Источник |
Илья Ильф и Евгений Петров. Собрание сочинений в 5 томах. Том 3. |
Издательство |
«Художественная литература». Москва, 1961 |
Ocr, проверка |
Читальный зал |
Литературный трамвай
Жарко. По летнему времени трудно сочинить нечто массивное, многословное,
высокохудожественное, вроде «Соти». Тянет написать что-нибудь полегче, менее
великое, вроде «Мадам Бовари».
Такая жара, что противно вкладывать персты в язвы литературы. Не
хочется придираться, допускать сатирические вольности и обобщения.
Хочется посмеяться. И, верите ли, смеяться хочется почему-то так
называемым утробным смехом. Тем более это уже разрешено вполне официально и,
есть слух, даже поощряется.
Хочется, а с другой стороны — колется. Вдруг не выйдет! Как-никак,
а молодость прошла, нет уж того порыва. «И одинокий тонкий волос блестит на
праздной голове» (кажется, Тютчев).
В ужасных препирательствах прошла молодость. Мы спорили без конца.
Враги говорили, что юмор — это низкий жанр, что он вреден. Плача, мы возражали.
Мы говорили, что юмор вроде фитина. В небольших дозах его можно давать передовому
читателю. Лились блестящие детские слезы. Кто-то учился на своих ошибках (орфографических).
Кого-то куда-то бросили.
Теперь все хорошо.
К тому же лето, жарко, съезд писателей соберется не скоро, и литературный
трамвай ещё не вошел в прохладное депо.
Последняя посадка, была 23 апреля.
И опять кто-то в давке не успел попасть в вагон и гонится за трамваем,
задыхаясь и жалуясь:
— Я был первым в очереди. Меня рапповцы замалчивали. И вот такая
несправедливость!
Как всегда в трамвае, пассажиры сначала радуются своему маленькому
счастью. Идет размен впечатлений. Потом потихоньку начинается дифференциация.
— Чуть Габрилович не остался. Спасибо, Славин подсадил. Буквально
в последнюю минуту. Написал о нем статью в «Вечёрке».
— Смотрите, нонпарель, а подействовала.
— Хоть бы обо мне кто-нибудь нонпарелью.
— Читали Никулина?
— «Время, пространство, движение»? Читал. Мне нравится. Совсем как
Герцен стал писать. Просто «Былое и думы».
— Да, с тем только различием, что былое налицо, а дум пока никаких
не обнаружено. Потом у него в мае месяце арбуз на столе истекает соком. А в
окно смотрит белая ночь. А арбузы вызревают в августе. Герцен!
— Не люблю застольных речей. Опять Олеша не то сказал. Сказал о
Грине, что умер последний фабулист. Не понимаю, что это значит — последний фабулист.
Последний флибустьер — это еще бывает. Не то, не то сказал.
— Сходите?
— С ума вы сошли! Только влез.
— А впереди сходят?
— У выхода рапповцы пробку образовали. Ни за что не хотят сходить.
А один товарищ, тот даже лег поперек двери. Ни за что, говорит, не сойду. А
его билет уже давно кончился.
— Какое безобразие! Задерживают вагон на повороте!
— А о Зощенко опять ничего не пишут.
— Граждане, осторожнее. Среди нас оказался малоформист. Покуда вы
тут спорили и толкались, он успел сочинить на ходу приспособленческий лозунг
взамен старого: «Не курить, не плевать». Слушайте. Вот что он написал: «В ответ
на запрещение плевания и курения ответим займом социалистического наступления».
— Товарищ Кирпотин, остановите на минутку вагон. Тут одного типа
надо высадить.
— Сойдите, гражданин. Ничего, ничего! До ГОМЭЦа пешком дойдете!
— А о Зощенко опять ничего не пишут.
— Кондуктор, дайте остановку по требованию у ГИХЛа.
— Удивительно! Что писателю могло в ГИХЛе понадобиться? Ведь там
денег за принятые произведения не платят.
— Но платят за потерянные. Там даже висит особое извещение: «Выплата
гонорара за утерянные рукописи производится по четным числам».
— А-а-а!
— Только он выпустил первую книжку, как стали его спрашивать:
— Вы марксист?
— Нет.
— Кто же вы такой?
— Я эклектик.
Уже так было и хотели записать. Но тут раздались трезвые голоса:
— За что губите человека?
Ну, снова стали спрашивать:
— Значит, вы эклектик?
— Эклектик я.
— И вы считаете, что эклектизм — это хорошо?
— Да уж что хорошего!
Тогда записали: «Эклектик, но к эклектизму относится отрицательно».
— Это все-таки прошлые времена. Теперь, в свете решений...
— А про Зощенко все еще ничего не пишут. Как раньше не писали, так
и сейчас. Как будто и вовсе его на свете нет.
— Да. И знаете, — похоже на то, что этот ленинградский автор уже
немножко стыдится своего замечательного таланта. Он даже обижается, когда ему
говорят, что он опять написал смешное. Ему теперь надо говорить так: «Вы, Михаил
Михайлович, по своему трагическому дарованию просто Великий Инквизитор». Только
тут он слегка отходит, и на его узких губах появляется осмысленно-интеллигентная
улыбка. Приучили человека к тому, что юмор — жанр низкий, недостойный великой
русской литературы. А разве он Великий Инквизитор? Писатель он, а не инквизитор...
Такие и еще другие разговоры ведутся в литературном трамвае. Кто-то
упрямо сидит, делая вид, что любуется асфальтированной мостовой, а сам только
и думает о том, как бы не уступить место женщине с ребенком (лобовой перенос
понятия — здесь, конечно, имеется в виду писательница, робко держащая на руках
свое первое произведение).
Кто-то роется в своем кармане, выгребая оттуда вместе с крошками
хлеба завалявшиеся запятые. Кто-то в свете решений требует к себе неслыханного
внимания. О ком-то, конечно, опять забыли.
Жара.
Но хорошо, что трамвай движется, что идет обмен впечатлениями и
что походная трамвайная дифференциация, с обычной для нас перебранкой и толкотней,
готова перейти в большой и нужный спор о методах ведения советского литературного
хозяйства.
1932
Литературный трамвай. — Впервые опубликован в «Литературной газете»,
1932, № 36, 11 августа, под рубрикой «Уголок изящной словесности». Подпись:
Холодный философ.
Печатается по тексту Собрания сочинений в четырех томах, т. Ill, «Советский писатель», М. 1939. В этом издании и в сборнике
«Как создавался Робинзон», «Советский писатель», М. 1933, фельетон ошибочно
датируется 1933 годом.
|