РЕЛЬСОВЫЕ СКРЕПЛЕНИЯ, металлические элементы железнодорожного пути, с помощью к-рых концы рельсов соединяются между собой (стыковые Р. с.) и рельсы крепятся к шпалам (промежуточные Р. с.).
К стыковым Р. с. относятся накладки и болты с шайбами. Промежуточные Р. с. по конструкции бывают нераздельные, раздельные и смешанные. В нераздельных Р. с. рельс опирается на подкладку, вместе с к-рой прикрепляется к шпале костылями или шурупами. В раздельных Р. с. рельс прикрепляется к подкладке обычно клеммами с болтами, а подкладка - к шпале болтами или шурупами. В смешанных Р. с. имеются элементы нераздельного и раздельного скреплений. Выбор Р. с. зависит от типа рельсов, грузонапряжённости пути и условий эксплуатации. В СССР Р. с. стандартизованы,
Лит.: Чернышев М. А., Железнодорожный путь, М., 1974.
РЕЛЬСОСВАРОЧНАЯ МАШИНА, предназначена для электроконтактной сварки рельсов в длинные отрезки или плети, укладываемые в бесстыковой путь. Различают стационарные Р. м., работающие на специализированных рельсосварочных предприятиях, и передвижные - для работы в полевых условиях. В стационарных условиях сварка рельсов выполняется на поточной линии, в к-рую входят: станки для выправки погнутых рельсов, удаления наплывов, . вырезки дефектных мест; электросварочная машина; установки для механич. и термич. обработки стыков и контроля их качества.
Передвижные Р. м. (рис.) монтируются на четырёхосной платформе, на к-рой
установлены две П-образные качающиеся рамы со стрелой. По нижним балкам стрелы
перемещаются 2 тельфера с подвешенными электросварочными головками, к-рые
получают питание от электростанции мощностью 200 квт, установленной в
конце платформы. Для подтаскивания рельсов имеются три лебёдки. Время сварки
около 160 сек, усилие осадки 350 кн (35 тс).
РЕЛЬСОУКЛАДЧИК, путевая машина, предназначенная для смены
рельсов ж.-д. пути. Базой машины служит четырёхосная платформа, по концам к-рой
установлены 2 портала с размещёнными на них стрелой, кабиной управления и
электростанцией. По стреле перемещается тележка с механизмами передвижения и
подъёма, к грузовым канатам к-рой подвешена траверса с клещами для захвата
рельсов. Одновременно с пути снимаются 2 рельса и переносятся на роликовые
транспортёры платформы, а новые рельсы с платформы укладываются в путь вместо
снятых. Для погрузки и разгрузки рельсов в поперечном направлении (на обочину
или междупутье) средняя часть стрелы Р. вместе с тележкой может поворачиваться
на поворотном круге.
РЕЛЬСЫ (англ. rails, мн. ч. от rail - рельс, от лат. regula - прямая палка, брусок, планка), стальные профилированные прокатные изделия в виде полос; предназначены для движения подвижного состава жел. дорог и метрополитена, трамвая, локомотивов и вагонеток рудничного транспорта и монорельсовых дорог, крановых тележек, подъёмных кранов и др. передвижных, поворотных и вращающихся конструкций.
Передвижная рельсосварочная машина с П-образной рамой. Профиль
стандартного железнодорожного рельса: Н - высота; В - ширина подошвы; f-высота
подошвы; t - толщина подошвы; h - высота головки; Бн - ширина
головки по низу; Бв - ширина головки по верху; l - минимальная толщина шейки.
Первые металлич. Р. были изготовлены в Великобритании в 1767. В России чугунные Р. для рудничных и заводских путей применены в 1788 (Александровский пушечный з-д в Петрозаводске). Со 2-й пол. 19 в. начали распространяться катаные стальные Р. (в России изготовлялись на Путиловском и др. з-дах). Предприятия совр. прокатного произ-ва выпускают Р. из спец. рельсовой стали, хим. состав к-рой определён гос. стандартом.
Железнодорожные Р.- элементы верхнего строения пути, уложенные на опоры и скреплённые с ними и между собой, образуют рельсовую колею, непосредственно воспринимают давление колёс подвижного состава. В СССР приняты 4 типа р.- Р43, Р50, Р65 и Р75 (по округлённой массе 1 м). Профиль Р. (рис.) сходен с двутавром, размеры регламентированы гос. стандартами. Выбор типа Р. зависит от грузонапряжённости пути. С сер. 50-х гг. выпускают Р. дл. 12,5 м; с нач. 70-х гг. осуществляется переход па Р. дл. 25 м. Для укладки в кривых участках пути производят укороченные Р. Осн. сведения о Р. фиксируют на каждой прокатанной полосе маркировкой. Ж.-д. Р., изготовляемые за рубежом, несколько отличаются от выпускаемых в СССР; сечение профиля в основном также сходное с двутавровым.
Трамвайные Р. производятся аналогично ж.-д., но имеют обычно желобчатый профиль, отличаются большей высотой и площадью поперечного сечения. Выпускают Р. дл. 15-18 м; при укладке их обычно сваривают.
Для рудничного транспорта, передвижных подъёмных кранов и их механизмов, поворотных и вращающихся конструкций и агрегатов и т. п. используют Р. более лёгкие, чем для ж.-д. подвижного состава, в нек-рых случаях - спец. профиля.
Лит.: Шахунянц Г. М., Железнодорожный путь, М., 1969; Чернышев М. А., Железнодорожный путь, М., 1974. В. И. Тихомиров.
РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus - относительный), методологич. принцип, состоящий в метафизич. абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относит. устойчивости вещей и явлений. Гносеологич. корпи Р.- отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий (напр., от биологич. потребностей субъекта, его психич. состояния или наличных логич. форм и теоретич. средств). Факт развития познания, в ходе к-рого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму.
Р. как методологич. установка восходит к учению др.-греч. софистов: из тезиса Протагора "человек есть мера всех вещей..." следует признание основой познания только текучей чувственности, не отражающей к.-л. объективных и устойчивых явлений. Элементы Р. характерны для антич. скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от историч. условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы Р. философы 16-18 вв. (Эразм Роттердамский, М. Монтенъ, П. Бейлъ) использовали для критики догматов религии и основоположений метафизики. Иную роль Р. играет в идеалистич. эмпиризме (Дж. Беркли, Д. Юм', махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирич. описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма.
Определённое влияние Р. приобрёл на рубеже 19 и 20 вв. в связи с филос. осмыслением революции в физике. Опираясь на метафизич. теорию познания, игнорируя принцип историзма при анализе изменения науч. знаний, нек-рые учёные и философы говорили об абс. относительности знаний (Э. Мах, Й. Петцольдт), о полной их условности (Ж. А. Пуанкаре) и т. п. Анализируя положение, сложившееся в философии и физике, В. И. Ленин писал: "...Положить релятивизм в основу теории познания, значит неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику, либо на субъективизм" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 139).
Согласно диалектич. материализму, наши знания относительны не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле признания историч. ограниченности каждого достигнутого уровня знаний. Вместе с тем в каждой относит. истине содержатся элементы абс. истины, что обусловливает развитие науч. познания.
Р. как принцип понимания истории характерен для субъективно-идеалистич. течений в бурж. философии истории. Отрицая объективность историч. знаний, нек-рые теоретики считают, что оценки и суждения историков крайне относительны и отражают их субъективные переживания, зависимость от определённых политич. установок (см. Презентизм), что всякое воспроизведение историч. процесса является результатом произвола историка (Р. Арон).
Распространение принципа Р. на область нравственных отношений привело к возникновению этич. Р., выражающегося в том, что моральным нормам придаётся крайне относительный, полностью условный и изменчивый характер.
В разных историч. условиях принцип Р. имеет различное социальное значение. В нек-рых случаях Р. объективно способствовал расшатыванию отживших социальных порядков, догматич. мышления и косности. Чаще всего Р.- следствие и выражение кризиса общества, попытка оправдания утраты историч. перспективы в его развитии. Именно поэтому Р. присущ ряду направлений совр. бурж. философии (философия жизни, экзистенциализм, персонализм).
Лит.: Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, М., 1959; Ойзерман Т. И., Главные философские направления, М., 1971, гл. 2; Парамоновы. З., Критика догматизма, скептицизма и релятивизма, М., 1973; Wein H., Das Problem des Relativismus, В., 1950; Relativism and the study of man, ed. by H. Schoeck and J. W. Wiggins, Princeton (N. Y.), 1961; Aron R., Introduction a la philosophic de l'histoire, nouv. ed., [P., 1967]; Mandelbaum М. Н., The problem of historical knowledge: an answer to relativism, N. Y., 1967. H. П. Французова.
РЕЛЯТИВИСТСКАЯ АСТРОФИЗИКА, раздел астрофизики, в к-ром изучаются астрономич. явления и небесные тела в условиях, для к-рых неприменимы классич. механика и закон тяготения Ньютона. К таким условиям относятся: скорость движения, близкая к скорости света, чрезвычайно высокие значения давления и плотности энергии (достигающие или превышающие плотность массы покоя, умноженную на квадрат скорости света), а также гравитац. потенциала (близкие к квадрату скорости света). В основе Р. а. лежат специальная и общая теории относительности (см. Относительности теория, Тяготение).
Первая работа, относящаяся по своему содержанию к Р. а., появилась в 1916, когда К. Шварцшильд теоретически исследовал гравитационное поле вокруг сильно сжатой массы. Он ввёл понятие гравитационного радиуса rg, соответствующего массе М : rg= 2GM/c2, где G - гравитационная постоянная, с - скорость света (для Солнца rg равен 3 км, для Земли - 1 см). Это понятие сыграло большую роль в дальнейшем развитии Р. а.
Сверхплотные звёзды, у к-рых масса сосредоточена внутри сферы с радиусом, меньшим, чем rg, обладают рядом необычных свойств. Так, падающая к звезде частица при приближении к гравитац. радиусу приобретает скорость, приближающуюся к скорости света.
Релятивистское замедление времени становится бесконечным вблизи гравитац. радиуса. Далёкий наблюдатель (обладающий необходимыми инструментами) увидел бы, что частица асимптотически (при t _> к бесконечности ) приближается к сфере с радиусом, равным rg, но не может увидеть, как частица пересекает сферу. Изнутри этой сферы энергия выйти не может. Так была заложена основа совр. теории "чёрных дыр".
В 1930-40-х гг. было объяснено (амер. астрономы У. Бааде и Ф. Цвикки, сов. физик Л. Д. Ландау и амер. физики Р. Оппенгеймер и Дж. М. Волков) превращение обычных звёзд достаточно большой массы в конце эволюции в нейтронные звёзды, в к-рых плотность вещества достигает 1014 - 1015 г/см3. В результате звёзды с массой, близкой к массе Солнца, превращаются в нейтронные звёзды с радиусом ок. 10 км и гравитац. потенциалом, достигающим 0,3 с2 па поверхности. Позже были изучены пути превращения в "чёрную дыру" обычных звёзд с массой, в 2-3 раза превышающей массу Солнца.
Быстрое развитие Р. а. в 60-е гг. привело к целеустремлённым поискам возможных проявлений релятивистских состояний звёзд. Было отмечено, что звёзды в таком состоянии могут играть роль невидимых спутников в двойных системах, где второй компонент - нормальная звезда. Струи газа, захваченного из окружающего пространства, ускоренные до скорости, близкой к скорости света, могут быть источником рентгеновского излучения при ударе о поверхность нейтронной звезды или при столкновении струй между собой. Однако широкое признание Р. а. получила после открытия (1967) пульсаров, представляющих собой быстро вращающиеся нейтронные звёзды.
С помощью приборов, поднятых за пределы атмосферы, были открыты источники рентгеновского излучения в составе двойных звёзд. Нек-рые из этих источников оказались нейтронными звёздами с сильным магнитным полем, испускающими направленные потоки рентгеновского излучения. Излучение при этом является следствием перетекания газа с поверхности нормальной звезды (входящей в состав двойной звезды) на поверхность нейтронной звезды. В двух случаях с большой вероятностью можно считать, что одним из компонентов является "чёрная дыра", в гравитац. поле к-рой разогревается и испускает рентгеновские лучи газ, истекающий с поверхности другого компонента - нормальной звезды. При исследовании процесса сжатия нормальной звезды в нейтронную было обнаружено, что магнитное поле при этом усиливается обратно пропорционально площади поверхности звезды, т. е. в миллиарды раз.
Менее разработана теория квазаров. Однако не подлежит сомнению, что и в этих объектах большую роль играют магнитное поле, внутренние движения газа, релятивистские частицы. Возможно и наличие "чёрной дыры" в центре квазара.
Значит. место в Р. а. уделяется изучению космических лучей, а также гамма-излучения, являющегося результатом взаимодействия протонов и более тяжёлых ядер космич. лучей с межзвёздным веществом.
Взрывы сверхновых звёзд, сопровождающиеся образованием нейтронных звёзд и "чёрных дыр" и приводящие, по-видимому, к выбрасыванию быстрых частиц, т. е. космич. лучей, также являются предметом исследований Р. а.
Одно из направлений Р. а.- исследование гравитац. волн (см. Гравитационное излучение).
Р. а. в своих выводах тесно соприкасается с космологией.
Вопросы Р. а. наиболее глубоко исследуются в СССР, США и Великобритании.
Лит.: Зельдович Я. Б., Новиков И. Д., Релятивистская астрофизика, М., 1967; их же. Теория тяготения и эволюция звёзд, М., 1971; их же, Строение и эволюция Вселенной, М., 1975; Пиблс П., Физическая космология, пер. с англ., М., 1975. Я. Б. Зельдович.
РЕЛЯТИВИСТСКАЯ ИНВАРИАНТНОСТЬ, лоренц-инвариантность, инвариантность (неизменность) законов природы относительно Лоренца преобразований, вытекающая из относительности теории. Р. и. выражает равноправие всех инерциалъных систем отсчёта; в силу Р. и. уравнения, описывающие любые физ. процессы, имеют во всех таких системах одинаковый вид. Р. и. жёстко ограничивает класс допустимых физ. уравнений и поэтому играет фундаментальную роль при поисках новых физ. закономерностей.
РЕЛЯТИВИСТСКАЯ КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА, раздел теоретич. физики, в к-ром рассматриваются релятивистские (удовлетворяющие требованиям относительности теории) квантовые законы движения микрочастиц (электронов и др.) в т. н. одночастичном приближении. Релятивистские эффекты велики при энергиях частицы, сравнимых с её энергией покоя. При таких энергиях может происходить рождение частиц (реальных или виртуальных), поэтому рассмотрение одной частицы в общем случае неправомерно. Последоват. описание свойств релятивистских квантовых частиц возможно только в рамках квантовой теории поля. Однако в нек-рых задачах, в к-рых релятивистские эффекты существенны, образование частиц можно не учитывать и использовать волновые уравнения, описывающие движение одной частицы (одночастичное приближение). Так находят, напр., релятивистские поправки к атомным уровням энергии (тонкая структура). Такой подход является логически незамкнутым, поэтому Р. к. м., в к-рой рассматриваются задачи этого типа, в отличие от релятивистской квантовой теории поля и нерелятивистской квантовой механики, не существует как последоват. теория. Основой расчётов в Р. к. м. служат релятивистские обобщения Шрёдингера уравнения: Дирака уравнение для электронов и др. частиц со спином h/2 (где h - постоянная Планка) и Клейна - Гордона уравнение для частиц со спином 0. И. Ю. Кобзарев.
РЕЛЯТИВИСТСКАЯ МЕХАНИКА, раздел теоретич. физики, рассматривающий классич. законы движения тел (частиц) при скоростях движения v, сравнимых со скоростью света. Р. м. основана на теории относительности. Осн. уравнения Р. м.-релятивистское обобщение второго закона Ньютона и релятивистский закон сохранения энергии-импульса - удовлетворяют требованиям принципа относительности Эйнштейна. Из них, в частности, следует, что скорость материальных объектов не может превышать скорости света в вакууме с. При v<<c Р. м. переходит в классич. механику Ньютона. См. Относительности теория.
РЕЛЯТИВИСТСКИЕ ЭФФЕКТЫ, явления, наблюдаемые при скоростях тел (частиц), сравнимых со скоростью света. К ним относятся: Лоренца - Фицджеральда сокращение, релятивистское замедление времени, увеличение массы тела с ростом его энергии и т. п., рассматриваемые в частной (специальной) относителъности теории. Релятивистскими наз. также эффекты общей теории относительности (релятивистской теории тяготения), напр. эффект замедления течения времени в сильном поле тяготения (см. Тяготение).
РЕМ (Remus), по др.-рим. преданию, брат первого рим. царя Ромула, вместе с ним основавший г. Рим.
РЁМ (Rohm) Эрнст (28.11.1887, Мюнхен,-30.6.1934, там же), один из главарей фаш. Германии. В 1919, будучи офицером рейхсвера в Мюнхене, начал сотрудничать с А. Гитлером, к-рого использовал в качестве тайного осведомителя. В нач. 20-х гг. вступил в Национал-социалистскую партию и занимался воен. обучением штурмовиков. Участник фаш. путча 1923. В 1931 нач. штаба штурмовых отрядов. После установления фаш. диктатуры (1933) был назначен имперским министром. Однако Р. и его приближённые стремились подчинить себе генералитет, превратить штурмовые отряды в костяк создававшейся массовой армии. С санкции Гитлера Р. вместе с группой др. главарей штурмовиков был расстрелян (т. н. ночь длинных ножей).
РЕМА (от греч. rhema - слово, изречение, букв.- сказанное), в теории актуального членения предложения один из двух осн. компонентов высказывания (ср. Тема). Р., или ядро,- то новое, что сообщается в предложении, один из его смысловых центров, напр. "Жену он себе выбрал/хорошую". Выделение Р. осуществляется посредством порядка слов, в нек-рых языках (слав., герм. и др.) - интонацией, во мн. языках - особыми синтаксич. конструкциями (франц. c'est... qui/que...) или морфологич. средствами. В рус. яз. Р. помещается обычно в конце фразы. При изменении этого порядка ударение фразы сдвигается и в усиленной форме падает на Р.: "Музей/закрыт" _> "3акрыт музей".
Лит.: Грамматика современного русского лит. языка, М., 1970 (раздел "порядок слов"); Распопов И. П., Актуальное членение предложения, Уфа, 1961; Адамец П., Порядок слов в современном русском языке, Прага, 1966; Пражский лингвистический кружок, М., 1967. Т.М. Николаева.
РЕМАК (Remak) Роберт (26.7.1815, Познань,- 29.8.1865, Бад-Киссинген), немецкий гистолог, эмбриолог и невропатолог. Окончил Берлинский ун-т (1838), проф. этого ун-та (с 1859). Осн. труды по нейрогистологии; изучал строение периферич. нервов, нервных узлов сердца, периферич. ганглиев в нервах пищеварит. тракта и др. Описанные Р. безмякотные нервные волокна и сердечные нервные узлы на границе предсердий и желудочков названы его именем. Ряд работ - по цитологии и эмбриологии. Р. одним из первых обнаружил амитоз. Считал, что образование трёх зародышевых листков, каждый из к-рых даёт начало развитию определённых органов, типично для всех позвоночных. Ввёл в клинич. практику применение постоянного электрич. тока для лечения нервных и мышечных заболеваний.
Соч.: Uber em
selbststandiges Darmnervеnsystem,
В., 1847;
Untersuchungen uber die Entwicklung der Wirbelthiere, Lfg 1 - 3, В., 1855.
РЕМАРК (Remarque, Remark) Эрих Мария (22.6.1898, Осиабрюк,-25.9.1970,
Локарно, Швейцария), немецкий писатель. Участник 1-й мировой войны 1914-18.
После войны - учитель, коммерч. служащий, репортёр, редактор. Всемирную
известность приобрёл роман Р. "На западном фронте без перемен" (1929,
рус. пер. 1929). С 1932 жил в эмиграции (фаш. пр-во лишило Р. нем. гражданства).
В романе "На западном фронте без перемен", одном из самых характерных
произведений лит-ры "потерянного поколения", изобразил
фронтовые будни, сохранившие солдатам лишь элементарные формы солидарности,
сплачивающей их перед лицом смерти. Однако уже в романе "Возвращение"
(1931, рус. пер. 1936) Р. показал, как после войны социальное неравенство
разрушило призрачную гармонию фронтового братства. Мужская дружба и любовь как
последние прибежища против враждебных сил - трагич. концепция романа "Три
товарища" (1938, рус. пер. 1958). В романе "Триумфальная арка"
(1946, рус. пер. 1959) яркое воплощение получила антифаш. тема. После романа
"Искра жизни" (1952), события к-рого происходят в гитлеровском
концлагере, Р. создал в романе "Время жить и время умирать" (1954,
рус. пер. 1956) собирательный образ "потерянного поколения" периода
2-й мировой войны 1939- 1945. В романе "Чёрный обелиск" (1956, рус.
пер. 1961) писатель стремился в свете трагич. опыта прошлогр предостеречь от
возрождения милитаристского духа в ФРГ. Поздние произведения Р.- романы
"Жизнь взаймы" (1959, рус. пер. 1960), "Ночь в Лиссабоне"
(1963, рус. пер. 1965) не свободны от беллстристич. шаблонов. Индивидуалистич.
пацифизм и расплывчатость положит. программы составляют слабую сторону
творчества Р. Однако социально-критич. достоинства его лучших книг, гуманность
и нравственное обаяние их героев служат основой успеха Р. у читателей.
Э. М. Ремарк.
А. Рембо.
Э. М. Ремарк. "На западном фронте без перемен" (Москва, 1956). Художник А. А. Васин.
Лит.: Сучков Б., Книга, которая судит, "Иностранная литература", 1955, № 4; Фрадкин И., Ремарк и споры о нем, "Вопросы литературы", 1963, № 1; Antkоwiak A., E. M. Remarque, в кн.: Тоper P. und Antkowiak A., L. Renn. E. M. Remarque, В., 1965 (Schriftsteller der Gegenwart, H. 14). И. М. Фрадкин.
РЕМАРКА (от франц. remarque), замечание автора в тексте пьесы (обычно в скобках), поясняющее обстановку действия, а также внешность и поведение действующих лиц: их уход, приход, передвижение по сцене, поступки, жесты, интонации. Иногда Р. дополняет сведения о персонажах: их возраст, черты характера, детали биографии. В 20 в. встречаются биографич. и беллетризованный Р. (М. Метерлинк, Б. Шоу, Ю.О'Нил, А. Миллер, В. В. Вишневский).
РЕМАРКА в гравюре, небольшое по размеру изображение на полях оттиска, часто не связанное с сюжетом гравюры. Р. появилась в результате испытания инструмента при работе над гравюрной доской, своего рода "пробы пера". Р. иногда приобретает и самостоятельное художеств. значение, дополняя осн. изображение.
РЕМБО (Rimbaud) Артюр (20.10.1854, Шарлевиль, - 10.11.1891, Марсель), французский поэт. Вырос в мещанской среде. Учился в лицее до 1871 (не окончил). Как поэт формировался под воздействием Т. де Банвиля, В. Гюго, особенно Ш. Бодлера. Р. с сарказмом обрушивался на мещанство ("Заседатели"), Вторую империю ("Бешенство кесаря" и др.), религию ("Наказание Тартюфа", "Зло"), связывая с Республикой надежды на перестройку общества ("Кузнец"), Разочарование в пр-ве "национальной измены" вызвало у него в нач. 1871 кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармонич. миропорядку. Парижская Коммуна 1871 вернула Р. веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революц. поэзии Франции-"Военный гимн Парижа", "Париж заселяется вновь", "Руки Жанны-Мари" (1871). В поэзии Р. развивались реалистич. образность, психологизм, сатира ("Семилетние поэты", "Бедняки в церкви", "Сестры милосердия", сатирич. стихи т. н. "Зютистского альбома"). Наступление реакции тяжело сказалось па душевном состоянии и дальнейшем творческом пути Р.
Переход к символизму обозначился в "Пьяном корабле", в сонете "Гласные". В символистский период Р. создал т. н. "Последние стихотворения" (1872) и стихотворения в прозе, т. п. "Озарения" (написаны 1872-73, изд. 1886). Кн. "Сквозь ад" (1873), сочетая трагич. разорванность стиля с убийственной критикой символизма, готовила поэтич. реализм 20 в. Со 2-й пол. 70-х гг. 19 в. Р. отошёл от лит-ры и после долгих скитаний в 1880 был вынужден стать агентом торговой фирмы в Эфиопии. В 20 в. вокруг наследия Р. развернулась борьба между реализмом и модернизмом. Лучшие поэтич. традиции Р. были восприняты Г. Аполлинером, П. Элюаром, поэтами Сопротивления.
Соч.: CEuvres, [2 ed.], P., [1964]; OEuvres, P., [1966]; в рус. пер.- Стихотворения, М., 1960; [Стихи], в кн.: Тень деревьев. Стихи зарубежных поэтов в пер. И. Эренбурга, М., 1969.
Лит.: Лившиц Б. К., От романтиков до сюрреалистов, Л., [1934]; Балашов Н., Рембо, в кн.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; его же, Блэз Сандрар и проблема поэтического реализма XX в., в кн.: Сандрар Б., По всему миру..., М., 1974; Еtiеmblе R. et Gauc lere Y., Rimbaud, P., 1950; Fow lie W., Rimbaud. [A critical study], Ch,- L., [1967]; Gascar P., Rimbaud et la Commune, [P., 1971]; "Europe", 1973, № 529 - 30 (№ посвящен Рембо). Н. И. Балашов.
РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7. 1606, Лейден,-4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Иск-во Р. отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в к-рой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени), Р. писал преим. портреты, библейские и мифологич. сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащённый наблюдениями мастера над современной ему нар. жизнью. Как график Р. являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта [технику офорта Р. часто соединял с применением сухой иглы и достигал, кроме того, живописных эффектов приёмами печати (т. н. затяжка)].
Рембрандт. Автопортрет. 1660. Лувр. Париж.
Р. родился в семье мельника. После кратковременного пребывания в Лейденском ун-те (1620) Р. всецело посвятил себя иск-ву. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (ок. 1620-23), затем в Амстердаме у П. Ластмана (1623); ок. 1625-31 Р. самостоятельно работал в Лейдене. Ранние картины ("Принесение во храм", ок. 1628-29, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразит. передаче эмоций. В 1632 Р. переселился в Амстердам. Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Р. сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634-42) и Хендрикье Стоффелс (ок. 1649-63). 1630-е- нач. 1640-х гг.- период наибольшего успеха и личного благополучия мастера. Снискав известность групповым портретом "Урок анатомии доктора Тюлпа" (1632, Маурицхёйс, Гаага), Р. получал обильные заказы; у него обучались многочисл. ученики. Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей ("Проповедник Ансло с женой", 1641, Карт. гал., Берлин-Далем); в автопортретах и портретах своих близких Р. писал шире и искал театрализованных эффектов ("Автопортрет с Саскией", ок. 1635, Карт. гал., Дрезден, илл. см. т. 20, стр. 384). В картинах этих лет Р. нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко ("Ослепление Самсона", 1636, Штеделевский художественный ин-т, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов ("Снятие со креста", 1634, Эрмитаж, Ленинград), непосредственностью реалистич. трактовки ("Даная", 1636, там же). К 1630-м гг. относятся его первые пейзажи ("Пейзаж с каменным мостом", ок. 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры ("Возвращение блудного сына", 1636; автопортрет в берете, 1639). Прибегая к различным технич. приёмам, мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, но чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью.
Конфликт, назревавший между иск-вом Р. и требованиями голл. буржуазного общества, утрачивавшего свои демократич. традиции, проявился в 1642, когда картина "Ночной дозор" (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков. Вместо ожидавшегося обычного группового портрета Р. создал полную героич. пафоса сцену выступления гильдии стрелков, по сути дела - историч. композицию, пробуждающую воспоминания об освободит. борьбе голл. народа. С этого момента приток заказов почти прекращается, в мастерской Р. остаются лишь единичные ученики. На протяжении 1640-х гг. творчество Р. утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преим. спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний ("Давид и Ионафан", 1642, "Св. семейство", 1645,- обе Эрмитаж; "Христос с учениками в Эммаусс", 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами ("Старик в шлеме", ок. 1650, Карт. гал., Берлин-Далем) и пейзажами ("Зимний пейзаж", 1646, Карт. гал., Кассель). Для живописи Р. этого периода характерны богатство светотени, теплота колорита, в к-ром преобладают сочетания красных и золотисто-коричневых тонов. Эмоциональной насыщенностью образного строя, тончайшей светотеневой игрой отмечена графика 1640-х гг. (гравюры: "Христос, исцеляющий больных", или т. н. "Лист в сто гульденов", ок. 1642-46; "Три дерева", 1643, илл. см. т. 7, табл. XXI, стр. 288).
В композициях 1650-х гг. ("Иаков, благословляющий сыновей Иосифа", 1656, Карт. гал., Кассель) Р. всё чаще обращается к крупнофигурным сценам, сообщая образам особую ясность и монументальность. В эти годы Р. создаёт многие из своих наиболее значит, портретов [портреты: Яна Сикса, 1654, илл. см. г. .9, табл. XVII, стр. 192-193; сына Титуса за чтением, ок. 1657, Художест-венно-историч. музей, Вена; автопортреты (1660, Лувр, Париж, и др.)], в т. ч. портреты стариков, где воплощены внутренняя красота и мудрость людей, проведших долгую жизнь, полную горестей и лишений (т. н. портрет жены брата Р., 1654, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; портрет старика в красном, ок. 1652-54, Эрмитаж). Графика Р. 1650-х гг. сходна в осн. чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: "Слепой Товий", 1651, илл. см. т. 19, табл. II, стр. 32-33; "Фауст", ок. 1652, илл. см. т. 7, табл. XI, стр. 208-209; "Три креста", 1653).
В 1656 Р. был объявлен несостоятельным должником; в 1657-58 всё его имущество было продано с аукциона. Р. перебирается в еврейский квартал Амстердама и там, в стеснённых обстоятельствах, проводит остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Р. достигает наибольших высот и представляет собой как бы синтез всех исканий мастера. В 1661 Р. была заказана большая историч. картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии ("Заговор Юлия Цивилиса", сохранился лишь фрагмент, 1661, Нац. музей, Стокгольм, илл. см. т. 10, табл. XXXIX, стр. 560-561). Это произведение, отличающееся монументальностью и героич. мощью замысла, не было принято заказчиками из-за его сурового реализма. К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологич. структуре религ. композиций Р. ("Ассур, Аман и Эсфирь", 1660, Музей изобразит. иск-в им. А. С. Пушкина, Москва; "Возвращение блудного сына", ок. 1668-69, илл. см. т. 17, вклейка к стр. 584-585), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты ("Старейшины суконного цеха, или т. н. синдики", 1662, Рейксмюсеум; "Поэт И. Деккер", 1666, Эрмитаж). В поздних произведениях широкая, свободная живопись Р. приобретает особую пространственную глубину, а светотень выступает в качестве мощного средства композиционного построения и раскрытия психологич. коллизий. Поздним рисункам Р. (исполненным преим. тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Хотя из непосредств. учеников Р. лишь немногие (напр., К. Фабрициус и А. де Гелдер) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистич. новаторство произведений Р. сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового иск-ва.
Лит.: Ровинский Д., Полное собрание гравюр Рембрандта..., т. 1 - [4], СПБ, 1890; Гаман Р., Рембрандт. Гравюры, пер. с нем., [М.], 1924; О Рембрандте. [Сб.], М.- Л., 1936; [Линник И.], Рембрандт ван Рейн. 1606 - 1669. [Альбом], .М., 1956; Ротенберг Е., Рембрандт Гарменс ван Рейн, [М., 1956]; Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в., [Сб.], М., 1970; Рембрандт Гарменс ван Рейн. Картины художника в музеях Советского Союза. [Альбом. Авт. текста К. С. Егорова], Л., 1971; её же, Портрет в творчестве Рембрандта, М., 1975; Лазарев В. Н., Рембрандт портретист, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 157-201; ВоdeW..Hofstede de GrootC., L'oeuvre complete de Rembrandt, v. 1 - 8, P., 1897 -1906; Hind A. M., Rembrandt's etchings, v. 1 - 2, L., 1923; Neumann K., Rembrandt, Bd 1-2, 4 Aufl., Munch., 1924; Weisbach W., Rembrandt, В.- Lpz., 1926; Вenesсh O. [ed. ], The drawings of Rembrandt. Catalogue, v. 1 - 6, L., [1954-57]; его же, Rembrandt, [Gen., 1957]; Rosenbergj., Rembrandt, v. 1-2, L., [1964]; Bredius A., Gerson H., Rembrandt's paintings, L., 1969; White C., Rembrandt as an etcher, v. 1-2, L. - University Park, [1969]. M. В. Добрoклонский.
РЕМЕДЕЛЛО КУЛЬТУРА, археол. культура времени энеолита и ранней бронзы в Сев. Италии (последняя треть 3 - нач. 2-го тыс. до н. э.). Названа по некрополю Ремеделло-Сотто (Remedello Sotto) близ г. Бреша (Ломбардия), где в кон. 19- нач. 20 вв. были раскопаны св. 100 могил и остатки поселения. Могилы, расположенные рядами, содержали скорченные захоронения с керамикой типа колоколовидных кубков культуры, изделиями из полированного нефрита, меди и бронзы (топоры, кинжалы, наконечники стрел), а также с украшениями из раковин.
Лит.: Colini G. А., Il sepolcreto di Remedello Sotto nel Bresciano
e il periodo eneolitico in Italia, "Bolletino di Paleontolo-gia
Italiana", Parma, 1898-1902, y. 24-28; D u h n F. v о n, Italienische Graberkunde, Tl 1,
Hdlb., 1924; Acanfora M., Fontanella Mantovana e la cultura di Remedello,
"Bolletino di Paleontologia Italiana", n. s. X, 1956, v. 65, № 2.
РЕМЕДИУМ (от лат. remedium, букв.- средство против чего-либо), установленный государством в условиях золотомонетного стандарта предел отклонений фактич. веса и пробы монеты от законной нормы. В процессе обращения монеты (золотые и серебряные) стирались и превращались в неполноценные. Значение Р. состояло в том, что он ограничивал отклонение нарицат. стоимости монеты от стоимости содержащегося в ней валютного металла. Размеры Р. обычно фиксировались в тысячных долях веса монеты. В России, напр., по Монетному уставу 1899 Р. для 5-рублёвой золотой монеты весом в 1 золотник 0,18 доли составлял 0,003. Издержки, связанные с изнашиванием монеты в пределах Р., принимало на себя государство.
РЕМЕЗОВ Семён Ульянович (1642-после 1720), русский картограф, географ и историк Сибири. Составитель планов и описаний г. Тобольска и Тобольского уезда (1683-1710). Важнейший труд Р. - рукописная "Чертёжная книга Сибири" (1699-1701) - первый рус. географич. атлас из 23 карт большого формата, отличающийся обилием и детальностью сведений и подводящий итог всем имевшимся географич. материалам того времени.
РEМЕЗОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ, сибирская летопись, составленная в кон. 17 в. С. У. Ремезовым', см. Сибирские летописи.
РЕМЕЗЫ (Remizinae), подсемейство птиц сем. синицевых. Размеры мелкие. Клюв острый. Гнёзда закрытые с боковым входом. Р. рода Anthoscopus (6 видов) живут в Африке, рода Auriparus (1 вид)- на Ю.-З. Сев. Америки, рода Reraiz - в Европе и Азии, включая СССР (на В. до Приамурья); единств. вид - обыкновенный P. (R. pendulinus); дл. тела до 11 см. Оперение каштановых, охристых и серых тонов. Передётны; лишь часть особей живёт оседло. Селятся по окраинам зарослей тростника на озёрах или на деревьях по берегам рек и ручьёв.
Обыкновенные ремезы у гнезда: 1-самец; 2 - самка.
Гнёзда из растит. волокон и пуха ивы, тростника и др., висячие на концах ветвей или же между камышинами. В кладке 4-10 яиц. Питаются насекомыми, пауками, мелкими семенами.
РЕМЁННАЯ ПЕРЕДАЧА, механизм, осуществляющий передачу вращат. движения
с помощью ремня, охватывающего закреплённые на валах шкивы. Ремень, являясь
промежуточной гибкой связью, передаёт крутящий момент с ведущего шкива (рис.)
на ведомый за счёт сил трения, возникающих между натянутым ремнём и шкивами. В
зависимости от типа используемых ремней Р. п. могут быть плоскоремёнными,
клиноремёнными и круглоремёнными. Получают распространение Р. п. с т. н.
поликлиновыми ремнями, имеющими клиновые выступы на внутр. стороне. Плоские и
круглые ремни используются, как правило, по одному в передаче, а клиновые - по
неск. штук (обычно не более 6-8).
Схема ремённой передачи и сечения ремней: а - плоскоремённой; б - клиноремённой; в - круглоремённой; г - поликлиновой; 1 и 3 - ведущий и ведомый шкивы; 2 - ремень.
Плоскоремённые передачи просты и удобны, позволяют применять обычные шкивы с гладкой поверхностью, способны работать при высоких скоростях (40-50 м/сек и выше). Однако такие Р. п. имеют невысокое тяговое усилие, значит. габариты и сравнительно малое передаточное отношение (обычно до 5).
Клиноремённые передачи, обеспечивая повышенное сцепление ремней со шкивами, позволяют сократить межосевое расстояние, уменьшить размеры передачи и повысить передаточное отношение (до 10-15). Круглоремённые передачи используются редко, гл. обр. в приводах малой мощности (настольные станки, швейные машины и т. п.).
Достоинства Р. п.: конструктивная простота, относительно малая стоимость, способность передавать мощность на значит. расстояния (до 15 л и более), плавность и бесшумность работы, предохранение механизмов от перегрузки за счёт упругих свойств ремня и его способности пробуксовывать по шкивам. Недостатки Р. п.: короткий срок службы ремней, относительно большие размеры, высокая нагрузка на валы и подшипники, непостоянство передаточного отношения (из-за неизбежного проскальзывания ремня). Получают распространение ремни из высокоэластичных и прочных синтетич. материалов, узкоклиновые и зубчатые ремни. Р. п. распространены в приводах с.-х. машин, электрогенераторов, нек-рых станков, текстильных и других машин. Р. п. применяют обычно для передачи мощности до 30-50 квт. Известны установки мощностью в неск. сотен и даже тысяч квт, в которых также использованы Р. п.
Лит.: Светлицкий В. А., Передачи с гибкой связью, М., 1967; Пронин Б. А., Клиноременные и фрикционные передачи и вариаторы, М., 1960; Детали машин. Расчет и конструирование, под ред. Н. С. Ачеркана, 3 изд., т. 3, М., 1969; Андреев А. В., Передача трением, М., 1963.
А. А. Пархоменко.
РЕМЕНСЫ (от каталанск. remensa - выкуп), крепостные крестьяне ср.-век. Каталонии, на к-рых распространялись "дурные обычаи", в т. ч. ременса - выкуп, к-рый необходимо было уплатить сеньору при уходе от него; величина ременсы определялась сеньором, при этом последнему оставалась и земля. Статус Р. переходил по наследству. Р. становилось также любое лицо, вступившее в брак с Р. либо купившее манс, с к-рым была связана обязанность уплаты ременсы. Р. существовали в Каталонии уже в 10-11 вв., но в юридич. документах упомянуты впервые в 1-й четв. 12 в. Особенно многочисленной категория Р. была в 13-14 вв. В 13 в. рядом постановлений кортесов Р. были полностью подчинены юрисдикции сеньоров. Институт Р. был уничтожен в 1486 Гуадалупской сентенцией.
Лит.: Пискорский В. К., Крепостное право в Каталонии в средние века, К., 1901; Арский И. В., Очерки по истории средневековой Каталонии до соединения с Арагоном (VIII-XII вв.), Л., 1941; Мильская Л. Т., Очерки из истории деревни в Каталонии X-XII вв., М., 1962.