Последнее интервью 65
лет назад – 22 декабря 1936 года – перестало биться сердце Николая
Алексеевича Островского. Его роман “Как закалялась сталь” читали миллионы
людей в СССР и за рубежом. Он переведен практически на все языки мира и
достиг фантастического тиража – 100 млн. экземпляров. Имя Павки Корчагина
навсегда стало живым символом той героической эпохи, рожденной Великой
Октябрьской социалистической революцией. Ниже
мы публикует отрывки из последнего интервью, которое дал Н.Островский
С.Родману – корреспонденту английской либеральной газеты “Ньюс кроникл” за
два месяца до смерти. Корр. – Человечество
понимает, что у вас дело идет хорошо. СССР посетил недавно один литовец,
профессор, турист. Он не был здесь двадцать лет. В беседе со мной он сказал,
что они думали, что без частной собственности у большевиков не может дело
пойти: стимула нет. Но, оказывается, дело идет. Он видит: идут поезда,
работают гостиницы и так далее. Больше – он видит огромные стройки. Он видит
громадную работу по поднятию культурного уровня населения. И вот, настроенный
против при приезде, он уезжает убежденный, что коммунизм – большая сила. Он
профессор философии, религиозен и очень недоволен, что в СССР царит атеизм.
Он говорит, что коммунисты, которые работают по принципам христианства,
невольно, но обязательно станут христианами. Н.О. – Это парадокс. Великий ученый Павлов был очень религиозен. Но
понятно, что у него это шло от воспоминаний детства и еще от некоторого
фрондерства. Хочу – и иду в церковь, и никто запретить мне не может. Мы –
коммунисты-материалисты и понимаем, как страшна машина угнетения
человечества. Она уже отработала. Когда-то капитализм имел цивилизаторскую
роль, созидательную. Хоть и на основе эксплуатации, но он создавал огромные
ценности. Этого не будешь отрицать. Но то, что делается сейчас: выбрасываются
в море бочки масла, тысячи тонн кофе... Корр. – Известно ведь, что Рузвельт платил фермерам, чтобы они уничтожали
свои посевы. Н.О. – Разве это не признак распада, гниения капитализма? Англия, огромная
культурная страна в прошлом, сейчас не продолжает культурного роста. Там
только старые ценности, сложенные в ящики, заплесневелые, и ничего нового.
Наступил паралич, нужна новая свежая кровь, чтобы снова развиваться и
творить. А новой крови они не могут взять, так как она только в коммунизме.
Коммунизм – возрождение всего мира. А это для правящих классов звучит
страшно. Политикой Англии руководят люди, место которых в доме умалишенных.
Если страшен один сумасшедший с револьвером, то что же сказать о таких,
которые могут бросить в бойню сорок пять миллионов человек, всю нацию и
залить кровью весь мир? Как до сих пор не стало ясным за границей, что СССР
не ставит своей целью все истребить? Корр. – Нет, теперь уже начали это понимать. Н.О. – ... Мы уважаем честную открытую борьбу с оружием в руках. Я сам
дрался и убивал и, будучи впереди цепи, вел на это других. Но не помню
случая, чтобы мы уничтожали сдавшегося, безоружного врага. Это был уже не
враг. Откуда осталась у бойцов теплота к этим людям, которых десять минут
назад они без пощады рубили? Я сам отдавал последнюю махорку. Были отдельные,
единичные выступления махновцев, недавно попавших в отряд, но мы и их
перевоспитывали и боролись с ними. Я, если бы чувствовал неправоту дела,
которое я выполняю, мне кажется, я не мог бы никогда улыбаться. Вы знаете, не
надо было агитаторов, чтобы сделать пленных своими товарищами. Лучше
агитатора – бойцы с их теплым отношением, которое разоблачало ложь офицеров.
Пленный солдат, познанский крестьянин, чувствовал полное спокойствие за свою
жизнь и быстро становился нашим. И совершенно другое отношение к пленным
красноармейцам со стороны польских офицеров. Как они издевались: выкалывали
глаза, истязали, уничтожали попавших в плен бойцов, эти носители культуры! А
ведь говорили на Западе, что Польша – страж культуры?! Я сам видел все
издевательства польских офицеров. Я могу смело говорить о них, я испытал их:
вот откуда и пламя ненависти к фашистам. Я знаю, что такое гнет капиталистической
эксплуатации. Я работал с одиннадцати лет, и работал по тринадцать-пятнадцать
часов в сутки. Но меня били. Били не за плохую работу, я работал честно, а за
то, что не даю столько, сколько хозяину хотелось взять от меня. Таково
отношение эксплуататоров к трудящимся во всем мире. И эти люди говорят о
гуманности! А дома они слушают Вагнера и Бетховена, и призраки замученных ими
людей не смущают их покоя. Их благополучие построено на нечеловеческом
отношении к рабочим, которых они презирают за некультурность. Но как рабочий
может стать культурным в условиях капиталистической эксплуатации? Не они ли
тянут его назад, к средневековью? У нас тоже есть недостатки, но это остатки
старого наследства... Корр. – Какие недостатки имеете вы в виду? Н.О. – Отсталость сельского населения, например: на селе еще много
неразвитых людей. Столетиями крестьян заставляли жить жизнью животных, не
давая доступа к знанию, всячески затемняли сознание. Ведь единственной книгой
для народа было “Евангелие” да еще рассказы о дьяволе. И это особенно
последовательно проводилось в отношении национальных меньшинств. Давно ли в
Кабардино-Балкарии изжиты чисто средневековые обычаи, обряды, жуткое
отношение к женщине? Разжигание национальной розни – один из методов политики
капиталистов. Вполне понятна их боязнь объединения угнетенных народов. Корр. – Скажите: если бы не коммунизм, вы могли бы также переносить свое
положение? Н.О. – Никогда! Личное несчастье для меня сейчас для меня второстепенно.
Это понятно... Когда кругом безотрадно, человек спасается
в личном, для него вся радость в семье, в узколичном кругу интересов. Тогда
несчастья в личной жизни (болезнь, потеря работы и так далее) могут привести
к катастрофе – человеку нечем жить. Он гаснет как свеча. Нет цели. Она
кончается там, где кончается личное. За стенами дома – жестокий мир, где все
друг другу враги. Капитализм сознательно воспитывает в людях антагонизм, ему
страшно объединение трудящихся. А наша партия воспитывает глубокое чувство
товарищества, дружбы. В этом огромная духовная сила человека – чувствовать
себя в дружеском коллективе. Я лишился самого чудесного в жизни –
возможности видеть жизнь. Прибавьте к этому огромные страдания, которые не
дают ни секунды забвения. Это было огромное испытание воли, поверьте, можно
сойти с ума, если позволить себе думать о боли. И передо мной встал вопрос:
сделал ли я все, что мог? Но совесть моя спокойна. Я жил честно, лишился
всего в борьбе. Что же мне остается? Предо мной темная ночь, непрерывные
страдания. Я лишен всего, всех физических радостей, процесс еды для меня –
мучение. Что можно сделать в моем положении?.. Но партия воспитывает в нас священное
чувство – бороться до тех пор, пока есть в тебе искра жизни. Вот в
наступлении боец падает, и единственная боль оттого, что он не может помочь
товарищам в борьбе. У нас бывало так: легкораненые никогда не уходили в тыл.
Идет батальон, и в нем человек двадцать с перевязанными головами. Создалась
такая традиция борьбы, воспитывалось чувство гордости. За границей
какой-нибудь барон или граф гордится своим старинным родом. У пролетариев
есть своя гордость. И когда теперь наш товарищ вспоминает, что он был
кочегаром, то он вспоминает об этом с гордостью. У вас это не звучит ничем, у
вас рабочий – пустое место, ничто... Я всегда был очень горд и никогда не
сносил молча обиды, не позволял оскорблять себя. Меня невозможно было
заставить быть рабом. Я работал пятнадцать-восемнадцать часов, работал
честно, не портил машин, но если хозяин поднимал руку на меня, то я бросался
на него. В книге “Как закалялась сталь” вся моя жизнь, шаг за шагом, год за
годом... Корр. – Почему такое название вы выбрали? Н.О. – Сталь закаляется при большом огне и сильном охлаждении. Тогда она
становится крепкой и ничего не боится. Так закалялось и наше поколение в
борьбе и страшных испытаниях и училось не падать перед жизнью... |
|
|
|
|