Источник |
Илья Ильф и Евгений Петров. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. |
Издательство |
«Художественная литература». Москва, 1961 |
Ocr, проверка |
Читальный зал |
Для полноты счастья
Для полноты счастья членам профсоюза, — тем самым членам профсоюза,
о духовных запросах которых пекутся столь многочисленные и многолюдные организации,
— иногда хочется сходить в клуб.
Как создается новый клуб?
О, это не так просто.
Объявляется конкурс. И пока молодые и немолодые архитекторы при
свете сильных ламп чертят свои кривые и производят расчеты, общественность волнуется.
Больше всех кипятятся врачи. Они требуют, чтобы новый клуб был образцом санитарии
и гигиены.
— Не забудьте, — предостерегают врачи, — что каждый кружковец, кроме
общественной нагрузки, несет еще нагрузку физиологическую — он вдыхает кислород,
выдыхает азот и прочий там ацетилен. Нужны обширные помещения, полные света
и воздуха.
Консультанты из ВСФК1 требуют, чтобы был гимнастический зал, тоже
полный света и воздуха.
Автодоровская общественность настаивает на том, чтобы не были забыты
интересы автомобильного кружка, которому нужна для работы комната, конечно полная
воздуха и света. Волнуются осоавиахимовцы, мопровцы, друзья детей, представители
пролетарского туризма, нарпиговцы (комната, свет и воздух).
Артель гардеробщиков выступает с особой декларацией. Довольно уже
смотреть на гардероб как на конюшню. Гардероб должен помещаться в роскошном
помещении, полном света и воздуха, с особыми механизмами для автоматического
снимания калош и установления порядка в очереди, а также электрическим счетчиком,
указывающим количество пропавших пальто.
Центром всего является заметка в вечерней газете, — заметка оптимистическая,
полная света, воздуха и юношеского задора. Она называется:
Заметка начинается с академических нападок на царский режим. Покончив
с этой злободневной темой, «Вечёрка» доказывает, что человечество проводит в
уборных значительную часть своей жизни. Поэтому надо уделить им особенное внимание:
надо добиться того, чтобы каждый, побывавший в уборной нового клуба, вынес оттуда
хоть небольшой, но все же культурный багаж.
В общем, кутерьма идет порядочная. Архитекторы выбиваются из сил,
чтобы наилучшим образом сочетать требования общественности.
Но вот проект выбран, клуб построен, флаг поднят, прогремели приветственные
речи, и в новое здание вступает заведующий клубом.
Нет слов, клуб хорош. Блистают светлые стены, в толстых стеклах
отражаются бюсты, по углам стучат листьями пальмы, а коричневый зрительный зал
почище, черт побери, любого филиала московского театра. Хороша и циркуляция
воздушных потоков. Есть, конечно, недочеты, но в основном общественность добилась
своего — клуб хорош.
Суровые будни начинаются с того, что главный вход наглухо заколачивается
бревнами и для верности опутывается колючей проволокой. Почему это делается
— никто не знает, но делается это всегда. Теперь в клуб ходят со двора, в какую-то
маленькую дверь. Во дворе, ясное дело, темно и вырыты большие волчьи ямы. Главный
вход, со всеми своими колоннами, гранитными ступенями и статуей рабочего со
сверхъестественно развитой грудью, пропадает впустую.
Но это еще не магистральная беда.
Начинается переоборудование помещения. Оказывается, что нет комнаты
для фотокружка. То есть комнаты есть, но полные света и воздуха, а кружку для
лаборатории как раз нужна комната совершенно, если можно так выразиться, обратного
типа.
И заведующий бодро начинает свое дело не с организации его, а с
реорганизации. Кстати, к этому он привык еще в старом помещении.
Чудное окно фотографической комнаты замуровывается кирпичами, возникает
рубиновый свет, и кружковцы запираются на ключ, чтобы как можно скорей приступить
к любимому делу — проявлять пластинки, покачивать ванночки и грустно улыбаться,
глядя на ужасные результаты негативного процесса. Впрочем, кружковцы тут же
узнают, что покачивать ванночки покуда не придется — деньги, ассигнованные на
покупку фотоаппарата, уже израсходованы на замуровывание окна и обнесение главного
входа окопной проволокой.
Через три дня заведующий клубом случайно попадает в фотолабораторию.
Здесь его взору предстает странная картина: кружковцы при красном свете играют
в карты, в двадцать одно. Что им еще делать? Если в этой мрачной комнате не
развлечься чем-нибудь, то можно сойти с ума от страха!
Их выгоняют. Освободившееся помещение отдают кружку кройки и шитья,
которому больше всего нужен свет и воздух. Окно размуровывают. Комната наполняется
строительным мусором, и по всему клубу летает известь и красный кирпичный порошок.
Свет еще есть, но воздух уж не так чист. Делается грязно. Посетители клуба с
легким сердцем швыряют на пол окурки и яблочные огрызки. И почему бы не бросать,
если пол уже запятнан глиной и алебастром!
Заведующий немедленно начинает кампанию за чистоту. Но увеличивается
не число веников, швабр и пылесосов, а количество плакатов, воззваний и увещеваний.
Появляются различные сентенции в стихах и прозе. Чище от этого не становится,
просто становится скучнее.
К этому времени выясняется, что клубный делопроизводитель растратил
трамвайные талоны. Для такого случая снимают колючую проволоку и на один день
открывают главный вход. Мерзавца судят. Становится еще немножко скучнее. А тут
еще эта реорганизация никак не может окончиться.
Дело в том, что штат, обслуживающий клуб, никак не может выбрать
себе помещение по вкусу. Все время штат перетаскивает из этажа в этаж столы,
и когда бы член профсоюза ни пришел в свой клуб, на лестничной площадке стоит
бюст Максима Горького. Его куда-то несли, но не донесли. Гремят топоры, и в
комнатах, полных света и воздуха, вырастают зыбкие фанерные перегородки. Появляется
необходимость в новых проходах. Их прорубают. Одновременно заделываются старые
двери.
От замысла общественности, от трудов врачей, архитекторов и строителей
не остается и следа. Новый клуб напоминает увеличенный раз в десять старый клуб.
Новая грязь напоминает старую грязь.
Наблюдается гигантский рост плакатов. От всех проблем, от всех задач,
от всей жизни заведующий клубом с мужеством гладиатора отбивается ни к чему
не обязывающими надписями:
ВСЕ НА КОНФЕРЕНЦИЮ ГЛУХОНЕМЫХ!
| |
СОЗДАДИМ ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПЬЕСЫ!
| |
НАЛАДИМ ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА ДАЛЕКИХ ОКРАИНАХ!
| |
Чтобы не отстать ни от чего, чтобы все отметить и во всем отчитаться,
повешен еще один чрезвычайно политичный плакат:
ПОБОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ РАЗНЫМ ВОПРОСАМ!
| |
В тени этого плаката жить легко и отрадно. Никто не сможет придраться.
Но почему-то недовольны члены клуба.
Молодежь что-то бурчит, а так называемые пожилые начинают посещать
МХАТ и уделяют разным вопросам все меньше и меньше внимания.
Дело как-то не вяжется, не кипит. Никто из членов клуба не создает
высокохудожественных пьес, на конференцию глухонемых приходят не все граждане,
как этого требовал заведующий, а только сами глухонемые, дорожное строительство
на далеких окраинах идет само по себе, стихийно, без согласования с завклубом,
труд уборщиц, возможно, и уважался бы, но его (труда) незаметно. Остается привет
шефам. Что ж, члены клуба не против, однако хотели бы знать, какие это шефы.
Но спрашивать неудобно, и любовь к шефам остается платонической, холодноватой,
вроде как между Лаурой и Петраркой.
Достигнув столь головокружительных вершин, заведующий садится писать
квартальный отчет. Это высокохудожественное произведение искусства на грани
фантастики:
Проведено массовых вечеров — 34. Охвачено 48675 человек.
Проведено массовых танцев — 4. Охвачено 9121 человек.
Проведено массовых авралов — 18. Охвачено 165000 человек.
Проведено массовых культштурмов — 60. Охвачено 10000 человек.
Проведено массовой самодеятельности — 27. Охвачено 6001 человек.
Проведено массовой кружковой работы — 16. Охвачено 386 человек.
Обслужено вопросов — 325.
Охвачено плакатами — 264 000.
Приняло резолюций — 143.
Поднято ярости масс — 3.
План клубной работы выполнен на 99,07 процента.
Если бы к этому отчету добавить еще один пункт:
«Уволено грязных очковтирателей, заведующих клубами 1 (один)», то
он был бы не так уже плох.
И тогда отчет, это произведение искусства, стоящее на грани фантастики,
приобрел бы столь нужные нам черты социалистического реализма.
1933
1 ВСФК — Всесоюзный совет физической культуры.
Для полноты счастья. — Впервые опубликован в журнале «30 дней»,
1933, № 6.
Печатается по тексту Собрания сочинений в четырех томах, т. III,
«Советский писатель», М. 1939.
|