времени публикации работы автора (1), в которой по существу была предпринята попытка дать основные положения теории управления /сознательного/ обществом, прошло два года. За это время читателями был сделан ряд замечаний, в основном двоякого рода. Во- первых отмечалось отсутствие увязки основных положений, изложенных в (1), с массивом предыдущих разработок по управлению, в частности, основоположников марксизма. Во-вторых, обращалось внимание на недостаточно четкое прослеживание связей категорий теории управления обществом между собой, а также на неполное раскрытие понятия диктатура пролетариата в плане управления.
Признавая справедливость подобных претензий, автор в настоящей статье освещает генезис теории управления социальными системами, а также дает ряд уточнений и дополнений к (1), концентрируя внимание на основных категориях теории управления социальными системами и их взаимосвязи на базе системы управления обществом в рамках государства, как наиболее сложной социальной системы. Предполагается, что для менее сложных социальных систем могут быть использованы материалы статьи в части, соответствующей этим системам. Итак, о генезисе.
Известный советский философ В.ГАфанасьев в солидном исследовании (2) заметил, что существует до 40 определений понятия «система». Сам он под системой понимал «совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливает наличие новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее частям, компонентам» (3), что в данной статье принимается как рабочее определение.
Известно, что процесс развития социальных систем - процесс антиэнтропийный, связанный с упорядочением систем. Формой упорядочения является управление: «... процесс управления есть не что иное, как упорядочение системы» (4). В (1) различались две разновидности /два типа/ управления в обществе: объективная, когда управление не зависит от желания и воли людей, и субъективная, при которой управление осуществляется людьми с помощью созданной ими системы управления (5). Согласно (5) к объективному управлению относится смена формаций в обществе. Примером субъективного управления может служить государственное управление. В. Г. Афанасьев первый тип управления называл стихийным и придавал ему расширенное толкование, вводя в этот тип, например, «отношение производства и потребностей, управляемых посредством потребительских стоимостей». Второй тип управления он называл сознательным (6). Можно согласиться с расширенным толкованием первого типа управления, однако представляется, что термин «объективный» для него более отвечает сути происходящих процессов. В настоящей статье речь идет об управлении второго типа - субъективном /сознательном/. При этом, поскольку «.... управление осуществляется всегда в системах.... неразрывно связано с системой (7), представляется правомерным оперировать таким понятием, как «система управления обществом». Объектом такого управления /регулируемой подсистемой/ является население. В качестве регулирующей подсистемы выступают властные структуры /власти, они же субъект управления/. Указанные подсистемы и являются основными компонентами системы управления обществом, взаимодействующими между собой путем обмена различного рода сигналами. Под сигналами здесь понимаются материальные носители информации, обладающие не только способностью передавать сообщения, но и, в ряде случаев /например, при выборах/, оказывать силовое воздействие.
Потребность в теории управления социальными системами ощутилась особенно остро после трагедии СССР. Те непосредственные причины кризиса СССР послужившего основой трагедии, которые отражались версиями заговоров /империалистов, сионистов и т.д./ (8, 9,10,11), версиями экономических причин (10,12,13) и т.д. (14,15), были сосредоточены в звене непосредственных причин кризиса, т.е. выходном звене, причинно-следственной цепочки кризиса СССР. Начало же этой цепочки, точнее, ее основное звено, воздействуя на которое можно кардинально влиять на выходное звено, располагалось в области управления (16). И оно не могло быть найдено без знания хотя бы основных положений теории управления социальными системами. Без знания этих положений невозможно сейчас прогнозировать судьбу государств, системы управления обществом которых сходни с системой управления обществом в СССР, как-то: Китая, Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Отсюда ясно, что создание теории управления социальными системами способствовало бы решению многих научных и практических задач современного общества.
Процесс становления теории управления социальными системами можно разбить на два периода. В первом периоде широкие научные обобщения / например, по структуре системы управления обществом, по категориям управления/ отсутствовали. То был период накопления материалов для теории в виде отдельных высказываний по управлению в обществе /в частности, основоположников марксизма об урегулированности и порядке как форме общественного упрочения данного способа производства/ в виде постулирования и опытной проверки ряда направлений в управлении, как-то: принципа партийности, принципа демократического централизма и т.д. - в СССР, двухпартийного управления государством и т.п. - за рубежом. Ограниченный объем статьи не позволяет детализировать этот период. Он достаточно полно освещен в (17) и целесообразно отослать читателя к этому источнику.
Второй период исчисляется с момента публикации в 1948 году книги Н.Винера «Кибернетика или управление и связь в животном и машине» (18) книгу пронизывала чрезвычайно плодотворная мысль о подобии процессов управления и связи в машинах, живых организмах и обществах, будь то общества животных или человеческие. Она позволяла использовать в теории управления социальными системами достижения тогдашней теории автоматического регулирования в машинах, чем незамедлительно и воспользовались социологи, в первую очередь за рубежом. В 1967 году Л.А.Петрушенко признавал: «В настоящее время идеи и представления кибернетики настолько прочно вошли в обиход современной буржуазной социологии, что многие социологи, пользуясь ими, перестали даже упоминать, что это идеи и термины кибернетики» (19). В свою очередь, не следует забывать, что многие идеи и термины кибернетики взяты из теории автоматического регулирования и еще не единожды теория управления социальными системами воспользуется результатами, там достигнутыми. Случается, что «... важные исследования задерживаются из-за того, что в одной области не известны результаты, уже давно ставшие классическими в смежной области»(20). В заимствовании этих результатов нет ничего зазорного.
Что касается СССР, то здесь, в силу известных причин, проникновение идей и понятий кибернетики в социологию происходило гораздо медленнее. В частности, упомянутый Л.Н. Петрушенко с некоторой долей сдержанности высказывался о возможности применения теория кибернетики к познанию общества (21). Вопросы эти обсуждались, но скорее в плане отношений машины и человека, см., например, (22). Не просматривалось стремления создать теорию управления социальными системами, которая позволила проводить хотя бы качественный анализ систем управления обществом, давать научные рекомендации по их совершенствованию. Лишь в 1968 году появилось первое крупное исследование В.Г. Афанасьева (23), в котором можно заметить стремление увязать вопросы управлении в обществе с понятиями кибернетики. Затем следуют его же публикации (24,25,26), связанные с управлением, и, наконец, суммирующие их (2,27) . В (2) хотя и не ставится задача создания теорий управления социальными системами, но уже концентрируется внимание на некоторых положениях и категориях такой теории /цель управления, свойство самоуправления, необходимость наличия обратных связей, недопустимость искажения информации/ (28). Эти исследования служат ступенькой к созданию теории управления социальными системами. Нам надлежит подняться еще на несколько ступеней путем уточнения свойств уже выявленных категорий, а также связей между ними. В статье будут рассмотрены следующие десять основных категорий: главная задача управления, конкретная задача управления, постановка конкретной задачи управления и регулирование/как два этапа процесса управления/, обратная связь /ее составляющие/, способность системы к саморегулированию, свойство селекции кадров, устойчивость системы управления, несимметричность режима работы системы управлении, быстродействие системы управления. Рассмотрение начнем с основополагающей категории управления - цели управления.
Именно наличие цели обусловливает антиэнтропийный характер управления. Хорошо известно, что целью буржуазного общества является извлечение максимальной прибыли. В качестве цели социалистического общества декларировалось максимальное удовлетворение растущих потребностей человека. Реализация целей общества осуществляется с помощью соответствующей системы управления обществом. Для последней цель управления трансформируется в главную задачу системы управления обществом, которую далее будем называть главной задачей управления. Представляется, что главной задачей управления на данном этапе развития общества является сохранение /и укрепление/ существующего общественного строя либо вновь создаваемого. Действительно, в буржуазном государстве главной задачей управления для системы управления является сохранение власти капиталом, т.е. буржуазией данной страны. Совершенно очевидно, что на стадии противоборства формаций /как это было в советский период/ главной задачей управления для полярной системы управления обществом может выдвигаться только борьба за сохранение и усиление строя полярной стороны. Что и подтверждает практика всего советского периода: конкретные задачи управления, которые выдвигались в развитие главной задачи / план ГОЭРЛО, планы индустриализации и коллективизации, пятилетние планы и т.д./, в первую очередь были направлены на усиление строя
Понятие главной задачи управления можно проиллюстрировать и на примере политической партии. Для последней главная задача управления выступает в виде завоевания власти или вхождения во властные структуры для обеспечения интересов своей социальной базы.
Конкретная задача управления, вслед за главной задачей управления, является одной из основных категорий теории управления социальными системами. Управление современным обществом есть управление по конкретным задачам, которые разрабатываются во исполнение главной задачи управления, исходя из конкретного состояния общества и реальных возможностей его развития. Конкретные задачи управления имеют приоритетность. Определение конкретных задач управления и их приоритетности - сложный, во многом творческий, процесс, требующий учета множества экономических, политических, социальных и иных факторов, т.е. системного подхода. Это основа научного управления обществом.
Процесс управления обществом /в (29) В.Г. Афанасьевым вводится термин «цикл управления»/ имеет двухфазовую структуру, т.е. включает два этапа. На первом этапе производится определение конкретных задач управления и их приоритетности. У В.Г.Афанасьева этому соответствуют несколько неудобоваримые термины «реализация функции выработки и принятия управленческого решения» (30). Второй этап - этап реализации каждой конкретной задачи управления носит название регулирование. В (1) понятия управления и регулирования рассматриваются как идентичные. Однако следует признать целесообразность определения процесса регулирования как части процесса управления. Регулирование заключается в сравнении фактического состояния общества с конкретной задачей управления, т.е. в выявлении рассогласования между ними, с последующим уменьшением /в пределе - сведением к нулю/ этого рассогласования регулирующей подсистемой. «Задача субъекта управления в этой связи состоит в том, чтобы постоянно преодолевать рассогласование, избежать недопустимого отклонения от движения к заданной цепи, адаптировать или нейтрализовать возмущающие воздействия извне или изнутри» (31). Таков принцип действия управления, или механизм управления обществом.
Каждый уровень иерархической структуры управления имеет свои задачи управления и присущие ему особенности регулирования. Составляющая регулирования в вышестоящем звене управления часто служит задачей управления для звена нижестоящего. Суждение о корректности поставленной конкретной задачи управления складывается на основании практических результатов управления, т.е. объективных показателей: социальных, экономических и т.д., и субъективных: социологических опросов, материалов печати и т.п. Постепенное ослабление сигналов рассогласования свидетельствует о правильности поставленной конкретной задачи управления и нормальном ходе управления. Постоянное увеличение сигналов рассогласования является признаком некорректно поставленной задачи управления или неудовлетворительности процесса управления. Наглядным примером некорректно поставленной задачи управления может служить ориентация на продразверстку в России. Сигналы рассогласования непрерывно нарастали /Кронштадтский мятеж, антоновщина/ и дело окончилось бы плохо, не измени власти конкретную задачу управления /ввели продналог взамен продразверстки/.
Необходимо отметить, что в вопросе о регулировании В.Г.Афанасьев проявляет непоследовательность, ставя функцию регулирования в один ряд с некоторыми функциями управления: организацией, коррегированием, учетом (32). На самом деле последние являются составляющими функции регулирования. Регулирование возникает всегда, когда появляется рассогласование. И в первую очередь при реализации новых задач управления, когда организация, учет и т.п. используются самым широким образом
Механизм управления обществом не является результатом изобретательности людей, а имеет объективное происхождение. Он обусловлен замкнутой структурой системы управления обществом. Дело в том, что в системе управления обществом сигналы передаются не только от регулирующей подсистемы к регулируемой /их принято называть сигналами управления/, но и в обратном направлении, от населения к властям.
Передача сигналов в обратном направлении называется обратной связью. Она неизбежно присутствует в любой системе управления обществам, поскольку население всегда как-то реагирует на распоряжения властей, а также, поскольку власти должны получать информацию /экономическую, социальную и т.д./ о состоянии общества. Столь же неизбежно власти должны учитывать сигналы обратной связи при выработке сигналов управления. Таким образом, указанный механизм управления обществом является совершенно естественным и неизбежным результатом связей компонентов общества. Иным он быть не может, его следует воспринимать как данность, которую необходимо исследовать, чтобы затем использовать оптимальным образом. Изменить замкнутую структуру системы управления обществом - не во власти людей. Они могут лишь варьировать звенья и параметры звеньев этой структуры, чтобы добиться наилучшего выполнения системой управления главной задачи управлений.
Понятие обратной связи - одно из важнейших в ряду основных категорий теории управления социальными системами. В связи с тем, что имеют место попытки сконструировать систему управления обществом, игнорируя понятие обратной связи /см., например, (33), где предлагается «демократическая» система управления государством с «судом народа» над правительством каждые 5 лет/, следует еще раз подчеркнуть, что обратная связь не привносится разумом человека. Она изначально, естественно и неизбежно присутствует в системах управления социальными системами, т.е. органически им присуща /«суд народа» в (33) и является вариантом обратной связи, причем наихудшим, так как сигнал обратной связи, т.е. «суд народа», запаздывает на 5 лет/.
В современной классической системе управления обществом обратную связь по характеру воздействия на власти с некоторой долей условности можно разделить на три составляющих. Первая - чисто информационная, имеет вид объективных показателей состояния общества: экономических, социальных /скажем, уровня безработицы/ и т.п. Вторая - силовая, например, выборы, референдумы, результаты которых могут привести к смене властей. Третья составляющая - реакция населения на мероприятия властей. О реакции судят по результатам социологических опросов, жалобам, демонстрациям, выступлениям в печати и т.д. Реакция населения трансформируется в силовую составляющую в процессе выборов, референдумов, революций. Две последние составляющие представляют собой готовые сигналы рассогласования, в то время как первая для получения сигнала рассогласования должна сравниваться с характеристиками конкретных задач управления. Сигналы обратной связи могут быть близки к непрерывным, скажем, курс валют, и быть дискретными, одномоментными: выборы, референдумы. Наиболее эффективное воздействие на исполнительные власти оказывает непрерывная силовая составляющая обратной связи, а не одномоментная. Пример такого воздействия давал Съезд народных депутатов РСФСР. Он имел достаточно полноценную обратную связь от население и значительные права силового воздействия на правительство и президента.
Обратную связь называют сильной, если она стопроцентна /единична/, т.е. если все сигналы обратной связи без искажений поступают в регулирующую подсистему, если имеют место нарушения обратной связи в виде искажении сигналов обратной связи, ограничения их подачи в регулирующую подсистему, то такую обратную связь будем называть слабой. Структура системы управления обществам СССР отличалась от классической наличием партийного канала управления, доминирующего над государственным. Когда обратная связь охватывает не все структуры схемы, ее называют неглубокой. Обратная связь от населения к властям по партийному каналу практически относится к этому случаю, поскольку она осуществлялась только через вкрапленных в население членов КПСС и сильно затухала в самой КПСС.
Благодаря обратной связи система управления обществом приобретает два важных свойства. Первое из них - способность системы к саморегулированию , т.е. к выполнению главной задачи управления в условиях различного рода силовых воздействий на систему /возмущениях/, скажем, определенного уровня внутренней и внешней заговорщической деятельности, экономического или военного давления и т.п. Второе - свойство селекции кадров, т.е_отбора наиболее способных и профессиональных кадров управления. Среди составляющих обратной связи основную роль в появлении этих свойств и их качественной реализации играет силовая составляющая. Будет отсутствовать силовая составляющая - исчезнет побудительная причина для руководства к разработке и выполнению конкретных задач управления, к отбору наиболее способных, профессиональных управленцев. Вспомним для примера, что царь Александр II при постановке и реализации конкретной задачи управления - отмене крепостного права прямо ссылался на воздействие силовой составляющей обратной связи - неминуемый бунт.
Способность системы управления обществом к саморегулированию вовсе не означает, что уровень профессионализма управленцев для работы системы безразличен, т.е. что она рассчитана «на дурака». Непрофессионализм управленцев ухудшает качество управления и может даже вызвать развал системы, как это случилось в СССР. Существует некоторый минимум профессионализма управленцев, ниже которого система неработоспособна. Селекция кадров гарантирует, что уровень профессионализма не опустится ниже этого минимума. В сумме все составляющие обратной связи при полноценной их реализации корректируют политику властей, делают ее приемлемой для большинства населения и тем обеспечивают нормальную работу системы управления обществом. Но система управления может и разрушиться. Например, под воздействием извне, скажем, при непосильном военном давлении, как это случилось с Римской империей. Способность системы управления противостоять разрушению характеризуется одной из важнейших категорий теории управления - понятием устойчивости. В теории автоматического регулирования, откуда заимствован термин «устойчивость» система управления считается устойчивой, если процесс отработки системой возмущений или перехода системы в новое состояние имеет сходящийся характер. Однако в технике этому сопутствуют совершенно твердые правила выполнения системы/в частности, по параметрам обратной связи/, в совокупности с которыми критерий устойчивости обеспечивает должное качество регулирования. В системах управления обществом такого положения нет, а потому представляется полезным принять расширенное толкование понятия устойчивости. Будем считать систему управления обществом устойчивой, если она способна выполнить главную задачу управления. В противном случае - система неустойчива.
Устойчивость характеризуется неким пределом устойчивости, который система управления не должна превышать, чтобы не перейти в режим потери устойчивости. Для технических систем управления разработаны методики вычисления этого предела с помощью одного из критериев /Гурвица, Михайлова и тд./. Для систем управления обществом пока еще ничего подобного нет, это задача будущих разработок. Момент потери устойчивости зависит от инерционности населения, с одной стороны, и силы негативного воздействия властей на население, с другой. В настоящее время можно предложить для сугубо ориентировочного определения времени достижения предела устойчивости использовать график изменения рассогласования во времени, построенный по результатам социологических опросов, а надежнее - по результатам нескольких прошедших выборов. Дело в том, что по мере приближения к пределу устойчивости рассогласование резко нарастает (34), т.е. в момент кризиса кривая резко устремляется вверх и пересекается с линией предельного числа избирателей. В качестве конкретного примера приведен график роста числа избирателей, голосовавших в России против команды президента на выборах в декабре 93 г, декабре 95 г. и июле 96 г. (35)
Аппроксимированная кривая
достаточно резко устремляется вверх и достигает общего количества
избирателей примерно 70-80 млн. человек в промежутке конец 97 - начало 98
гг., что дает основание для прогнозирования обострения кризиса нынешней
системы управления в России в этом интервале времени
Потеря устойчивости системой управления обществом может быть вызвана следующими основными причинами; чрезмерными возмущениями извне, т.е. внешним непосильным давлением на систему/военным, экономическим и т.п./, переходом системы в симметричный режим работы, недостаточным быстродействием системы, неполноценной, т.е. слабой, обратной связью в системе. Потеря устойчивости при чрезмерных внешних возмущениях в пояснениях не нуждается. Остальные причины требуют рассмотрения.
Хорошо известно, что общество в целом относится к главной задаче управления неоднозначно. По отношению к последней население в первом приближении может быть разделено на три общности: общность ДА/одобрительное отношение и поддержка/, общность НЕТ /категорически против/ и общность БОЛОТО /безразличие к главной задаче управления/. Если сигналы обратной связи от общностей ДА и НЕТ равны, то теоретически система управления обществом неустойчива, так как «не знает», какую задачу она должна отрабатывать и «дергается», /примером последнего может служить период чуть ли не ежемесячной смены правительств во Франции вскоре после второй мировой войны, когда в парламенте у коммунистов и буржуазии были сравнимые силы и каждая из них могла заблокировать предложения противной стороны/, поэтому система управления обществом может нормально функционировать только в несимметричном режиме работы, т.е тогда, когда сигналы обратной связи в поддержу главной задачи управления превышают сигналы обратной полярности. Проще говоря, система должна быть несимметрична. В этой связи утверждение о том, что должна быть либо диктатура буржуазии, либо диктатура пролетариата - совершенно правомерно, т.е. какой-то стопроцентной демократии быть не может, /в приведенном выше примере для восстановления несимметричности французам пришлось распустить парламент и изменить избирательную систему, в результате чего подавляющее число мандатов стало отдаваться победившей на выборах партии/.
Целесообразно различать несимметричность естественную, характеризующуюся отсутствием ограничений на передачу сигналов обратной связи, и искусственную, которая осуществляется за счет ограничений на передачу сигналов обратной связи. Примером последней может служить несимметричность системы управления СССР в период строительства основ социализма, особенно в период коллективизации. Тогда значительное число недовольных/ведь ломался привычный уклад жизни/, составляющих общность НЕТ, при сильной обратной связи могло изменить главную задачу управления, т.е. перевести страну на путь сползания к капиталистической формации, Во избежание этого руководство страны не только ослабляло обратную связь сужением избирательных прав /отсутствие тайного голосования, многостепенность выборов и т.п. - до 1936 г./, но для некоторой части общности НЕТ вводило институт лишения права голоса.
Искусственная несимметричность означает искажение информации, что, вообще говоря, противопоказано процессу управления и может применяться только в исключительных случаях, подобных вышеприведенному примеру, на сравнительно короткое время. За это время власти должны принять меры к уменьшению рассогласования и перейти к естественной несимметричности, в противном случае недовольство населения будет нарастать/пусть и в скрытой форме/, т.е. реальная несимметричность уменьшаться, и система управления в конечном счете достигнет предела устойчивости. Примером подобного процесса может служить скрытое нарастание недовольства населения СССР многолетним дефицитом продовольствия, которое явилось одной из непосредственных причин кризиса в СССР. Искусственная несимметричность создавалась здесь расстрелом демонстрации в Новочеркасске, пресечением информации о дефиците, сведением вопроса дефицита к «отдельным недостаткам». Подавление части сигналов обратной связи чревато потерей представления о фактической обстановке в стране, а также не позволяет судить о корректности поставленных задач управления и правильности самого управления. Увеличение естественной несимметричности /когда в результате корректного управления возрастает численность общности ДА за счет уменьшения общностей НЕТ и БОЛОТА/ равноценно увеличению запаса устойчивости системы.
Позитивное отношение отдельных групп населения к главной задаче управления может сочетаться с их отрицательным отношением к некоторым конкретным задачам управления. К этим случаям властям следует относиться особенно внимательно: если отрицательная реакция нарастает, то налицо ошибочность постановки данной конкретной задачи управления. Наглядный пример такой ситуации дает война США во Вьетнаме. Несомненно, что большинство граждан США, протестовавших против вьетнамской войны, были сторонниками системы управления США, т.е. лояльны к главной задаче управления. Однако они активно выступали против данной конкретной задачи управления /войны во Вьетнаме/, их реакция /рассогласование/ нарастала и власти были вынуждены прекратить войну, а затем и признать ошибочность этой задачи управления.
В свете сказанного диктатура пролетариата представляет собой способ управления, при котором несимметрия системы управления осуществляется в интересах подавляющего большинства населения ЖЕЛАНИЕМ, ВОЛЕЙ и СИЛОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ТРУДЯЩИХСЯ. Под социалистическими трудящимися подразумеваются все составляющие общности ДА, в том числе и часть пролетариата, поддерживающая главную задачу управлениях /ведь не все пролетарии её поддерживают, часть их находится в БОЛОТЕ, а то и в общности НЕТ/. Общность БОЛОТО с одной стороны является весьма конформной социальной стратой /чем обеспечивается обычно поддержка ею существующих законов и порядков/, но с другой стороны является носителем обывательских, мещанских ценностей, могущем в критической для социалистического общества ситуации изменить главную задачу управления. Поэтому даже в бесклассовом обществе, по крайней мере до конца капиталистического окружения, социалистические трудящиеся не должны забывать о «диктатуре пролетариата». Практически это должно сводиться к постоянной борьбе с мещанскими ценностями, а также к выдвижению самых лучших представителей социалистических трудящихся во властные структуры и немедленному отзыву из них слабых представителей.
Диктатура пролетариата в ее правильном понимании вовсе не исключает
существование оппозиципи. Оппозиция в известной степени играет положительную роль в управлении, поскольку вовремя позволяет оценить корректность поставленных конкретных задач управления и их приоритетность, способствует селекции кадров. Она не дает властям «дремать», побуждает следить за соблюдением несимметричности системы управления, всячески стремится увеличить естественную ассимметричность /т.е. устойчивость системы управления/улучшением управления. Существование оппозиции несомненно повышает социальную и политическую активность населения. Сигналы обратной связи, направленные на уменьшение рассогласования между конкретной задачей управления и фактическим состоянием дела, не являются оппозиционными сигналами, /скажем, критика-самокритика в советское время/. К оппозиционным сигналам относятся: во-первых, сигналы общности НЕТ, во-вторых, сигналы членов общности ДА, несогласных с отдельными конкретными задачами управления или их приоритетности, либо способами их реализации. Сигналы первого рода должны компенсироваться надлежащими действиями властей/контрпропагандой и т.д./. Сигналы втopoгo рода должны тщательно анализироваться и в случае необходимости по ним следует производить корректировку процесса управления.
Если обратиться к практике СССР, то здесь диктатура пролетариата осуществлялась главным образом через доминирование КПСС в структурах власти. Поэтому паралич КПСС на заре перестройки /о причинах которого скажем ниже/ неизбежно уменьшил несимметричность системы управления обществом СССР. В то же время общность НЕТ /при поддержке из-за рубежа и попустительстве некоторых руководителей страны / многократно усилила сигналы обратной связи в виде давления прессы, демонстраций и т.п. Сначала вектор этих сигналов был напрасен на критику имеющих место недостатков, что обеспечило им значительную поддержку общества. Но постепенно вектор разворачивался в сторону восхваления буржуазных ценностей, недостатки рассматривались уже как непременная принадлежность социалистического уклада. Сигналы обратной связи от общности НЕТ на Съезде народных депутатов СССР нарастали, включилась силовая составляющая /в виде событий августа 1991 г./и система управления обществом СССР потеряла устойчивость.
Недостаточное быстродействие элементов и каналов связи системы управления также вполне способно вызвать потерю устойчивости. Достаточно вспомнить потерю управления войсками Красной Армии в начальный период Великой Отечественной вощины. Тогда отсутствие надежной связи в войсках привело к недопустимой задержке поступления оперативных сообщений в штабы и запаздыванию приказов, их доставке, в результате чего командование Красной Армии не успевало адекватно реагировать на действия противника.
Быстродействие системы управления обществом характеризуется временем работы системы управления, т.е. временем, которое проходит с момента появления сигнала обратной связи до начала воздействия властей на объект управления. Здесь не идет речь о сигналах обратной связи, требующих немедленного вмешательства, например, при стихийных бедствиях. Речь идет о достаточно длительном нарастании реакции населения /нарастании рассогласования/ при некорректном управлении, которое в конечном счете вызывает потерю устойчивости. В качестве примера периода такого длительного нарастания могут служить годы застоя в СССР (34). Для надежного обеспечения устойчивости время работы системы управления должно быть многократно меньше/на порядок, лучше -два/ минимально возможного времени нарастания реакции населения. В качестве последнего может быть принято время с начала негативного воздействия /на объект управления/ максимальной величины до потери устойчивости системой. Для населения России оно составляет порядка 4-6 лет. Отсюда следует, что быстродействие системы управления обществом в России можно считать удовлетворительным, если время работы системы не превышает трех месяцев (36). Кстати, упоминавшийся «суд народа», проходящий раз в 5лет, не удовлетворяет этому условию.
Среди болезней системы управления обществом, вызывающих потерю устойчивости, слабость обратной связи наиболее вероятна, коварна и трудно излечима. Первое объясняется тем, что руководство, как социальная группа, тяготится обратной связью, особенно ее силовой составляющей. Стремление верхов ее ослабить существует всегда. Второе проистекает из того, что недостаток проявляется постепенно и косвенно, через достаточно медленную концентрацию в высшем руководстве малоспособных, непрофессиональных и безответственных руководителей. Ведь селекция кадров в этом случае отсутствует. Свою бездеятельность и ошибки, неумение управлять руководство, естественно, объясняет всем, чем угодно, но только не своей профессиональной непригодностью, что маскирует истинную причину ухудшения работы системы управления. Трудноизлечимостъ вызывается опять-таки слабостью обратной связи: низы не могут заставить верхи ее усилить. Кризис в СССР служит примером, подтверждающим сказанное. Он был вызван именно слабостью обратной связи в системе управления государством, в первую очередь доминирующим в управлении партийном канале. Слабость обратной связи не позволяла отсечь доступ в КПСС людям из БОЛОТА, с обывательским мировоззрением. В результате КПСС оказалась забитой балластом, из которого, опять-таки в силу слабой обратной связи, успешно «вырастали» и концентрировались на верхнем уровне власти самые «некондиционные» руководители. Сместить их народ не мог - не было таких механизмов в системе управления: обратная связь от населения к этому уровню, как уже отмечалось, была не глубокой, в конечном счете руководство не справилось с управлением страной, а КПСС разбил паралич, что суммарно и привело СССР к кризису Достаточно подробно механизм потери устойчивости системой управления СССР раскрыт в (1).
Трагедия СССР показала громадное значение субъективного /сознательного/управления. Ведь рождение модели социализма СССР не диктовалось несоответствием производственных отношений капитализма тогдашнему уровню развития производительных сил. Хорошо известно, что даже в наше время капитализм не ставит существенных ограничений развитию производительных сил, успешно используя свободный капитал в области новых научных разработок. Тем более несерьезно ссылаться на указанное несоответствие в качестве причины в более ранние времена октябрьского переворота 1917 г. в России, революций Китая, Вьетнама и Кубы, где капитализм был слабо развит. Переход к новой формации был там сознательным актом управления, использующим завязавшийся узел социальных, политических и национально-освободительных противоречий. Они строили и строят то, что придумали сами Для успешного завершения перехода требовалось знание и следование положениям теории управления социальными системами. Советскому Союзу это обеспечить не удалось. Насколько это удастся другим упомянутым странам, зависит от руководства этих стран.
ЛИТЕРАТУРА
1. Петров В. П. Объект управления-население. М. 1995. Далее-П. 2 Афанасьев В.Г. Системность и общество. М. 1980. Из-во политической литературы.
З.П.2,с.24. 4.П,2,с.208. 5. П.1,с.7. 6. П.2, с.214.
7 П.2.С.207
8 Кузьмич, Анатолий. Заговор мирового правительства: /Россия и «золотой миллиард»/. 1994. б/м.
9. Платонов О.А. Масонский заговор в современной России //Русский вестник. Спецвыпуск. 1995. № 33-36.
10. Кризис: причины и пути выхода//Аль-Кодс. 1995. №9.
11. Прямой ответ//Советская Россия. 1996.14мая.
12. Причины кризиса советского общества //Коммунист. 1996. Ns3. 13 В.Якушев. Рыночная химера.//Аль-Кодс. 1996. №9.
14. Во имя отечества, в интересах народа //Советская Россия 1995.№ 9,
15. Разумов Е.З. Крушение и надежды: Политические заметки. М, 1996. Фонд им. И.Д.Сытина.
16. П.1, с.З. 17. П.2, с.34,212-214,220,233.
18. Н.Винер. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М. 1968. «Советское радио».
13. ПетрушенкоЛ.А. Принцип обратной связи/Некоторые философские и • методологические проблемы управления/. М. 1967. Из-во «Мысль»с.155.
20.П.18,с.45.21.П.19,с.146-147.
22. Новик И.Б. Кибернетика, философские и социологические проблемы. М, 1963. Госполитиздат, с. 162,163.
23. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом /Опыт системного исследования/. М. 1973/первое издание 1968/. Из-во политической литературы.
24. Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М. 1972. Из-во политической литературы
25. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М. 1975. Из-во политической литературы.
38 "Коммунист" 6/97
26. Афанасьев В Г Человек в управлении обществом М 1977 Из-во политической литературы
27. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление М 1981. Из-во политической литературы.
28.П.2,с.206-212 29 П',23, с.205,206. ЗО.П.23,с,208.
31.П.2,с.236.
32.П.2,с.236.П23,с.207.
33. Мухин Ю.И Наука управлять людьми: изложение для каждого. М. 1995 Фолиум.
34.П.1,с,18.
35. Петров В.П Следствия версии обратной связи //Коммунистическая перспектива. 1997. №1.
36.П.1,с.20.