Т. СОЛЕРА -
ЛИБРЕТТИСТ И АВАНТЮРИСТ
Существуют персонажи, которые,
помимо того, что испускают собственный свет, блестят еще и светом отраженным. В
том смысле, что их слава связана с произведениями и событиями, которые не
являются самой значительной частью их собственной жизни, художественной и
личной. Именно таков случай Темистокле Солеры, родившегося в Ферраре в день
Рождества 1815-го года. Его помнят почти исключительно потому, что он был
либреттистом Набукко, а его
известность связывается с авторством слов хора Va pensiero sull’ali dorate (Лети, мысль, на золотых крыльях),
который, не будет преувеличением сказать, приобрел прямо-таки всемирную
популярность. В действительности Солера был более, чем либреттист, и, в
особенности, более, чем кто угодно.
Поэт, а не только сочинитель стихов
для опер, дирижер и сам автор опер (он написал их пять, все на собственный
текст), Солера прожил жизнь, похожую на приключенческий роман. Сын патриота,
участника революционных движений 1812-ого года и заключенного в крепость
Шпильберг маленький Темистокле по велению императора был послан в школу Марии
Терезии в Вене: в привычках Франца Йозефа I было беспокоиться о судьбе членов
семей приговоренных. Но этот мир должен был быть ему тесен. Юношей он сбежал из
школы и присоединился к бродячей цирковой труппе (ходили разговоры о любовной
истории между мальчишкой-беглецом и зрелой директрисой цирка). И если его
карьера жонглера и канатоходца завершилась очень скоро, она была только первым
этапом в длинной серии приключений.
Тридцатые годы принесли ему первый
литературный успех: поэтические произведения Молодой поэт, Веселые
письма и Микелина,
сцены из жизни холерного Милана 1836-ого года. Очень важный год 1839-й, год
встречи с Верди. После того, как к либретто Оберто, графа Сан Бонифачо приложили руку несколько авторов,
Солера должен был придать ему окончательный вид. Сотрудничество между Верди и
Солерой принесет следующие плоды: романс Изгнанник для голоса и фортепиано, и, кроме Набукко, оперы Ломбардцы в первом крестовом походе,
Джованна д’Арко и Аттила. Сотрудничество не обходится
без инцидентов (в либретто Ломбардцев
известный в то время комедиограф и поэт Риккардо Кастельвеккио обнаружил прямые
заимствования из одного своего либретто и обвинил Солеру в плагиате), но
продолжается и приносит плоды вплоть до 1845-ого года. В этот год поэт бросает
неоконченное либретто Аттилы
(его завершит Франческо Мария Пьяве), чтобы последовать за своей женой в
Мадрид.
Жена Солеры, сопрано Тереза Розмини,
была певицей, выступавшей с переменным успехом. В Ла Скала она с таким треском
провалилась в Джемме ди Верджи
Доницетти, что решила оставить Италию и попытать счастья в Испании. В Мадриде
Солера не ограничился ролью «мужа сопрано», но стал одной из значительных фигур
местной музыкальной жизни: был даже импресарио Театра Реал, открытого в 1850-ом
году. Он пробил себе дорогу и при мадридском дворе, быстро завоевав
расположение королевы Изабеллы II и посвятив ей поэму на испанском языке, Завоевание Йоло.
В кровавой политической атмосфере
тех лет, характеризуемой карлистскими заговорами (1), Солера становится
доверенным лицом королевы и ее информатором (услуги, которые королева оказывала
итальянцу, при дворе стали предметом двусмысленных выводов). Однако, когда
наступает момент разоблачения одного дворцового заговора, земля начинает гореть
у него под ногами: ему удается избежать покушения от рук карлистов и он из
осторожности возвращается в Италию. И все же он вернется в Испанию во второй
раз, в 1858-ом году, чтобы оказать новые услуги королеве и принять на себя
миссию посла в Лиссабоне, которая, однако, останется безрезультатной. С
завершением этой миссии навсегда закончится испанский период Солеры. Что
касается королевы Изабеллы, она будет низвергнута десять лет спустя.
Вновь в Италии, Солера - человек
расточительный вне всякой меры (если не сказать, что у него «дырявые руки») -
оказывается в нищете. После того, как он оставил неоконченным либретто Аттилы, мосты, связывавшие его с
Верди, сожжены. Более того, между поэтом и музыкантом происходит обмен обидными
высказываниями. Попытка воссоздать их союз, предпринятая дирижером Анджело
Мариани, оказывается неудачной. И все же Верди ценил Солеру-писателя настолько
высоко, насколько не доверял Солере-человеку. Композитор даже утверждал (возможно,
преувеличивая), что Солера «мог бы стать первым поэтом эпохи, если бы у него
голова была на месте». Остается фактом, что, без Верди Солера, хотя и
возвратился к деятельности либреттиста, а также сохранял некоторую репутацию в
качестве композитора (из его опер Ильдегонда
и Крестьянин из Альяте некоторое время оставались в репертуаре), начал
приближаться к закату.
Постоянно одолеваемый денежными
трудностями, Солера находит способ использовать свой опыт homo politicus, приобретенный при
испанском дворе. В 1859-ом году к нему обращается Наполеон III, который находит
в Солере идеальную фигуру для оказания тайной помощи многим итальянцам. Так
Солера превращается в тайного агента. Это приносит ему выгоду, так как Кавур и
Ла Мармора (2) также пользуются услугами этого агента 007 мелодрамы,
проявившего незаурядные способности в деле передачи и расшифровки тайных
донесений. Все же мирный договор, подписанный в Виллафранке Наполеоном III с
Австрией на следующий день после побед при Сольферино и Сан Мартино, вызывает у
итальянцев чувство возмущения. Возмущен и Солера, который внес свой - непрямой
- вклад в эти успехи. В любом случае, он продолжает свою шпионскую
деятельность. Его принимают на службу в органы общественной безопасности южных
провинций и бросают на борьбу с разбоем в Базиликате (3). Именно здесь он
реализует самое значительное предприятие этой новой фазы своей жизни: человека
закона и порядка (хотя и не в ортодоксальном смысле), а не литературы и музыки.
В устроенной им засаде он собственными руками убивает, после яростной
рукопашной схватки, бандита Серравалле, наводившего ужас на Луканию (4),
известного под прозвищем Дон Паоло, и предстает перед начальством с отрезанной
головой бандита, прикрепленной к стволу ружья.
Всего этого достаточно, чтобы вокруг
Солеры образовался почти мифический ореол, которому, однако, суждена короткая
жизнь. Благодаря делу Серравалле он становится комиссаром полиции: сначала во
Флоренции, где развивает также бурную деятельность торговца антиквариатом, а
потом в Палермо, Болонье и Венеции. В 1868-ом году он переезжает в Египет, в
Александрию: хедив Измаил Паша (тот самый, который заказал Верди Аиду) приглашает его реорганизовать
местную полицию. Беспокойство и авантюрный дух побуждают Солеру к непрерывной
перемене мест и деятельности. Он живет в Лондоне, Париже, Вене. До тех пор,
пока неудачные коммерческие операции снова и на этот раз окончательно не
приводят его к нищете.
Cолера заканчивает свою жизнь в
Милане, в мрачном одиночестве. Забытый всеми. Он умирает на заре 21 апреля, в
день Пасхи 1878-ого года. Его последнее произведение, найденное после смерти -
гротескная поэма Медиум.
Примечания:
1. Карлисты - последователи претендента на испанский престол Карлоса Марии
Исидро. Традиционалисты и реакционеры, они были побеждены либералами в Первой
гражданской войне (1833-1839). После смерти своего претендента боролись за
возведение на трон его потомков. Потерпели поражение во Второй (1847-1848) и
Третьей (1870-1875) гражданских войнах.
2. Ла Мармора Альфонсо Ферреро (1804-1878) - генерал и политический деятель.
Реорганизовал армию Пьемонта и командовал Крымской экспедицией (1855-1856).
Командующий армией в войне за Независимость (1866). Потерпевший поражение в
битве при Кустоце, удалился от политической жизни.
3. Базиликата - одна из южных областей Италии. Главный город - Потенца. Лукания
- древнее название Бвзиликаты.
Паоло Патрицци.
Сокращенный перевод с итальянского и
примечания Ирины Сорокиной. 2001 г. (OperaNews.Ru)