ГЛАВА ПЕРВАЯ
ТОЛЕТИЯ ложатся степенно колодами. Столетий колоды
годы инкрустируют, чтоб тасовать годы векам — китайскими картами. — „Ни один
продавец идолов не поклоняется богам, он знает, из чего они сделаны." — Как же
столетьям склоняться — перед столетьями? — они знают, из чего они слиты: не
даром по мастям подбираются стили лет. „Третий император династии Да-Мин, Юн-Ло,
прошол здесь, отправляясь на войну с монголами приверженцами династии
Юан,изгнанными из Китая его отцом Хун-Ву, — она высечена на глыбах белого
мрамора: Юн-Ло — оправдал-ли годы свои сей надписью, ибо больше ничего от него
не осталось? — И там же в тринадцатый день второй лунм, в тысяча шестьсот
девяносто шестом году, по европейскому летосчислению, прошол Император Конси,
чтоб уморить голодом в Шамо и лошадей и солдат. Шамо значит тоже что Гоби: Шамо
— есть Гоби, пустыня. И поелику на белой мраморной глыбе есть надпись, истории
сохранено имя деревни — Суде-тоу. — В Судетоу ррдилась его мать, и ей не
коверкали ног с восьми лет, как аристократам, ибо она была плебейка.
Столетья ложатся степенно, — колодами; — какая
гадалка с Коломны в Санкт-Питер-Вурге кидает картами так, что история
повторяется, — что столетий колоды — годы повторяют раз, и два?! — Две тысячи
лет назад, за два столетья до европейской эры, император Ши-Хоан-Ти, династии
Цин, отгородил Империю Середины от мира — Великой Китайской стеной, иа тысячу
ли, — Ши-Хоан-Ти, коий сверг все чины и регалии, всех князей, нанеся сим
„смертельный удар феодализму" и став — богдыханом, как царь Петр в династии
Романовых, „прорубил окно" и стал: Императором, лишь, — не успев состариться до
Богдыхана.
Первый Петр в династии Романовых и первый император
Российской Равнины, Петр Алексеевич сын-Романов, однажды, в парадизе своем
Санкт-Питер-Бурхе, пропьянствовав день у сенатора Шафырова в „замке" на
Кайвусари-Фомином острову, направлялся в ботике по реке Неве на Перузину-остров,
в трактир Австерию, дабы допьянствовать ночь. Ладожские льды к сему времени
прошли, навигация открылась и император узрел непорядок: не смотря на тихий
простор реки, на белесую ночь и на белесые звезды в небе, баканы на реке-Неве не
были зажжены и на Васильевой острову не горел маяк. Петр сидел у кормы, пьяно
молчал и пьяно воскрикнул, наполняясь злобой и буем:
— Каковы циркумстанции . . . Каковы циркумстанции, —
а?.. Ка-ко-вы циркумстанции! ..
На Неве-реке было весьма тихо и пустынно, и сенатор
Шафыров прежде чем взглянуть в бабьи глаза императора, окинул мышиным взором
окрестность. Рыгнул пьяным кулем корпуса своего: — Ваше величество, служить
готов . . . — Ка-ковы циркумстанции!.. Паки и паки даны суть указы коммуникации
устройства, — и паки и паки на маяке и на баканах огня не зрю, вопреки
регламенту, коим указано с правой стороны красные огни жечь, а с левой.—
зеленые, для указания форватера! Шафыров сказал: — — Ваше величество, поелику
ночи суть светлые и звезды на небесах . . .
Император отвечал: — Ваше сиятельство!. . Поелику
небесные светила зажжены суть Господом Богом, служат Богу и посему человекам не
подвластны. И sondern. Како огни на маяке зажжены суть рукою человека, посему —
служат оные человеку!. . Каковы циркумстанции?!. Первый Император Петр Алексеевич с пьяным Шафыровым,
кулем свалившимся в бот, так и не доплыл до Австерии в ту ночь, „хотя," как
говорят моряки, на боте — по баканам, выколачивая на баканах дубинкою своей со
спин баканщиков красные и зеленые огни, выколотил буем в себе хмель. И он был
прав, император Петр, поелику огни зажженные рукою человека имеют человеческий
смысл, как водители, — ибо на рассвете в ту ночь на Санкт-Питер-Бург наполз
студенный туман и заволок — и звезды, и огни на бакаках, но могли наползти
только облака, заморосить дождем, тогда исчезли бы звезды и остались бы одни
огни, зажженные рукою человеков. Конфуций сказал еще: " — «Ни один продавец
идолов не поклоняется богам, он знает, из чего они сделаны." Каменная стена идет по холмам, чтоб потеряться вправо
и влево из глаза. Время уже разворотило каменную стену, здесь шли и Ши-Хоан-Ти,
и Юн-Ло, и Тамерлан, и многие, и под стеною, где всегда взблескивали ящерки,
растет белая крапива рами. Камни, небо, пустыня, на запад — Китай, на восток —
Монголия, страна Тимуров. Разве он знал тогда, что вон там, за Гоби, за Алатау,
за Туркестаном — вторая есть Империя Середины ?. . У речонки Сай-хе, в лессе,
изрытом людьми, как ласточками, и пропахшем человеческой грязью и потом, он
родился и жил. Над головой на лессе его отцы сеяли гоакин и сарго, трудясь
муравьями — на полях, которые можно прикрыть каждое одной циновкой, — и он,
мальчик с женской походкой, выбираясь из мрака лессовых жилищ, бегал с камышовой
корзинкой к стене, к Великим воротам, где по Аргали-дзян шли караваны в Ургу, и
там подбирал верблюжий, лошадиный и человечий назем, чтобы сносить его к отцам в
поле удобрять землю под гаоляном: — оттуда, от ворот в стене, уже развалившихся,
виден был вдали город Душикоу в каменных башнях, тоже уже развалившихся, и
мальчик, отдыхая, потихоньку ото всех, стрекаясь крапивой, ловил ящерок,
священных животных, и давил им серебряные их животики, чтоб увидеть, как кишечки
поползут изо рта. Отцы приходили с полей к ночи, когда было также темно, как в
лессе, — мальчик научился к тому времени есть уже палочками, а не руками, он уже
не ходил совершенно голым, — но он еще боялся пещеры, вон той „к западу в лессе,
куда ходил его отец размышлять в обществе предков о трудах, лучшей смерти и сарго, где
хозяйничала старуха и где стояли идолы. Это была ночь, и мальчик спал в углу на
циновке, покрытый прокисшим ватным одеялом. Мальчик — за все свое детство — не
видел — ни одного дерева, — ибо он жил за стеной, уже в Монголии, стране
Тамерланов. Мальчик не знал, из чего делаются идолы. Потом мальчик узнал, почему нельзя давить животиков
ящеркам. Мальчик узнал, что значит труд отцов, что значит руками вспахать землю,
руками принести с Аргели-дзян назем, руками охолить каждый куст кукурузы и
гаоляна, чтобы не умереть с голода и жить в лессе, — и он научился трудиться. Он
узнал о ян и ин, о Двух Силах, — мир, как его отцы, стал перед ним в воле
Лао-дзы, для него некогда строилась Великая Стена, ибо Лао-дзы сказал о Тао,
Великом Равнодействующем. У отрока осталась, как на всю жизнь, женская походка,
но у него потускнели глаза и стали походить на стершийся сачок, китайскую
монету. Отрок, узнавший, что „мир не есть настоящее бытие", все-же знал, как
сеять сарго, томящее тело, — и он одолел „Четыре щу и пять цзанов", томящих ум.
Он изучил „Фонтан знаний и реку, вытекающую из него." Он истолковал восемь гуа,
образуемых четырьмя прямыми длинными и восемью короткими, где открывается
истинный смысл пассивного ин, что „человек есть продукт природы и потому не
должен нарушать ее законов", и он, как все, кончил Ши-Цзином, книгою од. — И,
все же, Душикоу глядит в Монголию, как Монголия всматривается, усмехаясь Гоби, в
Душикоу. — Кто знает, что было бы? Столетья ложатся степенно,
колодами: столетий колоды годы повторяют и раз, и два, ибо история —
повторяется. Великая китайская стена стояла две тысячи лет, — кто знает все пути
— всех, и то — почему ссудила судьба жить этому человеку вот теперь? — Это там,
в лессовой деревне — в лессовую деревню приходили из Юн-чжоу, из Цупуни, даже из
Пекина нище-богатые люди, ничего не имеющие, чтобы иметь все, — чтобы говорить о
И-хэ-да-цюан — о Хун-Ден-Чжао, о Ша-Гуй, — о „Правде и Согласии Большого
Кулака", о „Красном Фонаре", об уничтожении дьяволов, о том, чтоб восхищаться
тем, что сарго уже столько-то стоит, а труд дешев, что в Пекине — заморские
дьяволы — янгуйцзы, как дома, — о том, что императрица (тс! тсс!.. шш!..) —
императрица Цсы-Си — продана — бедная супруга — императрица...— Они зажигали
красные фонари в пещерах, и отец не уходил к предкам. Они сидели у фонаря и
казалось, что зубы у них больше чем следует и подвешены. Они уходили с песнями и
отец каждый раз брал его за руку, чтобы сказать, как зарубить: — „об этом никто
не знает"! — но в ночи звенела боевая песнь уходящих: Тен-да-тен-мынь-кай! Ди-да-ди-мынь-кай 1.. Кто знал там в лессовой деревне имена — доктора
Сун-Ятцана и начальника Нуй-гэ-Юан-Ши-Кая? — И был день, когда все узнали, что
уже нет императрицы Цсы-Си в Империи Середины, и не будет Пу-И, — что трехлетний
Хуан-Чжан-Пу-И должен отречься. В тот день никто не пошол в поле, в тот день
остановились караваны на Аргали-дзян, — в тот день все было новым, как праздник,
и только стена и ящерки под ней были прежними, — в тот день. А потом, и ночами и
в дни шли люди с красными фонарями и с лицами, как плакаты, с винтовками,
саблями, даже с луками, — толпами и одиночками и военными отрядами через
каменную стену в ворота в Шунь-Тянь-Фу, то есть Пекин. С ними ушол отец, взяв
саблю с драконами у ручки, — саблю предка, которая всегда висела в кумирне.
Тогда, правда, стал дорог сарго и не хватало чаю, запертого югом, и кто-то ночью
вытоптал все поле. И тогда вернулся к своим предкам — отец, его голову носили на
колу, а тело сквозь задний проход и то место, где была голова, было проткнуто
пикой, двое несли концы пики на плечах, и казалось, что отец ползает в воздухе,
как ползал, когда обирал гаолян, — и его долго носили по Аргали-дзян и по кислым
улицам Душикоу, В те дни многих чтили такой смертью, и родственники тогда должны
были бежать куда глаза глядят, скрываемые теми, которые вчера помогали таскать
отца. Люди с лицами, как плакаты, уже с обрезанными косами, шли и шли в ворота.
Кто-то, какие-то поставили над стеной две пушки и стреляли целый день в Душикоу
и в лесс, — шалый снаряд ударил в плотину на речке Сой-Хе и труды многих лет
погибли в час, тогда идущие бросились умирать к этим пушкам, и колы с разинутыми
ртами мертвых голов повисли надолго в сыром полумраке ворот. И тогда настала
великая ночь Крови и Смерти — девятнадцатая ночь Шестой луны, и пришла последняя
весть: трехлетний Хуан-Чжан — желтейший повелитель-Пу-И, — отрекся. Тогда люди
пошли — из ворот. Он — имя его Ли-ян — ведь он же был в Душикоу и в
Пекине, это он ничего не понимал, обыватель. — И тогда он бежал сотни ли, через
Монголию Тимуров, на Ургу, на Кяхту, чтобы спутать в памяти Владивосток,
Порт-Саид, океаны. Он проходил мимо белых мраморных глыб, где высечено о том,
что „Третий император династии Да-Мин, Юн-Ло, прошол здесь, отправляясь на войну
с монголами, приверженцами династии Юан," — о том, что здесь умирали солдаты и
лошади императора Конси. Но он не знал этого, он думал лишь тогда о том, что
отсюда, из деревни Судетоу — его мать: его мать здесь ловила ящерок маленькой, —
его мать, которую он бросил, как все, как женщину. И вместе с ним шли десятки
других, потерявших, бросивших — и отцов, и матерей, и братьев, и
отечество. „Ни один продавец идолов не поклоняется богам, он
знает из чего они сделаны."
ГЛАВА ВТОРАЯ
Ы еси Петр, и на камени сем созижду церковь мою."
Петр — есть камень и заштатный град Санкт-Питер-Бург — есть Святой - Камень -
Город. Но — определение, должно быть только в одном слове: Санкт-Питер-Бурх
определяют три слова — Святой-камень-город, — нет одного определения, — и
Санкт-Питер-бург посему есть фикция. Но — на Неве-реке, пустынной, как Иртыш,
все-же лежал город, поистине гранитный. Каменный город — и заштатный, и потому
уже, что каменный и заштатный, — не русский, конечно, ибо все русские заштатные
города рыхлы, как бабы, засорены были подсолнечной шелухой, пахнули селедочным
хвостом, в скамьях с пестрыми юбками баб, рыхлых, как заштаты, и все заштаты
умирали навозной смертью. Перспективы проспектов Санкт-Питербурга были к тому,
чтоб там, в концах, срываться с проспектов в метафизику. — И в тот день, в
обыкновенный - финляндский — денек, на Неве-реке, пустынной как этот финляндский
денек и как Иртыш, долго гудел один — единственный катерок, отбрасывая эхо от
дворцов, от Биржи и Петропавловки, много эхо, как всегда в Поозерьи, — и тогда с
Троицкого моста в перспективы проспектов ушол автомобиль, чтоб кроить
перспективы, чтоб начать рабочий день человека и чтоб сорваться в конец — в
концах проспектов — в метафизику. — Есть поэзия камня и тишины. Финляндские дни
одевают гранит мхом, зеленая травка пробила гранит: — на Невском проспекте в
торцах зеленая травка поросла. Дворцы стали тогда мертвецами-музеями, — и разве
не памятник, как Петру у Адмиралтейства, — памятник заштатов — дом,
развалившийся на Гончарной. Поистине есть красота в умирании, и прекрасен —
гранитный — был город, в пустынном граните, в мостах, в перспективах, в
развалинах, в бурьяне заштатов, в безлюдьи, в гулких эхо на пустынной —
поозерной — реке, в обыкновенных — не русских — финляндских днях. А там, где
столпились улицы из городков Московской губернии, на русской, на московской
стороне, в переулочке, на перекресточке — у дома в два этажа все окна выбиты
были, нежилой дом, покинутый, магазин был внизу, и видно было сквозь окна
открытую внутреннюю дверь в пустырь за домом, в магазине паутина повисла,
кирпичи валялись и стекла...
„Ты еси Петр, и на камени сем созижду церковь
мою."
По Великой Европейско - Российской равнине прекрасная
прошла революция, метель метельная вылущила ветрами мертвое все, — умирать
неживому. Сказания русских сектантов сбылись, — первый император российской
равнины основал себе парадиз на гиблых болотах — Санкт-Питер-Бурх, — последний
император сдал императорский — гиблых болот — Санкт-Питер-Бург — мужичей Москве;
слово моск-ва значит: темные воды, — темные воды всегда буйны. Питербургу
остаться — сорваться с прямолинейной — проспекта — в туман метафизик, в болотную
гарь. Тот же финляндский денек обещал быть к ночи — туманною ночью, уничтожить
прямолинейность проспектов, затуманить туманом. И автомобилью в тот день кроить
улицы, избыть день человека — петербуржца — Ивана Ивановича Иванова, как многие
в России. Иван Иванович был братом. Иван Иванович был интеллигентом: он был
про-фессо-ром. Автомобиль скидывал мысли Ивана Ивановича — в Смольном, на
Невском, в Гороховую, — автомобиль-каретка-Бразье, где Иван Иванович сидел в
углу — в зеркалах — на подушках — с портфелем. Автомобиль вновь ушол в пустыню
Невы, как Иртыш, в простор Троицкого моста, чтоб свернуть на под'емный мост же —
Петропавловской крепости, в Петропавловскую крепость, чтобы погаснуть там у
собора, у штаба. На соборе, у шпица реял монах. Тогда выстрелила на бастионе
пушка, — указать час, — перекинуться мячиком эха дворцам с бастионами. И Иван
Иванович долго сидел в кабинете конторы на задворках — вот, в кабинете с
деревянными стульями и столом под клеенкой, и к нему приводили людей из
бастионов и равелинов — во имя их совестей: двум человекам стать друг против
друга с двумя правдами, с тем, чтобы одному человеку и одной правде вернуться в
равелин. Из штаба пришол китаец-красноармеец, которого привел тоже
китаец-красноармеец, и долго ждал своей очереди китаец-красноармеец, потому-что
не было переводчика, а в бумагах значились пустяки, что у него, красноармейца
такого-то стрелкового полка, найдены были при обыске и отобраны английские
золотые монеты, — и мимо него проходили к столу — говорить или молчать у стола.
— . . . В доме у инженера, в его кабинете за ширмой стояла кровать, — и некогда
так-же стояла кровать у того-же инженера в Лондоне. Тогда в Лондоне был
подпольный с'езд революционеров. И как тогда в Лондоне, встречаясь раз в год
здесь в Санкт-Питер-Бурге, поздоровавшись, подошел потихоньку к кровати Иван
Иванович и стал щупать — простыни. — Ты что? — спросил инженер. — Я смотрю,
простыни не сырые-ли? Не простудись, голубчик. Они, инженер и Иван Иванович,
знали друг друга с детства, с бабок в подлинно-заштатном городишке. У инженера
корчили хари в кабинете китайские черти, кость, бронза и фарфор — твердым
холодком корчили хари; и было в кабинете холодное венецианское окно, уходившее в
белые ночи холодком белых стен кабинета. Инженеру — нельзя было горбиться. — В
ту белую ночь у инженера была музыка, были музыканты и гости. Иван Иванович не
выходил на люди, сторонился толпы, не любил людей, он сидел в кабинете, один в
темноте. И инженер увидел, что Иван Иванович поражен музыкой, — поражен так, как
могут поражаться, понимая, лишь избранные: в холодном кабинете, где черти
корчили холодно хари, человеческая — настоящая — теплота села в кресло в углу,
затомившись оттуда. Инженер тогда сгорбился у окна, в белой ночи, и Иван
Иванович подошел и стал сзади, прислонившись к плечу инженера.
Я себя чувствую — хозяином на земле, — сказал
инженер. — А ты? Всё по прежнему,- гость?
— Да-да, гость!
— Петербург — новая архитектурная задача, город без
крыш, с катками в верхних этажах... тишина, вымиранье... — Гость? в белую ночь и
проспекты вглядывался инженер. — Я вчера ел хлеб из оленьего мха. — Гость?
Метафизика?
— Да, гость. Помнишь, в Брюгге, проселком мы шли. Мы
тогда говорили — о мире. Я не поехал в Москву: кровь, копоть заводов, руки
рабочих, — я провижу столетья! — и гость! . . — Иван Иванович крепко прижался к
плечу инженера, инженер сквозь пиджак ощутил теплоту от дыхания. — Какой ты
большой, Андрей . .. В Брюгге такая же тишина . .. Какая музыка!
- Где?
— Там вон, в гостиной, — пианино, Я не вижу
реальностей.
В ту ночь —- там, в туманных концах проспектов
автомобиль сорвался с торцов, с реальностей перспектив — в туманность, в туман,
— потому — что Санкт-Питер-Бург — есть таинственно — определяемое, то-есть
фикция, то-есть туман, — и все-же есть камень. Инженер вышол к гостям и
сказал:
— Знаете, кто был сейчас у меня в кабинете, какой
гость? — и помолчал. — Иванов Иван, — и помолчал, выждав, как имя хлестнет по
гостиной. — Музыку слушал, музыку знает, — гость на земле. — К инженеру подошла
женщина, — оба склонились в амбразуре окна, — там внизу с торцов сорвалась
каретка-Бразье, — женщина коснулась нежно плечом плеча инженера, — такое
древнее, такое прекрасное вино лучше которого — нет: — женщина. Китайские черти
— кость, бронза и фарфор — корчили хари.
В доме — дома — Иван Иванович Иванов — жил, как —
таракан в щели. Он боялся пространства.
Он любил книги, он читал лежа. Он не имел любимой
женщины, он не стирал паутины. В маленькой комнатке были книги, и ширмы у
кровати были из книг, и простыни на кровати были сухие. Автомобиль совался в
туман. Двери были заперты и заставлены полками книг. В углу, на кровати, Иван
Иванович — лежа — видел огромную шахматную доску: этой доски не было в
действительности. — Мир, дым заводов, руки рабочих, кровь, милльоны людей, —
красное пламя России, — Европа, ставшая льдиной на бок в Атлантике, — Каменный
гость, влезший — с громом — с конем — на доску: — на шахматной доске. Простыни —
сухие, в комнате мрак, и тут в сухих простынях, в подушках — мысль: я! — я-ааа!
Каменный гость — водкой: „Ваше превосходительство, Паки и паки Россия влачима
есть на Голгофу. Каковы циркумстанции?.." Гость: „Никакой России, государь мой,
никакого Санкт-Питер-Бурга, — мир." — Каменный гость: „Выпьем, ваше
превосходительство, за художество. Не пьете?"— "Не пью." — „А за Алексеевский
Петро-павловской крепости равелин, — паки не пьёшь?"— „Не пью." — „Понеже и так
пьяно,ваше превосходительство, — так ли?— „Шутить изволите, государь мой,
Алексеевский равелин —я,—я же!"— В сухих простынях, в жарких подушках, в углу —
мысль: я-ааа!.. я-а — есть мир! .. Китаец стоял в стороне, у китайца лицо, как у
китайского чорта в кабинете инженера, в кабинете конторы были деревянные стулья
и стол под клеенкой. Китаец прошел в сторону — женской по-ходкой, на нем была
русская солдатская гимнастёрка без пояса. За решоткой окна стоял автомобиль. На
лице у китайца были — только зубы, чужие, лошадиная челюсть, он ими усмехался: —
кто поймет? — В конторе на окнах была паутина, стало-быть были и мухи. — К столу
подходили. Подошол инженер: инженеру нельзя было горбиться. — „Я утверждаю, что в России с низов глубоко -
национальное здоровье, необходимое движение, ничего общего не имеющее с
европейским синдикалистическим. В России анархический бунт во имя
бесгосударственности, против всякого государства. Я утверждаю, что Россия должна
была — и изживает — лихорадку петровщины, петербурговщины, лихорадку
идеи, теории, математического католицизма. Я утверждаю большевизм, разиновщину,
и отрицаю коммунизм. Я утверждаю, что в России победит — русское, стряхнув
лихорадку петровщины. Алексеевский равелин. Инженер Андрей Людоговский." — Так
было записано в протоколе. Иван Иванович сказал по английски: И тогда на лице китайца — одни зубы — зубы совсем
наружу, все лицо вопросом, с глаз спали сапеки, чтобы глаза— просили: —
субординация спуталась. Китаец качался у стола справа налево и говорил — по
английски, — все, сразу, что знал, много: — „Я хочу родину. Нуй-гэ Юан-Ши-Кай, —
президент! Я хочу родину. На юге я дрался. Я хочу родину!" — Без субординации, в
кабинете конторы разорвался кусок — горячего — человеческого. ... Китайца на шахматную доску! . . На набережных, в
камнях трава поросла, финляндские дни одевают гранит мхами: дворцы стали тогда
мертвецами-музеями. Петр Первый ушол от Адмиралтейства на Гончарную, где
развалился дом: дом тогда придавил людей. Автомобиль — мостами, набережными,
мост у Петропавловской крепости поднят, — автомобиль каретка-Бразье, простором
Невы, как Иртыш, и поозерного неба-простором. В доме — дома — в окне — через
окно — через крыши — через Неву — на взморьи — в комнате — красная рана заката.
Красная рана заката пожелтела померанцевыми корками, в желтухе-лихорадке.
Ночью будут туманы. Желтуха? — китайца на шахматную доску! — Закат —
умирал!.. Где-то далеко одинокий гудел катерок. Книги, книги, книги, — в
померанцевых корках заката на полках и подушки не подсинила прачка. Ночью будет
туман. У Ивана Ивановича не было женщины, — опять лихорадка. „Хина, кажется,
жолтая — хинная корка?" Звонки. — „Принесите черного кофе, покрепче," — горничной:
она горничная — женщина: „надо, чтоб пришла ночью"... „Помнишь, Андрей, мы играли в бабки. Но я своего
брата послал расстрелять, милый Андрей!" — „Петровщина Лихорадка,
Санкт-питербурговщина? Большевик голову откусит, возьмет в рот и так: хак?!. —
Нет большевика, нет никакой России, — дикари! Есть — мир!" —- Каменный
гость: „Выпьем, ваше превосходительство, за художество. Ко-фий будете пить?"
„Да, кофе." — „Понеже и так пьяно, ваше превосходительство так ли?" —
„Утверждаю, что коммунизма в России нет, в России — большевики. Алексеевский
равелин. Инженер Андрей Людоговский." — Каменный гость: „Брось, ваше
превосходительство. Выпьем за художество! Плевать! Поелику пребываем мы в силе
своей и воле." Гость: „Погодите, величество! Все есть — я! — слышишь,
Андрей, все есть: я-ааа!.. милый, Андрей! — Останьтесь, Лиза, на минуту. — Ах, что вы, барин... — Присядьте, Лиза. Будем говорить. — Ах, что вы, барин1.. Я лучше попозже
приду. — Присядьте, Лиза! „Помнишь, Андрей, мы играли в бабки... У меня два
брата. Один расстрелян, а другой"... — Китаец полез по карте Европы, на
четвереньках, красноармеец Лиянов, — почему у китайца нет косы? — Простыни —
сухие, на шахматной доске — мир, руки рабочих, дым заводов, Европа — льдиною на
бок в Атлантике, — никакого Санкт-Питер-Бурга, — китаец на четвереньках на
льдине. — И никакой шахматной доски — Лизины волосы закрыли шахматную доску, а
губы у Лизы — сжаты — брезгливо. — „Паки и паки влачимы будучи на
Голгофу"!... — „Ты еси Петр и на камени сем я созижду церковь мою:
— я — я-ааа." — „Ах, барин, скорее, пожалуйста." . . . Голубоватый, зеленый туман восставал над Невой
и окутывал крепость. А над ним, над туманом — апельсиновой корки цвета — меркнул
закат, и в тумане, в желтом закате плавал на шпице над крепостью —
чорт-ангел-монах, похожий на чорную страшную птицу. Крепость в тумане
уплыла. . . . В общей камере — одни лежали с газетами, одни —
играли в шахматы из хлебного мякиша. Китаец с женской походкой и с ноздрями над
лошадиной челюстью, как у проститутки, — с лицом в мертвой улыбке, подходил ко
всем, останавливаясь томительно против каждого, долго молчал, улыбаясь, и
говорил, не то спрашивая, не то утверждая: — „Кюс-но..." Все понимали, что это
значит — скучно... — У волчка стоял другой китаец, страж, — иногда этот шептал в
волчок: — Ни ю цзы суй? Сколько лет ты считаешь
себе? — Во эр ши ву. — Двадцать пять, — отвечал китаец из
камеры. И страж тогда говорил по русски: — Сту-пай1 Нель-зя гово-ри1 — чтобы через пять минут
прошептать вновь: — Ни хао?.. — Ты здоров?.. Инженер Людоговский — инженеру нельзя было горбиться
— весь вечер играл в шахматы, у стола в скарбе чайников и железных кружек.
Шахматы были слеплены из хлебного мякиша. Китайцу бесразлично было на чем
сидеть, он любил сидеть в углу, на полу и там что-то петь, очень беспокоющее,
однотонное, как вой собак от луны. — В час после поверки всегда приходили, чтобы
вы-зы-вать. В этот час всегда говорили, никто не спал, но все
ложились на нары, точно нары и сон — шанс, чтоб не вы-зва-ли ночью. Инженер Людоговский рассказал: После смерти жизнь не
сразу замирает в организме. Каждый знает, что волосы и ногти растут у мертвецов
втечение нескольких месяцев. Одной из последних замирает деятельность мозга.
Мертвец четыре недели после смерти — видит и слышит и, быть-может, ощущает во
рту привкус гнили... Он не может двинуться, не может сказать. Понемногу оживают
нервы рук и ног — и тогда они вываливаются из сознания, из ощущений. Последним
начинает гнить мозг, — и вот последний раз ушная барабанка восприняла звук,
последний раз кора большого мозга ассоциировала мысль о смерти, о любви, о
вечности, о боге (— больше ведь ни о чем нельзя тогда думать, перед вечностью,
тогда ведь нет — человеческих — отношений), — и потускнела мысль — как давно уже
потускнели, остеклянели глаза, став рыбьими, — потускнела, развалилась мысль,
как развалился, сгнил мозг. Вот через глазные впадины вполз червь, — тогда глаза
исчезли навсегда. После смерти идет новая, страшная жизнь. Одним это — ужас, а
мне... Любопытная мысль, Петербург... Но инженер не кончил, отвернулся к стене, поднял
воротник пальто, не отвечал: инженеру нельзя было корчиться. Никто не говорил.
Тогда в углу стал перебирать стекляшки — завыл, как собака при луне, — запел
боевую песнь китаец:
„Ты еси — Петр."
— Помнишь,
Андрей, мы играли в бабки. Но я своего брата . . .
— Простыни, барин,
я просушила.
— Меня знобит, Лиза. Я одинок, Лиза, присядьте.
В волчок прошептал китаец-страж: — Ни гуй син? — твое
дорогое имя?
На столе в камере на ночь остались шахматы,
слепленные из хлебного мякиша. Ночью китаец с'ел шахматы, слепленные из хлебного
мякиша. — А у дворцов на Зимней Канавке из зеленой воды в ту ночь выплывали — в
тумане, окутавшем перспективы проспектов — двенадцать дебелых сестер лихорадок,
Катерины, Анны, Лизаветы, Александры, Марии - императрицы — что-бы поплыть на
Неву-реку, как Иртыш-река, к Петропавловской крепости, травку рвать там на
границе, цынгу разбрасывать, слушать давний спор Алексея с Петром, стон поэта
Рылеева, марши Николая Палкина, — поозерные сказки выведывать, — чтоб смотреть,
как на Неве-реке справа красные горят коммуникационные огни, слева - белые, —
чтоб увидеть там в тумане -— сквозь туман — из тумана восставшую Великую
Каменную Стену, поставленную императором Ши-Хоон-Ти за два столетия до
Европейской эры.
- Во гуй син? — твое дорогое имя? - прошептал
волчок.
— Во-син ли Ян.
Был час, когда приходили, чтоб вызывать. Китаец
подошол к Людоговскому, присел рядом на нарах на корточки, в полумраке выползла
конская челюсть, усмехнулась, скорчилась:
„Кюс-но?.."
Двенадцать сестер лихорадок плыли по Неве, туман
пополз в оконца. Тогда загремел замок, чтоб прижать каждого к нарам, притиснуть
в тоске; — „вот, ведь я же лежу, я лежу на нарах, я сплю, зачем? — Я-же сплю, —
я-ааа!.. за что?"
- Красноармеец Лиянов.
„ . . . Вот, ведь я-же лежу, на нарах, я сплю, —не
я, не я-аааа, — не меня!"
Красноармеец ушол. Загремел замок, снизив своды,
стиснув камеру. — Можно закурить, чтоб не задохнуться. — Хинки-бы, хины, —
туман, лихорадка. — Невидно — Невы дно глубоко, где двенадцать сестер.
Красноармеец Ляонов — „кюс-но!" — тю-тю!.. — „Столетия ложатся степеннно
колодами. Столетий колоды годы повторяют и раз и два, чтоб тасовать годы векам —
китайскими картами. Ни один продавец идолов не поклоняется богам, он знает, из
чего они сделаны. — Как-же годам склоняться — перед годами? — они знают, из чего
они слиты: не даром по мастям подбирают стили лет." „Петр — есть камень, и
заштатный город Санкт-Питер-Бург — есть Святой- Камень-Город. Но
Санкт-Питер-Бург — есть три,и посему — есть фикция: перспективы проспектов
Санкт-Питер-Бурга были к тому, чтоб там, в концах срываться с проспектов — в
метафизику.
"(ни) (ты) (один) (еси) (продавец) (Петр)..."
„Хинки-бы, хинки! — Кюс-но!.."
Тогда загремел замок, чтоб прижать каждого к нарам,
притиснуть в тоске: — ''„вот, ведь я же лежу, я лежу на нарах, я сплю, зачем? —
Я же сплю, - яааа! Зачем?"
— Инженер Людоговский, Смир- нов, —
Петров...
... „Ведь я же лежу, на нарах, я сплю, —не я, не
яаааа, — не меняа!.."
Коридоры, приступки, ступень. Мрак. Электрическая
лампа. Мрак. Электрическая лампа. Плеск воды, приступочки, ступеньки. — Свет,
подвал — и: два китайца: - ах, какие косые глаза! - и кто так провел по лицу,
чтоб вдавить лицо внутрь, раздавив переносицу, лицо, как плакат, с приставными
зубами? — а походка — у китайцев — женская... Инженеру нельзя было
корчиться...
- Ага!..
И все. Последняя мысль - последняя функция коры
большого мозга — через несколько недель — была — нечеловеческою мыслью
—
— ибо фосфор омылил кору большого мозга, в мутной
воде — в зеленой воде — в проточной воде. Туманы, — хинки бы,
хины!
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, ПОСЛЕДНЯЯ, ибо
Санкт-Питер-Бург — есть — три
АЛЬЧИК — за все свое детство — не видел ни одного
дерева, ибо он жил за стеной, уже в Монголии, Стране Тамерланов. В
Санкт-Питер-бурге, там, где столпились улицы из городков московской губернии, —
Рузская, Московская, Серпуховская,—на русской, на vосковской стороне, в
переулочке, на перекресточке — у дома в два этажа, у нежилого, у
покинутого,—сквозь разбитые окна в магазине внизу — видно было открытую
внутреннюю дверь в пустырь за домом, - там срублены были тощие топольки.Китаец -
своими руками - спилил, выкорчевал тощие топольки. Китаец — своими руками —
выбрал все камни и камешки. Дом покинули русские, по русски загадив: китаец —
своими руками — собрал весь человеческий помет, с полов, с подоконников, из
печей, из водопроводных раковин, из коридоров, — чтобы удобрить землю. Там,
кругом пустыря были кирпичные брандмауэры, на одном из брандмауэров росла
бузина. Все камни, жестянки, обрезки железа, стекло китаец сложил квадратами под
брандмауэром, — китаец нарыл грядки и на грядках посадил — кукурузу, просо и
картошку. — Был серый — финляндский — поозерный — денек. Китаец встал с жолтой
зарей — и весь день, за весь день, — каждый кусочек, каждую былинку, отрогал,
охолил своими руками.И весь день китаец пел боевую, бунтовщическую китайскую —
русскому уху звенящую тоской невероятной — песню: -
Тен-да-тен мынь кай1 Ди-да-ди мынь кай! Жо сюэ тен
шень куй.- Во цин ши-фу лай! —
песню, в которой говорилось о том, чтоб - „небо
растворило небесные ворота,земля растворила земные ворота, чтобы постигнуть сонм
небесных духов, — ибо Кулак Правды и Согласия и Свет Красного Фонаря сметут
одним помелом. И звезда Чжи-Ююй, обручившись со звездой Ню-су, помогут им,
спасут и охранят от огня заморской пушки." — Был серый денек. Мальчишки соседних
домов, которых китаец выжил из пустыря, где они играли в Юденича и в карточные
бюро, забирались на брандмауэр, висли на нем ласточками в ряд и
кричали:
— Эй, ходя, косоглазый чорт! Кто тебе косу то
обрил?
— Вот, погоди, мы картошку то слимоним!
Но китаец не слышал их, и в общем мальчишки больше
наблюдали за человеком с женской походкой, трудившимся, как муравей на
квадратном своем застенке, — один, всем чужой, косоглазый.
Был серый — финляндский — поозер-ный — денек. Жолтой,
как хинная корка зарей, пришол он и чинною коркой ушол. Вечером китаец один
лежал в уцелевшей комнатке внизу, на плите, прикрытый прокисшим одеялом, — в
каморке пахло, как некогда пахнуло в лессе. Китаец лежал с открытыми глазами, с
остекляневшим взором, корчась в онанизме. — Что думал китаец, кто знает? — И в
притихшей белой ночи, где-то в соседнем, Можайском, переулке пиликала и пиликала
гармоника, и женский голос пел:
.. . А если бы в тот вечер, — циркулем на треть
земного шара — на треть земного шара шагнул на восток, через Туркестан, Алатау,
Гоби, — то там, в Китае, в Пекине, (— Иван Иванович Иванов был братом!) — в
Пекине, Китае . . .
Белогвардеец, дворянин, офицер императорской армии,
эмигрант Петр Иванович Иванов проходил воротами Гэ-тэ-мен, — в подземельи ворот,
там, где ходят люди, было темно и сыро, — Петр Иванович свернул налево. По
широким квадратам каменных плит, под высокими стенами древних укреплений у рва,
наполненного зеленой водой, а потом по каменному мосту через канал, он пришол до
Западных ворот Танг-пьен-мэн, там, по покатому склону дерновой тропинкой он
поднялся на стену, на бастионы, в тишину и безлюдье над городом. — Какое
странное зрелище для глаз европейца! — ведь европеец привык к квадратным
громадам серых зданий, скованных квадратами проспектов. Солнце с темного и
голубого неба, светя лучами, отбрасывало лиловые резкие тени от рвов, бастионов,
от бананов, сверкало резко в лакированных черепицах крыш и рябило
жолто-золо-тистым, ярко-голубым, красным, причудливым костром пагод, храмов,
киосков, башен, спиралей портиков, срезанных там вдалеке мрачной, бурою линией
стен и зеленой мутью канала: — там деловая толпа — люди — китайский город —
купцов, продавцов, плебеев и нищих — гул толпы, крики мулов и ослов. — Здесь, на
стене, над городом — безлюдье и тишина. Эмигрант, офицер, барин, в офицерской
шинели с золотыми погонами (весь багаж) сел у глыбы гранита. Серая офицерская
шинель с золотыми погонами — весь багаж офицера. Нету сапог. И лето. Сколько
верст или ли (по китайски!) пройдено было. Офицер прислонился к гранитной глыбе,
фуражку с белой кокардой надвинул поглубже, чтоб не рябило в глазах. Здесь, в безлюдьи, в солнце и в день — спал
офицер, Петр Иванович Иванов. К вечеру, в заполдни, офицер шол в толпе между
воротами Куанг-дзу и Ша-Ку. Крестьяне с мулов и ослов торговали мясом, дичью,
луком, сарго, — и курили хрупкие трубки табака, мужчины и женщины, пока не
пришел покупатель. Небрежной, неспешной походкой шли с веерами
мужчины-джентельмены. Гул и шелест толпы уходил — в лиловатое небо. У павильона,
где стояла охрана были врыты столбы с перекладинами, на столбах в бамбуковых
клетках — в каждой клетке по голове — лежали головы мертвецов, глядевшие
тусклыми, широко-раскрытыми глазами. Офицер остановился, чтоб посмотреть, что
осталось от людей: рты были обезображены веселой гримасой, у всех одной и той
же, а зубы — конвульсивно сжаты, — а с клеток капала, еще свежая кровь, — и
офицер почувствовал,что его тошнит от запаха свежего мяса. Это было место
политических казней. — Там, в конце, у ворот, у стены под каштанами сидели,
стояли, лежали — нищие, прокаженные, фокусники, гипнотизеры, старики. Мимо шли и
ехали на людях и лошадях лорды и лэди. Офицер стал к нищим и, полупротянув
правую руку, запел по-русски: — Пода-айте милостинку Христа ра-ади!.. Белогвардеец,
барин, офицер русской армии, эмигрант, брат, Петр Иванович Иванов. Россия, Коломна.
Никола-на
Посадьях, 20 сент. 1921 г.